3 источники конституционного права зарубежных стран

§ 3. Источники конституционного права зарубежных стран СНГ как отрасли права

Как и любая отрасль права, конституционное право зарубежных стран СНГ имеет материальные и юридические источники. Если материальные источники всех отраслей права в разных странах СНГ представ ляют собой социально-экономические отношения, то юридическими источниками являются нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Это:

1) акты международного права, закрепляющие общепризнанные конституционные принципы и нормы;

2) акты общего права СНГ конституционного значения;

3) нормативные правовые акты национального законодательства конституционного значения.

Охарактеризуем каждую из этих групп актов.

I. Важнейшим источником конституционного права зарубежных стран СНГ являются акты международного права, содержащие общепризнанные конституционные принципы и нормы международного права.

Для становления равноправных, дружественных отношений в рамках СНГ исключительно важное значение имеют такие международно-правовые акты, как Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.;

Хельсинкский заключительный акт (1976 г.); документы ОВСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе); Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и др. Эти акты, а также такие гуманистические принципы международного права, как признание государственного суверенитета и территориальной целостности государств; уважение прав человека; мораторий на военные действия и запрещение объявлять войну до использования средств примирения, в иерархии правовых норм, регулирующих отношения в рамках СНГ, признаются приоритетными по отношению к общему праву СНГ и национальному праву отдельных государств Содружества.

Для стран СНГ, присоединившихся к Уставу Совета Европы, источниками конституционного права являются также Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. с протоколами к ней; Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. с протоколами к ней; Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г.; Европейская хартия местного самоуправления от 15 ноября 1985 г. и др.

Нормам международного права в странах СНГ придается особое значение в достижении единообразного правового регулирования. Международное право несет в себе идею универсализма. Оно применимо ко всем государственно-политическим сообществам и в большей степени, чем национальное право, отражает объективность, проповедует культ истины и правосудия. Вопреки проявлениям национальных и частных интересов международное право отражает идею общечеловеческой солидарности, рассматривая международное сообщество как единую общность людей и народов, находящихся в постоянном поиске норм и законов, наиболее полным образом выражающих идею справедливости.

II. К источникам конституционного права государств — участников СНГ относятся акты общего права СНГ по конституционным вопросам. Они регулируют отношения между участниками Содружества, способствуют экономической интеграции государств, координации усилий в государственно-политической и военно-стратегической сферах, своевременному разрешению возникающих в Содружестве коллизий.

Для понимания общего права СНГ важное значение имеет классификация его источников.

1) Это, во-первых, учредительные нормативные акты СНГ, например: Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., подписанное президентами трех республик — Беларуси, России и Украины. Позднее к этому акту присоединились Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, подписавшие Алма-Атинскую Декларацию от 21 декабря 1991 г. и Протокол о создании СНГ от 21 декабря 1991 г. К числу учредительных документов СНГ следует отнести также Устав СНГ от 22 января 1993 г. (ратифицирован Верховным Советом Российской Федерации 15 апреля 1991 г.); Соглашение о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 г. Эти акты устанавливают фундаментальные цели и принципы взаимодействия государств — участников СНГ, механизм их сотрудничества и координации усилий в политической, военно-стратегической и других сферах, систему межгосударственных органов, спосо бы достижения поставленных интеграционных целей. Учредительные акты СНГ играют роль первичного права СНГ. Действие этих норм распространяется только на государства Содружества.

Роль источников общего права СНГ выполняют также учредительные нормативные акты региональных образований и рамках СНГ, например, Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г.

2) Вторым видом источников общего права СНГ являются двусторонние и многосторонние договоры государств — участников Содружества. Это, в частности, Договор о Союзе Беларуси и России от 23 мая 1997 г.; Договор между Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г.; Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 г.; Договор о принципах межгосударственных отношений Азербайджанской Республики и Республики Узбекистан от 19 октября 1991 г.; Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между Украиной и Республикой Узбекистан от 25 августа 1995 г.; Договор об основах отношений между Республикой Казахстан и Республикой Арменией от 19 января 1993 г.; Договор об углублении экономической интеграции между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 2 марта 1994 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о сотрудничестве в военной области от 2 марта 1994 г.; Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о сотрудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского в Российской Федерации от 18 мая 1995 г.; Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18 мая 1995 г. и др.

