Доклад по праву на тему права и обязанности родителей и детей

Права и обязанности родителей и детей (1)

Главная > Курсовая работа >Социология

Ивановский юридический колледж

по дисциплине: «Семейное право»

на тему: «Права и обязанности родителей и детей»

Выполнил студент 31-й группы ОДО

Чижов Алексей Владимирович

Крайнева Ирина Витальевна

Субъекты семейных правоотношений

Основания возникновения родительских прав и обязанностей

Родительские права и обязанности

Содержание родительских прав и обязанностей

Личные права и обязанности родителей

Права и обязанности ребенка

Ограничение родительских прав

Лишение родительских прав

1. Введение.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях – это важнейшая обязанность родителей и родственников ребенка, о которой было известно со времен древности.

Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины, поскольку он им принадлежал.

По мере развития первобытного общества связь ребенка с матерью становилась все более прочной. По мере развития матриархата появляются связи ребенка с отцом 1 .

В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому что ему принадлежала мать, ибо считалось, что ребенок есть только часть ее.

В течение длительного периода развития человечество изменяло свое отношение к детям. И вот, ХХ столетие стало «веком ребенка», приобрело новое качество, стало очевидным, что ребенок – это не просто зависящее от окружающих, и, прежде всего от родителей, существо, умение которой жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя.

В ХХ1 веке в российском обществе с особой остротой проявились новые проблемы, появление которых стало следствием непродуманных реформ и отсутствия адекватной социальной политики. Отсутствие в стране эффективных государственных программ, направленных на защиту материнства и детства приводит к росту числа социальных сирот (сирот при живых родителях), деградации семьи, ее социальной незащищенности в условиях рыночных отношений.

Общественные организации не в состоянии решить весь комплекс накопившихся за последнее десятилетие проблем. Действующее семейное законодательство – едва ли не единственный механизм защиты детей, лишенных семейной заботы. Но закон не в состоянии заменить ребенку семью, он может лишь облегчить в определенном смысле жизнь ребенка: обязать родителей заботиться о своих детях, лишить нерадивых родителей их прав.

Стремление иначе посмотреть на ребенка нашло свое отражение преимущественно в европейских государствах, о чем свидетельствует принятие Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка».

В своей курсовой работе я постарался наиболее полно отразить правовые основания и содержание основных прав и обязанностей родителей и детей.

2. Субъекты семейных правоотношений.

Субъектами семейных правоотношений являются только граждане, чья семейная правосубъектность раскрывается через правоспособность и дееспособность. Семейное законодательство не содержит определения семейной право- и дееспособности, но эти понятия имеют большое значение в правоприменительной практике при решении вопросов о допустимости совершения тех или иных действий, как самими гражданами, так и в отношении граждан различными органами.

Семейная правоспособность — это способность лица иметь семейные права и обязанности. Она возникает у человека с момента рождения, но её объём меняется с возрастом субъекта (например, права вступить в брак, усыновить ребёнка и другие появляются с достижением совершеннолетия, т.е. 18 лет).ограничение семейной правоспособности возможно лишь в случаях и порядке, прямо определённых законом (например, лишение судом родительских прав).

Семейная дееспособность — это способность лица своими действиями создавать семейные права и обязанности. Дееспособность не является необходимой предпосылкой возникновения семейных правоотношений. Возникновение целого ряда правоотношений происходит вне зависимости от волеизъявления лица (отношения между родителями и малолетними детьми (до 14 лет) и др.). Закон не указывает возраст, с которого возникает полная семейная дееспособность, так как он не всегда имеет значение для возникновения семейного правоотношения, а в большинстве случаев совпадает с моментом возникновения правоспособности (например, возможность возникновения супружеской право- и дееспособности возникает одновременно с достижением гражданином брачного возраста). 2 Объём семейной дееспособности в определённой мере зависит от объёма гражданской дееспособности. Так, при лишении судом лица гражданской дееспособности вследствие психического расстройства оно теряет и семейную дееспособность (например, оно не вправе вступить в брак, быть усыновителем, опекуном (попечителем), приёмным родителем.

3. Основания возникновения родительских прав и обязанностей.


