Повторное жилье военнослужащих

Повторное обеспечение военнослужащего жильем в составе другой семьи

Военнослужащая, обеспечивалась квартирой от МО в составе семьи как член семьи военнослужащего — 13 метров. С мужем в разводе 10 лет, не проживают в квартире 13 лет выписана 11 лет назад, после развода он приватизирован квартиру, в приватизации не участвовала, отказалась от приватизации. Заключен другой брак.

Снята с жилищного учета, т.к. была обеспечена — 13 метров. Вопрос состоит в том, что РУЖО нового мужа не рассматривает при определении нуждемости, т.к. У МЕНЯ НЕТ ПРАВА НА ЖИЛЬЕ. Учётная норма 10 метров. Военнослужащий рассматривается в составе семьи или один?

Уточнение клиента

Здравствуйте Олег ! Раньше Вы мне отвечали, что если я заключу брак, то это спасёт ситуацию, мои метры поделят на двоих, вычтут 13 метров.

01 Июля 2017, 22:50

Уточнение клиента

Какой же выход в такой ситуации?

01 Июля 2017, 23:02

Ответы юристов (4)

Добрый день. В составе семьи, но у членов семьи право на обеспечение жильем производное от права военнослужащего.

И если у военнослужащего нет права, то нет права и у членов семьи

Есть вопрос к юристу?

​Должно рассматривать, так как право на жилье распространяется и на членов семьи военнослужащего исходя из п. 5 ст.2 ФЗ О статусе военнослужащих. Если будет меньше учетной нормы на каждого человека, то должны принять на учет нуждающихся и при предоставлении вычтут 13 метров.

Здравствуйте Олег! Раньше Вы мне отвечали, что если я заключу брак, то это спасёт ситуацию, мои метры поделят на двоих, вычтут 13 метров.

Практика военной коллегии поменялась теперь

Ваш вопрос непростой, но, по моему мнению, решаемый.

Действительно, военная коллегия, а за ней — и гарнизонные (окружные) военные суды очень любят эту лишённую смысла сентенцию «жилищные права членов семьи военнослужащего производны от прав самого военнослужащего», и бездумно вставляют её где не попадя.

На самом деле, эта сентенция взята из воздуха — она ни имеет совершенно никакого законного обоснования. Ваш муж, проживая совместно с вами, является членом вашей семьи в силу закона — ст. 41, 69 ЖК РФ. А нуждаемость определяется, тоже в силу закона, на основании учётной нормы — на каждого члена семьи. Любые другие рассуждения, (в том числе со стороны РУЖО), игнорирующие этот закон, неправомерны. Несмотря на все вновь введённые ограничения, в законе «о статусе военнослужащих» по-прежнему существует норма о праве военнослужащего на улучшение жилищных условий.

Тем более, что новая (с 2014 года) форма жилищного обеспечения — жилищная субсидия, как раз предусматривает ситуацию, когда военнослужащий не может сдать ранее предоставленное жильё (ваши 13 кв. метров). В этом случае те метры, которые невозможно сдать, вычитаются.

У меня недавно в схожей ситуации вопрос решился положительно. Правда, судились полтора года и пришлось четырежды обращаться в Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд, и прошли три апелляции в окружном суде.

А вот по второму аналогичному делу пока получили в гарнизонном суде отказ. Обжалуем в окружном.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Об основаниях и условиях повторного обеспечения жильем по месту военной службы военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и членов их семей, обеспечивавшихся ранее жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации (Трофимов Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.04.2016

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. При этом ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации предписано органам государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище . Конституция Российской Федерации также закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
———————————
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875.

Положение о том, что в Российской Федерации жилые помещения на условиях, определенных ст. 40 Конституции Российской Федерации, предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, закреплено и в ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации .
———————————
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173284.

К иным категориям граждан, обеспечиваемых бесплатным жильем или жильем за доступную плату, относятся, в частности, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.
Как закреплено в ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях .
———————————
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172673.