К многосторонним договорам относится также Договор об Экономическом союзе стран СНГ от 24 сентября 1993 г. (за исключением Азербайджана и Туркменистана). Этот Договор, в свою очередь, будет конкретизирован различными двусторонними и многосторонними соглашениями.

Государства СНГ одним из главных направлений своей деятельности считают расширение договорно-правовой базы Содружества на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела друг друга. Следует отметить, что заключение международных договоров, противоречащих конституциям государств СНГ, не допускается.

3) Особым видом источников общего права СНГ являются многосторонние соглашения, конвенции государств — участников СНГ. К ним относятся соглашения: «О первоочередных мерах по защите жертв вооружейных конфликтов» от 24 сентября 1993 г.; «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 24 сентября 1993 г.1 ; «О полномочиях высших органов СНГ по вопросам обороны», «О правовых основах деятельности Объединенных Вооруженных Сил СНГ», «О статусе Пограничных войск СНГ» от 20 марта 1992 г.2 ; «Об охране государственных границ и морских экономических зон государств — участников СНГ» от 20 марта 1992 г. и др.

Среди двусторонних соглашений можно назвать: Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном «О регулировании процесса переселения и защите переселенцев» от 22 декабря 1993 г. и «Об урегулировании двойного гражданства» от 23 декабря 1993 г.3 ; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия «О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев» от 25 ноября 1994 г. При этом соглашения, заключенные в рамках СНГ, согласно его Уставу, должны соответствовать целям и принципам Содружества и обязательствам государств — членов СНГ, способствовать сотрудничеству и развитию связей между органами государственной власти, общественными объединениями и экономическими структурами стран Содружества.

4) К источникам общего права СНГ относятся декларации, т.е. заявления о намерениях стран СНГ в различных сферах их жизнедеятельности. Это, например, Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ от 14 февраля 1992 г. 4; Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод в странах СНГ от 24 сентября 1993 г. 5; Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств —участников СНГ от 15 апреля 1994 г.6 ; Декларация о принципах местного самоуправления в государствах — участниках Содружества от 29 октября 1994 г.7 ; Декларация о расширении и углублении российско-казахстанского сотрудничества от 20 января 1995 г.

1 Сборник федеральных законов и ратифицированных соглашений по проблемам переселенцев и беженцев из стран СНГ и Прибалтики. Изд. Государственной Думы. М., 1994.

2 Российская газета. 1992. 25 марта.

3 Бюллетень международных договоров. 1996. № 6. С. 11—13.

4 Российская газета. 1992. 19 февр.

3 Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 8.

6 Там же. 1994. №7. С. 9.

7 Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. 1993. № 6. С. 86.

Так, Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ от 14 февраля 1992 г. ориентирует государства СНГ на корректировку национальных законов в области международных отношений во избежание нарушений прав национальных меньшинств в вопросах гражданства, языка.

5) Особым видом источников общего права СНГ, которые будут развиваться по мере интеграции Содружества, являются международные соглашения Содружества как единого субъекта международного права с государствами и межгосударственными (межправительственными) организациями, не являющимися членами СНГ.

Перед СНГ стоит задача установления международно-правовых отношений со всеми авторитетными организациями универсального (ООН) и регионального (ЕС — Европейский Союз, ОБСЕ) характера.

С развитием зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также валютного союза государств — участников СНГ будет все острее вставать вопрос об отношениях Содружества с сопредельными государствами.

