Возврат ошибочно перечисленных средств в бюджете

Механизм возврата средств по платежному поручению

Этапы работы платежной системы строго регламентирует отечественное законодательство. Но часто возникает ситуация, когда в платежном поручении указаны неверные реквизиты. В итоге из-за ошибок денежные средства направляются в адрес другого получателя. Могут иметь место и другие ошибки, в результате которых деньги не дойдут по назначению. В таких случаях необходимо сделать возврат ошибочно перечисленной по платежному поручению суммы. Рассмотрим порядок действий и законодательные акты, регулирующие этот процесс.

Особенности поручения на уплату

В соответствии со статьей 31 Закона «О банках и банковской деятельности» кредитные учреждения обязаны перечислять денежные средства клиентов по их поручениям в соответствии с правилами, установленными Центробанком.

Форма платежных поручений регламентирована правилами ЦБ РФ (утв. 19.06.2012). В Приложении 1 к данным правилам дана подробная расшифровка всех реквизитов платёжки.

Если все реквизиты в платежном поручении заполнены правильно, то оно будет верно идентифицировано и денежные средства поступят по назначению. Если же в документе есть ошибки и/или неточности, то деньги могут быть перечислены не туда, куда адресованы изначально. Вместе с тем возврат по платежному поручению можно сделать при соблюдении ряда процедур.

Порядок действий и основные правила

Ошибочные платежи, произошедшие из-за неверного заполнения платёжек, бывают, как правило, 2-х видов:

  1. Платежи в бюджет, назначение которых не выяснено.
  2. Другие платежи, содержащие ошибку (например, ошибочное перечисление денег третьим лицам или ошибка при возврате кредита).

Порядок возврата из бюджета ошибочно и/или излишне уплаченных денежных средств

Ошибочно уплаченные денежные обязательства — это суммы средств, поступившие на определенную дату в соответствующий бюджет от юридических лиц (их филиалов, отделений, других обособленных подразделений, не имеющих статуса юридического лица) или физических лиц (имеющих статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеющих такового), не являющихся плательщиками таких денежных обязательств (п.п. 14.1.182 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Излишне уплаченные денежные обязательства — это суммы средств, которые на определенную дату зачислены в соответствующий бюджет сверх начисленных сумм денежных обязательств, предельный срок уплаты которых наступил на такую дату (п.п. 14.1.115 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных средств осуществляется в соответствии с требованиями ст. 43 НКУ на основании заявления налогоплательщика.

Законодательством не утверждена форма заявления на возврат средств из бюджета (кроме возврата сумм единого социального взноса).

Поэтому такое заявление оформляется в произвольной форме с учетом требований соответствующих нормативных документов относительно реквизитов. Так, заявление на возврат средств оформляется:

Текст заявления можно составить следующим образом.

«Прошу денежные средства в сумме ________________, ошибочно уплаченные на счет № _____________ по коду классификации доходов бюджета _________________ платежным поручением № _____ от ___________, зачесть в счет уплаты ________________ на счет № ________________ код платежа (классификации доходов бюджета) _____________».

Дополнительно отметим разъяснение в Базе знаний «ЗІР» (подкатегория 135.04), где ГФС указывает на то, что единый взнос не входит в систему налогообложения и не относится к источнику пополнения доходной части государственного и местных бюджетов. Поэтому законодательные основания для осуществления возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств по налогам и сборам в счет погашения долга по уплате единого взноса отсутствуют.

Иными словами, нельзя зачесть переплату по налогам и сборам в счет уплаты единого взноса.