С появлением ребенка у мужчины и женщины появляется нравственный долг отца и матери, даже если родители не живут вместе, браком не сочетались, поддерживали кратковременную несемейную связь. С правовой точки зрения рождение ребенка есть факт, порождающий определенный правовые последствия: права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством. Однако это происходит при одном существенном условии – если они состоят в браке. Данное положение вытекает из требований Семейного кодекса РФ, где сказано: «Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке». 3 Таким образом, основания возникновения родительских прав и обязанностей образуют, во-первых, кровное родство, во-вторых, его государственное признание.

Данное правило общего порядка распространяется и на нетипичные ситуации, когда ребенок родился:

-в течение трехсот дней с момента расторжения брака;

-в течение трехсот дней с момента признания брака недействительным;

-в течение трехсот дней с момента смерти супруга матери.

В российском законодательстве предусмотрен специальный механизм установления отцовства. Существует два основных способа установления отцовства: в добровольном порядке и по суду.

Суть так называемого добровольного установления отцовства заключается в том, что оно основывается на совместном заявлении как матери, так и отца, либо лица, объявившего себя таковым (ст.48 СК РФ).

Судебный порядок установления отцовства регламентирован ст.49 СК РФ.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года, устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ, в ряде других законодательных и нормативных актах, международных правовых документах.

4. Родительские права и обязанности.

Содержание родительских прав и обязанностей.

СК РФ предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Причем глава СК РФ, именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям. Обязанность же родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей фигурирует самостоятельно в разделе, предназначенном для правового регулирования алиментных обязательств.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Такова главная идея семейного воспитания с правовой точки зрения, нашедшая свое воплощение в п.1 ст.63 СК РФ.

Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.

Право на воспитание заключается в возможности воспитывать своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Государство же призвано оказывать родителям всяческую помощь в осуществлении этого права.

Пункт 1 ст.63 СК РФ, не ограничиваясь провозглашением прав и обязанностей родителей, конкретизирует, какими именно правами и какими обязанностями они обладают:

-на воспитание своих детей, на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Кроме того, родители имеют:

-право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения 4 . Предоставление такого права напрямую связано с возможностью самому воспитывать своих детей. И если почему-либо это невозможно, родители (один из них) могут обратиться в суд с иском о возврате им несовершеннолетнего;

-право на общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем. 5

Кроме права на общение с ребенком, проживающим отдельно от него родитель вправе участвовать в его воспитании в любой форме (посещать учебное и любое другое детское учреждение, где находится несовершеннолетний, заниматься вместе с ним спортом и т.д.). Степень участия родителя в воспитании определяется конкретными обстоятельствами, характером взаимоотношений не проживающих вместе родителей.

Пункт 1 ст. 65 СК РФ предусматривает следующее правило: «Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию».

К правам родителей, не проживающих вместе с ребенком, относится право на получение информации о несовершеннолетнем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др. (п.4 ст.66 СК РФ).

Пункт 1 ст. 65 СК РФ содержит перечень действий и поступков родителей – воспитателей, которые они совершать не вправе. Сюда входит:

Права и обязанности родителей и детей

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном с установленном законом порядке. Правила и порядок установления происхождения ребенка определяются главой 10 СК РФ.

Личные права несовершеннолетних детей определены в гл. 11СК РФ и включают:
право на жить и воспитывать в семье;
право на общение с родителями и другими родственниками;
право на защиту своих прав и законных интересов;
право выражать свое мнение;
право на имя, отчество и фамилию.

Имущественные права несовершеннолетних детей заключаются в:
праве на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
праве собственности на доходы, полученные ребенком, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Права и обязанности родителей имеют характерные особенности:
равенство прав и обязанностей родителей;
прекращение прав и обязанностей при возникновении у ребенка полной дееспособности (в 18 лет или раньше);
осуществление родительских прав является одновременно и обязанностью родителей.