Военная служба, как особый вид федеральной государственной службы, обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, в том числе в части обеспечения их жилыми помещениями, закреплены в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ , в котором определены основные положения жилищного обеспечения военнослужащих, в частности основания, порядок, условия и механизм реализации ими права на жилище, определены источники и формы обеспечения их жильем. Непосредственно механизм обеспечения жильем военнослужащих определен Приказом Министра обороны Российской Федерации «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» от 30 сентября 2010 г. N 1280 (зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2010 г., регистрационный номер 18841) .
———————————
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171302.
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145223.

Ссылаясь на специальный порядок обеспечения бесплатным жильем военнослужащих, должностные лица органов, уполномоченных в соответствии с действующим законодательством принимать решения о признании военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей нуждающимися в получении жилых помещений, а также принимать решения о предоставлении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений на условиях договора социального найма или по желанию военнослужащих в собственность бесплатно (такими органами являются региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и их территориальные отделы и отделения), все чаще стали выносить решения об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих и членов их семей, которые ранее обеспечивались жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации и не могут представить справку о сдаче ранее полученного жилья или не желают установленным порядком сдать ранее полученное жилье.
В обоснование выносимых решений вышеназванные органы приводят положения из Определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2010 г. N 205-В10-17 в части, касающейся выводов Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в указанном Определении, о том, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом со ссылкой на названное Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации указывают, что последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерства обороны Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
———————————
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=163047.

Полагая вышеприведенные в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2010 года N 205-В10-17 выводы универсальными, региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, их территориальные отделы и отделения применяют их во всех случаях, когда военнослужащий уже обеспечивался жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации и не может представить справку о сдаче ранее полученного жилого помещения.
Однако следует отметить, что в Российской Федерации нет прецедентного права и выводы Верховного Суда Российской Федерации по конкретному гражданскому делу не могут быть универсальными.
В настоящей статье предпринимается попытка ответить на вопрос, который волнует многих военнослужащих:
возможно ли повторное обеспечение их жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации, если они ранее уже получали от Министерства обороны Российской Федерации жилые помещения, но в связи с изменившимися обстоятельствами вновь претендуют на получение жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации, а если это возможно, то на каких основаниях и при каких условиях?
Вопрос о повторном обеспечении военнослужащих жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации достаточно многогранен. Такая необходимость может возникнуть при разных обстоятельствах, раскрытию наиболее распространенных из них и посвящена настоящая статья.
1. Так, одним из распространенных случаев, когда встает вопрос о повторном обеспечении жильем военнослужащего, является изменение в течение времени состава семьи в результате заключения брака, рождения детей, признания иных лиц находящимися на иждивении военнослужащего.
В связи с изложенным следует отметить, что если военнослужащий, не состоящий в браке и (или) не имеющий детей, единолично обеспечивался жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации исходя из существовавших норм обеспечения жильем и был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, а в последующем у него увеличился состав семьи в результате заключения брака и (или) рождения детей, то такой военнослужащий вправе при определенных условиях вновь рассчитывать на повторное обеспечение его жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации в порядке улучшения жилищных условий.
Основным условием для повторного обеспечения такого военнослужащего жилым помещением является признание его и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений.
Пунктом 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, установлено, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеющий по месту военной службы жилое помещение в собственности или на условиях социального найма, полученное ранее от Министерства обороны Российской Федерации, может рассчитывать на повторное обеспечение его и членов его семьи жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, в случае если он и члены его семьи признаны нуждающимися в получении жилых помещений по основаниям, определенным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Это значит, что если общая площадь имеющегося в пользовании или в собственности военнослужащего и (или) у членов его семьи жилого помещения, ранее полученного от органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, стала составлять менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании, в котором проходит военную службу военнослужащий, то такой военнослужащий и члены его семьи на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации могут и должны признаваться нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Так, п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых п
о договору социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом общая площадь жилого помещения, предоставляемого такому военнослужащему и членам его семьи, может соответствовать нормам предоставления жилья, определенным ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», при условии сдачи установленным порядком занимаемого жилого помещения, ранее полученного от Министерства обороны Российской Федерации.
В том же случае, если военнослужащий занимаемое жилое помещение получил от Министерства обороны Российской Федерации в собственность или стал собственником такого жилого помещения в результате приватизации, то повторное обеспечение жильем такого военнослужащего и членов его семьи Министерством обороны Российской Федерации возможно лишь с учетом ранее полученного жилья. Это обусловлено тем, что в Министерстве обороны Российской Федерации не предусмотрена возможность безвозмездного отчуждения военнослужащими имеющегося в собственности жилья в пользу Министерства обороны Российской Федерации в целях повторного обеспечения их жильем в соответствии с установленными нормами без каких-либо ограничений.
В данном случае общая площадь жилого помещения, повторно предоставляемого военнослужащему и членам его семьи, с учетом норм предоставления жилья, установленных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», подлежит расчету по формуле:

