Выкуп земли кострома

Содержание:

Закон Костромской области от 18 июля 2002 г. N 68-ЗКО «О разграничении полномочий между органами государственной власти Костромской области в сфере регулирования земельных отношений» (принят Костромской областной Думой 11 июля 2002 г.) (с изменениями

Закон Костромской области от 18 июля 2002 г. N 68-ЗКО
«О разграничении полномочий между органами государственной власти
Костромской области в сфере регулирования земельных отношений»
(принят Костромской областной Думой 11 июля 2002 г.)
(с изменениями от 9 октября 2003 г., 30 октября 2006 г., 9 ноября 2007 г., 13 апреля 2009 г.)

Статья 1. Правовая основа разграничения полномочий в сфере регулирования земельных отношений
Правовой основой настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Устав Костромской области.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Настоящий Закон определяет полномочия Костромской областной Думы, администрации Костромской области и исполнительных органов государственной власти Костромской области в сфере регулирования земельных отношений.

Статья 3. Полномочия Костромской областной Думы в сфере регулирования земельных отношений
К полномочиям Костромской областной Думы в сфере регулирования земельных отношений относится:
1. Утратил силу
2. Утратил силу
3. Определение порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Костромской области;
4. Утверждение региональных программ использования и охраны земель;
5. Установление категорий работников организаций отдельных отраслей экономики, имеющих право на получение служебных наделов в безвозмездное срочное пользование в соответствии с федеральным законодательством;

6. Определение случаев бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц;
7. Установление порядка и условий предоставления информации собственникам, землепользователям, землевладельцам, а также арендаторам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, находящихся соответственно в их собственности, пользовании или владении;
8. Определение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых в собственность граждан из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства;
9. Определение максимальных размеров земельных участков, предоставляемых бесплатно из земель, находящихся в собственности Костромской области, в собственность граждан для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
10. Определение оснований изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, находящихся в собственности Костромской области или муниципальных образований, для государственных или муниципальных нужд;

11. Утверждение перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, а также сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень по муниципальному району (городскому округу), использование которых в иных целях не допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
12. Установление условий предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения и иными федеральными законами;
13.Исключен;
14. Утверждение и изменение границ и правового режима пригородных зон населенных пунктов;
15. Определение порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, а также их порядка использования и охраны в соответствии с законами Российской Федерации и Костромской области;
16. Установление режима использования и охраны земель природоохранного назначения в соответствии с федеральным законодательством;
17. Определение правового режима использования земель историко-культурного назначения в соответствии с федеральным законодательством;
18. Определение порядка привлечения к дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения в соответствии с федеральным законодательством;
19. Осуществление контроля за исполнением законов Костромской области, регулирующих земельные отношения, а также соблюдением установленного порядка распоряжения землями, находящимися в собственности Костромской области.
20. Утратил силу
21. Утратил силу
22. Утратил силу
23. Утратил силу
24. Установление начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
25. Установление минимальных размеров образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
26. Установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
27. Установление случаев приобретения муниципальными образованиями, расположенными на территории Костромской области, земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести эти земельный участок или долю по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности;
28. Установление случаев направления органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Костромской области, заявления в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его ненадлежащем использовании или неиспользовании в соответствии с целевым назначением в течение трех лет;
29. Установление случаев, при которых у муниципального образования, расположенного на территории Костромской области, имеется преимущественное право на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
30. Установление минимального срока аренды земельного участка в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду;
31. Установление цены, по которой может быть приобретен арендатором земельный участок, который находился у него в аренде в течение трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка;
32. Установление цены, по которой может быть приобретен сельскохозяйственной организацией, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, земельный участок в собственность, который находился у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения;
33. Установление случаев бесплатного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из сельскохозяйственных угодий ранее предоставленных сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования;
34. Установление перечня категорий граждан, имеющих право на получ
ение земельной доли, и порядка определения размера земельной доли;
35. Установление случаев передачи гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставления им в собственность на возмездной и безвозмездной основе земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель;
36. Установление случаев принятия органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Костромской области, решения об образовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей и направлении заявления в суд о признании права собственности муниципального образования на данный земельный участок;
37. Установление порядка проведения согласительной процедуры по спорам о местоположении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, выделяемого в счет земельной доли;
38. Определение средства массовой информации, в котором публикуются сообщения, обязательность опубликования которых предусмотрена Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
39. Иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Статья 4. Полномочия администрации Костромской области в сфере регулирований земельных отношений
К полномочиям администрации Костромской области в сфере регулирования земельных отношений относятся:
1. Определение уполномоченных органов в сфере регулирования земельных отношений;
2. Осуществление отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в порядке, установленном федеральными законами;
3. Разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель;
4. Осуществление изъятия, в том числе путем выкупа, земель для нужд Костромской области;
5. Установление порядка определения размера арендной платы за земли, находящиеся в областной собственности, условий и сроков ее внесения;