Ниже перечислены личные права и обязанности родителей в соответствии и с гл. 12 СК РФ:
право и обязанность воспитывать своих детей;
преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими родственниками;
обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования;
право с учетом мнений детей на выбор образовательного учреждения и формы обучения детей до получения основного общего образования;
право и обязанность защищать интересы своих детей без специальных полномочий;
право требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения;
родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участье в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования;
родитель, проживающий совместно с ребенком, не должен препятствовать его общению с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию;
родитель имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
Обязанность родителей не препятствовать общению с ребенком дедушек, бабушек, братьев, сестер и других родственников.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не в праве причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатацию детей.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом их мнения. При наличии разногласий между родителями спор может быть разрешен в органе опеки и попечительства или в суде.

Родители могут быть лишены родительских прав только судом в исключительных случаях, предусмотренных ст. 69 СК РФ, при наличии следующих оснований:
уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родительного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
злоупотребление родительскими правами;
жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушения на их половую неприкосновенность;
хронической алкоголизм или наркомания родителей;
совершение им умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Ограничение родительских прав, то есть отобрание ребенка у родителей на основании судебного решения, может произойти в следующих случаях:
если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) независящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);
если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находиться. Немедленное отобрание ребенка производиться органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
усыновление (удочерение) – производиться судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка;
передача под опеку или попечительство (опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по место жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве);
передача на воспитание в приемную семью (договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями);
устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения;
иные формы, обеспечивающие интересы детей.
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (ст. 123 СК РФ).

Права и обязанности родителей в отношении детей. Осуществление родительских прав

Статья просмотрена: 35464 раза

Библиографическое описание:

Гриневич И. М. Права и обязанности родителей в отношении детей. Осуществление родительских прав // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 152-154. — URL https://moluch.ru/archive/33/3695/ (дата обращения: 12.11.2018).

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от родителей, удостоверенные в установленном законом порядке (ст. 47 СК РФ). При этом родительское правоотношение возникает между ребенком и каждым из родителей. Родители, как участники родительского правоотношения, наделены правами и обязанностями. Несовершеннолетних детей, как уже было отмечено, закон наделяет только правами, их обязанности законом не предусмотрены. Большинство прав ребенка соотносится с обязанностями родителей.

Родительские права и обязанности имеют определенные особенности, которые обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК РФ), при этом не имеет значения в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, признано отцовство в добровольном порядке или установлено судом; родительские права и обязанности ограничены во времени, они прекращаются при достижении ребенком совершеннолетия либо приобретении ребенком полной дееспособности ранее восемнадцати лет (при эмансипации и вступлении в брак при снижении брачного возраста). Поскольку с момента приобретения дееспособности в полном объеме гражданин может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Из общего правила есть исключение: в соответствии с п. 1 ст. 85 СК РФ родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Однако, если исходить из того, что согласно п. 1 ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), то обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей находится за рамками родительского правоотношения.

При осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст. 65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку возможны жизненные ситуации, когда интересы родителей противоречат интересам ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ.

Особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК РФ), отступление от этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

Правам родителей соответствуют их определенные обязанности: права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ст. 63 СК РФ), права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ). Поэтому осуществление родительских прав является одновременно и исполнением обязанностей родителей.

В Семейном кодексе РФ закреплены следующие виды личных прав и обязанностей родителей:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

2. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, включая и близких родственников ребенка (п. 1 ст. 63 СК РФ).

3. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ). При этом родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию (п. 1 ст. 65 СК РФ).

4. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

5. Родители, с учетом мнения детей, имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ).

6. Родители имеют право и обязаны защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ).

7. Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основаниях закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ).

8. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общее с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ), а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать реализации этого права.

9. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о нем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других (п. 4 ст. 66 СК РФ).

В соответствии с Семейным кодексом РФ родители не только обязаны воспитывать своих детей, но и имеют на это право, тогда как ранее действовавший КоБС РСФСР (ст. 52) предусматривал только обязанность родителей по воспитанию своих детей. Под воспитанием ребенка понимается воздействие на его духовное и физическое развитие, обучение правилам поведения, обеспечение образования ребенка.

Родители имеют преимущественное право лично воспитывать своих детей. Будучи свободными в выборе методов и способов воспитания, они при этом должны исходить из интересов ребенка, общества и государства. Государство в свою очередь принимает меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей.

