Получение товара без доверенности

Получение товара без доверенности

У нас небольшое предприятие, и зачастую сам директор забирает у поставщиков уже оплаченные товарно-материальные ценности. Нужна ли в таком случае директору доверенность на их получение?

Сразу скажем, директор предприятия может получать ценности без доверенности. Однако тогда ему понадобится подтвердить свои директорские полномочия иными документами. Разберемся, какими.

Согласно п. 2 Инструкции об использовании доверенностей сырье, материалы, топливо, запчасти, инвентарь, скот, семена, удобрения, инструмент, товары, основные средства и другие ТМЦ, а также нематериальные активы, денежные документы и ценные бумаги отпускаются покупателям или передаются бесплатно только по доверенности получателей.

Назначение доверенности — подтвердить полномочия конкретного работника/физического лица, направленного предприятием-покупателем получить ТМЦ

Иначе говоря, доверенность дает возможность поставщику удостовериться, что он передает товар надлежащему субъекту хозяйствования. При этом не имеет значения вид договора, по которому осуществляется передача ТМЦ. Это может быть купля-продажа, хранение, ремонт, дарение, аренда и прочее. Как правило, оформляют доверенность на получение ТМЦ по форме № М-2 (приложение 1 к Инструкции об использовании доверенностей).

Директор же может забирать товар у поставщиков, не оформляя доверенность на получение ТМЦ. Это ему позволяет норма ч. 5 ст. 65 ХКУ. В ней четко указано, что руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юрлицами и гражданами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами.

Но совсем без документов не обойтись, и просто так забрать товар все же не получится. Директору придется подтвердить свой статус и право действовать от имени предприятия без доверенности. Для этого подойдет (1) документ, удостоверяющий личность (например, паспорт), а также (2) «заверенные» копии выписки из устава предприятия-покупателя, протокола общего собрания учредителей об избрании директора*.

* Эти документы ВХСУ рассматривает как надлежащими доказательствами наличия необходимых полномочий у лица (п. 14 письма ВХСУ от 14. 12. 07 г. № 01-8/973).

Обратите внимание, Ф. И. О., дата назначения и регистрационный номер учетной карточки лиц, которые имеют право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, обязательно вносятся в Единый государственный реестр (ч. 2 ст. 17 Закона № 755). Поэтому здесь, на наш взгляд, вполне подойдет и «заверенная» копия выписки из ЕГР, в которой указаны соответствующие данные директора.

Хотим предупредить, что если у директора предприятия возникнут трудности в предъявлении перечисленных выше документов, то поставщик, не получив их, вынужден будет потребовать доверенность на получение ТМЦ.

«Все о бухгалтерском учете»

Всеукраинская профессиональная газета

Передача товара без доверенности на получение тмц —.

  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+

На постоянную работу в хорошее кафе приглашаем Повара:
Подробнее.

На постоянную работу в кафе «Буль з Гаком!» приглашаем Бармена:
Подробнее.

Мини-пивоварня в г. Киеве приглашаем на постоянную работу Заведующего ванно-минипивоварным комплексом:
Подробнее.

20575

Наш покупатель не предъявил доверенности на получение ТМЦ при передаче ему товара, а в расходной накладной отсутствует его код ЕГРПОУ, вместо того она подписана и имеет штамп контрагента-покупателя. Каковы последствия для нашего предприятия?

Порядок подтверждения полномочий представителей субъекта хозяйствования при получении ТМЦ определяет непосредственно субъект хозяйствования сам или по договоренности со своим контрагентом. Поскольку Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденная приказом Минфина Украины от 16.05.96 г. № 99, утратила силу 01.01.15 г. (согласно приказу Минфина Украины от 30.09.14 г. № 987).

Вместо того последним внесены изменения в п. 2.5 главы 2 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88. Обновленной нормой, в частности, предусмотрено, что полномочия на осуществление хозяйственной операции лица, которое в интересах юрлица либо физлица-предпринимателя получает основные средства, запасы, нематериальные активы, денежные документы, ценные бумаги и другие товарно-материальные ценности согласно договору, подтверждают в соответствии с законодательством. Их могут подтвердить письменным договором, доверенностью, актом органа юрлица.

Следовательно, действующее законодательство не обязывает при получении ТМЦ предоставлять именно доверенность, форма которой утверждена выше упомянутым приказом, утратившим силу. Однако субъекты хозяйствования могут использовать ту или иную форму доверенности на собственное усмотрение. Или вообще определять соответствующие полномочия лиц в договоре (хотя доверенность (разовая или долгосрочная) более пригодна для этого).

