212-фз статья 14 пункт 2

Статья 14. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

Статья 14. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ в часть 1 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

1. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ в часть 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

2. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

3. Если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

4. В целях реализации части 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается:

1) для индивидуального предпринимателя — календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

2) для адвоката — календарный месяц, в котором ему выдано удостоверение адвоката;

3) для нотариуса, занимающегося частной практикой, — календарный месяц, в котором он наделен полномочиями нотариуса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.1, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

4.1. Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

5. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации. Физические лица из числа указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

См. схему «Предприниматели — плательщики страховых взносов»

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Статья 5 212-ФЗ — Плательщики страховых взносов

1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее — плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

2. Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

3. Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Статья 14. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

1. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

1.1. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

1.2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

2. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение фиксированного размера страхового взноса и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

3. Если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

4. В целях реализации части 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается:

1) для индивидуального предпринимателя — календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

2) для адвоката — календарный месяц, в котором ему выдано удостоверение адвоката;

3) для нотариуса, занимающегося частной практикой, — календарный месяц, в котором он наделен полномочиями нотариуса.

4.1. Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

5. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации. Физические лица из числа указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

6. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 — 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.»;

7. В случае, если в течение расчетного периода плательщиками страховых взносов, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов на основании части 6 настоящей статьи, осуществлялась соответствующая деятельность, такие плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность.

О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Статья 1

Часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2004, N 30, ст. 3088; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 49, ст. 7057; 2012, N 50, ст. 6966) изложить в следующей редакции:

«Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, за исключением лиц, не получивших доход от соответствующей деятельности за расчетный период.»

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зависит от полученного дохода за расчетный период. Плательщики подразделяются на две категории: получающие доход до 300000 рублей и получающие доход более 300000 рублей.

На практике действующая редакция закона обязывает всех плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, уплачивать страховые взносы. И даже тех, кто по каким-либо причинам не получил доход вовсе, либо получил убыток, связанный с определенной деятельностью. Фактически указанные лица должны изыскать эти средства, что не всегда представляется возможным, т.к. доход получен не был, либо деятельность не осуществлялась вовсе. Закон обязывает указанной категории плательщиков уплачивать страховые взносы не по факту дохода, а с момента регистрации в налоговом органе. Регистрация в налоговом органе не должна являться основанием, обеспечивающим получение дохода как такового.

Закон не позволяет начинающим предпринимателям и адвокатам, занимающимся частной практикой, адаптироваться в своей деятельности, не дает времени для безболезненного вхождения на рынок. В связи с чем в 2013 году почти миллион индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность, в 2014 году ситуация не изменилась.

Предлагается освободить от уплаты страховых взносов всех лиц, кто не получил доход за расчетный период. Освобождение плательщиков, не получивших за расчетный период доход, будет являться справедливым решением в отношении указанных лиц.

Принятие данного законопроекта обеспечит прирост числа новых предпринимателей и, как следствие, прирост будущей налоговой базы. Обеспечит поддержку государством индивидуальных предпринимателей на ранних этапах развития, что в свою очередь положительно скажется на развитии малого бизнеса и экономики в целом.

Законодательство о страховых взносах поправили

Президент России подписал Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ, который внес значительные изменения в законодательство об обязательном страховании. Поправки вступят в силу с 1 января 2015 г. В решении многих спорных вопросов поставлена точка. Об основных новациях — наша тема номера.

Для отсрочки (рассрочки) появились свои правила

Наконец-то законодатели решили вопрос, связанный с предоставлением плательщикам отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, пеням и штрафным санкциям.

Данная проблема возникла из-за того, что п. 11 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) предусматривает возможность предоставления такой отсрочки (рассрочки). При этом в данной норме сказано, что она дается в порядке и в случаях, предусмотренных федеральным законом. Но действующим законодательством такой порядок и случаи установлены не были. Получается, что право на отсрочку (рассрочку) было, но воспользоваться им плательщики взносов не могли.

В связи с этим на практике возникли многочисленные споры по применению п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ. В прошлом году спор дошел и до Президиума ВАС РФ. Высшие арбитры в постановлении от 16.04.2013 № 16929/12 пришли к выводу, что плательщикам страховых взносов отсрочка (рассрочка) не полагается. Обоснование следующее: ни Закон № 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусмат­ривающих механизм предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам. Поэтому у фондов нет возможности реализовать на практике положения п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ.

