Ст1914 коап

Нормативные правовые акты и акты судебной практики;

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Конституция РФ. – М., 1993.

2. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда // Российская газета. – 1998. – 16 декабря.

3. ТК РФ ФЗ РФ от 30.12.2001., № 197 ФЗ в ред. от 24.07.2002 г. и от 24.12.2012 г. // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3; № 30. – Ст. 3014; – № 30. – Ст. 3033.

4. ГК РФ. – М., 2002.

5. КоАП РФ. – М., 2002.

6. ГПК РФ. – М., 2003.

7. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. № 4520-1 в ред. от 08.01.1998 г. // Ведомости РФ. – 1993. – № 16. – Ст. 551; 1993. – № 26. – Ст.957; СЗ РФ. 1998. – № 2. – Ст. 220.

8. Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 г. № 1032-1 в ред. ФЗ от 20.04.1996 г. и ФЗ от 30.04.1999 г. и ФЗ от 07.08.2000 г. // СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1914; СЗ РФ. – 1999. – № 18. – Ст. 2211; 2000. – № 33. – Ст.3348.

9. Закон РФ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202-1 в ред. от 10.02.1999 г. // СЗ РФ. – 1995. – №47. – Ст. 4472.

10. Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 148.

11. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 г. № 3132-1 в ред. от 20.06.2000 г. // Ведомости РФ. – 1992. – № 30. – Ст. 1792; СЗ РФ. – 2000. – №26. – Ст. 2736.

12. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 в ред. ФЗ от 13.01.1996 г. // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 150.

13. ФЗ РФ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

14. ФЗ РФ «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 2. – Ст. 224.

15. ФЗ РФ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3030.

16. 16.ФЗ РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. №125-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – №31. – Ст.3803; 1999. – №29. – Ст.3702; 2000. – №2. – Ст. 131.

17. ФЗ РФ «О связи» от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ // СЗ РФ.– 2003. – №28. – Ст. 2895.

18. ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 2. – Ст.219.

19. ФЗ РФ «О Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.1999 г. № 92-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 18. – Ст. 2218.

20. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993г. № 4866-1 в ред. от 14.12.1995. // Ведомости РФ. – 1993. – № 19. – Ст. 685; Российская газета. – 1995. – 26 декабря.

21. ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930.

22. ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

23. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. № 30. – Ст. 3032.

24. Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27.11.2002 г. № 156-ФЗ // Бюллетень Минтруда. – 2002. – №12.

25. ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995. № 24-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. – № 8. – Ст. 609.

26. Указ Президента РФ «О государственных наградах РФ» от 02.03.1994 г. №442 // САПП РФ. – 1994. – № 10. – Ст. 775.

27. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2002. – № 8. – С. 61.

28. О трудовых книжках: Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2003. – № 4. – С. 33-42.

29. О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий: Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 г. № 234 с изм. и доп. от 09.06.2000 г., от 04.10.2002г. // СЗ РФ. – 2000. – № 13. – Ст. 1373; 2001. – №31. – Ст. 3281; Бюллетень Минтруда РФ. – 2000. – № 4. – С. 26-32; 2002. – №10. – С. 12.

30. Положение о Федеральной инспекции труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 г. № 78 // СЗ РФ. – 2000. – № 6. – Ст.760.

31. Положение об организации общественных работ утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 г. № 875 в ред. от 12.11.1999 г. // СЗ РФ. – 1997. – № 29. – Ст. 3533; 1999. – № 47. – Ст. 5707.

32. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу: утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 г. № 941 // СЗ РФ. – 2003. – №1. – Ст. 134.

33. Порядок регистрации безработных граждан утв. Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997г. № 458 // СЗ РФ. – 1997. – № 17. – Ст.2009.

34. Постановление Правительства РФ «О почетной грамоте Правительства РФ» от 31.05.1995 г. № 547 // Российская газета. – 1995. – 14 июня.

35. О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или вакантных работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности: Постановление Правительства РФ от 14.11.2002 г. № 823 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2002. – № 12. – С. 50.

