Система органов исполнительной власти в рф 2014

Уровни исполнительной власти в Российской Федерации

юридические науки

  • Казанцева Олеся Леонидовна , кандидат наук, доцент
  • Алтайский государственный университет
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
  • МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
  • ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Похожие материалы

Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст.10) [1]. В систему органов исполнительной власти включаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти регламентируются Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, от 12 мая 2008 г. N 724, от 21 мая 2012 г. N 636 [2,3,4]. Следует отметить, что в соответствии с названными указами Президента РФ Правительство РФ не названо в качестве органа, входящего в единую систему органов исполнительной власти. Однако анализ Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» позволяет включить Правительство РФ, как высший орган исполнительной власти, в систему федеральных органов исполнительной власти [5]

Следовательно, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Структура федеральных органов исполнительной власти состоит из трех уровней. Первый уровень образуют федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. Второй уровень представлен федеральными министерствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными этим федеральным министерствам. Третий уровень состоит из федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

Согласно ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Основное назначение территориальных органов федеральных органов исполнительной власти заключается в том, что они реализуют компетенцию федеральных органов исполнительной власти сфере ведения Российской Федерации на части субъекта Российской Федерации, в границах субъекта Российской Федерации или нескольких субъектов Российской Федерации [6]. Однако не все федеральные органы исполнительной власти нуждаются в создании своих территориальных органов (например, Управление делами Президента РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по туризму и др.).

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти могут образовываться по предметам исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). В случае, когда территориальные органы создаются по предметам совместного ведения, они должны непосредственно взаимодействовать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи возникают сложности, связанные с реализацией полномочий как территориальных органов, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поскольку они зачастую дублируют друг друга, что снижает качество реализации полномочий органов исполнительной власти в целом и размывает их ответственность. Возникающие проблемы решаются, как правило, путем заключения соглашений между названными органами о делегировании полномочий.

В целях эффективной реализации полномочий территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо разработать более эффективные формы взаимодействия между ними. Представляется, что в качестве таких форм взаимодействия должны выступать, прежде всего, координация и согласование, поскольку названные органы не находятся в непосредственном подчинении друг у друга. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти образуются соответственно федеральным органом исполнительной власти самостоятельно или по согласованию с администрациями субъектов РФ. Руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями федеральных органов исполнительной власти (в некоторых случаях по согласованию с главами администраций субъектов Российской Федерации). В настоящее время четкое и однозначное правовое регулирование данного вопроса отсутствует.

При формировании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывается разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, принцип разделения властей, форма правления, организационная и функциональная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти [7].

Система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлена высшими органами (высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) и иными исполнительными органами субъекта Российской Федерации. При этом конституции (уставы) субъектов Российской Федерации в большей степени регулируют правовой статус высшего должностного лица и правительства (администрации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается непосредственно гражданами, проживающими на данной территории на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Однако конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается депутатами законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом общей компетенции и возглавляет систему органов исполнительной власти в субъекте. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Иные исполнительные органы в субъекте Российской Федерации формируются, как правило, по отраслевому признаку. Однако и он не всегда соблюдается. В республиках создаются министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, а в областях (краях) — министерства, государственные комитеты, департаменты, управления, инспекции и иные органы, входящие в структуру исполнительной власти. Четкой унифицированной системы исполнительных органов в субъекте Российской Федерации на сегодняшний день не существует. Это объясняется разнообразием самих субъектов, составляющих Российскую Федерацию.

Низовой уровень публичной власти образует местное самоуправление. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, к которым относятся городское и сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения [8]. В структуре органов местного самоуправления предусматриваются исполнительно-распорядительные органы, которые входят в число обязательных органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Такая практика сложилась почти во всех субъектах Российской Федерации. Число полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, которые могут быть переданы органам местного самоуправления, постоянно увеличиваются [9].

Помимо традиционных существуют закрытые административно-территориальные образования, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также наукограды, обладающие спецификой в связи с наличием высокого научно-технического потенциала, с градообразующим научно-производственным комплексом.

