32 статья закона о дорожном движении

Содержание:

О дорожном движении
Статья 32. Основные требования относительно переоборудования транспортных средств

Переоборудование транспортных средств, то есть изменение типа или марки (модели), назначения или параметров конструкции транспортных средств, находящихся в эксплуатации, путем установки кабины, кузова или их деталей, специального оборудования и номерных агрегатов, не предусмотренных нормативно-технической документацией на данное транспортное средство , должно соответствовать правилам, нормативам и стандартам Украины.

Запрещается без согласования с производителями транспортных средств и их составных частей или другой специально уполномоченной на это Кабинетом Министров Украины организации переоборудования, что приводит к изменению полной массы и ее распределения по осям, размещения центра тяжести, типа двигателя, его веса и мощности, колесной базы или колесной формулы, системы тормозного и рулевого управления и трансмиссии.

В случае переоборудования пяти и более транспортных средств в течение года субъекты хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность по переоборудованию транспортных средств, должны иметь согласованную с соответствующими уполномоченными государственными органами нормативно-техническую документацию на соответствующий вид переоборудования и свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства по обеспечения безопасности дорожного движения. Допуск к эксплуатации переоборудованных транспортных средств осуществляется только путем проведения специальных испытаний и оформления сертификата на соответствие требованиям действующих в Украине правил, нормативов и стандартов.

Переоборудование, что привело к изменению учетных данных механического транспортного средства, должно быть отражено в его регистрационных документах.

Переоборудование транспортных средств осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Закон Украины «О дорожном движении»

Статья 14. Участники дорожного движения
Участниками дорожного движения являются лица, которые используют автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды или другие места, предназначенные для передвижения людей и перевозки грузов с помощью транспортных средств.
К участникам дорожного движения относятся водители и пассажиры транспортных средств, пешеходы, велосипедисты, погонщики животных.
Участники дорожного движения имеют право на:
— безопасные условия дорожного движения, на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения;
— изучение норм и правил дорожного движения;
— получение от гидрометеорологических, дорожных, коммунальных и других организаций, а также подразделений Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины, военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины информации об условиях дорожного движения.
Участник дорожного движения может обжаловать действие сотрудника подразделений Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины, военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины в случае нарушения с его стороны действующего законодательства.
Участники дорожного движения обязаны:
— знать и неукоснительно соблюдать требования настоящего Закона, Правил дорожного движения и других нормативных актов относительно вопросов безопасности дорожного движения; создавать безопасные условия для дорожного движения, не наносить своими действиями или бездействием вреда предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам;
— выполнять распоряжения органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о дорожном движении.
Сотрудники органов внутренних дел, военной инспекции безопасности дорожного движения, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, дорожно-эксплуатационных служб при исполнении служебных обязанностей могут отступать от отдельных требований Правил дорожного движения лишь в случаях и при выполнении условий, изложенных в них.

Статья 16. Основные права и обязанности водителя транспортного средства
Водитель имеет право:
— управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы на дорогах, улицах и в других местах, где движение транспорта не запрещено в установленном порядке;
— доверять в установленном порядке право пользования и распоряжения частным транспортным средством другому лицу, которое имеет соответствующее право на управление;
— знать причину остановки транспортного средства должностным лицом государственного органа, осуществляющим надзор за дорожным движением, а также фамилию и должность этого лица;
— отступать от требований этого раздела Закона в условиях действия непреодолимой силы или когда другими средствами невозможно предотвратить собственную гибель или увечье граждан;
— на возмещение затрат в случае предоставления транспортного средства сотрудникам милиции и здравоохранения в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
— на возмещение ущерба, причиненного вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения;
— получать необходимую помощь от должностных лиц, организаций, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения.
Водитель обязан:
— иметь при себе и по требованию сотрудников милиции, а водители военных транспортных средств — по требованию должностных лиц военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, предъявлять для проверки удостоверение водителя, регистрационный документ на транспортное средство, а в случаях, предусмотренных законодательством,— страховой полис (сертификат) о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, лицензионную карточку на автомобильное транспортное средство в случае предоставления услуг по перевозке пассажиров и опасных грузов;
— выполнять распоряжения сотрудников милиции, а водители военных транспортных средств — должностных лиц военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, которые даются в пределах их компетенции, предусмотренной действующим законодательством, Правилами дорожного движения и другими нормативными актами;
— принимать все возможные меры к обеспечению безопасных условий для передвижения наиболее уязвимых участников дорожного движения — детей, инвалидов, велосипедистов и людей преклонного возраста, не допускать случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции, а также не передавать управление транспортным средством лицу, которое находится в таком состоянии или под влиянием таких препаратов;
— проверить перед отправлением в дорогу техническое состояние транспортного средства и следить за ним в дороге;
— своевременно подавать транспортное средство, которое подлежит обязательному техническому контролю, на такой контроль;
— во время движения на автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым, а на мотоцикле — в застегнутом мотошлеме;
— предоставлять преимущественное право проезда транспортным средствам с включенными синими или красными проблесковыми маячками и специальными звуковыми сигналами;
— уплатить сбор за первую регистрацию транспортного средства согласно Налоговому кодексу Украины;
— предоставлять преимущественное право движения пешеходу, который находится на пешеходной дорожке (зебре). В этом случае водитель обязан предоставить возможность пешеходу безопасно перейти дорогу, улицу;
— принимать меры по сохранению чистоты автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и полосы отчуждения, в том числе со стороны пассажиров.
Предоставлять транспортное средство:
а) сотрудникам милиции и здравоохранения для доставки в ближайшее медицинское учреждение лиц, которые нуждаются в неотложной медицинской помощи, а водители военных транспортных средств также и должностным лицам Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины;
б) сотрудникам милиции, а водители военных транспортных средств также и должностным лицам Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины для выполнения непредвиденных и неотложных служебных обязанностей по задержанию правонарушителей. При этом водитель имеет право на возмещение убытков в соответствии с действующим законодательством.

Статья 32. Основные требования относительно переоборудования транспортных средств
Переоборудование транспортных средств, то есть изменение типа или марки (модели), назначения или параметров конструкции транспортных средств, находящихся в эксплуатации, путем установки кабины, кузова или их деталей, специального оборудования и номерных агрегатов, не предусмотренных нормативно-технической документацией на данное транспортное средство, должно соответствовать правилам, нормативам и стандартам Украины.
Не разрешается без согласования с производителями транспортных средств и их составных частей или другой специально уполномоченной на это Кабинетом Министров Украины организации переоборудование, которое приводит к изменению полной массы и ее распределения по осям, размещения центра тяжести, типа двигателя, его веса и мощности, колесной базы или колесной формулы, системы тормозного и рулевого управления и трансмиссии.
В случае переоборудования пяти и более транспортных средств в течение года субъекты хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность по переоборудованию транспортных средств, должны иметь согласованную с соответствующими уполномоченными государственными органами нормативно-техническую документацию на соответствующий вид переоборудования и свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения. Допуск к эксплуатации переоборудованных транспортных средств осуществляется только путем проведения специальных испытаний и оформления сертификата на соответствие требованиям действующих в Украине правил, нормативов и стандартов.
Переоборудование, которое привело к изменению учетных данных механического транспортного средства, должно быть отражено в его регистрационных документах.
Переоборудование транспортных средств осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Статья 34. Регистрация и учет транспортных средств
Государственная регистрация транспортного средства заключается в осуществлении комплекса мероприятий, связанных с проверкой документов, которые являются основанием для осуществления регистрации, сверкой и, при необходимости, исследованием идентификационных номеров составных частей и осмотром транспортного средства, оформлением и выдачей регистрационных документов и номерных знаков.
Владельцы транспортных средств и лица, которые используют их на законных основаниях, обязаны зарегистрировать (перерегистрировать) принадлежащие им транспортные средства в течение десяти суток после приобретения, таможенного оформления, получения транспортных средств или возникновения обстоятельств, требующих внесения изменений в регистрационные документы.
На транспортные средства оформляются и выдаются регистрационные документы, образцы которых утверждаются Кабинетом Министров Украины, и закрепляются номерные знаки, соответствующие требованиям стандартов. Закупка на государственные средства бланков регистрационных документов и номерных знаков для транспортных средств в соответствии с требованиями законодательства теми органами, на которые возложена обязанность по их регистрации.

