Понятие выслуга лет

Содержание:

Понятие выслуга лет

§ 11.5. Выслуга лет

Если работник работает на основе трудового договора, трудо­вого соглашения или контракта у разного вида нанимателей, он вы­рабатывает трудовой стаж. Работая в колхозе на основе членства, работник также вырабатывает трудовой стаж.

В соответствии с разделом 5 «Пенсии за выслугу лет» Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» право на этот вид пенсии имеют отдельные категории работников авиации и летно-испытательного состава, отдельные категории медицинских и педагогических работников, а также отдельные категории артистов театров и других театрально-зрелищных учреждений и коллекти­вов. Все указанные категории работников трудятся на основе тру­дового договора, соглашения или контракта. Их трудовой стаж в названных должностях — летный и летно-испытательный состав, ра­ботники, осуществляющие управление воздушным движением и име­ющие свидетельство диспетчера, инженерно-технический состав, бортпроводницы, медицинские и педагогические работники обще­образовательных школ, ОПТУ, техникумов и училищ, а также арти­сты и другие работники театрально-зрелищных учреждений и кол­лективов — называется выслугой лет. Общая продолжительность работы названных работников в перечисленных выше должностях и есть их трудовой стаж. Однако их работа в перечисленных выше должностях может называться и выслугой лет для назначения и выплаты им пенсии за выслугу лет.

Выслугой лет называется и воинская служба граждан в Воору­женных Силах Республики Беларусь, служба в органах Министер­ства внутренних дел и Комитета государственной безопасности. Общая суммарная продолжительность такой службы и есть выслуга лет военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава ор­ганов внутренних дел и Комитета государственной безопасности.

Наличие такой выслуги лет у названных лиц является одним из необходимых условий для возникновения субъективного права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Бела­русь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальству­ющего и рядового состава органов внутренних дел» 3 .

Сама военная служба, а также служба в органах внутренних дел и Комитета государственной безопасности исчисляется в кален­дарном порядке — день за день, месяц за месяц, год за год. Одна­ко, учитывая характер и сложность военной службы, службы в орга­нах внутренних дел и Комитета госбезопасности (отдаленная мест­ность, Военно-Морской Флот, включая атомный, Военно-Воздуш­ные Силы, включая реактивную авиацию, служба в частях действую­щей армии), названным Законом предусмотрено льготное исчисле­ние выслуги лет. Так, месяц службы в отдаленных местностях зас-читывается за полтора, год — за полтора. Служба в реактивной авиа­ции засчитывается месяц — за два, год — за два. Служба в действующей армии — месяц за три, год — за три. Таким образом, выслуга лет военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава ор­ганов внутренних дел и Комитета госбезопасности — это суммарная продолжительность (в годах, месяцах, днях) военной и иной служ­бы в названных выше органах плюс отдельные периоды службы, засчитываемые на соответствующих льготных условиях, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь «О пен­сионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и ря­дового состава органов внутренних дел» порядок исчисления выслу­ги лет для назначения пенсий за выслугу лет офицерам, прапорщи­кам, мичманам и военнослужащим, проходящим службу по кон­тракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внут­ренних дел определяется постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 5 июля 1993 г. № 432 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицер­ского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим, про­ходящим службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов подразделений по чрезвы­чайным ситуациям, органов финансовых расследований и их семьям» 4 с соблюдением следующего:

а) в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается действительная военная служба, служба в органах внутренних дел в должностях начальствующего и рядового состава, служба в партизанских отрядах и соединениях, время работы в гражданских министерствах, ведомствах, учреждениях и организациях с оставлением на действительной военной службе или в кадрах органов внутренних дел, время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, время содержания под стражей и отбывания наказания военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных;

б) периоды прохождения службы при особых обстоятельствах (при ведении боевых действий и в других экстремальных ситуациях, на летной работе, на подводных лодках, в условиях повышенной радиации, в воздушно-десантных войсках, в отдаленных районах и местностях с неблагоприятными условиями, при выполнении специальных заданий и другое) засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях. При этом периоды службы при особых обстоятельствах до введения в действие настоящего За­кона засчитываются в выслугу лет на соответствующих льготных ус­ловиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР;