Несмотря на то, что Основной закон государства закрепляет принцип разделения властей применительно к государственной власти, можно говорить о некоторой его трансформации на уровне местного самоуправления. Так, в систему исполнительной власти с отдельными оговорками можно включить исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, которые формально-юридически, функционально и фактически вплетены в систему государственных органов исполнительной власти. В силу зависимости от субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления не в состоянии эффективно отстаивать свои права. Зачастую и суды не учитывают специфики муниципального права, вынося судебные решения не в пользу муниципальных образований. Сохраняется, по-прежнему, централизация правового регулирования в сфере местного самоуправления, что затрудняет реализацию правотворческих полномочий органов местного самоуправления [10, 11].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют публичную власть в государстве, что обеспечивает единство системы управления государством [12]. Таким образом, можно говорить о единой вертикали исполнительной власти в России.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
  3. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.
  4. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2012. N 22. ст. 2754.
  5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
  6. Невинский В.В. Территориальные органы федеральной исполнительной власти в субъектах Российской Федерации / В.В. Невинский // Основы конституционного строя. Обеспечение достоинства личности. Конституционные принципы публичной власти: Избранные труды. М.: Формула Права, 2012. С. 628-636.
  7. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. №42. Ст.5005.
  8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
  9. Казанцева О.Л. Взаимодействие органов государственной власти субъектов российской федерации и органов местного самоуправления в условиях государственно-правовой централизации: монография. Барнаул. 2012. С.81-84.
  10. Казанцева О.Л. Проблемы правотворческой деятельности муниципальных образований в российской федерации // Вестник Новосибирского государственного университета. серия: право. 2013. т. 9. № 2. с. 69-74.
  11. Невинский В.В., Казанцева О.Л. Местное самоуправление в России: проблемы и перспективы правового регулирования // Российская юстиция. 2010. № 11. с. 5-11.
  12. Казанцева О.Л. Взаимодействие органов государственной власти субъектов российской федерации и органов местного самоуправления в условиях государственно-правовой централизации: монография. Барнаул. 2012. С.31.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Система исполнительной власти.

Единство системы государственной
власти РФ

Основополагающим принципом государственного устройства России, согласно Конституции РФ, является единство
системы государственной власти. При
этом предметы ведения и полномочия
подлежат разграничению между органами государственной власти федерального
уровня и органами власти субъектов Федерации (ст. 5, ч. 3). При расширении
властных полномочий органов власти
субъектов Федерации в обход Конституции РФ (примеров чему множество)
единство системы нарушается.

Ряд действующих конституционных
положений направлен на предотвращение
возможного дисбаланса в сторону государственной суверенизации субъектов
Федерации. Статья 77 (ч. 1) Конституции РФ предусматривает формирование
структурно идентичных органов государственной власти по всей властной вертикали, ограничение самостоятельности
субъектов Федерации при установлении
ими собственных систем органов государственной власти. Вместе с тем ст. 73 закрепляет за субъектами Федерации всю полноту государственной власти вне пределов
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Исходя из данного
положения в государствоведческой литературе сложилась концепция единой, но
двухуровневой государственной власти.
Согласно этой концепции, органы государственной власти субъектов Федерации
обладают собственной компетенцией,
в границы которой не могут вторгаться
федеральные органы, но сами субъекты
Федерации вправе участвовать в решении
вопросов, относящихся к федеральной
компетенции.

Конституция РФ не допускает множественности систем государственной
власти субъектов Федерации. В то же
время она не содержит жестко регламентированных норм, касающихся организационных форм конкретных органов
власти.

Установление системы федеральных
органов законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конституции
РФ, относится к федеральному ведению.

Федеральные органы исполнительной
власти РФ

Система органов государственной власти
состоит из разветвленных подсистем, одну из которых образуют органы исполнительной ветви власти.

Конституция РФ говорит о единой системе исполнительной власти, образуемой
в пределах совместного ведения соответствующих федеральных органов и органов
субъектов Федерации (ст. 77, ч. 2). Сложившийся состав этой системы таков:
Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, правительства, администрации иных субъектов Федерации, а также министерства и иные центральные
органы исполнительной власти (включая
их подразделения в субъектах Федерации),
отраслевые и территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Конституция РФ не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто утверждает
систему федеральных органов исполнительной власти. В ст. 112 сказано только,
что Председатель Правительства РФ вносит предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Как признано в научной литературе,
указы Президента РФ «О структуре
федеральных органов исполнительной
власти», принятые 10 января 1994 года и 17 августа 1999 года (с изменениями
от 10 января 2000 года), не смогли в полной мере устранить неясность конституционных формулировок и пробелы федерального законодательства относительно
самого понятия единой системы органов
исполнительной власти в России и механизма взаимодействия федеральных исполнительных органов с аналогичными
органами в субъектах Федерации [1]. Вплоть
до 9 марта 2004 года, когда появился президентский указ «О системе и структуре
федеральных органов государственной
власти», отсутствовал какой-либо законодательный акт, конкретизирующий соответствующие положения Конституции РФ, в частности п. «г.» ст. 71.

