Сущность коррупции взятка и подкуп

Что такое коррупция?

Вопрос противодействия коррупции — один из вечных вопросов организации государства. Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды — он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель — лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влияние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

2. Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

3. Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

4. Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый — должностное лицо, и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные выплаты, ссуды, любые услуги имущественного характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.

специализированного межрайонного суда

по уголовным делам Актюбинской области Райхан Жакина

Коррупция как социальное явление

Коррупция присуща любому современному государству без исключения. Вместе с тем в странах с переходной экономикой, к которым относится Россия, коррупция сейчас является проблемой номер один. Тема противодействия коррупции в нашей стране всегда была актуальна, однако сегодня мы можем наблюдать растущую волну как самого явления, так, впрочем, и интереса к его преодолению.

Коррупция является следствием общих политических, социальных и экономических проблем государства. Коррупция уменьшается в здоровом в экономическом, политическом и социальном плане государстве, где эффективны производство и распределение общественных благ, где осуществляется действенный контроль в системе управления.

Коррупция всегда наносит ущерб общественным интересам — прямой или косвенный. Если коррупции не поставлен действенный заслон, она стремительно

разрастается, поражая все новые и новые сферы.

В результате происходит институциализация коррупции, формируются социальные практики, превращающие коррупцию в неотъемлемую часть жизни общества. Это приводит к деградации социальных отношений, а правовые институты перестают работать. Масштабная коррупция подрывает правовые основы существования государства, превращая право в товар.

В то же время коррупция всегда увеличивается, когда государство находится в стадии становления или переживает период ломки политических, экономических, социальных и психологических устоев.

Коррупция в органах государственной власти России достигла таких размахов, что вышла на уровень общенациональной угрозы, борьба с которой должна являться консолидированной, как это определено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»).

Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 № 273 —ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше».

Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов.

Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на коррупционные проявления.

В случае если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением сообщения государственные и другие органы, а также должностные лица, могут взыскать с заявителя по решению суда.

Кроме того, за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевете предусмотрена уголовная ответственность.

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

— преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

— административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

— дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

— запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявления, а также неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений.

В законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность, согласно которой государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а невыполнение этого требования законодательства является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

Кроме того, о фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а в правоохранительные органы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Искоренить коррупцию — значит создать сильное-правовое демократическое государство, которое эффективно служит всем нам, российским гражданам. Победить коррупцию – это сформировать конкурентоспособную экономику, преодолеть бедность, повысить благосостояние россиян. Ликвидировать коррупцию – значит утвердить новое качество жизни, социальную стабильность, порядок и справедливость. Устранить коррупцию – это сформировать зрелое гражданское общество, общество свободных ответственных и созидательных людей. Уничтожить коррупцию — это остановить терроризм в нашей стране, обезопасить жизнь граждан, сохранить целостность и единство России, сделать ее сильной и конкурентоспособной страной в мировом сообществе.

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Понятие и сущность коррупции как научной категории

Понятие и сущность коррупции как научной категории

Коррупция является одной из самых острых проблем го­сударственного управления, стоящих перед современной Рос­сией. Она представляет угрозу национальным интересам госу­дарства, так как ее развитие провоцирует ослабление позиций страны в политической и экономической сферах. Коррупция затрагивает интересы не только общества, институтов госу­дарства, но и отдельных граждан, оказывая деморализующее воздействие на личность. Она способствует формированию нравственных деформаций, обладающих криминогенным по­тенциалом. Понять сущность коррупции позволяет анализ ис­токов возникновения и эволюции этой дефиниции в науке. В генезисе представлений об этом социально-правовом явлении в истории человечества можно условно выделить два перио­да. Для первого периода, продолжавшегося до конца Х1Х в., характерно выявление, становление и актуализация корруп­ционной проблемы в контексте ее влияния на социальную систему. О том, что коррупция сопровождает человечество с древнейших времен: с момента образования государства и права, возникновения классовой организации общества, появ­ления людей, наделенных властными функциями, свидетель­ствуют многочисленные письменные источники минувших тысячелетий. Первыми древнейшими источниками, упоми­навшими о коррупции чиновников, явились архивы Древнего Вавилона (вторая половина ХХ]У в. до н.э.) и знаменитые за­коны Хаммурапи. Так, 5 параграф законов содержит санкцию в отношении судьи, злоупотреблявшего служебным положе­нием: «Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он дол­жен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в со­брании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде».

Сведения о коррупции отражены в работах великих древнегреческих философов Платона и Аристотеля, высказывающихся о крайне пагубном, разрушающем влиянии взя­точничества и злоупотребления властью на политическую, экономическую и духовную сферы общества. Платон в своем трактате «Государство» обосновывал причину порчи общества и государства «господством корыстных интересов» в поступ­ках и поведении людей. Взяв за основу масштаб корыстных интересов в государственном устройстве, он классифицировал государства на четыре типа: тимократию, олигархию, демо­кратию и тиранию. Аристотель рассматривал коррупцию в качестве причины если не гибели, то перерождения государ­ства. В труде «Политика» он писал: «Самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остально­го распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться», тем самым считая основой обеспечения государственной стабильности борьбу с корруп­цией.

