Понятие судебная власть в рб

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

Судебная власть и правосудие

1. понятие и назначение судебной власти
2. свойства судебной власти
3. взаимоотношения судебной власти, законодательной и исполнительной властей
4. понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношение правосудия и судебной власти

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Формирования понятия «судебная власть» тесно связано с длительным процессом разработки концепции разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Предмет данной теории отмечается уже в работах Платона, Аристотеля, Цицерона. В классическом виде теория разделения властей полностью сформировалась в 18в. У ее истоков стоял Джон Локк (английский философ и политический деятель). Он не выделял в качестве самостоятельной ветви судебную власть и считал, что существуют законодательная, исполнительная и федеративная власти. Первым на три общепризнанные вида указал французский просветитель, правовед и философ Монтескье. Концепция разделения власти получила закрепление в конституциях большинства современных государств.

На белорусских землях первая судебная власть была введена статутами ВКЛ в 16в. Затем он применялся в судебных уставах 1864г. и широко употреблялось в дореволюционном законодательстве и юридической литературе. В советский период идея разделения власти была отвергнута и лишь в перестроечные годы начала проявляется в более серьезном отношении концепция разделения власти. В современном белорусском законодательстве термин судебная власть появляется в декларации от 27 июня 1990г. «о государственном суверенитете РБ» и законе от 27 февраля 1991г. «об основных принципах народовластия». На конституционном уровне норма о разделении властей была закреплена в ст.6 конституции РБ от 15 марта 1994г. Такое ж правило и в действующей редакции конституции РБ. В ст.2 кодекса «о судоустройстве и статусе судей» говорится, что судебная власть в РБ принадлежит судам, образованным в порядке, установленном конституцией и настоящим кодексом.

Судебная власть в РБ осуществляется только судами, в лице судей и привлекаемых в установленном кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями. Судебную власть можно определить как совокупность предоставленных судом полномочий по осуществлению правосудия и возложенных законодательством на суды иных функций.

2.Свойства, характеризующие судебную власть, проявляются в назначении судебной власти в обществе и государстве, ее содержание, процедуре реализации, взаимодействия законодательной и исполнительной ветвями власти. Эти свойства закреплены в конституции и других правовых источниках курса судоустройства. Свойствами судебной власти являются:
• обязательность судебных решений,
• самостоятельность и независимость,
• полнота и исключительность,
• верховенство в системе юстиции,
• объективность и беспристрастность,
• политическая нейтральность и легитимность.

Обязательность судебных решений определяется тем, что вступившие в законную силу решения и иные требования и распоряжения суда подлежат обязательному исполнению на всей территории государства.
Самостоятельность и независимость состоит в том, что суд выполняет свою деятельность самостоятельно, без подчинения какому-либо органу или должностному лицу, в том числе вышестоящим судам. Решение по делу принятому судом единолично и не требует внешнего утверждения и одобрения. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчинены только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия не допускается и влечет предусмотренную законодательством ответственность.
Полнота и исключительность судебной власти означает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и народных заседателей. Рассмотрение означает и то, что решения судьи могут быть отменены либо изменены лишь вышестоящими судебными инстанциями при наличии к этому предусмотренных законодательством оснований и условий.
Объективность и беспристрастность судебной власти заключается в том, что судьи и народные заседатели рассматривают и разрешают судебные споры непредвзято, т.е. при отсутствии какой-либо заинтересованности в исходе дела, а всестороннее через исследование всех обстоятельств дела, как обвинительного, так и оправдательного характера. Гарантия данного свойства судебной власти является содержание в процессуальном законодательстве института отвода, самоотвода судей и народных заседателей от участия в рассмотрении судом дела при наличии обстоятельств, ставящих под сомнение их беспристрастность и объективность.
Верховенство судебной власти прежде всего проявляется в особом правовом институте суда среди правоохранительных органов, а также то, что она формируется высшими органами и должностными лицами государства, т.е. парламентом, президентом и осуществляется от имени РБ.
Политическая нейтральность – важная черта судебной власти, обеспечивает беспристрастность и объективность суда. Рассмотренный принцип отстраняет судей от занятия активной политической деятельностью. Судьи не в праве состоять в политических партиях и общественных объединениях, преследующих политические цели, оказывать поддержку, не в праве осуществлять депутатскую деятельность и публично высказывать свои политические взгляды.
Легитимность судебной власти заключается в ее соответствии законодательству, т.е. установленной им процедуре формирования органов и деятельности судебной власти. Судебная власть признается легитимной при доверии к ней населения.

3.Взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной властями протекает по 2 направлениям. Во-первых – ветви власти сотрудничают между собой с целью эффективного управления государством. Во-вторых – каждая из трех ветвей власти, осуществляя свои полномочия сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым в государстве законность и правопорядок.