в) наряду со службой в воинских формированиях и органах внутренних дел Республики Беларусь в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается также служба (в том числе на соответствующих льготных условиях) в воинских формированиях и органах внутренних дел бывшего Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств;

г) при исчислении выслуги лет для назначения пенсий соответствующим категориям военнослужащих, проходивших службу за пределами Республики Беларусь на территории других государств — участников Содружества Независимых Государств, наряду со льготными условиями зачета службы в выслугу лет на пенсию, установленными законодательством Республики Беларусь, применяются также льготные условия зачета в выслугу лет их службы за границей в отдаленных, высокогорных местностях с неблагоприятными
климатическими условиями, установленные законодательством государств, на территории которых они проходили службу;

д) выслуга лет для назначения пенсий, исчисленная в соответствии с ранее действующим законодательством, с введением в действие настоящего Закона и в последующем при возобновлении выплаты пенсии перерасчету в сторону уменьшения не подлежит.

3 Советская Белоруссия. — 1993. — 2 февр.

4 С изменениями и дополнениями от 18.01.1994 г. № 21; от 22.04.1994 г. № 271; от 10.08.1994 г. № 4; от 26.10.1994 г. № 140; от 24.02.1995 г. № 102; от 28.02.1996 г. № 154; от 12.02.1997 г. № 79; от 05.09.1997 г. № 1180; от 20.05.1999 г. № 731; от 12.11.1999 г. № 1776; от 25.07.2000 г. № 1124; от 11.08.2000 г. № 1252.

Выслуга лет

Консультации по расчету и начислению трудовой пенсии по выслуге лет

Выслуга лет — это особый вид непрерывного трудового стажа, который предполагает начисление пенсии с определенными льготами и прибавками, определяемыми количеством лет работы.

Законодательством определены категории лиц, которые в силу профессии, должности или условий труда, имеют право на расчет пенсии на её основании, например, военнослужащие или сотрудники предприятий Крайнего Севера.

Полный перечень таких лиц юристы смогут уточнить при консультации онлайн, а также предоставить полный список льгот и надбавок, положенных за выслугу лет.

Консультации юристов по законодательству России

Выбор категории

Могут ли учителя выйти на пенсию по выслуге лет?

Добрый день. Учителя теперь не смогут уходить на пенсию,проработав 25 лет? В связи с новой реформой. А ранее уходили по выслуге. ( Чем короче текст,тем быстрее можно ответить)

Выслуга лет как посчитать

Здравствуйте! Закончил гражданский ВУЗ- 5.5 лет Военная кафедра 3 года Сейчас офицер, с выслугой 10 лет 6 месяцев. Сколько мне служить до пенсии ? Чтобы уволится с получением жилья? 9 лет и 6 месяцев? Или с учет ВУЗа 7 лет ? И куда тогда . Показать полностью

Есть вопрос к юристу?

Выслуга лет в ВС РФ

Добрый день!У меня такой вопрос.Выслуга лет у меня составляет 11 лет .Сюда входит срочная служба 2 года ,служба в милиции 4 года ,служба во внутренних войсках 3 года и как 2 года служу в части ПВО.положены ли мне дополнительные 5 суток к отпуску т.к . Показать полностью

Льготы военнослужащим после 25 лет выслуги

Здравствуйте, я подполковник , мне 42 года, выслуга почти 25 календарных лет, 20 лет из них прослужил в отдаленных регионах минимум 1 год за 1,5, увольняюсь по окончанию контракта из ВС РФ. Расскажите пожалуйста какие Льготы положены мне и моей . Показать полностью

Увеличение выслуги военнослужащего с 20 до 25 лет

Здравствуйте! На 2017 год имею выслуги 12 лет в том числе льготной. До минимальной пенсии остаётся 5 лет, так как выслуга 1 год за 1,5. В 2017 году перезаключение контракта на 5 лет, до окончания этого контракта наступает пенсия, затем . Показать полностью

Как бывшему государственному служащему получить пенсию за выслугу, которая составляет 30 лет?

