253 коап рф с комментариями

Содержание:

Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации

СТ 8.18 КоАП РФ

1. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Самовольное изменение программы ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к Ст. 8.18 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе проведения ресурсных и морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ.

— морские научные исследования на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы);

— ресурсные исследования неживых и живых ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и разработку минеральных ресурсов и промысел живых ресурсов).

Морские научные и иные виды исследований могут проводиться федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, российскими гражданами и юридическими лицами, т.е. российскими заявителями, а также иностранными государствами, их гражданами и юридическими лицами, компетентными международными организациями, т.е. иностранными заявителями. Порядок представления и рассмотрения запросов на проведение исследований, их оценки и принятия решений устанавливается законодательством РФ в соответствии с международными договорами РФ.

Морские ресурсные исследования — прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, поиск, разведку или разработку минеральных ресурсов и промысел живых ресурсов.

Морские научные исследования — фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере.

2. Правила проведения ресурсных или морских научных исследований установлены Федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации»; «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»; «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», нормами иных федеральных законов, а также нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, касающимися ресурсных исследований неживых ресурсов, исследований живых ресурсов, морских научных исследований, принципов их проведения, порядка запроса, оснований для отказа в разрешении, обязанностей российских и иностранных заявителей, приостановления или прекращения исследовательских работ (см. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 391 «Об утверждении Правил проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации и о внесении дополнения в пункт 9 Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации»).

Нарушение Правил проведения ресурсных или морских научных исследований состоит в действиях (бездействии), например в несоблюдении даты окончательного ухода исследовательских судов; изменении маршрутов следования к районам исследования; использовании не предусмотренного в разрешении оборудования; оказании вредного воздействия на морскую среду, минеральные и живые ресурсы; проведении не предусмотренных в разрешении буровых работ; непредоставлении соответствующему федеральному органу предварительных докладов, копий наблюдений; оставлении неубранными оборудования, устройств и сооружений, которые использовались для проведения исследований; несанкционированном возведении сооружений и проч.

3. Объективная сторона правонарушения выражается:

— в нарушении Правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ч. 1 комментируемой статьи);

— в самовольном изменении программы ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ч. 2 комментируемой статьи).

4. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица российских, иностранных и международных организаций и юридические лица.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.

6. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

7. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10 КоАП РФ), органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22 КоАП РФ); органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25 КоАП РФ); органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАП РФ), а также судьями в случае передачи им таких дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

8. Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ может повлечь уголовную ответственность по ст. 253 УК РФ, если исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ проводятся без соответствующего разрешения.

Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

1. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Исследование, поиск, разведка, разработка природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 253 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения, содержанием которых является суверенное право РФ на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, обеспечение безопасности морского судоходства в зонах сооружений и установок на шельфе, а также отношения по охране естественных (живых и неживых) ресурсов континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ.

Правовой режим континентального шельфа определяется нормами Конвенции о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г. , Закона о континентальном шельфе, Закона о животном мире, Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 30.12.2012) ; другими законодательными актами РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
———————————
БВС СССР. 1964. N 28. Ст. 329.

СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 21. Ст. 2061; N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1778; N 44. Ст. 4538; 2007. N 27. Ст. 3213; N 49. Ст. 6056; 2008. N 18. Ст. 1941; N 29 (ч. 1). Ст. 3418, 3420; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17. N 29. Ст. 3601; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 21. Ст. 2527; N 31. Ст. 4155; 2011. N 15. Ст. 2018, 2025; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7042; N 50. Ст. 7343, 7359; 2012. N 25. Ст. 3264; N 31. Ст. 4322.

Правовой режим исключительной экономической зоны определяется Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011) , принятым в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. , Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012) и другими федеральными законами.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 17. Ст. 1555; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. N 45. Ст. 4640; 2007. N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6460; 2011. N 1. Ст. 32; N 27. Ст. 3880; РГ. 2010. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732.

СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 1013; N 48. Ст. 5493.

СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833; 2003. N 17. Ст. 1556; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2004. N 35. Ст. 3607; 2007. N 46. Ст. 5557; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6440; 2011. N 15. Ст. 2021; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; 2012. N 31. Ст. 4321.

Комментируемая статья предусматривает ответственность за два самостоятельных состава преступления.

Часть 1 комментируемой статьи говорит о нарушениях законодательства о континентальном шельфе РФ и исключительной экономической зоне РФ, не являющихся экологическими преступлениями, поскольку они посягают на отношения по обеспечению безопасности морского судоходства и суверенных прав Российской Федерации на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Предмет этого преступления — незаконно созданные на континентальном шельфе сооружения, незаконно созданные вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зоны безопасности, а также средства обеспечения безопасности морского судоходства.

Под сооружениями понимаются искусственные острова, буровые и иные установки, платформы разного назначения, причалы и другие постройки. Они не обладают статусом естественных островов, не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (ст. 16 Закона о континентальном шельфе).

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи под сооружениями следует также понимать подводные кабели и трубопроводы различного назначения. К ним необходимо отнести также и устройства для выращивания морской продукции, в частности моллюсков с искусственным жемчугом, морских ежей, плантации культивируемой морской капусты (ламинарии).

Вокруг искусственных островов, установок, платформ и иных сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 м от каждой точки внешнего края названных сооружений (ст. 16 указанного Закона).

Средства обеспечения безопасности морского судоходства — это различные устройства, предупреждающие морские и воздушные суда о наличии сооружений: маяки, бакены, молы (устройства для защиты от волн), световые, светозвуковые устройства и др.

3. С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, выражается альтернативно в: а) незаконном возведении сооружений на континентальном шельфе РФ; б) незаконном создании вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности; в) нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Создавать искусственные острова, установки и другие сооружения на шельфе могут: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ; физические и юридические лица РФ; иностранные государства, иностранные физические и юридические лица; компетентные международные организации.

Порядок представления, рассмотрения, оценки запросов на создание искусственных сооружений на шельфе и порядок принятия иных решений устанавливаются Законом о континентальном шельфе (ст. ст. 17 — 20) и международными договорами РФ. Порядок прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе изложен в ст. 22 Закона о континентальном шельфе. Деятельность на искусственном острове, платформе, сооружении может быть прекращена на основании решения суда (ст. 21 указанного Закона).

Перечень правил, которыми должны руководствоваться заявители, довольно обширен. Так, незаконными признаются: возведение сооружений без разрешения либо с несоблюдением установленных в разрешении условий (не в том месте, не на той глубине, без соблюдения мер безопасности); создание с нарушением установленных правил зон безопасности либо охрана или ликвидация с нарушением правил возведенных сооружений или средств обеспечения безопасности.

Передача заявителями, получившими разрешение на создание сооружений, прав на возведение и пользование ими другим лицам запрещается. Эксплуатация сооружений такими лицами также образует состав рассматриваемого преступления.

Обязательным признаком объективной стороны преступления является место совершения преступления: континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ (см. коммент. к ст. 252).

Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в статье деяний. При наличии последствий (загрязнение вод, авария корабля) содеянное образует совокупность преступлений и квалифицируется по ч. 1 комментируемой статьи и, например, по ст. ст. 252, 263 УК.

4. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за осуществление соответствующей деятельности.

5. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить.

Мотивы и цели для квалификации преступления значения не имеют.

6. Предметом преступления в ч. 2 комментируемой статьи являются естественные богатства континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ (природные ресурсы). Естественные богатства шельфа составляют: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (руды, минералы, нефть, газ и т.п.), а также живые организмы «сидячих» видов, т.е. организмы, которые в надлежащий период промысла находятся в неподвижном состоянии на морском дне либо не способны передвигаться иначе как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (крабы, гребешки, устрицы, мидии, морские ежи и звезды, трепанги, кукумарии, губки «сидячих» видов, морские водоросли и др.).

