Путинцев юрист

Анатолий Путинцев: Мы работаем как Министерство по делам переселенцев

09 апреля 2015 00:38

Анатолий Путинцев о том, как переселенцы могут улучшить жизнь Украины

Около одного миллиона двести тысяч жителей той части Донбасса, которая неподконтрольна сейчас украинской власти, вынуждены были бросить свои дома, переехать, расселяясь по всей территории Украины.

1 млн. 200 тыс. – это официальная статистика. По неофициальным данным, число переселенцев в стране составляет около двух миллионов людей. Цифра внушительная.

Оказавшись за сотни километров от своего бывшего жилья и работы, люди с луганской и донецкой пропиской продолжительное время думают, как сделать так, чтобы, начиная новую жизнь с чистого лица, подобраться к успешной жизни, которая была бы не хуже, чем в прошлые годы. При чем, для многих стало очевидным, что свалившиеся на голову местных жителей гости из востока Украины, точнее внутрішньо переміщені особи (ВПО), задержатся вдали от двух областных центров на года, а возможно, и на всю оставшуюся жизнь.

Как сделать так, чтобы сотни тысяч переселенцев как можно быстрее адаптировались к новым реалиям, найдя себя заново, принося пользу своим близким, новому городу и району, а значит и стране – вопрос, ответ на который пытаются найти многие, включая и бывших луганчан и донетчан (ВПО). Некоторые ответы уже есть. Их озвучивает координатор «Конгресса востока Украины» Анатолий Путинцев, который еще год назад работал в Луганском национальном университете им. Тараса Шевченко заведующим кафедрой маркетинга, а во времена губернаторства Алексея Данилова был замом главы Луганской ОГА. Теперь его судьба связана с Киевом.

Наша организация была создана путем слияния 11 общественных организаций. Получилась общественная организация «Конгресс востока Украины». Объединяло нас то, что все наши представители – люди, которые выехали из восточной Украины. В основном это луганчане, у нас где-то 30% — выходцы из Донецка. Но костяк – из Луганска. И еще, мы — не политическая организация.

Когда определялись с главной целью, были споры, в каком направлении идти. Официально выехали 1 млн. 200 тыс. человек. Неофициально цифра доходит до 2 млн. И это серьезные проблемы для государства и переселенцев (ВПО). Первая проблема, естественно, жилье. Подавляющее большинство людей не имеют собственного жилья. Кто-то расселился у родственников, кто-то у знакомых, кто-то снимает квартиру или дом. Если у людей были деньги, то они купили свое жилье. Но это единичные случаи. То есть жилье — самая главная проблема. Вторая – работа. Третья – социальная составляющая. То есть проблемы с лечением, обучением, социальная, гуманитарная помощь и т.д.

— На какие территории распространяется ваша деятельность?

— Мы не работаем по вопросам состояния ситуации в зоне АТО. Ведь мы не можем повлиять на военные конфликты. Для этого есть другие службы. То есть мы работаем только с той категорией граждан, которые выехали в Украину. Не с Россией и не с Крымом.

Мы здесь работали в законодательном поле. В самом начале, как мы объединились, у нас уже были опытные юристы. Мы готовили закон, который стал основным для нас. Это Закон Украины «Про запеспечення прав і свобод внутрішньо переміщених осіб». Вот этот термин – внутрішньо переміщені особи (ВПО), он сейчас принадлежит нам.

Немного слов о законе, который был принят и подписан президентом. Кстати при подписании этого закона президент приглашал членов нашей организации (меня, Николая Козырева и Людмилу Соколенко) и нам удалось пообщаться с Петром Алексеевичем на эту тему. Он сам говорил, что этот закон несовершенен. Он просто дал какой-то юридический термин, благодаря которым ВПО могут получать какие-то пособия. И им могут быть гарантированы какие-то права. Но все эти гарантированные права не были конкретными. И вот сейчас наша организация работает над тем, чтобы внести более конкретные изменения и правки. Не только в закон о правах и сводах ВПО. Но и, например, в налоговое законодательство с предоставлением каких-то льготных налогов. Возможно, льготного кредитования для ВПО.

— В настоящее время, чего больше всего в законодательном поле не хватает внутренне перемещенным лицам (ВПО)?