где:
18 — норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»;
A — количество членов семьи военнослужащего;
9 — допустимое превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления площади жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома;
B — общая площадь жилого помещения, полученного ранее от Министерства обороны Российской Федерации в собственность или оформленного в собственность в порядке приватизации.
Аналогичная формула расчета подлежит применению и в случае, когда военнослужащий, имея право на повторное обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, не желает расстаться с ранее полученным жилым помещением, занимаемым им и членами его семьи на условиях социального найма.
Правильность такого подхода при предоставлении военнослужащему и членам его семьи жилых помещений от Министерства обороны Российской Федерации в порядке повторного обеспечения подтверждается и Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 .
———————————
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158684.

Пункт 4 указанных Правил также предусматривает уменьшение норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с п. 3 этих Правил, путем уменьшения:
— на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
— на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
— на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение.
Как видим, и в случае предоставления жилищной субсидии учитывается имеющееся у военнослужащего и (или) у членов его семьи жилое помещение (жилые помещения), которое (которые) он не может или не желает установленным порядком передать органу, предоставившему жилое помещение.
Правильность вышеизложенной позиции подтверждается и п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29 мая 2014 г. N 8 , в котором отмечается, что, если военнослужащим было реализовано право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и последний не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом ранее полученного жилого помещения от органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
———————————
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163741.

Правовой анализ содержания п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 приводит автора к выводу, что во всех случаях, когда военнослужащий ранее обеспечивался от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (в случае если в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации он будет признан нуждающимся в жилом помещении) с обязательным учетом ранее полученного жилого помещения от органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе и в случае, если военнослужащим было произведено отчуждение предоставленного ранее жилого помещения посредством дарения, мены или продажи.
При этом Верховным Судом Российской Федерации не оговаривается пятилетний срок для учета указанных действий при решении вопроса о повторном обеспечении такого военнослужащего жилым помещением, как это предусмотрено ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Из этого, по мнению автора, можно сделать предположение, что высшая судебная инстанция полагает, что полученное ранее военнослужащим жилое помещение подлежит учету во всех случаях, когда военнослужащий в связи с этим не может представить справку о сдаче ранее полученного жилого помещения, в том числе если военнослужащим и (или) членами его семьи было произведено отчуждение имеющегося жилого помещения, независимо от того, истек установленный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок для учета таких действий или нет.
2. Особенно остро встает вопрос повторного обеспечения жильем военнослужащего, обеспечивавшегося ранее жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации и утратившего право на указанное жилое помещение в результате расторжения брака.
Такое возможно в двух случаях:
— когда военнослужащий после расторжения брака добровольно оставил предоставленное ему ранее жилое помещение бывшей супруге (супругу) и (или) своим детям, которые и после расторжения брака в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации не перестали быть членами его семьи;
— когда утрата военнослужащим права на полученное ранее жилое помещение произошла на основании судебного решения, которым он был признан утратившим право пользования этим жилым помещением.
И в первом, и во втором случаях органы, уполномоченные принимать решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений и решение о предоставлении им жилых помещений (региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и их территориальные отделы и отделения), как правило, отказывают военнослужащему и членам его новой семьи в признании нуждающимися в получении жилого помещения и в предоставлении им такового со ссылкой на то, что военнослужащий не представил справку о сдаче ранее предоставленного жилого помещения.
В связи с изложенным следует указать, что как в соответствии с ранее действовавшими ведомственными нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации, так и в соответствии с ныне действующими в случае оставления военнослужащими ранее полученного от Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения бывшей супруге (супругу) и детям было возможно получить справку о сдаче этого жилого помещения установленной формы с формулировкой «приватизировал», «оставил родственникам».
Как видно из приложения N 8 к Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 (утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1297), выдача указанной справки была возможна и в случаях приватизации военнослужащим полученного жилья либо оставления жилья родственникам. Аналогичные формулировки содержатся и в форме справки о сдаче занимаемого жилого помещения, приведенной в приложении N 10 к Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
——————————-

URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=94075.

