Альтернативная гражданская служба в зарубежных странах

Содержание:

Альтернативная гражданская служба в зарубежных странах

Круглый Стол
“Альтернативная гражданская служба
в природоохранной сфере”
Москва, 26 мая 2000г.

26 мая 2000 г. в Москве состоялся Круглый Стол “альтернативная гражданская служба в природоохранной сфере”, организованный Дружиной по охране природы Эколого-политологического университета (МНЭПУ), Центром охраны дикой природы и Центром экологической политики России при поддержке благотворительного фонда “Социальное партнерство”.

Со стороны государственных организаций в Столе приняли участие представители Охотдепартамента Минсельхозпрода, Росгидромета, Авиалесоохраны, ВНИИ ГО ЧС и Центра экологической безопасности МосНПО “Радон”.

  1. Аркадий Тишков, профессор, зав.лабораторией биогеографии Института Географии РАН, менеджер стратегического компонента проекта Глобального экологического Фонда “Сохранение биоразнообразия”, заместитель председателя секции охраны фауны и флоры Высшего экологического совета Гос. Думы РФ
  2. Игорь Рыжов, сокоординатор проекта Глобального экологического Фонда “Сохранение биоразнообразия”.
  3. Анатолий Костров, ведущий научный сотрудник отдела нормативно-правового обеспечения функционирования систем гражданской обороны ВНИИ ГО ЧС
  4. Наталья Коробова, начальник отдела кадров Роскомгидромета
  5. Андрей Гринько, заместитель начальника отдела охотничьего хозяйства Департамента охотничьего хозяйства Минсельхозпрода
  6. Юрий Зубков, директор центра экологической безопасности МосНПО “Радон”
  7. Владимир Шириня, старший инспектор охраны Окского биосферного заповедника
  8. Владимир Щетинский, заместитель начальника Центральной базы авиационной охраны лесов “Авиалесоохрана”
  9. Елена Захарова, координатор программ Московского регионального общественного благотворительного фонда “Социальное партнерство”
  10. Михаил Гуськов, командир Дружины по охране природы Международного независимого эколого-политологического Университета (МНЭПУ)
  11. Оксана Климанова, координатор программ Центра охраны дикой природы
  12. Сабина Вихман, Германия, волонтер Центра охраны дикой природы
  13. Наталья Пушкина, корреспондент Агенства социальной информации
  14. Борис Жуков, обозреватель журнала “Итоги”
  15. Виктория Колесникова, Центр координации и информации Социально-экологического союза

Круглый Стол был проведен в целях вовлечения неправительственных и государственных структур, занимающихся вопросами охраны природы и окружающей среды, в активную лоббистскую деятельность по принятию закона “Об альтернативной гражданской службе” (АГС). В 1993 году Конституция Российской Федерации (ч.3 ст.59) закрепила право каждого гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской, законодательную реализацию чего законодатели не могут обеспечить вот уже много лет. После думских и президентских выборов работа по принятию закона об АГС возобновилась, однако, ход этого процесса вызывает у экологов тревогу. Новый вариант законопроекта, внесенный депутатом Юлием Рыбаковым из Комитета по законодательству, не исключает экологическую деятельность из возможных сфер, где будут работать призывники: в самом определении понятия “альтернативная гражданская служба” к ней относится работа в системе органов здравоохранения, социальной сферы и предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Собравшиеся отметили, что, несмотря на общую ограниченность бюджетного финансирования и, соответственно, числа штатных вакансий в российских природоохранных структурах, в них существует острая нехватка как квалифицированных специалистов, так и обслуживающего персонала. Даже в условиях безработицы порой трудно найти людей на низкооплачиваемые должности гос. инспекторов по охране животного и растительного мира, работников метеорологических станций и отделений пожарной авиалесоохраны.

Участники признали АГС как перспективный механизм привлечения дополнительных людских ресурсов в экологическую сферу и выразили беспокойство в связи с отсутствием в определении альтернативной гражданской службы деятельности в область экологической. Между тем, охрана окружающей среды является традиционной сферой альтернативной службы во многих зарубежных странах, где существует этот институт служения обществу.

Некоторые мнения участников

Шириня –это большой плюс для государственной службы. Когда лесник живет бок о бок среди нарушителей всю жизнь и его дети ходят в одну школу с детьми нарушителей, привлечение же людей на АГС “со стороны” поможет избавиться от этого комплекса (важный аргумент против доводов Степаницкого вроде “временщики не нужны”).

Гринько – АГС-специальности – охотоведы и егеря. Вакансии есть, но не так много, не много и готовят ВУЗы. Если бы была возможность брать сверх штата, за счет муниципальных образований или как-либо… В год порядка 5-6 смертельных случаев в охотхозяйстве, если пересчитать с численностью армейского или лесного личного состава, индивидуальный риск не ниже! Казарменный и массовый тип работы не подходит, в основном самостоятельная работа, патрулирование по 2 чел плюс ОМОНовец. Поэтому – подготовка должна быть серьезной, брать после ВУЗа, так как люди более самостоятельны, чем после школы.

Щетинский – предлагали еще 25 лет назад организовать АГС в их структуре! Есть все бумаги, давали предложения в правительство, но Минобороны свело все к нулю. До 1 тысячи раб.мест, в основном в городах и крупных населенных пунктах, где не устраивает низкая зарплата, в малых нас. Пунктах все заполнено. Будет казарменная, тяжелая служба с получением профессии. Служить 3 года – сопряжено с затратной продолжительной подготовкой (взрывники, мотористы, радиотелефонисты и пр.) Могут присваивать статус спасателей – на воде, при тушении пожаров, при разборке мест авиакатастроф и др. Через три года работы могут аттестовывать уже на инструкторов. Смертность – порядка 20 случаев в год.

Коробова – до 2 тысяч рабочих мест, не- и квалифицированных, на удаленных, полярных метеостанциях, с небольшой заработной платой. По штату положено ок. 5 чел на пост, часто бывает, что работает меньше.