36. Устав о дисциплине работников морского транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000г. №395 // СЗ РФ. – 2000. – № 22. – Ст. 2311.

37. Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 г. № 708 // СЗ РФ. – 2000. – № 40. – Ст. 3965.

38. Постановление Правительства РФ от 15.04.1996. № 468 в ред. от 21.03.1998. «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров. // СЗ РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1999; 1998. – № 14. – Ст.1579.

39. Постановление Правительства РФ «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень» от 12.08.1994 г. № 949 // СЗ РФ. – 1994. – № 17. – Ст. 200.

40. Об особенностях режима рабочего времени и време­ни отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы: Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 877 // СЗ РФ. – 2002. – № 50. – Ст. 4952.

41. О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счёт федерального бюджета: Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 г. № 729 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2002. – № 10. – С. 90-91.

42. Постановление Правительства РФ «О порядке обеспечения деятельности Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 05.11.1999 г. № 1229 // СЗ РФ. – 1999.– № 46. – Ст. 5572.

43. Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения: Постановление Совета Министров Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99 // САПиП РФ. – 1993. – № 7. – Ст. 564.

44. Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего» утв. Указом Президента РФ от 09.03.1996 г. № 353 // СЗ РФ. – 1996. – № 11. – Ст. 1036.

45. Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности: Постановление Минтруда России от 31.12.2002 г. № 85 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2002. – № 2. – С. 103.

46. Положение о государственной инспекции труда в субъекте РФ. Утв. Приказом Минтруда и социального развития от 29.02.2000 г. № 65 // Российская газета. – 2000.– 4 мая.

47. Унифицированные формы первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты. Утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 г. № 1 // Финансовая газета. – 2004. – № 20.

48. Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 789 // СЗ РФ. – 2002. – № 43. – Ст. 4247.

49. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утв. Приказом Минобразования РФ от 26.07.2000 г. № 1908 // БНА РФ. – 2000. – № 32.

50. Об утверждении форм документов, необходимых для рассле-дования и учёта несчастных случаев на производстве и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях: Постановление министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 г. № 73 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. – № 2.

51. Рекомендации по организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией: утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 г. № 57 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2002. – № 8.

52. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника: утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 г. № 58 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2002. – №8.

53. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже: утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 г. № 59 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2002. – №8.

54. Письмо Минсельхоза РФ от 21.12.95. № 36-1/116 «О рекомендациях по заключению коллективного договора» // Информационная система Консультант-Плюс.

55. Письмо Минтруда РФ от 23.01.96. № .8-11 «Рекомендации по учёту обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах» // Информационная система Консультант-Плюс.

56. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 г. № 3-П. По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 КЗоТ РФ и пункта третьего статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово // СЗ РФ. – 2002. – №7. – Ст. 745.

57. Постановление Конституционного Суда РФ № 20-П от 16.12.1997 г. по делу о проверке конституционности положения абзаца шестого п. 1 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991.г. «О занятости населения в РФ» в ред. от 20.04.96г. // СЗ РФ. – 1997. – №51. – Ст. 5878.

58. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 г. по делу о проверке конституционности правопримени­тельной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений плену­мов Верховного Суда СССР, Верховного Суда РФ, регулирую­щих данные вопросы. // Информационная система Консультант-плюс.

59. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.04.1093 г. по делу о проверке конституционности правоприменительной практики обжалования работниками прокуратуры увольнений и наложения на них дисциплинарных взысканий. // Ведомости Верховного Совета РФ. – 1993. – № 29. – Ст. 1141.

60. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.1995 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (в редакции от 20 мая 1991 г.) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой профсоюза летного состава Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1976.

61. О применения судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.04.2004г. № 2 // Российская газета. – 2004. – 8 апреля.

62. О некоторых вопросах применения судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации: Постановление Пленума Верховного суда СССР № 1 от 01.03.83 // Бюллетень Верховного суда СССР. – 1983. – № 5.

63. О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации: Постановление Пленума Верховного Суда СССР. № 15 от 23.09.1977 г. // Бюллетень Верховного суда СССР. – 1977. – № 6.

64. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ» от 20.01.2003 г. // БВС РФ. – 2003. – №3.

65. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.1995 г. № 8 // БВС РФ. – №1.

Письмо ВАС РФ от 29.03.1993 n С3-19 «Справка по законодательству о вопросах приватизации государственных и муниципальных предприятий»

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 марта 1993 г. N С3-19
СПРАВКА
ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О ВОПРОСАХ ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
I. Общие вопросы приватизации государственных и
муниципальных предприятий
Постановление СМ РСФСР от 21.01.91 N 35 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом». Утверждено Положение о Государственном комитете РСФСР по управлению государственным имуществом.
Постановление ВС РСФСР от 25.04.91 N 1104-1 «О мерах по подготовке процессов приватизации государственного и муниципального имущества на территории РСФСР» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 18, 1991, ст. 569).
Закон РСФСР от 03.07.91 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 27, 1991, ст. 927).
Закон РФ от 05.06.92 N 2930-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 28, 1992, ст. 1614).
Закон РФ от 24.06.92 N 3119-1 «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, . в Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 34, 1992, ст. 1966).
Постановление Верховного Совета РСФСР от 03.07.91 N 1533-1 «Об утверждении Положения о Российском фонде федерального имущества» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 27, 1991, ст. 929).
Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.91 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 3, 1992, ст. 89).
Постановление Правительства РФ от 29.01.92 N 52 «Об ускорении реализации программы приватизации на 1992 год».
Указ Президента РФ от 29.01.92 N 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Указом N 66 утверждены положения:
1) Временное положение о порядке подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на приватизацию государственного, муниципального предприятия в Российской Федерации.
2) Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации.
3) Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества.
4) Временное положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на аукционе.
5) Временное положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации по конкурсу.
6) Временное положение о порядке использования в 1992 году при приватизации средств фондов экономического стимулирования и прибыли государственных и муниципальных предприятий.
7) Временное положение о работе комиссий по приватизации («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 7, 1992 г., ст. 312).
Распоряжение Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп «Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».
Указ Президента РФ от 25.03.92 N 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 14, 1992 г., ст. 761).
Указ Президента РФ от 02.04.92 N 322 «О дополнительных мерах по реализации Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 15, 1992 г., ст. 825).
Постановление Верховного Совета РФ от 11.06.92 N 2980-1 «О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год». Утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 28, 1992 г., ст. 1617).
Постановление Верховного Совета РФ от 25.12.92 N 4239-1 «О внесении изменений в Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации в 1992 г.» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 2, 1992 г., ст. 79).
Указ Президента РФ от 14.06.92 N 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 25, 1992 г., ст. 1427).
Указ Президента РФ от 01.07.92 N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». Указом N 721 утверждены:
1) Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа.
2) Типовой устав акционерного общества открытого типа (Изменения к Типовому уставу внесены Указом Президента РФ от 16.11.92 N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (ВС и ВС РФ N 47, 1992 г., ст. 2722) («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 28, 1992 г., ст. 1657).
Распоряжение Госкомимущества РФ от 27.07.92 N 308-р «Об утверждении Положения о закрытой подписке на акции при приватизации государственных и муниципальных предприятий» («Финансовая газета» N 35, 1992 г.).
Распоряжение Госкомимущества РФ от 11.11.92 N 749-р «Об изменении и дополнении Положения о закрытой подписке на акции при приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденного распоряжением Госкомимущества РФ» от 27.07.92 N 308-р («Экономика и жизнь» N 48, 1992 г.).
Распоряжение Госкомимущества РФ от 16.12.92 N 1143-р «Об изменении и дополнении Положения о закрытой подписке на акции при приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденного распоряжением Госкомимущества РФ» от 27.07.92 N 308-р.
Постановление Правительства РФ от 04.08.92 N 547 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 01.07.92 N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» («Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации» N 7, 1992 г., ст. 386). Постановлением N 547 утверждены:
1) Положение о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации.
2) Типовой план приватизации (Изменения внесены распоряжением Госкомимущества РФ от 12.02.93 N 263-р о внесении дополнений в форму второго раздела Типового плана приватизации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.92 N 547. Утверждена форма типового плана — графика проведения чековых аукционов).
Распоряжение Госкомимущества РФ от 28.08.92 N 393-р. Утверждено Положение о порядке внесения вкладов государственными предприятиями и комитетами по управлению имуществом в товарищества и акционерные общества, создаваемые при преобразовании добровольных объединений (предприятий) («Экономика и жизнь» N 36, 1992 г.).
Постановление ВС РФ от 09.10.92 N 3608 «О ходе реализации государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 43, 1992 г., ст. 2409).