Требования законодательства относительно возврата денежных средств из бюджета

Согласно ст. 43 НКУ ошибочно и/или излишне уплаченные денежные средства подлежат возврату налогоплательщику:

  • при отсутствии налогового долга. В противном случае возврат средств осуществляется только после полного его погашения (п. 43.2 ст. 43 НКУ);
  • в течение 1 095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы (п. 43.3 ст. 43 НКУ);
  • по заявлению налогоплательщика (кроме случаев возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц, которые рассчитываются контролирующим органом на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации за отчетный календарный год путем осуществления перерасчета по общим годовым облагаемым налогом доходам налогоплательщика), на основании которого органом ГФС готовится заключение для Казначейства, осуществляющего непосредственный возврат средств налогоплательщику (п. 43.4 ст. 43 НКУ);
  • в течение 20 календарных дней со дня регистрации заявления на возврат средств из бюджета (п. 43.5 ст. 43 НКУ) На это также обращает внимание главный орган ГФС в письме от 10.06.2013 г. № 4620/6/99-99-22-02-04-15;
  • из бюджета, в который такие средства были зачислены (п. 43.6 ст. 43 НКУ);
  • в соответствии с требованиями Порядка № 1146 и Порядка № 787.

Оформление заявления на возврат денежных средств

Заявление на возврат средств из бюджета оформляется в произвольной форме с обязательным указанием следующей информации (п. 5 раздела I Порядка № 787):

  • причины возврата денежных средств из бюджета;
  • наименования плательщика (субъекта хозяйствования);
  • кода ЕГРПОУ (для юридического лица) или фамилии, имя, отчества физического лица;
  • регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (идентификационный номер) или серии и номера паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений в установленном порядке отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и имеют отметку в паспорте);
  • местонахождения юридического лица (место жительства физического лица) и номера контактного телефона;
  • суммы, подлежащей возврату;
  • способа перечисления средств из бюджета (в безналичной форме с указанием реквизитов счета получателя средств или в наличной форме). При этом в заявлении можно указать доверенное лицо для получения денежных средств. В этом случае к заявлению прилагаются доверенность, удостоверенная согласно требованиям ГКУ, и копия паспорта доверенного лица.

При этом в п. 6 Порядка № 1146 уточняется, что в заявлении налогоплательщик должен указать направление перечисления средств, которые возвращаются:

  • на текущий счет плательщика налога в учреждении банка;
  • на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на органы ГФС, независимо от вида бюджета;
  • наличными денежными средствами по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в учреждении банка;
  • наличными денежными средствами со счетов банков в случае отсутствия у налогоплательщика счета в учреждении банка;
  • почтовым переводом через предприятия почтовой связи;
  • для дальнейших расчетов в качестве авансовых платежей (предоплаты) или денежного залога.

Срок подачи заявления

Подпунктом 43.3 ст. 43 НКУ установлен срок подачи заявления на возврат денежных средств из бюджета — 1 095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.

Этот срок может быть продлен при возникновении обстоятельств, перечисленных в п. 102.6 ст. 102 НКУ, в частности, если налогоплательщик находился в данный период за пределами Украины. В этом случае документальным подтверждением являются:

  • паспорт гражданина Украины для выезда за границу или другой документ, который дает право на выезд из Украины и въезд в Украину, с визами и без виз при наличии соответствующих отметок органов пограничной службы;
  • извлечение из базы данных «Сведения о лицах, которые пересекли государственную границу Украины» с сопроводительным письмом за подписью должностного лица, уполномоченного Администрацией Государственной пограничной службы Украины.

Механизм продления срока предусмотрен Порядком, утвержденным приказом Минфина от 20.10.2017 г. № 861. Для продления срока налогоплательщик подает заявление в течение 30 календарных дней, следующих за днем окончания обстоятельств, определенных этим документом, в произвольной форме со сжатым и четким обоснованием оснований для продления предельных сроков со ссылкой на документальное подтверждение изложенных фактов. В заявлении указывается исчерпывающий перечень приложений с указанием количества страниц каждого документа, их полного названия и реквизитов (дата, номер, наименование органа, который выдал документ). Заявление подается налогоплательщиком только вместе с документальным подтверждением. Налогоплательщик может направить заявление в орган ГФС по почте с уведомлением о вручении или подать его лично. Орган ГФС рассматривает заявление в течение 20 календарных дней и принимает по нему мотивированное решение.