32 статья закона о дорожном движении

32. ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ СОГЛАСОВАНИЯ С ГОСАВТОИНСПЕКЦИЕЙ

32.1. С органами Госавтоинспекции согласовываются:
а) размещение в полосах отвода автомобильных дорог или красных линиях городских улиц и дорог и их искусственных сооружениях киосков, павильонов, рекламоносителей, передвижных торговых пунктов, а также на близлежащих территориях, домах, сооружениях — административных помещений предприятий, учреждений и организаций, мест торговли и предоставления услуг;
б) маршруты и перечень дорог, на которых может проводиться обучение вождению транспортными средствами;
в) условия и порядок движения колон в составе свыше 5 механических транспортных средств;
д) порядок буксировки двух и больше транспортных средств;
е) технические требования, конструкция и установка на транспортных средствах специальных звуковых и световых сигнальных устройств (типа «Сирена», проблесковый маячок и т.п.), световых указателей и распознавательных знаков автомобилей аварийной службы, а также размещение рекламы и нанесения белых полос под наклоном на внешних боковых поверхностях транспортных средств;
ее) переоборудование транспортных средств.
С органами Госавтоинспекции согласовываются также другие вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренные законодательными актами.

32.2. Запрещается, в том числе в условиях специализированных предприятий, которые занимаются ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств, внесение изменений в идентификационные номера и номерные таблички кузова или шасси (рамы), двигателя транспортного средства, а также их уничтожение (перенесение, закрепление, восстановление и т.п.) без предшествующего согласования с Госавтоинспекцией.

32 стаття Закону Про Національну поліцію

Чи може поліція керуючись 32 статтею, зокрема пунктом 6, зупинити ТЗ для перевірки документів особи?

Відповіді юристів

      • Стаття 35. Зупинення транспортного засобу

1. Поліцейський може зупиняти транспортні засоби у разі:

1) якщо водій порушив Правила дорожнього руху;

2) якщо є очевидні ознаки, що свідчать про технічну несправність транспортного засобу;

3) якщо є інформація, що свідчить про причетність водія або пасажирів транспортного засобу до вчинення дорожньо-транспортної пригоди, кримінального чи адміністративного правопорушення, або якщо є інформація, що свідчить про те, що транспортний засіб чи вантаж можуть бути об’єктом чи знаряддям учинення дорожньо-транспортної пригоди, кримінального чи адміністративного правопорушення;

4) якщо транспортний засіб перебуває в розшуку;

5) якщо необхідно здійснити опитування водія чи пасажирів про обставини вчинення дорожньо-транспортної пригоди, кримінального чи адміністративного правопорушення, свідками якого вони є або могли бути;

6) якщо необхідно залучити водія транспортного засобу до надання допомоги іншим учасникам дорожнього руху або поліцейським або як свідка під час оформлення протоколів про адміністративні правопорушення чи матеріалів дорожньо-транспортних пригод;

7) якщо уповноважений орган державної влади прийняв рішення про обмеження чи заборону руху;

8) якщо спосіб закріплення вантажу на транспортному засобі створює небезпеку для інших учасників дорожнього руху;

9) порушення порядку визначення і використання на транспортному засобі спеціальних світлових або звукових сигнальних пристроїв.

2. Поліцейський зобов’язаний поінформувати водія про конкретну причину зупинення ним транспортного засобу з детальним описом підстави зупинки, визначеної у цій статті.

Це зрозуміло. Я питав саме за 32 статтю: коли поліцейський хоче перевірити документи водія, йому ж потрібно для цього зупинити ТЗ.

а вы хотите, как в боевиках с вином дизелем на полной скорости забрасывать документы из своего окошка в окошко патрульной полиции, немножко трудно вас понять, прощу прощения;)

Давайте ещё раз, сначала.

Национальная полиция регулирует дорожное движение и осуществляет контроль за соблюдением Правил дорожного движения его участниками и за правомерностью эксплуатации транспортных средств на улично-дорожной сети (п. 11 ч. 1 ст. 23 ЗУ «О Национальной полиции»). Кроме этого, она выдает разрешения на движение отдельных категорий транспортных средств; в случаях, определенных законом, выдает и согласовывает разрешительные документы в сфере безопасности дорожного движения (водительское удостоверение и т.д.; п. 13 ч. 1 ст. 23 ЗУ «О Национальной полиции»).

Остановки транспортного средства осуществляется жезлом, а в исключительных случаях — жестом руки. При этом полицейский сначала указывает на транспортное средство, которое должно остановиться, а затем — на место, где ему следует остановиться (п. 27.3. Приказа 111). Законом (п. 1-9 ч. 1 ст. 35 ЗУ «О Национальной полиции») определен исчерпывающий перечень случаев, дающих право работнику полиции остановить транспортное средство, а именно:

1) если водитель нарушил Правила дорожного движения;

2) если есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства;

3) если есть информация, что свидетельствует о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, или если есть информация, что свидетельствует о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения;

4) если транспортное средство находится в розыске;

5) если необходимо осуществить опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;

6) если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским, или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;

7) если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;

8) если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;

9) нарушение порядка определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

В любом случае работник полиции обязан проинформировать водителя о конкретной причине остановки ним транспортного средства с подробным описанием основания остановки, определенной в этих статьях. По требованию полицейского остановку следует осуществлять с соблюдением требований ПДД (п. 2.4 ПДД).

Если полицейский заставил Вас остановиться в одном из мест, запрещенных для остановки (п. 15.9. ПДД) — зафиксируйте объекты, расположенные у Вас, таким образом, чтобы можно было идентифицировать местоположение Вашего автомобиля. Останавливать транспортные средства в местах, запрещенных ПДД (кроме железнодорожных переездов), полицейский имеет право в исключительных случаях (достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, подозревается в совершении преступления, оставил место ДТП, создает аварийные ситуации другим участникам движения ) (п. 12.11. Приказа 111).

Полицейский имеет право высказать требование о предъявлении водителем:

а) удостоверение на право управления транспортным средством;

б) регистрационного документа на транспортное средство;

в) полиса (сертификата) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств для проверки (пункты. 14.7., 27.2. Приказа 111; подпункт «а» п. 2.4. ПДД).

Названные документы предоставлять в руки полицейского не обязательно, достаточно показать в развернутом виде. Требование работника полиции передать ему в руки документы противоправное (абзац 2 ч. 2 ст. 16 ЗУ «О дорожном движении»; подпункт «а» п. 2.4. ПДД).

ТРАНСБИРЖА

ТРУДОУСТРОЙСТВО

(с изменениями в 2004). Этот Закон определяет правовые и социальные основы дорожного движения с целью защиты жизнь и здоровье граждан, создание безопасных и комфортных условий для участников движения и охраны окружающей естественной среды.

Закон Украины о дорожном движении

Раздел I — Общие положения

Статья 1. Задача Закона Украины о дорожном движении
Закон регулирует общественные отношения в сфере дорожного движения и его безопасности, определяет права, обязанности и ответственность субъектов — участников дорожного движения, министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствование (далее — министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти и объединений).

