Реализация права на защиту потребителей

Реализация права на защиту потребителей

Богдан Варвара Владимировна

доктор юридических наук

профессор, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»

305040, Россия, Курская область, г. Курск, ул. 50 Лет Октября, 94, оф. 535

Bogdan Varvara Vladimirovna

Docent, the department of Civil Law, Southwest State University

305040, Russia, Kurskaya oblast’, g. Kursk, ul. 50 Let Oktyabrya, 94, of. 535

В настоящей статье автор рассматривает один из главных аспектов защиты прав потребителей в России – реализацию права на судебную защиту. Право на судебную защиту прав потребителей – одно из важнейших правовых гарантий прав граждан на рынке товаров и услуг. Реализация права потребителя на судебную защиту обусловлена его специальным правовым статусом, который предоставляет ряд дополнительных правовых преимуществ, в том числе и процессуального характера. Автор подробно останавливается на отдельных процессуальных особенностях рассмотрения гражданских дел о защите прав потребителей, предусмотренных не только Законом РФ «О защите прав потребителей», но и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28 июня 2012 г. № 17. В процессе исследования автором использовались аналитический, формально-юридический методы, метод абстрагирования, позволившие сформулировать выводы по проведенному исследованию. Научная новизна исследования проявляется в том, что автор, на основе норм современного законодательства о защите прав потребителей, выявляет процессуальные особенности реализации права потребителя на судебную защиту, на содержание которого влияет, в том числе, судебная практика. Автор приходит к выводам, что, несмотря на достаточно стройный механизм судебной защиты прав потребителей, в процессе правоприменения возникают проблемы эффективности отдельных процессуальных преимуществ, что, в свою очередь, обуславливает необходимость модернизации отдельных правовых норм.
Ключевые слова: процессуальные преимущества, исковое заявление, государственная пошлина, судебная защита, альтернативная подсудность, гражданский процесс, суд, потребитель, бремя доказывания, защита прав

Дата направления в редакцию:

The article considers one of the key aspects of consumer rights protection in Russia — the enforcement of the right for judicial protection. The right for judicial protection of consumer rights is one of the most important legal guarantees of citizens’ rights on the market of goods and services. The enforcement of consumer right for judicial protection is determined by its special legal status, which provides a number of additional legal benefits, including those of a procedural nature. The author elaborates separate procedural peculiarities of consideration of civil cases on the protection of consumer rights, provided not only by the Russian Federation Law «Concerning the Protection of Consumer Rights, but also by the decision of the Plenum of Russian Supreme Court «On courts, civil cases involving disputes about consumer protection» dated 28 June 2012, No. 17. In the process of research the author uses the analytical, formal legal methods, the method of abstraction, which allowed formulating conclusions. The scientific novelty of the research consists in the fact that author, on the basis of norms of the current legislation on the protection of consumer rights identifies the procedural peculiarities of enforcement of the consumer right for judicial protection, the content of which is also affected by judicial practice. The author comes to the conclusion that, despite a rather clear mechanism of judicial protection of consumer rights, in the process of enforcement there may appear problems of efficiency of some procedural advantages that, in its turn, necessitates the upgrading of dictinct legal norms.

consumer, court, civil process, alternative jurisdiction, judicial protection, state duty, statement of claim, legal benefits, burden of proof, protection of rights

Одним из публично-правовых инструментов защиты прав потребителей, который направлен на обеспечение эффективной реализации субъективных прав потребителей, является судебная защита.

4 февраля 2010 г. Президент Российской Федерации на Совещании по вопросам совершенствования судебной системы выразил основополагающие идеи совершенствования системы защиты прав и свобод человека, указав на заинтересованность в усовершенствовании российского правосудия, его эффективности, в создании условий для качественного правосудия, помогающее «нашим гражданам непосредственно в стране» [10] .

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Соответственно и в ст. 11 ГК РФ устанавливается приоритет судебной защиты гражданских прав. Суды, призванные в силу ст. 18 Конституции РФ обеспечивать права и свободы человека и гражданина, должны при применении норм, направленных на защиту прав потребителей, правильно с учетом указанных обстоятельств понимать смысл этих норм, не только имеющих целью восстановление в полном объеме прав потребителя, но и действующих в качестве превентивной меры, заставляющей организацию (индивидуального предпринимателя) исключить нарушение прав потребителей, а если оно допущено — восстановить права в добровольном порядке [6] . Именно в судебном порядке происходит принудительная реализация предусмотренных гражданским и специальным законодательством способов защиты прав потребителей.

Гражданское законодательство Российской Федерации закрепило основополагающий принцип – защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством (п. 1 ст. 11 ГК РФ).

Этот принцип в полной мере реализован и в сфере отношений с участием потребителей, поскольку они являются частью и особым видом гражданских правоотношений. Реализуя свое исключительное полномочие по разрешению конфликтов в сфере права, судебная власть является основным незаинтересованным, компетентным, объективным средством защиты прав и интересов граждан, конечной инстанцией в решении правовых споров [8] .

В настоящее время в результате последовательно проводимой работы, направленной на повышение эффективности защиты прав потребителей и совершенствование правового регулирования сферы правоотношений с их участием в целом, имевшие место коллизии и правовые пробелы, связанные с защитой прав потребителей в судах, в целом устранены, четко установлены пределы участия в судебной защите потребителей соответствующих лиц (организаций) и органов власти.

Право гражданина потребителя обратиться в суд за защитой своего нарушенного права возникает в силу ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон). Данная статья содержит важнейшие, с точки зрения защиты прав граждан вообще и потребителей в частности, принцип судебной защиты их прав. Являясь субъектами рыночных отношений, предприниматели и потребители не состоят друг с другом в административной или иной подчиненности, поэтому их конфликты могут разрешаться, кроме случаев, предусмотренных в законах, только независимой от них судебной властью [7] .

Согласно законодательству, судам подведомственны споры по делам, вытекающим из гражданских правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является физическое лицо (гражданин), за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов. Следовательно, споры, с участием потребителей рассматриваются судом общей юрисдикции: мировыми и городскими (районными) судами.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (далее – Постановление 17) было подтверждено, что дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, подведомственны только судам общей юрисдикции (п. 15), а дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей (например, при отказе в предоставлении необходимой и достоверной информации об изготовителе), равно как и требования имущественного характера, не подлежащие оценке, а также требования о компенсации морального вреда подсудны районному суду (п. 24). Тем самым, был окончательно снят вопрос о возможности разрешения споров с участием потребителей третейскими судами в контексте правоприменения нормы п. 1 ст. 17 Закона, т.к. третейские суды изначально не относятся к органам судебной власти, а процедура третейского разбирательства по своему смысловому содержанию имеет отношение исключительно к способам досудебного разрешения споров [5] .