6) Важным компонентом общего права СНГ становятся нормативно-правовые акты органов СНГ конституционного значения: постановления, резолюции и прочие акты Совета глав государств, Совета глав правительств и других органов СНГ; заявления, обращения, рекомендации, модельные законодательные акты, предложения и меморандумы Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. Можно назвать рекомендательный законодательный акт Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «О согласованных принципах регулирования гражданства» от 23 декабря 1992 г.; Меморандум о поддержании мира и стабильности в СНГ от 10 февраля 1995 г.; постановление МПА СНГ от 29 октября 1994 г. «Об одобрении Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств», «Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека» от 26 мая 1995 г.

Все эти акты должны соответствовать основополагающим учредительным актам Содружества. Они свидетельствуют о стремлении государств — участников СНГ к универсализму в решении важных экономических, государственно-политических и военно-стратегических задач.

Общее право СНГ находится в процессе становления. Пока оно не представляет собой единого внутренне согласованного целого: слабо разработаны процедуры создания актов СНГ, механизм их защиты. Стимулом развития общего права Содружества является действительность, потребность государств — участников СНГ в экономической, политической и военно-стратегической интеграции.

Нормы общего права СНГ обладают всеми необходимыми атрибутами норм права. Они регулируют поведение участников правоотношений в странах СНГ. Однако нельзя однозначно ответить на вопрос,

имеют ли нормы общего права СНГ прямое действие в государствах Содружества. Разные акты выполняют неодинаковую роль. Ряд актов подлежит ратификации национальными парламентами, в частности, Устав СНГ, межгосударственные договоры, соглашения, конвенции. В случае противоречий между нормами национального законодательства стран Содружества и общего права СНГ, регулирующего отношения в сфере совместной деятельности, должны проводиться консультации и переговоры с целью выработки предложений для устранения противоречий. За невыполнение этих актов могут применяться санкции. Однако действительные механизмы защиты норм общего права СНГ, вплоть до включения механизма экономических санкций, еще не разработаны. В то же время рекомендательные законодательные акты Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ как типовые образцы нормативно-правовых актов не являются актами прямого действия и служат моделью для национальных правотворческих органов, способствуют унификации правовых систем.

Если правовая система каждого государства СНГ окрашена в национальные тона, то общее право СНГ по своей социальной природе является наднациональным. Это подсистема международного права. Нормы общих актов СНГ являются ориентирами для практической деятельности национальных парламентов и других субъектов право-творчества в СНГ.

Национальные правовые системы и общее право СНГ подчиняются разным закономерностям. В первом случае это иерархичность, во втором — консенсус. Нормы общего права СНГ интернациональны. Они отражают поиск наиболее удачных решений назревших проблем и аккумулируют разнообразный международно-правовой опыт и опыт государств СНГ. Учитывая наиболее высокий уровень развития правовой системы Российской Федерации, общее право СНГ воспроизводит, в основном, правовые модели, принятые в российском законодательстве. Так, например, роль модельного Гражданского кодекса для государств СНГ играет ГК РФ.

Признание примата норм международных договоров государств — участников СНГ по отношению к их национальному законодательству обусловливает необходимость приведения этого законодательства в соответствие с международно-правовыми актами и общим правом СНГ.

Необходимо обобщение опыта и углубленный анализ правотворчества в государствах Содружества. Особого внимания заслуживают проблемы, касающиеся взаимосвязи международного права, общего права СНГ и национального права, поиск оптимальных вариантов соотношения их норм, взаимосвязи с правоприменением.

Страны Содружества признают приоритет как общепризнанных принципов и норм международного права, так и общего права СНГ и обеспечивают соответствие им национального права.

Касаясь взаимодействия общего права СНГ и национального права, можно выделить такие формы влияния права СНГ на национальное законодательство, как:

а) буквальная рецепция норм общего права;

б) восприятие основных концепций общего права СНГ национальным законодательством государств — участников Содружества.

