Гарантированные права и свободы это

Уполномоченный по правам человека в Калужской области

Библиотека

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ГАРАНТИРОВАННЫЕ КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

2009 Автор:А.В. Дронова; Калужский филиал негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия» Научный руководитель: А.С. Безгубов

«На бумаге, — замечает К.Маркс, — легко можно прокламировать конституции, право каждого гражданина на образование, на труд, и, прежде всего на известный минимум средств существования. Но тем, что все эти великодушные желания написаны на бумаге, сделано еще не все; остается еще задача оплодотворения этих либеральных идей материальными и разумными социальными убеждениями.» [1]

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующей Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в статье 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получающего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного.

Проводя различия между человеком и гражданином Конституция Российской Федерации восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые возникли в результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право на счастье, — в Декларации независимости 1776 г . (США), Билле о правах 1791 г . (США), в Декларации прав человека и гражданина 1789 г . (Франция).

Существует мнение, что конституция должна отражать в своем содержании все то, что уже было достигнуто к моменту ее принятия. В стране на тот момент должны быть, если не сами права и свободы граждан (права и свободы являлись бы целью государства), то механизмы их реализации. В нашей стране их не было не на момент создания конституции, не сейчас, во время их должного выполнения.

Принятые конституции и законы хотя и важны, но это далеко не все то, что нужно для претворения записанных в федеральной Конституции прав и свобод россиян. Кроме того, необходимо, чтобы эти акты неукоснительно исполнялись всеми, кому это положено. Можно принять отличную по форме и содержанию Конституцию, издать не менее прекрасные законы, но грош цена им, если они живут лишь на бумаге. [2]

Целями данной работы являются:

— исследовать теорию и практику реализации прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

-в процессе исследования выявить имеющиеся недостатки в практической реализации прав и свобод человека и гражданина, заявленных в Конституции Российской Федерации;

-выявить недостатки действующего законодательства, в часть противоречащей Конституции РФ и внести соответствующие предложения.

В Конституции РФ 1993г проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства (ст.6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства — в обязанности предоставить эту защиту.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек — он является свободным существом, которое находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Это состояние свободы не даруется государством (такое положение имело место в прежней конституции), а принадлежат ему от рождения (ст.17 ч.2 Конституции РФ).

Часть 1 ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования.

Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.

Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: 1) личные; 2) политические; 3) экономические, социальные и культурные. [3] Эта классификация помогает уяснению относитель­ной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в из­ложении заметна сгруппированность прав по указанным основа­ниям. Данная классификация в достаточной мере условна, по­скольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесе­ны к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим пра­вам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер. [4]

Личные права и свободы включают: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жиз­ни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

Политические права и свободы включают: право на объедине­ние, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избран­ным и др.

К числу экономических, социальных и культурных прав и сво­бод относятся: свобода предпринимательства, свобода творчества, право частной собственности, право на труд, отдых, забастов­ку, охрану семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здо­ровья, образование, участие в культурной жизни и др.

Провозглашенные государством права и свободы всегда означают определенную для лиц юридическую возможность поступать так или иначе. Отсюда «возможность» есть тот исходный конструктивный элемент, который дает представление о правах и свободах человека и гражданина. В правовом обобщении имеющиеся у лица права и свободы всегда ассоциируются с наличием у него предоставленных законом возможностей.

Чтобы стать реальностью, превратиться в действительность, возможность должна осуществиться в активной, целенаправленной деятельности человека. Для превращения возможности в действительность, для достижения поставленных целей из множества дозволенных, допустимых Конституцией и законами вариантов человек избирает такой вариант поведения, который, по его представлению, полнее всего обеспечивает нужные ему результаты. Это можно проиллюстрировать на содержании норм ст.34,37 Конституции РФ. Опираясь на содержащиеся в них положения, каждый человек может выбирать себе работу. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34), а также каждый вправе выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37).

А как же реализуются данные права на практике и существуют ли нарушения прав и свобод человека? Рассмотрим на конкретных примерах.

В соответствии с п.1 ст.37 Конституции Российской Федерации: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [5] .

В процессе реализации права человека на труд встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.