Статья 2. Законодательство о дорожном движении
Законодательство о дорожном движении состоит из этого Закона и актов законодательства Украины, которые выдаются в соответствии с ним.

Статья 3. Государственное управление в сфере дорожного движения
Государственное управление в сфере дорожного движения и его безопасности осуществляется Кабинетом Министров Украины, органами исполнительной власти Республики Крым, местными органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления и специально уполномоченными на это государственными органами.

Раздел II — Компетенция Кабинета Министров украины, законодательной и исполнительной власти республики Крым, областных, городских, районных и других местных советов народных депутатов, министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти и объединений

Статья 4. Компетенция Кабинета Министров Украины в сфере дорожного движения
К компетенции Кабинета Министров Украины в сфере дорожного движения относится:
— подготовка проектов законов, нормативных актов по вопросам дорожного движения и его безопасности, а также ответственности за их нарушение на территории Украины;
— определение полномочий органов исполнительной власти и управление;
— формирование государственных органов управления в сфере дорожного движения, руководство их деятельностью;
— разработка и утверждение государственных программ развития дорожного движения и его безопасности на автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах, требований экологической безопасности, а также программ координации использование всех видов транспорта общего пользования (автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный);
— финансирование, руководство и контроль за выполнением государственных программ развития дорожного движения и его безопасности;
— координация деятельности министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, объединений и местного самоуправления в сфере дорожного движения, а также требований экологической безопасности;
— контроль за выполнением законодательства о дорожном движении;
— определение единого порядка организации дорожного движения и его безопасности;
— установление единых требований относительно проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержание и охраны автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, утверждение программ их строительства;
— установление единых требований относительно конструкции и технического состояния транспортных средств, которые эксплуатируются в Украине;
— определение порядка выдачи лицензий и сертификатов на осуществление деятельности, связанной с изготовлением, ремонтом и эксплуатацией транспортных средств, перевозками грузов и пассажиров, подготовкой водителей, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, другими видами деятельности, которые влияют на безопасность движения.

Статья 5. Компетенция органов законодательной и исполнительной власти Республики Крым, областей и мост республиканского подчинения
К компетенции органов законодательной и исполнительной власти Республики Крым, областей и мост республиканского подчинения в сфере дорожного движения относится:
— принятие нормативных актов по вопросам дорожного движения и его безопасности, за исключением тех, что относятся к компетенции Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины;
— утверждение региональных программ развития дорожного движения и его безопасности;
— государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о дорожном движении и его безопасности, за деятельностью предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и хозяйствование относительно планирования и выполнения мероприятий по безопасности дорожного движения, требований экологической безопасности;
— формирование фондов для финансирования государственных программ и отдельных мероприятий, направленных на развитие дорожного движения и его безопасности;
— обеспечение развития сети местных автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, их содержание и охраны;
— руководство деятельностью по организации дорожного движения;
— организация обучения население Правил дорожного движения, проведение воспитательных мероприятий среди разных социально-возрастных групп населения относительно его безопасности;
— организация подготовки и повышение квалификации водителей транспортных средств и развитие сети соответствующих учебных заведений;
— организация и осуществление мер по представлению медпомощи пострадавшим во время дорожно-транспортных проишествий и медицинского обеспечения безопасности дорожного движения;
— организация и финансирование мероприятий, связанных с профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма;
— руководство работой по пропаганде безопасности дорожного движения, требований экологической безопасности;
— контроль за взысканием государственных и местных налогов, собрания и других обязательных платежей в сфере дорожного движения;
— организация обеспечения индивидуальных собственников транспортных средств платными стоянками и коллективными гаражами;
— решение других вопросов дорожного движения.

Статья 6. Компетенция городского и районного Совета народных депутатов и городской и районной исполнительной власти
К компетенции городского и районного Совета народных депутатов и городской и районной исполнительной власти в сфере дорожного движения относится:
— выполнение требований законодательства и решений органов государственной исполнительной власти о дорожном движении и его безопасности;
— определение компетенции подведомственных администраций, которые создаются в соответствии со схемой управления городом или районом, в сфере дорожного движения и его безопасности;
— разработка, утверждение и реализация городских и районных программ развития дорожного движения и его безопасности;
— формирование городских и районных фондов, в том числе внебюджетных, для финансирования программ и отдельных мероприятий, направленных на развитие дорожного движения и его безопасности;
— контроль за организацией обучения разных социально-возрастных групп население Правил дорожного движения, планирование мероприятий, связанных с профилактикой его безопасности, и контроль за их выполнением;
— контроль за подготовкой и повышением квалификации водителей, техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, обеспечением развития сферы этих услуг;
— организация дорожного движения на территории города и района в соответствии с соответствующими генеральными планами, проектами детального планирования и застройки населенных пунктов, автоматизированных систем управления дорожным движением, комплексных транспортных схем и схем организации дорожного движения и с экологически безопасными условиями;
— осуществление и финансирование мероприятий, связанных с профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма;
— проведение работы по пропаганде безопасности дорожного движения;
— организация строительства, реконструкции, ремонта и удержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов;
— установление порядка и осуществление мероприятий по обеспечению охраны транспортных средств на платных стоянках и в коллективных гаражах;
— руководство и контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствование за выполнением требований законодательства, решений органов государственной исполнительной власти о дорожном движении и его безопасности;
— контроль за выявлением дорожно-транспортных проишествий и внедрением мероприятий в местах их концентрации, на аварийно-опасных участках улиц, дорог и железнодорожных переездах;
— организация системы мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения и контроль за их реализацией;
— наложение в пределах своей компетенции административных взысканий за нарушение законодательства в сфере дорожного движения и его безопасности;
— руководство работой по взысканию налогов, собрания и других обязательных платежей в сфере дорожного движения.
Городская и районная Совета народных депутатов имеют право рассматривать и решать другие вопросы, которые соответственно действующему законодательству относятся к их ведению.

Статья 7. Компетенция поселкового и сельского Совета народных депутатов и их исполнительных органов
К компетенции поселкового и сельского Совета народных депутатов и их исполнительных органов в сфере дорожного движения относится:
— обеспечение выполнения требований законодательства и решений центральных органов государственной исполнительной власти Украины по вопросам дорожного движения и его безопасности;
— разработка, утверждение и выполнение местных программ безопасности дорожного движения;
— создание внебюджетных фондов для дополнительного финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения;
— организация и контроль за деятельностью предприятий по вопросам дорожного движения и его безопасности;
— содействие созданию на территории поселкового или сельского Совета народных депутатов предприятий и организаций для предоставления платных услуг, связанных с подготовкой и повышением квалификации водителей, техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств;
— содействие деятельности по удержанию в безопасном для дорожного движения состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и их обустройству объектами сервиса;
— содействие организации и осуществлению медпомощи пострадавшим в дорожно-транспортных проишествиях и других мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;
— проведение среди различных социально-возрастных групп населения профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения;
— обучение населения Правилам дорожного движения;
— осуществление мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Статья 8. Компетенция органов территориального общественного самоуправления
Компетенция органов территориального общественного самоуправления в сфере безопасности дорожного движения устанавливается соответствующими местными Советами народных депутатов в границах предоставленных им этим Законом полномочий, требований экологической безопасности.