— На сегодняшний день не существует у государства структуры, которая бы при нем серьёзно занималась вопросами внутренней миграции. Есть у нас миграционная служба, но она у нас занимается фактически только отметками ВПО. Есть Минсоцполитики, которое регулирует вопрос социальных выплат. Но в целом на всю проблему переселенцев никого конкретного нет. Мы готовили письма в ВР и Кабмин о создании подобной структуры. Получается, мы подменяем сейчас государственный орган на определенном этапе. На общественных началах. Можно сказать, мы сейчас работаем как Министерство по делам переселенцев

— Вы наверняка изучали опыт действий стран, которые сталкивались с проблемами переселенцев. По вашему мнению, чей опыт нам наиболее близок и почему?

— Ближе всего нам – Грузия. Она сталкивалась с подобным, начиная с 91 года. То есть с начала первых конфликтов. У них было три волны миграции. Так вот. В Грузии было целое министерство по вопросам переселенцев.

— Количество их беженцев сопоставимо с нами?

— У них было где-то 360 тыс. человек. Если сравнивать страны, примерно такая же пропорция. Кстати, нам рассказали о пагубности временных городков.

— Которые у нас уже построили в трех областях?

— Да. Харьков, Днепропетровск, Запорожье. Были построены модульные городки. В чем пагубность? Все это временное жилье, после которого человек все равно в дальнейшем будет искать, где еще заселиться. Будет думать дальше.

— И что говорит грузинский опыт? Что было бы лучше сделать вместо временного жилья?

— Они стимулировали поселение людей в сельскую местность. Переехавшему в сельскую местность давался сельский участок, ему выдавались определенный стройматериалы. Бесплатно. Давалось льготное кредитование на определенной основе.

Там помогали международные донорские организации. Большие кредиты шли. У них на 360 тыс. человек где-то полмиллиарда долларов было выделено на все эти целевые программы. Они шли как через государственные структуры, так и через общественные организации.

— Возможно ли у нас в Украине решение проблем с жильем, как в Грузии?

— Если сравнивать с Грузией, конечно, есть отличия. Потому, что те люди, которые переезжали из Абхазии из Юной Осетии, они все-таки больше жители сельской местности. И поэтому им легче было перестраиваться. У нас же 90% выходцев из зоны АТО – это жители города. Мы делали опросы, согласно которым только примерно 20% людей соглашается с тем, что они могут обустроиться в сельской местности.

— Вы изучали жилищные резервы в сельской местности по областях Украины. Есть ли у нас возможность делать новые поселения для компактного проживания части переселенцев?

— Есть варианты создания, например, новых поселков. Но, нельзя отделять людей. Нужно интегрировать. Поэтому лучше, скажем, выделять свободные места в селах в уже существующих. Чтобы была интеграция жителей нескольких новых домиков на уровне местных громад.

В чем еще тут проблема? У нас нет единого реестра недостроенных жилых помещений, который нужно делать срочно. Но это задача государства. Опять же возвращаемся, что нет реальной структуры государственной. Да, это можно условно поручить Минрегионбуду, можно поручить областным администрациям. Но если в Днепропетровской области подобный реестр сделали, то другие области не спешат с этим. Почему? Потому, что не выделяются дополнительные средства из госбюджета, и нет средств в местных бюджетах. А надо немало.

Когда мы писали предложения в Верховную Раду, мы предлагали внести в госбюджет 2015 формулировку «финансовые субвенции для областей». То есть, условно говоря, Полтавской области выделяется 40-50 млн. грн. для ВПО. Но должны существовать при областных советах, при мэриях, районных советах должность по переселенцам на уровне либо зам мера, либо помощник мера как минимум, который бы избирался из числа внутрішньо переміщених осіб. Его избрали люди, и он занимается этими вопросами, согласовывая, куда надо направить выделенные деньги. То ли, например, направим средства на недостроенное помещение в один-два этажа. Или только на внутренние работы. И там можно условно разместить 30-40 человек. Либо на ремонт здания, которое уже не эксплуатируется долгие годы. Его можно отремонтировать и передать под жилье. Либо на строительные материалы для людей, которые готовы что-то строить и делать. То есть дальше уже решать исходя из внутренней ситуации. Потому, что на уровне государства это невозможно. Но такой реестр должен существовать. Реестр недостроенного жилья и реестр сельхозугодий, где можно выделять земли для людей, которые пожелают жить в сельской местности. То есть каждый район должен сказать, что у нас есть такое то село, там можно выделить условно 4-5 гектара под застройку и расселить такое то количество человек.

— Восприятие переселенцев по Украине неоднозначно. Не опасаетесь ли Вы, что могут возникать конфликты на почве «понаехали» от-туда? Ведь громады в стране по-разному могут относиться к ВПО и к активной деятельности ВПО.