Полномочия Президента
и Правительства РФ в системе
исполнительной власти РФ

До конца не определенными остаются место и значение Президента РФ в системе
исполнительной власти. Конституция
предоставляет ему широкие полномочия
в сфере государственного управления
(ст. 80, ч. 1). В то же время Конституция
наделяет Правительство РФ всей полнотой исполнительной власти (ст. 110, ч. 1).
В литературе отмечается несоответствие
конституционного и фактического статуса
Президента РФ, которое негативно сказывается на управленческой практике [2].

Конституция воздерживается и от более четкого определения правительственного статуса в системе федеральных органов исполнительной власти. Уточняет
статус Правительства РФ Федеральный
конституционный закон (ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» 1997 года, где Правительство именуется высшим
органом исполнительной власти (ст. 1).

Структура Правительства РФ

До принятия Указа Президента РФ
от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти» структуру Правительства формально определяли Конституция РФ и вышеназванный закон 1997 года. Она включала
Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. В обоих законодательных актах отсутствует термин «первый заместитель
Председателя». Имевшее место на практике назначение первых заместителей фактически относилось к прерогативе Президента РФ, который решающим образом
влиял на формирование общей структуры
правительства; позднее такое положение
вещей было закреплено Указом Президента РФ от 17 августа 1999 года «О структуре
федеральных органов исполнительной
власти» (с изменениями от 10 января 2000 года). Кроме того, по усмотрению
Президента РФ в Правительство могли
входить должностные лица в ранге министров, которые не возглавляли федеральные
министерства (руководители Госкомимущества, Федеральной службы налоговой
полиции и др.). Таким образом, сложившаяся структура Правительства РФ, подтвержденная принятыми в августе—сентябре 1996 года и в марте 1997 года указами
Президента РФ, отличалась от установленной конституционными актами (Конституцией РФ и ФКЗ 1997 года).

Статус Председателя
Правительства РФ

Конституция РФ выделяет особое положение Председателя Правительства РФ.
Оно в первую очередь проявляется в самом порядке его назначения — Президентом и только с согласия Государственной думы. ФКЗ «О Правительстве РФ»
содержит норму, согласно которой освобождение от должности Президентом
Председателя Правительства влечет
за собой отставку Правительства РФ.

На Председателе лежит обязанность
по определению основных направлений
деятельности правительства и по организации его работы (ст. 113 Конституции).
Он представляет правительство за пределами территории РФ; ведет заседания
правительства, обладая правом решающего голоса; распределяет обязанности между своими заместителями; ставит вопрос о доверии правительству перед Государственной думой.
Председатель Правительства РФ направляет президенту на утверждение
предложения о структуре федеральных
органов исполнительной власти, о назначении на должность федеральных министров и об освобождении от нее. Он также постоянно информирует президента
о работе правительства.

Министерства

Согласно названному ФКЗ «О Правительстве РФ» 1997 года, в его работе
с правом решающего голоса вправе участвовать только федеральные министры.
Порядок подготовки и проведения заседаний правительства и его президиума
определяется Регламентом, утвержденным 18 июля 1998 года.

Конституция РФ не определяет правовое положение различных видов подведомственных Правительству органов
и порядок их образования, а также их
взаимоотношения с законодательными
и исполнительными властями. Указ Президента РФ от 10 января 1994 года
«О структуре федеральных органов исполнительной власти», расширив состав
федеральной исполнительной власти
за счет включения в нее отраслевых
и межотраслевых органов, не внес ясности относительно их субординации и распределения функций в общей системе.
Вместе с тем, по формальному признаку,
в состав правительственного кабинета не
вошли руководители важнейших народнохозяйственных отраслей (машиностроения, металлургии, химической и нефтедобывающей промышленности и др.),
поскольку они не обладали рангом министра. В то же время указ поставил в особое
правовое положение — двойного подчинения — министерства и ведомства ключевого «политического» блока, передав их
фактически в президентское управление.