Выкуп земли кострома

Управление Росреестра по Костромской области информирует, что наиболее частым нарушением, которое совершают правообладатели земельных участков, является самовольное занятие земельного участка. Самовольное занятие земельного участка – это незаконное завладение территорией чужого земельного участка или его части без согласия правообладателя. Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа.

Владение земельными участками может осуществляться гражданами и юридическими лицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить: выделение земельных участков во временное арендное пользование; приобретение земельного участка в собственность по договору купли-продажи; получение земельного участка по наследству; выкуп земельного участка у государства или муниципалитета по итогам аукциона; иные основания, перечисленные в Земельном кодексе РФ (далее – ЗК РФ) и Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец земельного участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.

Под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:

— противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка путем вынесения элементов ограждения на границу своего земельного участка;

— перенос межевых знаков на чужую территорию;

— вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо незаконное строительство на чужой земле;

— размещение имущества на чужом земельном участке без согласия надлежащего собственника;

— эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;

Правообладателями земельных участков (гражданами, юридическими лицами, публичными образованиями) при установлении самовольного занятия земельного участка могут предъявляться требования об устранении указанного нарушения.

Если этого не происходит, к нарушителю можно применить различные варианты защиты прав. Правообладатель земли обладает исключительными полномочиями по защите и восстановлению своих нарушенных прав, в том числе от самовольного занятия земельного участка. Среди вариантов защиты, которые предусматривают законодательные акты, можно выделить:

— самозащита нарушенных прав (например, перенос незаконных ограждений временного характера за пределы межевой черты);

— направление нарушителю письменного требования о прекращении противоправных действий;

— обращение в орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия муниципального земельного контроля, либо в Управление Росреестра по Костромской области, наделенное полномочиями государственного земельного надзора, с целью проведения проверки законности занятия земельного участка и привлечения к административной ответственности;

— направление искового заявления в суд о привлечении нарушителя к гражданской ответственности.

Для предъявления претензий необходимо иметь надлежащие правоустанавливающие документы. Необходимо учитывать, что все несформированные земельные участки принадлежат государству, которое делегировало свои полномочия муниципальным образованиям. По этой причине на территории РФ нет бесхозных земель. Даже если на участок официально не оформлено право собственности, самовольное занятие земли будет являться нарушением государственных или муниципальных интересов.

За самовольное занятие земельного участка или части земельного участка законодательством предусмотрена гражданская и административная ответственность.

Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:

— предъявление требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);

— направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;

— предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскании убытков и упущенной выгоды.

Статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает санкционные меры за самовольное занятие земельного участка или его части. Административные санкции за самовольное занятие земельного участка по статье 7.1 КоАП РФ различаются в зависимости от утвержденной кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценки земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов. Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:

— для физических лиц – от 1 до 1.5% от кадастровой стоимости земельного участка, сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей;

— для должностных лиц – от 1.5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей;

— для юридических лиц – от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей (необходимо учитывать, что в рамках данной статьи индивидуальные предприниматели приравнены к юридическим лицам).