Костров — в МЧС могут делать спасателей (возможно, даже международного класса). Название “природоохранная сфера” не совсем подходит, т.к. оно несколько выносится за пределы ведения МЧС.

  1. Считают введение института альтернативной гражданской службы (АГС) в России необходимым шагом в сторону демократизации общества, повышения обороноспособности и укрепления авторитета российского государства.
  2. Рекомендовали:

— признать природоохранную (экологическую) сферу совершенно необходимым полем применения института АГС, как важнейшую и благородную, часто весьма трудозатратную функцию государства и общества;

— включить природоохранную (экологическую) сферу в область применения АГС в обсуждаемый или иные варианты законопроекта “Об АГС”

  • Отметили, что помимо гражданской службы, существуют возможности для прохождения природоохранной (экологической) военной службы в подразделениях Минобороны, ФПС, МЧС, в том числе прохождения в них альтернативной службы в качестве гражданского персонала;
  • Считают, что прохождение АГС после окончания средних специальных и высших учебных заведений в государственных организациях соответствующего профиля может послужить хорошей возможностью для призывников в плане сохранения их квалификации, возможности профессионального роста, а также потенциалом будущего кадрового обеспечения этих организаций;
  • Рекомендовали к включению в перечень организаций, где возможно прохождение АГС, метеорологические станции, подразделения авиационной охраны лесов и ликвидации последствий стихийных бедствий, охотуправления.
  • Отметили, что уровень здоровья призывников, направляемых на АГС, должен отвечать требованиям, установленным в организациях-местах прохождения АГС.
  • Участники Стола отмечают, что на настоящий момент численность низового штатного состава представляемых ими природоохранных структур является существенно меньше необходимой и, в целях улучшения данного положения дел, рекомендуют в качестве схемы финансирования АГС рассмотреть вариант выплачивания АГС-призывнику денежной компенсации и довольствия вместо заработной платы.
  • Альтернативная гражданская служба в зарубежных странах

    Разница в количественных показателях объясняется особенностями антивоенных общественных настроений, неодинаковой социальной значимостью военной службы в решении ряда экономических проблем, сложнейшей из которых является безработица, исторически сложившимися традициями в области военного строительства и военно-патриотического воспитания. При всем многообразии подходов к организации службы без оружия в различных странах можно выделить некоторые наиболее общие ее черты: — активное участие военных ведомств в разработке и совершенствовании законодательства об альтернативной службе, рассмотрении и удовлетворении индивидуальных ходатайств призывников, их распределение между заинтересованными министерствами; — добровольный и обоснованный выбор призывниками невоенных форм службы; — сохранение статуса военнослужащего с учетом специфики его использования и зачет альтернативной службы в срок действительной военной службы; — использование данной категории лиц в государственных сферах, испытывающих дефицит в квалифицированной и неквалифицированной рабочей силе; — финансово-материальное обеспечение альтернативной службы заинтересованными государственными структурами, в частности различными министерствами; — неблагоприятные условия службы и работы, сопоставимые с тяготами и лишениями военной службы, при некотором сокращении льгот, предоставляемых военнослужащим. В соответствии с законодательством ряда западных стран официальный отказ от несения службы с оружием в руках должен быть аргументированно обосновываться и базироваться на убеждениях религиозного, политического или этического характера. Решение подобных вопросов возлагается на специальные правовые комиссии, непосредственно не связанные с призывом. Например, в Германии члены таких комиссий (всего их восемь) имеют возрастной ценз 32 года и выдвигаются ответственными государственными или общественными организациями. Председатели комиссий назначаются министром обороны из числа опытных юристов либо административных работников. Во Франции мотивированные заявления об отказе от военной службы рассматриваются министром обороны после представления их соответствующей комиссии. Такой подход, по мнению правительственных экспертов этих стран, обеспечивает объективность и компетентность рассмотрения ходатайств об освобождении от службы в вооруженных силах или замене ее другими формами. Например, во Франции ежегодно до 25 проц. заявлений кандидатов в «отказники» признаются необоснованными. Наиболее широкое применение в европейских странах НАТО нашли такие виды альтернативной службы, как трудовая повинность, служба помощи развивающимся странам и служба в интересах обороны (см. рисунок). Во Франции статус лиц, отказывающихся нести военную службу с оружием в руках, был установлен в 1963 году и в последующем существенно не менялся. «Отказники» выполняют различные по своей значимости работы в государственных и общественных учреждениях под патронажем министерства социального обеспечения. Ежегодно до 7,5 тыс. призывников, не пожелавших брать в руки оружие, направляются в психиатрические лечебницы, дома престарелых, государственные службы социальной помощи больным, инвалидам и пенсионерам, где выполняют обязанности санитаров, сиделок, рабочих, разносчиков и другие работы, на которые даже в условиях безработицы трудно найти желающих. Франция имеет самую развитую систему вневойсковой службы, предусматривающую наряду с отбыванием трудовой повинности службу на заморских территориях по оказанию помощи развивающимся странам в качестве специалистов (более 7 тыс. человек). Несмотря на достаточно жесткие условия альтернативной службы в Германии, количество «отказников» здесь неуклонно растет практически в 2 раза и составило в 1993 году 130 041 человек (в 1983-м — 68 343). Они направляются на работу в основном в сферу социального обеспечения и здравоохранения (более 90 тыс. человек). Единственным видом вневойсковой службы, засчитываемой в срок военной, является использование молодежи призывного возраста в области гражданской обороны, где созданы специальные подразделения по ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. В настоящее время в правительственных кругах Германии активно дискутируется вопрос о возможности использования «отказников» для службы в полиции, пожарных частях и учреждениях по охране окружающей среды.