За годы реформ и реорганизаций происходил постепенный отказ от традиционного понимания роли министерства как
отраслевого органа управления. Его стали
наделять функциями межотраслевого управления в соответствии с предпринятым
укрупнением объектов государственного
управления, «глобализацией сферы ведения». Появились министерства-монстры
(Минтопэнерго, Минтранспорта). Указом
Президента РФ от 17 марта 1997 года
«О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти»
были ликвидированы Министерство оборонной промышленности, Министерство
промышленности и Министерство строительства. Большинство их функций отошло к Министерству экономики, частично — к другим федеральным органам.

Период с 1996 по 1998 год отмечен
появлением многочисленных президентских указов, касавшихся реорганизации
правительства и системы исполнительной власти. Они воспринимались одновременно и как поиск оптимальной модели государственного управления, и как
симптом затянувшегося кризиса власти,
не способной в полной мере обеспечить
реализацию государственной политики
в управленческой сфере. Частые изменения в структуре федеральных органов
власти и в кабинете министров препятствовали слаженной работе правительственного аппарата.

Попытки стабилизации системы
исполнительной власти

Указ Президента РФ от 17 августа 1999 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти» на время остановил
череду реорганизаций. Им установлена
шестизвенная система исполнительной
власти: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России,
российские агентства, федеральные надзоры России.

Однако с самого начала ощущалась неудовлетворенность столь громоздкой
и многоступенчатой конструкцией. Тем
более что еще в Послании Президента Федеральному собранию 1998 года говорилось о целесообразности сохранить только
три вида органов исполнительной власти:
министерства, федеральные службы и надзоры, четко дифференцировав их правовой
статус. Причем министерствам отводилась
роль «опорных элементов правительства».

Эта идея нашла воплощение в президентском указе от 9 марта 2004 года
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Новая
система стала трехзвенной. Отныне она
состоит из федеральных министерств,
служб и агентств. На министерства возложены функции «по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию» в установленных
сферах деятельности. Их прерогативой
являются полномочия по разработке законопроектов и принятию законодательных актов. Службы и агентства лишены
полномочий нормативно-правового регулирования. Уделом федеральных служб
является в основном осуществление контрольно-надзорных функций. Агентства
же призваны управлять государственным
имуществом в рамках очерченной для
них сферы деятельности и осуществлять
все правоприменительные функции
за исключением контроля и надзора.

Исполнительная власть
в субъектах Федерации

Конституция РФ устанавливает единство
исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Федеральный закон «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закрепляет
принцип единства системы органов исполнительной власти субъектов Федерации. Во главе нее — высший исполнительный орган государственной власти
субъекта РФ. Помимо высшего в систему
могут входить иные органы исполнительной власти субъекта Федерации: министерства, управления, комитеты, департаменты и др. включая территориальные
(местные) органы государственной исполнительной власти, действующие в границах административно-территориальных образований (городов, районов,
административных округов).

В единой системе исполнительной
власти предусмотрена возможность взаимного перераспределения полномочий
между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими
органами субъектов Федерации. Оно осуществляется на основе добровольного
соглашения обеих сторон, соблюдения
Конституции РФ и федеральных законов. При этом перераспределение полномочий не должно приводить к изменению конституционно-правового статуса
субъектов Федерации.

Конституция РФ и Закон о Правительстве РФ 1997 года предусматривают
возможность создания федеральными органами исполнительной власти собственных территориальных органов в субъектах РФ. Статус территориальных органов,
как правило, определяется в Положении
о федеральном органе исполнительной
власти.

Система органов исполнительной власти субъектов Федерации образуется с учетом местных социально-экономических
условий и бюджетно-финансовых возможностей согласно Указу Президента РФ
от 10 января 1994 года. Она формируется
каждым субъектом в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законом от 6 октября 1999 года.
Такими принципами являются: государственная и территориальная целостность
РФ; распространение суверенитета РФ на
всю ее территорию; верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей
территории РФ; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную; разграничение предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ; самостоятельное
осуществление органами государственной
власти субъектов РФ принадлежащих им
полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами
местного самоуправления.

В целом почти все субъекты Федерации скопировали основные черты федеральной системы организации исполнительной власти. В настоящее время
повсеместно приняты уставы и конституции, краевые и областные законы, а также предусмотренные уставом схемы управления. В своей совокупности они
определяют основные черты управления
в регионах, регламентируют вопросы
формирования системы и организации
деятельности органов исполнительной
власти. Уже миновал тот период, когда вопрос о реорганизации системы органов исполнительной власти решался самостоятельно главами администраций без опоры на какую-либо нормативную базу,
в противоречии с принципом законности.