Указ Президента РФ от 14.10.92 N 1228 «О продаже за приватизационные чеки жилищного фонда, земельных участков и муниципальной собственности» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 42, 1992 г., ст. 2380).
Настоящим Указом расширен перечень субъектов (предприятий), подлежащих преобразованию в акционерные общества открытого типа в порядке, предусмотренном Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента РФ от 01.07.92 N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».
Указ Президента РФ от 14.10.92 N 1220 «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации» («Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации» N 16, 1992 г., ст. 1236).
Указ Президента РФ от 14.10.92 N 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 43, 1992 г., ст. 2429).
Указ Президента РФ от 14.10.92 N 1231 «Об утверждении типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 43, 1992 г., ст. 2430).
Распоряжение Госкомимущества РФ от 04.11.92 N 701-р. Утверждено:
1) Положение о продаже акций в процессе приватизации («Экономика и жизнь» N 46, 1992 г.).
2) Положение о специализированных чековых аукционах («Экономика и жизнь» N 47, 1992 г.). Изменения внесены Распоряжением Госкомимущества РФ от 16.12.92 N 1142-р «О внесении изменений в «Положение о специализированных чековых аукционах» (утвержденное распоряжением Госкомимущества РФ от 04.11.92 N 701-р).
Распоряжение Госкомимущества РФ от 13.11.92 N 763-р «О некоторых вопросах применения временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации».
Распоряжение Госкомимущества РФ от 13.11.92 N 770-р. Утверждено примерное положение об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах) по продаже объектов приватизации, находящихся в государственной и муниципальной собственности («Экономика и жизнь» N 48, 1992 г.).
Указ Президента РФ от 16.11.92 N 1391 «О продаже объектов приватизации за приватизационные чеки» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 47, 1992 г., ст. 2721).
Указ Президента РФ от 16.11.92 N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». Утверждены:
1) Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества.
2) Изменения к Типовому уставу акционерного общества открытого типа, учреждаемого Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом, комитетом по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения), утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 47, 1992 г., ст. 2722).
В настоящем Указе дается понятие «Золотой акции» (п. 4), указывается, что споры между государственными предприятиями и входящими в их состав подразделениями, коллективы которых приняли решение о преобразовании в самостоятельные предприятия в процессе приватизации, рассматриваются постоянно действующими комиссиями, создаваемыми на паритетных началах Госкомимуществом и Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, либо их территориальными органами (п. 5).
Распоряжение Госкомимущества РФ от 23.11.92 N 862-р. Утверждено Положение о порядке заключения договора о приобретении акций с группой работников предприятия, взявших на себя ответственность за выполнение плана приватизации и недопущение банкротства приватизируемого предприятия («Экономика и жизнь» N 49, 1992 г., стр. 20).
Указ Президента РФ от 27.11.92 N 1483 «О недопущении дискриминации приватизационных предприятий при оказании государственной финансовой поддержки» («Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» N 49, 1992 г., ст. 2932).
Распоряжение Госкомимущества РФ от 28.12.92 N 1266-р «О порядке определения продажной цены предприятия».
Указ Президента РФ от 31.12.92 N 1705 «О расширении возможностей участия населения в специализированных чековых аукционах» («Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации» N 2, 1993 г., ст. 102).
Указ Президента РФ от 10.01.93 N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» («Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации» N 3, 1993 г., ст. 168).
Распоряжение Госкомимущества РФ от 27.01.93 N 135-р «Об упорядочении процесса разграничения прав собственности на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий».
Распоряжение Госкомимущества РФ от 15.02.93 N 275-р «О порядке принятия территориальными органами Госкомимущества России решений о приватизации предприятий, относящихся к федеральной собственности».
Распоряжение Госкомимущества РФ от 12.03.92 N 75-р «О предотвращении незаконной распродажи имущества, находящегося в федеральной собственности».
Постановление Совета Министров РФ от 09.03.93 N 213 «Об утверждении Порядка формирования фондов акционирования работников

Регион — субъект федерации: проблемы понимания и соотношения (Потапов М.Г.)