Процедура возврата денежных средств из бюджета

Получив от налогоплательщика заявление о возврате денежных средств из бюджета, орган ГФС его регистрирует, после чего проверяет наличие указанной в нем суммы денежных средств как ошибочной и/или излишне зачисленной в бюджет по данным интегрированной карты налогооплательщика.

В случае подтверждения суммы орган ГФС готовит соответствующее заключение и направляет его в Казначейство (не позднее 5 рабочих дней до окончания двадцатидневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления) вместе с заявлением налогоплательщика и оригиналом/копией документа на перевод либо бумажной копией электронного расчетного документа, подтверждающей перечисление средств в бюджет (п. 5 раздела I Порядка № 787).

На основании полученного заключения Казначейство в течение 5 рабочих дней осуществляет возврат налогоплательщику указанной суммы (п. 43.5 ст. 43 НКУ).

Казначейство имеет право ввернуть документы без исполнения в случаях, указанных в п. 11 раздела I Порядка № 787, в частности при:

  • превышении установленных законодательством сроков представления документов;
  • несоответствии информации, изложенной в заявлении, данным, приведенным в представлении или постановлении суда, либо данным органа Казначейства о зачислении средств в бюджет.

Дополнительно отметим, что органы Казначейства осуществляют возврат денежных средств, ошибочно или излишне зачисленных в местные бюджеты населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют своих полномочий, перечень которых утвержден КМУ, по представлению органов, которые контролируют взимание поступлений из бюджета, согласованному соответственно с Донецкой и Луганской областными военно-гражданскими администрациями в соответствии с п. 24 1 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины. Эти администрации в течение двух рабочих дней согласовывают представление путем заверения подписью руководителя соответствующей областной военно-гражданской администрации, скрепленной гербовой печатью, и не позднее следующего рабочего дня после согласования возвращают его органу, который подал представление, для дальнейшей передачи органам Казначейства в соответствии с законодательством (п. 9 1 раздела I Порядка № 787, п. 8 Порядка № 1146).

В статье также освещаются следующие вопросы:

    • Особенности возврата денежных средств в системе электронного администрирования НДС
    • Особенности возврата таможенных платежей
    • Оформление заявления на возврат средств авансовых платежей (предоплаты)
    • Оформление заявления на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных сумм таможенных, других платежей и пени
    • Особенности возврата средств при оспаривании декларантом таможенной стоимости товара
    • Особенности возврата сумм единого социального взноса
    • Особенности возврата сумм налога на доходы физических лиц и военного сбора
    • Особенности проведения зачета излишне уплаченных денежных обязательств или суммы невозмещенных налогов налогоплательщика в случае ликвидации, не связанной с банкротством
    • Особенности возврата денежных средств, ошибочно или излишне зачисленных на счета Минюста за получение информации из государственных реестров

Возврат ошибочно перечисленных средств в бюджете

Этот вопрос задает себе чуть ли не каждый гражданин. В органы казначейства по данному вопросу физические лица обращаются ежедневно.

При возникновении подобных вопросов банки, которые принимают платежи, направляют граждан в органы казначейства. Давайте попробуем разобраться, к кому все-таки следует обращаться за своими ошибочно перечисленными денежными средствами… Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты.

Если вы ошибочно (излишне) заплатили сумму государственной пошлины за рассмотрение дела судом, необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело (при возврате госпошлины за рассмотрение дела судом общей юрисдикции (мировым судьей) с заявлением.

В случае излишне уплаченной суммы в адрес администратора доходов бюджета, осуществляющего юридически значимые действия (регистрацию транспортных средств; выдачу лицензий или аттестатов; выдачу паспорта и т.п.), за совершение которых взимается госпошлина, необходимо обратиться к соответствующему администратору доходов бюджета.

Возврат из бюджета излишне уплаченного штрафа

Администратор доходов бюджета, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, принимает решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства.