    Виды альтернативной службы

    Законодательство Италии, где отмечается рост числа молодежи, отказывающейся служить в вооруженных силах по идейным мотивам, предусматривает следующие виды альтернативной службы: двухгодичная в развивающихся странах (2 — 3 тыс. человек ежегодно); работа на гражданских должностях по разнарядкам местных органов власти (более 5 тыс.); прохождение службы на вспомогательных должностях в корпусе карабинеров, пожарной охране, полиции и жандармерии (всего до 25 тыс.). Особые формы вневойсковой службы практикуются в Турции, для которой характерен избыток призывного контингента. В частности, в ходе призывной кампании районные комиссии проводят широкую агитацию среди призывников, имеющих высшее или среднее специальное образование, с целью привлечь их на работу в качестве учителей начальных классов в юго-восточных провинциях, охваченных войной с курдами. Добровольцы, которым гарантируются значительные льготы, после обязательной пятинедельной военной подготовки передаются в распоряжение министерства образования. И хотя за отказ служить в армии предусмотрена уголовная ответственность, в настоящее время от призыва скрывается более 150 тыс. молодых турок, опасающихся направления в район боевых действий. Турецкое законодательство предоставляет призывникам возможность официально откупиться от военной службы*. Размер выкупа 3,5 тыс. американских долларов (для работающих за рубежом турецких граждан — 8,5 тыс.). Тех призывников, которые не располагают такими суммами, обычно направляют на предприятия военной и горнорудной промышленности, а также на строящиеся объекты, где они выполняют тяжелую неквалифицированную работу (в пределах срока службы). Многие политические деятели Европы считают введение института альтернативной службы весомым завоеванием западной демократии. Авторитет системы вневойсковой службы основывается на выполняемых ею различных социальных функциях, важнейшей из которых признается реализация таких демократических прав, как свобода выбора и свобода убеждений. При этом высоко оценивается фактическое сокращение числа людей, уклоняющихся от несения срочной военной службы. В то же время обеспечивается принцип справедливости, позволяющий призывать практически всех военнообязанных, кроме освобождаемых от службы в армии, даже при наличии избытка призывного контингента. Замена для части призывников действительной военной службы трудовой повинностью расширяет возможности использования людских ресурсов (как правило, избыточных), обеспечивая высокую экономическую эффективность их применения. Наконец, это позволяет решать некоторые государственные задачи в оборонной и невоенных сферах. В то же время имеется большое число противников альтернативной службы, которые рассматривают ее как один из способов, позволяющих молодым людям избежать выполнения своего воинского долга. Судя по условиям прохождения альтернативной службы, закрепленным в военном законодательстве, правительства западных стран не стремятся поощрять официальных и скрытых «отказников». Наоборот, сроки прохождения такой службы по сравнению с обычной увеличены в 1,5 — 2 раза. Кроме того, хотя оплата этого контингента и военнослужащих действительной военной службы практически одинакова, призывники, отказавшиеся брать в руки оружие, лишаются возможности выбирать место службы, а также вид предстоящей деятельности. Альтернативная служба, судя по мнению бывшего генерального инспектора бундесвера Ульриха де Мезьера, должна рассматриваться как следствие слабости демократических государств, смирившихся со своим поражением в борьбе за призывников и пытающихся извлечь из этого хоть какую-нибудь пользу — сохранить частичный контроль над значительным контингентом молодых людей, не желающих служить в армии.

    Навигация по ссылкам

    Основной функционал

    Функция поиска

    Альтернатива Гражданская служба за рубежом

    В прошлом году в Швейцарии около 15 тыс. молодых людей, годных к службе в армии, предпочли пройти альтернативную гражданскую службу. Из них почти двести человек провели свою альтернативную службу за рубежом. Пока этот вариант мало кому известен. Да и требования к соискателю предъявляются очень высокие.

    Альтернативная служба за рубежом? А почему нет? Например, лаборантом «Швейцарского института тропиков» («Schweizerisches Tropen- und Public Health-Institut») или водителем грузовика где-нибудь в Африке, на службе у «Врачей без границ»?

    Есть и другие варианты – можно послужить учителем математики в Бразилии, специалистом по обеззараживанию питьевой воды с помощью солнечного света (Solar water disinfection — SODIS) или, наконец, в качестве эксперта в сфере проектирования колодцев в одной из развивающихся стран.

    Требования к соискателю, однако, очень высоки. Прежде всего, необходимо иметь законченное профессиональное образование или, по меньшей мере, предъявить два курса в университете. Заинтересованное лицо должно знать государственный язык страны будущей службы и в идеале иметь опыт работы за рубежом.

    «Под „опытом работы за рубежом“ мы не имеем в виду поездки на карнавал в Бразилию. Претендент должен знать язык и местные реалии», — говорит Самуэль Веренфельс (Samuel Werenfels), глава швейцарского «Организационного центра альтернативной гражданской службы» («Vollzugsstelle für den Zivildienst» — «ZIVI»).

    «Если молодой человек не осознает риски, с которыми может быть связана его служба, и если он не может правильно оценить тамошнюю жизнь, то мы не даем согласия на альтернативную службу за рубежом».

    Альтернативная служба

    В 2012 году в Швейцарии альтернативную гражданскую службу за границей прошли 162 человека. Для сравнения: в 2011 г. таких было 171 человек, в 2010 г. — 131, в 2009 г. — 97, в 2008 г. — 73.

    Это лишь 1% от всех призывников, выбравших альтернативную службу. Гражданская служба за границей осуществляется при помощи гуманитарных и неправительственных организаций.

    Обычно служба проводится в тех странах, которые являются ключевыми в работе швейцарской «Дирекции по развитию и сотрудничеству» («DEZA»).

    Всего в 2012 году в Швейцарии призывников-«альтернативщиков» насчитывалось 15 тыс., в 2011 г. их было чуть больше 14 тыс.

    Альтернативная служба использовалась, прежде всего, в больницах, домах престарелых, детских учреждениях, молодежи и инвалидов, а также в организациях, работающих в сфере защиты окружающей среды.

    «На самом деле, мы столкнулись с серьёзной дилеммой»,- подчеркивает юрист.