Доверенность (иной либо подобный документ) в этом контексте подтверждает право физлица получить ТМЦ от лица субъекта хозяйствования, который выдал такую доверенность. В результате передачи ТМЦ физлицу, полномочие которого надлежащим образом не подтверждено, предприятие может стать жертвой мошенников, а его обязательства перед истинным контрагентом, касающиеся этих ТМЦ, не будут прекращены вследствие надлежащего выполнения.

Кроме того, обычно доверенность наряду с другими первичными документами служит подтверждением реальности соответствующей хозяйственной операции перед контролирующими органами. Вместе с тем при наличии других первичных документов отсутствие доверенности не может отрицать хозяйственной операции. На этом акцентировал внимание Верховный Суд Украины в постановлении от 29.04.15 г. по делу № 903/679/141.

Относительно оформления расходной накладной, то такой документ не имеет формы, утвержденной нормативно-правовым актом. Вместе с тем к ней как к первичному документу применяют требования ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV. То есть она должна содержать:

— название документа (формы);

— дату и место составления;

— название предприятия, от лица которого составлен документ;

— содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

— должности лиц, ответственных за осуществления хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личную подпись, аналог собственноручной подписи или подпись, приравненную к собственноручной согласно Закону Украины «Об электронной цифровой подписи», или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

Таким образом, учитывая ч. 2 ст. 9 упомянутого Закона важно, чтобы первичный документ содержал данные, с помощью которых можно идентифицировать субъекта хозяйствования и подписанта. Это может быть как код ЕГРПОУ, так и другая подобная информация.

В ответе учтены нормы законодательства по состоянию на 19.02.2016

Доверенность на получение ТМЦ с 1 января можно не применять

Минфин приказом от 30.09.2014 г. № 987 отменил действие Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей. Приказ вступил в силу 1 января 2015 года.

Следовательно, с 1 января 2015 года доверенность становится необязательной при получении ценностей.

Этим же приказом Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете дополнено абзацем следующего содержания: полномочия на осуществление хозяйственной операции лица, которое в интересах юридического лица или физлица-предпринимателя получает основные средства, запасы, нематериальные активы, денежные документы, ценные бумаги и другие товарно-материальные ценности согласно договору, подтверждаются в соответствии с законодательством. Такие полномочия могут быть подтверждены, в частности, письменным договором, доверенностью, актом органа юридического лица и т. д.

Таким образом, с 1 января 2015 года порядок получения ценностей полностью зависит от договоренности между продавцом и покупателем. Безусловно, такая договоренность должна быть оговорена условиями договора. При этом можно использовать доверенность произвольной формы с учетом норм ст. 245 — 250 ГКУ.

С 1 января 2015 года отменяются доверенности на получение товарно-материальных ценностей. Каким будет документальное подтверждение фактического получения товара уполномоченным лицом после Нового года?

22 декабря, 2014 Информационные письма

С 1 января 2015 года вступает в силу Приказ Министерства финансов Украины от 30.09.2014 года № 987 (далее – «Приказ»), который отменяет Инструкцию о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей 1 .

То есть, начиная с этой даты, субъекты хозяйствования уже не обязаны оформлять доверенности на получение товарно-материальных ценностей (далее – «ТМЦ») на каждую отдельную поставку. Кроме уменьшения количества бумажной работы, подобное нововведение в будущем лишит налоговые органы и суды одного из любимых аргументов относительно признания поставки бестоварной – ссылки на отсутствие таких доверенностей на получение ТМЦ 2 .

В то же время полномочия на получение ТМЦ в интересах юридического лица или же физического лица-предпринимателя все-таки будут нуждаться в документальном подтверждении, учитывая изменения в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете 3 , внесенные этим же Приказом:

«Полномочия на осуществление хозяйственной операции лицом, которое в интересах юридического лица или физического лица-предпринимателя получает основные средства, запасы, нематериальные активы, денежные документы, ценные бумаги и другие товарно-материальные ценности согласно этому договору, подтверждаются согласно законодательству. Такие полномочия могут быть подтверждены, в частности, письменным договором, доверенностью, актом органа юридического лица и т.д.».

Таким образом, на выбор субъектам хозяйствования в качестве возможного документального подтверждения факта получения ТМЦ уполномоченным лицом Министерство финансов Украины предложило следующие варианты:

  • письменный договор;
  • доверенность;
  • акт органа юридического лица;
  • и т. д.

Рассматриваемый нормативно-правовой акт не содержит никаких других уточнений, дополнительных требований относительно указанных документов о подтверждении полномочий на получение ТМЦ. Соответственно, общее правило касательно возможности уполномочия на получение ТМЦ только лиц, работающих на данном предприятии, начиная с 2015 года уже действовать не будет. Другими словами, субъекты хозяйствования в случае необходимости без дополнительных разрешений смогут уполномочить на получение ТМЦ лица, которые не состоят с ними в трудовых отношениях.