Общее право зарубежных стран СНГ является источником национального права всех государств — участников СНГ. Однако к источникам конституционного права стран СНГ следует отнести только те нормативные правовые акты, которые имеют конституционно-правовое значение. Это акты, как правило, рекомендательного характера.

III. Источником конституционного права зарубежных стран СНГ является национальное конституционное законодательство. Это:

а) республиканские декларации: Декларация о государственном суверенитете Узбекской ССР от 20 июня 1990 г.; Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июня 1990 г.; Декларация прав национальностей Украины от 1 ноября 1991 г. и др. Именно этими актами была провозглашена политическая независимость бывших республик Союза ССР и положено начало процессу возрождения суверенной национальной государственности;

б) конституции зарубежных стран СНГ: Азербайджана от 13 ноября 1995 г.; Армении от 5 июля 1995 г.; Беларуси от 24 ноября 1996 г.; Грузии от 28 августа 1995 г.; Казахстана от 30 августа 1995 г.; Кыргызстана от 5 мая 1993 г. с изменениями и дополнениями от 16 февраля 1996 г.;

Молдовы от 29 июля 1994 .г. с изменениями и дополнениями от 19 июля 1996 г.; Таджикистана от 6 ноября 1994 г.; Туркменистана от 18 мая 1992 г. с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г.; Узбекистана от 8 декабря 1992 г. с изменениями и дополнениями от 28 декабря 1993 г.;

Украины от 28 июля 1996 г. Это также конституции республик в составе зарубежных государств СНГ, например, Конституция Республики Абхазия от 26 ноября 1994 г.;

в) конституционные и текущие законы государственно-правового характера:

— о гражданстве; статусе иностранных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев (законы Беларуси «О гражданстве Республики Беларусь» от 18 октября 1991 г.; «О правовом статусе иностранцев» от 4 октября 1994 г.);

— о правах и свободах личности (Закон Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины» от 21 января 1994 г.);

— о референдуме (Закон Азербайджана «О всенародном голосовании — референдуме Азербайджанской Республики» от 7 марта 1991 г.);

— об общественных объединениях (Закон Казахстана «Об общественных объединениях» от 3 июня 1996 г.; Закон Беларуси «О политических партиях» от 22 марта 1995 г.);

— о статусе государственных образований и национальных меньшинствах (например. Закон Молдовы «Об особом правовом статусе Гагаузии» (Гагауз Ери) от 23 декабря 1994 г.; Закон Украины «О национальных меньшинствах» от 25 июля 1992 г.);

— о государственной границе (Закон Республики Беларусь «О государственной границе Республики Беларусь» от 4 ноября 1992 г.; Закон Армении «О государственной границе Республики Армения» от 26 апреля 1994 г.);

— об административно-территориальном устройстве (Закон Казахстана «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» от 8 декабря 1993 г.);

— о выборах (Закон Республики Узбекистан «О выборах в областные, районные и городские Советы народных депутатов» от 5 мая 1994 г. и «О гарантиях избирательных прав граждан» от 5 мая 1994 г.; Закон Республики Туркменистан «О статусе халк векилери» от 20 сентября 1992 г.);

— о статусе органов государственной власти и местного самоуправления (Закон Молдовы «О статусе депутата Парламента Республики Молдова» от 7 апреля 1994 г.; Закон Грузии «О Конституционном Суде Грузии» от 31 января 1996 г.; Закон Беларуси «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г.).

Особым источником конституционного права зарубежных стран Содружества являются:

— нормативные акты президента, содержащие конституционно-правовые нормы: Указ Президента Азербайджана «О защите прав и свобод, государственной поддержке развития языка и культуры национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике» от 16 сентября 1992 г.; законодательные указы президентов Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, например, указы Президента Казахстана, имеющие силу конституционных законов: «О республиканском референдуме» от 25 марта 1995 г.; «О государственных символах Республики Казахстан» от 24 января 1996 г. с изменениями и дополнениями от 3 июля 1997 г.; «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 г. с изменениями и дополнениями от 19 июня 1997 г.; «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 г.; «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 г.;

— постановления правительства по конституционным вопросам;

г) регламенты: Регламент Халк Маслахаты Туркменистана от 14 декабря 1992 г.; Регламент Парламента Республики Молдова от 31 марта 1994 г.; Регламент Верховной Рады Украины от 27 июля 1994 г.;

д) постановления парламента и его палат: постановление Верховной Рады Украины «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым» от 20 мая 1994 г.;

е) акты органов местного самоуправления.

