Материал по ситуации защита права ребенка примеры

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Защиту прав и интересов таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация).

Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК РФ).

При получении таких сведений или самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, обеспечивают ребенку временное прибежище и т.п.) и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности помещают детей на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 СК РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.

Нахождение ребенка в любом государственном детском учреждении не исключает в дальнейшем устройства его в семью. В этих целях в России ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном уровнях) всех детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью, и любой гражданин, желающий принять ребенка в свою семью, может воспользоваться этой информацией. На федеральном уровне учет таких детей осуществляет Министерство образования России.

Детские права и недетские проблемы

Уполномоченный по правам красноярских детей рассказала о неприятном

Уполномоченный по правам красноярских детей рассказала о неприятном

На последней сессии Законодательного собрания одним из вопросов значился доклад уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае Альбины Комович. Несмотря на то, что в повестке было больше полусотни вопросов, председатель парламента Александр Усс выделил докладчику целых 20 минут. О чем она успела рассказать — далее.

Комович начала без разведки. По ее словам, 2010 год был наполнен событиями, направленными на защиту интересов и прав ребенка. Причем, одним из инициаторов такого наполнения выступил, подчеркнула она, президент РФ Дмитрий Медведев — именно он этой теме посвятил треть своего прошлогоднего послания Федеральному собранию. Донесла до депутатов Комович и стороннюю оценку своей деятельности: российский уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов «в целом дал положительную оценку работе по защите совершеннолетних в Красноярском крае». Причем, сделал это дважды — в феврале 2010-го и июне года нынешнего.

Статистика

С 1 октября 2010 года в Красноярске открыт телефон доверия для детей и подростков. Бесплатный и круглосуточный. За 11 месяцев операторы приняли 28 835 звонков (почти 90 в день), из них более 16 тыс обращений и жалоб поступило именно от детей. Это позволяет, сказала Комович, более эффективно выявлять детей, подвергшихся насилию. В этом направлении работают и представители уполномоченного в территориях, которых на конец 2010 года в крае было уже 53 человека. Для сравнения — годом раньше их насчитывалось лишь 11. Есть такие представители и 800 школах региона.

Впрочем, это не мешает нарушать права детей «в родных и замещающих семьях, в детских садах и школах, в учреждениях семейного воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Есть примеры, когда права детей нарушают именно те, кто их должен по своим обязанностям, да и по совести, защищать.

— Жестокость и равнодушие в обращении с детьми превратились, к сожалению, в удручающую реальность нашего времени, — констатировала Комович. — К большому сожалению, зачастую защищать детей приходится от самых близких и родных людей, от людей, которые должны стоять на страже интересов ребенка.

Среди причин, приводящих к такой ситуации, уполномоченный по убывающей важности назвала алкоголизацию населения, наркоманию, падение нравственных ориентиров и трудное материальное положение семей. Пример нищеты был озвучен позже: около 20 % семей в Красноярском крае не имеют возможности приобрести даже самые необходимые продукты питания. За прошлый год лично Альбине Комович поступило 564 обращения, что в полтора раза больше, чем в 2009 году. Из них 126 — жалобы на нарушение жилищных прав детей. Большинство из них связано с тем, что за детьми закрепляют ветхое жилье: отличный способ отвязаться от выросшего детдомовца. При этом увеличение цифр докладчик не связала с ухудшением положения детей и увеличением частоты нарушения их прав. Наоборот, просто общество стало осведомленнее о возможности пожаловаться, вот и пишет-звонит-приходит.

Любопытная статистика была приведена на тему «что делать, если права ребенка нарушены». Так, лишь треть родителей сказали, что обратятся к уполномоченному. Четверть всех опрощенных детей на вопрос о гипотетическом нарушении своих прав ответили, что ничего не будут делать, «будут молчать и терпеть насилие».

Общая картина

Без цифр и просто для информации Комович рассказала, что ей поступает масса анонимных обращений с жалобами на воспитателей детских садов и учителей школ — открыто говорить родители боятся, потому что велика опасность потери места. Жалуются и на поборы за предоставление мест в дошкольных учреждениях.