Таким образом, для осуществления возврата излишне уплаченной суммы штрафа гражданину необходимо обратиться с заявлением к соответствующему администратору доходов бюджета.

Кто же такой АДМИНИСТРАТОР? И КАК ЕГО ОПРЕДЕЛИТЬ?

Банки направляют средства физических лиц администраторам доходов бюджета согласно указанным в извещении реквизитам ИНН и КПП получателя. Таким образом, при возникновении у плательщиков проблем с розыском, возвратом и уточнением платежей, уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации, ищите администратора доходов по указанным в распоряжении о переводе денежных средств реквизитам «61» — ИНН получателя и «103» — КПП получателя.

Администратор указан в платежном документе в поле «Получатель» в скобках, после слов УФК по Свердловской области. Таким образом, УФК по Свердловской области только собирает средства на доходных счетах и Администратором не является!

Любой возврат средств, включая возврат подоходного налога налоговой инспекцией, осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий трех рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты. Практика показывает, что органы казначейства обрабатывают такие возвраты день в день!

Если денежные средства вам не вернулись в срок, причина этому – непредставление платежного документа администратором в органы казначейства! Деньги в КАЗНАЧЕЙСТВЕ не могут «застрять».

Когда же необходимо обратиться непосредственно в орган казначейства для возврата денежных средств?

Возврат ошибочно перечисленных сумм, не относящихся к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджеты, поступивших на счет №40101 и учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, осуществляется УФК по Свердловской области. Иными словами, если вы не собирались перечислять налоги, сборы, штрафы и т. д., но случайно указали расчетный счет 40101810500000010010, только тогда плательщику следует обращаться с заявлением в управление Федерального казначейства по месту зачисления платежа.

Образец заявления плательщика (физического лица, юридического лица) о возврате средств, не являющихся доходами бюджета, ошибочно перечисленных, а также ОТВЕТЫ НА ДРУГИЕ ВОПРОСЫ по возвратам сумм находятся на официальном сайте УФК по Свердловской области http://sverdlovsk.roskazna.ru/dokumenty/uchet-i-raspredelenie-postupleniy/

Е. ЩЕРБИНИНА, заместитель начальника отдела №18 УФК по Свердловской области.

Как вернуть средства, ошибочно уплаченные на бюджетный счет вместо счета в СЕА НДС?

Предприятие ошибочно уплатило 4000 гривен на бюджетный счет вместо своего электронного счета НДС. Обратились письменно, чтобы с бюджетного счета были перечислены средства на счет НДС. Деньги были перечислены. Сейчас они находятся на счету, но на эту сумму налоговые накладные не регистрируются. Как вернуть эти деньги? Подали приложение 4 к декларации, но специалисты фискальной службы утверждают, что смогут вернуть только сумму в пределах регистрационного лимита. Как вернуть средства на текущий расчетный счет?

Правовые основы функционирования системы электронного администрирования НДС регулируются статьей 200 1 НКУ и регламентируются Порядком электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденным постановлением КМУ от 16.10.2014 г. № 569.

Со счета в системе электронного администрирования НДС плательщика перечисляются средства в государственный бюджет в сумме налоговых обязательств по НДС, подлежащие уплате по итогам отчетного налогового периода, и на текущий счет плательщика налога по его заявлению, которое подается в контролирующий орган в составе налоговой отчетности по НДС в размере суммы средств, которая превышает сумму задекларированных к уплате в бюджет налоговых обязательств и суммы налогового долга по налогу (пункт 200 1 .5 НКУ).

Сумма налога (ΣНакл), на которую налогоплательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в ЕРНН, вычисляется автоматически по формуле, определенной пунктом 200 1 .3 НКУ.

Показатели формулы, определенной пунктом 200 1 .3 НКУ, пересчитываються автоматически при регистрации в ЕРНН налоговых накладных, расчетов корректировки к налоговым накладным, таможенных деклараций, налоговых деклараций и др.