— Здесь должен быть комплексный подход. Если люди приезжают в какой-то город, где больница, например, рассчитана на определенное количество жителей. Приезжают еще люди. Тогда, получается, услуги растекаются между другими, то есть местным жителя не хватает этих услуг. Или, может, школа переполнена, а туда еще добавляются дети. И это уже влияет на качество образования. Если давать дополнительные места, то я не скажу, что это вызовет противостояние. Но могут быть определенные миниконфликты.

Но государство должно идти другим путем. Ведь можно использовать возможность и потенциал переселенцев. Например, когда переселенец регистрируется. Там же даются просто общие данные. Государство не предусмотрело пока поставить вопрос в анкете — вот ваша профессия такая-то, в каком направлении вы собираетесь работать? Ведь можно учесть их пожелания. Если бы такое было, то в каждом городе или районе было бы понятно, что такое-то количество людей работают в таком-то направлении. И можно смотреть на определенные инвестиционные проекты, которые могли бы решить вопрос занятости жителей самого города и тех, кто вынужденно приехал. То есть решение проблем переселенцев должно помогать и жителям конкретной громады.

— Возможно, Вы могли бы привести конкретный пример, близкий к идеалу в нынешних условиях?

— У нас создано отделение «Конгресса Востока Украины» в городе Борисполь. Там есть активные наши люди, которые сумели наладить работу. Они объединились и создали органы самоорганизации. Они пришли к руководству города, встречались с мэром. Изначально они не просто просили, дайте нам что-то, а говорили, посмотрите, вот наши возможности, мы можем сделать это и то. И пошла ответная реакция. И вот сейчас рассматривается вопрос в Борисполе о строительство мусороперерабатывающего завода. В Борисполе есть серьезный вопрос с мусором. Там аэропорт рядом. По аэропорту не могут летать кульки. Ну и на существующую свалку свозятся не только из Борисполя. С Киева привозят мусор. Что недопустимо. То есть проблема назрела. И сейчас готовится инвестиционный проект.

Предположительно на строительство предприятия по ТБО будет задействована сила переселенцев и местных жителей. Во-первых, это решает проблему города в целом. Во-вторых, идет занятость людей сначала при строительстве, потом при эксплуатации этого предприятия.

Дальше. Сейчас решается вопрос в Бориспольском горсовете о выделении земли. Примерно 4 га. В районе кольцевой дороги Бориспольской. Хорошая земля. Есть возможность строительства коттеджных городков для переселенцев. Ну и там идет разговор о реконструкции и создании центра по реабилитации жителей. При чем, обратите внимание. В Борисполе с населением в 60 тыс. в настоящее время зарегистрировано 5 тыс. переселенцев. Это много.

То есть в каждой ситуации надо смотреть, где есть точки соприкосновения между властью и переселенцами.

— Получается, что переселенцам-активистам ввиду их жизненной позиции, скорее всего, удастся наладить жизнь в новом условиях. А как быть другим категориям переселенцев, менее активным?

— Вот это как раз и является задачей нашей организации – создавать пилотный проект. А потом его тиражировать. Для этого нам нужна постоянная информационная база, которой пока нет.

При чем, обратите внимание. В Грузии за 25 лет решения проблем с переселенцами только 20% людей более менее вернулись к нормальной жизни. А 80% до сих пор испытывают определенные неудобства. Также и у нас примерно будет.

Дмитрий Путинцев: «Специфика СК на транспорте – мы все время в движении, все время в дороге»

Руководитель Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета России, генерал-майор юстиции Дмитрий Путинцев – о самых резонансных катастрофах и разгильдяях, из-за которых они происходят.

— Расскажите о специфике Следственного комитета как отдельной структуры и об Уральском следственном управлении на транспорте как специализированном органе.

День сотрудника органов следствия Российской Федерации отмечается начиная с 2014 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2013 г. № 741 «О дне сотрудника органов следствия Российской Федерации».

— В 2013 году постановлением правительства Российской Федерации учреждена новая памятная дата — День сотрудников следственных органов Российской Федерации. Пользуясь случаем, я хочу поздравить всех коллег с этим праздником. Тем более у нас в этом году несколько важных событий, 7 сентября будет 10 лет, как появился Следственный комитет. На мой взгляд, 10 лет – это знаменательная дата. Я с первых дней в Следственном комитете, со дня его основания как отдельной структуры. Как 7 сентября для себя решение принял, что посвящу себя службе в Следственном комитете, так и пошел в неизвестное. До этого я занимал должность прокурора Верх-Исетского района города Екатеринбурга.

— Почему вы из прокуратуры пошли в Следственный комитет?