Рассказала Комович о том, как тяжело детям при бракоразводных процессах родителей, а также привела пример из своей практики, когда у выигравшего суд отца все-таки через два года с помощью уполномоченного забрали ребенка и вернули матери. При этом осталось непонятным, почему Комович априори считает, что при разводе ребенок должен оставаться с мамой.

Еще один тезис — снижение в крае детского населения, начиная с 1992 года. «Если 1998 году было 863 тысячи, то в 2011 году — 591 тысяча детей».

— Основной причиной детской смертности в Красноярском крае, как и в целом по России, является смертность от травм, — рассказала Комович. — Около 50% детей погибает дома в результате несчастных случаев. Но не только от этого, и от случаев жестокого обращения, от убийств. Меня просто шокировал факт в Саянском районе, волосы встают дыбом: мама спокойно нанесла ножевые раны восьмилетней девочке и легла спать. Утром омыла ее и вызвала скорую. Конечно, ребенок погиб. Другая мама восьмимесячного ребенка бросила в печку, и он естественно погиб. Это все является следствием алкоголизации населения.

В завершение доклада Комович привела список основных проблем со здоровьем у детей, живущих в Красноярском крае. На первом месте — заболевания органов дыхания, на втором — пищеварения. Более 20% школьников страдают от недостаточного питания, только 33% детей постоянно употребляют фрукты и соки. После этого докладчик предложила ввести диетическое питание в детских садах и вообще поднять эту тему повыше в повестке дня.

— Преступники, отбывающие наказание в тюрьмах за тяжкие преступления. для них организованы разные столы по диетическому питанию. До шести столов. Почему у нас дети, а не преступники, не обеспечены диетическим питанием? И вообще, может, я не имею права так говорить как уполномоченный: если сравнить проживание детей, совершивших правонарушение, в Канской воспитательной колонии — сегодня у них четырехместные комнаты с телевизором — и проживание детей в школах-интернатах в северных территориях тундры, то я бы их, наоборот, поменяла местами.

После паузы Комович добавила: «Хотя несовершеннолетние в Канской воспитательной колонии тоже должны проживать в достойных условиях». Подстраховалась.

Материал по ситуации защита права ребенка примеры

Согласно Закону о защите прав детей обязанностью каждого жителя является охранять безопасность своих и других детей, не позднее, чем в тот же день сообщать полиции, сиротскому суду или другому органу защиты прав ребенка о любом насилии над ребенком, о нарушении его прав или другой угрозе, а также, если лицо подозревает, что у ребенка есть предметы, вещества или материалы, способные угрожать жизни или здоровью самого ребенка или других лиц.

Присоединением и ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка Латвийское государство обязалось обеспечить не только все права ребенка, установленные конвенцией, но и создать эффективные национальные механизмы защиты прав (административные, судебные и др.), использованием которых обеспечивается защита прав детей.

Согласно конвенции, а также Закону о защите прав детей, первые лица, которые обеспечивают защиту ребенка и его прав, это – родители или опекуны ребенка. Это – лица, которые прямо или косвенно соприкасаются с ребенком в повседневной жизни, и которых ребенок обычно слушается и воспринимает как пример. Эти лица – главные, которым важны интересы, развитие и благополучие ребенка, и которые обязаны вовлекаться в осуществление механизма защиты прав детей.

Выбор наиболее подходящих механизмов защиты прав, защиты нарушенных прав ребенка, зависит от характера и существа нарушения прав, а также от того, кто и насколько ограничил соответствующие права. Латвийские нормативные акты предусматривают, что права и интересы ребенка в отношениях с родителями и опекунами защищает сиротский суд. В случае совершения преступления, при котором подвергается угрозе жизнь, здоровье ребенка, устранение нарушения прав ребенка осуществляет полиция, прокуратура, суд. В свою очередь, за обеспечение прав ребенку на социальное обеспечение несет ответственность учреждения государства и самоуправления, например, социальные службы самоуправлений. В государстве защиту прав ребенка согласно своей компетенции обеспечивают учреждения образования, здравоохранения, социальной помощи и культуры, а также работодатели, все органы государства и самоуправления, негосударственные организации, деятельность которых связана с оказанием поддержки и помощи детям.