Основаниями для составления протоколов по ст. 7.1 КоАП РФ являются плановые и внеплановые проверки органов муниципального земельного контроля или государственного земельного надзора, либо обращения лиц о фактах самовольного занятия земельных участков.

Взыскание сумм штрафов не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа самовольный захватчик обязан освободить чужой земельный участок, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение и выплатить суммы наложенных штрафов, принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться судебными приставами.

ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Депимущество Костромской области

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Как оформить земельный участок в собственность?

Ответ:

Порядок и процедура предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации Костромской области от 19.05.2008 № 140-а «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы».

В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка с учетом долей в праве собственности на здание. Для приобретения прав на земельный участок вышеназванные лица должны совместно обращаться в исполнительный орган государственной власти. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 478, в соответствии с которым требуется следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица;

2) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

3) при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке — выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке;

4) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

— уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и

— копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;

5) кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке;

6) копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством;

7) сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Кроме того, согласно с пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Таким образом, для оформления прав на земельный участок необходимо выполнить в отношении земельного участка кадастровые работы (межевание) и осуществить государственный кадастровый учет этого земельного участка (кадастровый паспорт). После чего, совместно всем собственникам необходимо обратиться в ОГУ Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению (г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38, окно 21, 22, 23) с заявлением предоставлении земельного участка на праве собственности в целях эксплуатации жилого дома.

Вопрос: как выделить земельный участок из долевой собственности?

Ответ:

В силу ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела доли в натуре своей доли из общего имущества. В силу ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.

Согласно ст. 11.2, п. 1 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации под разделом земельного участка понимается вид кадастровых работ, когда из одного земельного участка образуется два и более земельных участков.

В соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка допускается при наличии в письменной форме согласия землевладельцев земельного участка, из которого при разделе образуются новые земельные участки. Либо согласно п. 6 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников земельного участка, из которых при разделе образуются новые земельные участки.

Вновь образованные земельные участки должны отвечать требованиям о минимальном размере земельного участка в соответствующем муниципальном образовании (п. 1 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно Закону Костромской области от 22.10.2002 N 76-ЗКО (ред. от 13.07.2012) «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам, на территории Костромской области» минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства 0,02 га.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.

Для выдела доли жилого дома в натуре и разделе земельного участка следует придерживаться следующего алгоритма:

— выделить часть имущества в натуре соразмерно идеальной доле в праве общей долевой собственности из общего имущества жилого дома и составить соглашение о разделе земельного участка или получить решение суда о выделе доли в натуре жилого дома и разделе земельного участка;

— присвоить адреса вновь образованным земельным участкам (Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества по адресу: г. Кострома, пл. Конституции, д. 2);

— поставить вновь образование земельные участки на государственный кадастровый учет (ОГКУ «МФЦ» по адресу: г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38, окно 26);

— зарегистрировать право собственности на вновь образованные земельные участки (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области по адресу: г. Кострома, пос. Новый, д. 3).

Вопрос: как оформить дополнительный земельный участок, прилегающий к домовладению, на праве собственности или аренды?

Ответ:

Порядок и процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлены статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации Костромской области от 19.05.2008 № 140-а «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы».
Под дополнительным земельным участком для эксплуатации здания, строения, сооружения, понимается земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не относящийся к землям общего пользования, размеры и (или) местоположение которого не позволяют сформировать такой земельный участок как самостоятельный для иных целей, и который является смежным по отношению к земельному участку, на котором расположено здание, строение, сооружение, для эксплуатации которого испрашивается такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 19.2 указанного постановления земельные участки предоставляются в собственность за плату или в аренду лицу, имеющему в собственности здание, строение, сооружение, расположенное на смежном земельном участке.
Граждане, заинтересованные в предоставлении дополнительного земельного участка, подают в письменной форме заявление в исполнительный орган государственной власти (департамент имущественных и земельных отношений Костромской области по адресу: г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38, каб. 216), администрацию города Костромы или через ОГКУ «МФЦ» (г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38).
В заявлении должна быть определена цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю, приложена схема размещения испрашиваемого земельного участка.
Уполномоченный орган в пятидневный срок со дня поступления заявления о предоставлении дополнительного земельного участка направляет в администрацию города Костромы копию заявления и обращение о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Администрация города Костромы с учетом градостроительной документации в месячный срок обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и утверждает ее.
После утверждения расположения земельного участка на кадастровом плане уполномоченный орган (департамент) организует опубликование в газете «Северная правда» информации о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В случае, если по истечении месячного срока после опубликования указанной информации в газете «Северная правда» отсутствуют иные обращения граждан о предоставлении дополнительного земельного участка, уполномоченный орган предоставляет заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении данного земельного участка кадастровых работ (проводит межевание испрашиваемого земельного участка) и осуществляет государственный кадастровый учет этого земельного участка (получает кадастровый паспорт в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области (пос. Новый, д. 3), или в ОГКУ «МФЦ» (ул. Калиновская, д. 38, окно 26). Решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду принимается уполномоченным органом (департаментом) в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта. Копия решения (распоряжение департамента имущественных и земельных отношений Костромской области «О предоставлении земельного участка в аренду») с приложением кадастрового паспорта направляется заявителю. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.
Цена дополнительного земельного участка, подлежащая оплате по договору купли-продажи земельного участка, устанавливается уполномоченным органом на основании отчета независимого оценщика в течение двух недель со дня предоставления кадастрового паспорта.

В случае поступления заявления о предоставлении дополнительного земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения от иного лица, имеющего в собственности здание, строение, сооружение, расположенное на смежном земельном участке, проводится аукцион по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, установленном Правилами организации и проведения торгов.

Костромской гектар – как получить и куда обращаться

Сколько земли раздадут бесплатно

В преддверии новогодних праздников фермеру Михаилу Румянцеву был сделан отличный подарок – бесплатные 480 гектар в Галчинском районе Костромской области. Он вошел в число первых жителей области, воспользовавшихся новым законом о бесплатном предоставлении земли для ведения сельского хозяйства.

Закон был принят депутатами областной думы в июле 2017 года. По их мнению, «костромской гектар» может стать конкурентом дальневосточному. И действительно на эти земли появилось множество желающих. К тому же в регионе имеется много свободных участков, поэтому заявки желающих можно будет выполнять в течение многих лет. По словам властей Костромской области, сейчас в их распоряжении есть 170 тыс. гектар земли для бесплатной передачи.

По подсчетам регионального департамента АПК в регионе находится около 800 тыс. гектар земли сельскохозяйственного назначения. Из них 600 тыс. гектар занято пашнями. Однако из этого количества лишь 193 тыс. гектар обрабатывается, т.е. более 60% лугов и полей остаются без надзора и пустуют. Для увеличения объема обрабатываемых сельхозземель властями был разработан законопроект, разрешающий выделять пустующие участки под ведение фермерского хозяйства. При этом аукционы проводиться не будут.

Кто и где сможет получить земельный участок

Изначально в список желающих принять участие в данной программе входило 88 сельских поселений, расположенных в 20 различных районах Костромской области. Но затем список был расширен благодаря включению окрестностей Костромы. По мнению депутатов, подобные условия смогут увеличить количество жителей регионов за счет роста приезжих, у которых есть желание посвятить себя сельскому хозяйству.

И действительно интерес к костромским землям стали проявлять как местные жители, так и приезжие с других районов. По словам Сергея Иванова, руководителя регионального департамента АПК, на сегодняшний день в Костромской области официально числится примерно 250 фермеров. На их фермерских хозяйствах работает около 600 человек, включая наемных рабочих. Объем произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет около 3% по региону. За последние годы этот показатель стал расти, поэтому возникла необходимость в расширении территории для производства.