Доброго времени суток. Я федеральный государственный служащий. Мне 52 года. Уволился со службы Имею непрерывный стаж госслужбы 30 лет вплоть до увольнения по собственному желанию. В соответствии с п1.1 ст7 ФЗ N 166 предусмотрено право на пенсию по . Показать полностью

Федеральный закон об увеличение выслуги лет, дающий право на получение пенсии с 1 января 2017 года

Здравствуйте! Какие изменения произойдут в моем денежном довольствии (на основании ФЗ, вступающего в силу с 1 января ) при выходе на военную пенсию в июле 2017 года, если на тот период она будет составлять 34 календарных года?

Льготная выслуга лет военнослужащих на флоте

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста где на флоте (в каких районах, городах, посёлках) служба исчисляется год за два или год за полтора?

Какая у меня выслуга, если у меня 17 лет военной службы и 3 года МВД?

Какая у меня выслуга если у меня 17 лет военной службы и 3 года МВД? Получается 20 лет,но какая это будет выслуга 20 лет общей продолжительности военной службы или только по выходу на пенсию для начисления пенсии,по этой выслуге я смогу иметь . Показать полностью

Оформление пенсии по выслуге лет педагогическому работнику

Добрый вечер! Я хочу оформить пенсию по выслуге лет, как педагогический работник. С 13.02.1989 года работал в общеобразовательной школе, сначала год старшим пионервожатым, потом год воспитателем гпд, затем 4 года учителем математики. Следующие 11 . Показать полностью

Отменили выслугу лет в льготном исчислении?

я военнослужащий .Участник миротворческой миссии грузино-абхазского конфликта с 2004-2005 год выслуга лет исчислялась один день за три.Сейчас собрался на пенсию в льготном исчислении мне в отделе кадров сказали ,что произошли изменения и . Показать полностью

Могу ли я рассчитывать на пенсию по выслуге лет согласно действующего законодательства?

Добрый день. Вопрос следующий. На данный момент у меня имеется 13 лет военной выслуги на территории Украины и 7 лет военной выслуги на территории РФ. Ранее было гражданство Украины, сейчас — России. Подскажите, пож., смогу ли я согласно . Показать полностью

Выслуга лет при смене гражданства

Здравствуйте. Я-шахтер.Работал на Украине.Последние годы-горноспасатель.Подземный стаж-10 лет. В 2015 получил гражданство России.В 2016 устроился по профессии,горноспасателем. Подскажите,будет ли учитываться выслуга лет по профессии. Если да, то . Показать полностью

Почему не засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии сотруднику МВД период службы в Латвии с 1991 по 1994 годы

Мой супруг с 1986 по 1994 год проходил службу в МВД Латвии. Записей в трудовой книжке две о принятии в 1986 году на службу и увольнении в 1994 году со службы. В 1994 году переехал в Россию. В 1998 году востановился на службу в органы внутренних дел . Показать полностью

Выслуга лет на пенсию

Здравствуйте. Я военнослужащий ВВ МВД РФ, офицер.Собираюсь увольняться по достижении предельного возраста 45лет (контракт заключен по старому законодательству). На момент увольнения календарная выслуга будет 19 лет. Перед призывом на военную службу . Показать полностью

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,
чем искать решение!

Выслуга лет военнослужащих

Обновление: 20 октября 2017 г.

От стажа военной службы зависят многие права и социальные гарантии военнослужащего, например надбавка к денежному довольствию, особые условия выхода на пенсию и т.д. Предметом данной статьи являются выслуга лет военнослужащих, ее понятие и порядок исчисления.

Что такое выслуга лет

Рассматриваемое понятие означает период трудовой деятельности в одной сфере, отработка которого предоставляет работнику определенное право, например на выход на пенсию до достижения общеустановленного срока или надбавку к заработной плате (должностному окладу).

Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ использует понятие «выслуга лет» в контексте пенсионного обеспечения и закрепляет право на пенсию за выслугу лет за:

  • госслужащими (имеется в виду федеральная гражданская служба);
  • военнослужащими;
  • космонавтами;
  • летчиками-испытателями.

Выслуга лет интересующей нас категории служащих исчисляется для назначения и определения размера:

  • пенсии за выслугу лет;
  • надбавки к денежному довольствию.

Выслуга лет военнослужащих для назначения пенсии

Военнослужащий наделяется правом на пенсию за выслугу лет при наличии следующих условий:

  • стаж его военной службы составляет не менее 20 лет либо
  • военнослужащий имеет общий трудовой стаж не менее 25 лет и 12 лет состоит на военной службе, если увольнение со службы связано с достижением предельного возраста, состоянием здоровья или штатной реорганизацией.

В выслугу лет в данных целях включаются:

  • военная служба;
  • время работы в госорганах и гражданских организациях при условии оставления на военной службе;
  • время нахождения в принудительном плену при условии, что военнослужащий не совершил преступления против своей страны, будучи в плену;
  • время, в которое военнослужащий отбывал наказание и содержался под стражей в результате необоснованного привлечения к уголовной ответственности, а также в случае репрессии с последующей реабилитацией;
  • время обучения, предшествовавшее поступлению на службу (не более 5 лет).

Выслуга лет военнослужащих для назначения надбавки к денежному довольствию

Исчисление данной величины производится на основании Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074. Согласно Правилам в выслугу лет для указанной цели включаются:

  • военная служба;
  • период приостановления службы на время избрания депутатом, членом Совета Федерации, главой муниципального образования, назначения судьей военного суда или Военной коллегии ВС РФ, высшим должностным лицом субъектов РФ;
  • нахождение в плену;
  • безвестное отсутствие;
  • отбывание наказания, содержание под стражей, если привлечение к уголовной ответственности признано необоснованным;
  • перерыв в службе по причине увольнения, признанного незаконным;
  • служба в органах внутренних дел, военизированной пожарной охране, исправительных учреждениях;
  • служба в органах наркоконтроля;
  • служба в налоговой полиции;
  • служба в таможенных органах;
  • служба в прокуратуре и Следственном комитете;
  • служба в войсках нацгвардии;
  • работа в органах Государственной противопожарной службы;
  • иные периоды.

Льготное исчисление выслуги лет

Отдельные периоды службы включаются в выслугу в льготном порядке, специальные случаи закреплены законодательством.

Таковыми являются, например:

  • служба в летном составе;
  • служба, связанная с прыжками с парашютом;
  • служба, связанная с нахождением в плавании;
  • периоды командирования за пределы территории РФ, если деятельность военнослужащего связана с первыми тремя видами службы.

Выслуга лет сохраняется при переходе на новое место службы.

Вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, возникающие на практике

Вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, возникающие на практике

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2)*(95).

Главным условием, которое определяет право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является наличие соответствующей выслуги на военной службе.

В выслугу лет для назначения пенсии лицам, уволенным со службы, согласно названному Закону Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (часть 1 статьи 18). Установленный порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с военной службой, является льготой, позволяющей увеличивать выслугу для назначения пенсии.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18).
Во исполнение предписания федерального законодателя Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 г. издало постановление N 941. Первоначально нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации N 40, 4 октября 1993 г.

Правительство Российской Федерации исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий по определению порядка исчисления выслуги лет в первом абзаце пункта 2 Постановления установило порядок зачета выслуги лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее именуется — Закон) офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданской образовательной организации квалификации, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных организаций до их окончания зачислены для продолжения учебы в военные образовательные организации высшего образования.