Следовательно, СЕА НДС работает исключительно в автоматическом режиме и на основании алгоритмов, разработанных в соответствии со статьей 200 1 НКУ и Порядка № 569, и не допускает ручного вмешательства в ее работу.

Показатель (ΣПеревищ), который является составной формулы, определенной пунктом 200 1 .3 НКУ, является суммой превышения налоговых обязательств, указанных плательщиком в поданных налоговых декларациях с учетом поданных уточняющих расчетов к ним, над суммой налога, которая содержится в составленных таким плательщиком налоговых накладных и расчетах корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН. Указанный показатель рассчитывается с 1 июля 2015 года.

Детальный порядок расчета регистрационной суммы и ее составляющих приведен в пункте 9 Порядка N 569.

Относительно порядка возврата средств с электронного счета налогоплательщика на его текущий счет, сообщаем, что механизм возврата таких средств определен пунктом 200 1 .6 НКУ и пунктом 21 Порядка № 569, где указано:

— если на дату подачи налоговой декларации по НДС сумма средств на электронном счете налогоплательщика превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет в соответствии с поданной отчетностью, налогоплательщик вправе подать контролирующему органу в составе налоговой декларации заявление, согласно которого такие средства подлежат перечислению на текущий счет налогоплательщика, реквизиты которого указываются в заявлении, в сумме остатка средств, превышающих сумму налогового долга по налогу и сумму согласованных налоговых обязательств по налогу, или в бюджет в счет уплаты налогового долга по налогу, возникшему начиная с 1 июля 2015 года.

При этом перечисление средств на текущий счет плательщика может осуществляться при отсутствии превышения суммы налога, указанной в выданных налоговых накладных, составленных в отчетном периоде и зарегистрированных в Реестре, над суммой налоговых обязательств по НДС по операциям по поставке товаров/услуг, задекларированных в налоговой отчетности по НДС в данном отчетном периоде.

Возврат денег, излишне перечисленных контрагенту в текущем году

Вопрос-ответ по теме

У нас такая ситуация с подведомственным учреждением: в конце 2015 года подведомственное (бюджетное) учреждение перечислило оплату за предоставленные услуги по 244 КВР, однако данные средства вернулись обратно на счет нашего подведомственного учреждения по той причине, что юридическое лицо (предоставившая услуги нашему подведомственному учреждению) было ликвидировано на момент оплаты. Какими проводками отразить данную операцию? И как данные обороты отразятся в форме ОКУД 0503737 и 0503723?

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Бюджетная классификация: КОСГУ от А до Я

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

Отвечает Елена Павленко, эксперт

Возврат средств оформите проводкой:

Д. 0.201.11.510, увеличение забалансового счета 17 (по соответствующему КОСГУ) – К.0.302.ХХ.730 — отражено поступление средств как восстановление кассового расхода (на соответствующий КВР).

Такой порядок следует из пункта 98 Инструкции № 174н. Однако в Инструкции № 174н приведена проводка только по возврату аванса согласно условиям договора (т. е. со счетом 0.206.XX.660). Поэтому проводки по возврату перечисленных денег контрагенту и возврату платежа из банка согласуйте с учредителем (п. 4 Инструкции № 174н).

В ф. 0503737 поступление отразите как возврат задолженности прошлых лет. Пример заполнения приведен в рекомендации 3.

В ф. 0503723 поступление средств отразите также как возврат дебиторской задолженности прошлых лет в соответствии с Порядком заполнения бюджетным и автономным учреждением Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) в строке 421 (соответственно строкам 420, 410, 400) раздела 3 «Изменение остатков средств». Учтите также разъяснения по заполнению ф. 0503723 доведенные Письмом Минфина России, казначейства России от 04.07.2016 №№ 02-07-07/39110, 07-04-05/02-493.