Заметим, что до появления вышеназванного постановления в арбитражной практике не было единодушия. Одни суды придерживались позиции, высказанной Президиумом ВАС РФ (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2013 № А75-5981/2012). Другие считали, что отказ фондов в предоставлении отсрочки (рассрочки) нарушает права плательщиков страховых взносов и в данном случае нужно действовать по аналогии с Налоговым кодексом (см., например, постановления ФАС Московского округа от 20.11.2012 по делу № А40-37497/12-99-192, Западно-Сибирского округа от 12.12.2011 по делу № А46-1483/2011).

Со следующего года пробел в законодательстве будет устранен. В Законе № 212-ФЗ появятся пять новых статей, регулирующих порядок предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки).

Кому положена отсрочка

В части 1 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ дано понятие отсрочки (рассрочки). Она представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии определенных оснований. Отсрочка (рассрочка) дается на срок, не превышающий одного года. При этом задолженность может быть погашена едино­временно или поэтапно.

На отсрочку (рассрочку) могут рассчитывать плательщики, финансовое положение которых не позволяет уплатить страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты взносов у них возникнет в течение срока действия отсрочки (рассрочки). Для предоставления отсрочки (рассрочки) должно быть выполнено хотя бы одно из следующих оснований (ч. 3 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ):

  • причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетного финансирования;
  • сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком товаров, работ или услуг.

Если отсрочка (рассрочка) предоставлена по вышеназванным основаниям, то на сумму задолженности проценты не начисляются. Исключение — сезонный характер производства и (или) реа­лизации. В этом случае на сумму задолженности по страховым взносам начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки (рассрочки). Основание — ч. 5 и 6 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ.

Отсрочка (рассрочка) предоставляется в отношении всей заявленной суммы страховых взносов по одному виду обязательного социального страхования, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии, и (или) по нескольким видам обязательного социального страхования. Что касается отсрочки (рассрочки) по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование, то она предоставляется по взносам на финансирование страховой пенсии при отсутствии на день подачи заявления о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки) задолженности по взносам на финансирование накопительной пенсии (ч. 4 и 7 ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ).

Решение о предоставление отсрочки (рассрочки) выносит (ст. 18.3 Закона № 212-ФЗ):

  • по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование — территориальный орган ПФР по месту учета плательщика;
  • по взносам на обязательное социальное страхование — территориальный орган ФСС России по месту учета плательщика.

Кто отсрочку не получит

Перечень случаев, когда плательщик не может претендовать на отсрочку (рассрочку), приведен в ч. 1 ст. 18.2 Закона № 212-ФЗ. Их всего два.

Первый — в отношении плательщика ведется производство по делу о нарушении законодательства о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования.

Второй — если в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления для получения отсрочки (рассрочки), было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления.

При наличии таких обстоятельств решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения плательщик уведомляется в письменной форме в трехдневный срок со дня отмены. Если плательщик с этим не согласен, он может обжаловать такое решение.

Для получения отсрочки (рассрочки) плательщик должен представить в территориальный орган ПФР и (или) ФСС России (далее — органы контроля) соответствующее заявление (ч. 1 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ). К нему прилагаются следующие до­кументы:

  • акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
  • справка налогового органа, содержащая перечень всех открытых плательщику счетов в банках;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика в банках, а также о наличии у него расчетных до­кументов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных до­кументов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика в банках;
  • обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый график погашения задолженности;
  • до­кументы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки). Перечень таких до­кумен­тов установлен в ч. 2, 3, 4 и 5 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении выносится в течение 30 дней со дня получения соответствующего заявления (ч. 7 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ). По ходатайству плательщика может быть принято решение о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты суммы задолженности по страховым взносам (ч. 7 и 8 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ).

Если органы контроля вынесли положительное решение, то оно вступает в силу со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты страховых взносов, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Копия решения вручается плательщику в трехдневный срок со дня принятия такого решения (ч. 13 ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ).