Если права ребенка нарушены решением, принятым государственным или муниципальным учреждением, родители ребенка или лица, их заменяющие – опекуны вправе оспорить или обжаловать решение в вышестоящем учреждении. Существенно, что каждое государственное или муниципальное учреждение, принимая решение, затрагивающее права и интересы ребенка, должно его мотивировать. В решении должны быть указаны также применимые нормы законов, а также пояснение, почему именно эти нормы и в этом случае используются. В соответствующем решении должна быть информация и о том, где и в какой срок можно оспорить или обжаловать это решение.

О том, какой механизм защиты прав используется, и состоялось ли нарушение прав ребенка в соответствующей ситуации, лицо вправе проконсультироваться, также обратившись в Бюро омбудсмена.

Уполномоченный по правам человека в Калужской области

Библиотека

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2011 Автор: Красильникова А.С.; ФГБОУ ВПО Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева (Калужский филиал).

В марте 2009 г. на совещании, посвященном предотвращению насилия в отношении детей, президент РФ Д.А. Медведев сказал: «России нужна современная система защиты детства. Сегодня системы просто нет ».

22 ноября 2011 г. вопрос о защите прав детей стал одной из основных тем на встрече премьер-министров России и Франции.

В ходе проводимых в современной России социально-экономических реформ общественное положение детей оказалось неблагополучным, а сами дети — незащищенными.

По данным МВД РФ в 2009 г. было зарегистрировано порядка 106 тыс. преступлений в отношении несовершеннолетних, также были признаны потерпевшими более 108 тыс. детей и подростков, более половины из них, а это около 68 тыс., пострадали от насильственных посягательств. При этом 4 тыс. преступлений данного вида были совершены родителями в отношении своих детей.

Ситуация в сфере детства, связанная с постоянным ухудшением материального положения, алкоголизмом, наркоманией, детской безнадзорностью и беспризорностью, ростом посягательств на права детей, на сегодняшний день на государственном уровне реально рассматривается как угроза национальной безопасности России.

«Именно от благополучия наших детей зависит будущее и всего российского общества, и в целом нашего государства », — подчеркнул министр МВД Р.Г. Нургалиев. Поэтому защита прав ребенка в современной России относится к числу самых актуальных проблем.

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Целью работы является изучение проблемы защищенности детей в российском обществе.

Работа включает рассмотрение содержания прав детей как в международных актах, так и в актах РФ, а также правовое обеспечение защиты прав ребенка, в том числе на примере Калужской области.

Права ребенка и их защита

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он достигает совершеннолетия ранее. [1]

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать «. Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

• Федеральный закон «Об образовании»;

• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

• Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

• право жить и воспитываться в семье;

• право на общение с родителями и родственниками;

• право на защиту;

• право на имя, отчество и фамилию;

• право выражать свое мнение;

• право на имя, отчество и фамилию;

• имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. [2] Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права управомоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: «Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий».

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Задача омбудсманов — обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

3 декабря 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что подписал закон о внесении изменений в целый ряд законодательных актов, которые направлены на защиту детства в нашей стране, в частности, в закон об основных гарантиях прав ребёнка, по которому вводится целый ряд новых норм, предоставляющие дополнительные полномочия Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка и региональным омбудсменам детства .

Теперь получен доступ к информации, которая была закрыта грифом конфиденциальности. Например, к сведениям о правах на недвижимость и производимых с ней сделках. Закон дает право правозащитникам беспрепятственно посещать закрытые спецучреждения, колонии и следственные изоляторы, где содержатся несовершеннолетние, а также места лишения свободы, в которых находятся беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка при исправительных колониях. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны предоставлять уполномоченным по правам ребенка по их запросу сведения, документы и другие материалы. За чинение препятствий правозащитникам в их работе законом предусмотрена административная ответственность.

Кроме того, подписан второй закон, который вносит изменения в ст. 22 закона об основных гарантиях прав ребёнка, касающихся порядка представления государственного доклада о положении детей и семей, которые имеют детей в Российской Федерации.

Таким образом, нормативная основа для деятельности Уполномоченного по правам ребёнка, а также вообще системы защиты прав и интересов детей совершенствуется.