Парламент и президент РБ, принимая или издавая законы и иные НПА, определяют судебную систему страны, структуру судов и организацию их работы, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения судами дел и иных материалов. В свою очередь судебная власть вправе обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию законодательства, участвовать в разработке и обсуждении законопроекта, давать заключения о соответствии конституции содержания НПА, разъяснять действующее законодательство по вопросам судебной практики. Парламент и президент принимают участие в назначении и освобождении от должности судей председателей, заместителей. Парламент также утверждает объем финансирования судебной власти за счет средств республиканского бюджета.

Исполнительная власть, т.е. Минюст и его органы на местах осуществляют организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Судебная власть наделена правом оценивать законность решений и действий органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешать споры между госорганами и гражданами.
Взаимодействие судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели характеризуется таким свойством, как политическая нейтральность судебной власти. Судебная власть взаимодействует с политическими партиями и общественными объединениями преследующими политические цели: судебной власти подсудны конфликты между одной или двумя сторонами, которыми являются указанные институты.

4.Правосудие – одно из направлений деятельности суда, составляющее содержание судебной власти. Суть его состоит в рассмотрении и разрешении судом правовых споров между участниками правоотношений. В законодательстве отсутствует определение термина правосудие. Нет единого подхода в определении рассмотрения понятия и со стороны ученых-юристов. В самом общем виде правосудие можно определить как форму государственной деятельности, заключающуюся в разбирании, разрешении судами гражданских, хозяйственных, административных, уголовных дел, а также в осуществлении ими конституционного контроля.

Правосудию присущ ряд отличительных признаков:
1) правосудие может осуществляться только особым органом: судом (судьей)
2) правосудие осуществляется судом не произвольно, а посредством конкретных, установленных законом способом. В зависимости от способа осуществления правосудия и специфики разрешения судом дел различают следующие виды правосудия: по гражданским делам, по уголовным делам, по хозяйственным делам, по административным делам и конституционным делам.
3) Правосудие осуществляется в процессуальной форме, под которой понимается установленный процессуальным законом порядок производства судом по делу в целом, а также условия, последовательность проведения судом отдельных действий. В соответствии со ст.2 кодекса «о судоустройстве и статусе судей» судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судоустройства.
4) Как правило, правосудие осуществляется с применением судом мер государственного принуждения.

При характеристике правосудия нужно четко отличать его от судебной власти, т.к. они не являются тождественными понятиями. Судебная власть и правосудие соотносятся как целое и частное. Судебная власть более широкое понятие, поскольку правосудие является лишь одним из компонентов, составляющих ее содержание.

Судебная власть в Республике Беларусь

Понятие, свойства и принципы организации судебной власти в Республике Беларусь

Судебная власть, является одной из ветвей государственной власти, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Ее существование предусмотрено ст.6 «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную».

Эта ветвь власти, как и две другие имеет свои задачи, компетенцию и принадлежит самостоятельной системе органов государства – судам.

Главным и единственным актом регулирующим организацию судебной системы страны является «Кодекс о судоустройстве и статусе судей». Конституция не содержит норм о судебной системе (кроме принципов ее организации).

Организация судебной системы Республики Беларусь, определена ст. 5 Кодекса о судоустройстве и статусе судей:

Судебная система построена на принципах определенных Кодексом и Конституцией:

Судебная система Беларуси является децентрализованной (принцип полисистемности), судебные органы имеют внешнюю специализацию. Судебная система принадлежит к романо-германскому типу.

Все суды являются территориальными, экстерриториальных звеньев (например, окружных судов) нет.

В состав судебной системы входит и орган конституционной юстиции – Конституционный суд Республики Беларусь.

«Кодекс о судоустройстве и статусе судей» предусматривает возможность образования специализированных судов как в системе общих (напр. суд по делам несовершеннолетних), так и в системе хозяйственных судов (специализированный хозяйственный суд – напр. по налоговым спорам). В настоящее время, однако, ни одного специализированного суда не создано.

Судопроизводство в общих и специализированных судах регламентировано процессуальными кодексами (гражданским процессуальным, уголовно – процессуальным, хозяйственным процессуальным, процессуально-исполнительным об административных нарушениях).

Состав суда при рассмотрении конкретных дел может быть единоличным или коллегиальным (первая инстанция) либо коллегиальным (все последующие). Единственной формой участия общественности в судопроизводстве, являются народные заседатели.

При пересмотре судебных постановлений, не вступивших в законную силу используется кассационный порядок, для пересмотра постановлений вступивших в законную силу применяется надзорное производство и производство по вновь открывшимся обстоятельствам.

С марта 2005 г. новой редакцией Хозяйственно-процессуального кодекса (ХПК) предусмотрена и возможность апелляции в отношении решений хозяйственных судов (ну, наконец – то! С 1992 г. мурыжили…).