IV. Источниками национального права в зарубежных странах СНГ являются сохраняющие свое действие законодательные акты бывшего Союза ССР по конституционно-правовым вопросам. Их роль по мере развития законодательства стран Содружества будет уменьшаться. Эти акты являются источниками конституционного права СНГ постольку, поскольку они не противоречат основополагающим договорам СНГ, а также конституциям и национальному законодательству стран Содружества.

В зарубежных странах СНГ создается новый правовой порядок, основополагающим принципом которого становится достижение любых общих или национальных целей только посредством права.

Практика взаимоотношений государств СНГ показывает, что в условиях несогласованности законодательства интеграционные усилия государств не могут быть достаточно эффективными. Различия в правовых системах государств, отсутствие налаженной правовой информации становятся препятствием на пути установления деловых контактов между государствами.

Процесс интеграции в СНГ требует унифицированной законодательной базы, сближения правовых систем государств — участников Содружества, единообразного регулирования экономических отношений, проведения международно-правовой экспертизы национальных законодательных актов, двусторонних и многосторонних соглашений государств-участников с точки зрения их соответствия учредительным документам СНГ и общепризнанным принципам и нормам международного права.

Унификация права в странах СНГ — обязательное условие их гармоничного взаимодействия.

Сближение национальных законодательств решается путем принятия модельных законодательных актов. Под модельным законодательным актом понимается типовой законодательный акт, разрабатываемый Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ в сфере общих интересов Содружества, имеющий рекомендательный характер. Модельные законодательные акты СНГ готовятся с учетом норм международного нрава, общего права Содружества и актов национального права. Они показывают, как целесообразнее было бы решить ту или иную проблему в национальном законодательстве. Возможны рекомендательные законодательные акты в форме общих принципов, основных начал, модельных законов, кодексов. Такие акты направляются парламентам государств — участников Содружества для использования их в законотворческой деятельности.

Работа по сближению законодательств государств — участников СНГ проводится по следующим направлениям:

— гражданское законодательство в части, регулирующей хозяйственную деятельность;

— законодательство об изобретениях, промышленных образцах и товарных знаках;

— законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности, о порядке рассмотрения хозяйственных споров, антимонопольное законодательство;

— законодательство об охране окружающей среды;

— законодательство, регулирующее межгосударственное движение товаров и услуг, включая законодательство о качестве и стандартизации товаров и услуг;

— законодательство о денежной, банковской системах и ценных бумагах;

— законодательство о финансах, налогах и ценах;

— законодательство о внешнеполитических отношениях, иностранных инвестициях и валютном регулировании;

— законодательство, регламентирующее таможенные правила и тарифы.

Стороны могут по взаимной договоренности внести изменения в данный перечень. Законодательная стратегия Межпарламентской Ассамблеи СНГ является необходимым условием управления социальными процессами в рамках Содружества. Она прогнозирует развитие правовых систем в государствах СНГ.

Практика разработки модельных законов воспринята Парламентским Собранием союза Беларуси и России, а также Межпарламентским Комитетом Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.

СНГ не претендует на унификацию правовых систем государств-членов. Его задача содействовать построению демократических правовых режимов в странах Содружества, сотрудничеству в сфере правовых отношений, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, разработке правовых механизмов урегулирования разногласий в рамках СНГ. На базе рекомендательных норм общего права СНГ в национальном праве возникают нормы воспроизведения, конкретизации и детализации.