В римском праве категория «коррупция» (corrumpere) означало разламывать, повреждать, портить, нарушать, фаль­сифицировать показания, обесчестить девственницу, а так же подкупить судью (претора). В величайшем памятнике рим­ского права «Законах двенадцати таблиц» впервые этот тер­мин юридически оформлен. В данном документе его значение приближено к современному: «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении (для разбирательства дела) и были уличены в том, что приняли денежную мзду по (этому) делу?».

Коррупционное поведение осуждается всеми мировыми религиями. Так, в Ветхом Завете прямо запрещается мздоим­ство: «Угощение и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращает обличение»; «Горе тем, которые за по­дарки оправдывают виновных и правых лишают законного». Коррупция осуждается в Коране: «Не присваивайте незакон­ного имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы на­меренно присвоить часть собственности других людей». Кор­рупция запрещена Торой: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых».

В эпоху средневековья термин «коррупция» приобретает еще большую религиозную оценку, связывающую ее с чело­веческим грехом. Понятие «коррупция» (от латинского слова «korrnptibilitas») означало бренность человека, подвержен­ность разрушению, но не его способность к взяточничеству.

Позднее в эпоху Возрождения великий мыслитель Н. Макиавелли коррупцию определял как использование пу­бличных возможностей в частных интересах. Он считал, что мудрые правители своевременно обнаруживают эту возника­ющую болезнь и находят эффективные способы ее лечения. Если болезнь запущена, то нужное лекарство найти почти не- возможно. Таким образом, Н. Макиавелли обращает внима­ние на степень распространенности коррупции и ее влияние на социальную систему.

В период Нового времени в Европе в связи с формиро­ванием централизованных государств со сложным бюрокра­тическим аппаратом управления, становлением правовых систем, выступающих основными регуляторами поведения граждан, коррупция трактуется как «преступное использова­ние государственным служащим своих полномочий ради лич­ного обогащения». Английский ученый Т. Гоббс поднимает проблему коррупционных отношений между чиновником и представителем экономической элиты и возникновения кор­рупционных связей между ними. Он писал: «. люди, кича­щиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпи­рования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения». Актуальность этих строк бесспорна.

Мысль о склонности каждого человека к использованию власти в личных целях была высказана в XVII в. Ш. Л. Монте­скье. В своем труде «О духе законов» он предлагал разграни­чить власть на законодательную, исполнительную и судебную с целью ограничения властного произвола со стороны чинов­ников, делая акцент на борьбе с коррупцией. В этот период в сознании людей сформировалось достаточно полное пред­ставление о коррупции и ее пагубном влиянии на обществен­ное развитие. Однако это представление имело в основном описательный характер и не отражало всех ее сущностных черт.

В конце XIX в. усиление роли государства в регулирова­нии всех процессов общества способствовало концентрации еще большей власти в руках чиновников. Зарождение круп­ного капитала дало возможность его кланам бороться за эко­номические выгоды путем прямого влияния на деятельность высших политиков и влиятельных чиновников, подчинив их службу своим интересам, тем самым активизируя взяточничество. Данный период времени знаменует начало второго пе­риода в истории дальнейшего изучения феномена коррупции. В этот период к проблеме коррупции все больший интерес проявляют социальные и гуманитарные науки, дифференци­рующие знания об этом явлении. Социологией, политологи­ей, экономикой, юридическими науками разрабатываются собственные методологические подходы, каждый из которых по-своему описывает механизм коррупционного поведения государственных служащих.

В социологии коррупция рассматривается как дисфунк­циональное явление, порождающее в обществе деформиро­ванные формы взаимоотношений между людьми. М. Вебер объясняет распространение коррупции среди государствен­ных служащих нерациональной организацией их деятельности. По мнению Т. Парсонса, коррупция представляет собой особый вид поведения должностных лиц, отклоняющегося от принятых норм, возникающего в рамках отдельных подструк­тур социального организма, и порождающего нарушения функционирования всей социальной системы.

В политологии так же коррупцию сравнивают с деформа­цией политической организации общества. Под коррупцион­ной деятельностью в политологическом контексте понимается поведение должностных лиц, выражающееся в незаконном ис­пользовании своего положения с целью обладания властью в обществе. Д. Бейли считает, что коррупция — это результат злоупотребления властью в личных целях, который не обяза­тельно должен быть материальным.

В экономической теории коррупция трактуется как вид поведения, направленный на поиски оптимального способа реализации интересов в условиях ограниченности ресурсов. С. Роуз-Аккерман определяет коррупцию как «разновидность экономического поведения в условиях риска, обусловленно­го совершением преступления и возможным наказанием за него».

Юридической наукой коррупция квалифицируется как общественно-опасное противоправное деяние, характеризу­ющееся подкупом, продажностью должностных лиц при корыстном использовании своих должностных полномочий. Впервые термин «коррупция» в отечественной юридической литературе был употреблен А. Я. Эстриным в 1913 г. в ста­тье «Взятничество». Ученые криминологи А. И. Долгова и В.