— В то время в прокуратуре было свое следствие. И мне следствие всегда было ближе. Прокуратура без следствия – это прежде всего надзорный орган. Каждый для себя определялся, кому что ближе.

У меня 20 лет прокурорского стажа, и уже 10 лет в Следственном комитете. Ну что мы про меня, давайте про Следственный комитет. У нас ведь про Следственный комитет интервью (смеется).

Алекса́ндр Ива́нович Бастры́кин (р. 27 августа 1953, Псков) — советский и российский правовед, общественный и государственный деятель. Доктор юридических наук (1987), профессор (1990). Заслуженный юрист Российской Федерации. Председатель Следственного комитета Российской Федерации, генерал юстиции Российской Федерации (20 февраля 2016 года).

Мы являемся специализированным следственным органом, но, несмотря на это, председатель СКР (Бастрыкин А.И., — прим. ЕАН) ориентирует нас прежде всего на защиту конституционных прав граждан. Основной принцип уголовного права и основная позиция – это неотвратимость наказания за совершенное преступление. Если говорить простым языком: если человек совершил что-то противоправное, мы в любом случае раскроем, разберемся и виновный понесет заслуженное наказание. Мы на этом стоим и много-много лет работаем, чтобы этого добиваться. У нас очень профессиональный коллектив. Все задачи, которые перед нами стоят, мы готовы выполнять на очень высоком уровне. По итогам 2016 года мы заняли 1 место в рейтинге специализированных управлений по своей специфике (внутренние ведомственные рейтинги по основным критериям и показателям работы, – прим. ЕАН). У нас высококлассные криминалисты, очень хорошая криминалистическая техника. В качестве примера: мы можем снять информацию с телефона, даже если вы ее полностью уничтожите. У нас есть гидролокаторы, есть приборы, которые позволяют найти закопанное тело на глубине 3-4 м. Есть атипичная техника: болотоходы, мотовездеходы, снегоходы, которые позволяют нам добраться до железнодорожных сходов, мест смертельных железнодорожных травмирований в труднодоступных местах. В данный момент у нас есть даже коптеры, и криминалисты проходят обучение, чтобы получить пилотские удостоверения.

Кроме всего прочего, как специализированный орган мы занимаемся расследованиями в области водного, воздушного и железнодорожного транспорта. Здесь мы добиваемся определенных результатов. У нас достаточно много уголовных дел в этой сфере, расследуем различные дела, но основные статьи – это статьи 263 и 238 УК РФ.

УК РФ, Статья 263 — Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Существенные правонарушения, с которыми мы боремся, — это незаконное получение компаниями-перевозчиками удостоверений для своих сотрудников, которые задействованы в перевозке, погрузке-выгрузке особо опасных грузов. Мы эти факты выявляем и даем юридическую оценку действиям всех причастных к этому лиц. Вопросы надзора в сфере безопасности на объектах транспорта относятся к компетенции Ространснадзора. С данной организацией мы также взаимодействуем, т.к. она решает вопросы железнодорожной безопасности. Например, в настоящее время в производстве находится уголовное дело в отношении руководителя одного из предприятий, который, по нашей версии, достоверно знал, что его работники не проходят реальное обучение. Обучение предусматривает выезды, командировки, определенное количество часов практики. А у него никто никуда не ездит, все как работали, так и работают. Один получает незаработанные деньги, другой – выдает удостоверения государственного образца, третий – покупает услуги, понимая, что сотрудники не имеют необходимой квалификации.

Надо понимать, что наша железная дорога перевозит много особо опасных грузов: кислоты, нефтепродукты, горюче-смазочные материалы. Поэтому расследование подобных уголовных дел занимает особое место. Сразу на ум приходит одно из уголовных дел по факту выброса в Челябинске. Вагон с аммиаком для соединения накатом столкнули с горки, и от столкновения с другим вагоном ящики с емкостями, наполненными амиаком, разбились, аммиак разлился и начал дымить. В результате выброса был нанесен вред здоровью жителям нескольких районов Челябинска. Потребовалось привлечение средств массовой информации для поиска и определения всех пострадавших в результате этой аварии.

Поскольку мы специализированный следственный орган Следственного комитета, наши следователи разбираются во всех технических нюансах эксплуатации транспорта, в том числе связанных, как я вам привел пример, и с транспортировкой грузов различных классов опасности.