    «Многие молодые люди хотели бы поехать за границу. Но и требования для прохождения альтернативной службы за рубежом очень высоки, и большинство желающих им попросту не отвечают, проваливаясь на стадии отбора».

    С. Веренфельс сам создавал организацию «ZIVI» с нуля. В 1996 году он получил первый в истории Швейцарии запрос на прохождение альтернативной службы за границей. Служба за рубежом уже тогда была возможной, хотя число компаний, предлагавших свободные рабочие места для «альтернативщиков», было в то время весьма скромным.

    С тех пор их количество растет из года в год. Количество молодых людей, проходящих альтернативную гражданскую службу за границей, за последние четыре года увеличилось вдвое. Но они все равно пока составляют лишь один процент от общего числа альтернативных призывников (15 тыс.).

    Бенин «. задание выполнено успешно».

    Дэвид Бёш, 25 лет, с февраля по июль 2012 года проработал в Центре профессионального образования и переподготовки «Ливеитари» («Liweitari») в .

    Почему же так трудно попасть на альтернативную службу за границей?

    Прежде всего потому, что о такой возможности вообще в стране мало кто знает. «Мы ведем себя сдержанно и сознательно не делаем себе рекламы. С 2009-го года призывникам больше не надо доказывать в военкоматах истинность своих пацифистских или религиозных взглядов (хотя осталось своего рода «собеседование» – прим. ред. ). И вот тогда мы поняли, что означает выражение «от желающих отбоя нет», — говорит С. Веренфельс.

    Эту «сдержанность» критикует, например, Томас Андерегг (Thomas Anderegg). По его мнению, вся процедура подготовки к альтернативной службе за границей слишком сложна. 22-летний дипломированный предприниматель и выпускник военного училища принимал в 2011 году участие в молодежной сессии швейцарского парламента («Jugendsession»). В рамках этой сессии он подписал петицию, призывающую к расширению возможностей для прохождения зарубежной альтернативной службы в области развития и сотрудничества со странами «третьего мира».

    «Призывник должен быть проинформирован о наличии такого варианта прохождения альтернативной службы. И доступ к ней должен быть проще», — считает юный сторонник либеральной партии (FDP). «В любом случае, вместо того, чтобы посылать в «сложные» страны деньги, было бы лучше направлять туда людей. Это было бы очень полезно и в плане улучшения имиджа Швейцарии за рубежом».

    То, что альтернативная служба за рубежом пользуется популярностью, подтверждают и в швейцарском МИД, в частности, в «Дирекции по развитию и сотрудничеству» («DEZA»). «В самом деле, есть большой число молодых людей, интересующихся другими странами и культурами, и способных выживать в сложных условиях», — сообщила swissinfo.ch информационная служба швейцарского Министерства иностранных дел.

    Для тех, кто по состоянию здоровья годен для службы в армии, но из морально-этических соображений не хочет идти служить, с 1996 года в Швейцарии введена альтернативная гражданская служба. Она длится в полтора раза дольше, чем служба в армии, а именно — 390 дней.

    Раньше молодой человек, желающий пройти альтернативную службу, должен был выдержать экзамен, проверяющий наличие у него пацифистских или соответствующих религиозных убеждений. В 2009 году такой экзамен был упразднен. Призывник теперь должен просто задекларировать своё желание проходить альтернативную службу.

    Готовность служить на 50 процентов дольше, чем в обычной армии, считается «реальным доказательством серьезности намерений». Количество ходатайств на прохождение альтернативной службы в последние годы резко возросло, поэтому Федеральный совет (правительство Швейцарии) намерен усложнить условия приема на такую службу.

    Мы ищем профессионалов

    Чтобы учреждение могло направлять призывников на службу за границу, оно должно быть признано «Организационным центром альтернативной гражданской службы» в качестве «компании-оператора», и этот статус должны подтвердить в «DEZA».

    Компании, которые хотели бы направлять за границу «альтернативщиков», свой главный офис должны иметь в Швейцарии. Поэтому, например, зарубежные места для призывников-«альтернативщиков» можно найти, например, в таких гуманитарных и благотворительных организациях, как «Helvetas», «Caritas», «Terre des Hommes», в координационных бюро «DEZA» и в целом ряде общественных организаций с «DEZA» сотрудничающих.

    «Нашим девизом могли бы стать слова «Мы поставляем специалистов, а не просто руки и ноги». Людей, которые могут работать, в этих странах достаточно. Чего не хватает, так это, как правило, определенных знаний», — говорит С. Веренфельс.

    Очевидно, что страны, куда посылают призывников-«альтернативщиков», остаются проблемными, находиться в них подчас весьма рискованно. Когда ситуация в стране классифицируется как критическая, проходящие там гражданскую службу должны посещать курсы по темам «Ненасильственное урегулирование конфликтов» и «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».

    «Мы также систематически консультируемся с МИДом на предмет вероятных опасностей в том или ином регионе, и в случае сомнения анализируем положение на месте в контакте с сотрудниками соответствующего швейцарского посольства. Если же страну переводят в высшую категорию сложности, то ни о каком прохождении гражданской службы, конечно, и речи нет», — говорит С. Веренфельс.

    Перемены в альтернативной службе

    Ситуация в сфере безопасности в целом ряде стран в последнее время серьезно усложнилась, а потому все ответственные структуры намерены переосмыслить роль и значение прохождения альтернативной военной службы за границей.

    «Не должны ли быть приняты какие-либо меры в сфере миротворчества? Или нужно что-то сделать для большего взаимопонимания между народами? Что делают здесь другие государства? Можно ли посылать призывников, например, в качестве наблюдателей на выборы? Или нужно ограничиться только сотрудничеством с экспертами МИДа? Что мы можем сделать и от чего стоит отказаться? Все эти вопросы давно уже витают в воздухе», — говорит С. Веренфельс.