При всем единообразии организации
государственной власти в регионах имеются и различия. В большинстве входящих в состав РФ республик (они, согласно
Конституции, являются государствами)
учрежден пост президента, например
в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл и др. Но некоторые
республики отказались от введения
института президентства. Функции главы
государства исполняют должностные лица, именуемые по-разному: Глава Республики (Коми), Председатель Правительства
(Хакасия), Председатель Государственного Совета (Удмуртия). Причем лишь в некоторых республиках их президенты (главы государств) обладают статусом глав
исполнительной власти. Так, Президент
Республики Бурятия одновременно является главой республики, главой ее исполнительной власти и председателем правительства. В большинстве республик
президенты (главы республик) именуются
высшими должностными лицами, гарантами конституций республик, прав
и свобод граждан. Их взаимоотношения
с правительствами и иными органами
исполнительной власти определяются
конституциями (уставами).

К органам исполнительной власти
краев, областей, городов федерального
значения, автономных областей, автономных округов относятся администрации
(правительства) и главы администраций
данных субъектов Федерации (губернаторы). Организация и деятельность органов
этого уровня регулируется федеральным
законодательством. Так, Указ Президента РФ от 3 октября 1994 года «О мерах
по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» содержит Положение о главе администрации края, области,
города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ.

Термин «администрация» официально используется не во всех субъектах Федерации (не республиканского уровня)
для наименования исполнительной власти. Однако фактически он везде является синонимом последней. В большинстве
краев и областей под термином «губернатор» понимается глава региональной исполнительной власти.

Справку подготовил Алексей Ковальчук.

[1] Нарутто С. В. Разграничение компетенции и единство системы государственной власти
Российской Федерации. Владивосток, 2001. С. 45–46.

[2] Полянский И. А. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
М., 2001. С. 58.

Правительство России

Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти

Распоряжение от 30 января 2014 года №93-р

Распоряжение от 30 января 2014 года №93-р

Проект распоряжения внесён Министром Российской Федерации М.А.Абызовым во исполнение поручения, содержащегося в пункте 3 раздела III протокола заседания Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 года.

Одним из основных направлений деятельности системы «Открытое правительство» в 2013 году была координация разработки и внедрения стандартов открытости органов государственной власти.

Основной задачей указанной работы является внедрение принципов открытости в деятельность федеральных органов исполнительной власти в целях повышения эффективности и качества государственного управления.

В этих целях членами рабочей группы Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства по совершенствованию стандартов открытости органов государственного управления с участием членов Экспертного совета при Правительстве осуществлена подготовка проекта концепции открытости федеральных органов исполнительной власти (далее – проект концепции).

Проект концепции прошёл широкое общественное и экспертное обсуждение. Полученные в ходе обсуждения замечания и предложения учтены при доработке концепции.

В результате утверждения Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти будут созданы дополнительные условия для:

— повышения прозрачности и подотчётности государственного управления и удовлетворённости граждан качеством государственного управления;

— расширения возможностей непосредственного участия гражданского общества в процессах разработки и экспертизы решений, принимаемых федеральными органами исполнительной власти;

— качественного изменения уровня информационной открытости федеральных органов исполнительной власти;

— развития механизмов гражданского контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.

Устав Смоленской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

Устав Смоленской области

№37-з от 15.05.2001

(в ред. законов Смоленской области

от 02.12.2002 N 89-з, от 03.07.2003 N 40-з,

от 30.12.2003 N 119-з, от 03.06.2004 N 32-з,

от 03.06.2004 N 33-з, от 28.04.2005 N 27-з,

от 14.07.2005 N 56-з, от 25.04.2006 N 21-з,

от 02.04.2007 N 11-з, от 27.04.2007 N 35-з,

от 12.07.2007 N 67-з, от 29.11.2007 N 116-з,

от 31.01.2008 N 1-з, от 28.05.2008 N 60-з,

от 31.03.2009 N 6-з, от 10.07.2009 N 46-з,

от 29.09.2009 N 93-з, от 30.10.2009 N 99-з,

от 29.03.2010 N 17-з, от 30.04.2010 N 27-з,

от 06.10.2010 N 65-з, от 01.11.2010 N 101-з,

от 23.06.2011 N 36-з, от 31.10.2011 N 79-з,

от 23.11.2011 N 98-з, от 21.02.2012 N 9-з,

от 24.05.2012 N 24-з от 24.05.2012 N 15-з,

от 28.06.2012 N 32-з, от 21.12.2012 N 98-з,

от 28.02.2013 N 20-з, от 30.05.2013 N 43-з,

от 20.06.2013 N 54-з, от 24.04.2014 N 41-з,

от 10.07.2014 N 99-з, от 28.05.2015 N 53-з,

от 08.07.2015 N 91-з, от 26.11.2015 N 162-з)