Также мы расследуем уголовные дела по некачественному ремонту на железной дороге. Например, когда нарушается технология ремонта железнодорожного полотна. У нас в производстве был ряд таких уголовных дел в Нижнем Тагиле по фактам несоблюдения технологии при проведении ремонтных работ железнодорожного пути, в результате которых происходил сход железнодорожных составов. Как правило, мы устанавливаем виновность и тех, кто некачественно изготовил детали в нарушение технологии, и тех, кто принял эти работы, не проверив их качество. Есть специальные устройства, которые должны быть использованы при приемке работ. В управлении в производстве находится уголовное дело о служебном подлоге. В нем обвиняются должностные лица, которые при подписании актов выполненных работ даже не выходят и не смотрят на качество произведенных работ. Мастер доложил, что все в порядке, должностное лицо не глядя подписало. Ежегодно мы возбуждаем ряд подобных дел.

— С кем в своей работе взаимодействует ваше управление?

— В первую очередь – это прокуратура, осуществляющая надзор за следствием. Органы внутренних дел и Федеральная служба безопасности – выявляют нарушения, предоставляют нам материалы, а потом осуществляют оперативно-розыскные мероприятия. Например, в начале этого года в ХМАО совершено убийство с использованием огнестрельного оружия с особой жестокостью на железной дороге. Мы раскрыли преступление в течение дежурных суток благодаря совместной работе с органами внутренних дел. К нашей компетенции относится и общеуголовная преступность на объектах транспорта (вокзалы, аэропорты, поезда, самолеты, пароходы). Специфика такова: в поезде Новый Уренгой – Бишкек, перевозившем вахтовиков, гражданин Киргизии причинил тяжкие телесные повреждения гражданину Узбекистана. Поездная бригада – граждане Казахстана. Поезд находится в пути и в течение суток покинет пределы страны. Виновник где-то в поезде. Наши следователи подсаживались в поезд в северных территориях, собирали доказательства, выявляли виновных, и где-то в районе Оренбурга преступление было раскрыто, виновные сняты с поезда и арестованы.

— Управление отвечает за все уральские регионы. Какова специфика дорожных происшествий в каждом из них? Есть ли какая-то статистика, выводы?

— Да, у нас действительно большой разброс территории. Удаленность между нашим северным отделом на транспорте, который дислоцируется в Новом Уренгое, и южным, который дислоцируется в Оренбурге, три с небольшим тысячи километров. Всего у нас 14 городов дислокации, 10 отделов, которые расположены в 8 субъектах. Под наши контролем две железные дороги – Южно-Уральская и Свердловская. Это сотни поездов, которые курсируют ежесуточно.

Управление СК на транспорте по Свердловской области насчитывает 14 городов дислокации, 10 отделов, которые расположены в 8 субъектах.

А специфика следующая:

Если мы говорим о северной территории (ЯНАО, ХМАО), то основные происшествия там происходят на водном и воздушном транспорте. До 85% вертолетного парка страны находится на этих территориях. Обусловлено это тем, что железная дорога не слишком развита . Все перевозки идут по северному завозу – по рекам Обь, Кама, Иртыш. В связи с этим происшествия на транспорте – это затопление, столкновение судов, когда суда садятся на мель.

Если говорить про южную территорию (Челябинск, Оренбург) – здесь в основном происшествия на железнодорожном транспорте. Например, Миасс и Златоуст расположены в горной местности, там происходят обрушения скалы, приводящих к сходу составов.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

На юге (Оренбург) много авиационных событий, связанных в том числе с использованием воздушного транспорта в сельском хозяйстве.

В Свердловской области всего понемногу, но меньше происшествий на водном транспорте, т.к. у нас нет водных артерий и, следовательно, перевозок на водном транспорте.

— Несмотря на отсутствие больших водных артерий в Свердловской области, есть ли проблема частных перевозок, прогулочного водного транспорта, который используется на небольших водоемах и реках?

— По Свердловской области в этом году таких дел не было, а в Перми на данный момент возбуждено два уголовныхдела об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Если коротко – перевозка пассажиров на теплоходах по Чусовой в нарушение установленных правил судоходства. ГИМС (государственная инспекция маломерных судов, – прим. ЕАН) и полиция выявляют такие нарушения, мы даем им правовую оценку.

— Какие правила при оказании подобных услуг нарушаются чаще всего?

— Не проводится инструктаж, нет индивидуальных средств спасения, нет средств пожаротушения, перегруз на судне и т.п. В прошлом году на озере Тургояк перевозчик вместо восьми посадил в лодку семнадцать человек, лодка перевернулась, один человек не смог выплыть и утонул. В Нижнем Тагиле обвиняемый приобрел железный понтон, построенный для перевозки крупногабаритных грузов, переоборудовал его для катания в Нижнетагильском пруду и оказывал услуги жителям города. Это уголовное дело уже прошло первую инстанцию.