Осуществляя воспитание ребенка, родители обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Важнейшей предпосылкой полноценного, всестороннего развития личности ребенка является крепкое здоровье. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ за каждым человеком признается право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается детям бесплатно. Охрана здоровья детей обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения, контролем за производством и реализацией продуктов питания, предоставлением детям доступной медико-социальной помощи. Здоровье ребенка во многом зависит от его питания, занятия физкультурой и спортом, своевременного предоставления медицинской помощи в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию. Духовное и нравственное развитие ребенка прежде всего зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по воспитанию детей, не проявления заботы о детях родители могут быть привлечены к семейно-правовой (лишение родительских прав и ограничение родительских прав при недостойном поведении родителей), гражданско-правовой (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за вред причиненный несовершеннолетними детьми), к административной (ответственность родителей и лиц, их заменяющих за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей), и даже к уголовной ответственности (ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

Как уже подчеркивалось, неотъемлемой частью процесса воспитания ребенка является его образование. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ, п. 2 ст. 63 СК РФ родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. При этом государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (п. 2 ст. 43 Конституции РФ).

Выполняя обязанность по получению детьми основного общего образования, родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом их мнения (п. 2 ст. 63 СК РФ). Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. также предоставляет родителям право выбора образовательного учреждения, где будет обучаться их ребенок, а также формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Следовательно, прежде всего от выбора родителей зависит, где и в какой форме их дети получат образование: очно, заочно, в форме экстерната, самообразования, семейного образования и др. Однако необходимо учитывать, что избранная форма образования должна соответствовать единому государственному образовательному стандарту (ст. 10 Закона РФ «Об образовании»).

Учет мнения ребенка при выборе учебного заведения и формы обучения обязателен независимо от возраста ребенка. Однако, если пожелания ребенка противоречат его интересам (например, ребенок не может обучаться в компьютерном классе из-за слабого зрения) либо не могут быть выполнены в силу объективных причин (уровень материальной обеспеченности семьи не позволяет обучать ребенка в платной школе), родители вправе поступить по своему усмотрению.

Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 64 СК РФ) соотносятся с правом ребенка на защиту своих прав и законных интересов, закрепленного в ст. 56 СК РФ. Родители защищают не только права детей, предусмотренные семейным законодательством, но и права, закрепленные в нормах других отраслей права, а также интересы, которые вообще не входят в сферу правового регулирования. К предмету правового регулирования иных отраслей относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства и другие.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в административных и судебных органах, без каких-либо специальных полномочий, им достаточно предъявить документы, подтверждающие происхождение детей от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка и паспорт отца или матери ребенка).

Способы защиты законных прав и интересов детей могут быть самыми разнообразными: родители могут принимать меры к предупреждению нарушений прав ребенка, могут требовать восстановления нарушенного права ребенка, могут выступать от имени несовершеннолетних в суде и т.п.

Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. При наличии разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Права и обязанности родителей и детей

Родительские правоотношения как отношения между родителями и детьми, содержание которых составляют права и обязанности, обеспечивающие содержание и воспитание ребенка. Установление происхождения ребенка. Права несовершеннолетних детей и родителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Права и обязанности родителей и детей

Под родительскими правоотношениями следует понимать урегулированные нормами семейного законодательства личные и имущественные отношения между родителями и детьми, содержание которых составляют права и обязанности, обеспечивающие надлежащие содержание и воспитание ребенка.

Юридическим фактом, на основании которого возникают права и обязанности родителей и детей является происхождение детей от конкретных родителей. Происхождение это кровная (биологическая) связь ребенка и его родителей, зарегистрированное в установленном порядке. Во всем мире получает распространение теория, в соответствии с которой родительские отношения рассматриваются не только как биологические, но и как социальные.

Понятие «родительские права и обязанности» объединяет целую группу имущественных и неимущественных прав, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Большинство этих прав и обязанностей связывают родителей и ребенка. Такая связь носит двусторонний характер. Правоотношения возникают между ребенком и каждым из его родителей.