Статья 9. Компетенция собственников автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов
К компетенции собственников автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов или уполномоченных ими органов в сфере дорожного движения относится:
— разработка программ и осуществления мероприятий по развитию, усовершенствование, ремонта и удержания в безопасном для дорожного движения состоянии дорог, улиц и железнодорожных переездов, зон отчуждения;
— определение структур управления, проектирование, строительства и содержание дорог, улиц и железнодорожных переездов;
— участие в разработке положений о специальных структурах управления дорожным движением;
— компенсация затрат собственникам транспортных средств, если дорожно-транспортные проишествия произошли по причине неудовлетворительного эксплуатационного удержания автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, по решениям судебных органов;
— обеспечение безопасных, экономических и комфортных условий дорожного движения;
— организация и осуществление мероприятий, направленных на защиту окружающей естественной среды;
— обеспечение участников дорожного движения информацией по вопросам состояния аварийности и дорожного покрытия, гидрометеорологических и других условий;
— решение вопросов эксплуатации автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов в чрезвычайных ситуациях;
— передача права на эксплуатационное содержание дорог, улиц и железнодорожных переездов другим юридическим лицам;
— определение нормативов и выделения необходимых средств на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов;
— передача права на строительство коммунальных и других сооружений, прокладывание коммуникаций, на защитные работы и сооружения, сервисные сооружения и оснащение соответственно действующему законодательству;
— проведение работ по созданию и удержанию придорожных зеленых насаждений и прочее;
— срочное устранение повреждений на автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах;
— устройство мест для остановок транспортных средств, стоянок и отдыха участников дорожного движения и создание других объектов дорожного сервиса;
— разработка и обустройство автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов системами срочной связи для вызова госавтоинспекции, быстрой медицинской и технической помощи;
— оснащение дорог, улиц и железнодорожных переездов техническими средствами регулирования дорожного движения и их содержание;
— проведение линейного анализа аварийности на подведомственных автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах;
— выявление аварийно-опасных участков и мест концентрации дорожно-транспортных проишествий и внедрение в таких местах соответствующих мероприятий по усовершенствованию организации дорожного движения;
— согласование маршрутов перевозка опасных, сверхгабаритных и тяжеловесных грузов;
— обеспечение работы специализированных служб по осуществлению мероприятий по организации дорожного движения;
— своевременное выявление препятствий дорожному движению и их устранение, а в случае невозможности — неотложное обозначение дорожными знаками, оградительными и направляющими средствами;
— организация выполнения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
— решение других вопросов дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.

Статья 10. Компетенция собственников транспортных средств
К компетенции собственников транспортных средств относится:
— осуществление мероприятий по развитию, эксплуатации и содержанию транспортных средств;
— развитие сети учебных заведений по подготовке и повышению квалификации водителей транспортных средств;
— организация и осуществление мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;
— организация и осуществление мероприятий по защите окружающей естественной среды от вредного влияния транспорта;
— организация и финансирование мероприятий, связанных с профилактикой дорожно-транспортного травматизма;
— решение вопросов эксплуатации транспорта в чрезвычайных ситуациях.

Статья 11. Участие министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти и объединений в обеспечении безопасности дорожного движения
Министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти и объединения в границах своей компетенции обеспечивают безопасность дорожного движения, несут ответственность за выполнение государственных и отраслевых программ в сфере дорожного движения, выдают нормативные акты о дорожном движении, которые не противоречат законодательству о дорожном движении, оказывают содействие предприятиям, учреждениям и организациям, которые входят в их состав, в осуществимые мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
Министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти и объединения по доверенности Кабинета Министров Украины могут выполнять отдельные функции межотраслевого управления в сфере дорожного движения и его безопасности.
В министерствах, других центральных органах государственной исполнительной власти и объединениях, предприятиях и организациях, которые имеют транспортные средства, при численности занятых эксплуатацией транспортных средств свыше 50 человек, вводится должность специалиста по безопасности дорожного движения, а свыше 500 человек — создается служба безопасности дорожного движения. Положение об этой службе утверждает Кабинет Министров Украины.

Статья 12. Участие предприятий, учреждений, организаций в обеспечении безопасности дорожного движения, обязанности должностных лиц в этой сфере
1. Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению безопасности дорожного движения, проводят в трудовых коллективах профилактическую работу по соблюдению требований законодательства о дорожном движении, по согласию с первичными профсоюзными организациями включают к коллективным договорам требования относительно форм влияния на члены трудового коллектива в случае нарушения ими обязанностей участников дорожного движения, установленных действующим законодательством о дорожном движении.
2. Должностные лица, которые отвечают за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств, обязаны:
— обеспечивать отбор, повышение квалификации и профессионального уровня водителей, осуществлять контроль за состоянием их здоровья и соблюдением режима работы и отдыха;
— обеспечивать надлежащее техническое состояние транспортных средств и соблюдения экологических требований их эксплуатации;
— не допускать к управлению транспортными средствами лиц, которые не имеют права на управление транспортным средством соответствующей категории, не прошли в установленный срок медицинского осмотра, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или в болезненном состоянии, или под влиянием лекарства, которые снижают их реакцию и внимание;
— не выпускать на линию транспортные средства, техническое состояние которых не отвечает требованиям государственных стандартов, правил дорожного движения, а также если они не зарегистрированы в установленном порядке, переоборудованные с нарушением требований законодательства или не прошли государственного технического осмотра.
3. Должностные лица, которые отвечают за строительство, реконструкцию, ремонт, эксплуатацию и обустройство автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, мостов, путепроводов, других сооружений, обязаны:
— обеспечивать содержание их в состоянии, которое отвечает установленным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения;
— при возникновении условий, которые создают угрозу безопасности дорожного движения, осуществлять меры по своевременному запрету или ограничения движения, а также восстановление безопасных условий для движения;
— внедрять в полном объеме мероприятия по безопасности дорожного движения при осуществимые строительства, реконструкции и ремонта дорог, улиц и железнодорожных переездов;
— обозначать места выполнения работ, места, где оставлены на дороге, улицы, железнодорожном переезде машины и механизмы, строительные материалы и т.п., соответствующими дорожными знаками, оградительными и направляющими средствами, а в темное время поры и при тумане — сигнальными огнями, предусмотренными действующими нормами;
— по окончании работ на дороге, улицы, железнодорожном переезде немедленно привести их в состояние, которое обеспечивает беспрепятственное и безопасное движение транспортных средств и пешеходов, и упорядочить зоны отчуждения;
— в случае загрязнения проезжей части дорог, улиц, железнодорожных переездов безотлагательно осуществлять меры по их очищению и своевременного предупреждения участников дорожного движения об угрозе безопасности движения, которое возникло;
— оборудовать их техническими средствами регулирования дорожного движения;
— выявлять аварийно-опасные участки и места концентрации дорожно-транспортных проишествий и обеспечивать осуществление в таких местах соответствующих мероприятий по усовершенствованию условий и организации дорожного движения для обеспечения его безопасности;
— своевременно выявлять препятствия дорожному движению и обеспечивать их устранение, а в случае невозможности — безотлагательно обозначать дорожными знаками, оградительными и направляющими средствами;
— ежемесячно проводить линейный анализ аварийности.
4. Лица, которые отвечают за эксплуатацию подъездных и грунтових дорог, а также собственники транспортных средств обязаны выключать возможность выноса транспортными средствами земли, камень или других материалов на автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды.

Статья 13. Участие объединений граждан и граждан в осуществимые мероприятий по безопасности дорожного движения
Объединение граждан и граждане должны оказывать содействие государственным органам в осуществимые мероприятий по безопасности дорожного движения.
С целью предотвращения дорожно-транспортным событиям и обеспечение транспортной дисциплины на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствование получаются комиссии по безопасности движения, которые действуют на основании положения, утверждаемого Министерством транспорта Украины.
Министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти и объединения обязаны учитывать предложения объединений граждан и граждан по вопросам безопасности дорожного движения.
Государство обеспечивает проведение льготной налоговой политики относительно объединений граждан, главной целью которых есть проведение мероприятий по безопасности дорожного движения.