Как уже говорилось ранее, свободные костромские земли стали интересны не только жителям округа, но и переселенцам из других регионов. Сергей Иванов уточнил, что с момента принятия нового закона прошло всего полгода, но за это время он уже успел показать свою эффективность. Согласно информации на 1 января 2018 года, в муниципалитеты были поданы заявки на получение 2,8 тыс. гектар земли. Кроме того, к этому времени 25 фермерам уже было выделено 500 гектаров. Остальные же наделы находятся на стадии оформления. На новых землях трудятся и местные, и приезжие люди. Например, недавно в Костромскую область приехал фермер из Ингушетии. Местные власти надеются, что производство сельхозпродукции возрастет на фермерских хозяйствах в среднем на 10% после бесплатного выделения всем подавшим заявки.

Сколько стоит аренда земли в Костромской области

Ранее в Костромской области распределение сельхозземель производилось по сложному механизму. Если на территории какого-то муниципалитета были свободные наделы, то публиковались специальные объявления. После этого нужно было ждать отклика потенциального фермера. Если таковой находился, то на него составлялся договор аренды. При появлении двух претендентов на одну территорию муниципалитет проводил независимую оценку данной территории, и затем выставлял ее на конкурс, на котором и решалось кому достанется право аренды.

По словам Сергей Иванова, иногда такие конкурсы приводили к чрезмерному повышению цена на участки. Например, в 2015 году в рамках такого конкурса фермеру была предложена территория площадью 160 гектар за ежегодную арендную плату 2,5 млн. руб. При этом средний размер арендной платы 1 гектара в данном регионе в год составляет от 300 рублей до 1 тыс. руб., или 1,5 тыс. руб. за очень плодородную землю. Выше этой суммы, по мнению Иванова, платить за аренду одного гектара экономически не выгодно.

Представители отдела сельского хозяйства Судиславского муниципального района рассказали, что после принятия закона в административные органы всего один фермер подал заявку на выделение земли. Но он пока не получил участок. По словам администрации, сейчас фермер занимается межеванием. Точно такая же ситуация наблюдается в Буе, там было подано все 2 заявки. Администрация сообщила, что для получения земли требуется кадастровый паспорт и оформление договоров. А в этом районе кадастровая палата, которая сотрудничала с Росреестром, была ликвидирована, и с тех пор всю документацию надо сдавать в МФЦ. Но загвоздка в том, что МФЦ также не принимает клиентов по этим вопросам, так как у них до сих пор не налажена требующаяся для этого программа, т.е. они также не принимают документы. Именно поэтому, утверждает местная администрация, у них так мало желающих получить бесплатную землю.

Кто и как уже получил гектар в Костроме

Галичскому району Костромской области, в отличие от его соседей, в этом плане повезло больше. Например, уже получившему участок фермеру Михаилу Румянцеву не пришлось оформлять на землю никакие документы, так как они уже были готовы. Ранее эта территория была в аренде у другого фермера, но он освободил ее после того как срок аренды закончился. Румянцев узнав об этом, сразу же написал заявление на эти земли. Для ускорения процесса выделения участка потенциальный фермер может самостоятельно отмежевать территорию. Но за это придется заплатить — 300-600 руб. за гектар. Однако в дальнейшем благодаря субсидиям из областного бюджета можно компенсировать затраты на межевание.

Михаил Румянцев рассказал, что оформление документов на получение бесплатной земли проводилось без особых затруднений. Этот фермер из деревни Степаново и так был известен во всей Костромской области, но в 2015 году его известность распространилась на всю Россию. Он сумел в прямом эфире задать вопрос президенту РФ В.В. Путину. Касался он государственной поддержки небольших сельскохозяйственных предприятий, которые без сторонней помощи не могут составить конкуренцию более крупным производителям.

Румянцев подтвердил, что он не оформлял лишних документов и справок. Кроме того, не так давно он стал обладателем гранта, предназначенного для развития семейной фермы. И даже для получения этого гранта не понадобились никакие документы, так как хватило тех, которые были собраны при получении участка. Инициатива фермера в развитии фермы была поддержана районными властями, по мнению которых плодородная земля должна быть использована по назначению, а не зарастать травой.