Понятие прав детей шире по объему понятия родительских прав. Часть прав детей, предусмотренная семейным законодательством (например, право на имя), являются абсолютными правами. Детям как носителям этих прав притивостоят не только родители, но и любые граждане и должностные лица, которые решают вопросы, затрагивающие интересы детей. Другие права носят относительный характер и существуют в рамках родительских правоотношений. Это, например, право на воспитание от родителей. Однако нормы права, посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появилось в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. дтей, впервые появилось в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. лица, которые решюют пассивных объект

На сегодняшний день, когда семья является одним из важнейших социальных институтов, необходимо знать права и обязанности родителей и детей, поэтому тема данной работы: «Взаимные права и обязанности родителей и детей» является актуальной.

Цель данной работы — подвергнуть более полному анализу взаимные права и обязанности родителей и детей.

Задачи, направленные для реализации данной цели следующие:

· проанализировать установления происхождения детей как основание возникновения правоотношений между родителями и детьми;

· рассмотреть исторические предпосылки правового положения ребенка в семье;

· охарактеризовать личные и имущественные права несовершеннолетних детей;

· рассмотреть содержание родительских прав и обязанностей;

· подвергнуть анализу такую санкцию семейно-правового характера как лишение родительских прав и такую временную меру как ограничение родительских прав.

Для написания данной работы использовалась литература по семейному праву, материалы периодических изданий, а так же Семейный кодекс Российской Федерации.

1. Установление происхождения детей

Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от конкретных родителей независимо от того, состоят родители в браке или нет, проживают они совместно или раздельно. Происхождение — это кровная (биологическая) связь ребенка и его родителей (определенных мужчины и женщины), зарегистрированное в установленном порядке. В нынешних условиях при наличии современных медицинских технологий родительские отношения рассматриваются не только как биологические, но и как социальные.

Происхождение ребенка от конкретных родителей становиться юридическим фактом лишь при условии его государственной регистрации рождения в районных, городских (районных в городах) органах ЗАГС. При государственной регистрации в актовой книге составляется запись акта о рождении ребенка, в которой указываются необходимые сведения, определяющие статус ребенка, а так же сведения о его родителях. Запись о родителях, произведенная органом ЗАГС, является доказательством происхождения ребенка от указанных в ней лиц и может быть оспорена только в судебном порядке.

Законом устанавливаются различные процедуры удостоверения происхождения детей от конкретных мужчины и женщины в зависимости от следующих обстоятельств: родители ребенка состоят в браке; родители не состоят в браке, но отец добровольно признал отцовство; родители не состоят в браке, отец не признал отцовства.

Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документа медицинского учреждения, подтверждающего факт рождения ребенка данной женщиной, а при родах без медицинской помощи — на основании свидетельства лиц, присутствующих при родах. При отсутствии медицинской справки установление материнства производиться только на основании решении суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.

Запись сведений об отцовстве, если мать ребенка состоит в зарегистрированном браке, производится на основе презумпции (предположения) отцовства супруга матери ребенка. Поэтому муж матери записывается отцом родившегося у нее ребенка по заявлению любого из супругов. Это правило действует и при рождении ребенка в течение 300 дней с момента расторжения брака, признании брака недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, то есть отцом ребенка признается бывший супруг матери. Сведения об отце в указанных случаях вносятся на основании свидетельства о браке родителей или иного документа, подтверждающего регистрацию брака или подтверждающего факт и время прекращения брака.

В случаях, когда родители ребенка не состоят в браке между собой, семейное законодательство предусматривает два способа установления отцовства: добровольное и судебное.

Добровольное установление отцовства предполагает подачу в органы ЗАГС после рождения ребенка его отцом и матерью, не состоящими между собой в браке, совместного заявления об установлении отцовства. Совместным заявлением об установлении отцовства лицо, не состоящее в браке с матерью ребенка, подтверждает признание отцовства, а мать дает согласие на установление отцовства, а мать дает согласие на установление отцовства данного лица в отношении рожденного ею ребенка. Таким образом, добровольное установление отцовства — это юридический акт (проявление сознания и воли) отца ребенка, не состоящего в браке с его матерью, направленный на возникновение правоотношений между отцом и ребенком. Лицо, признанное судом недееспособным вследствие психического расстройства, не может добровольно признать свое отцовство.