Настоящий Устав в соответствии с Конституцией Российской Федерации, от имени граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области, утверждая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, в целях создания достойных условий жизни человека, исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации, закрепляет статус Смоленской области как субъекта Российской Федерации и создает правовую основу для ее всестороннего развития.

Статья 33. Система органов исполнительной власти Смоленской области

1. В Смоленской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Смоленской области.

В систему органов исполнительной власти Смоленской области входят высший исполнительный орган государственной власти Смоленской области, возглавляемый высшим должностным лицом Смоленской области, и иные органы исполнительной власти Смоленской области.

2. Высшим исполнительным органом государственной власти Смоленской области является Администрация Смоленской области.

(в ред. закона Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з)

3. Высшим должностным лицом Смоленской области является Губернатор Смоленской области.

(п. 3 в ред. закона Смоленской области от 14.07.2005 N 56-з)

4. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Смоленской области образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

5. Структура органов исполнительной власти Смоленской области определяется Губернатором Смоленской области в соответствии с настоящим Уставом.

(п. 5 введен законом Смоленской области от 30.12.2003 N 119-з; в ред. законов Смоленской области от 28.04.2005 N 27-з, от 14.07.2005 N 56-з)

Статья 34. Губернатор Смоленской области (высшее должностное лицо Смоленской области)

(в ред. закона Смоленской области от 14.07.2005 N 56-з)

1. Губернатор Смоленской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Смоленской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Губернатором Смоленской области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

(п. 1 в ред. закона Смоленской области от 28.06.2012 N 32-з)

1.1. Утратил силу. — Закон Смоленской области от 10.07.2009 N 46-з.

2. Выборы Губернатора Смоленской области проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Уставом и областным законом.

Губернатор Смоленской области избирается сроком на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий Губернатора Смоленской области исчисляется со дня его вступления в должность.

При вступлении в должность Губернатор Смоленской области приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, настоящему Уставу следующего содержания:

«Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Смоленской области верно служить народу, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации, Устав Смоленской области, использовать предоставленные мне полномочия для всестороннего развития Смоленской области и повышения благосостояния ее населения».

(п. 2 в ред. закона Смоленской области от 28.06.2012 N 32-з)

3. В случаях, когда Губернатор Смоленской области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет один из первых заместителей или заместителей Губернатора Смоленской области в соответствии с правовым актом Губернатора Смоленской области, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.1 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. законов Смоленской области от 31.01.2008 N 1-з, от 06.10.2010 N 65-з, от 21.12.2012 N 98-з)

Исполняющий обязанности Губернатора Смоленской области не вправе принимать решение о досрочном прекращении полномочий Смоленской областной Думы.

Часть третья утратила силу. — Закон Смоленской области от 31.01.2008 N 1-з.

4. Губернатор Смоленской области:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

б) представляет Смоленскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Смоленской области;

в) обнародует областные законы, удостоверяя их обнародование путем подписания областных законов, либо отклоняет областные законы, принятые Смоленской областной Думой;

г) формирует Администрацию Смоленской области в соответствии с областным законодательством и принимает решение об отставке Администрации Смоленской области;

г.1) представляет в Смоленскую областную Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Администрации Смоленской области, в том числе по вопросам, поставленным Смоленской областной Думой;

(пп. «г.1» введен законом Смоленской области от 30.04.2010 N 27-з)

д) — е) утратили силу. — Закон Смоленской области от 02.04.2007 N 11-з;

ж) издает указ об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях и в срок, установленные Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту — Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

(пп. «ж» в ред. закона Смоленской области от 25.04.2006 N 21-з)

ж.1) вносит в Смоленскую областную Думу проект областного закона о роспуске представительного органа муниципального образования в случае и в срок, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

(пп. «ж.1» введен законом Смоленской области от 25.04.2006 N 21-з)