    «Мы находимся в самом начале процесса переосмысления существующих норм. С одной стороны, надо глобально проанализировать риски, с другой — выяснить, какими должны быть конкретные цели альтернативной гражданской службы. Вариантов, как дальше развиваться заграничной альтернативной службе, существует несколько. Но имеют ли они смысл, идем ли мы в наших поисках в нужном направлении или только создаем себе проблемы — вот на эти вопросы нам предстоит ответить».

    Как проходят альтернативную гражданскую службу в Европе

    19 февраля 2015 в 11:08

    Считается, что родиной современной альтернативной гражданской службы стала Англия: активная мобилизация мужского населения вызвала волну протестов со стороны как религиозных сообществ вроде квакеров, так и индивидуальных отказчиков, на светских основаниях. За уклонениями последовали штрафы и «посадки», но уже скоро стало ясно: это грозит лишь эскалацией конфликта. Тогда государство предложило компромисс: альтернативную службу, не связанную с армией напрямую. В это же время сформировалось понятие «сознательный отказ». Идея наличия альтернативы обязательной военной службе легла в основу нового гуманного европейского сообщества.

    The Village посмотрел, в каком виде альтернативная гражданская служба существует в Европе сегодня.

    Франция и Испания

    Во Франции закон об АГС был принят в 1961 году после почти месячной голодовки 74-летнего Луи Ликвана, известного пацифиста и общественного деятеля. Узаконить альтернативную гражданскую службу было его единственным требованием во время той акции протеста.

    АГС получила широкое распространение во Франции. Альтернативная служба, помимо прочего, могла предполагать работу за рубежом, в основном в развивающихся странах, в составе разных международных миссий. Впоследствии этот опыт лёг в основу разветвлённой волонтёрской системы, работающей сегодня уже не с альтернативно служащими, а со студентами-добровольцами.

    Возможность альтернативной службы в Испании появилась после смерти Франсиско Франко. Количество людей, тут же написавших заявление на замену службы, было так велико, что для них попросту не хватало рабочих мест — и многие выходили из призывного возраста прежде, чем оказывались распределены на работу.

    Призыв на военную службу в обеих этих странах был официально отменён в 2001 году, а вместе с ним ушла и альтернативная служба. Интересно, что и во Франции, и в Испании среди основных причин окончательной отмены воинской повинности называют именно популярность АГС: в последние годы там практически половина призывников предпочитали не брать в руки оружие.

    Ещё одна страна, где понятие воинской повинности уже ушло в прошлое: с 1 июля 2011 года призыв в Германии «заморожен на неопределённый срок». Многие связывают это с тем, что на конец нулевых две трети призывников предпочитали альтернативную службу военной. Впрочем, в самой Германии часто озвучивалась и противоположная точка зрения, когда сознательных отказчиков называли не виновниками отмены призыва, а, напротив, той силой, что долгое время удерживала правительство Германии от этого шага.

    На так называемых цивилистов в Германии долгое время приходилась немалая часть социальных вакансий. Они работали санитарами в больницах и домах престарелых, в экологических организациях, церковных общинах и службах спасения. Большинство альтернативнослужащих имели возможность остаться работать в родном городе и жить дома, а рабочие условия ничем не отличали их от коллег. Альтернативная служба была едва ли не более престижной, нежели военная, и её значимость для поддержания высокого уровня услуг в социальной сфере неоднократно подчёркивалась государством.

    Если развитие АГС в Германии (которое пришлось на 60–70-е годы) стимулировалось памятью о Второй мировой войне и её последствиях, то современные немцы выбирали этот вид службы скорее просто как нечто привычное и удобное. Немецкие законы также позволяли цивилистам работать за рубежом, в том числе и в России. Отправкой служащих за границу занимались те же организации, что работали с добровольцами-волонтёрами.

    Считалось, что альтернативная служба должна была носить развивающий характер для цивилиста. Среди целей, поставленных перед программами прохождения альтернативной гражданской службы в Германии, обозначались трудовой опыт, социальная специализация, определённого рода нравственное воспитание и социализация.

    Скандинавия

    В Норвегии, Дании и Финляндии традиционно сохраняется военный призыв. Служба в армии считается уважаемой и престижной. Впрочем, по оценкам специалистов, и ситуация с альтернативной службой тут крайне благоприятна: у призывников есть возможность без проблем произвести замену. Но этой возможностью пользуются не многие. Есть, конечно, и отказчики из религиозных соображений, и те, кто предпочитает не брать в руки оружие из личных убеждений, но их процент не идёт ни в какое сравнение с тем, что наблюдалось в Германии или Франции.

    Впрочем, среди призывников тут находятся и не признающие обязательную службу ни в каком виде, в том числе и в форме альтернативной гражданской службы. Подобные злостные отказчики предпочитают выплачивать штрафы и отбывать наказание в виде лишения свободы в специальных лагерях.

    В ходе проведённого в Швейцарии референдума выяснилось, что население не поддерживает переход на добровольную армию. Военная служба тут, как и в скандинавских странах, для большинства остаётся престижным занятием. Впрочем, стоит отметить, что местная весьма разветвлённая система вооружённых сил может предоставить разные виды воинской обязанности. Например, предусмотрена возможность прохождения воинской службы без оружия, если это противоречит убеждениям призывника. Для тех же, кто принципиально отказывается от службы в вооружённых силах, предусмотрена возможность гражданской службы. Кроме того, в Швейцарии предусмотрен отдельный вид службы для тех, кто был признан негодным к призыву: служба в Гражданской обороне, что не стоит путать с АГС.

    Альтернативная гражданская служба была введена в Швейцарии сравнительно недавно — лишь в 1996 году. Причём вплоть до 2009 года молодым людям для замены было необходимо выдержать специальный экзамен, подтверждающий наличие соответствующих религиозных или пацифистских убеждений. Эту проверку совести к концу нулевых сочли бюрократическим фарсом: 90 % претендентов всё равно проходили тест, и лишь единицы, зачастую менее образованные молодые люди, которым было сложнее выразить свои мысли, проваливали его и оказывались в тюрьме. Тест был упразднён, что вызвало дополнительный интерес к альтернативной службе. Теперь единственным доказательством серьёзности намерений остаётся согласие на службу, в полтора раза превышающую по сроку воинскую (390 дней вместо обычных 260).