Представить судебную систему страны в виде схемы можно следующим образом (стрелками условно показано прохождение дел в звеньях системы – по судебным инстанциям):

Судебная власть в Республике Беларусь.

Судебная власть является одной из трех ветвей власти, о которых го­ворится в статье 6 Конституции Республики Беларусь. Судоустройство в Республике Беларусь определяется Конституцией (статья 116), Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Если законодательную власть осуществляет один орган – парла­мент – и в некоторых особых случаях – Президент, то судебную власть осуществляют все судебные органы. Перед каждым из них стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граж­дан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан. Судебная власть – это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом про­цедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.

В статье 109 Конституции закреплено, что судебная власть при­надлежит судам, т.е. суды являются ее носителями.

Судебная власть, как и любая иная, исходит от народа (статья 3 Кон­ституции). Это обусловлено не только тем, что суды выносят свои реше­ния именем Республики Беларусь, но и тем, что судьи занимают свою должность в силу назначения (избрания) представительным органом (Президентом, Советом Республики), получающим свои властные пол­номочия непосредственно или опосредованным образом от народа.

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосу­дие), составляет систему судебной власти. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

В судебную систему Республики Беларусь входят: Конституционный Суд, общие суды (во главе подсистемы находится Верховный Суд), хозяй­ственные суды (во главе – Высший Хозяйственный Суд). Судоустрой­ство определяется законом, при этом Конституция исключает образова­ние чрезвычайных судов.

Действие Конституционного Суда распространяется на всю террито­рию Республики Беларусь. В системе общих и хозяйственных судов сфера действия определяется территориальным уровнем судов. Систему общих судов составляют: Верховный Суд, областные, Минский городской, район­ные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные воен­ные суды. Систему хозяйственных судов составляют соответственно высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска (хозяй­ственные суды городов и районов пока не созданы).

В хозяйственных судах разрешаются хозяйственные (экономические) споры, возникающие из гражданских, административных и иных право­отношений.

Запрещается образование чрезвычайных судов, т.е. при любых усло­виях, например, в военное время, в связи с введением чрезвычайного или военного положения право на правосудие не может быть ограничено, правосудие должно осуществляться по общеустановленным процедурам.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по от­правлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (статья 110 Конституции).

Гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное законодательство содержит такие нормы, которые исключают неправомерное воздействие на суд. Этим законодательством определены права, а также обязан­ности участников процесса, возможность обжалования в кассационном и надзорном порядке вынесенных судебных постановлений.

Важной гарантией независимости судей является их личная неприкосновенность. Неприкосновенность судьи распространяется на его личное, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственное согласия органа, который его избрал либо назначил.

В отношении судьи не допускаются задержание, привод, ли обыск. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственна высказанное им при осуществлении правосудия суждение и решение, если вступившим в законную силу приговором суда ее установлена его виновность против интересов службы.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено и Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Уголовные дела в отношении судей подсудны только Верxoвному Суду Республики Беларусь.

Согласно статье 111 Конституции судьи не могут осуществлять никакую предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Согласно статье 94 Кодекса о судоустройстве и статусе судей канди­датом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владею­щий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по спе­циальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определя­ется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалифи­кационный экзамен на должность судьи.

Кандидаты на должность: судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет, за исключением судей судеб­ной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Бела­русь, которые должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Кодексом предусмотрены основания прекращения полномочий судьи.

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (статья 113 Конституции).

Уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законо­дательством предусмотрены случаи рассмотрения дел в судах как кол­легиально, так и единолично судьями. Коллегиальное рассмотрение уго­ловных дел направлено на исключение возможных судебных ошибок по наиболее сложным делам.

Разбирательство дел во всех судах открытое.

Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в слу­чаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

Судебная система Республики Беларусь

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:

Система судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции состоит из:

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

и действует в составе:

Верховный Суд Республики Беларусь:

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

Судам общей юрисдикции подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

Суды в Беларуси

Судебная система Беларуси – Конституционный суд и суды общей юрисдикции

Согласно Конституции Республики Беларусь судебная власть в стране принадлежит судам.

Судебную систему представляют:

Все судебные разбирательства проводятся в установленном порядке. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Суды общей юрисдикции в Беларуси

В Беларуси суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными, административными и экономическими делами, а также делами по военнослужащим.

В систему судов общей юрисдикции входят:

Конституционный суд Республики Беларусь

Основной целью работы Конституционного суда Беларуси является проверка соответствия нормативных правовых актов статьям Конституции.

Конституционный суд состоит из 12 экспертов по правовым вопросам высокой квалификации. Эксперты должны:

Президент Беларуси назначает шесть судей, еще шесть избираются Советом Республики.

Председатель суда назначается Президентом Беларуси с одобрения Совета Республики.

Срок полномочий судьи Конституционного суда – 11 лет.