— Отвечает ли управление за проверки в отношении организаций, занимающихся экстремальными видами спорта, такими, как полеты на дельтапланах, воздушных шарах?

— Да, мы проводим подобные проверки. Граждане используют самодельные дельтапланы, паролеты, парапланы для оказания развлекательных услуг.

— Правильно я понимаю, что их не нужно регистрировать?

— У нас все пилотские удостоверения выдаются Росавиацией, но частным лицам они выдаются для индивидуального использования – летай сам. Перевозить пассажиров имеет право пилот с коммерческим удостоверением. У нас есть в производстве ряд таких уголовных дел, возбужденных по факту оказания услуг гражданам по организации полетов на самодельных летательных аппаратах.

— Можно сказать, что таких инцидентов, связанных с частными, развлекательными перевозками стало больше?

— На протяжении этих девяти лет — на одном уровне, а в этом году наблюдается даже снижение. Т.е. роста нет. Мы стараемся сообщать людям посредством СМИ, что подобные услуги опасны для жизни и здоровья. Как правило, у таких организаций нет никаких гарантий и документов, только красивые призывы получить адреналин.

— Какие документы должен запросить потребитель, если он хочет прыгнуть с парашютом?

— Я бы рекомендовал прыгать с парашютом только через ДОСААФ.

— Если удостоверения выдаются пилотам определенными организациями, значит, можно вести профилактику на уровне конкретных людей. С кем вы взаимодействуете по этому вопросу?

— Мы работаем с Росавиацией. Жесткий контроль пилоты проходят в первую очередь при приеме в авиакомпании, которые занимаются гражданскими перевозками. Кроме авиакомпаний, которые на слуху, это еще и транспортные компании. Росавиация при трудоустройстве проверяет законность выдачи пилотских удостоверений. Если есть сомнения, подключаемся мы (Следственный комитет, – прим. ЕАН). Часто встречаются случаи поддельных удостоверений. Например, документ выдан на другую фамилию или человек не проходил обучение.

— Можно ли сказать, что за прошедшие 10 лет парк частных самолетов стал больше?

— У нас нет таких данных. Этим занимаются свои контрольные и надзорные органы в области авиации. Росавиация, прокурор на транспорте и др.

Федеральное агентство воздушного транспорта (сокращенное наименование — ФАВТ, также носит название Росавиация) — федеральный орган исполнительной власти, находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Формально Росавиация является вновь образованным органом, однако фактически создана на основе ранее существовавших структурных подразделений Минтранса России и специализированных федеральных органов исполнительной власти, осуществлявших государственное управление в сфере воздушного транспорта.

— Несмотря на множество несчастных случаев на ж/д, опасных, незащищенных участков на путях пока еще много. Работаете ли вы как-то по этой теме? Обращаетесь к дорожникам, муниципалитетам, проводите ли проверки?

— Есть станция «Первомайская» в Екатеринбурге, на этом отрезке железной дороги, пока не появились заградительные щиты, люди гибли регулярно. Нашими усилиями и усилиями прокуратуры РЖД обязали их установить. За 5 прошедших лет на этом перегоне не зафиксировано ни одного случая смертельного железнодорожного травмирования. Точно такой же ситуацией сейчас мы занимаемся в Перми. Например, организован безопасный проход от завода до станции, но он длиннее, и заводчане переходят там, где им удобно. Мы сейчас добиваемся установки на этой станции ограждения. Есть случаи нахождения несовершеннолетних на крупных железнодорожных узлах, потому что там также нет защитных ограждений. У нас во всех регионах есть соглашение, в т.ч. с уполномоченными по правам несовершеннолетних. Мы передаем информацию им, обращаемся в опеку, ставим на вид главам районов и губернаторам, для того чтобы принимались конкретные меры по предотвращению подобных случаев. К сожалению, сводки пестрят сообщениями о нахождении несовершеннолетних на объектах транспорта без присмотра взрослых.

— Кроме Перми, где еще есть подобные опасные участки, на которых вы добиваетесь постановки защитных заграждений?

— Каждый год мы проводим анализ и выявляем перегоны, где фиксируется больше всего происшествий. Далее мы направляем информационные письма прокурору и начальнику дороги.

По нашей инициативе проводятся координационные совещания глав регионов. Выносятся постановления с планом профилактики этих происшествий. В целом можно сказать, что в Пермском крае и Свердловской области высокий уровень железнодорожного травмирования.

— Если у РЖД нет финансирования на подобные мероприятия, они будут отложены?