Обратимся к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ. В соответствии п.3.ст.9 главы 3,где сказано о том, что: « Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее — квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также — претендент), квалификационного экзамена». В этой же главе в п.1 ст.9 говорится о том, что статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Но как можно говорить о квалификационном экзамене после сдачи государственных экзаменов государственной аттестационной комиссии в образовательном учреждении высшего профессионального образования? Получается второй раз подтверждаешь свои знания, тем более членам общественного объединения, но я думаю достаточно одного раза, например, в институте при сдаче Государственных экзаменов. Ведь знания даются один раз, они неотчуждаемы, а право пользования ими может быть ограничено только судом (например, Уголовное законодательство предусматривает такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок). Реализация прав и свобод может выражаться в форме фактического правообладания, пользования, распоряжения ими или в защите, восстановлении прав в случае их нарушения.

В практике судебных органов есть судебное решение, в котором отменен повторный экзамен, после лишения прав на управление транспортным средством. Данное судебное решение еще раз подтверждает то, что лишение пользоваться правом не лишает знаний человека и гражданина.

В соответствии со ст.12 гл.3 Федерального закона « Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ», квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. То есть определенный круг людей, цеховиков, решает «пускать ли в свои владения» того или иного специалиста, тем самым, создавая монополию на данный род деятельности, но это нарушение п.1 ст.37 Конституции РФ-ограничение права на труд. И данное нарушение Конституции РФ в какой-то мере способствует и коррупции в целом (сращивание адвокатов с судом, следствием и чиновниками), а также и коррупции внутри самой адвокатской палаты.

А в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Но в чем заключается противоправность, если гражданин, являясь специалистом, хочет и может работать по своей профессии? Ведь как гласит п.1 ст.37 «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Хотелось обратить внимание еще на один момент. Чтобы заниматься адвокатской деятельностью, нужно вступить в адвокатскую палату. То есть, если не вступишь, то и работать не будешь. Это противоречит п.2 ст.30 «Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Образуется так называемое «цеховое производство», где принимаются на работу только «угодные и нужные люди».

Конечно, стоит заметить, что общественное объединение защищает свои интересы, где основной целью все-таки, по моему мнению, является подбор высококвалифицированных специалистов, но не стоит забывать о действующем законодательстве, об Основном законе нашей страны-Конституции РФ, которому не должны противоречить принимаемые нормативно-правовые акты.

Нормативные акты при правильном их составлении — эффективный регулятор общественных отношений и процессов. Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. В частности, разработчики нормативных актов должны максимально учитывать объективные потребности реальной действительности, состояние того или иного участка социальной жизни общества. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут не применяющимися на практике. Даже хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество к ним не готово или нет необходимых условий.

Аналогичен и закон о нотариате, который также в угоду цеховым интересам нотариусов требует сдачи экзаменов квалификационной комиссии и членстве в нотариальной палате.

Не стоит забывать и о таком важном конституционном принципе — «Все равны перед законом и судом» (ст.19 Конституции РФ). Однако глава 52 «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц» УПК РФ регламентирует особое производство по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

7) Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; (п. 6.1 введен Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

8) руководителя следственного органа; (п. 6.2 введен Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

10) адвоката; (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

11) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; (п. 9 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ).

12) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. То есть к простому рабочему гражданину применяется один закон-Конституция РФ, а к лицам наиболее образованным, занимающим высшие должности в государстве другой — глава 52 УПК РФ.

Необходимо отметить и то, что некоторые законодательные изменения в Уголовном кодексе РФ ущемляют права граждан (человека) на соответствующую судебную защиту чести и достоинства, жизни и здоровья (ст.46 Конституции РФ). Так 8.12.2003 года в УК РФ внесены изменения, ликвидировавшие институт неоднократности, в результате исчез квалифицирующий признак неоднократности рецидива, что не позволяет принимать соответствующее наказание преступникам и рецидивистам, совершившим повторные преступления неоднократно. Так по п. б ст.105 УК РФ наказание за убийство может стать пожизненным или наступить смертная казнь, т.е. за убийство двух и более лиц, охваченное одним умыслом. А за убийство тех же двух и даже более лиц, не охваченное одним умыслом наказание не может превышать более 25 лет.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что существуют противоречия между Конституцией Российской Федерации и принимаемыми нормативно-правовыми актами. В результате ущемляются права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. В данной работе исследовано, каким образом Федеральный закон Российской Федерации может ограничить такие основные права, как право на труд, право выбирать род деятельности и профессию.