Выбор суда, которому будет подсуден спор, вытекающий из правоотношений с участием потребителей, зависит от цены иска. Если цена иска не превышает 50 000 рублей, спор подсуден мировому суду, если более — городскому (районному) суду. В цену иска в цену иска, связанного с защитой прав потребителя, входят стоимость товара, работы, услуги (включая строительные и иные материалы, ткани и т.д.), размер неустойки, стоимость ремонтных работ транспортные расходы и т.д. Требование о компенсации морального вреда, заявляемое потребителем одновременно с материальным требованием о защите прав потребителей, является производным от основного материального иска, и в случае, если стоимость материального иска не превышает 50 000 рублей, указанные требования подсудны мировому судье. В случае предъявления иска о компенсации морального вреда, связанного с защитой прав потребителей, без соответствующего материального требования, подсудность определяется по общим правилам. Такое требование должно быть рассмотрено районным судом, поскольку не относится к подсудности мирового судьи (ст. 23 ГПК РФ).

По делам о защите прав потребителей предусмотрена альтернативная подсудность. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель — по месту его жительства, месту жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен по месту нахождения ее филиала или представительства (п. 2 ст. 17 Закона). Исключение составляют иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки. Такие иски в силу п. 3 ст. 30 ГПК РФ подаются по месту нахождения управления транспортной организации, к которой в установленном порядке была предъявлена претензия.

Установление альтернативной подсудности во многом облегчает потребителю путь по осуществлению защиты своих прав, и вытекает из «компенсационного» характера экономического неравенства сторон рассматриваемых правоотношений.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 3 ст. 17 Закона).

С учетом положений подп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае если цена иска превышает эту сумму, уплачивается государственная пошлина в сумме исчисляемой в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 названного Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Мы согласны с мнением Ю.М. Челышева, Д.Х. Валеева указывающих, что эти правила направлены, в том числе, на «ограничение возможности потребителей злоупотреблять своими правами при подаче исков, в частности, путем подачи заведомо необоснованных исковых требований на крупные суммы» [9] . Но мы не поддерживаем утверждение, что государственная пошлина по искам, превышающим 1 млн. рублей, должна уплачиваться потребителем только по итогам судебного разбирательства. Если говорить в рамках данной проблемы о злоупотреблении правами, то именно первоначальная уплата государственной пошлины является той частью системы «сдержек», влияющей на правовое поведение потребителя. Объективная уверенность в правоте своих требований не поставит защиту права в зависимость от уплаты государственной пошлины (гражданско-процессуальное законодательство предусматривает отсрочку и рассрочку ее уплаты при наличии соответствующих оснований и ходатайств), кроме того, будет сдерживать потребителя в рамках разумности в части взыскания неустойки, которая также включается в цену иска.

Любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. К заинтересованным лицам относятся потребитель, прокурор, органы государственного управления, госучреждений, и общественных организаций при обращении в суд за защитой прав и интересов других лиц. Согласно Закону о защите прав потребителей иски в защиту прав потребителей могут предъявлять Федеральная антимонопольная служба, Роспотребнадзор РФ и т.д.

Истцами в делах о защите прав потребителей выступают граждане, чьи права нарушены, или общественные организации в интересах отдельного потребителя или неопределенного круга лиц, занимающиеся защитой прав потребителей. Истец в данном случае не просто гражданин, а «потребитель» в понимании Закона о защите прав потребителей. Ответчиками в делах по защите прав потребителей выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в процессе осуществления своей деятельности являются продавцами (изготовителями и исполнителями). Помимо данных лиц, ответчиком может быть уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) и импортер.

Как правило, надлежащим ответчиком по данной категории дел выступает лицо, с которым потребитель непосредственно состоял в договорных отношениях. Поскольку у потребителя есть право выбора между ответчиками, доводы ответчика-продавца о том, что он ненадлежащий ответчик вследствие наличия недостатков в товаре производственного характера, не могут быть признаны обоснованными. Данное положение находит свое подтверждение в ст. 1096 ГК РФ: вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара. Надлежащим ответчиком по делам, вытекающих из выполнения работ (оказания услуг), будет являться то лица, которое непосредственного выступило изготовителем (исполнителем).

Исковое заявление составляется с соблюдением требований к его форме и содержанию, предусмотренных ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, и не содержит каких-либо дополнительных требований. В целом, исковое заявление отражает сущность предъявляемого требования. Проведя анализ исковых заявлений, предъявленных в суды г. Курска, по делам о защите прав потребителей, мы пришли к выводу, что типичными ошибками, сделанными в исковых заявлениях, повлекших за собой оставление дела без движения, являются следующие: указание двух альтернативных требований к ответчику (например, прошу расторгнуть договор или безвозмездно устранить обнаруженные недостатки), не предоставление расчета неустойки; не предоставление документов, подтверждающих убытки и т.д.

В тоже время, оставление дела без движения по причине того, что истцом не предоставлены доказательства некачественности товара (работы, услуги) в виде заключения экспертизы, по нашему мнению, является незаконным. Закон о защите прав потребителей ставит контрагенту потребителя в обязанность проведение проверки качества товара и, в случае наличия разногласий по поводу природы возникновения недостатков, экспертизы качества, возложив на него обязанность по ее оплате. Так же безосновательным в настоящее время является возвращение искового заявления по причине не соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, за исключением случаев, прямо указанных в законе.

Следует обратить внимание на изложение заявляемых в исковом заяв­лении требований: требования истца (каждого истца) излагаются со ссылкой на законы и иные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам требо­вания к каждому из них; заявляемые требования должны быть именно теми, которые пред­усмотрены соответствующей нормой; размер заявляемых требований (убытков, неустойки и т.д.) следует подтвердить подробным расчетом. Такой расчет может быть приведен в исковом заявлении либо приложен к исковому заявлению.