Михаил Румянцев рассказал, что сейчас на его ферме имеется 80 дойных коров и около сотни голов молодняка. В следующем году он планирует увеличить количество дойных коров до 90 голов, следовательно, для них понадобиться больше места. На полученной земле он планирует построить для них загоны. Кроме того, фермер планирует наладить процесс переработки молока. В настоящий момент на ферме ежедневно разливается по флягам 400 литров молока, которое затем развозится по детсадам. Но в 2018 году Румянцев хочет наладить фасовку молока и перейти на пакетированное. Он надеется, что государство окажет ему в этом финансовую поддержку.

О том, как взять земельный участок в аренду у администрации сельского поселения, я рассказываю здесь.

Минусы костромского гектара

У некоторых депутатов при обсуждении нового закона о выделении «костромского гектара» возникли опасения, что люди начнут злоупотреблять предложенными возможностями. На эти сомнения областная администрация ответила тем, что у людей, которые не будут заниматься обработкой земли в течение 3-х лет, участки будут изыматься. Причем для этого уже предусмотрена эффективная система изъятия. Также фермеров, пренебрегших своими обязанностями по уходу за землей, может ждать штраф в размере до 400 тыс. руб.

Вот один из примеров подобного изъятия земли. Чиновники Костромского района забрали более 8 тыс. гектар земли у московского банка. Данная территория с/х назначения расположена в Галичском, Островском и Судиславском районах данного региона. Они уже длительное время не использовались, поэтому были неухоженными и заросли бурьяном. Банку направлялось множество предписаний о нарушении от Россельхознадзора. Более того, на финансовую организацию неоднократно накладывались штрафы.

В прошлом году банк передал около 7,2 тыс. гектар в собственность московской управляющей компании в виде уставного капитала. Но и новый владелец не занялся обработкой земли. В результате этого в отношении УК было возбуждено 3 административных дела. После этого организация добровольно отказалась от этой территории, которая стала собственностью муниципальных образований.

Всего же за последние 3 года было изъято 18,3 тыс. гектар сельхозземель, расположенных в Антроповском, Вохомском, Буйском, Островском и Парфеньевском районах Костромской области. Но на сегодняшний день уже 13,2 тыс. гектар используются по назначению.

Перевод земли из аренды в собственность

Перевод земли из аренды в собственность предусматривается нормами земельного законодательства. Оформить документы на землю, арендованную у администрации, можно в следующих случаях:

  • при выкупе земли из аренды в собственность;
  • при получении участка бесплатно. Этот способ доступен физическим лицам, имеющим льготы, при использовании дачной амнистии, проведении торгов участка земли, на котором не должно быть построек, а также при вынесении судебного решения о предоставлении земли в собственность.

В каждом конкретном случае при переводе арендованного земельного надела в собственность существуют определённые нюансы. Поэтому для проведения такой процедуры лучше воспользоваться услугами специалистов, направление деятельности которых связано с земельным правом.

Какая земля переводится из аренды в собственность

Для перевода участка земли в собственность нужно, чтобы:

  • участок использовался по целевому назначению (для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах поселения, дачного хозяйства, садоводства);
  • на арендованной земле была зарегистрированная недвижимость;
  • земельный участок использовался для ведения сельского хозяйства на протяжении 3 лет;
  • оформление участка из аренды в собственность происходило в первый раз.

Не все категории земель можно приватизировать из-за ограничений, установленных законодательством.

Получение в собственность ограничено для земель:

  • изъятых из оборота или имеющих федеральное значение;
  • расположенных в пределах территорий, находящихся под особой охраной и отведённых под национальные парки и государственные заповедники;
  • лесного фонда;
  • с расположением в пределах их границ водных объектов, санитарных зон охраны таких объектов, гидротехнических сооружений;
  • территорий, на которых располагаются объекты культурного наследия, космической инфраструктуры, закрытые административно-территориальные образования, захоронения гражданских и военных лиц, объекты, предназначенные для охраны и защиты государственных границ.