Еще один нюанс, который стоит внимания, – это срок, на который может выдаваться подобный уполномочивающий документ. Если в случае с доверенностью на получение ТМЦ было установлено ограничение по сроку действия не более 10-ти дней, то при новом регулировании подобное ограничение уже не применимо. И выдавать документ, подтверждающий полномочия на получение ТМЦ, субъект хозяйствования сможет на гораздо более длительный срок.

Также субъекты хозяйствования уже не будут связаны утвержденной формой для составления документа, подтверждающего полномочия на получение ТМЦ. Равно как и не будет действовать порядок регистрации и учета подобных документов.

Возвращаясь к перечню документов, предусмотренных вместо доверенности на получение ТМЦ, с 2015 года для соответствующих целей субъект хозяйствования может оформлять доверенность. Однако, как следует из вышеуказанного, в произвольной форме. Вместе с тем, не следует забывать, что к оформлению подобной доверенности (в отличие от доверенности на получение товарно-материальных ценностей) применяются положения Гражданского кодекса Украины.

Что касается письменного договора, то, как уже было указано, особых требований к нему не установлено. Предполагается, что соответствующие положения могут быть прописаны в гражданско-правовом договоре с лицом, которое исполняет соответствующие функции для субъекта хозяйствования, однако не состоит в трудовых отношениях с последним.

Указанный в Приказе акт органа юридического лица как документальное подтверждение полномочий лица на получение ТМЦ может быть выдан, например, в форме Приказа директора. Как видим, перечень документов, которые могут использоваться для подтверждения полномочий лица на получение товара, не является исчерпывающим, о чем свидетельствует указанная в конце перечня аббревиатура «и т.д.». Вместе с тем, в связи с формулировкой предыдущего предложения о том, что «Полномочия на осуществление хозяйственной операции…подтверждаются согласно законодательству», во избежание претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем быть предусмотрительными при выборе других форм подтверждения полномочий лица на получение ТМЦ. Например, уполномочие на получение товара в отправленном по электронной почте письме может быть не воспринято контролирующими органами как подтверждение полномочий в соответствии с законодательством.

Независимо от выбранной формы уполномочивающего документа, рекомендуем для целей бухгалтерского и налогового учета в таком документе указывать данные, позволяющие идентифицировать хозяйственные операции на получение ТМЦ, по которым уполномочивается определенное лицо. Например, тип операций (поставки), товар, контрагент и т.д. Ну и конечно, лицо, которое уполномочивается на получение ТМЦ, также должно быть должным образом идентифицировано. В частности, как минимум следует указать фамилию, имя, отчество и паспортные данные этого лица.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

1 Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей утверждена Приказом Министерства финансов Украины от 16 мая 1996 года № 99.

3 Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете утверждено Приказом Министерства финансов Украины от 24 мая 1995 года № 88.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь 25 октября, 2018 285

О вечном 22 октября, 2018 150

Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях» 17 июля, 2018 1295

РРО: очередные ожидаемые изменения 15 июня, 2018 745

Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве 11 июня, 2018 468

Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор) 06 июня, 2018 557

Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение) 01 июня, 2018 490

Изменения в регулировании кассовых операций 30 мая, 2018 1890

К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства 15 мая, 2018 1020

Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками 14 мая, 2018 405

Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях 27 апреля, 2018 348

Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью 22 марта, 2018 6201

Прокомментировать Отменить ответ

Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь пожалуйста

Юрисконсульт

О правовых последствиях и судебных перспективах

Необходима ли доверенность от покупателя при передаче ему товарно-материальных ценностей (ТМЦ)? В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденной приказом Министерства финансов Украины № 99 от 16 мая 1999 года (Инструкция), сырье, материалы, топливо, запчас­ти, инвентарь, скот, семена, удобрения, инструмент, товары, основные средства и другие товарно-материальные ценности, а также нематериальные активы, денежные документы и ценные бумаги отпускаются покупателям или передаются бесплатно только по доверенности получателей. Сама же Инструкция, согласно пункту 1, распространяется на предприятия, учреждения и организации, их отделения, филиалы, другие обособленные подразделения и представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности (предприятия).

Проанализировав Инструкцию, приходим к выводу, что в большинстве случаев любое предприятие, которое приобрело у другого предприятия что-либо из перечисленного в пункте 2 Инструкции, может получить приобретенное только на основании специальной доверенности, выданной работнику этого предприятия.