з) вправе требовать созыва внеочередного заседания Смоленской областной Думы, а также созывать вновь избранную Смоленскую областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;

и) вправе участвовать в работе Смоленской областной Думы с правом совещательного голоса;

к) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Смоленской области с иными органами государственной власти Смоленской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Смоленской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

л) вносит законопроекты в Смоленскую областную Думу;

м) представляет Смоленской областной Думе проекты областного бюджета, программ социально-экономического развития Смоленской области, а также отчеты об их исполнении;

н) распределяет обязанности между первыми заместителями Губернатора Смоленской области, заместителями Губернатора Смоленской области;

(в ред. закона Смоленской области от 31.01.2008 N 1-з)

о) назначает в установленном федеральным и областным законами порядке половину членов избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса;

о.1) осуществляет согласование представления Генерального прокурора Российской Федерации о назначении на должность прокурора Смоленской области. При этом данное согласование осуществляется посредством издания указа Губернатора Смоленской области;

(пп. «о.1» введен законом Смоленской области от 08.07.2015 N 91-з)

п) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и областными законами.

5. Губернатор Смоленской области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и областные законы, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

6. Губернатор Смоленской области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Смоленской области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Ограничения, установленные настоящим пунктом в части, касающейся замещения должностей федеральной государственной службы, не применяются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации.

(часть первая в ред. закона Смоленской области от 31.03.2009 N 6-з)

Губернатор Смоленской области не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(часть вторая введена законом Смоленской области от 27.04.2007 N 35-з)

Губернатор Смоленской области не вправе отказаться от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

(часть третья введен законом Смоленской области от 28.06.2012 N 32-з)

7. Губернатор Смоленской области представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

(п. 7 введен законом Смоленской области от 21.02.2012 N 9-з; в ред. закона Смоленской области от 28.02.2013 N 20-з)

8. На Губернатора Смоленской области распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

(п. 8 введен законом Смоленской области от 21.02.2012 N 9-з)

Статья 35. Досрочное прекращение полномочий Губернатора Смоленской области

(в ред. закона Смоленской области от 14.07.2005 N 56-з)

Порядок досрочного прекращения полномочий Губернатора Смоленской области как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяется Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статья 36. Администрация Смоленской области

1. Администрация Смоленской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Смоленской области.

Администрация Смоленской области является высшим коллегиальным органом в единой системе органов исполнительной власти Смоленской области.

(часть вторая введена законом Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з)

Губернатор Смоленской области определяет основные направления деятельности Администрации Смоленской области, организует ее работу и председательствует на ее заседаниях.

(часть третья введена законом Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з; в ред. закона Смоленской области от 14.07.2005 N 56-з)

2. Администрация Смоленской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Смоленской области, областных законов и иных областных нормативных правовых актов на территории Смоленской области.

(в ред. закона Смоленской области от 25.04.2006 N 21-з)

3. Администрация Смоленской области состоит из Губернатора Смоленской области, двух первых заместителей Губернатора Смоленской области, заместителей Губернатора Смоленской области, а также руководителей органов исполнительной власти Смоленской области.

(в ред. законов Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з, от 14.07.2005 N 56-з, от 31.01.2008 N 1-з)

Структура Администрации Смоленской области и порядок ее формирования определяются областным законом.

(в ред. закона Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з)

4. Администрация Смоленской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Смоленской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

(в ред. законов Смоленской области от 31.01.2008 N 1-з, от 30.10.2009 N 99-з, от 31.10.2011 N 79-з)

5. Администрация Смоленской области:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

(в ред. закона Смоленской области от 02.04.2007 N 11-з)

«а.1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

(пп. «а.1» введен законом Смоленской области от 10.07.2014 N 99-з)

б) разрабатывает для представления Губернатором Смоленской области в Смоленскую областную Думу проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития Смоленской области;

(в ред. законов Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з, от 14.07.2005 N 56-з)

в) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет о его исполнении и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Смоленской области для представления их Губернатором Смоленской области в Смоленскую областную Думу;

(в ред. законов Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з, от 14.07.2005 N 56-з)

г) формирует иные органы исполнительной власти Смоленской области;

д) управляет и распоряжается государственной собственностью Смоленской области в соответствии с областными законами, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Смоленской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(в ред. законов Смоленской области от 03.07.2003 N 40-з, от 02.04.2007 N 11-з)

е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Смоленской области, областным законам и иным областным нормативным правовым актам, а также вправе обратиться в суд;