    Возможность прохождения гражданской службы за рубежом тут также имеется, но требования к соискателю при этом необычайно высоки. Лишь 1 % альтернативнослужащих могут пройти отбор и стать участниками этой программы. Среди требований: профессиональное образование, знание государственного языка страны, в которую служащий намеревается отправиться, и наличие серьёзного опыта работы за рубежом.

    Греция является членом Евросоюза и НАТО, и формально у призывников тут есть право отказа от воинской службы по убеждениям. Но по факту процедура такова, что реализуется это право весьма и весьма условно. На всю Грецию действует лишь одна комиссия, имеющая право принять решение о предоставлении человеку права на альтернативную службу. Если призывник получает отказ (что случается нередко) его призывают на военную службу. Он вправе оспорить решение комиссии в суде, но вот только при этом процедура призыва не приостанавливается.

    Призывник может сколько угодно подавать заявление в суд, но при этом всё равно обязан явиться в воинскую часть для прохождения службы. В случае, если он этого не сделает, то уже сам он подлежит преследованию. При этом его делом занимается военный суд, даже несмотря на то, что формально он всё ещё является гражданским лицом. Ежегодно в Греции под суд отдаются сотни мужчин в связи с отказом от воинской службы. Также стоит отметить, что призывной возраст для прохождения обязательной воинской службы в Греции — с 19 до 45 лет.

    Возможность прохождения альтернативной гражданской службы в Израиле изначально была доступна лишь религиозным девушкам и появилась в начале 70-х. Со временем это право расширилось на ультраортодоксов, этнических палестинцев и молодых людей с ограниченными возможностями.

    Сегодня часть израильтян рассматривают АГС как некую социальную программу для адаптации арабской молодёжи и репатриантов. Отмечаются социальные успехи тех, кто прошёл такую службу, в сравнении с их сверстниками. Невоенная служба сегодня длится от года, без верхнего ограничения. Подать на АГС, после последних поправок, может и любой гражданин страны, законно освобождённый от службы. Ему при этом полагается двойная солдатская стипендия.

    Несмотря на то что Украина ещё в 1991 году регламентировала возможность прохождения альтернативной гражданской службы, сделав это раньше России и Беларуси, в качестве причины для таковой были указаны лишь религиозные убеждения. Причём формулировка сразу поставила призывников в жёсткие рамки: на право прохождения гражданской службы могли рассчитывать лишь представители религиозных организаций, «действующих согласно с законодательством Украины» и «вероучение которых не допускает пользования оружием».

    Впрочем, несмотря на формальное существование таковой возможности, правом на АГС здесь воспользовались единицы. Кстати, Украина не раз озвучивала намерение полностью перейти на контрактную армию, и осенний призыв 2013 года должен был стать последним, но последующие зимние события в очередной раз сдвинули кончину военной обязанности на Украине. На этот раз на неопределённый срок.

    Формально право на прохождение АГС в Беларуси предусмотрено в Конституции республики, но необходимый для этого законопроект до сих пор не принят. Попытки предпринимаются уже около десяти лет, и сейчас Беларусь как никогда близка к введению альтернативной гражданской службы: в конце прошлого года закон был принят в первом чтении и планируется к рассмотрению во втором этой весной.

    Вероятнее всего, альтернативщикам предложат служить от двух до трёх лет, то есть в два раза дольше, чем на обычной военной службе. Повод для подачи заявления на АГС сейчас рассматривается лишь один — религиозные убеждения, по аналогии с Украиной. В потенциале проходящих альтернативную службу можно будет задействовать в организациях здравоохранения, лесных хозяйствах, жилищно-коммунальных организациях, на строительстве и ремонте дорог и железнодорожных путей. В качестве оплаты труда планируется предоставлять служащим 1,5 прожиточных минимума, с возможностью увеличения суммы на поздних сроках службы.

    Мужчины хотят служить альтернативно

    Почему в большинстве стран Европы нет альтернативной гражданской службы? Где вместо армии отправляют в зарубежные миссии, а где правом на АГС пользуются только девушки?

    Россия. Санкт-Петербург. Виталий Булынин проходит альтернативную гражданскую службу (АГС) в Мариинской больнице. Фото ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Петр Ковалев

    Как интерес к АГС стала причиной отмены призыва

    В подавляющем большинстве стран Европы альтернативной гражданской службы (АГС) уже нет. Она была отменена вместе с призывом в армию. Пока АГС существовала, чаще всего ее проходили в учреждениях социальной защиты, больницах и некоммерческих организациях.

    Справка
    Военная служба является добровольной в Великобритании (с 1960 года), Бельгии (1995), Нидерландах (1996), Испании (2001), Франции (2001), Венгрии (2004), Португалии (2004), Италии (2005), Чехии (2005), Польше (2009), Швеции (2010). Нет призыва в Албании, Болгарии, Румынии, Словении, Хорватии и др. А в Исландии нет даже Вооруженных сил.
    Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

    Во Франции и Испании альтернативная служба была настолько популярна, что стала одной из причин отмены призыва: слишком много мужчин вместо военной службы хотели проходить гражданскую.

    Для испанцев, стремившихся послужить стране на мирном поприще, даже не хватало рабочих мест, так как их были сотни тысяч. Некоторые из них успевали выйти из призывного возраста, так и не дождавшись распределения.

    Во Франции одной из разновидностей альтернативной службы была работа за рубежом в составе различных миссий, чаще всего в Африке. Теперь, когда отправить француза за рубеж вместо воинского призыва невозможно, появилась разветвленная система добровольчества, в которую активно вовлекают студентов.