Раздел III — Права и обязанности участников дорожного движения

Статья 14. Участники дорожного движения
Участниками дорожного движения являются лица, которые используют автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды или другие места, предназначенные для передвижения людей и перевозка грузов с помощью транспортных средств.
К участникам дорожного движения относятся водители и пассажиры транспортных средств, пешеходы, велосипедисты, погонщики животных.
Участники дорожного движения имеют право на:
— безопасные условия дорожного движения, на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения;
— изучение норм и правил дорожного движения;
— получение от гидрометеорологических, дорожных, коммунальных и других организаций, а также органов Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины, воинской инспекции безопасности дорожного движения Воинской службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины информации об условиях дорожного движения.
Участник дорожного движения может обжаловать действие работника органов Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины, воинской инспекции безопасности дорожного движения Воинской службы правопорядока в Вооруженных Силах Украины в случае нарушения с его стороны действующего законодательства.
Участники дорожного движения обязаны:
— знать и неуклонно соблюдать требования этого Закона, Правил дорожного движения и других нормативных актов по вопросам безопасности дорожного движения;
— создавать безопасные условия для дорожного движения, не наносить своими действиями или бездеятельностью вреда предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам;
— выполнять распоряжения органов государственного надзора и контроля относительно соблюдения законодательства о дорожном движении.
Работники органов внутренних дел, воинской инспекции безопасности дорожного движения, Воинской службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, дорожно-эксплуатационных служб при исполнении служебных обязанностей могут отступать от отдельных требований Правил дорожного движения лишь в случаях и при выполнении условий, изложенных в них.

Статья 15. Основные положения относительно допуска к управлению транспортными средствами
Каждый гражданин, который достиг установленного этим Законом возраста и не имеет медицинских противопоказаний, может в установленном порядке получить право на управление транспортными средствами соответствующей категории (стать водителем).
Право на управление транспортными средствами предоставляется:
— мототранспортними средствами и мотоколясками — с шестнадцатилетнего возраста;
— автомобилями всех видов и категорий (за исключением автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки более восьми пассажиров), трамваями и троллейбусами — с восемнадцатилетнего возраста;
— автобусами и грузовыми автомобилями, оборудованными для перевозки более восьми пассажиров, — с девятнадцатилетнего возраста.
Перечень заболеваний и недостатков, при которых лицо не может быть допущено к управлению соответствующими транспортными средствами, определяется Министерством здравоохранения Украины.
Гражданин, который желает получить право на управление транспортным средством, обязан пройти подготовку в объеме, предусмотренном программой подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории или типа.
Подготовка и повышение квалификации водителей осуществляются в учебных заведениях независимо от форм собственности и хозяйствование, которое получили в установленном порядке лицензию на эту деятельность. Подготовка и повышение квалификации осуществляются специалистами, которые отвечают установленным квалификационным требованиям, с применением необходимых технических средств обучения. В особых случаях допускается самоподготовка водителей отдельных категорий транспортных средств. Порядок и типичные программы подготовки и повышение квалификации водителей, квалификационные требования к специалистам, которые осуществляют такую подготовку, минимальный перечень технических средств обучения, а также случаи допуска для усвоения программы подготовки водителей в индивидуальном порядке определяются Министерством образования Украины и утверждаются соответствующим государственным органом с безопасности дорожного движения.
Право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Украины действуют национальные и международные удостоверения на право управления транспортными средствами, которые отвечают Конвенции о дорожном движении . Порядок выдачи этих удостоверений устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Водитель может быть лишен права на управление транспортным средством вследствие ухудшения состояния здоровье, если оно препятствует безопасному управлению транспортным средством, а также за невыполнение установленных обязанностей в предусмотренных законодательством случаях.
Лишение водителя права на управление транспортным средством вследствие ухудшения состояния здоровье ведется на основании выводов соответствующих медицинских учреждений.
Лишение водителя права на управление транспортным средством вследствие невыполнения им установленных законодательством обязанностей ведется на основании материалов дела об административном нарушении правил дорожного движения, постановления об отказе в нарушении уголовного дела или материалов уголовного дела.
Лишение права на управление транспортным средством ведется к полному устранению причин, которые препятствуют водителю безопасно руководить транспортным средством, а в случае невыполнения им установленных обязанностей — на срок, определенный действующим законодательством.
Административное взыскание в виде лишения права на управление транспортными средствами не применяется к лицам, которые пользуются ими в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, а также в случае отказа остановить транспортное средство на требование работника милиции с целью выполнения служебных обязанностей, самовольного оставления места дорожно-транспортного события, уклонение от осмотра на наличие алкогольного, наркотического другого ли опьянения.
Лишение права на управление транспортным средством ведется путем изъятия у водителя удостоверения уполномоченными должностными лицами Госавтоинспекци Министерства внутренних дел Украины, перечень которых устанавливается законодательством Украины.
В случае систематического нарушения водителем правил дорожного движения он может быть направлен уполномоченными должностными лицами Госавтоинспекци Министерства внутренних дел Украины для проверки знаний этих правил.

Статья 16. Основные права и обязанности водителя транспортного средства
Водитель имеет право:
— управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы на дорогах, улицах и в других местах, где движение транспорта не запрещен в установленном порядке;
— доверять в установленном порядке право пользования и распоряжение частным транспортным средством другому лицу, которое имеет соответствующее право на управление;
— знать причину остановки транспортного средства должностным лицом государственного органа, которое осуществляет надзор за дорожным движением, а также фамилию и должность этого лица;
— отступать от требований этого раздела Закона в условиях действия непреодолимой силы или если другими средствами невозможно предотвратить собственной гибели или увечью граждан;
— на возмещение затрат в случае предоставления транспортного средства работникам милиции и здравоохранения в случаях, предусмотренных этим Законом;
— на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения;
— получать необходимую помощь от должностных лиц, организаций, которые принимают участие в обеспечении безопасности дорожного движения.
Водитель обязан:
— иметь при себе и на требование работников милиции, а водители воинских транспортных средств на требование должностных лиц воинской инспекции безопасности дорожного движения Воинской службы правопорядока в Вооруженных Силах Украины передавать для проверки удостоверения, регистрационные и прочие документы, которые подтверждают право на управление транспортным средством, а также дорожные (маршрутные) письма и документы на груз, который перевозится (кроме собственников транспортных средств, которые используют их в индивидуальных некоммерческих целях);
— выполнять распоряжения работников милиции, а водители воинских транспортных средств — должностных лиц воинской инспекции безопасности дорожного движения Воинской службы правопорядока в Вооруженных Силах Украины, которые даются в границах их компетенции, предусмотренной действующим законодательством, Правилами дорожного движения и другими нормативными актами;
— принимать все возможные меры к обеспечению безопасных условий для передвижения наиболее чувствительных участников дорожного движения — детей, инвалидов, велосипедистов и людей преклонного возраста;
— не допускать случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, в болезненном, утомленном состоянии, под влиянием врачебных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции, а также не передавать управления транспортным средством лицу, которое находится в таком состоянии;
— проверить перед выездом в дорогу техническое состояние транспортного средства и следить за ним в дороге;
— своевременно подавать транспортное средство на государственный технический осмотр;
— во время движения на автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутой, а на мотоцикле — в застегнутому мотошлеме;
— предоставлять преобладающее право для проезда транспортным средствам с включенными синими или красными проблисковими маячками и специальными звуковыми сигналами;
— своевременно платить государственный налог с собственников транспортных средств в установленных законодательством размерах;
— предоставлять преобладающее право движения пешеходу, который находится на пешеходной дорожке (зебре). В этом случае водитель обязан предоставить возможность пешеходу безопасно перейти дорогую, улицу;
— принимать меры относительно сохранения чистоты автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и полосы отчуждения, в том числе со стороны пассажиров.
Предоставлять транспортное средство:
а) работникам милиции и здравоохранения для доставки в ближайшее медицинское учреждение лиц, которые требуют неотложной медпомощи, а водители воинских транспортных средств также и должностным лицам Воинской службы правопорядока в Вооруженных Силах Украины;
б) работникам милиции, а водители воинских транспортных средств также и должностным лицам Воинской службы правопорядока в Вооруженных Силах Украины для выполнения непредвиденных и неотложных служебных обязанностей по задержанию правонарушителей. При этом водитель имеет право на возмещение убытков в соответствии с действующим законодательством.
В случае систематического управления водителем транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и нереагирования на предупреждение со стороны Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины суд имеет право изъять и реализовать транспортное средство с возвращением его собственнику установленной суммы.