(в ред. закона Смоленской области от 25.04.2006 N 21-з)

ж) утратил силу. — Закон Смоленской области от 30.12.2003 N 119-з;

з) заключает в соответствии с федеральным и областным законами от имени Смоленской области соглашения Смоленской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей;

(пп. «з» введен законом Смоленской области от 03.07.2003 N 40-з)

и) исключен. — Закон Смоленской области от 03.07.2003 N 40-з;

и) утратил силу. — Закон Смоленской области от 08.07.2015 N 91-з;

к) осуществляет назначение на должность и освобождение от должности руководителей организаций, находящихся в государственной собственности Смоленской области. Данное полномочие в соответствии с областным законодательством может быть передано иному органу (иным органам) исполнительной власти Смоленской области;

(в ред. законов Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з, от 03.07.2003 N 40-з, от 25.04.2006 N 21-з)

л) предоставляет государственные гарантии за счет средств областного бюджета в соответствии с областными законами;

м) утратил силу. — Закон Смоленской области от 28.04.2005 N 27-з.

н) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и областными законами, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

6. Администрация Смоленской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

7. Финансирование Администрации Смоленской области и возглавляемых ею органов исполнительной власти Смоленской области осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных отдельной статьей.

(п. 7 в ред. закона Смоленской области от 25.04.2006 N 21-з)

8. Для обеспечения функционирования Администрации Смоленской области образуется орган исполнительной власти Смоленской области — Аппарат Администрации Смоленской области.

(п. 8 в ред. закона Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з)

Статья 37. Первые заместители Губернатора Смоленской области, заместители Губернатора Смоленской области

(в ред. законов Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з, от 14.07.2005 N 56-з, от 31.01.2008 N 1-з)

1. Первые заместители Губернатора Смоленской области, заместители Губернатора Смоленской области выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленным Губернатором Смоленской области, и его поручения.

(в ред. законов Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з, от 14.07.2005 N 56-з, от 31.01.2008 N 1-з)

2. Первые заместители Губернатора Смоленской области, заместители Губернатора Смоленской области назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Смоленской области.

(в ред. законов Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з, от 14.07.2005 N 56-з, от 31.01.2008 N 1-з)

3. Первые заместители Губернатора Смоленской области, заместители Губернатора Смоленской области по вопросам, отнесенным к их компетенции, могут издавать распоряжения.

(в ред. законов Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з, от 14.07.2005 N 56-з, от 31.01.2008 N 1-з)

Статья 38. Органы исполнительной власти Смоленской области

1. Органами исполнительной власти Смоленской области являются государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции в отдельных отраслях и сферах государственного управления на территории Смоленской области, а также представительские функции Администрации Смоленской области в федеральных органах государственной власти и в субъектах Российской Федерации, обладающие правами юридического лица.

(в ред. закона Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з)

2. Органы исполнительной власти Смоленской области образуются исходя из оптимизации их количества и объектов управления, на которые может быть обращено управляющее воздействие органов исполнительной власти Смоленской области в соответствии с компетенцией субъектов Российской Федерации, а также компетенцией органов исполнительной власти Смоленской области, определенной в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Уставом и областными законами.

(п. 2 в ред. закона Смоленской области от 30.12.2003 N 119-з)

3. Органы исполнительной власти Смоленской области формируются Администрацией Смоленской области самостоятельно.

(в ред. закона Смоленской области от 30.12.2003 N 119-з)

Администрация Смоленской области утверждает положения об органах исполнительной власти Смоленской области, их структуры и штаты.

Финансирование органов исполнительной власти Смоленской области осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

(в ред. закона Смоленской области от 28.02.2013 N 20-з)

(п. 3 в ред. закона Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з)

4. Органы исполнительной власти Смоленской области подчиняются Администрации Смоленской области.

(в ред. закона Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з)

5. Губернатор Смоленской области назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти Смоленской области и их заместителей, утверждает членов коллегий органов исполнительной власти Смоленской области.

(в ред. закона Смоленской области от 14.07.2005 N 56-з)

В случаях, установленных федеральными законами, назначение руководителей органов исполнительной власти Смоленской области осуществляется по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти или со Смоленской областной Думой.

(в ред. законов Смоленской области от 02.12.2002 N 89-з, от 24.05.2012 N 24-з)

6. Руководители органов исполнительной власти Смоленской области издают приказы в пределах своей компетенции.