    Не только во Франции, но и в целом в Евросоюзе потребность в волонтерах для гражданской службы, в том числе на территории развивающихся стран, резко выросла после того, как добровольным стало вступление в армию. Различные организации приглашают юношей и девушек в возрасте от восемнадцати до двадцати восьми лет стать международными волонтерами.

    Германия и Италия: ситуацию спасают волонтеры

    Германия. 12 февраля 1999 г. Альтернативная служба в Германии. Два «медбрата-альтернативщика» и пациентка Ева Куниш в больнице Берлинского района Шпандау. Фотохроника ТАСС

    В Германии призыв приостановлен с 2011 года. Считается, что это решение долго откладывалось из-за необходимости набирать «рекрутов» не столько для военной, сколько для альтернативной службы. Именно призывники обеспечивали высокое качество социальных услуг в этом государстве. Молодые люди работали в больницах, домах престарелых, службах спасения, экологических организациях.

    После отмены призыва возникла необходимость восполнить недостаток рабочих рук в этой сфере, так как штатные сотрудники обходятся стране слишком дорого. Единственная надежда – на волонтеров. Каждый год более 30 тысяч немцев подписываются на двенадцать месяцев гражданской службы или волонтерской работы в социальной сфере, пишет Deutsche Welle.

    Однако, по мере увеличения продолжительности жизни и роста численности населения, потребность в социальных работниках, которые ухаживают за престарелыми, будет только расти.

    Италия столкнулась с аналогичной проблемой после отмены призыва. Национальное управление гражданской службы, действующее до сих пор, убеждает молодежь «посвятить один год своей жизни помощи другим». На сайте учреждения добровольная общественная служба описывается как «жест солидарности», ценная возможность повысить свое образование, уникальный шанс для личностного роста и способ сделать резюме более привлекательным для потенциальных работодателей в будущем.

    Зарубежные миссии швейцарских призывников

    В Швейцарии обязательному призыву подлежат все мужчины с 19 лет, продолжительность военной службы – 260 дней. Уважительных причин для освобождения от армии практически не существует. Те, кто не служит по состоянию здоровья, платят штраф. При этом парламентарии делают попытки добиться введения воинской обязанности для определенных категорий граждан, пока что освобожденных от призыва. Аргумент – для предотвращения некоторых угроз, например, кибератак, не нужна хорошая физическая подготовка.

    Для поступления на альтернативную службу до 2009 года нужно было сдавать специальный экзамен, который выявлял, действительно ли у парня есть религиозные или пацифистские убеждения, не позволяющие брать в руки оружие. Теперь считается, что готовность служить 390 дней (на 50% дольше) – достаточно веское доказательство твердости убеждений.

    Альтернативную службу швейцарцы проходят в основном в больницах, социальных учреждениях для престарелых и инвалидов. Кроме того, они участвуют в программах защиты окружающей среды и в зарубежных миссиях.

    Служба за рубежом наиболее популярна, однако попадает туда лишь 1% «гражданских» призывников. На какие должности их берут? Лаборант в Швейцарском институте тропиков и общественного здоровья, водитель грузовика в организации «Врачи без границ» в Африке, учитель математики в Бразилии, инструктор по применению прогрессивных технологий очистки питьевой воды.

    Требования к таким сотрудникам предъявляются очень высокие. Кандидат должен или уже завершить профессиональное обучение, или, по крайней мере, успеть проучиться два года. Он должен знать официальный язык той страны, где будет служить, и иметь опыт жизни за границей.

    «Под опытом жизни за границей мы подразумеваем не бразильский карнавал, он должен знать язык и местные условия», – объяснил Сэмюэл Веренфелс, глава Центрального бюро гражданской службы.

    «Если молодой человек не осознает риски, связанные с миссией, и не осведомлен об условиях жизни, мы не одобряем его отправку за рубеж», – добавил он. Если страна, куда отправляется призывник, считается опасной, то ему придется пройти курсы по безопасности и урегулированию конфликтов ненасильственным путем.

    Австрия: зарплаты маловаты

    Военнослужащие австрийской армии. Фото ТАСС

    В Австрии АГС существует с 1955 года, проходить ее можно в социальных службах, в том числе некоммерческих. Продолжительность ее составляет девять месяцев, в то время как военные служат полгода.

    Правозащитники указывают на крайне низкие зарплаты альтернативно служащих. До 2000 года их труд оплачивало правительство, и они получали примерно столько же, сколько военнослужащие по призыву. Но затем оплата их труда частично была передана работодателям. В результате зарплаты снизились наполовину. Несмотря на то, что конституционный суд признал эту меру нарушением права граждан на выбор между военной и гражданской службой, вопрос пока не урегулирован.

    Финляндия: резервисты хотят стать гражданскими

    Военный призыв сохраняется в Норвегии, Дании и Финляндии, есть в этих странах и альтернативная гражданская служба. Однако пользуются правом на АГС немногие, поскольку служба в армии считается более престижной, да и продолжительность гражданской службы существенно больше.

    Впрочем, в Финляндии с 2015 года отмечается рост интереса к АГС. Самым веским доводом в пользу альтернативной службы в этой стране является вероисповедание, не позволяющее брать в руки оружие.

    Нерелигиозные основания тоже рассматриваются, причем до 1987 года они проверялись специальной комиссией, в которую входили судья, офицер, представитель социального ведомства и психиатр. Возможно прохождение АГС и по состоянию здоровья. На альтернативную службу финнов, как и других европейцев, отправляют в больницы, дома престарелых и социальные центры, а также в некоммерческие организации.

    После АГС мужчин ставят на гражданский учет как резервистов. В последнее время многие военные резервисты пишут заявления с просьбой перевести их на гражданский учет. Военный Центр гражданской службы даже сомневается, что будет в состоянии обучать и оплачивать растущее число таких резервистов. К слову, в Финляндии призывать в армию могут до 60 лет.

    Израиль: когда скромность не позволяет воевать

    В Израиле военнообязанными являются все граждане, достигшие 18 лет, за редким исключением. Мужчины служат три года, женщины – два. Право на отказ от военной службы по убеждениям для мужчин не предусмотрено, оно частично признается лишь за девушками, и то, только в случае, если это связано с религией.