Дата размещения статьи: 17.02.2017

Латинский термин «регион» впервые был введен в русский речевой оборот предположительно в конце XIX в. В Словаре иностранных слов И.Ф. Бурдона и А.Д. Михельсона (1877 г.) он определялся как «страна, область, пространство воздуха» . Однако это слово практически не применялось и «продолжало существовать как бы в языковом запаснике, как возможная, потенциальная лексическая единица» [1]. Восстанавливалась эта лексическая единица в наше время первоначально, как ни странно, в форме прилагательного «региональный», из которого уже по языковым законам было восстановлено и слово «регион» [1].
———————————
Цит. по: Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. С. 69.

В период существования СССР термин «регион» стал востребованным ориентировочно только в 1975 г. в связи «с новым направлением в экономической науке — региональной экономикой» [14, с. 22 — 23]. В настоящее время этот термин рассматривается с разных точек зрения: территориальной, экономической, социальной, политической, управленческой, административной [24]. К признакам региона специалисты стали относить не только его экономические характеристики, но и исторические, географические, климатические, демографические, этнические, государственно-территориальные факторы [28, с. 11 — 13]. Очевидно, что эти признаки, в силу своей абстрактности и неопределенности, также не позволяют сформулировать однозначное понятие «регион», и провести грани различий, в том числе территориальные, между регионами можно весьма условно.
Приведенные трактовки понятия «регион» и его признаков свидетельствуют о разбросе мнений авторов по данному вопросу, поскольку речь может идти о комплексе явлений, группе стран, межтерриториальном объединении, территории, районе страны, территориальном образовании, субъекте федерации. Объясняется такое многообразие, во-первых, различными научными интересами исследователей, изучающих те либо иные части территории земного шара, его континентов, стран, государств и их устройство, и, во-вторых, разными методологическими подходами (географическими, политическими, экономическими, социальными, управленческими, правовыми) к определению термина «регион».
Таким образом, понятие «регион» многозначно, не является универсальным, рассматривается и определяется авторами с разных точек зрения: географической, экономической, административно-территориальной, политической, социально-культурной и правовой.
На взгляд исследователей, «с юридической точки зрения, где превалирует формально-юридический подход, основанный на анализе правовых текстов, не следует подменять два этих понятия (Речь идет о регионе и субъекте федерации. — М.П.)» [23, с. 520]. Авторы аргументируют этот вывод тем, что:
1) «в рамках теории федерализма «регион» государства является больше политологическим термином, а «субъект» (Федерации. — М.П.) — административно-юридическим» [23, с. 522];
2) «законодатель разграничивает два понятия: «субъект» и «регион», поскольку в Основных положениях региональной политики в России, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. N 803 [16], «под регионом понимается «часть РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий», и «исходя из такой трактовки, некоторые субъекты Российской Федерации вообще не являются регионами» [23, с. 520];
3) «законодатель намеренно использует в правовых текстах понятие «регион» для того, чтобы сделать акцент не на территориальные рамки субъекта (Федерации. — М.П.), выделенные формально-юридическим способом, а именно на некую территориальную общность, возникающую либо в рамках гражданского общества, либо в рамках экономического, политического или исторического взаимодействия» [23, с. 520];
4) «закон, в частности Конституция РФ 1993 г., дает четкое определение составу отечественной Федерации и называет ее составные части субъектами, классифицируя в дальнейшем уже в зависимости от порядка образования, географических особенностей и этнической дифференциации на республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального значения» [23, с. 520];
5) «регион». может соответствовать как субъекту Федерации, так и федеральному округу Российской Федерации» [23, с. 522];
6) термин «регион» в высокой степени полисемичен [23, с. 522].
Однако эти аргументы не вносят ясности в существующие определения анализируемых терминов, не приводят к общему знаменателю неоднозначность их понимания и потому не убедительны по следующим основаниям:
1. В суждениях авторов представленных аргументов обращено внимание на политологическое значение термина «регион», который определяется в этом смысле как «часть административно-территориального деления государства, представляющая собой субнациональный уровень политического процесса, где действуют региональные властные институты» [23, с. 520]. В этом случае, как пишут они же, такое определение понятия «регион» может совпадать с термином «субъект федерации» [23, с. 520, 522].