Можно по-разному относиться к недоброкачественности законов. Но, бесспорно, некоторые явления, обусловливающие качество законов, следует считать естественными и неизбежными. Ведь при внимательном рассмотрении обнаруживается, что качество закона — это не константа, оно изменяется по мере развития общества, повышения правосознания членов общества, устаревания закона. Другие же обстоятельства, влияющие на качество, ведут к разбалансированности правовой системы и нарушению ее нормального функционирования.

Однако нельзя не признать, что качество работы отечественных законодателей и регулятивные возможности многих исходящих от них нормативных правовых документов остаются пока на недостаточно высоком уровне, чтобы можно было говорить о, безусловно, позитивных результатах правовой реформы.

Поскольку низкое качество законов нельзя считать нормальным правовым явлением, способом и одним из факторов сохранения качества законов является совершенствование законодательства. Постоянное совершенствование законодательства — необходимое условие своевременного и эффективного учета в нормативных актах потребностей общественного развития, сочетания интересов общества, отдельных его социальных слоев и индивидов, а также важная предпосылка укрепления законности.

Я думаю целесообразно согласиться с высказыванием видного отечественного юриста В.С. Основина: «Устанавливая вместе с основными правами и свободами систему материальных гарантий, обуславливающих для граждан возможность осуществления этих прав и свобод, нормы государственного права тем самым устанавливают правовые основания защиты прав личности. Они дают как бы канву, по которой нормы других отраслей права создают сложный узор правовой защиты личности, ее прав и интересов». [6]

[1] Маркс К.,Энгельс Ф.Соч.Т.3.С.687-688.

[2] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Москва,1997.С.9.

Права и свободы человека гарантированы Конституцией ( А.Шолимова, судья СМЭС Павлодарской области )

Права и свободы человека гарантированы Конституцией

30 августа 1995 года на общереспубликанском референдуме была принята Конституция Республики Казахстан, согласно которой Казахстан провозгласил себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Конституция, будучи Основным Законом государства, закрепляет основополагающие принципы деятельности Республики, такие как общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

Конституцией Республики Казахстан закреплены основные принципы демократического государства — разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, права личности и их гарантии.

Вместе с тем, Республика Казахстан, как социальное государство характеризуется рядом положений Конституции о бесплатном среднем и высшем на конкурсной основе образовании, о бесплатном гарантированном объеме медицинской помощи, об охране окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана.

Для регулирования основ политической и духовной жизни общества Конституция устанавливает принцип политического и идеологического многообразия, а правовой характер государства находит свое выражение в принципе верховенства права.

Выступая гарантом прав и свобод личности, Конституция Республики Казахстан, в соответствии с международным правом, признает, закрепляет и гарантирует обеспечение основных прав и свобод человека, которые в соответствии с Конституцией, принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.

Наряду с указанным, граждане Казахстана наделяются политическими и другими правами, в частности, свободой выбора труда, передвижения и выбора места жительства, но прежде всего, человек обладает правом на жизнь, на свободу и неприкосновенность, на защиту своих прав и свобод в суде, на свободу мысли, совести, религии и т.д.

Гарантия прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается тем, что конституционные права не могут быть упразднены, а при принятии новых законов не допускается сужение объема существующих прав и свобод, при этом, Конституцией установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Говоря о гарантированных Конституцией правах и свободах человека, следует указать, что Основным Законом равным образом каждому обеспечено право на судебную защиту своих прав и свобод, с установлением того, что все равны перед законом и судом.

Так, Разделом VII Конституции «Суды и правосудие», установлено, что судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Основополагающим принципом правосудия, а значит и обеспечения каждому реализации права на судебную защиту, является то, что судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и Закону, при этом какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Следует указать, что за последние годы, внесенными изменениями в Конституцию Республики Казахстан, были существенным образом затронуты вопросы, касающиеся прав и свобод человека.

В частности, 21 мая 2007 года были внесены изменения в статью 15 Конституции РК, гарантирующей каждому право на жизнь, а именно внесенными новациями определено, что смертная казнь устанавливается как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании, тем самым, значительно сужен круг преступных деяний, влекущих наказание в виде смертной казни. Претерпела изменения ст.16 Конституции, новая редакция которой предусматривает, что арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда с предоставлением арестованному права обжалования. Также изменения коснулись пункта 2 статьи 74 Конституции РК, обновленная редакция которого устанавливает, что законы и иные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные в ней права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению.