Расширение и углубление социально-экономических связей между странами СНГ требуют оперативной, полной и достоверной информации о правовых актах, принимаемых государствами — участниками СНГ, создания единого организационно-правового обеспечения их реализации.

Сравнительное изучение законодательства стран СНГ имеет теоретическое и практическое значение. Оно способствует взаимному обогащению правовых систем государств СНГ новыми правовыми нормами и институтами.

Источники конституционного права зарубежных стран

В формально-юридическом смысле источниками данной отрасли права являются те формы, в которых получают внешнее закрепление и выражение конституционно-правовые нормы и институты.

К источникам конституционного права относят:

1) нормативные правовые акты;
2) судебные прецеденты;
3) конституционный обычай;
4) доктринальные источники;
5) акты чрезвычайных органов государственной власти;
6) религиозные источники права;
7) международные договоры;
8) внутригосударственные договоры;
9) общие принципы права;
10) нормы партийных документов.

К числу нормативных правовых актов относятся законы, нормативные акты исполнительной власти государства, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Законы подразделяются на:
1) основной закон — конституция;

2) конституционные законы — это законодательные акты, обладающие наиболее высокой юридической си лой по сравнению с другими законами. Среди конститу ционных законов следует выделить: конституционные законы, которые дополняют и изменяют конституцию; конституционные законы, которые предшествуют при нятию конституции; конституционные законы, которые в своей совокупности составляют конституцию страны (Конституцию Швеции составляют четыре конституци онных закона). Конституционные законы в отличие от обычных законов принимаются квалифицированным большинством голосов членов парламента;

3) программные законы — определяют цели деятельно сти государства. В Конституции Франции (ст. 34) «программные законы устанавливают многолетние направления государственных финансов».

4) органические законы — это законы, принимаемые по наиболее важным вопросам, указанным в конституции;

5) обычные законы — регулируют отдельные вопросы государственной и общественной жизни.
Нормативные акты исполнительной власти государст ва принимаются либо в силу прямых предписаний конституции, либо в порядке делегирования парламентом своих полномочий главе государства, правительству или иному органу исполнительной власти.

Акты органов конституционного контроля (надзора), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции.

Парламентские регламенты — законодательные акты с узкой сферой применения, представляют собой принимаемые парламентом или его палатами нормативные пра вовые акты, которые определяют структуру, организацию и порядок их деятельности.

Среди актов местного самоуправления лишь немногие могут выступать источниками конституционного права. Как правило, это местные уставы, статуты и иные акты, регулирующие основы организации местного самоуправления и порядок участия населения в его осуществлении.

Судебный прецедент — это решения суда по конкретным делам, которые признаются обязательными для последующего разрешения аналогичных дел. Выступает источником права только в странах англо-саксонской правовой системы (Великобритания, США, Канада).
Конституционный обычай — это нигде официально не зафиксированные правила поведения, применяемые в течение длительного времени по вопросам, имеющим конституционно-правовое значение, и молчаливо санкционированные государством.

Доктринальные источники — компетентные суждения известных ученых или юристов по правовым вопросам.

Акты чрезвычайных органов государственной власти — принимаются в результате военных, государственных переворотов, революций (Бразилия в период военной диктатуры 1964-1985 гг., Конституция Бразилии 1969 г. принятая пришедшими к власти военными).

Религиозные источники права — преимущественно в мусульманских странах — это, прежде всего, законы шариата, превосходящие в некоторых государствах по юридической силе даже конституцию.

Международные договоры являются источниками конституционного права в том случае, если они регулируют конституционно-правовые проблемы и имеют прямое действие. Конституции многих стран закрепляют принцип верховенства норм международного права над правом внутри государственным (ФРГ, Болгария, Польша и др.).

Внутригосударственные договоры — это договоры, заключаемые территориальными общностями (субъектами федерации, автономными единицами или муниципальными образованиями) друг с другом или с центральной властью.