К числу процессуальных особенностей судебной защиты прав потребителей также относится смещение бремени доказывания причин возникновения недостатков в товаре (работе, услуге) на ответчика.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При рассмотрении споров данной категории необходимо иметь в виду, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п.4 ст.13, п.5 ст.14, п.6 ст.28 Закона РФ о защите прав потребителей). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (п.6 ст.18, п.п.5, 6 ст.19, п.п. 4, 5, 6 ст. 29 Закона РФ о защите прав потребителей).

К числу доказательств, представляемых в гражданском процессе, относятся: объяснения сторон и третьих лиц (ст. 68 ГПК РФ), свидетельские показания (ст. 69 ГПК РФ), письменные доказательства (ст. 71 ГПК РФ), вещественные доказательства (ст. 73 ГПК РФ), аудио- видеозаписи (ст. 77 ГПК РФ), заключение эксперта (ст. 86 ГПК РФ).

По делам о защите прав потребителей применяются практически все перечисленные в ГПК РФ доказательства. Приоритетное значение в процессе доказывания по делам данной категории отдается, как правило, письменным и вещественным доказательствам, а также заключению эксперта.

Свидетельские показания как источник доказательств широко используются в процессе доказывания, но данное средство доказывание в настоящее время потеряло свое первостепенно значение. Ранее, до середины 1990-х годов, одних только свидетельских показаний было достаточно для подтверждения наличия правоотношений между потребителей и продавцом (изготовителем, исполнителем). В настоящее время, свидетельские показания имеют важное, но не решающее значение для правильного и объективного рассмотрения дела. Так, например, мировым судьей Щигровского района Курской области рассматривалось гражданское дело по иску потребителя к индивидуальному предпринимателю о расторжении договора купли-продажи, взыскании неустойки, компенсации морального вреда. В обосновании своих исковых требований истец пояснила, что приобрела у ответчика тунику стоимостью 1 000 рублей 28 октября. Через две недели она обратилась к ответчику с просьбой вернуть ей деньги за тунику, т.к. она не подошла ей по размеру. Доказательством данных фактов выступили свидетельские показания мужа и дочери истца. Ответчик, возражая против удовлетворения требований истца, пояснила, что истец обратилась к ней с указанной просьбой не через две недели, а через месяц. При этом, никаких письменных документов, подтверждающих факт заключения конкретного договора в указанную истцом дату, им представлено не было. Ответчик, в свою очередь предъявила книгу учета отпуска товара, в котором значилась дата продажи 28 октября, были допрошены в качестве свидетелей другие продавцы рынка, а также сотрудник органов милиции, подтвердивших, что спор по поводу данного товара состоялся именно 28 ноября. Суд отказал в удовлетворении требований истца, посчитав, что она не доказала факт обращения к продавцу с требованием о возврате денег через две недели после покупки [3] .

В каждом конкретном случае круг необходимых доказательств сле­дует определять с учетом характера заявляемых требований и возможных возражений.

При определении доказательств, которые необходимо представить в суд, следует учитывать ГПК РФ о допустимости доказа­тельств, согласно которой обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания.

Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показа­ния свидетелей, заключения экспертов, ознакомиться с письменными доказательствами и осмотреть веществен­ные доказательства. При определении обстоятельств, имеющих значение для дела, следует руководствоваться нормами материального права, которые должны быть применены в данном деле.

В регионах иски о защите прав потребителя достаточно многочисленны, но, как правило, однотипны. Отсюда, наверное, можно было бы ожидать, что разрешаться и судами они должны однообразно. Однако действующее гражданско-процессуальное законодательство не предписывает судьями при вынесении решения принимать во внимание практику даже соседнего мирового участка. По тем же причинам редко стыкуются между собой и решения апелляционной инстанции. В результате этого судебные ошибки по делам о защите прав потребителя попадают в поле зрение председателей региональных судов тогда, когда их исправить уже проблематично. Вместе с тем, данный сравнительно несложный вопрос во всем мире уже урегулирован, ибо гражданско-процессуальное законодательство обязывает суды при вынесении решения анализировать не только нормы материального права, но и практику их применения.

Поясним сказанное на примере в последнее время широко распространенных споров граждан с риелторскими агентствами. Под конструкцию договора возмездного оказания услуг подводится получивший в последнее время широкое распространение Информационный договор, предполагающий оказание услуг потребителям по предоставлению информации об объектах недвижимости, в покупке которых они заинтересованы.

Суть такого договора состоит в том, что агентство недвижимости предлагает заказчику к просмотру несколько вариантов объектов недвижимости и, в случае покупки одного из них, последний обязуется выплатить исполнителю обусловленное договором вознаграждение. Казалось бы, — обычный договор оказания услуг, однако за ним скрывается хорошо продуманная, но не всегда соответствующая действующему законодательству конструкция, содержание которой не только нарушает права потребителей, но и явно противоречит закону [4, с. 18] . Так, актуальным в правоприменительной практике является вопрос о сроке действия договора на оказание услуг по предоставлению информации об объектах недвижимости. Предметом такого договора, как правило, являются действия исполнителя по предоставлению информации. Однако актуальность самой информации может не зависеть от исполнителя. Клиент агентства недвижимости, чью квартиру оно продает, может передумать, снять квартиру с продажи, а затем, через непродолжительное время, снова разместить объявление о продаже. «Потерпевшим» в такой ситуации может оказаться заказчик агентства. Так, например, агентство оказывает услугу по предоставлению списка объектов недвижимости и показу квартир, однако клиент агентства отказывается от продажи квартиры. Другие варианты заказчику не подходят, и он отказывается от исполнения договора. Затем заказчик через другое агентство вновь находит ту же самую квартиру и покупает ее. Первое агентство, запрашивая через Управление государственной регистрации, кадастра и картографии информацию о правах на объекты недвижимости, узнает, что заказчик все-таки приобрел показанную ему квартиру и предъявляет иск о взыскании вознаграждения на основании того, что заказчик воспользовался предоставленной информацией. В ходе судебного разбирательства ответчик по первоначальному иску предъявляет встречные исковые требования у риелторскому агентству о предоставлении недостоверной информации об услуге и возмещении убытков в рамках Закона о защите прав потребителей. Практика разрешения указанных споров неодинакова. Одни суды удовлетворяют встречные иски потребителей, другие – отказывают [1,2] .