К естественным богатствам исключительной экономической зоны РФ относятся ее биоресурсы: рыбы, морские звери, иные млекопитающие, водоплавающие птицы.

7. Объективная сторона преступления состоит в совершении хотя бы одного из названных в законе проводимых без соответствующего разрешения действий: исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ.

Эти действия образуют состав экологического преступления.

Исследования, т.е. морские научные и ресурсные исследования, субъекты таких исследований, порядок получения разрешения на их проведение, порядок их проведения, основания для отказа в выдаче разрешений подробно изложены в гл. V «Морские научные исследования» указанного Закона.

Морские научные исследования являются незаконными, если они осуществляются без разрешения либо в месте, не обозначенном в разрешении, либо если их проводит лицо, не указанное в разрешении, переданном ему другим лицом.

Разрешение на проведение морских научных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти в области науки и технической политики по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (в области обороны, рыболовства, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и др.).

Разрешения на региональное геологическое изучение шельфа; поиск минеральных ресурсов, их разведку и разработку; строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с эксплуатацией ресурсов шельфа; сбор палеонтологических, минералогических и других геологических коллекционных материалов выдаются федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (по обороне, в области рыболовства и др.).

Разрешение на проведение морских ресурсных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (ст. ст. 23 — 30 Закона о континентальном шельфе и ст. ст. 19 — 21 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»).

Разведка естественных богатств — это поиск живых и неживых ресурсов, определение их количества, объемов, продуктивности, возможности промысловой добычи и т.п.

Разработка естественных богатств представляет собой их промышленную добычу. Разработка этих богатств осуществляется с учетом их рационального использования и восстановления ресурсов .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 15.12.2005 N 768 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)» (в ред. от 02.10.2009) // СЗ РФ. 2005. N 52. Ст. 5794; 2009. N 12. Ст. 1429; N 41. Ст. 4764.

Порядок проведения разведки и разработки естественных богатств также довольно подробно урегулирован в законодательстве РФ. Так, разрешения (лицензии) на промысел живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны российским и иностранным заявителям выдаются Росрыболовством. Лицензии действительны в течение календарного года в пределах указанных в них районов промысла и на указанные виды живых ресурсов. На каждом судне, производящем промысел, должен быть подлинник лицензии.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения хотя бы одного из названных действий.

8. Субъект преступления — гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства или иностранный гражданин, достигший 16-летнего возраста, вменяемый.

9. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершения конкретного из перечисленных в законе действий, понимает, что совершает их без соответствующего разрешения, и желает так действовать.

10. Рассматриваемое преступление необходимо отличать от административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.17 и 8.18 КоАП.

Часть 1 ст. 8.17 КоАП отличается от ч. 1 комментируемой статьи по признакам объективной стороны: в ней предусматривается ответственность за нарушение правил безопасного проведения перечисленных в этой статье работ, либо правил охраны или использования минеральных (неживых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ, либо условий лицензии на водопользование, региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку минеральных (неживых) ресурсов в этих местах.

От преступления, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.17 КоАП, отличается тем, что ответственность по ч. 2 ст. 8.17 КоАП за нарушение правил использования минеральных (неживых) ресурсов или условий лицензирования при проведении исследований, разведки или разработки этих ресурсов наступает при наличии разрешения (лицензии) на проведение такой деятельности, а по ч. 2 комментируемой статьи — за ее осуществление без разрешения.

Часть 1 ст. 8.18 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, тогда как ч. 2 комментируемой статьи — за эти действия, но при отсутствии разрешения.

11. Практика применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов рассмотрена в Постановлении Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26.