2. В Основных положениях региональной политики в России закреплены термины «регион» и «субъект Федерации», но первый из них определяется весьма абстрактно и может быть сопоставим с субъектом Федерации весьма условно, а второй не имеет дефиниции. При этом авторы попытались применить абстрактное определение региона к субъекту Федерации и сделали вывод, что, в частности, Еврейская автономная область не является регионом, поскольку создана искусственно и потому не обладает общностью природных, социально-экономических, национально-культурных условий [23, с. 520]. Эту самую «общность условий» в определении понятия региона авторы не раскрывают и не учитывают, что субъект Федерации уже имеет свою историю, а также имеет: территориальные границы и население, проживающее там; органы государственной власти и их нормативные правовые регуляторы; бюджет; социально-экономическую и инженерно-технологическую инфраструктуру. Думается, что так называемая «общность условий региона» должна вписываться в названные параметры субъекта Федерации.
3. Термины «регион» и «субъект Федерации» в некоторых федеральных нормативных правовых актах России соотносятся по своему смыслу в нескольких вариантах. Так, в одном случае регион не сопоставляется с субъектом Федерации и определяется как общность природных, социально-экономических, национально-культурных условий; в другом такая идентификация региона с субъектом Федерации допускается, поскольку их территориальные границы могут совпадать; в третьем регион может объединять территории нескольких субъектов Федерации. Указанный подход закреплен в тех же Основных положениях региональной политики в России, и потому такого рода соотношения (сочетания) терминов «регион» и «субъект Федерации» только осложняют взаимоотношения Федерации и ее субъектов. В то же время в других федеральных нормативных актах регион и субъект Федерации соотносятся по своему смысловому значению как идентичные термины. В частности, в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» эти термины по своему смыслу совпадают [15]. Такого рода совпадения объясняются тем, что решение вопросов региональных программ, нормативов и разрешений; региональной безопасности; регионального надзора, бюджета, налогов и сборов, установленных федеральным законом, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации. В этом случае очевидно, что прилагательное «региональный» имеет отношение и к субъекту Федерации, и к региону федеративного государства.
4. Утверждение о том, что «Конституция РФ 1993 г. дает четкое определение составу отечественной Федерации и называет ее составные части субъектами, классифицируя в дальнейшем уже в зависимости от порядка образования, географических особенностей и этнической дифференциации на республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального значения» [23, с. 520], лишь подтверждает смысловую идентичность субъекта Федерации и региона. Объясняется это тем, что субъект Федерации, так же как и регион, имеет географические особенности и этническую дифференциацию, а также социально-экономическую и национально-культурную специфику.
5. Тезис о том, что регион может соответствовать федеральному округу, опровергается, поскольку последний представляет собой макрорегион, имеющий стратегическое значение для территориального развития России, обеспечивающий реализацию полномочий главы государства (прежде всего формирование межрегионального уровня координации в контрольной, кадровой и информационной сферах) в территориальном аспекте [22, 25]. При этом создание на территории РФ федеральных округов и института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах повлекло за собой системное изменение в размещении многих территориальных органов федеральных органов (перестройку по окружному принципу) как исполнительной власти, так и не относящихся к ней. Данные органы выполняют лишь функции отдельных федеральных органов государственной власти, особых окружных функций этих органов не предусмотрено. На уровне федерального округа не осуществляется собственное нормативное правовое регулирование, так как территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не выполняют нормотворческих функций. Отсутствуют и органы законодательной (представительной), судебной власти федеральных округов [22, 25].