1. Из рекомендации Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как в бухучете отразить возврат денег, излишне перечисленных контрагенту в текущем году, или возврат из банка. В платеже была допущена ошибка

Возврат излишне перечисленных денег от поставщика (подрядчика, исполнителя) в бухучете отразите как восстановление кассового расхода. Аналогично поступите, если в платежном документе указали неправильные реквизиты и средства возвращает банк. Полученную сумму отразите по тому же КВР, по которому проходила выплата. Такой вывод следует из пункта 11 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н, пункта 2.5.4 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н.

В учете бюджетных учреждений:

Возврат денег отразите следующим образом:

Отражено поступление средств как восстановление кассового расхода текущего финансового года

(на соответствующий КВР)

Такой порядок следует из пункта 98 Инструкции № 174н. Однако в Инструкции № 174н приведена проводка только по возврату аванса согласно условиям договора (т. е. со счетом 0.206.XX.660). Поэтому проводки по возврату ошибочно перечисленных денег контрагенту и возврату платежа из банка согласуйте с учредителем (п. 4 Инструкции № 174н).

Юлии Камардиной, советника руководителя Федерального казначейства

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как бюджетному (автономному) учреждению отразить зачисление на лицевой счет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет от контрагента

Ответ на этот вопрос зависит от того, за счет каких средств ранее был произведен кассовый расход.

Когда дебиторку нужно перечислить в бюджет

Дебиторскую задолженность прошлых лет нужно перечислить в доход соответствующего бюджета, если кассовый расход прошел за счет:

  • лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) – в случае если кассовый расход был произведен учреждением в статусе получателя бюджетных средств до изменения типа учреждения;
  • целевых субсидий и субсидий на капвложения. При этом федеральные учреждения могут не перечислять полученные средства в доход бюджета при наличии на это решения учредителя;
  • бюджетных инвестиций (в форме ЛБО).

Это следует из положений пункта 2 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н, статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, части 18 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, части 3.17 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ и письма Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4131.

По общему правилу перечислить дебиторскую задолженность в доход соответствующего бюджета должен контрагент (дебитор). Для этого сообщите ему необходимые реквизиты, в том числе:

  • реквизиты счета 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ»;
  • код классификации доходов бюджетов и код администратора доходов бюджета, администрирующего указанные поступления. Как правило, это орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения.

Возможна ситуация, когда дебиторская задолженность зачислена на лицевой счет учреждения или получена наличными в кассу. В этом случае перечислите задолженность в доход соответствующего бюджета самостоятельно.

В платежном документе на перечисление в бюджет дебитор или учреждение указывает код доходов бюджета 000 1 13 02990 00 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства». Этот код нужно детализировать исходя из того, за счет средств какого бюджета были произведены кассовые выплаты. Например, если расходы производились за счет целевых субсидий, предоставленных учреждению из федерального бюджета, применяется код 000 1 13 02991 01 0000 130. При этом на месте 1–3-го разрядов кода укажите код главного администратора. На месте 14–20-го разрядов укажите код подвида доходов. Об этом сказано в пункте 4.1 раздела II указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Когда дебиторку можно использовать в текущем году

Учреждение вправе использовать вернувшуюся дебиторку прошлых лет в текущем финансовом году, если расходы ранее были произведены за счет:

  • средств от платной деятельности или за счет субсидий на госзадания;
  • целевой субсидии, только если на это есть разрешение учредителя.

Об этом сказано в частях 17–18 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, части 3.15 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

В указанных случаях возврат дебиторской задолженности прошлых лет поступает на счета учреждения. На лицевом счете эти поступления отражают в порядке, установленном Казначейством России или финансовым органом (в зависимости от того, где учреждению открыт лицевой счет). Подтверждает такой вывод в части целевых субсидий Минфин России в письме от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4131.

Если учреждение обслуживается в финоргане субъекта РФ (муниципального образования), порядок отражения операций при возврате дебиторки прошлых лет устанавливает соответствующий финансовый орган (ч. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Так, в Самарской области возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается как восстановление кассовых расходов с отражением по тем же КБК, по которым ранее был расход (п. 5.6 Порядка, утвержденного приказом Министерства управления финансами Самарской области от 13 декабря 2007 г. № 12-21/98).