В одном из мировых судов Курской области рассматривался подобный спор. В ходе судебного разбирательства встал вопрос о том, а имеет ли предлагаемая по договору информация «гарантийный срок», т.е. срок, в течение которого такая информация будет актуальной, которой заказчик может воспользоваться и приобрести понравившуюся недвижимость? В соответствии с нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» при заключении договора потребителю должна быть предоставлена полная, достоверная и необходимая информация о товарах (работах, услугах). Предоставление недостоверной и/или неполной информации об услуге дает право потребителю отказаться от договора и потребовать возмещения убытков. Возникает вопрос: как определить актуальность информации и возможность получения агентством вознаграждения? С одной стороны, информация предоставлена, а с другой – воспользоваться данной информацией нельзя (продавец снял квартиру с продажи). По нашему мнению, в таких ситуациях суды должны отказывать в исках о взыскании вознаграждения, поскольку, несмотря на то, что информация предоставлена, она является недостоверной в понимании Закона РФ «О защите прав потребителей», т.к. потребитель не может ей воспользоваться, т.е. купить понравившийся объект недвижимости.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, особенности реализации потребителем права на судебную защиту связаны с процессуальными преимуществами, предоставленными ему как материальным, так и процессуальным законодательством, а также выработанными судебной практикой. Среди них необходимо выделить альтернативную подсудность, освобождение от уплаты государственной пошлины, презумпция отсутствия специальных знаний в отношении приобретаемого товара (работы, услуги), смещение бремени доказывания. Во-вторых, эффективность судебной защиты прав потребителей во многом снижается из-за нормативной неурегулированности отдельных процедурных вопросов, связанных, в том числе, и с отсутствием обязательного претензионного порядка урегулирования споров данной категории. Закрепление его на законодательном уровне в качестве обязательного позволит оптимизировать защиту прав потребителей, будет способствовать правовому дисциплинированию как предпринимателей, так и потребителей.

В-третьих, судебная практика по делам о защите прав потребителей выступает в качестве «зеркала», высвечивающего наиболее острые законодательные проблемы. Но, вместе с тем, противоречия, допускаемые судами в разрешении однотипных правовых споров, негативно сказываются на общем состоянии защиты прав потребителей в России. Полагаем, одной из причин такого положения является отсутствие фактической возможности обжалования решений мировых судей, вынесенных по первой инстанции, в Верховный Суд РФ, который, в свою очередь, должен уделять более пристальное внимание данной категории гражданских дел.

Защита потребителей или клиент всегда прав

Основной защитой потребителя должна стать новая редакция Закона Украины от 12.05.1991г. № 1023-XII «О защите прав потребителей», утвержденная Законом Украины от 01.12.2005г. № 3161-IV, вступившим в силу 13.01.2006 года, какие законом предусматриваются права потребителя и обязанности производителя (продавца) продукции, изложим основные из них. Прежде чем приступить к подробному изложению данного вопроса, отметим, что закон еще достаточно «сырой» – практика его применения практически отсутствует, да и практика применения старой редакции закона тоже наработана в еще достаточно небольшом объеме. Термины, которыми оперирует законодатель, в большинстве своем являются новациями: ранее они не использовались и определение часто им дается достаточно размытое, т. е. Закон очень многое оставляет на усмотрение контролирующего органа или суда … И еще одно немаловажное обстоятельство, которое также не следует сбрасывать со счетов: споры, возникающие между субъектами хозяйствования и управлением по делам защиты прав потребителей будут рассматриваться в порядке административного судопроизводства в соответствии с порядком, установленным Кодексом административного судопроизводства, практика применения которого вообще и по таким категориям дел в частности также еще не сложилась (Кодекс существует с 01.09.2005 года), — так что, вопросов значительно больше чем ответов, полномочия у контролеров весьма широкие, так что предпринимателю необходимо быть на чеку!

— Первое. Покупатель продукции имеет прав в течение ДЕСЯТИ ЛЕТ или в течение срока службы товара требовать от производителя (продавца) устранения недостатков товара, допущенных по вине продавца, вне зависимости от того, какой гарантийный срок производителем (продавцом) установлен.

— Второе. Установлены дополнительные права потребителя и в части потребления им оказанных услуг (выполненных работ) (ст. 10 Закона): в случае выявления недостатков потребитель имеет право либо требовать уменьшения цены услуги (работы), либо устранения недостатков; при наличии существенных недостатков потребитель имеет право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков; в случае, если поставщик услуги (работы) не может ее выполнить в срок, предусмотренный договором, то он обязан уплачивать заказчику (потребителю) пеню в размере 3 % стоимости услуги (работы) за каждый день просрочки; исполнитель обязан выдать потребителю документ, свидетельствующий об окончании оказания услуги (выполнения работы); исполнителю вменяется в обязанность предупреждать потребителя о возможном удорожании услуг (работ), либо о том, что они смогут не удовлетворить потребителя.

— Третье. В договорах потребительского кредита запрещаются дискриминационные условия изменения процентной ставки за кредит (п. 5 ст. 11 Закона): т. е. самовольное, без привязки к объективным причинам (изменение учетной ставки НБУ), изменение ставки потребительского кредита.

— Четвертое. При продаже товара вне торговых (офисных) помещений (ст. 12 Закона о защите прав потребителей) на продавца возлагаются уж совсем жесткие обязательства. А именно. — выдать покупателю документ, подтверждающий факт заключения договора, который должен содержать информацию о: дате заключения договора, наименовании и местонахождении продавца, наименование продукции, цену, другие существенные условия договора (согласно Хозяйственному и Гражданскому кодексам), права и обязанности сторон договора. А при нарушении данного правила на продавца может быть наложен штраф в соответствии с п. 7 ст. 23 Закона о защите прав потребителей в размере 30 % стоимости полученной для реализации продукции! Абзацем первым п. 6 ст. 12 предусмотрено совершенно невиданное доселе правило, процитируем его дословно – так, как написано в Законе: «Якщо споживачеві не було надано документ, який засвідчує факт здійснення правочину поза торговельними або офісними приміщеннями, такий правочин не є підставою для виникнення обов&#146язків для споживача».

Т. е. покупатель может НЕ ЗАПЛАТИТЬ за товар, полученный с таким «нарушением» как невыдача «документа, подтверждающего заключение договора» на СОВЕРШЕННО ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ!