    Серебрякова под коррупцией понимают явление подкупа — продажности, когда должностное лицо, наделенное опре­деленными полномочиями, подкупается другим лицом ради того, чтобы соответствующие служебное положение и полно­мочия были использованы в интересах подкупающего. Н. Ф. Кузнецова сущность коррупции усматривает в подкупе одних лиц другими. Аналогичных взглядов придерживается и Н. А. Лопашенко, утверждая, что суть коррупции кроется только в подкупе. Именно подкуп, по его мнению, является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном поряд­ке.

Другой точки зрения придерживаются А. Я. Сухарев и

  1. Е. Крутских, дающие толкование термина «коррупция» (от лат. corruptio — подкуп) как общественно опасного явления в сфере политики или государственного управления, выражаю­щегося в умышленном использовании представителями вла­сти своего служебного статуса для противоправного получе­ния имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц. Здесь авторы ука­зывают на многоаспектность и собирательный характер данно­го явления, включающего в себя различные правонарушения.

В. В. Лунеев утверждает, что коррупция не сводится к взя­точничеству. Она охватывает любые злоупотребления долж­ностных лиц, совершенные с корыстной целью. По мнению Л. М. Колодкина, коррупция является общественным (соци­альным) явлением, выражающимся в использовании работни­ками государственных органов служебного положения в целях получения неправомерных личных выгод материального или имущественного характера. Б. В. Волженкин считает корруп­цию «социальным явлением, заключающимся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус, ав­торитет занимаемой должности в корыстных целях для лич­ного обогащения или в групповых интересах». П. А. Кабанов полагает, что коррупция — это социальное явление, заключаю­щееся в корыстном использовании должностным лицом слу­жебного положения для личного обогащения.

В научной литературе существуют и другие определения термина «коррупция», но, несмотря на различие в текстовых формулировках, все ученые-криминологи рассматривают это явление как использование должностного положения в ко­рыстных интересах, вопреки интересам общества и государ­ства.

Помимо научного, имеется нормативное определение коррупции. В соответствии с Кодексом поведения должност­ных лиц по поддержанию правопорядка, принятым 17 дека­бря 1979 г. Генеральной Ассамблеей ООН, понятие коррупции должно определяться национальным правом и охватывать совершение или несовершение какого-либо действия при ис­полнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда име­ет место такое действие или бездействие.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О про­тиводействии коррупции» определяет коррупцию как «злоу­потребление служебным положением, дачу взятки, получе­ние взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имуще­ственного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выго­ды указанному лицу другими физическими лицами», а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юри­дического лица.

Таким образом, в развитии представлений о коррупции как социально-правовом явлении в истории человечества можно условно выделить два периода. Первый период харак­теризуется выявлением, становлением и актуализацией кор­рупционной проблемы в контексте влияния ее на социальную систему, второй — дифференциацией знания об этом явлении социальными и гуманитарными науками, разрабатывающи­ми собственные методологические подходы к описанию ме­ханизма коррупционного поведения государственных служа­щих. Результаты проведенного нами анализа отечественной научной литературы относительно определения категории «коррупция» позволяют прийти к выводу о том, что в науч­ном сообществе существует два различных подхода к толко­ванию этого термина. Одни ученые считают, что коррупция — это подкуп, взяточничество, обосновывая свою точку зрения тем, что латинское слово «corruptio» в переводе означает «под­куп, разложение, порча». Сторонники другого подхода шире определяют этот термин, исходя из того, что коррупция — это любое корыстное злоупотребление своим служебным поло­жением. Она не может сводиться только к взяточничеству.

При анализе юридического содержания данной дефи­ниции просматривается неточность законодательной формулировки, многозначность содержащихся в определении понятий, наличие коллизий с нормами уголовного закона, приводящее к возникновению определенных сложностей в правоприменении и ошибкам в уголовно-правовой оценке со­деянного. Законодатель свел понятие коррупции к простому перечислению посягательств, составляющих суть должност­ной преступности, казалось бы, конкретизирующих, а по сути подменяющих понятие коррупции. Руководствуясь принци­пом точности и определенности терминологии, формулиров­ку коррупции можно подвергнуть критике по причине до­вольно узкого ее понимания и причисления к должностным преступлениям, посягающим на государственную власть, ин­тересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Исходя из необходимости соблюдения международных обязательств и в целях оптимизации противодействия кор­рупции, российскому законодателю следует расширить по­нятие коррупции путем трансформации ее признаков из международного законодательства в отечественное, в котором получение взятки трактуется как одно из составляющих кор­рупционного поведения, но не является его стержневым со­держанием.

Противодействие коррупции

Вопрос противодействия коррупции — один из вечных вопросов организации государства.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупцию.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды — он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:

•толерантность населения к проявлениям коррупции;

•отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

•наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

•психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

•незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

•отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый — должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взяткилибо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

•получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

•получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

•получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

•получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.