При этом федеральный законодатель, установив возможность и порядок зачета в выслугу лет времени учебы, не определил типы и виды образовательных организаций, условия обучения в образовательных организациях, время учебы в которых может быть включено на соответствующих условиях в выслугу лет для назначения пенсии.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, согласно статье 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I), осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации. При этом законодатель в части второй названной статьи предусмотрел, что время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях засчитывается в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел из расчета два месяца учебы за один месяц службы только в случае обучения на очных отделениях. Так, например, гр. Щ. обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации, считая, что вышеуказанные нормативные положения, не позволяют засчитывать в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел для назначения им пенсии время обучения по заочной форме в высших образовательных учреждениях Министерства внутренних дел СССР до поступления на службу, притом что такая возможность, как полагает заявительница, предусмотрена в отношении аналогичных периодов обучения в гражданских высших образовательных учреждениях, не соответствуют статьям 2, 7 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив заявленные документы не нашел оснований для принятия жалобы гр. Щ. к рассмотрению, при этом указал на то, что правовое регулирование, по существу, закрепляет льготу, позволяющую увеличивать выслугу для назначения пенсии, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что из представленных документов, во время обучения на заочном отделении в Рязанской высшей школе Министерства внутренних дел СССР гр. Щ. являлась работником органов внутренних дел, следовательно, данный период может быть учтен при назначении ей трудовой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», наряду с пенсией за выслугу лет по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В настоящий момент времени для сотрудников органов внутренних дел Правительство Российской Федерации исходя из предоставленных ему дискреционных полномочий по определению порядка исчисления выслуги лет в абзаце четвертом пункта 2 Постановления*(96) установило порядок зачета времени обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющим право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Норма о возможности зачета в выслугу лет для назначения пенсии времени обучения носит стимулирующий характер, имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел лиц, имеющих соответствующее профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование).

Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами (часть 8 статьи 60).

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулируя правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, в части 2 статьи 9 устанавливает, что квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава — образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава — высшего образования, соответствующего направлению деятельности.

Согласно пункту 10 части 2 статьи 38 данного Федерального закона в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего образования по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы. В качестве наглядного примера, рассмотрим следующий.

Так, гр. П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца четвертого пункта 2 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и ограничивают его права на включение в выслугу лет периодов обучения в среднем специальном учебном заведении, без наличия диплома о соответствующем образовании. Как указывает заявитель, при увольнении со службы из органов внутренних дел ему был произведен расчет выслуги лет без учета времени обучения в Смоленском автотранспортном колледже с 1 сентября 1990 г. по 12 ноября 1991 г.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривая данное дело указал на следующее: «…Как следует из содержания жалобы, заявитель полагает, что в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лицам, увольняемым из органов внутренних дел, должно засчитываться время учебы в среднем специальном учебном заведении до определения на службу, т.е. фактически ставит вопрос об установлении более льготных условий назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел». На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении заявления Подова А.И. о признании недействующим абзаца четвертого пункта 2 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» отказать*(97).
Следовательно, несмотря на то, что ни в постановлении Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, ни в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 форма обучения не оговорена, но при этом, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I*(98), и Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» соответственно не предусматривали ранее и не предусматривают в настоящий момент времени зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел время обучения по заочной и вечерней форме обучения в высших или средних специальных учебных заведениях, предшествующее поступлению их на службу в органы внутренних дел*(99).

Таким образом, в настоящий момент времени исчисление пенсии за выслугу лет на военной службе (позволяющий включать в выслугу лет время обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных организаций до их окончания зачислены для продолжения учебы в военные образовательные организации высшего образования) отлично от исчисления пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел (позволяющий включать в выслугу лет время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения государственной итоговой аттестации и получения документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, — в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу с 1 января 2012 г.), несмотря на существующий единый Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Выслуга лет на военной службе — это специальный стаж, который исчисляется в период прохождения военной службы, однако при определенных условиях трудовой стаж лица, который работал (учился) до начала военной службы может быть ему засчитан в выслугу лет на военной службе. И тут вполне, на наш взгляд, могут возникнуть спорные отношения, так как справедливо отмечает исследователь Н.А. Карпунина «одни ученые относят трудовой стаж к действиям, другие к событиям, а третьи — к состояниям»*(100).