Для прекращения действия отсрочки (рассрочки) предусмотрено несколько оснований:

  • истечение срока действия соответствующего решения (ч. 1 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ);
  • досрочная уплата всей причитающейся суммы страховых взносов и соответствующих процентов (ч. 2 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ);
  • нарушение плательщиком условий предоставления отсрочки (рассрочки) (ч. 4 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ);
  • в отношении отсрочки (рассрочки) по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование — наличие по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих платежей в бюджет ПФР по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии (ч. 3 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ).

В последних двух случаях плательщик страховых взносов должен в течение одного месяца после получения соответствующего решения перечислить неуплаченную сумму задолженности по страховым взносам, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты включительно (ч. 5 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ). При этом неуплаченной суммой задолженности по страховым взносам признается сумма задолженности, определенная в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), уменьшенная на сумму фактически перечисленных взносов, пеней и штрафов. Обратите внимание: если отсрочка (рассрочка) предоставляется в связи с сезонным производством и (или) реализацией, то оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности по решению, увеличенной на сумму процентов за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически перечисленными суммами и процентами (ч. 6 ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ).

Отчетность в электронной форме

Сейчас плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, должны сдавать расчеты в Пенсионный фонд и ФСС России в электронном виде (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Аналогичное требование предусмотрено и для сведений о персонифицированном учете. Оно содержится в абз. 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Правда, здесь речь идет не о среднесписочной численности работников, а о количестве застрахованных лиц, на которых подаются сведения. Кроме того, обязанность отчитываться в электронной форме установлена при предоставлении сведений на 50 человек и более.

В указанные нормы внесены изменения. Со следующего года лимит работающих снижен с 50 до 25 человек.

В части 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ содержится еще одна поправка. Уточнено, что расчеты в Пенсионный фонд и ФСС России, представляемые в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Откорректирован перечень необлагаемых операций

Комментируемый закон внес изменения в списки выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами. Поправки затронули как Закон № 212-ФЗ, так и Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ).

Выплаты при увольнении

Итак, изменены абз. 6 подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ и подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. В этих нормах речь идет о выплатах, связанных с увольнением работников. Сейчас такие выплаты не облагаются страховыми взносами, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Со следующего года перечень исключений будет расширен. Под обложение страховыми взносами попадут:

  • компенсации за неиспользованный отпуск;
  • суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • компенсации руководителю, замес­тителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превы­шающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Оплата проезда в отпуск «северных» работников

На сегодняшний день не облагается страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая организацией лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством РФ, трудовыми и (или) коллективными договорами. Если работник проводит свой отпуск за границей, то не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от мес­та отправления до пункта пропуска через границу РФ, включая стои­мость провоза багажа весом до 30 кг. Как видите, сейчас не подпадает под обложение взносами стоимость провоза багажа, только если работник отправляется в отпуск в другую страну. Такое правило содержится в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ и в подп. 8 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ.

С 1 января 2015 г. данные нормы изменятся. Взносы не надо начислять на стои­мость провоза багажа весом до 30 кг не только когда работник уезжает в отпуск за рубеж, но и при отдыхе на территории России. Кроме того, уточнено, что при отдыхе за границей стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг) рассчитывается от места отправления до пункта пропуска через границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль.

Следующее изменение касается только страховых взносов, уплачиваемых на основании Закона № 212-ФЗ. По общему правилу при оплате организацией расходов на командировки работников как в пределах России, так и за рубежом не облагаются страховыми взносами суточные, в также фактически произведенные и до­кументально подтвержденные целевые расходы на служебные поездки. Конкретный перечень таких расходов содержится в ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Сейчас в этой норме содержится следующее требование: при непредставлении до­кументов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 168 Трудового кодекса порядок и размеры возмещения работникам расходов на командировки определяются коллективным договором или локальным нормативным актом по организации (исключение — государственные и муниципальные учреждения).

Со следующего года требование о нормировании расходов по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих до­кумен­тов исключено из ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Таким образом, если работник не привезет из командировки до­кументы, свидетельствующие о том, что он жил в гостинице, то стоимость такого проживания в полной сумме будет облагаться страховыми взносами.

Федеральный закон от 01.04.96 № 27­-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»