Наряду с указанным, Казахстаном осуществлены ряд мероприятий по внедрению в свое правовое пространство международных норм и принципов соблюдения прав и свобод человека, в частности, Республикой Казахстан ратифицированы Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года и дополнительные протоколы к ним, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о ликвидации и предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Изложенное, является бесспорным свидетельством того, что Казахстан постепенно и неуклонно утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого признаны человек, его жизнь, права и свободы.

Гарантированные права и свободы это

право на участие в управлении делами государства

право на частную собственность и ее наследование

свобода труда, право на труд в нормальных условиях

свобода творчества и преподавания

право на защиту чести и достоинства

право на объединение, свобода союзов, партий и т.п.

свобода экономической деятельности

право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям.

право на свободу и личную непрнкосновенность

право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования

право на социальное обеспечение

право на неприкосновенность личной жизни I

право избирать и быть избранным

право на жилище

право на неприкосновенность жилища

равное право доступа к любым должностям

право на охрану здоровья и медицинскую помощь

право на свободу передвижения и выбор места жительства

право обращений в государственные органы

право на благоприятную окружающую среду

свобода совести, вероисповеданий

право на информацию,

право на образование

свобода мысли, слова

уголовно-правовые и процессуальные гарантии

Рис. 3.2. Конституционные права и свободы гражданина

134 Глава III Конституционное право

соответствующие условия, как-то: обеспечить четкую работу государственных и общественных структур, которые бы позволили удовлетворять необходимые потребности личности, проводить мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды обитания, осуществлять политику, направленную на отказ от войн, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленно бороться с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия. Важное значение имеют и мероприятия медицинского, характера: диспансеризация, т. е. профилактический осмотр и своевременное выявление болезней, надлежащее медицинское обслуживание, служба «Скорой помощи», борьба с алкоголизмом и наркоманией и т. д.

В Конституции оговаривается вопрос о смертной казни. Это действительно Очень сложная проблема. В самом деле, не государство дает человеку жизнь, оно и не вправе ее отнимать. Кроме того, целью любого наказания должно быть перевоспитание осужденного. В случае применения смертной казни перевоспитание оказывается невозможным и цель не достигается. Все же смертная казнь легализуется Конституцией, но возможности ее применения резко сужаются:

а) она сохраняется временно;

б) может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры наказания;

в) назначается только за особо тяжкие преступления против жизни;

г) связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Право на охрану государством достоинства личности (ст. 21). Достоинству ..отмечал И. Кант, – это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным и др. Для признания факта умаления достоинства и защиты его государством необходимо прежде всего не только установить то, что человек осознавал принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но и оценить, проявлялись ли эти качества в его деятельности (объективная сторона достоинства). Если вор возмущается тем, что его назвали негодяем и подонком, то вряд ли он получит защиту. Уважение к личности, ее достоинство должно включать в себя не только внимательное отношение к

§ 4. Классификация конституционных прав и свобод 135

удовлетворению прав и законных интересов граждан, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, особое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях. И, уж конечно, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия: подвергнут медицинским, научным и иным опытам.

Право на неприкосновенность личности (ст. 22). Человек вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом никаким ограничениям. Лицо имеет право как на физическую, так и на духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Основания и порядок ареста предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, которое, кроме того, содержит развернутую систему гарантий от необоснованного ареста.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Каждый человек имеет право знать, какая информация о нем и его жизни имеется в органах государства, и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица, как правило, необходимо его согласие, так Как возможны злоупотребления владением данной информацией. Это правило распространяется на всех. Каждый человек также вправе самостоятельно выбирать себе круг знакомых, определять характер и меру общения с ними, в том числе и в интимных отношениях. Если должностные лица государственных органов и других организаций, где обычно аккумулируются сведения о частной жизни людей (нотариусы, работники органов загса, врачи и др.), располагают определенными сведениями, они должны хранить тайну Граждане имеют также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничение этого права допускается только по решению суда. Для защиты доброго имени установлен судебный порядок. Суд может потребовать устранить нарушения и возместить убытки и моральный вред.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребыва-

136 Глава III Конституционное право

ния (гостиница, дом отдыха, больница и т п.) К жилищу не принадлежат надворные постройки, гаражи, погреба и другие помещения, не используемые для проживания людей. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при. ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан, поскольку каждый человек имеет право на уединение в занимаемом им и его близкими помещении. Кроме того, там могут находиться личные бумаги, вещи и т. д., что может быть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо, полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридические лица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища,-вправе обжаловать их действия При этом пострадавший может требовать возмещения ущерба, причиненного этими незаконными действиями.