6. Термин «регион», в отличие от термина «субъект Федерации», не закреплен в тексте Конституции РФ, но вместе с тем здесь речь идет о федеральном фонде регионального развития (ст. 71 Конституции РФ), понятие которого не раскрывается. Вместе с тем в Постановлении Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 212 говорится о субвенциях этого фонда именно для субъектов Федерации [17]. Под субвенциями бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам этих субъектов в целях финансового обеспечения их расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Федерации в установленном порядке (ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ)). Такие субвенции являются одной из форм межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, под которыми понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. ст. 6, 129 БК РФ). В данном случае совершенно очевидно, что речь идет о финансовых взаимоотношениях Федерации и ее субъектов, или регионов, в которых решаются вопросы регионального развития, т.е. развития субъектов Федерации.
Таким образом, наиболее обоснованной и целесообразной представляется точка зрения, согласно которой регион понимается как государственно-территориальное образование, имеющее статус субъекта Федерации. Известно, что такой статус устанавливается конституцией федеративного государства и (или) федеративным договором. При этом в решении вопросов понимания анализируемых терминов необходимо учитывать, что субъект федерации является одним из участников внутренней политики федеративного государства, когда речь идет о так называемой региональной ее составляющей (государственной, федеративной, экономической, социальной, экологической, национально-этнической и правовой).
Однако в Основных положениях региональной политики в России упоминаемый весьма часто термин «субъект Федерации» не имеет дефиниции. В этом документе также не закреплены такие термины, как политическая, политико-правовая или политико-территориальная организация. Значит, в данном случае ставится под вопрос их официальное нормативно-правовое применение к субъекту Федерации как к одному из участников федеративной и региональной политики государства. Вместе с тем в Основных положениях региональной политики в России зафиксирован термин «регион», под которым понимается часть территории Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий [6, с. 301; 18].
Таким образом, дефиниции анализируемого термина «регион»: 1) не позволяют однозначно идентифицировать какую-либо часть территории страны; 2) содержат весьма абстрактные формулировки общности природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, которые имеют отношение к государству в целом, независимо от форм его территориального устройства, в том числе и федеративного; 3) по сути, не отвечают на вопрос о его понимании.
Поэтому думается, что для научно-теоретического определения термина «регион» и его практической идентификации необходим юридический подход, позволяющий увидеть не столько природную, социально-экономическую, национально-культурную или иную не определенную реальными границами территорию, сколько, прежде всего, территорию, имеющую конкретное правовое положение, закрепляющее относительно самостоятельные правовые институты региональных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов федерации, их компетенцию и пределы правового регулирования общественных отношений, осуществляемые этими органами в рамках установленных административно-территориальных границ государственных образований в федерации. При этом следует учитывать не только природные, географические, политические, социально-экономические, национально-культурные и прочие условия существования государства, но и его территориальное устройство, которое разграничивается на составляющие элементы:
1) административно-территориальных образований (области, районы — Беларусь; округа, районы — Бутан; области, уезды, районы, провинции, города центрального подчинения — Китай; префектуры — Руанда; провинции — Афганистан; провинции, префектуры — Марокко; префектуры, округа — Албания; департаменты — Боливия; департаменты и коммуны — Франция) в унитарных государствах;
2) государственно-территориальных образований (штаты — Австралия, Бразилия, Нигерия, США; земли — Австрия, ФРГ; провинции — Аргентина, Пакистан; кантоны — Швейцария; эмираты, княжества — ОАЭ; республики, края, области, города федерального значения — Россия), субъектов федерации в федеративных государствах [13; 21; 26, с. 13].