При этом примеров иерархических коллизий в праве социального обеспечения немало. Значительную часть несоответствий иерархического характера составляют коллизии норм Конституции РФ с нормативно-правовыми актами в сфере социального обеспечения, и главным образом, с законами; но существуют иерархические коллизии и иного типа. Наглядным примером может служить различие норм Инструкции «О порядке зачета военнослужащим Службы специальных объектов при Президенте РФ стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в выслугу лет для назначения пенсии», утвержденной Приказом Главного управления специальных программ Президента РФ от 31 июля 2001 г. N 37 «О порядке зачета военнослужащим Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в выслугу лет для назначения пенсии»*(101) (далее — приказ ГУСП Президента РФ) и Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»*(102) (далее — Закон от 12 февраля 1993 года), а также принятого в его развитие Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, определяющего порядок исчисления выслуги лет указанным категориям граждан. В приказе ГУСП Президента РФ предусмотрены периоды трудовой деятельности, подлежащие зачету в выслугу лет, о которых ни в Законе, ни в Постановлении не упоминается*(103). При этом особо хотелось отметить, что вышеназванный приказ в нарушение ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года определяет возможность зачета предшествующей трудовой деятельности (в настоящее время в пределах пятнадцати и десяти лет на основании пункта 1.3 Инструкции «О порядке зачета военнослужащим Службы специальных объектов при Президенте РФ стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в выслугу лет для назначения пенсии») в выслугу лет для назначения военной пенсии по п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года, то есть, как пишет ученый — юрист Д.В. Агашев «по существу, приравнивает общий трудовой стаж к стажу специальному»*(104).

Также военнослужащим органов федеральной службы безопасности (контрразведки), зачисленным на службу до 1 января 1991 года, засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий периоды их работы до зачисления на службу, учтенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет*(105).

На наш взгляд, выслуга лет на военной службе как особая мера исчисления в период прохождения военной службы может иметь как количественную, так и качественную характеристику, при этом количественной характеристикой выслуги лет будем считать ее продолжительность, а качественной характеристикой будем считать соответствующие условия, в которых протекала военная служба лица, состоявшего в военно-служебных отношениях (в сложных климатических условиях, условиях вооруженных конфликтов и т.д.). На современном этапе социального обеспечения военнослужащих и членов их семей выслуга лет играет ключевую роль в определенных отношениях, при этом выслуга лет на военной службе имеет свою специфическую разновидность и подразделяется на выслугу лет в календарном исчислении и выслугу лет в льготном исчислении. Если законодатель ссылается на понятие общая продолжительность военной службы, это означает, что в данных обстоятельствах имеется в виду выслуга лет в календарном исчислении, если же законодатель напрямую указывает выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, здесь все ясно и предельно понятно.

Следовательно, количественная характеристика выслуги лет на военной службе бывает двух видов в зависимости от ее исчисления (в льготном или календарном): выслуга лет в календарном исчислении и выслуга лет в льготном исчислении. Сложнее определить качественную характеристику выслуги лет на военной службе, так как она протекает в соответствующих специфических условиях. Существуют следующие разновидности качественной характеристики выслуги лет: выслуга в соответствующем воинском звании, выслуга лет в соответствующей должности, выслуга лет в боевых условиях, выслуга лет в сложных климатических условиях и т.д. Если выслуга лет в соответствующей должности и воинском звании определяется только в календарном исчислении, то выслуга лет, например, в боевых и сложно-климатических условиях*(106) может учитываться в льготном исчислении*(107). Следовательно, выслуга лет на военной службе играет ключевую роль и имеет важное, на наш взгляд, стратегическое значение в такой сфере отношений как социально-пенсионные отношения военнослужащих.