Статья 17. Основные права и обязанности пешехода
Пешеход, то есть лицо, которое принимает участие в дорожном движении вне транспортных средств и не выполняет на дороге любую работу (к пешеходам относятся также лица, которые двигаются в инвалидных колясках без двигателей, ведут велосипед, мопед или мотоцикл, везут санки, тележка, детскую или инвалидную коляску), имеет право:
— на приоритетное пересечение проезжей части по обозначенным пешеходным переходам;
— при отсутствии в зоне видимости перехода или перекресток переходить дорогой, улицу, железнодорожный переезд под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она доброе просматривается в обе стороны;
— требовать от государственных и местных органов власти, собственников автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов создания необходимых условий для обеспечения безопасности движения.
Пешеход обязан:
— двигаться по тротуарам, пешеходных или велосипедных дорожках, обочинах, а в случае их отсутствия — по краю проезжей части автомобильной дороги или улицы;
— пересекать проезжую часть автомобильной дороги, улицы по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия — на перекрестках по линии тротуаров и обочин;
— руководствоваться сигналами регулировщика и светофора в местах, где дорожное движение регулируется;
— не задерживаться и не останавливаться без необходимости на проезжей части автомобильной дороги, улицы и железнодорожном переезде;
— не переходить проезжую часть автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов непосредственно перед транспортными средствами, которые приближаются, вне пешеходных переходов при наличии раздельной полосы, а также в местах, где установленные пешеходные или дорожные ограждения;
— воздерживаться от перехода проезжей части при приближении транспортного средства с включенными проблисковим маячком и специальным звуковым сигналом;
— не выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, которое ограничивает видимость, не убедившись в отсутствия транспортных средств, которые приближаются.

Статья 18. Основные обязанности и права пассажира
Пассажир, то есть лицо, которое пользуется транспортным средством, но не причастный к управлению им, обязан:
— совершать посадку в транспортное средство лишь со специальной площадки, а в случае ее отсутствия — с тротуара или обочины;
— совершать посадку и высадку лишь после полного прекращение движения транспортного средства;
— не отвлекать внимание водителя от управления транспортным средством;
— во время движения на автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым, а на мотоцикле — в застегнутом мотошлеме.
Пассажир при пользовании транспортным средством имеет право на:
— безопасную перевозку себя и багажа;
— возмещение причиненных убытков;
— своевременную и точную информацию об условиях и порядке движения.

Статья 19. Основные права и обязанности велосипедистов и погонщиков животных
Лица, которые руководят велосипедами без двигателей, имеют право:
— ездить по специальным велосипедным дорожкам, а в случае их отсутствия — по краю проезжей части дороги, улицы или обочине.
Они обязаны:
— использовать технически исправные и надлежащим образом оборудованные велосипеды;
— не перевозить грузов, которые мешают управлению;
— не перевозить пассажиров, за исключением детей возрастом до семи лет, на специально оборудованном сидении.
Погонщики животных обязаны:
— не оставлять животных на проезжей части без присмотра, не перегонять животных через железнодорожные пути и дороги, улицы вне специально отведенных мест, а также через проезжую часть в темное время поры и в условиях недостаточной видимости.
Тележки (сани) должны быть оборудованы светоотражательными устройствами, а в темное время суток — и фонарями.

Статья 20. Обучение разных групп населения Правил дорожного движения
Правительство Республики Крым, местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления руководят деятельностью по обучению разных социально-возрастных групп населения Правил дорожного движения.
Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования осуществляют мероприятия по обучению работающих по найму граждан Правил дорожного движения.
Органы образования обеспечивают изучение Правил дорожного движения во всех дошкольных, средних общеобразовательных и высших учебных заведениях, профессионально-технических училищах, а также подготовку соответствующих специалистов.
Прививание детям привычек безопасного поведения на дорогах начинается в дошкольных учреждениях с полуторагодовалого возраста. Обучение учеников Правил дорожного движения проводится за программами, которые обеспечивают получение удостоверения на право управления мотоциклом и легковым автомобилем в период обучения в школе, училище.
Органы социальной защиты населения проводят мероприятия, направленные на подготовку к безопасному дорожному движению людей преклонного возраста и инвалидов, а также на их защиту во время дорожного движения.
Обучение населения Правил дорожного движения осуществляется в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими государственными органами по безопасности дорожного движения, по представлению органов образования и социальной защиты население.
Обучение граждан Правил дорожного движения осуществляется в государственных, ведомственных или частных учреждениях, а также самостоятельно. Государственные испытания на получение права пользование транспортными средствами складываются только в органах Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины.
Органы Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины, средства массовой информации подают помощь соответствующим органам в проведении профилактических мероприятий и в обучении разных социально-возрастных групп населения Правил дорожного движения.

Раздел IV — Автомобильные дороги, улицы

Статья 21. Автомобильные дороги, улицы, их деление, пользование ими
Автомобильная дорогая, улица представляет собой часть территории, в том числе в населенном пункте, предназначенную для движения транспортных средств и пешеходов, с всеми размещенными на ней сооружениями.
Автомобильные дороги, улицы делятся на: общего пользования, ведомственные и частные.
Автомобильные (загородные) дороги общего пользования делятся на дороги государственного и местного значения. Автомобильные дороги государственного значения делятся на магистральные и прочие.
В городах улицы и дороги делятся на магистральные улицы и дороги, дороги и улицы местного значения.
Порядок пользования автомобильными дорогами определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 22. Основные требования относительно проектирования автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов
Организации и граждане, которые осуществляют разработку типичных или индивидуальных проектов на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, обязаны предусматривать весь комплекс мероприятий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, экологических требований, с учетом специфических потребностей инвалидов.
Уменьшение капитальных затрат на счет сокращения мероприятий, которые влияют на безопасность дорожного движения, запрещается. Проекты на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов подлежат экспертизе, согласованию в органах государственного надзора за соблюдением законодательства, правил, норм и стандартов по безопасности дорожного движения на соответствие требованиям правил, нормативов и стандартов по безопасности дорожного движения и экологической экспертизе, а выявленные отклонения от их требований — устранению.