Но что же делать, если Инструкция нарушена: продавец и покупатель заключают договор на поставку товара с отсрочкой платежа, далее продавец несколькими партиями в течение года отпускает покупателю товар. По своей халатности продавец, отпуская этот товар по нескольким расходным накладным по каким-то из партий товара, передает его без доверенности или отпускает по причине доверия к покупателю, пообещавшему привезти доверенность позже или отправить по ­почте. При этом покупатель ставит на расходной накладной свою печать и подписывает ее, без расшифровки подписи и указания должности. Проблем у продавца не будет, если покупатель, так и не предоставив доверенности, полностью оплатит товар. Но что делать, если покупатель отказывается платить? Не затрагивая ­отношение ­налоговиков к данной проблеме (в подав­ляющем большинстве их отношение лояльно), рассмотрим судебный вопрос.

Конечно же, продавец подает на покупателя в суд. Но тут вдруг оказывается, что покупатель в суде отрицает факт получения им товара, ссылаясь на уже упомянутую Инструкцию, а также на статью 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» от 16 июля 1999 года и пункт 2.3 статьи 3 Положения о документальном обес­печении записей в бухгалтерском учете (утверждено приказом Минфина № 88 от 24 мая 1995 года). В соответствии с данными актами первичные документы должны иметь такие обязательные реквизиты: название документа, дату и место составления, название предприятия, содержание хозяйственной операции, ее единицу измерения, должности лиц, ответственных за содержание хозяйственной операции, личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо.

Как же в такой ситуации предприятию-продавцу выиграть суд?

Во-первых, с целью полного, обьективного и всестороннего исследования доказательств по делу необходимо с помощью суда обязать покупателя предоставить следующие документы:

1) книгу прихода материальных ценностей;

2) журнал-ордер по счету 631;

3) реестр налоговых накладных, полученных покупателем по месяцам по спорным накладным;

4) декларацию по НДС по месяцам по спорным накладным с отметкой налоговой инспекции;

но самое главное:

5) справку с подписью директора и главного бухгалтера покупателя о том, что последним товар по спорным накладным не оприходовался в складском и бухгалтерском учете;

6) справку о потере или краже печати, которая стоит на договоре и расходных накладных.

Если у покупателя изначально не было желания «кинуть» продавца, то он указанных документов в суд не предоставит и по имеющимся в деле документам победа будет за продавцом.

Но что же делать, если покупатель, помимо справки о потере (краже) печати, предоставит все вышеуказанные документы, в которых не будут отображены спорные накладные. Не будем здесь затрагивать вопрос мошенничества, а проанализируем действующее законодательство.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» первичный документ — это документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление. В соответствии со статьей 9 Закона основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее завершения.

В силу пункта 2.1 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете первичные документы — это письменные свидетельства, фиксирующие и подтверждающие хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их проведение. В соответствии с пунктом 2 Положения первичные документы должны быть составлены в момент проведения каждой хозяйственной операции или, если это невозможно, непосредственно после ее завершения.

Таким образом, накладные, составленные в момент проведения хозяйственной операции, являются первичными документами, подтверждающими факт хозяйственной операции по передаче товара, и представляют собой факт осуществления договора.

Доверенность не является первичным документом, содержащим сведения о хозяйственной операции и подтверждающим ее осуществление. Она не относится к расчетным, платежным и другим документам, обязанность ведения и хранение которых предусмотрена правилами ведения налогового учета (подпункт 5.3.9 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22 мая 1997 года, с изменениями и дополнениями).

Согласно письму Министерства финансов Украины № 31-04200-30/23-7454/6784 от 29 августа 2005 года, доверенность на получение ценностей в соответствии с пунктом 8 Инструкции выдается на срок не более 10 дней и является первичным документом, фиксирующим решение уполномоченного лица (руководителя) предприятия об уполномочии конкретного физического лица на получение для предприятия определенного перечня и количества ценностей. То есть доверенность не является документом, подтверждающим факт хозяйственной операции по передаче товара.

Согласно письму Государственной контрольно-ревизионной службы Укра­ины № 13-14/1-710 от 6 ноября 2002 года, отпуск ТМЦ без доверенности на их получение является нарушением процесса выявления и регистрации информации о деятельности предприятия, то есть нарушением ведения бухгалтерского учета, и предусматривает наказание по статье 164 2 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Данная статья предусматривает наложение штрафа от 8 до 15 налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан за отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка. Но никак не опровержение факта передачи (поставки) ­товара.

По аналогичному делу постановлением от 18 января 2008 года Киевский апелляционный хозяйственный суд принял позицию продавца. На основании постановления можно констатировать, что взыскать задолженность при отпуске товара без доверенности все же возможно. Тем не менее во избежание проблем или осложнений в судебных процессах следует все-таки соблюдать Инструкцию и без доверенностей не отпускать товар.

КОСОЛАП Александр — адвокат, г. Днепропетровск