Общие принципы права — это отправные, исходные на чала правовой системы, лежащие в основе правотворческой или правоприменительной деятельности. К числу такого рода принципов относятся такие положения, как «специальный закон отменяет действие общего закона», «позднейший закон отменяет более ранний» и др.

Общие принципы права рассматриваются в качестве источников в таких странах, как ФРГ, Австрия, Испания, Греция и др.

В социалистических странах (например, в Китае) совместные постановления правительства и Центрального комитета компартии Китая признаются источником конституционного права, стоящим выше закона. Обязательны для исполнения решения высших органов Трудовой партии Кореи в КНДР. Это вызвано тем, что партийный аппарат сросся с государственным, т.е. превратился в часть государства.

В ряде развивающихся стран партийным документам официально придается статус юридического акта (Замбия, Заир и др.).

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

1. Источники конституционного права (общая характеристика).

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские страны), как и следует из названия данной отрасли права, служит конституция – основной закон.

а) конституционные – вносят изменения в конституцию или дополняют её;

б) органические – принимаются в усложнённом порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом;

в) обыкновенные – регулируют отдельные вопросы, ZB., закон о выборах президента;

г) чрезвычайные – согласно самой конституции, эти законы могут отступать от её положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок;

2) внутригосударственные публично-правовые договоры (ZB., Конституционный договор между Молдавией и самопровозглашённой Приднестровской республикой о том, что последняя остаётся в составе Молдавии);

3) регламенты парламентов и их палат – устанавливают внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов;

4) акты главы государства и исполнительной власти – указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, ZB., постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей; особая роль принадлежит актам главы государства и исполнительной власти, имеющим характер закона: издаются или на основе делегирования полномочий парламентом (Великобритания), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция);

5) акты органов конституционного контроля – конституционных судов, советов, дающих официальное толкование конституции и признающих те или иные законы (не) соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам; в некоторых странах судебные прецеденты не признаются источниками права, т.е., по существу не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, в особенности в области административного права; такие нормы создаёт и конституционный совет, в частности по вопросу о правах личности;

7) конституционный обычай – сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения; обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писанных конституций;

8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии; в единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран – священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;

9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

10) международно-правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950 г., Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маастрихтский договор 1992 г.

Специфика развития системы источников конституционного права зарубежных стран заключается в том, что эта традиционная схема всё более пересматривается, что однако не означает, что эти источники себя изжили и их место занимают новые, более совершенные. На самом деле, к ним просто добавляют выкристаллизовывающееся понятие общих принципов права, которым должны соответствовать все источники конституционного права. Но до недавнего времени понятие таких принципов права оставалось туманным и расплывчатым: было лишь общее понятие, но не было ясных юридических предписаний. С подписанием Маастрихтского и Амстердамского договоров появились официальные тексты с попыткой дать определение этим общим принципам права.

Под общими принципами права понимаются права и свободы человека в том виде, как они сформулированы в Европейской конвенции 1950 г. [однако и здесь добавляется, что под ними понимаются также и основные, принимаемые всеми демократические положения стран-участниц конвенции]. Кроме этой конвенции имеется огромный массив судебных решений Европейского суда по правам человека. Помимо перечисленных к общим принципам права относятся также нормы конституций стран-участников Конвенции (15 стран).

3 источники конституционного права зарубежных стран

2. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Предмет изучения конституционного права – общественно-политические процессы и явления, основы жизни общества, государства, коллектива, личности.

В экономической сфере – основы отношений собственности; в социальной – основы социальной роли государства; в политической – создание и роль политических партий, организация государства и т. д.; в идеологической – может допускать плюрализм идеологий или одну из них в качестве официальной (марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэ-

Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Главный источник – конституция (исключение – некоторые мусульманские государства).