— Пятое. Потребитель имеет право на получение информации о продукции, которая должна быть ему предоставлена до момента приобретения продукции. Лучше всего такую информацию вывешивать в торговом зале, поскольку при непредоставлении такой информации потребитель имеет право на возмещение ущерба, вызванного использованием такой продукции. Итак, информация должна содержать сведения о: «наименование товара; изображение торговой марки, под которой товар продается; наименование нормативных документов, которым должна отвечать продукция (для отечественной продукции); сведения о содержании вредных веществ; указание о наличии генетически модифицированных компонентов; данные о цене и условиях приобретения продукции; дату изготовления; сведения о правилах хранения; гарантийные обязательства; сведения о правилах эффективного и безопасного использования; срок годности и информацию о необходимых действия потребителя в случае его окончания; наименование и местонахождение производителя, предприятия, которое принимает претензии от потребителей, предприятия, которое осуществляет ремонт и гарантийное обслуживание; информация о сертификации продукций (для той продукции, которая подлежит сертификации); для продукции, которая может быть опасной для жизни – информации об опасных свойствах такой продукции.

При проведении «распродаж» или предоставлении «скидок» такие термины можно указывать только если «скидки» и «распродажи» действуют на протяжении определенного периода времени и цены товаров, на которые установлены скидки или которые распродаются, являются меньшими обычных.

Отсутствие этой информации также влечет за собой право управления по делам защиты прав потребителей применять штрафные санкции, предусмотренные п. 7 ст. 23 Закона в размере 30 % стоимости полученного для реализации товара.

— Шестое. В соответствии со ст. 17 Закона запрещается понуждать покупателя приобретать ненужную ему продукцию. Покупатель имеет право выбора нужной ему продукции. Потребитель имеет право на проверку качества, безопасности, комплектности, меры, веса и цены приобретаемой продукции, демонстрацию ее правильного и безопасного применения. При снижении качественных характеристик продукции на протяжении гарантийного срока продукция передается по требованию потребителя подлежит передаче на экспертизу, которая проводится за счет производителя.

— Седьмое. В соответствии со ст. 19 Закона запрещается нечестная предпринимательская практика, а именно:

— недобросовестная конкуренция (толкование данных понятий дается в законах Украины «О защите экономической конкуренции» и «Об Антимонопольном комитете Украины», — к подробному анализу данных законодательных актов мы еще вернемся в наших будущих публикациях на тему правового регулирования сферы продаж товаров, услуг, выполнения работ и конкурентной борьбы на рынке);

— и деятельность, которая вводит потребителя в заблуждение (это понятие достаточно размытое, однако за такие действия предусмотрены вполне конкретные санкции).

— Восьмое. В соответствии со ст. 21 Закона о защите прав потребителей установлен еще дополнительно к нормам, разбросанным в других разделах Закона, перечень НАРУШЕНИЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (приведем его полностью), итак, права потребителей считаются нарушенными в нижеследующих случаях:

— при реализации продукции любым образом нарушается право потребителя на свободу выбора продукции;

— при реализации продукции любым образом нарушается свобода волеизъявления потребителя;

— при предоставлении услуги, от которой потребитель не может отказаться, а получить может лишь у одного исполнителя, исполнитель навязывает такие условия получения услуги, которые ставят потребителя в неравное положение сравнительно с другими потребителями и/или исполнителями, не предоставляет потребителю одинаковых гарантий возмещения ущерба, причиненного невыполнением (ненадлежащим выполнением) сторонами условий договора;

— нарушается принцип равенства сторон договора, участником которого является потребитель;

— любым образом (кроме случаев, предусмотренных законом) ограничивается право потребителя на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о соответствующей продукции;

— потребителю реализована продукция, которая является опасной, неподобающего качества, фальсифицированной;

— «цена продукции определена ненадлежащим образом» — что значит сие «нарушение» осталось загадкой даже для автора настоящей статьи, — при наличии большого количества желающих прояснить ситуацию – какая цена является «надлежащей», а какая «ненадлежащей» автор не преминет обратиться в Верховную Раду – к законодателю или на худой конец – в управление по делам защите прав потребителей за соответствующим разъяснением;

— документы, которые подтверждают выполнение договора, участником которого является потребитель, своевременно не предоставлены потребителю.

— Девятое. Разумеется, потребитель продукции имеет права возмещения убытков, причиненных ему использованием приобретенной им дефектной или недоброкачественной продукции, или продукции, о свойствах которой он не был предупрежден при ее приобретении, за счет продавца (производителя) такой продукции.

— Десятое. Ну, а то, что потребитель имеет право требовать возврата денег и вернуть товар продавцу, даже если этот товар ему не понравился – это, как говорится, само собой разумеется.

— Одиннадцатое. Условия договоров, ограничивающие права потребителя в силу ст. 18 Закона о защите прав потребителей, являются недействительными.

И, наконец, санкции за нарушение Закона (ст. 23):

— Первое. Отказ потребителю в реализации его прав, установленных частью первой статьи 8 и частью третьей статьи 10 данного Закона (нарушение требований, которые Закон предъявляет к устранению недостатков товаров, которые находятся на гарантии, и требований к устранению недостатков в результатах работ (услуг), — штраф в десятикратном размере стоимости продукции исходя из цен, которые действовали на время приобретения этой продукции, но не меньше двух необлагаемых минимумов доходов граждан;

— Второе. Изготовление или реализация продукции, которая не отвечает требованиям нормативных документов, — штраф в размере пятидесяти процентов стоимости изготовленной или полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не меньше десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — штраф в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан;

— Третье. Реализация продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине, но в документах, согласно которым она передана на реализацию, отсутствуют регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларациях о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на продукцию, — штраф в размере пятидесяти процентов стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не меньше десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — штраф в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан;

— Четвертое. Изготовление или реализация продукции, которая не отвечает требованиям нормативных документов, нормативно-правовых актов относительно безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей природной среды, — штраф в размере трехсот процентов стоимости изготовленной или полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не меньше двадцати пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — штраф в размере пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан;

— Пятое. Реализацию продукции, запрещенной соответствующим государственным органом для изготовления и реализации, — штраф в размере пятисот процентов стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не меньше ста необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — штраф в размере ста необлагаемых минимумов доходов граждан;

— Шестое. Реализацию опасного товара (яда, пестицидов, взрыво- и огнеопасных веществ и тому подобное) без должной предупредительной маркировки, а также без информации о правилах и условиях безопасного его использования – штраф в размере ста процентов стоимости полученной для реализации партии товара, но не меньше двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — штраф в размере двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан;