Перевод из аренды в собственность запрещается для следующих категорий земель:

  • зарезервированных участков для проектов государственного и муниципального значения;
  • полигонов, заражённых веществами, представляющими опасность для здоровья человека;
  • зон отчуждения автомобильного, железнодорожного транспорта, аэропортов, морских и речных портов;
  • заповедных зон, городских садов, парков, улиц;
  • зон водозаборов, находящихся под охраной (источников воды подземных и поверхностных) и сооружений для очистки;
  • природных заповедников, земель водного и лесного фонда;
  • находящихся в ведении Министерства обороны.

Порядок выкупа земли из аренды в собственность в 2017 году

Для выкупа участка земли, находящегося в собственности государства, необходимо обратиться в службу (земельный комитет при местной администрации), в ведении которой находится объект, заинтересовавший покупателя. Заявка на выкуп земли направляется в адрес департамента земельных ресурсов, который находится на территории конкретного субъекта РФ.

При обращении в орган, наделённый необходимыми полномочиями, пишется заявление (образец ниже), которое оформляется и предоставляется вместе:

  • с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность заявителя (для физических лиц). Выпиской из ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • с выпиской из ЕГРП для подтверждения права собственности при наличии на участке зарегистрированных объектов недвижимости;
  • с доверенностью, заверенной нотариусом (для доверенного лица, представляющего интересы покупателя земельного участка);
  • с кадастровым паспортом. В случае его отсутствия обращаются в картографическую службу, занимающуюся межеванием земли, для обязательного проведения этой процедуры;
  • с другими документами (решение суда или протокол, утверждённый для победителя при продаже земельного участка на аукционе), на основании которых возможно приобретение заинтересовавшего объекта.

В случае принятия решения о переуступке права и передаче участка заинтересованной в его приобретении стороне госорган в течение месяца с момента подачи заявления присылает официальный ответ вместе с содержащимся в нём образцом договора купли-продажи.

В такой же срок присылается извещение об отказе в передаче участка, в котором указываются причины такого решения.

Делопроизводство длится дольше, если больше количество претендентов, состоящих в специальной очереди на получение участка, которая формируется с учётом социального статуса и наличия свободных земель. При выкупе земли на торгах победителю аукциона предлагают заключить соответствующее соглашение в срок, составляющий 5 дней, после уплаты за участок полагающейся суммы.

Порядок оформления договора купли-продажи

Оформлением договора купли-продажи занимается орган, имеющий соответствующие полномочия, или нотариус.

В данном документе указывают:

  • данные о сторонах, заключающих сделку;
  • предмет соглашения;
  • возможные обременения (в случае их наличия);
  • цены договора и порядка её оплаты;
  • реквизиты сторон, участвующих в делопроизводстве.

В случае уклонения арендодателя от заключения такого соглашения заявитель или его доверенное лицо вправе обратиться в суд.

Отказать в выкупе заявителю могут в следующих случаях:

  • наложение ограничений на продажу земли, которые указываются в нормативных актах, принятых региональными или федеральными органами;
  • нарушение претендентом условий использования территории, которая ему предоставлена на срок действия соглашения;
  • предоставление документов, не соответствующих по перечню и форме требованиям, установленным законодательством.

Регистрация

Право собственности на землю оформляется в Росреестре. Чтобы перевести землю в собственность, следует предъявить договор купли-продажи или другой правоустанавливающий документ и акт приёма-передачи недвижимого имущества.

В соответствии с НК РФ, ст.333.33, стоимость услуги регистрации земли физическому лицу составляет 350 рублей, а юридическому лицу – 1000 рублей.

Документы на регистрацию отправляются одним из следующих способов:

  • при личном посещении учреждения по месту жительства или расположения участка, который заявитель намерен выкупить;
  • по почте заказным письмом;
  • по Интернету, через официальный сайт государственных услуг;
  • в многофункциональном центре (МФЦ) по месту нахождения участка.

Заявка регистрируется в течение 3 дней после её получения и 5 дней – при использовании услуг МФЦ. После регистрации заявки обращение рассматривается в течение 30 дней. В результате процедуры вносится запись в ЕГРЮЛ о переходе права собственности, и заявителю выдаётся свидетельство.