Если лицевой счет открыт в органе Казначейства России, порядок отражения операций на лицевых счетах утвержден:

Теперь рассмотрим, как органы Казначейства России отражают возврат дебиторской задолженности на лицевых счетах.

1. Возврат по госзаданию или платной деятельности

Такая дебиторская задолженность прошлых лет отражается на лицевом счете бюджетного и автономного учреждения (коды 20, 30).

Основанием для зачисления средств на лицевой счет учреждения будут расчетные документы дебитора. Информировать дебитора о порядке заполнения таких документов учреждение должно самостоятельно. Например, в них нужно указать информацию о реквизитах счета, на который нужно перечислять дебиторскую задолженность. В текущем году средства могут быть зачислены по коду доходов (как невыясненные поступления). Тогда подайте в Казначейство России уведомление об уточнении операций (ф. 0531852). И в нем укажите, на какой код вида расходов нужно зачислить поступившие средства.

2. Возврат по целевой субсидии или капвложениям

Федеральные учреждения могут не перечислять в доход бюджета суммы возврата прошлогодних кассовых выплат за счет средств целевых субсидий (например, по причине неверного указания реквизитов или излишнего перечисления средств) или капитальных вложений. Но потребность в этих средствах надо подтвердить. И если учредитель примет решение направить остатки субсидии на те же цели, то средства останутся на счете. Об этом сказано в пунктах 2, 3 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н, письме Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-03-07/9353 (направлено письмом Казначейства России от 4 апреля 2013 г. № 42-7.4-05/3.3-205).

При этом сумму возврата дебиторской задолженности прошлых лет Казначейство России зачисляет на лицевой счет учреждения (код 21, 31) по статье КОСГУ 180 «Прочие доходы». Расходовать эти деньги сразу нельзя. Чтобы Казначейство России оставило их на счете, направьте в течение 45 рабочих дней Сведения (ф. 0501016), в которых учредитель разрешает использовать деньги в текущем году. В противном случае финорган перечислит всю сумму в доход федерального бюджета.

3. Из рекомендации Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как бюджетному (автономному) учреждению отразить в Отчете (ф. 0503737) возврат дебиторской задолженности прошлых лет (восстановление кассовых расходов)

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет, зачисленный на счет как восстановление кассовых расходов, отразите в Отчете (ф. 0503737) в двух разделах.

В разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» возврат дебиторки пройдет по двум строкам:

  1. по строке 710 – в составе всех поступлений на счет учреждения (строка заполняется со знаком минус);
  2. по строке 591 – в составе общей суммы поступлений дебиторки прошлых лет и возвратов ранее перечисленных денежных обеспечений (строка в положительном значении).

А в разделе 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» расшифруйте данные строки 591. Сделайте это так:

  • в строке 950 укажите сумму возврата дебиторки из строки 591 раздела 3;
  • по строке 951 расшифруйте эту сумму по кодам аналитики – кодам видов расходов, по которым восстановили кассовый расход. В отчете за 2016 год этого не делайте – оставьте строку 951 незаполненной (п. 4.1 письма от 17 марта 2016 Минфина России № 02-07-07/15237 и Казначейства России № 07-04-05/02-178).

Такой порядок заполнения отчета следует из пунктов 44, 44.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н.

Пример формирования Отчета (ф. 0503737) по операциям возврата задолженности прошлых лет

За 2016 год бюджетному учреждению «Альфа» ФСС России вернул переплату по взносам, которая образовалась в прошлом году за счет средств от платной деятельности (КФО 2). Сумма возврата в размере 30 000 руб. зачислена на лицевой счет учреждения. Эту сумму учреждение потратило на перечисление задолженности по земельному налогу.

Кроме того, в этот период учреждение оказало платные услуги на сумму 100 000 руб. Весь доход «Альфа» потратила на приобретение материальных запасов.

В учете «Альфы» операции оформлены проводками: