Трудовой кодекс с изменениями 2014 года

Обзор изменений трудового законодательства в 2014-2015 гг.

Автор: Лариса Миннегалиева

В последнее время законодатель достаточно активно совершенствует трудовое законодательство. Вносится огромное количество поправок не только в Трудовой кодекс РФ, но и в иные нормативные акты, связанные со сферой трудовых отношений, в частности, с 1 января 2015 г. значительно усиливается ответственность за нарушение трудового законодательства. Рассмотрим основные изменения, которые должен знать как работодатель, так и работник.

Изменения в оценке условий труда

С 1 января 2014 г. вместо ранее проводимой аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, направленная на обеспечение безопасности работников в процессе их труда. При этом обязанности по ее организации и финансированию полностью возлагаются на работодателя. Если нет оснований для проведения внеплановой оценки, то специальная оценка условий труда проводится не реже, чем один раз в пять лет. Суть этой процедуры заключается в том, что сначала осуществляется идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а затем проводится оценка уровня их воздействия на работника. В результате чего каждому рабочему месту присваивается один из четырех классов: оптимальное, допустимое, вредное или опасное рабочее место. Если рабочее место признается небезопасным, работнику устанавливаются гарантии и компенсации, в т.ч. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Если же работодатель будет уклоняться от проведения такой оценки или нарушать порядок ее проведения, то с 1 января 2015 г. он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ с возложением на него штрафа в размере до 80 000 рублей.

Изменения в обязательных условиях трудового договора

С 1 января 2014 г. изменениями в ст. 57 Трудового кодекса РФ для всех работодателей введена новая обязанность — указывать в трудовом договоре с каждым работником условия труда на рабочем месте, а для работников, работающих во вредных условиях труда, еще и прописывать гарантии и компенсации, полагающиеся за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Регулирование труда научных работников

С 1 января 2015 г. внесены следующие изменения в правовое регулирование труда научных работников, руководителей научных организаций (их заместителей):

— закреплен единый подход к назначению на должности научных работников во всех научных организациях;

— установлен предельный возраст для замещения должностей руководителей (их заместителей) — 65 лет. Есть возможность продлить срок пребывания в указанных должностях до 70 лет;

— трудовые договоры на замещение должностей научных работников могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудовых договоров. Трудовые договоры с руководителями (их заместителями), которые достигли 65 лет или достигнут этого возраста в ближайшие 3 года, сохраняют действие до истечения установленных в них сроков, но не более чем до 1 января 2018 г.

Мобильность трудовых ресурсов

С 1 января 2015 года у работодателя есть возможность получить сертификат на привлечение трудовых ресурсов, который подтверждает участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов и дает ему право на получение финансовой поддержки. Порядок получения такого сертификата определяется каждым субъектом РФ самостоятельно. В рамках данной программы с работником заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор не менее чем на три года, в котором указываются меры поддержки, порядок и условия их предоставления.

Заемный труд запрещается

В мае 2014 г. в Трудовой кодекс РФ введена новая статья 56.1. о запрете заемного труда. Данная норма вступает в силу с 1 января 2016 г. Под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося работодателем данного работника.

Предусмотрена также и новая глава в Трудовом кодексе РФ — гл. 53.1 «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Работодатель может направлять своих работников к физическому лицу для личного обслуживания, ведения домашнего хозяйства, а к юридическим лицам — для временного исполнения обязанностей отсутствующих сотрудников, за которыми сохраняется место работы, для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 9 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг. Кто же может быть таким работодателем? Во-первых, частные агентства занятости (юридические лица, зарегистрированные на территории России и прошедшие аккредитацию), во-вторых, юридические лица, если работники с их согласия направляются временно к определенным юридическим лицам (аффилированным по отношению к направляющей стороне; являющимся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями акционерного общества; являющимся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной).

Изменение МРОТ с 1 января 2015 года

С 1 января 2015 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличивается с 5 554 рублей до 5 965 рублей в месяц (Федеральный закон от 01.12.2014 г. N 408-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»). МРОТ используется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и иных целей обязательного социального страхования.

Усиление ответственности за нарушение трудового законодательства

Одной из мер по улучшению условий труда работников и снижению уровня производственного травматизма стало усиление ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства. Значительные изменения произошли в сфере административной ответственности. Так, в 2014 г. в КоАП РФ была предусмотрена одна общая статья — ст. 5.27., которая устанавливала меры административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда. С 2015 г. в КоАП РФ внесены изменения в ст. 5.27., конкретизирующие ответственность за разные виды правонарушений, и введена новая статья — 5.27.1., которая устанавливает меры ответственности за отдельные нарушения в сфере охраны труда. Например, максимальный размер штрафов в прежней редакции ст. 5.27. КоАП РФ составлял для должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 1000 до 5000 рублей, для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей, а в новой редакции ст. 5.27. КоАП РФ максимальный размер штрафа возрос в несколько раз: для должностных лиц размер штрафа составляет от 10 000 до 20 000 рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Что касается охраны труда, то появилась совершенно новая статья — 5.27.1. КоАП РФ, которой дифференцируются размеры штрафов за административные правонарушения:

— за нарушение государственных нормативных требований охраны труда — штраф для должностных лиц от 2000 до 5000 рублей, для юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей;

— за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (ее непроведение) штраф для должностных лиц от 5000 до 10 000 рублей, для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей;

— за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — штраф для должностных лиц от 15 000 до 25 000 рублей, для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей;

— за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты штраф для должностных лиц от 20 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц — от 130 000 до 150 000 рублей;

— за повторное совершение аналогичных административных правонарушений штраф для должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей, а для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Внося изменения в ст. 4.5. КоАП РФ, законодатель увеличил срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства с 2 месяцев до 1 года. Такой продолжительный срок давности позволит привлечь к административной ответственности в несколько раз больше работодателей, нарушающих законодательство о труде.

Стоит отметить, что с 1 января 2014 г. в Уголовном кодексе РФ претерпела изменения и ст. 143 «Нарушение требований охраны труда», в результате чего уголовная ответственность стала дифференцированной в зависимости от того, погиб один человек или больше. Если нарушение требований охраны труда повлекло причинение тяжкого вреда здоровью работника, то предусмотрено наказание в виде штрафа в удвоенном размере — до 400 000 рублей, а если привело к смерти одного или нескольких лиц, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 5 лет.

Таким образом, как административная, так и уголовная ответственность работодателя значительно усилились. И если ранее работодателю было проще заплатить штраф, чем выполнять все необходимые законом предписания, то в новых условиях работодателю стоит соблюдать трудовое законодательство — это сбережет его «кошелек» и обеспечит работников нормальными условиями труда.

Николаенко Татьяна, советник коллегии адвокатов «Юридическая компания «Хренов и Партнёры», г. Москва.

Автор статьи даёт нам перечень изменений трудового и иного, связанного с трудовым, законодательства, однако перечень этот неполный и довольно несистематизированный. Многие из предложенных новелл не нуждаются в комментариях (например, изменение МРОТ).

Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в части особых условий труда претерпела изменения лишь в замене слов «компенсации за тяжёлую работу и» на слова «гарантии и компенсации за», но работодатель и ранее был обязан включать условие о «компенсации за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте» (в редакции 2006 года).

Остановимся на проблеме введения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О специальной оценке условий труда». Изменения трудового законодательства, в связи с принятием этого закона, вступили в силу с 1 января 2014 года.

Основные изменения, которые были внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке труда» (далее по тексту — Федеральный закон № 421-ФЗ):

1) Статьёй 3 Федерального закона № 421-ФЗ вносится изменение в ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому при исчислении квоты для приёма на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не будут включаться работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда.

2) Статьёй 4 Федерального закона № 421-ФЗ внесено изменение в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования)», согласно которому в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица теперь будут указываться периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочем месте соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

3) Статьёй 5 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в ст. 143 Уголовного кодекса РФ, согласно которым ужесточается уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда в сравнении с предыдущей редакцией Уголовного кодекса Российской Федерации.

4) Статьёй 9 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Так, ст. 33.2 дополнена п. 2.1, которым установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в зависимости от результатов специальной оценки условий труда. Величина тарифа страховых взносов зависит от установленного в результате специальной оценки условий труда класса условий труда, к которым относятся оптимальный, допустимый, вредный и опасный. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

5) Статьёй 10 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». П. 3 ст. 27 изложен с учётом того, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочих местах по работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

6) Статьёй 11 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в Кодекс добавлена ст. 5.27.1, согласно которой предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или отсутствие её проведения. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

7) Статья 12 Федерального закона № 421-ФЗ вносит значительные изменения в Трудовой кодекс РФ в связи с законодательством о специальной оценке условий труда. Изменения касаются реализации прав работниками, которые предоставлены им законодательством о специальной оценке условий труда, а также обязанностей работодателей по соблюдению законодательства о специальной оценке условий труда. Так, согласно новой редакции ст. 117 Трудового кодекса РФ, работникам установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи календарных дней (минимально), если условия труда работников на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и опасным условиям труда.

8) Статьёй 13 Федерального закона № 421-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Статья 58.3 указанного Федерального закона дополнена ч. 2.1, согласно которой установлены дополнительные тарифы страховых взносов в зависимости от класса условий труда, установленного при проведении специальной оценки условий труда.

В целом, по прошествии года с небольшим надо признать, что не все вопросы специальной оценки рабочих мест ясны работодателям. Что касается тех рабочих мест, что существовали на момент принятия ФЗ «О специальной оценке условий труда» и были аттестованы, здесь нет никаких сомнений. Однако сложности существуют для компаний, которые уже после вступления в силу вышеназванного закона вводят в штатное расписание новые должности, безусловно имеющие вредные и опасные характеристики работы, и принимают работников из других организаций, где ранее была проведена аттестация рабочих мест и работник твёрдо знал, что он имеет право на компенсацию за вредные условия труда, дополнительный отпуск и досрочную пенсию.

Однако ФЗ «О специальной оценке условий труда» никоим образом не связывает специальную оценку условий труда с той аттестацией рабочих мест, что проводилась ранее. Таким образом, иногда складывается ситуация, когда работник на той же должности, но в иной компании, при проведении специальной оценки условий труда может получить класс вредности ниже, чем у него был ранее, без изменения существенных условий труда, что, несомненно, приводит к проблемам в социальной сфере и вынуждает работодателя устанавливать дополнительные льготы для работников путём внесения их в коллективный договор либо локальные нормативные акты компании.

В связи с часто встречающимися вопросами об изменении статуса работника с точки зрения оценки вредных и опасных условий труда Минтруд России дал «Разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда» от 15 декабря 2014 года.

Одно из разъяснений Минтруда указывает, что «к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведённой до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтверждённого результатами проведения специальной оценки условий труда».

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда. При этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Трудовой кодекс РФ (действующая редакция, с изменениями, вступившими в силу с 23 июля 2013 года)

Трудовое законодательство Российской Федерации включает в себя Трудовой кодекс РФ, законы и подзаконные акты, регулирующие трудовые правоотношения между работником и работодателем.

На сегодняшний день, ТК РФ является довольно эффективным инструментом, позволяющим защитить права и законные интересы как работника так и работодателя.

Тем не менее, нормы действующего кодекса в большей степени направлены на защиту трудовых прав прежде всего работника.

Знание и понимание норм Трудового кодекса РФ позволяет как работнику так и работодателю умело и эффективно отстаивать свои права и законные интересы как во внесудебном порядке так и путем обращения в суд.

ТК РФ должен стать настольной книгой каждого работника, который ценит свой труд и намерен защищать свои права и законные интересы.

Помимо Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения регулируются принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Право на труд является одним из общепризнанных и основных прав и свобод человека, закрепленных в конвенциях Международной организации труда и международных договорах.

Большое значение имеет судебная практика по трудовым спорам, содержащаяся в Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации по трудовым спорам, Постановлениях и Определениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Судебную практику формируют и решения судов общей юрисдикции. Все без исключения трудовые споры подсудны судам общей юрисдикции.

Правовую помощь при разрешении трудовых споров может оказать адвокат, который специализируется в области трудового спора.

Действующая редакция Трудового кодекса Российской Федерации вступила в силу с 01.02.2002 года. С этого времени в кодекс вносилось многочисленные изменения и дополнения, не изменившие основные принципы трудового законодательства.