— Седьмое. Отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции – штраф в размере тридцати процентов стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не меньше пяти необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, когда в соответствии с законом субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — штраф в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

После того, как мы разобрались с вопросом ответственности за нарушение прав потребителей и увидели, сколь велика забота государства о пополнении бюджета за счет штрафов с субъектов хозяйствования, умело инкрустированная под защиту о гражданах (самих-то потребителей сможет защитить, в смысле денежной компенсации за нарушение их прав, только суд … если ему все квалифицированно доказать … разумеется … – ведь в суде каждый сам за себя и чтобы тебя услышали нужно говорить грамотно, писать юридическим языком и собирать доказательства в свою пользу, — чего в интересах гражданина управление по делам защиты прав потребителей делать-то как раз законом и не уполномочено, хотя, по сути дела, — это и должно было бы быть основной задачей данного ведомства)! Так что опять каждый сам за себя: потребитель – за себя, предприниматель – за себя, государство (в лице защитников прав потребителей с аппаратом управления и контрольно – распорядительными функциями) – за себя! Это и правильно – капитализм, он капитализм и есть … хоть с человеческим лицом … хоть с нечеловеческим, — понятийные, как говорится, законы, одни и те же!

Ну а теперь давайте разберемся, какими полномочиями наделен сей страшный защитник прав потребителей, и как он реализует свою властную компетенцию, иными словами: в каком порядке законодательство предписывает проводить проверки, применять санкции, как эти решения можно (и должно) обжаловать и какие контрмеры может выстроить в свою защиту предприниматель.

Небезынтересный нюанс: юридическая практика и почерпнутые в высших учебных заведениях, общении с коллегами, а также трудах юристов прошлого знания и опыт требуют от любого квалифицированного правоведа проводить серьезный анализ любого правового вопроса через призму ИСТОРИЧЕСКОГО его развития. А поскольку время бежит очень быстро и многое забывается, то мы Вам напомним некоторые события давно минувших дней, а именно:

— 06.08.1999г. Государственный комитет Украины по делам защиты прав потребителей (ныне Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (далее – Госпотребстандарт), — надо заметить, что данный государственный орган сменил уже пяток названий – скрывается он от кого, что ли?) в кооперации с Минпромполитики и Минторговли издали небезизвестный Приказ «О мерах по обеспечению исполнения Постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка гарантийного обслуживания или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров», которым указанные гарантийные документы были утверждены бланками строгой отчетности, — Решением Госкомпредпринимательства за подписью А. Кужель данный Приказ был отменен;

— потом уже 12.12.2003г. совместным Приказом Минэкономики, СБУ и нашего почтенного Государственного комитета «Об утверждении временного порядка применения в сфере торговой деятельности копий сертификатов соответствия и копий свидетельств о признании соответствия на бланках, защищенных голографическими элементами» все копии сертификатов соответствия, выписываемые на каждую партию продукции (в т. ч. и поставляемую в самый последний киоск в сельской местности), должны были быть «защищены» (от кого?) голограммами (стоимость которых, по некоторым данным, доходила до 3грн. за штуку, которая, разумеется, была бы возложена на потребителя). Прокатившаяся по стране волна круглых столов, заседаний, конференций и протестов предпринимательского люда, организованная предпринимательскими союзами Украины (не без участия Вашего покорного слуги), привела к отмене данного Приказа Приказом тех же ведомств.

То есть, опыт защиты прав потребителей уже наработан обширный …

Так вот, если мы посмотрим на вопрос «правозащитной деятельности» почтенного Государственного комитета в его историческом аспекте, то получается что история у этого вопроса уже есть и история, мягко говоря, не в пользу предпринимателей … или, как говорили в старину: кто прав, кто виноват -–разберись, да обоих примерно и накажи!

Да, самое основное – мы, юристы – практики, давно уже привыкли к тому, что ни один законодательный акт контролирующе-регулирующей направленности в Украине «просто так» не принимается, — если Закон принят, значит это кому-нибудь нужно! Значит, этот законодательный акт получит свое практическое развитие, значит «под него» готовится (или уже готова) соответствующая материально – техническая база соответствующего государственного органа, кадры (лобби то есть) которые и будут реализовывать предусмотренную законом властную компетенцию, которая, как правило, и Закон о защите прав потребителей не исключение, расширяет права государственных контролирующих структур, а значит сужает права субъектов частного права – хозяйствующих субъектов! Так что, нелегкая, полная тревог (за наших драгоценных клиентов) и забот (об интересах наших драгоценных клиентов) жизнь украинского практикующего юриста приучила нас к любому контролирующе-регулирующему закону относиться очень внимательно! Тем более что в рассматриваемом случае всем совершенно понятно откуда у него «ноги растут» и «чем все это кончится» … Так что, будем изобретать контрмеры (нам не впервой)!

Итак, пришло время провести тщательный анализ компетенции, полномочий, прав, порядка их реализации отечественных органов по делам защиты прав потребителей!

Компетенция. Полномочия. Проверки. Применение санкций. Методики защиты.

Компетенция и полномочия данного государственного органа установлены следующими основными нормативными документами: Указом Президента от 18.03.2003г. № 225/2003 «Вопросы Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики», Постановлением ВРУ 25.01.1995г. № 26/95-ВР «Об утверждении положений о защите прав потребителей», Постановлением КМУ от 17.08.2002г. № 1177 «Об утверждении Положения о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей», Приказом Госпотребстандарта от 27.11.2000 № 679 «Об утверждении форм актов проверок соблюдения законодательства о защите прав потребителей, о рекламе, соответствующего постановления и решений».