Следовательно, указанная справка могла быть выдана и может быть выдана не только военнослужащим, которые имели по прежнему месту службы жилое помещение, полученное от Министерства обороны Российской Федерации, и сдали его, но и тем военнослужащим, которые приватизировали такое жилое помещение либо оставили таковое родственникам.
Правовым основанием реализации права на получение справки о сдаче ранее полученного жилого помещения являлся п. 41 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, который предусматривал, что по просьбе военнослужащего, переведенного к новому месту военной службы, удерживающего по предыдущему месту военной службы жилое помещение, состоящее на учете в КЭЧ района, в котором остаются проживать имеющие право на часть жилого помещения совершеннолетние члены семьи, а также иные лица, проживающие совместно с ним, с письменного их согласия, по решению командующих войсками военных округов, флотами (флотилией) им может быть предоставлено другое жилое помещение в части, причитающейся от общей площади жилого помещения.
Таким образом, при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 41 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, совершеннолетним членам семьи военнослужащего, а также иным лицам, проживающим (проживавшим) совместно с военнослужащим, по просьбе военнослужащего, переведенного к новому месту военной службы, по решению командующих войсками военных округов, флотами (флотилией) могло быть предоставлено другое жилое помещение в части, причитающейся от общей площади жилого помещения. При принятии такого решения в отношении совершеннолетних членов семьи военнослужащего и (или) иных лиц, проживающих (проживавших) совместно с ним, таковым предоставлялось другое жилое помещение площадью, соответствующей нормам предоставления жилья на оставшихся проживать по прежнему месту военной службы военнослужащего лиц, а освободившееся в связи с указанными действиями жилое помещение подлежало распределению другому военнослужащему и членам его семьи.
В том же случае, если имеющееся по прежнему месту военной службы военнослужащего жилое помещение соответствовало по площади нормам предоставления жилья на пожелавших остаться проживать в нем совершеннолетних членов его семьи и (или) иных лиц, проживавших в нем, командующим войсками военного округа, флота (флотилии) принималось решение об оставлении такого жилого помещения за этими лицами, а военнослужащий, а в некоторых случаях и член семьи (члены семьи), переехавший (переехавшие) вместе с военнослужащим к новому месту военной службы, ставился (ставились) на учет нуждающихся в получении жилого помещения по новому месту военной службы, но лишь из расчета на количество членов семьи, переехавших вместе с ним к новому месту военной службы.
При этом не во всех случаях выдавалась справка о сдаче ранее полученного жилого помещения с формулировкой «оставлено родственникам». В некоторых случаях командующими войсками военных округов, флотов (флотилий) принимались решения о постановке военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилья без представления справки о сдаче жилого помещения. Такие решения принимались в связи с тем, что формулировки, содержащиеся в форме справки о сдаче ранее полученного жилого помещения, вступили в противоречие с положениями Инструкции о порядке учета, выдачи и хранения справок о сдаче жилых помещений в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной начальником строительства и расквартирования войск — заместителем Министра обороны Российской Федерации 17 октября 2000 г. , п. 9 которой было предусмотрено, что справка является именным документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения (в том числе для слушателей военных академий, проживающих в жилых помещениях общежитий), снятие с регистрационного учета всех членов семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) и сдачу жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации.
———————————
Электронное периодическое издание «Военное право». 2008. Вып. 7.

Таким образом, если в отношении военнослужащего, оставившего в причитающейся части ранее полученное жилое помещение совершеннолетним членам семьи и (или) иным лицам, проживавшим с ним совместно (таковой может быть и бывшая супруга), командующим войсками военного округа, флота (флотилии) принималось решение о предоставлении им другого жилого помещения в части, причитающейся от общей площади жилого помещения, или об оставлении ранее полученного жилого помещения в целом ввиду его соответствия по площади, причитающейся оставшимся проживать в нем лицам, то каких-либо препятствий для повторного обеспечения таких военнослужащих жилым помещением, в том числе с новым составом семьи, не имелось и, по мнению автора, не имеется.
Однако чаще всего и в данном случае органы, уполномоченные принимать решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений и решение о предоставлении им жилых помещений, отказывают в повторном обеспечении военнослужащего и членов его новой семьи жилым помещением со ссылкой на то, что военнослужащий в обязательном порядке должен представить справку о сдаче ранее полученного жилого помещения.
При этом, если утрата военнослужащим права на ранее полученное жилое помещение произошла до 30 сентября 2010 г., в обоснование своей позиции такие органы приводят положения п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, а если позже — положения п. 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
Положения приведенных пунктов нормативных правовых документов предполагают прямо или косвенно обязанность уполномоченных органов по выдаче военнослужащим справки о сдаче ранее полученного от Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения.
Действительно, п. 27 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, было предусмотрено, что для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Пункт же 18 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, предусматривает, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в п. 17 названной Инструкции.
В связи со сказанным выше следует отметить, что ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вместе с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом представление справки с одной из формулировок, предусмотренных приложением N 8 к Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, и приложением N 10 к Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, носило и носит технический характер и не является единственным (абсолютным) основанием для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилых помещений.
По смыслу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поэтому если военнослужащий и члены его семьи отвечают требованиям указанной статьи, то оснований для отказа в признании их нуждающимися в получении жилых помещений при отсутствии оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ст. 54 Жилищного кодекса Российской Фед
ерации, не имеется.
Таким образом, автор полагает, что военнослужащему не может быть отказано в признании нуждающимся в получении жилого помещения по мотивам отсутствия справки о сдаче ранее полученного жилого помещения, если указанная справка объективно не может быть представлена военнослужащим по независящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения.
Данный вывод подтвержден решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N ВКГПИ10-7 . Аналогичный вывод содержится и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 211-В11-2 .
———————————
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=100353.
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=186898.

Если при решении вопроса о повторном обеспечении военнослужащего, а возможно и членов его новой семьи, жилым помещением военнослужащий не сможет представить справку о сдаче ранее полученного жилого помещения, то с учетом положений п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8, приведенных выше, вопрос о повторном обеспечении такого военнослужащего жилым помещением может быть решен только лишь с учетом ранее предоставленного ему органом, в котором предусмотрена военная служба, жилого помещения.
В связи изложенным встает вопрос: в каком размере подлежит учету ранее предоставленное военнослужащему жилое помещение?
Видится, что в случае наличия в отношении военнослужащего решения командующего войсками военного округа, флота (флотилии) об оставлении ранее занимаемого жилого помещения совершеннолетним членам семьи военнослужащего и (или) иным лицам, проживавшим с ним совместно, в причитающейся им части в соответствии с положениями п. 41 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, каких-либо ограничений в повторном обеспечении военнослужащего жилым помещением быть не может.
В данном случае нет никаких оснований учитывать ранее имевшееся у военнослужащего и у членов его семьи жилое помещение в части, которая, возможно, причиталась бы ему.
Такой вывод подтверждается Апелляционным определением Московского областного суда от 10 апреля 2013 г. по делу N 33-8168/2013 .
———————————
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=668151.

В том же случае, если военнослужащий добровольно оставил бывшей семье имевшееся у него ранее жилое помещение, полученное от Министерства обороны Российской Федерации, и в отношении него отсутствует соответствующее решение командующего войсками военного округа, флота (флотилии), предусмотренное п. 41 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, видится правомерным при решении вопроса о повторном обеспечении такого военнослужащего и членов его новой семьи жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации учитывать часть имевшегося у него и у членов его прежней семьи жилого помещения, которая потенциально могла бы ему принадлежать в случае его участия в приватизации этого жилого помещения либо в результате раздела этого жилого помещения или принудительного обмена в судебном порядке.
Правомерность такого подхода подтверждается разъяснениями Министерства обороны Российской Федерации «О требованиях нормативных документов, касающихся ведения компьютерного учета, а также порядка учета и обеспечения жилыми помещениями различных категорий военнослужащих» от 5 января 2001 г. N 147/3/4/26/4 .
———————————
URL: http://m1.5bb.ru/viewtopic.php?id=8.

Так, п. 6 названных разъяснений, доведенных до войск Главным квартирно-эксплуатационным управлением Министерства обороны Российской Федерации, установлено, что военнослужащие, обеспеченные жилым помещением и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При этом военнослужащие, оставившие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положениями ст. 68 Жилищного кодекса РСФСР.
Разъяснение Министерства обороны Российской Федерации от 5 января 2001 г. N 147/3/4/26/4 не отменено, утратившим силу не признано и используется в современной судебной практике, в частности в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2010 г. N 205-В10-17, в Апелляционном определении Свердловского областного суда от 26 февраля 2014 г. по делу N 33-2054/2014 , в Апелляционном определении Самарского областного суда от 30 октября 2012 г. N 33-9935 .
———————————
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=867058.
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=427017.

На основании анализа вышеприведенной нормы автор приходит к выводу о том, что определяющими при оценке права военнослужащего на повторное обеспечение жилым помещением в связи с его утратой в результате расторжения брака являются отсутствие добровольности оставления имевшегося жилого помещения бывшим членам семьи и принятие военнослужащим должных мер к выделению причитающейся ему доли, обмену либо разделу спорного жилого помещения.
Такой вывод содержится и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. N 203-В10-17 .
———————————
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=167733.

Указанное выше разъяснение Министерства обороны Российской Федерации от 5 января 2001 г. N 147/3/4/26/4 не дает ответа на главный вопрос: в случае принятия военнослужащим всех предусмотренных законодательством мер по выделу причитавшейся ему доли жилого помещения в предоставленном ранее ему и членам его бывшей семьи жилом помещении либо принятия мер по его принудительному обмену, но при получении отказа в удовлетворении требований в виде судебного акта могут ли он и члены его новой семьи рассчитывать на повторное обеспечение их жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации без каких-либо ограничений?
Ответа на данный вопрос в ныне действующих нормативных правовых актах, в том числе в ведомственных, изданных Министерством обороны Российской Федерации, не содержится.
Разрешение вопроса повторного обеспечения военнослужащего и членов его новой семьи в указанном случае видится возможным лишь в судебном порядке с учетом обстоятельств каждого конкретного дела.
3. Еще одним вопросом, волнующим многих военнослужащих, является вопрос о возможности повторного обеспечения жилым помещением, в случае если ранее военнослужащий реализовал свое жилищное право посредством получения и реализации государственного жилищного сертификата (ГЖС).
Такое, по мнению автора, возможно в том случае, когда военнослужащий ранее получил ГЖС в связи с планируемым увольнением с военной службы на основании п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», но в последующем по тем или иным причинам не был уволен с военной службы и продолжил военную службу либо после увольнения с военной службы вновь поступил на военную службу по контракту и продолжает ее.
В том случае, когда военнослужащий ранее получал ГЖС и реализовал его, независимо, на какой состав семьи, органы, уполномоченные принимать решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений и решение о предоставлении им жилых помещений, отказывают в повторном обеспечении такого военнослужащего и членов его семьи жилым помещением со ссылкой на то, что, добровольно избрав способ обеспечения жильем с помощью ГЖС, военнослужащий реализовал свое право на получение жилья, следовательно, Министерство обороны Российской Федерации обязательство по его обеспечению жильем выполнило.
Доводы вышеназванных органов об однократном обеспечении военнослужащих за весь период военной службы жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, в том числе посредством предоставления ГЖС, основаны на положениях п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым право на обеспечение жилым помещением, в том числе посредством реализации ГЖС, предоставляется указанным в этом пункте гражданам один раз.
В части, касающейся доводов о возможности бесплатного обеспечения военнослужащих жильем за счет Министерства обороны Российской Федерации только один раз, необходимо отметить, что в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» это правило действует в отношении военнослужащих — граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более и нуждающихся в улучшении жилищных условий, при их увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, т.е. военнослужащие единожды обеспечиваются жилым помещением, в том числе посредством ГЖС, в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», при их увольнении с военной службы.
Указанное ограничение не распространяется на военнослужащих в период прохождения ими военной службы.
Такой вывод подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2009 г. N 6н-424/08 .
———————————
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=93093.