Военно-пенсионная система — это профессионально-пенсионные отношения, связанные с одной профессией — военного, проходившего военную службу по контракту, и поэтому считается специфической, имеющей свои особенности и отличия от трудовых пенсионных отношений.
Учитывая вышесказанное, на наш взгляд, можно придти к следующим выводам:
1. Выслуга лет на военной службе играет ключевую роль в социальном обеспечении военнослужащих и членов их семей;
2. В выслугу лет не должен засчитываться трудовой стаж, предшествующий военной службе, иначе весь конституционно — правовой смысл понятия выслуги лет на военной службе может потерять правовую природу и свое смысловое значение;
3. Выслуга лет имеет количественную и качественную характеристики, при определении количественной характеристики имеется в виду ее продолжительность, при этом выслуга лет бывает двух видов: в календарном исчислении и в льготном;
4. Качественная характеристика обусловлена определенными климатическими и особыми условиями;
5. В зависимости от должности и воинского звания выслуга лет может разделяться на выслугу лет в должности и в воинском звании;
6. Правовая природа выслуги лет при прохождении военной службы по призыву и правовая природа выслуги лет при прохождение военной службы по контракту различна*(108).

На основании данных выводов на наш взгляд можно считать, что понятие «выслуга лет на военной службе» — это факт-событие, так как оно всегда имеет определенную фиксированную продолжительность, применяемую на практике либо в календарном, либо льготном исчислении.
Вложив в понятие выслуги лет на военной службе ее непосредственную основу фактов-событий, мы вполне можем подразделить пенсионные отношения на три основных вида: правообразующие пенсионные отношения (правовые условия и порядок назначения пенсий); правоизменяющиеся пенсионные отношения (перерасчет назначенных пенсий); правопрекращающиеся пенсионные отношения (приостановление и прекращение выплат пенсий).

Во всех перечисленных видах пенсионных отношений выслуга лет играет ключевую роль, например, при назначении военных пенсий необходимо знать ее фиксированное цифровое значение, при этом ее продолжительность может влиять на правовые условия, необходимые для назначения военных пенсий. При перерасчете назначенных пенсий выслуга лет также учитывается в ее цифровом значении, при приостановлении и прекращении выплаты военных пенсий выслуга лет также имеет важное значение, например, в случае поступления военного пенсионера на правоохранительную службу, военная пенсия может быть приостановлена или временно прекращена, в случаях, если выслуга лет в правоохранительных органах будет учитываться при исчислении военной пенсии в будущем.

Выслуга лет на военной службе как факт-событие имеет свою периодичность существования юридического события и время его существования в зависимости от ее продолжительности (количественная характеристика выслуги лет), а также характер последствий в зависимости от особых условий военной службы (качественная характеристика выслуги лет).

К юридическим фактам-событиям относятся не только выслуга лет, но и воинское звание, и должность военнослужащего. При этом подсчет выслуги лет как факт-событие может быть в период прохождения военной службы как в ее общей продолжительности, так и в воинском звании, и в соответствующей должности. Следовательно, ключевыми звеньями в военно-пенсионных отношениях считаются: воинское звание, должность и выслуга лет. На наш взгляд, необходимо особо отметить и то, что изучение судебной практики показывает, что не всегда верно судами разрешаются споры, связанные с исчислением выслуги лет для назначении пенсии и определения ее размера*(109).

При этом как нам видится институт выслуги лет должен выступить в качестве важнейшего правового стимула добросовестной службы военнослужащих*(110). Как справедливо отмечается учеными, правовое стимулирование исполнения военнослужащими обязанностей военной службы — это, прежде всего, правотворческая и правоприменительная деятельность органов государственной власти и органов военного управления, направленная на создание и существование такого правового режима, при котором достижение государственно-значимых (общественно полезных) целей военной службы обеспечивается добросовестным исполнением военнослужащими своих обязанностей, основанным на достижении баланса удовлетворения как публичных, так и собственных интересов*(111).

Федеральный законодатель, предусмотрев назначение военных пенсий при определенных льготных условиях, например, при достижении 20-летней выслуги лет, прежде всего, на наш взгляд, исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить военную службу, но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

Другие новости и статьи

Запись создана: Четверг, 20 Сентябрь 2018 в 2:37 и находится в рубриках Новости.