Нельзя забывать и о том, что благосостояние детей, соблюдение и защита их прав, зависит не только от действий государства как такового, но и от «негосударственного сектора»: средств массовой информации, частных предприятий, правозащитных организаций.

Кроме того, без поддержки обычных людей — каждого человека в отдельности — Конвенция не достигнет своих целей. С момента ратификации Конвенции, правительства стран-участниц, в том числе и России, могут быть подвергнуты внутреннему давлению со стороны, как частных лиц, так и неправительственных организаций, которые имеют право обосновывать свои действия обязательствами, взятыми на себя государством в рамках Конвенции.

Такие действия могут включать в себя мониторинг соблюдения государством прав, гарантированных Конвенцией, доведение до сведения широкой общественности информации о выявленных нарушениях, а также требования о выделении средств из государственного бюджета на поддержку программ по обеспечению прав и интересов детей.

При этом, несмотря на активную деятельность российских неправительственных организаций и требования Комитета по правам ребенка, без заинтересованности в защите прав ребенка в России сотен и тысяч граждан, выступающих в любом качестве — ученых, государственных служащих, педагогов, воспитателей и др., достичь конкретных социальных и политических перемен будет невозможно.

Защита прав детей в Калужской области

В рамках инспекционной поездки по Калужской области Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов проинспектировал Обнинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие», Кондровский детский дом-школу, Полотняно-Заводский дом-интернат для умственно отсталых детей, приют для детей и подростков «Мечта», специализированный дом ребенка, специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат им. Ф.А. Рау.

Цель поездки Павла Астахова и его «детского спецназа» — проверка жалоб, детских домов, приютов, больниц, спецшкол, домов ребенка.

В Калужской области сейчас проживают 164 540 детей. Из них 2 796 дети-инвалиды. В основном дети принимаются под опеку — всего в области принято 1 644 ребенка, в приемных семьях находятся 1 080 детей, усыновлены 1 403 ребенка (в том числе 332 — иностранными усыновителями). Институт патронатных семей в Калужской области популярностью не пользуется.

В области реализуется целевая программа «Право ребенка на семью 2010-2014 гг.» Каждый год в Калужской области выявляются сотни детей- сирот. Их число в 2010 г. уменьшилось в полтора раза (по сравнению с 2007 годом), но одновременно снизилось и число детей, оставшихся без попечения родителей, которые были устроены в новые семьи. В 2010 г. из детдомов были устроены в семьи 103 ребенка.

Сложнее всего устраивать в семьи ребят старше 10 лет, а это свыше двух третей (77%) от всех детей-сирот в области. Затрудняет этот процесс и наличие у детишек родных сестер и братьев.

В связи с этим Павел Астахов обратился к интернет-сообществу через свой микроблог в Твиттере: «В Региональном банке данных детей-сирот и оставшихся без попечения родителей на 1 января 2011 г. состоит 752 человека. Эти дети очень ждут свои новые семьи!»

В 2009 г. в Калужской области было 77 отказных детей, а в 2010 — лишь 46. По словам Павла Астахова в последние годы среди отказных детей преобладают дети, рожденные мигрантами и переселенцами с юга, из Средней Азии и Кавказа, а также цыгане и мулаты. Тогда как в анкетах по подбору ребенка кандидаты в приемные родители обычно указывают желательность «славянского происхождения/внешности ребенка».

Уполномоченный также обратил внимание на большую проблему Калужской области — детскую преступность. В 2010 г. органами внутренних дел было выявлено и поставлено на учет 1503 подростка-правонарушителя и 326 родителей. Это больше, чем в 2009 г., когда на учет были поставлены 1389 подростка 289 взрослых.

Особую тревогу вызвал чрезвычайно высокий рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Так в Калужской области число преступлений в форме развратных действий с 47 в 2009 г. резко выросло до 253 в 2010 г.

Возможность повлиять на детскую преступность станет подписание соглашения «О порядке взаимодействия по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка в Калужской области» руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области В.В. Ефременковым и Уполномоченным по правам ребенка в Калужской области О.А. Копышенковой .

Цель соглашения — это объединение усилий ведомств в деле защиты детства. Стороны примут на себя обязательства по обмену информацией и оказанию взаимного содействия в деле защиты детей. Помимо этого предполагается возможность разработки предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав и интересов ребенка.