Приведенные выше положения ни в коей мере не исключают возможность обеспечения военнослужащего, ранее обеспеченного жилым помещением, в том числе посредством реализации ГЖС, другим жилым помещением в порядке улучшения жилищных условий, но с учетом ранее купленного посредством реализации ГЖС жилья.
Так, например, если ранее военнослужащий, не имея семьи и (или) детей, в связи с планируемым увольнением с военной службы на основании п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» получил и реализовал ГЖС, но в последующем по тем или иным причинам не был уволен с военной службы или вновь поступил на военную службу по контракту, заключил брак и (или) у него родились дети, то такой военнослужащий вправе претендовать на улучшение жилищных условий, но с учетом ранее купленного по ГЖС жилого помещения.
Видится, что доводы органов, уполномоченных принимать решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений и решение о предоставлении им жилых помещений, об однократности обеспечения военнослужащих жилым помещением, в том числе и посредством предоставления ГЖС, по отношению к вышеуказанным обстоятельствам являются несостоятельными.
В приведенном случае следует руководствоваться абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.
Из приведенной правовой нормы следует, что право на безвозмездное получение жилого помещения по договору социального найма или в собственность, а также право на получение жилищной субсидии имеют, наряду с самим военнослужащим, также и члены его семьи, проживающие совместно с ним.
Это значит, что если общая площадь имеющегося в собственности военнослужащего и (или) у членов его семьи жилого помещения, ранее приобретенного с помощью ГЖС, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании по месту повторного обеспечения такого военнослужащего и членов его семьи жилым помещением, то в соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации такой военнослужащий и члены его семьи могут и должны признаваться нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанный вывод подтверждает п. 65 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, в соответствии с которым в дальнейшем улучшение жилищных условий граждан — участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» осуществляется на общих основаниях согласно законодательству Российской Федерации.
Видится правомерным применение аналогичного подхода и при оценке права на повторное обеспечение жилым помещением военнослужащего и членов его семьи в связи с увеличением состава семьи, получивших ранее ГЖС, реализовавших его, а в последующем произведших отчуждение приобретенного по ГЖС жилого помещения.
На основании вышеизложенного следует прийти к выводу о том, что положения ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, с учетом положений п. п. 25 и 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 в их системном единстве предусматривают допустимость и возможность повторного обеспечения военнослужащего и членов его семьи жилым помещением в общем порядке согласно нормам Жилищного
кодекса Российской Федерации с учетом имеющегося у них жилого помещения.
P.S. редакции. Тема, поднятая автором статьи, является актуальной для тысяч военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Как видно из судебной практики, приведенной в статье, поворот в мнении судей о возможности повторного обеспечения военнослужащих жильем, в том числе с учетом положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, произошел в 2010 г. К сожалению, приходится констатировать, что в условиях экономии средств федерального бюджета судебные органы вряд ли станут на сторону военнослужащих.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23 декабря 2014 г. N 2768-О указал, что «сами по себе положения статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливающие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе однократное обеспечение их жильем в рамках данных гарантий и необходимость представления документов об освобождении жилого помещения в целях получения другого жилого помещения (выделено нами. — Ред.), основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, предусмотренных указанным Федеральным законом. Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан, включая заявителя, на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации. «

Библиографический список

1. Кудашкин А.В. Жилищная энциклопедия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей [Электронный ресурс]. М.: За права военнослужащих, 2009. Режим доступа: Информационно-правовое обеспечение «Гарант».
2. Трофимов Е.Н. О некоторых проблемах жилищного обеспечения отдельных военнослужащих и членов их семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях и имеющих в собственности жилые помещения [Текст] // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2011. N 12. С. 26 — 28.