Организация и осуществление политической власти в государстве и его территориальных образованиях, формирование и деятельность органов государственной власти и их компетенция в реализации собственных полномочий, разграничивающиеся между этими органами, позволяют говорить о необходимости формирования (выстраивания, создания) системы публично-правового управления социальными процессами в любом организованном обществе. В этих процессах весьма важное значение имеет система государственного устройства страны, которая представляет собой иерархическую, отраслевую и территориальную структуру взаимоотношения ее центра и регионов [13]. При этом в федерации ее субъекты являются системообразующими элементами, поскольку в своей совокупности создают именно федеративную, а не иную форму территориального устройства государства [4, с. 117]. В таком устройстве организация и осуществление политической власти, в силу федеральной конституции и (или) федеративного договора, распределяются между государственными органами не только по так называемой горизонтали в соответствии с принципом ее разграничения на законодательную, исполнительную и судебную, а также по отраслевому признаку, но и по «вертикали» в соответствии с принципом разграничения предметов ведения федерации и ее субъектов по уровням правового регулирования общественных отношений (федеральный и региональный), а также по юридической силе нормативных правовых актов (федеральные акты и региональные акты). Видимо, учитывая эту специфику федерации, авторы Основных положений региональной политики в России записали, что регион может совпадать с границами территории субъекта федерации либо объединять территории нескольких ее субъектов. Слово «может» в этом предложении означает, что границы территорий региона и субъекта федерации могут совпадать или не совпадать, во всяком случае, такое совпадение необязательно. В упомянутом документе также не прописан и правовой механизм установления такого совпадения либо несовпадения границ этих территорий. Следовательно, при возможном совпадении границ территорий региона и субъекта федерации эти два термина по своему смысловому значению можно трактовать идентично. При этом следует применять термин «регион» не сам по себе, а по отношению к федеративному устройству страны. В этом случае более адекватен и применим в обозначенном научном исследовании термин «регион федеративного государства».
Научный анализ трактовок термина «субъект федерации» показывает, что этот термин: 1) определяется исследователями неоднозначно (государство в составе федерации [2, с. 3 — 12; 8, с. 107 — 109; 11, с. 104; 29, с. 5]; государственное образование [9, с. 30 — 31; 12, с. 14; 19; 20, с. 693]; часть территории федеративного государства [27, с. 1055]; государствоподобное образование [10, с. 122]; политико-территориальное образование (регион) [3, с. 27]; политико-административное территориальное образование в составе федерации [5]; административно-территориальная единица государства [23, с. 522]; установленная федеративным договором (федеральной конституцией) форма территориальной организации публичной власти с присущими ей признаками государственности [7, с. 11]); 2) идентифицируется с регионом федеративного государства, поскольку имеет: а) систему органов государственной власти, наделенных соответствующей компетенцией (полномочиями, предметами ведения) на основании конституции федеративного государства и (или) федеративного договора; б) систему нормативных актов, имеющих юридическую силу, иерархическую и отраслевую структуру; в) в пределах установленных границ определенную территорию и проживающее на ней население; г) бюджет, структура которого включает доходную часть налоговых и неналоговых финансовых поступлений и расходную часть для решения вопросов предметов своего ведения.
Таким образом, регион федеративного государства, иначе субъект федерации, представляет собой: 1) государственное образование в составе федеративного государства, органы власти которого осуществляют правовое регулирование общественных отношений в рамках своей правотворческой компетенции, по соответствующим предметам ведения и в пределах границы своей территории; 2) государственно-территориальное образование в составе федеративного государства, в котором образованы и функционируют органы государственной власти, приняты и действуют региональные нормативные правовые акты, сформирован и реализуется региональный бюджет.
Полагаем, что термины «регион» и «субъект федерации» по своему смысловому значению идентичны, т.е. под регионом можно понимать субъект федерации, а последний может представлять собой определенный регион федеративного государства. Такой методологический прием объясняется необходимостью внесения единообразной трактовки обозначенных терминов в исследование регионального права. При этом определение «региональный» может быть применимо не только к органам государственной власти субъекта федерации (региональные органы государственной власти) или к политике (региональная политика), или к экономике (региональная экономика) федеративного государства, но и к праву субъекта федерации (региональное право, право региона федеративного государства). В противном случае не представляется возможным адекватно исследовать явления регионального права.