— У прокурора есть полномочия обязать выполнить те или иные мероприятия, он обращается с иском в суд и обязывает железную дорогу провести эти работы, несмотря на отсутствие финансирования.

— Скажите, почему в случае гибели или травмирования на железнодорожных путях по несовершеннолетним всегда возбуждается уголовное дело, а по совершеннолетним – нет?

Да, бесспорно, у происшествий с детьми особый статус. Не все следственные действия можно провести в рамках доследственной проверки, иногда требуется провести следственный эксперимент. Он проводится только в рамках возбужденного дела. Криминалисты нашего управления полностью моделируют ситуацию происшествия: закрывается железная дорога (т.н. «окно»), выставляются статисты, тот же самый тепловоз разгоняется до той же скорости. Нам важно расследовать, мог ли машинист предотвратить столкновение или нет.

— То есть дела по детям всегда на особом контроле и требуют проведения следственных экспериментов?

— Безусловно. Однако следственный эксперимент проводится и по другим случаям. Например, ко мне обратилась на приеме мать погибшего, по ее обращению был проведен следственный эксперимент, в результате которого мы установили вину помощника машиниста.

— Предлагаю обсудить последний случай с самолетом «Уральских авиалиний», когда он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Занимаетесь ли вы такими случаями?

— Статья 263 УК РФ подразумевает наступление последствий: смерть или другие тяжкие последствия. Если их нет, то случай рассматривается в другой плоскости. Есть контрольные органы, которые дают свою оценку: Росавиация, прокуратура. Они проводят свои проверки.

Но моя личная позиция следующая: если в сложных условиях пилоты, используя все свое мастерство, смогли посадить самолет и не допустить жертв среди пассажиров, то в этом случае надо быть благодарными пилотам. В этих случаях нет виноватых, здесь, наоборот, есть высокий профессионализм пилотов.

— Какое происшествие за 10 лет работы запомнилось вам больше всего и почему?

— Пермский Boeing, 2008 год. Самолет авиакомпании «Аэрофлот-Норд» (в данный момент не существует, – прим. ЕАН) разбился на территории Перми при посадке, 88 человек погибли.

По большому счету мы только образовались. У нас не было в достаточном количестве криминалистического оборудования. Осмотр места происшествия занял две недели. Был очень большой разброс осколков самолета – длина 5 км, ширина 1 км. Все осложнялось тем, что это была территория города и территория железной дороги. Образовалась огромная пробка из поездов.

Наша задача была не только четко и качественно отработать, но и как можно быстрее убрать самолет с железной дороги. Если мне не изменяет память, то в осмотре места происшествия участвовали только 150 следователей-дознавателей из различных ведомств. Это дело долго расследовалось, решение принято.

В завершение еще раз хочу поздравить коллег с прошедшим праздником.

Путинцев посоветовал всем депутатам иметь своего личного юриста

Депутат Горсовета усилиями коллеги Дроздова едва не стал «мэром Омска».

Сегодняшнее заседание комитета по вопросам ЖКХ и транспорта в Омском горсовете открылось необычным поздравлением депутата Евгения Аронова. Как оказалось, вчера он отпраздновал свой 57-й день рождения.

Первой поздравила коллегу с праздником вице-спикер Галина Горст.

— Евгений Львович (Аронов — прим. БК55) у нас глава комитета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка Омского горсовета, участник 6 комитетов, видный депутат города. И вчера у него был День рождения. Желаем ему продуктивной работы и много сил, — с улыбкой поздравила Горст.

Председатель комитета по вопросам ЖКХ и транспорта Виталий Путинцев присоединился к поздравлениям, отпустив весьма ироничную остроту, впрочем, относившуюся больше к нему самому, чем к Аронову.

— Евгений Львович наш знатный юрист. Берегите его, никогда не знаешь, когда самому понадобится опытный юрист, — грустно пошутил Путинцев.

Отметим, что «грусть» Путинцева и его ироничные шутки о надобности юриста имеют определенную подоплеку — депутат Омского горсовета стал фигурантом уголовного дела. Силовики подозревают его в незаконной предпринимательской деятельности по сбору и переработке мусора.

Напомним, что силовики нашли массу нарушений в работе ООО «Клининговая компания «Норма-Плюс», принадлежащей «мусорному королю Омска» Виталию Путинцеву. По версии правоохранителей, предприятие долгий срок незаконно, с просроченной лицензией, продолжало сбор и транспортировку мусора. Незаконный доход «Нормы-Плюс» оценивается Следственным комитетом в 26 миллионов рублей.