Существуют законодательно установленные ограничения этого права. Так, допускается проникновение в помещение без согласия его владельца:

а) если имеется санкция прокурора или постановление суда о разрешении провести соответствующее оперативно-следственное действие;

б) налоговой полиции, если помещение используется для предпринимательской деятельности;

в) работникам милиции, при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление или имеет место несчастный случай;

г) судебному приставу для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих в помещении в силу судебного решения.

Нарушение данного права квалифицируется как преступление (см. ст. 136 УК РФ).

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). Свобода касается как возможности передвижения лица внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться в нее. Прибыв на новое место жительства, гражданин в течение 7 дней должен зарегистрироваться в милиции, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор и т. п.). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничения на его выдачу установлены законом, и, в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

§ 4 Классификация конституционных прав и свобод 137

Свобода совести, вероисповедания (ст. 28). Каждый человек может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Лицо вправе вступать в существующие религиозные объединения, принимать или не принимать веру, осуществлять культовые обряды, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В официальных анкетах запрещено фиксировать наличие или отсутствие религиозных убеждений. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу – свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто вторгаться не может. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может, быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Инакомыслие, т. е. мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, у нас теперь не наказывается, да, впрочем, пока и не ясно, какая же сейчас идеология является господствующей. Мысль не может быть свободной, если она не сопровождается признанием свободы слова. Она означает беспрепятственное и безусловное право человека делать свои мысли достоянием других. Не только в устной, но и в печатной форме. Цензура запрещена.

Право на информацию (ст. 29). Это статья предполагает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, в частности, если информация не составляет государственную тайну. Ранее эта норма не была обеспечена механизмом реализации. Сейчас действует Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», но проблема с реализацией данного права не снята. Порой даже журналисты, специалисты в области получения и распространения информации, не могут воспользоваться этим правом.

2. Политические права и свободы. В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т. е. устойчивой политико-правовой связью человека с государством, в частности Российской Федерацией. Они в принципе неотчуждаемы (прав-

138 Глава III Конституционное право

да, имеются исключения) и естественны, так же как естественно право народа в демократическом обществе, а следовательно каждого гражданина, быть источником власти государства. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важными из них являются следующие.

Право на участие в управлении, делами государства (ст. 32) Данное право может осуществляться в различных формах: непосредственно и через представителей. В этой же статье перечислен ряд дополнительных прав, конкретизирующих рассматриваемое право, носящее общий характер. К ним относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в решении вопросов формирования государственных органов, обязательных для государства, должностных лиц и граждан. Отдавая свое предпочтение программе той или иной партии, независимому ли кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц. Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти. Как правило, его осуществление связано с признанием избирателями определенных профессиональных и моральных достоинств кандидата. Каждый гражданин, указано в Конституции, имеет равный доступ к государственной службе без каких-либо ограничений. Значение имеют лишь способности и профессиональная подготовка. Граждане имеют право участвовать и в отправлении правосудия (быть судьей или присяжным заседателем). И, наконец, конституционно закреплено право граждан обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления, а также направлять туда индивидуальные и коллективные обращения

Право на объединение (ст. 30). Речь идет о создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а также дают возможность удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение – дело добровольное. Но вступив в него,

§ 4. Классификация конституционных прав и свобод 139

гражданин приобретает все права и несет все обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения. Можно быть участником нескольких объединений. Общественные объединения обеспечивают гражданину возможность участвовать в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами, защищать интересы своих членов. Конечна, наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях,

Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить гражданам требования и интересы, осуществить свободу мысли и слова. Пользование этим правам не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно лишь при условии предварительного уведомления соответствующих органов исполнительной власти. Проводить мероприятия разрешается без оружия. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

3. Экономические права и свободы. В своей основе они связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34). В советские времена предпринимательская деятельность была запрещена, и лишь в настоящее время Конституция установила возможность свободно использовать свои способности и имущество в целях регулярного получения прибыли (именно такая деятельность, согласно ГК РФ, и называется предпринимательской)

Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Но конкуренция должна быть добросовестной, т. е. вестись честными и законными методами. В противном случае она приводит к тем же негативным последствиям, что и злоупотребление монопольным положением.