Статья 8.43. Нарушение требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления

СТ 8.43 КоАП РФ

1. Осуществление российскими гражданами и российскими юридическими лицами деятельности в Антарктике без разрешения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Осуществление российскими гражданами и российскими юридическими лицами деятельности в Антарктике с нарушением требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления, установленных разрешением, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи и повлекшие причинение вреда окружающей среде Антарктики, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Примечание. Под разрешением для целей настоящей статьи понимается документ, который выдан уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, устанавливает требования к осуществлению деятельности в Антарктике и условия ее осуществления и в соответствии с которым осуществляется деятельность российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике.

Комментарий к Ст. 8.43 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения по охране окружающей среды Антарктики при осуществлении деятельности в Антарктике. Порядок осуществления деятельности в Антарктике регламентирован Федеральным законом от 05.06.2012 N 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» и Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 N 544 «О разрешениях на осуществление деятельности в Антарктике».

2. Объективная сторона составов правонарушений выражается:

— в осуществлении российскими гражданами и российскими юридическими лицами деятельности в Антарктике без разрешения (ч. 1 комментируемой статьи);

— в осуществлении российскими гражданами и российскими юридическими лицами деятельности в Антарктике с нарушением требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления, установленных разрешением (ч. 2 комментируемой статьи);

— в действиях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 8.43 КоАП РФ и повлекших причинение вреда окружающей среде Антарктики (ч. 3 комментируемой статьи).

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.

4. Субъективная сторона — умышленная вина.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях по анализируемой статье рассматривают должностные лица органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (ст. 23.28 КоАП РФ).

Статья 253 УК РФ. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (действующая редакция)

1. Незаконные создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение порядка создания, эксплуатации, использования, охраны и ликвидации созданных искусственных островов, установок и сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Исследование, поиск, разведка, а также разработка, в том числе добыча (вылов), природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок от двух до трех лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до трех лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются принудительными работами на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового.

Кодекс об Административных Правонарушениях 2018

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) посвящён исключительно наказаниям за действия или бездействия, являющиеся правонарушениями, но не имеющие признаков преступлений. В какой-то степени КоАП можно назвать аналогом Уголовного кодекса. По крайней мере, оба документа основаны на перечне наказаний за нарушения законов. Разница состоит в тяжести содеянного и, соответственно, силе наказания.

Общие положения КоАП РФ

КоАП, так же как и УК, состоит из общей и специальной части. Первая посвящена задачам этой сферы законодательства, предмету, основным понятиям. Вторая содержит перечень различных правонарушений и наказаний за них.

Административным правонарушением признаётся такое действие или бездействие, за которое предусмотрено наказание в КоАП РФ. В этой формулировке так же проявляется аналогия с принципами построения Уголовного кодекса. В КоАП и в УК РФ главным признаком правонарушения или преступления является виновность лица, которое могло не совершать противоправных действий, но всё же их совершило.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из всей совокупности нормативных актов, издаваемых в различных законодательных структурах, с приоритетом федерального закона, то есть КоАП. Все эти нормативные акты посвящены, конечно, защите конституционных прав граждан Российской Федерации. Однако, как следует из статьи 1.2, перед КоАП стоят задачи:

  • охраны прав;
  • защиты личности;
  • сохранения здоровья людей;
  • охраны среды жизни человека;
  • санитарно-гигиенической защиты людей;
  • защиты нравственности;
  • защиты законных интересов физ- и юрлиц;
  • охраны общества и государства от разрушающего воздействия правонарушителей.

На каждого человека, находящегося в сфере юрисдикции законов Российской Федерации, распространяется презумпция невиновности. В КоАП она декларируется в статье 1.5. Этот принцип заключается в том, что человек, чья вина не доказана, считается не виновным, а все сомнения относительно его виновности трактуются в пользу подозреваемого.

Действие закона об административных правонарушениях имеет свою специфику. Как следует из статьи 1.7, люди, совершившие правонарушение, предусмотренные КоАП, могут быть наказаны:

  • только по закону, действовавшему на момент совершения правонарушения;
  • в результате производства по делу на основании закона, действовавшего на момент начала этого производства;
  • по правилам смягчения или отмены наказания, если на момент рассмотрения дела в законодательстве произошли изменения (принцип обратной силы нормативов смягчения наказания);
  • только по нормативам административного правонарушения, если на момент его совершения за подобное деяние было предусмотрено именно такое наказание.