К основным полномочиям органов Госпотребстандарта, интересующим читателей настоящей статьи, утвержденных вышеуказанными нормативными актами, относятся:

— предоставление субъектам предпринимательской деятельности обязательных для исполнения предписаний по прекращению нарушений прав потребителей;

— проверка и обследование в соответствии с законодательством производственных, складских, торговых и других помещений субъектов хозяйствования сферы торговли, общественного питания и услуг;

— отбор в установленном порядке у субъектов хозяйствования сферы торговли, общественного питания и услуг образцов товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте производства, отгрузки и тому подобное или проведение независимой экспертизы в соответствующих лабораториях и других учреждениях; проведение контрольных проверок правильности расчетов с потребителями за предоставленные услуги и реализованы товары;

— прекращение отгрузки и реализации товаров, которые не отвечают требованиям нормативных документов, соблюдение которых в соответствии с законодательством является обязательным, технических регламентов по подтверждению соответствия, технических регламентов — до устранения субъектами хозяйственной деятельности обнаруженных недостатков;

— запрещение субъектам хозяйственной деятельности реализацию потребителям продукции, которая подлежит подтверждению соответствия в порядке, регулируемом законодательством, в случае: отсутствия сертификата соответствия и/или декларации о соответствии или свидетельств о признании соответствия (или копий данных документов); несоответствия продукции требованиям нормативных документов, указанных в декларации о соответствии или в сертификате соответствия или свидетельстве о признании соответствия;

— принятие решений о: прекращении в сфере торговли, общественного питания и услуг, продажи и производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг, которые не отвечают требованиям нормативных документов, соблюдение которых в соответствии с законодательством является обязательным, технических регламентов по подтверждению соответствия, технических регламентов — до устранения указанных недостатков; временном прекращении деятельности предприятий торговли (секций, отделов), общественного питания, сферы услуг, предприятий оптовой и розничной торговли и организаций независимо от формы собственности, которые систематически реализуют недоброкачественные товары, нарушают правила торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров, — до устранения обнаруженных недостатков;

— опломбировывать в порядке, предусмотренном законодательством в сфере торговли, общественного питания и услуг, производственные, складские, торговые и другие помещения, а также неправильные, неисправные и такие, которые не имеют соответствующего клейма или с нарушенными сроками поверки средства измерительной техники, с помощью которых осуществляется обслуживание потребителей;

— изымать в установленном порядке некачественные товары, документы, другие предметы, которые свидетельствуют о нарушении прав потребителей;

— выдавать в соответствии с законодательством разрешения на временное отклонение от требований соответствующих стандартов относительно качества продукции;

— запрещать рекламу, которая нарушает требования законодательства о рекламе, требовать ее публичного опровержения и публикации сведений, которые корректируют (уточняют, дополняют) рекламу;

— подавать в суд иски относительно защиты прав потребителей;

— передавать материалы проверок, которые содержат признаки преступления, в соответствующие правоохранительные органы;

— налагать на субъектов хозяйственной деятельности взыскания в соответствии с законодательством.

А права субъекта предпринимательской деятельности предусмотрены Хозяйственным кодексом Украины, Кодексом административного судопроизводства и Указом Президента Украины от 23.07.1998г. № 817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» (далее – Указ о дерегулировании). Основные нормы которых мы Вам напомним:

— в соответствии со ст. 250 ХК Украины разрешается применять штрафные санкции за период, не превышающий одного года с дня нарушения правил осуществления хозяйственной деятельности, установленных законодательством;

— в соответствии с п. 2 ст. 20 ХК Украины защита прав субъекта предпринимательской деятельности может осуществляться путем обращения в суд с иском о признании недействительными актов органов государственной власти;

— порядок проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности регулируется Указом о дерегулировании (Госпотребстандарт против этого возражает, но судебная практика, как и Госкомпредпринимательства находятся на стороне предпринимателей); основной нормой, защищающей права предпринимателей здесь является ст. 10 Указа: «Установить, что государственные органы по делам защиты прав потребителей осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей. Жалоба потребителя должна подаваться в письменном виде и содержать сведения о его фамилии, имени, отчество, место проживания, серию и номер паспорта или другого документа, который удостоверяет лицо, а также данные о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя. Органы по делам защиты прав потребителей не имеют права разглашать указанные сведения о потребителе, который подал жалобу». Таким образом, если в процессе судебного разбирательства выяснится, что никакой жалобы от потребителя не было, либо эта жалоба – подделка, то тогда уже линию защиты своих прав вновь следует основывать на судебной практике – на п. 2 Разъяснения ВХСУ от 26.01.2000г. № 02-5/35 «О некоторых вопросах решения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных или других органов»: «… Обязательным условием признания акта недействительным является также нарушение в связи с принятием соответствующего акта прав и охраняемых законом интересов предприятия или организации – истца по делу. …», — т. е. составленное с нарушением предусмотренных Указом о дерегулировании прав субъекта предпринимательской деятельности, решение Госпотребстандарта будет признано недействительным. Плановые проверки также должна проводиться в соответствии с порядком, предусмотренным п. 2 Указа о дерегулировании: предупреждение не менее чем за 10 дней до начала проверки, если такого предупреждения не поступило, то ПРАВО на проведение проверки у органов Госпотребстандарта отсутствует; и не чаще одного раза в год. В связи с вышеуказанным возникает закономерный вопрос – а какие из проверочных полномочий Госпотребстандарта относятся к ПРОВЕРОЧНЫМ ДЕЙСТВИЯМ, подпадающим под предмет правового регулирования Указа о дерегулировании? Итак, что же считается «ПРОВЕРКОЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в контексте полномочий органов Госпотребстандарта согласно Указа Президента? Об этом, а также о построении защиты при проведении проверочных действий органами защиты прав потребителей и обжаловании решений о применении штрафных санкций, — наша следующая статья по данной тематике.

Основной защитой торгового предприятия (предпринимателя) является Указ Президента Украины от 23.07.1998г. № 817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» (далее – Указ о дерегулировании), которым предусмотрено ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ для проведения проверки: «Установить, что государственные органы по делам защиты прав потребителей осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей. Жалоба потребителя должна подаваться в письменном виде и содержать сведения о его фамилии, имени, отчество, место проживания, серию и номер паспорта или другого документа, который удостоверяет лицо, а также данные о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя. Органы по делам защиты прав потребителей не имеют права разглашать указанные сведения о потребителе, который подал жалобу». Конечно, «жалобу потребителя» можно и подделать, — но ведь суд установит что это подделка и тогда все действия и решения проверяющих теряют свою юридическую силу автоматически! Итак, жалобы потребителя нет – внеплановой проверки нет!

Рассмотрим, что же законодатель относит к проверочным действиям: относится ли к ним отбор образцов товаров, контрольная закупка, проверка сертификатов соответствия и других документов? И что имеют право проверять органы по защите прав потребителей.