Однако на этом шутки на заседании комитета не закончились. После выступления главного финансиста города Инны Парыгиной о бюджете города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов некоторые депутаты не смогли усидеть на месте молча. Одним из них оказался коммунист Геннадий Дроздов.

— А почему мне лезут в карман? Дело в том, что мы не выполняем ни доходную часть, ни расходную часть. Не выполняем их, как положено. Мы сегодня влазим в карманы граждан и по тарифам, и по вывозу мусора, и по другим вопросам. А не лучше ли сегодня мэрии объявить дефолт, уйти в отставку, и будет все нормально. Заниматься всем будет общество. Это мое личное мнение, — сказал совершенно внезапно депутат.

— Ну здравствуйте, всех выгнать, а кто же тогда работать будет? — серьезно спросил Путинцев.

— На это у нас как раз есть товарищ Дроздов, — по-мальчишечьи исподтишка выкрикнул кто-то из депутатов. Все присутствовавшие искренне засмеялись, а Дроздов без обиды продолжил свою мысль.

— А вас, Виталий Петрович (Путинцев — прим. БК55), вообще мэром Омска сделаем! — сказал коммунист.

— Нет-нет, сразу публично заявляю, что я отказываюсь, — боясь заслужить к себе еще большее внимание прессы, не без улыбки запротестовал Путинцев.

Шутливая атмосфера быстро сошла на нет, как только диалог городских властей с Горсоветом продолжился. Однако договориться по всем вопросам им все же удалось.

Новости. Омск

Депутат Горсовета усилиями коллеги Дроздова едва не стал «мэром Омска».

Сегодняшнее заседание комитета по вопросам ЖКХ и транспорта в Омском горсовете открылось необычным поздравлением депутата Евгения Аронова. Как оказалось, вчера он отпраздновал свой 57-й день рождения.

Первой поздравила коллегу с праздником вице-спикер Галина Горст.

— Евгений Львович (Аронов — прим. БК55) у нас глава комитета по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка Омского горсовета, участник 6 комитетов, видный депутат города. И вчера у него был День рождения. Желаем ему продуктивной работы и много сил, — с улыбкой поздравила Горст.

Председатель комитета по вопросам ЖКХ и транспорта Виталий Путинцев присоединился к поздравлениям, отпустив весьма ироничную остроту, впрочем, относившуюся больше к нему самому, чем к Аронову.

— Евгений Львович наш знатный юрист. Берегите его, никогда не знаешь, когда самому понадобится опытный юрист, — грустно пошутил Путинцев.

Отметим, что «грусть» Путинцева и его ироничные шутки о надобности юриста имеют определенную подоплеку — депутат Омского горсовета стал фигурантом уголовного дела. Силовики подозревают его в незаконной предпринимательской деятельности по сбору и переработке мусора.

Напомним, что силовики нашли массу нарушений в работе ООО «Клининговая компания «Норма-Плюс», принадлежащей «мусорному королю Омска» Виталию Путинцеву. По версии правоохранителей, предприятие долгий срок незаконно, с просроченной лицензией, продолжало сбор и транспортировку мусора. Незаконный доход «Нормы-Плюс» оценивается Следственным комитетом в 26 миллионов рублей.

Однако на этом шутки на заседании комитета не закончились. После выступления главного финансиста города Инны Парыгиной о бюджете города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов некоторые депутаты не смогли усидеть на месте молча. Одним из них оказался коммунист Геннадий Дроздов.

— А почему мне лезут в карман? Дело в том, что мы не выполняем ни доходную часть, ни расходную часть. Не выполняем их, как положено. Мы сегодня влазим в карманы граждан и по тарифам, и по вывозу мусора, и по другим вопросам. А не лучше ли сегодня мэрии объявить дефолт, уйти в отставку, и будет все нормально. Заниматься всем будет общество. Это мое личное мнение, — сказал совершенно внезапно депутат.

— Ну здравствуйте, всех выгнать, а кто же тогда работать будет? — серьезно спросил Путинцев.

— На это у нас как раз есть товарищ Дроздов, — по-мальчишечьи исподтишка выкрикнул кто-то из депутатов. Все присутствовавшие искренне засмеялись, а Дроздов без обиды продолжил свою мысль.

— А вас, Виталий Петрович (Путинцев — прим. БК55), вообще мэром Омска сделаем! — сказал коммунист.

— Нет-нет, сразу публично заявляю, что я отказываюсь, — боясь заслужить к себе еще большее внимание прессы, не без улыбки запротестовал Путинцев.

Шутливая атмосфера быстро сошла на нет, как только диалог городских властей с Горсоветом продолжился. Однако договориться по всем вопросам им все же удалось.