Право на частную собственность (ст. 35). Это новое для нас право Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собственность, т. е. собственность на вещи, приобретенные на тру-

140 Глава III Конституционное право

довые доходы и используемые для домашнего обихода и личного потребления (дом, подсобное домашнее хозяйство, мебель и т. п.) Сегодня все ограничения по объектам собственности и по возможностям использования имущества отменены.

Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида использовать свое имущество для любых, не запрещенные законом целей., например, для создания юридического лица. Как правило, имущество юридического лица является его собственностью, а, значит, также относится к частной форме собственности.

Каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество, в отношении оборотоспособности которого государством не установлены ограничения. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение возможно лишь по решению суда и только в предусмотренных законом случаях (например, в случае конфискации за совершенное преступление, реквизиции для государственных нужд). Собственность наследуется, и это право гарантируется государством.

Право иметь в частной собственности землю it иные природные ресурсы специально оговорено в Конституции. Статья 36 не устанавливает каких-либо предварительных условий для его осуществления. Учитывая важность данного права для граждан, Конституция не допускает установления каких-либо условий для его возникновения, например условий его сельскохозяйственного использования. Другое дело, что последующее использование земли должно соответствовать ее категории и целевому назначению. Так, не допускается строительство промышленных предприятий на землях сельскохозяйственного назначения.

Возможности собственника земли и других природных ресурсов не безграничны/Статья 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной свободы собственников земли, но в различных рамках ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать правами законные интересы иных лиц,

4. Социальные права. Эти права сформировались позже других – в течение XX века – и, как правило, затрагивают область наемного труда. К ним можно причислить следующие.

Право на труд (ст. 37). Это довольно-многогранное право, включающее несколько элементов, к числу которых относятся:

§ 4 Классификация конституционных прав и свобод 141

а) право свободно распоряжаться своими способностями «к труду, выбирать род деятельности и профессию Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т. е на работу, выполняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РФ исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;

б) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

в) право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,

г) право на защиту от безработицы (бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службы занятости России, бесплатное обучение новой профессии, получение пособия по безработице и др.),

д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Право на отдых (п. 6 ст. 37). Это право тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и совершенствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества Функции же государства в этой сфере заключаются в установлении в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Право на материнство и детство (ст. 38). По существу, в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое – детей. Обеспечивается это право развитой системой гарантий, предусмотренных в федеральном законодательстве, пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и

142 Глава III . Конституционное право

детей. Забота о детях, их воспитание возлагаются на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение (ст. 39). Оно возникает при достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения детей и др. Формы осуществления данного права разнообразны: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование и др.

Право на жилище (ст. 40). Это одно из фундаментальных прав. Это право может быть сведено к трем юридическим возможностям:

а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;

б) улучшение жилищных условий;

в) обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.

В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль, чем раньше. Оно, как правило, не обеспечивает (не наделяет) жилой площадью (исключение сделано лишь в отношении малоимущих), а лишь в различных формах содействует гражданам в осуществлении их права на жилище (например, поощряет жилищное строительство, выделяет кредиты, компенсации и др.).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета. Но дополнительно существует частная система здравоохранения, развитию которой способствует государство.

Право на образование (ст. 43). Под этим правом понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Образование у нас общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее

§ 5. Конституционные обязанности 143

профессиональное). Бесплатно, но на конкурсной основе и высшее образование. В настоящее время параллельно развивается сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого образование может иметь форму семейного самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые государственные образовательные стандарты.

5. Культурные права и свободы. Культурные права и свободы связаны с доступом гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44). Государство не вмешивается в творческую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости, порнографии, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости. Право человека заниматься творчеством может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Творческий работник имеет исключительное право на результаты своей деятельности, которое защищается государством.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44). Это право обеспечивается доступностью учреждений культуры (библиотек, музеев, архивов, концертных залов, театров, картинных галереей и т. п.). В этом отношении важное значение имеет рациональное размещение этих учреждений, с тем чтобы они были удобными и доступными. Посещение некоторых культурных учреждений бесплатно (библиотеки, архивы и др.), а в других устанавливаются доступные цены на билет, предусматриваются льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, пенсионеров и инвалидов, военнослужащих срочной службы.