Статья 23. Основные требования относительно строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов
Все работы по строительству, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов должны осуществляться в соответствии с проектами и требованиями правил, нормативов и стандартов Украины по безопасности дорожного движения.
В случае возникновения условий, за которые невозможно реализовать отдельные проектные решения, производитель работ обязан сообщить об этом проектировщика и заказчика с целью разработки дополнительных мер относительно безопасности дорожного движения.
Прием завершенных строительством, реконструкцией и ремонтом работ на автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах проводится с участием органов государственного надзора за соблюдением законодательства, правил, норм и стандартов по безопасности дорожного движения после выполнения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 24. Основные требования к деятельности собственников дорог, улиц и железнодорожных переездов
Собственники дорог, улиц и железнодорожных переездов или уполномоченные ими органы несут ответственность за создание безопасных условий движения на дорогах, улицах и железнодорожных переездах, которые находятся в их ведении.
При выполнении работ по ремонту и удержанию автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов дорожно-эксплуатационные организации в первоочередном порядке должны осуществлять мероприятия по безопасности дорожного движения на основе учета и анализа дорожно-транспортных проишествий, результатов обследований и осмотра автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, и прежде всего на аварийных и опасных участках и в местах концентрации дорожно-транспортных проишествий.
Собственники дорог, улиц и железнодорожных переездов или органы, уполномоченные осуществлять эксплуатационное содержание автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, имеют право требовать от пользователей соблюдения действующих законодательных и нормативных актов относительно дорожного движения, правил ремонта и содержание дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования дорогами и дорожными сооружениями и их охраны.
Единые правила ремонта и содержание автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, правила пользование ими и их охраны утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Собственники дорог, улиц и железнодорожных переездов, руководящие работники дорожно-эксплуатационных организаций несут ответственность, в том числе и криминальную, если дорожно-транспортное проишествие произошло по их вине.

Статья 25. Оснащение автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов объектами сервиса
Правительство Республики Крым, местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вместе с дорожными органами осуществлять мероприятия по оснащению автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов объектами автомобильного сервиса в соответствии с утвержденными нормативами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещение таких объектов, с соблюдением экологически безопасных условий, а также организовывать их работу с целью максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды с интенсивным движением оборудуются средствами аварийной связи для вызова служб скорой медпомощи, работников органов внутренних дел и дорожно-эксплуатационных организаций.

Статья 26. Ограничение или запрет дорожного движения при выполнении работ на автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах
При выполнении работ в полосе отвода автомобильной дороги, улицы и железнодорожного переезда, если это угрожает безопасному или бесперебойному движению транспорта и пешеходов, организации, которые отвечают за содержание автомобильной дороги, улицы и железнодорожного переезда, могут закрыть или ограничить движение на основе ордера, который выдается соответствующим дорожным органом, а в городах — службой местного государственного органа исполнительной власти и местного самоуправления. В ордере излагаются условия запрета или ограничение движения, порядок информирования об этом участников дорожного движения, мероприятия по безопасности дорожного движения и сроки проведения работ.
Нарушение этих требований влечет за собою материальную ответственность организаций, которые выполняют работы.
Ограничение или запрет движения без ордера возможные лишь в случаях, связанных со стихийными явлениями, а также с необходимостью выполнения аварийных работ, о чем сообщается местным органам государственной исполнительной власти, органам местного самоуправления и Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины.

Статья 27. Организация дорожного движения на автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах
Организация дорожного движения осуществляется специализированными службами, положение о которые утверждаются соответствующими государственными органами по безопасности дорожного движения.
Организация дорожного движения на автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах осуществляется с применением технических средств и автоматизированных систем управления дорожным движением, которое отвечает требованиям действующих в Украине стандартов, на основе согласованных с Госавтоинспекцией Министерства внутренних дел Украины проектов и схем организации дорожного движения и утвержденных местными органами государственной исполнительной власти в установленном порядке.
Изменения в организации дорожного движения с целью повышения интенсивности движения транспортных средств за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускаются.
При возникновении угрозы безопасности дорожного движения соответствующие должностные лица Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины, дорожных и коммунальных служб имеют право вносить оперативные изменения в организацию дорожного движения.
При возникновении мест концентрации дорожно-транспортных проишествий все мероприятия по ликвидации причин и их условий выполняются вне очереди.

Статья 28. Специализированные службы организации дорожного движения
Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются специализированными службами, положение о которые утверждается соответствующими государственными органами по безопасности дорожного движения.

Раздел V — Транспортные средства

Статья 29. Допуск транспортных средств к участию в дорожном движении
К участию в дорожном движении допускаются транспортные средства, конструкция и техническое состояние которых отвечают требованиям действующих в Украине правил, нормативов и стандартов, которые имеют сертификат на соответствие этим требованиям и прошли государственный технический осмотр (за исключением транспортных средств, которые не подлежат осмотра).
С целью сохранения автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов участие в дорожном движении транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные, допускается за отдельным разрешением в порядке и за плату, которые устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Место переезда автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов транспортными средствами на гусеничном ходу для выполнения сельскохозяйственных работ устанавливается собственником дороги, улицы и железнодорожного переезда совместно с Госавтоинспекцией Министерства внутренних дел Украины.
Передвижение транспортных средств на гусеничном ходу разрешается только на местных путях без твердого покрытия при минусовой температуре атмосферного воздуха.
Не допускается участие в дорожном движении транспортных средств с правым расположением руля.

Статья 30. Основные требования относительно производства транспортных средств
Конструкция транспортных средств должна отвечать требованиям современных правил, нормативов и стандартов, установленным уровням выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а нормативно-техническая документация должна быть согласована с соответствующими уполномоченными государственными органами.
Перед началом серийного производства транспортных средств или их составных частей проводятся специальные испытания и по их положительным результатам выдается сертификат установленной формы. Сертификационные испытания проводятся в порядке, установленному Кабинетом Министров Украины.
Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствование, а также граждане-предприниматели, которые изготовляют транспортные средства, их составные части и комплектующие изделия, должны иметь соответствующую лицензию.

Статья 31. Основные требования относительно ввоза на территорию Украины транспортных средств
Транспортные средства, их составные части и комплектующие изделия, которые ввозятся на территорию Украины, подлежат проверке на соответствие действующим стандартам или должны иметь сертификат, выданный уполномоченным на это Секретариатом ЕЭК ООН Административным органом по сертификации дорожных транспортных средств.
Правила ввоз транспортных средств на территорию Украины определяются Кабинетом Министров Украины.

Статья 32. Основные требования относительно переоборудования транспортных средств
Переоборудование транспортных средств, то есть изменение типа или марки (модели), назначение или параметров конструкции транспортных средств, которые находятся в эксплуатации, путем установки кабины, кузова ли их деталей, специального оснащения и номерных агрегатов, не предусмотренных нормативно-технической документацией на данное транспортное средство, должно отвечать правилам, нормативам и стандартам Украины.
Не разрешается без согласования с производителями транспортных средств и их составных частей или другим специально уполномоченной на это Кабинетом Министров Украины организации переоборудования, которое приводит к изменению полной массы и ее распределения по осям, размещение центра весы, типа двигателя, его весы и мощности, колесной базы или колесной формулы, системы тормозного и рулевого управления и трансмиссии.
При переоборудовании пяти и более транспортных средств должны выполняться требования статьи 30 этого Закона.
Переоборудования, которые привело к изменению учетных данных механического транспортного средства, должно быть отображен в его регистрационных документах.

Статья 33. Основные требования относительно технического состояния транспортных средств, которые находятся в эксплуатации
Техническое состояние транспортных средств, которые находятся в эксплуатации, в части, которая касается безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, может отвечать правилам, нормативам и стандартам, утвержденным в установленном порядке.
Обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния транспортных средств полагается на их собственников или других лица, которые их эксплуатируют, в соответствии с действующим законодательством.