Под лозунгом «Поможем, подскажем, поддержим» 1 июня 2011 г., в Международный день защиты детей, в Калужской области состоялись благотворительные акции, проводимые под эгидой регионального Уполномоченного по правам ребенка.

Региональный детский омбудсман в своей работе руководствуется тремя принципами: «в любой ситуации главное — учитывать интересы ребенка», «все дети имеют одинаковые права», «права и обязанности родителей в отношении ребенка равны».

Уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников также включился в общенациональную информационную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми в Калужской области.

В рамках плана мероприятий этой компании были изданы памятки по правам и безопасности детей. Осуществлялось дальнейшее развитие института уполномоченных по правам участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях и оказание им методической помощи по вопросам профилактики жестокости и насилия к детям и реагирования по выявленным фактам. Так, в 2011 году был проведен семинар-практикум для уполномоченных по правам обучающихся школ города Калуги по теме: «Конфликты в школе. Помощь детям при насилии» .

Как известно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на дополнительную социальную защиту жилищных прав. Данный факт узаконен и в нашей области.

На основании Закона Калужской области от 30.09.2008 № 465-03 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» данной категории лиц, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются денежные средства на приобретение или строительство жилого помещения.

Этот долгожданный Закон, на принятии которого активно настаивал калужский Уполномоченный по правам человека, стал настоящим спасением для сирот региона. Он дал возможность реализовать жилищные права не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Также областным Законом впервые была установлена компенсация на оплату жилых помещений и коммунальных услуг этой категории лиц в сумме 500 рублей ежемесячно.

На реализацию данного Закона в 2009 году из областного бюджета впервые была выделена весьма значительная сумма — 114,5 млн. руб., из них — 111,5 млн. было выделено сиротам на приобретение жилья. В сравнении с предыдущими годами (в 2007 году выделено 15,6 млн. руб., в 2008 год — 20 млн. руб.), это существенное увеличение. В результате жильем было обеспечено 107 лиц из числа данной категории (в 2007 жилье получили 28 чел., в 2008 — 27). Из федерального бюджета в 2009 году поступило 12,5 млн. рублей.

Данное существенное увеличение денежных средств стало возможным при непосредственном участии Уполномоченного по правам человека.

На 01.12.2009 г. 111 человек из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа получили компенсацию расходов на оплату закрепленных за ними жилых помещений и коммунальных услуг. Средства в сумме 10 млн. 152 тыс. рублей предусмотрены на эти цели в областном бюджете на 2010 год.

В 2010 г. для решения жилищного вопроса указанных категорий лиц Калужской областью планируется не снижать планку финансирования и направить 114,5 млн. рублей на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

21 октября 2010 года на заседании сессии Законодательного Собрания Калужской области получил поддержку законопроект о доплатах матерям-одиночкам. С 1 января 2011 года на территории Калужской области в силу вступил закон о дополнительных социальных гарантиях малообеспеченным одиноким матерям.

В соответствии с этим законом предлагается установить пособие в 5000 рублей одиноким матерям, у которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калужской области (за III квартал 2010 г. величина прожиточного минимума на душу населения составляет 5038 рублей). Пособие будут платить до достижения ребенком 7-летнего возраста.

Дополнительно социальную поддержку также получили малообеспеченные семьи, имеющие двух и более детей. Им планируется установить пособие по уходу за ребенком на второго и последующих детей от 1,5 до 3 лет в размере 4000 рублей. Данной социальной поддержкой смогут воспользоваться матери, у которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калужской области.

В Калужской области в летний период 2011 года в планировалось организовать детский отдых в 459 лагерях с дневным пребыванием и лагерях труда и отдыха, в которых отдохнут более 33 тыс. детей, в 89 палаточных лагерях отдохнут 6980 детей, в 19 загородных и санаторных лагерях — 13110 детей, в 7 санаториях и санаторных оздоровительных базах — более 6 тыс. детей, планируется организовать отдых 2500 калужских детей за пределами области, на Чёрном и Азовском морях и Подмосковье. Всего в летнюю оздоровительную кампанию будет оздоровлено более 62 тыс. детей. В целом в 2011 году планируется оздоровить более 80 тыс. детей и не менее 7 тыс. охватить трудовой деятельностью.