А начнем анализ данного вопроса с основополагающих законодательных положений, ОСНОВ хозяйственного законодательства (т. е. регулирующего хозяйственную деятельность) и административного законодательства (т. е. регулирующего взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти):

— п. 6 ст. 19 Хозяйственного кодекса Украины предусмотрено следующее: «Органы государственной власти и должностные лица обязаны осуществлять инспектирование и проверки деятельности субъектов хозяйствования беспристрастно, объективно и оперативно, соблюдая требования законодательства[1], уважая права и законные интересы субъектов хозяйствования»;

— п. 5 ст. 19 Хозяйственного кодекса Украины гласит: «Незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора запрещается»;

— п. 2 ст. 71 Кодекса административного судопроизводства Украины предусмотрено: «В административных делах о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий обязанность доказывания правомерности своего решения, действия или бездеятельности возлагается на ответчика, если он возражает против административного иска», — т. е. в суде орган по защите прав потребителей должен будет доказывать правомерность принятия им решения;

— позиция Верховного Суда Украины – высшей украинской судебной инстанции — по спорам, связанным с обжалованием действий и решений органов государственной власти (в т. ч. и органов по защите прав потребителей) на сегодняшний день такова: «Решая споры о признании недействительными актов государственных органов[2], судам следует учитывать, что акт государственного или другого органа управления должен быть принят в пределах компетенции соответствующего органа, не нарушать интересов государства, прав и интересов физических лиц, юридических лиц, отвечать требованиям действующего законодательства, и быть принятым в форме и в порядке, определенном законом» (Постановление от 05.04.2005г.), — т. е. ВСУ придерживается такой позиции, что не только неправильное по сути решение государственного органа (в т. ч. органа по защите прав потребителей), но и нарушение процедуры его принятия (в т. ч. и в особенности связанное с нарушениями прав хозяйствующего субъекта при проведении проверки, или проведение незаконной проверки, по итогам которой принимается соответствующее решение), является основанием для отмены такого решения; естественно, мы – предприниматели, должны внимательно относиться к процедуре проверки, и отслеживать и фиксировать все нарушения государственного органа, которые допускаются им как в процессе проверки, так и связанные с ОТСУТСТВИЕМ ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ (этого вопроса мы коснемся ниже со всеми подробностями);

— уже упоминавшийся нами выше Хозяйственный кодекс Украины предусматривает, кроме иного, также такие способы защиты субъектом хозяйствования нарушенных прав: прекращение действий, нарушающих право или таких, которые создают угрозу его нарушению (в рассматриваемом случае – проверочных действий органов по защите прав потребителей); а Кодекс административного судопроизводства предусматривает также такой способ защиты нарушенных прав как: обязывание субъекта властных полномочий от совершения некоторых действий (проведения проверки); а также обжалование действий органов по защите прав потребителей;

То есть, у предпринимателей и предприятий возможностей для обжалования незаконных проверочных действий и незаконных решений органов по защите прав потребителей существует масса, — не только по сути вменяемого субъекту предпринимательской деятельности нарушения, но и возникших вследствие нарушения порядке проведения проверок!

— сам Закон о защите прав потребителей в части, касающейся проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности по вопросу соблюдения законодательства о защите прав потребителей, также содержит ряд норм, в которых четко указано что же является проверочным действием (как мы уже отмечали это выше важно точно знать что относится к проверочным действиям, а что –нет), а именно (ст. 26 Закона о защите прав потребителей):

а) проверять у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качество продукции, соблюдения обязательных требований относительно безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг; беспрепятственно посещать и обследовать в соответствии с законодательством любые производственные, складские, торговые и другие помещения этих субъектов;

б) отбирать у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте или проведение независимой экспертизы в соответствующих лабораториях и других учреждениях, аккредитованных на право проведения таких работ согласно с законодательством, с оплатой стоимости образцов и проведенных исследований (экспертизы) за счет средств государственного бюджета. В случае установления по результатам проведенных исследований (экспертизы) факта реализации продукции ненадлежащего качества и/или фальсифицированной субъект хозяйствования, который проходил проверку, возмещает осуществленные на это расходы. Средства возмещения расходов зачисляются в государственный бюджет. Порядок отбора таких образцов определяется Кабинетом Министров Украины (такого порядка на сегодняшний день также Кабмином не принято);

в) проводить контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за реализованную продукцию. В случае невозможности возвращения продукции, которая была использована (получена) во время контрольной проверки, возмещения затрат относится на результаты деятельности субъектов ведения хозяйства. Порядок проведения таких проверок определяется Кабинетом Министров Украины;

г) получать безвозмездно от субъектов хозяйствования, которые проверяются, копии необходимых документов, которые характеризуют качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, которые используются для производства этой продукции;

А теперь самое главное – в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 26 Закона о защите прав потребителей порядок проведения проверок определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей! Т. е. сам Законе НЕ СОДЕРЖИТ в себе ПОРЯДКА проведения проверок, а содержит лишь отсылочную норму к нормативному документу Госпотребстандарта, утверждающему этот Порядок! Так вот – на сегодняшний день никакого нормативного документа, утверждающего ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК Госпотребстандартом НЕ ПРИНЯТО. На это обращает внимание даже Госкомпредпринимательства в Письме от 24.09.2003г. № 5602! Итак, как такового ПОРЯДКА проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности органами по защите прав потребителей на сегодняшний день НЕТ! А норма Закона о защите прав потребителей, утверждающая перечень проверочных действий, без Порядка проведения проверок, утвержденного соответствующим приказом, вряд ли может быть реализована на законных основаниях! Я уверен, коллеги меня хорошо понимают … понимают, что из этого вытекает: ВСЕ проверочные действия органов по защите прав потребителей могут быть обжалованы с соответствующими последствиями в виде отмены решений о применении финансовых санкций, принятых по итогам таких проверок!

И помните: опираясь на Хозяйственный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства, Указ Президента о дерегулировании предпринимательской деятельности, имея квалифицированную правовую поддержку профессионального практикующего юриста – хозяйственника Вы имеете очень большие шансы выйти победителем из спора с государственным органом, права и полномочия которого четко законодательством не установлены, размыты, часто противоречивы, — в условиях уже имеющейся и наработанной многими юристами практики защиты прав субъектов хозяйствования!

[2] В т. ч. и решений органов по делам защиты прав потребителей.