Статья 34. Регистрация и учет транспортных средств
Государственной регистрации и учету подлежат предназначенные для эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования автомобили, автобусы, самоходные машины, сконструированные на шасси автомобилей, мотоциклы всех типов, марок и моделей, прицепы, полуприцепы и мотоколяски.
Государственная регистрация и учет осуществляются органами Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины, а их порядок устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Все другие механические транспортные средства подлежат ведомственной регистрации и учету, порядок которых устанавливается:
— транспортных средств военных частей и объединений — соответствующими министерствами и ведомствами, которым подчинены эти части и объединение;
— многотоннажных автомобилей и других технологических транспортных средств независимо от форм собственности, которые не подлежат эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования, — Государственным комитетом Украины по надзору за охраной работы;
— трамваев и троллейбусов — Государственным комитетом Украины по жилищно-коммунальному хозяйству;
— гоночных и спортивных механических транспортных средств независимо от собственности — Министерством Украины в делах молодежи и спорта;
— тракторов, самоходных машин, сельскохозяйственной техники, других механизмов независимо от форм собственности, которые подлежат эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования, — Министерством сельского хозяйства и продовольствия Украины.
Собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать надлежащие им транспортные средства на протяжении десяти пор после их приобретения, получение или возникновение обстоятельств, которые нуждаются в внесения изменений в регистрационные документы.
По решению Правительства Республики Крым, местных органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления может вестись регистрация мопедов, велосипедов и гужевых тележек (саней).
Эксплуатация незарегистрированных транспортных средств, а также без государственных номерных знаков установленного образца запрещается. В случае эксплуатации такого транспортного средства он может быть принудительно изъятый. Собственнику транспортного средства в этом случае возвращается его стоимость с учетом технического состояния и срока эксплуатации.

Статья 35. Государственный технический осмотр транспортных средств
Механические транспортные средства, которые принимают участие в дорожном движении, а также прицепы (полуприцепы) к ним подлежат обязательному государственному техническому осмотру в порядке, установленному Кабинетом Министров Украины.
Механические транспортные средства, которые не прошли обязательный очередной технический осмотр, к дальнейшей эксплуатации не допускаются.

Статья 36. Основные требования относительно технического обслуживания и ремонта транспортных средств
Собственники транспортных средств или лица, которые их эксплуатируют, обязаны обеспечивать своевременное и в полном объеме проведения работ по их техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с нормативами, установленными производителями соответствующих транспортных средств.
Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствование, а также граждане, которые предоставляют услуги по обслуживанию и ремонту транспортных средств, должны иметь лицензию на выполнение этих работ.
Правительство Республики Крым, местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления должны организовывать работу и всячески оказывать содействие созданию сети служб скорой технической помощи участникам дорожного движения непосредственно на автомобильных дорогах, улицах и железнодорожных переездах.

Статья 37. Основания для запрета эксплуатации транспортных средств
Эксплуатация транспортных средств запрещается с изъятием государственных номерных знаков в случае:
— нарушение правил, нормативов и стандартов в части обеспечения безопасности дорожного движения во время изготовления транспортных средств;
— переоборудование транспортных средств с нарушением требований статьи 32 этого Закона;
— технических неполадок, при которых эксплуатация транспортных средств не допускается;
— несоответствия регистрационных данных записям в свидетельстве о регистрации (техническом паспорте, техническом или регистрационном талоне);
— несоответствия государственных номерных знаков требованиям стандартов или регистрационным документам;
— отсутствия талона о прохождении государственного технического осмотра.
Эксплуатация транспортных средств с целью недопущения опасного их влияния на жизнь и здоровье людей или угрозы ухудшения экологической ситуации в установленном законодательством порядке может быть ограниченная или запрещена в отдельной местности, объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Раздел VI — Стандартизация и нормирование организации дорожного движения

Статья 38. Задача стандартизации и нормирование дорожного движения
Стандартизация и нормирование дорожного движения ведутся с целью установления обязательных норм, правил, требований относительно организации и безопасности дорожного движения.

Статья 39. Стандарты дорожного движения
Государственные стандарты дорожного движения определяют понятие и сроки, методы осуществления контроля за состоянием организации дорожного движения, требования относительно предотвращения вредному влиянию транспорта на здоровье человека и окружающую естественную среду, другие вопросы, связанные с дорожным движением. Стандарты дорожного движения разрабатываются и вводятся в действие в порядке, который устанавливается законодательством Украины.

Статья 40. Нормативы дорожного движения
Нормативы дорожного движения должны отвечать требованиям безопасности, экономичности и комфортност дорожного движения, охраны окружающей естественной среды и здоровья человека.
В случае необходимости для некоторых категорий дорог и улиц могут, в зависимости от их функционального назначения, устанавливаться отдельные нормативы. Нормативы разрабатываются, вводятся и контролируются министерствами, ведомствами и предприятиями Украины и другими уполномоченными органами соответственно действующему законодательству Украины.

Статья 41. Правила дорожного движения
В Украине установлено правостороннее движение транспортных средств.
Порядок начала движения, изменения движения за направлением, расположение транспортных средств и пешеходов, выбора скорости движения и дистанции, обгона и стоянки, проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных переездов, остановок транспортных средств общего пользования, пользование внешними световыми приборами, правила передвижение пешеходов, проезд велосипедистов, а также вопрос организации движения и его безопасности регулируются Правилами дорожного движения, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Раздел VII — Планирование и финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

Статья 42. Общие положения единой системы учета показателей дорожного движения и его безопасности
Правительство Республики Крым, областные органы государственной исполнительной власти и мост республиканского подчинения могут расширить перечень статистических показателей, если это необходимо для принятия решений в границах компетенции, предоставленной этим Законом.
Министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти и объединения не упражнению вводить отчетность, не предусмотренную единой системой государственного учета показателей дорожного движения и его безопасности.

Статья 43. Планирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
Государственными, республиканскими и местными органами власти и управление разрабатываются, утверждаются и реализуются государственные, республиканские, областные, городские и районные программы обеспечения безопасности дорожного движения. Разработка их осуществляется на основе рационального объединения территориального и отраслевого планирования, формирование взаимосвязанных сбалансированных показателей с учетом социально-экономических и экологических условий конкретного региона, уровня развития дорожной сети, состояния аварийности и других показателей единой системы государственного учета дорожного движения.
Программа обеспечения безопасности дорожного движения должна включать:
— анализ состояния безопасности дорожного движения и прогноз на определенный период;
— конкретные обоснованные цели;
— мероприятия, реализация которых разрешит достичь намеченных целей;
— стоимость программы и источника ее финансирование;
— формы и периодичность контроля за выполнением программы.

Статья 44. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
Финансирование мероприятий, предусмотренных программами, а также других мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения осуществляется за счет средства государственного бюджета, отчислений министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти и объединений, местных бюджетов, внебюджетного средства и фондов.

Раздел VIII — Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

Статья 45. Медицинский осмотр и переосвидетельствование кандидатов в водителе и водителей транспортных средств
Медицинский осмотр проводится с целью определения способности кандидатов в водителе и водителей к безопасному управлению транспортными средствами. Указанный осмотр включает: предшествующие, периодические, ежесменные предрейсовые и послерейсовые осмотры, а также внеочередные осмотры, обусловленные необходимостью. Периодичность осмотров, порядок их проведения и направление водителей на внеочередные осмотры определяются Министерством здравоохранения Украины и утверждаются соответствующим государственным органом по безопасности дорожного движения.

Статья 46. Обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций относительно здравоохранения и контроля по условиям работы водителей транспортных средств
Администрация предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствование, к штатам которых входят водители, обязанная:
— организовывать обязательное страхование каждого водителя на случай несчастного случая;
— организовывать работу водителей в соответствии с действующим законодательством, режимом работы и отдыха;
— проводить мероприятия, направленные на снижение напряженности работы и утомления водителей;
— организовывать питания водителей в рабочее время;
— обеспечивать водителей санитарно-бытовыми помещениями и оснащением, а также помещениями для осуществление лечебно-профилактических мероприятий;
— организовывать с участием местных органов здравоохранения работу с водителями по усовершенствованию привычек представление первой медпомощи.