С момента принятия Конвенции о правах ребенка в 1989 году прошло более двадцати лет. Тем не менее, интерес к этому документу во всем мире не угасает. В настоящее время Конвенция является наиболее широко признанным международным документом по вопросам прав человека.

Особую актуальность Конвенция приобретает для России.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Дети являются неоценимым капиталом современного общества, поскольку связь поколений и взаимопонимание поколений — залог будущего — непременное условие стабильности мира, а значит ответственности сегодняшнего поколения перед потомками.

Существующий в государстве механизм защиты прав ребенка — это система социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав.

Обеспечение функционирования данного механизма в значительной мере зависит от эффективности деятельности субъектов, осуществляющих защиту прав ребенка, и реализуемых ими форм.

На сегодняшний день проблему нарушения прав детей в обществе нельзя назвать полностью решенной. Политику по этому вопросу необходимо развивать и дальше, пересмотром и дополнением уже действующего законодательства, ужесточить наказание за насильственные действия над детьми, чаще проводить мероприятия по профилактике детского насилия среди взрослых, родителей и персонала, задействованного в сфере работы с детьми.

Новому составу Госдумы РФ нужно принять Концепции: государственной семейной политики до 2025 года и духовно-нравственного воспитания и защиты детей.

Список используемой литературы:

1. Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 44\25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

2. Конституция РФ

3. Семейный кодекс РФ

4. Гражданский кодекс РФ

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

6. Закон РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

7. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

8. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N2. Ст. 170.

9. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»

10. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 г. №272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

11. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2010 г. «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калужской области в 2010 г».

12. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Калужской области «О деятельности органов местного самоуправления Калужской области, выполняющих полномочия по опеке и попечительству, по защите прав несовершеннолетних» — Калуга, 2010

13. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России // Государство и право. 2006. №4

14. Куликова А. А. Защита прав ребенка / А. А. Куликова. — М. : Эксмо, 2005. — 192 с.

15. Права человека : сборник документов / сост. О. О. Миронов. — М. : Экзамен, 2007. — 125 с.

16. Нечаев A.M. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная политика — sprinter.ru/books/

17. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред Т.Е. Абовой, ММ. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М. :Юрайт-Издат, 2005

18. «Российская газета» от 11 сентября 2011 года

19. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Права детей

20.Официальный сайт телекомпании «Ника ТВ» www.kaluga.rfii.ru

21. Официальный сайт прокуратуры Калужский области www.prokuror.kaluga.ru

22. Портал органов власти калужской области www.admoblkaluga.ru

[1] Конвенция о правах ребенка, ст. 1

[2] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Считаете ли Вы себя человеком, имеющим активную гражданскую позицию?

Об Уполномоченном по правам человека:

Библиотека:

Фотогалерея:

Посещение женской колонии

Правозащитники:

Вопрос-Ответ:

Подскажите контактные тел-ны и название компаний, реализующих строительство в Калуге заводов Вольво и Пежо. Это необходимо для предложения участия в строительстве ведущего завода-изготовителя. Заранее большое спасибо

Полезные телефоны:

Оперативный дежурный МЧС: +7 (4842) 57-48-41
Оперативный дежурный службы спасения: +7 (4842) 77-71-12
Единая Аварийно-диспетчерская служба: +7 (4842) 55-71-33

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется исполнительными органами.

Дети – главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей. Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.

Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.

Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей

Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.

В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.

Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.

Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:

  • Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
  • Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.

Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.

Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:

  • Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
  • Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
  • Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
  • Родители находятся в местах лишения свободы;
  • Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
  • Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
  • Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
  • Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.

Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:

  • Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
  • Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно – в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
  • Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.

Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:

  • Финансовое содержание и материальное обеспечение.
  • Правильное воспитание.
  • Полноценное образование.
  • Всестороннее развитие.
  • Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
  • Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
  • Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
  • Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
  • Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой.

Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.

Органы опеки и попечительства

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки. Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой. Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:

  • В процессе судебного разбирательства;
  • Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.

Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:

  • Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
  • Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
  • Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
  • Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
  • Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
  • Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
  • Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.