К административной ответственности могут быть привлечены люди, достигшие возраста шестнадцати лет (ст. 2.3). В отличие от уголовной, к административной ответственности могут быть привлечены физические, юридические и должностные лица (ст. 2.4 и 2.10).

Специальные административные дела

КоАП рассматривает следующие особые категории правонарушений.

  1. Права гражданина. Под этой формулировкой понимаются условия, при которых человек может участвовать в управлении страной. В данной главе рассматриваются нарушения, связанные с процедурами выборов кандидатов в органы власти различного уровня.
  2. Здоровье, санитарная безопасность и общественная нравственность. Шестая глава посвящена преимущественно нарушениям санитарно-гигиенических норм, незаконному обороту наркотических и психотропных веществ, занятиям проституцией, курению в неположенном месте, использованию нецензурной брани.
  3. Охрана собственности. Здесь рассматриваются нарушения в области землепользования, лесопользования, охраны объектов культурного наследия и т.п.
  4. Охрана природы. Глава 8 отличается от главы 6 тем, что здесь объектами взаимоотношений являются экологические системы, а так же их компоненты – почва, водоёмы, недра, леса и т.п.
  5. Промышленность, строительство и энергетика. Особенностью главы 9 являются правонарушения, совершённые при строительстве и эксплуатации различных хозяйственных и жилых объектов.
  6. Ветеринария, сельское хозяйство, мелиорация. Данная сфера деятельности связана с использованием земли для получения сельскохозяйственной продукции, а так же с санитарным контролем содержания домашних животных.
  7. Дорожное движение. Глава 12 практически вся посвящена проблемам безопасности дорожного движения, и ответственности за нарушение правил управления транспортом и содержания дорог.
  8. Предпринимательская деятельность. Нарушениями в данной сфере считаются отсутствие лицензий, регистрации, аккредитации. Кроме того, глава 14 предусматривает наказания за обман потребителей, фиктивное банкротство, нарушение правил оборота отдельных видов продукции и т.д.
  9. Финансы, налоги, ценные бумаги. Глава 15 посвящена наказаниям в сфере нецелевого использования бюджетных средств, нарушения правил бухучёта, невыполнения госзаказов, нарушения оборота ценных бумаг.
  10. Информация и связь. В главе 13 содержатся статьи, которые предусматривают наказания за самовольное строительство и эксплуатацию объектов связи, нарушение норм охраны персональных данных, отказ в предоставлении первичных статданных и т.д.
  11. Таможенное дело. Данные нормативы касаются процедуры прохождения таможенного контроля, нарушений внесения таможенных платежей, искажения предоставленной информации.

Таким образом, специальная часть КоАП охватывает практически все сферы деятельности физических и юридических лиц.

Нарушения в сфере управления и охраны общественного порядка

Нормативы данного тематического блока находятся в Разделе II. Однако они существенно отличаются от информации, содержащейся во всех остальных главах. Здесь предусмотрены наказания в области:

  • неповиновения сотрудникам полиции;
  • воспрепятствования деятельности должностного лица;
  • отказа в предоставлении информации, не имеющей грифа «секретно»;
  • нарушения правил присвоения географических названий;
  • умышленной порчи паспорта и других документов, удостоверяющих личность;
  • нарушения требований режима ЧП;
  • незаконной детективной деятельности;
  • распространения экстремистских материалов;
  • правонарушений проведения воинского учёта.

Этот перечень представляет собой небольшую, но показательную часть всех нормативов КоАП, которые призваны регулировать взаимоотношения физических, юридических и должностных лиц в системе управления обществом. В целом, Кодекс РФ об Административных Правонарушениях призван через систему умеренных наказаний предотвратить нарушения законов Российской Федерации в более крупных масштабах.