    Например, если девушка очень религиозна, то надевать военную форму ей не позволяет скромность, ведь требования веры к женской одежде – совсем другие.

    Отказников отправляют в тюрьму, где они могут проводить недели и месяцы. Зачастую они получают несколько тюремных сроков. Впрочем, Amnesty International сталкивается лишь с несколькими подобными случаями в год. В Израиле очень редко уклоняются от воинской повинности.

    Помимо девушек в Шерут Леуми (альтернативная добровольная гражданская служба в Израиле) служат этнические арабы, репатрианты, например, из Эфиопии, а также некоторые категории ультраортодоксальных студентов.

    Южная Корея: подразделение для «звезд»

    В Южной Корее военная служба по призыву продолжается от 21 до 24 месяцев. Альтернативная служба возможна по состоянию здоровья. Она продолжается два года и проходят ее в государственных учреждениях и организациях социального обеспечения. Если у человека высокая профессиональная квалификация, то он может проходить АГС в том месте, которое выберет сам, но уже 34 месяца.

    В 2009 году поднимался вопрос о возможности разрешить альтернативную службу в связи с пацифистскими или религиозными убеждениями (например, для глубоко верующих буддистов). Но конституционный и верховный суды Южной Кореи пришли к выводу, что отказ от военной службы не относится к правам человека, и, в любом случае, национальная безопасность важнее выбора отдельного гражданина.

    В южнокорейской армии служат даже «звезды» шоу-бизнеса, спортсмены, популярные артисты. В 1997 года для такого контингента было создано специальное подразделение – «Армейское медиа-агентство» (DMA). Там «VIP-солдаты» занимались подготовкой теле- и радиопрограмм для армии, естественно, после нескольких месяцев начальной воинской подготовки. Однако из-за вопиющих нарушений дисциплины это подразделение было распущено в 2013 году, а к провинившимся применили «серьезные меры» наказания.

    США: альтернативная служба – только в военное время

    В США армия комплектуется на контрактной основе с 1973 года, но закон о воинской повинности никто не отменял. Он остается на случай полномасштабной войны и объявления всеобщей мобилизации. С этим законом связана и «Программа альтернативной службы». Даже в случае войны какие-то люди смогут проходить альтернативную гражданскую службу.

    Это будет консервация вредных объектов и техники, пожаротушение, уход за лесами, парками, контроль и мониторинг окружающей среды, ликвидация последствий стихийных бедствий, коммунально-хозяйственные и санитарно-технические работы, строительство дорог, кладбищ, школ, исправительных учреждений и т.п. А также традиционная для АГС работа в больницах, поликлиниках, детских домах, домах для престарелых.

    Как поступить на альтернативную службу в России

    Россия. Санкт-Петербург. Виталий Булынин проходит альтернативную гражданскую службу (АГС) в Мариинской больнице. Фото ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Петр Ковалев

    В России возможность АГС существует с 2004 года. По данным на 2015 год, за 11 лет было подано всего 8000 заявок на ее прохождение, из них удовлетворены около 7000. К весенней призывной кампании 2017 года в Центральном военном округе было подано 287 заявок, из них одобрены 239.

    «Это 0,4% от общего числа граждан, которые будут направлены для прохождения военной службы в округе. Основные специальности для прохождения АГС – почтальон и санитар-мойщик», – рассказал официальный представитель округа полковник Ярослав Рощупкин.

    «Срок прохождения гражданской службы зависит от того, где человек ее проходит. Для большего числа организаций – это 21 месяц, и 18 месяцев, если человек проходит службу в силовых структурах – МЧС, МВД», – рассказал начальник направления призыва и подготовки граждан к военной службе главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил России Алексей Князев.

    В отличие от многих других государств, в России на альтернативную службу не направляют тех, кто не годен к военной службе по состоянию здоровья.

    Чтобы поступить на альтернативную службу, нужно заранее написать заявление, это очень важно, поскольку подавляющее большинство отказов призывники получают именно из-за несвоевременной подачи документов. Те, кто ожидает призыва в октябре-декабре, должны подать заявление до 1 апреля, а те, кто попадает под весенний призыв, – до 1 октября. В любом случае – не менее, чем за полгода до «дня икс».

    Второе условие – доказать свои убеждения. Лучше всего будет не просто аргументировать свою позицию на словах, а предоставить какие-то документы: свидетельства друзей и родственников, устав организации (волонтерской или религиозной) и т.п. Если человек окончил военную кафедру или занимался в стрелковом клубе, то доказать свои пацифистские убеждения он точно не сможет.

    И оленеводы, и программисты

    Минтруд ежегодно составляет список специальностей, где требуются призывники для прохождения альтернативной гражданской службы, а также перечень организаций, куда их будут направлять. В этом году «в перечень включено 104 вида работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, с общей потребностью 3486 человек…

    Список включает широкий спектр рабочих профессий и должностей служащих – водитель, маляр, оленевод, врач, преподаватель, социальный работник, слесарь, повар, тракторист, почтальон, инженер-программист, медицинская сестра и другие», – сообщается на сайте ведомства.

    С каждым годом количество востребованных Минтрудом профессий медленно, но неуклонно снижается. В 2016 году в списке было 118 должностей с общей потребностью 4793 человека, а в 2015 году – 126 с общей потребностью 5795 человек.

    Ведомство формирует свой перечень на основе запросов, поступающих от федеральных и региональных органов исполнительной власти. Как правило, в него входят те должности, на которые из-за низкой зарплаты трудно найти работников. Альтернативнослужащих ждут в государственных учреждениях социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры и искусства. Как и призывники, местные власти должны предоставлять свои заявки не позднее, чем за полгода до призыва.

    В большинстве случаев АГС проходят по месту жительства, поскольку в противном случае государству приходится обеспечивать призывника жильем.