К другим источникам относятся:

1) законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры;

2) регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;

3) акты главы государства и исполнительной власти;

4) акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;

5) судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

6) конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия);

7) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

8) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

9) международно-правовые акты.

На локальном уровне действуют свои источники конституционного права (конституции штатов в США, Конституция Занзибара в Танзании). В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Систему конституционного права составляют институты права.

Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, основ местного самоуправления и др.

Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт автономии, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как подинституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют не во всех зарубежных странах.

1.2. Источники конституционного права в зарубежных странах

В каждом государстве своя национальная система источников права. Поэтому нельзя вести речь об источниках конституционного права зарубежных стран как о едином целом.

В федеративных государствах источники права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов действуют свои акты конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. Это характерно для Италии, Испании, Португалии.

Высшей юридической силой и специфическим содержанием обладает конституция — основной источник права, имеющая универсальный характер, поскольку закрепляет важнейшие институты национального права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права. Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на все другие правовые акты.

Другим главным источником данной отрасли права является .закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после конституции юридиче- ской силой и регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.

конституционные (в ряде государств вносят изменения в конституцию или дополняют ее; либо это те законы, принятие которых прямо предусмотрено конституцией); —

органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции). Существуют в Испании, Бразилии, Португалии, Франции; —

обычные (ординарные), регулирующие менее важные общественные отношения (по сравнению с конституционными или органическими законами), образующие предмет конституционного права (гражданство, статус депутата, выборы президента); —

чрезвычайные, позволяющие приостанавливать действие отдельных конституционных норм (принимаются только на срок, определенный парламентом). Установлен тщательно регламентированный порядок их издания.

Нормы конституционного права могут также содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах, устанавливающих внутреннюю организацию и процедуру работы общенационального представительного органа власти.

Источником конституционного права являются весьма многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления, ордонансы правительства и др.).

Большинство исследователей к группе подзаконных актов относят и акты местного самоуправления (уставы городов, районов, уездов, регламенты представительных органов на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах: международных и внутригосударственных. Последняя разновидность договора используется в зарубежных странах для регулирования конституционных или политически значимых отношений. Так, по Конституции Испании (ст. 145) автономные сообщества могут заключать друг с другом соглашения о сотрудничестве, в Австрии основные нормы (ст. 15А) такое право предоставляют землям. США и Канаде известны соглашения между правительствами и коренным населением для решения земельных и экологических вопросов.

Отдельные международные договоры (например, о защите прав человека, об участии государства в межгосударственных объединениях) могут регулировать конституционные по своему характеру отношения и при условии их ратификации парламентом, вступив в действие, имеют приоритет по сравнению с законом.

В странах англосаксонской системы права широкое распространение получил судебный прецедент — образцовое правило поведения, выработанное высшими судебными органами, официально опубликованное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел как для участников спора (конкретного дела), так и для нижестоящих судов. Его характерные черты состоят в том, что он: 1)

создается только высшими судебными инстанциями на основе закона; \ 2)

непосредственно связан с судебной практикой и создается в ходе судопроизводства; 3)

в его разработке велика роль свободного усмотрения; 4)

подлежит официальному опубликованию; 5)

является обязательным не только для участников данного спора, но и для других судебных органов.

В государствах с континентальной системой права (Франция, ФРГ, Италия и др.) его роль менее значима.

К судебно-правовым актам относятся также нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных судов, конституционных советов, верховных судов), дающих официальное толкование конституции и признающих оспариваемые законы и иные нормативные акты конституционными или неконституционными.

В англосаксонских государствах, а также в тех, которые восприняли основы англосаксонской правовой системы, широкое распространение получил правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения субъектов права, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые повсеместно, признаваемые и поэтому молчаливо санкционируемые государством. Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, является обязательным и направлен на регулирование конституционных отношений. В странах, где утвердилась континентальная система права, роль правового обычая в целом невелика.