Трудовой кодекс Российской Федерации представлен в последней, действующей редакции.

Изменения в трудовом законодательстве – 2016

2015 год подходит к концу, а значит, наряду с подведением итогов самое время посмотреть в будущее. Рассмотрим несколько наиболее значимых положений трудового законодательства, которые вступят в силу в наступающем году.

Заемный труд

С 1 января заемный труд, или так называемый аутстаффинг, по общему правилу будет запрещен (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В ТК РФ появится легальное определение заемного труда – под ним будет пониматься труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося работодателем данного работника (ст. 56.1 ТК РФ).

В качестве исключения из общего правила о запрете аутстаффинга «заемные» сотрудники смогут направляться к физическому лицу для личного обслуживания или ведения домашнего хозяйства. Кроме того, привлекать их к труду смогут ИП и юридические лица для временного исполнения обязанностей отсутствующих сотрудников, а также для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Особенности регулирования труда «заемных» работников будут закреплены в отдельной главе кодекса (гл. 53.1 ТК РФ).

Деятельность по предоставлению труда работников смогут вести только две категории лиц:

  • частные агентства занятости, зарегистрированные на территории России и не применяющие специальные налоговые режимы, а также прошедшие аккредитацию;
  • другие юридические лица, если работники с их согласия временно направляются в аффилированные организации (например, из одной компании в другую, если они являются сторонами акционерного соглашения) (п. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).

Деятельность первых из них будет регулироваться специальными правилами, которые вступят в силу 1 января (постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1165 «Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)»; далее – Постановление № 1165).

Установлен ряд требований, которым должны соответствовать частные агентства занятости на момент подачи документов на аккредитацию:

  • наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн руб.;
  • отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • наличие у руководителя агентства высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в России не менее двух лет за последние три года;
  • отсутствие у руководителя агентства судимости за совершение преступлений против личности или в сфере экономики (п. 6 ст. 18.1 закона о занятости).

Деятельность по аккредитации уполномочен вести Роструд. Ведомство приступило к приему документов от частных агентств занятости еще в середине ноября. При положительном решении сведения об агентстве будут внесены в реестр аккредитованных частных агентств занятости, который подлежит размещению на сайте Роструда.

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве

Тарифы на соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2016 году останутся на прежнем уровне (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год»).

Речь идет о 32 тарифах, исчисляемых в пределах от 0,2% до 8,5% от суммы всех вознаграждений, начисленных работникам (исполнителям, подрядчикам) по трудовым и гражданско-правовым договорам. Указанные тарифы дифференцируются по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска (приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска»). Например, предприниматели, торгующие в розницу мясом, хлебом, овощами, фруктами и кондитерскими изделиями, должны будут уплачивать взносы по ставке 0,2%, владельцы автомоек – по ставке 0,5%, таксомоторные компании – по ставке 0,9%, а арендодатели торгового оборудования – по ставке 3,4%.

Кроме того, в следующем году будет сохранена льгота по уплате страховых взносов для ИП, применяющих труд инвалидов. Как и сегодня, предприниматели смогут уплачивать эти взносы в размере 60% установленных тарифов в части выплат работникам, являющихся инвалидами I, II или III группы.

Напомним, что ныне действующие тарифы не меняются уже на протяжении почти 10 лет – с 2006 года (Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год»).

Пособие по безработице

Прежним в 2016 году останется и размер пособия по безработице. Его минимальная величина по-прежнему будет составлять 850 руб., а максимальная – 4900 руб. Указанные значения остаются неизменными с 2009 года.

Вместе с тем чиновники не исключают вероятность повышения размеров пособия. Первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко отметил в начале октября, что ведомство рассматривает такую возможность. Добиться повышения установленных в настоящее время сумм планируется посредством корректировки категорий получателей, оснований для назначения пособия, а также продолжительности его выплат. Напомним, сегодня пособие по безработице не может уплачиваться более года в суммарном исчислении в течение полутора лет (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

Выходные и праздничные дни

Согласно утвержденному переносу выходных и праздничных дней в наступающем году работники с пятидневной рабочей неделей и двумя выходными днями субботой и воскресеньем будут отдыхать в следующие дни (постановление Правительства РФ от 24 сентября 2015 г. № 1017 «О переносе выходных дней в 2016 году»):

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Уточнить информацию, которая облегчит расчет рабочих часов и позволит избежать ошибок при начислении заработной платы, можно с помощью нашего Производственного календаря.

  • в январе 10 дней – с 1 по 10 число;
  • в феврале три дня – с 21 по 23 число;
  • в марте четыре дня – с 5 по 8 число;
  • в майские праздники – с 30 апреля по 3 мая и с 7 по 9 мая (четыре и три дня соответственно);
  • в июне три дня – с 11 по 13 число;
  • в ноябре также три дня – с 4 по 6 число.

Профстандарты

Если сегодня применение работодателями профстандартов носит рекомендательный характер, то с 1 июля 2016 года они станут обязательными, но только в тех случаях, когда законом для выполнения работником той или иной трудовой функции установлены требования к квалификации (к примеру, квалификационные требования к медицинским работникам установлены приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н). В остальных случаях профстандарты будут применяться в качестве основы для определения требований к квалификации работников.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

С полным перечнем действующих профстандартов и их содержанием можно ознакомиться в нашей справке.

Напомним, что первоначально Минтруд России представил в Госдуму законопроект 1 , в котором обязательное соблюдение профессиональных стандартов было предусмотрено исключительно для государственных и муниципальных организаций. Однако доработанный и принятый в один день во втором и третьем чтениях закон распространил эти требования на всех работодателей. На деле это означает, что утверждение нормативным правовым актом того или иного профстандарта автоматически налагает на руководителей обязанность учитывать его при приеме сотрудников на работу, изменении уже разработанных должностных инструкций, а также ведении кадровой политики.

На данный момент действует около 550 профессиональных стандартов, они касаются и бухгалтеров, и программистов, и педагогов-психологов, и представителей многих других профессий. Уточнить, утвержден тот или иной профстандарт Минюстом России, а также узнать дату введения его в действие можно, скачав актуальный реестр на специальном сайте, разработанном Минтрудом России, в разделе «Полезные документы».

Планируемые изменения

Помимо уже принятых актов в настоящее время разработан ряд законопроектов, призванных решить актуальные вопросы в сфере трудового права. А некоторые из них находятся уже на финальной стадии законодательного процесса.

Так, 18 декабря Госдума приняла во третьем чтении закон 2 , направленный на защиту трудовых прав работников. Документ предусматривает сохранение за сотрудником среднего заработка на весь период приостановления им работы из-за задержки зарплаты. В настоящее время у работодателя отсутствует прямо закрепленная обязанность оплачивать указанный период. Стоит, однако, отметить, что еще в 2010 году ВС РФ изложил свое мнение, согласно которому это все-таки необходимо делать (Определение ВС РФ от 3 сентября 2010 г. № 19-В10-10). Суд указал, что отказ от выполнения работы в связи с задержкой заработной платы носит вынужденный характер. А отсутствие оплаты труда является противоправным действием (бездействием) работодателя, поэтому именно он в силу ст. 234 ТК РФ должен нести перед работником материальную ответственность в размере его полного среднего заработка. И судебная практика данный вывод поддержала (определение Московского областного суда от 28 апреля 2014 г. № 33-9289/2014, определение Московского городского суда от 30 мая 2013 г. № 11-14381/13 и др.).

Кроме того, согласно внесенному недавно в Госдуму законопроекту 3 МРОТ предлагается автоматически приравнивать к величине прожиточного минимума каждый раз после утверждения последнего. По действующему законодательству МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ), однако порядок и сроки поэтапного повышения прожиточного минимума должны быть установлены специальным законом (ст. 421 ТК РФ). Но федеральный закон, который бы устанавливал такой порядок, до сих пор не принят, поэтому разница между величинами МРОТ и прожиточного минимума сегодня довольно существенна. Так, если во II квартале 2015 года прожиточный минимум для трудоспособного населения составил 10 792 руб., то размер МРОТ на текущий год закреплен на уровне 5965 руб. в месяц (п. 1 постановления Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 902, ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). Авторы инициативы указывают на то, что в нынешних условиях, когда разрыв между двумя этими показателями лишь увеличивается, государство оставляет самые социально незащищенные слои населения на произвол судьбы. Одобрение предложенного законопроекта, по замыслу разработчиков, приведет к увеличению МРОТ до величины прожиточного минимума и, следовательно, позволит обеспечить гражданам достойную жизнь.

Также были разработаны меры по стимулированию граждан к занятию спортом. Соответствующий проект закона 4 внесен в Госдуму в ноябре и в настоящий момент готовится к первому чтению. Если инициатива будет одобрена, работникам будут компенсировать 75% расходов на занятия в спортивных комплексах, физкультурно-оздоровительных центры, дворцах спорта, фитнес-клубах и т. п. Из них 50% расходов планируется погасить за счет работодателя, а 25% – за счет федерального бюджета. Правительство РФ данный законопроект не поддерживает по нескольким причинам. Во-первых, отмечает кабмин, занятия работниками физической подготовкой не относятся к трудовым обязанностям, поэтому компенсация расходов на них не может являться обязанностью работодателя или государства (ст. 164 ТК РФ). Во-вторых, в соответствии с законопроектом работнику будут возмещаться указанные расходы при условии систематических спортивных занятий в физкультурно-спортивных организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности. Однако проведение занятий, направленных на физическую подготовку, не является составным элементом лицензируемой медицинской деятельности (п. 30 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Более того, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, не определяет проведение спортивных занятий в качестве лицензируемого вида медицинской деятельности (п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности).

В конце ноября заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова рассказала о том, что Минтруд России предлагает упростить для микропредприятий оформление трудовых отношений. По ее словам, ведомство уже разработало соответствующий законопроект. Так, предлагается освободить микропредприятия от обязанности вести трудовые книжки, принимать локальные нормативные акты, утверждать график отпусков и форму расчетного листка. Эти правила будут применимы и к ИП, подпадающим под категорию микропредприятий. Напомним, что к микропредприятиям относятся организации, имеющие не более 15 работников и годовую выручку или балансовую стоимость активов не более 120 млн руб. (подп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности также может измениться. Минтруд России подготовил законопроект 5 , которым предлагается выплачивать такое пособие в размере 100% среднего заработка только тем работникам, которые имеют 15 лет страхового стажа и более. Сейчас для этого требуется не менее восьми лет стажа (ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Для выплаты пособия в размере 80% среднего заработка предлагается учитывать страховой стаж с восьми до 15 лет (сейчас он составляет от пяти до восьми лет). А в размере 60% среднего заработка – менее восьми лет (сейчас такой стаж может составлять менее пяти лет). Сейчас этот законопроект готовят к внесению в Госдуму.

Среди высказанных идей есть и инициатива по сокращению количества нерабочих праздничных дней. Соответствующий законопроект 6 предлагает вместо фиксированных новогодних каникул отдыхать в любое время года. В этих целях работникам будет предоставлен дополнительный оплачиваемый 10-дневный отпуск, использовать который можно будет по своему желанию. По мнению авторов этого документа, отмена продолжительных общероссийских новогодних праздников устранит ежегодный простой в работе предприятий, что положительно скажется на развитии экономики и промышленности.

Трудовой кодекс России 2018

Трудовой кодекс является специфическим юридическим документом, который посвящён взаимоотношениям двух субъектов — работника и работодателя. Это означает, что данный кодекс посвящён реализации только одного конституционного права граждан – права на труд.

Статус кодекса

Так же, как и все кодифицированные документы, ТК РФ имеет статус федерального закона, обязательного для выполнения на всей территории российской юрисдикции. Все остальные нормативные акты, которые, так или иначе, затрагивают тему взаимоотношений работодателей и работников, могут развивать и дополнять Трудовой кодекс. Однако они не должны противоречить любым его положениям.

Кроме того, существует приоритет данного кодекса перед всеми остальными нормативными актами федерального уровня, которые затрагивают трудовые взаимоотношения разных субъектов права. Если сходные положения существуют, например, в гражданском и трудовом кодексах, то руководствоваться следует последним. Обычно в нормативных актах одного иерархического уровня таких противоречий не встречается. Они просто друг друга дополняют и развивают.

Основные принципы

Трудовая деятельность каждым человеком осуществляется в двух вариантах – по заказу другого лица с договорной оплатой или по собственной инициативе и без оплаты труда. Несмотря на то, что в результате «работы на себя» человек получает выгоду и прибыль, это нельзя назвать оплатой труда. Трудовые отношения возникают только в том случае, если один человека выполняет работу для работодателя за плату. Именно такой труд, а точнее сопровождающие его отношения, и отражены в ТК РФ.

Данный нормативный документ построен по следующим принципам (ст. 2):

  • равенства всех работников;
  • свободного выбора характера профессиональной деятельности;
  • запрета на труд по принуждению, то есть против воли человека и без соответствующей оплаты;
  • обеспечения гарантии своевременной выплаты зарплаты не ниже минимально гарантированной суммы;
  • обязательных мер по защите от безработицы;
  • обеспечения безопасности условий труда;
  • предоставления сторонам трудовых отношений возможности организовывать объединения для защиты своих прав;
  • обеспечения возможности участия сотрудников в процессе управления учреждением;
  • сочетания двух форм регулирования трудовых отношений – договорных и государственных;
  • осуществления госконтроля в области трудовых отношений;
  • социального партнёрства;
  • возмещения вреда, причинённого человеку во время исполнения им своих обязанностей;
  • обеспечения возможности по защите интересов всех сторон;
  • обязательного социального страхования.

Следование этим принципам позволяет достичь тех целей и задач, которые законодатель поставил перед всеми нормативными актами, составляющими трудовое право. Целью это сферы юридической практики является гарантия соблюдения конституционных прав и свобод всех сторон трудовых отношений, а именно права на труд, здоровую среду, жизнь, здоровье, защиту личной информации и т.д.

Цель достигается с помощью решения следующих задач (ст. 1):

  • согласованности интересов сторон трудовых отношений;
  • обеспечения выполнения управленческих функций государственной системы;
  • регулирования трудовых отношений в рамках конкретного учреждения.

Таким образом, несмотря на узкопрофильный характер кодекса, с его помощью удаётся решать обширных круг задач, оптимизирующих состояние общества, государства и граждан.

Структура ТК

Данный юридический документ содержит следующие тематические блоки:

  • общие положения и термины, в том числе развёрнутое определение понятия трудовых отношений;
  • социальное партнёрство в сфере труда;
  • трудовые договоры на стадиях заключения, изменений и расторжения;
  • рабочее время и его показатели;
  • оплата труда;
  • компенсации и гарантии во время выполнения различных функций;
  • обеспечение безопасности труда;
  • материальная ответственность;
  • регламентация деятельности отдельных категорий сотрудников учреждений.

Каждая тема обеспечивает выполнение целей и задач. Однако в наибольшей степени и подробно в кодексе разрабатываются различные стороны регулирования деятельности отдельных категорий сотрудников. И это понятно – если категорий много, то и особенности у каждой свои.

Отдельно следует выделить главу, которая посвящена женщинами и лицами с семейными обязанностями. Специфика женского труда связана с особенностями физических возможностей и функцией деторождения. Из 13 статей главы, посвящённой данной теме, 6 посвящены исключительно женщинам. Остальные семь статей касаются не только женщин, но и любых людей, которые воспитывают приёмных детей или детей-инвалидов.

Отдельная глава посвящена регламентации труда несовершеннолетних людей. Таким образом, разделению работников по гендерному принципу посвящены две главы кодекса. Во всех остальных главах четвёртой части рассматриваются такие категории, как:

  • руководящий персонал;
  • члены коллегиальных исполнительных органов;
  • сезонные работники;
  • вахтовики;
  • совместители;
  • люди, работающие по договору с физлицами;
  • надомники;
  • работники малых предприятий;
  • иностранцы;
  • люди, работающих в регионах с особым режимом оплаты.

Таким образом, регламентация взаимоотношений между работодателем и работником в данном кодексе носит всесторонний и комплексный характер. Она касается договоров, регламентации самого трудового процесса, заработной платы, специфического труда ряда категорий работников, методов отстаивания прав на труд и т.п. Благодаря обширной тематике Трудовой кодекс можно назвать исчерпывающим и самодостаточным.