При наличии обстоятельств, дающих основание предполагать, что подача совместного заявления после рождения ребенка будет затруднено (например, нахождение в длительной командировке), будущие родители могут подавать заявление об установлении отцовства во время беременности матери. При этом запись о родителях ребенка производиться после рождения ребенка.

Семейное законодательство допускает добровольное установление отцовства по индивидуальному заявлению только отца ребенка в случаях: смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления ее местонахождения или лишения ее родительских прав. Однако в указанных случаях на установление отцовства необходимо согласие органа опеки и попечительства, выраженное в соответствующем документе. Запись об отцовстве ребенка, произведенная на основании добровольного установления отцовства, может быть оспорена в судебном порядке.

Установление отцовства в судебном порядке производится при наличии следующих условий: отсутствие зарегистрированного брака между родителями ребенка; отсутствие совместного заявления родителей или отца ребенка; отсутствие согласия органа опеки и попечительства на установлении отцовства.

Чаще всего установление отцовства в суде происходит по иску матери ребенка. Иск предъявляется к предполагаемому отцу ребенка, если он отказывается признать ребенка в добровольном порядке, или к матери, если она препятствует подаче совместного заявления об установлении отцовства. С иском об установлении отцовства могут обратиться также опекун (попечитель) ребенка или лицо, на иждивении которого находиться ребенок (бабушка, дедушка), или сам ребенок по достижении восемнадцати лет.

При рассмотрении дел об установлении отцовства суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от данного лица. В необходимых случаях по делу об установлении отцовства судом может быть назначена судебно-медицинская экспертиза. Однако заключение экспертизы по вопросу о происхождении ребенка является лишь одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими доказательствами. Решение суда об установлении отцовства или об отказе в этом должно основываться на всесторонне проверенных данных, подтверждающих или опровергающих заявленные требования истца.

2. Права несовершеннолетних детей

К личным (неимущественным) правам несовершеннолетних детей относятся: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту; право выражать свое мнение; право на имя; отчество и фамилию.

Право ребенка жить и воспитываться в семье — одно из самых важных его прав. Именно семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Ребенок имеет право жить вместе со своими родителями, поэтому местом жительства ребенка в возрасте до четырнадцати лет является место жительства его родителей (ст. 20 ГК РФ). При раздельном проживании родителей оно сами определяют, с кем из них будет проживать ребенок, а в случае спора это решает суд исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Несовершеннолетние, достигшие возраста четырнадцати лет, могут выбрать место своего жительства с согласия их родителей. Право ребенка жить и воспитываться в семье, кроме права на совместное проживание с родителями, включает такие права ребенка, как право знать своих родителей, право на заботу родителей, на воспитание своими родителями, на обеспечение его интересов всестороннее развитие, на уважение его человеческого достоинства. Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу определенно статьей 7 Конвенции о правах ребенка и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей. Право на заботу родителей о ребенке означает не только удовлетворение потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одежной и другое), но и проявление внимания к ребенку, оказание помощи при разрешении конфликтных ситуаций, обеспечение всестороннего физического и духовного развития. Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка (осознание ребенком своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважения их к себе), его уверенность в себе, активное участие в жизни общества являются необходимым фактором надлежащего воспитания ребенка.

При утрате детьми родительского попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав и другое) право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства. При этом предпочтение также отдается семейным формам воспитания детей: передачи их на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью. Когда отсутствует возможность устройства ребенка на семейное воспитание, он подлежит передаче в детское воспитательное учреждение.

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (бабушка, дедушка, брат, сестра) охраняется законом. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним эти лица вправе обратиться в орган опеки и попечительства, а в случае неисполнения решения органы опеки и попечительства — в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Вопрос об общении с ребенком может быть решен в каждой семье по-своему, и определяющим обстоятельством при этом может быть только соблюдение интересов ребенка, целесообразность и необходимость для него общения с теми или иными родственниками. Формы общения могут быть самыми разнообразными (переписка, личные контакты при встречи, телефонные переговоры) и зависят от возраста, места жительства ребенка и его родственников и от других конкретных обстоятельств. Право ребенка на общение с обоими родителями сохраняется также в случаях: расторжения брака родителей; признания брака родителей недействительным; раздельного проживания родителей (даже в разных государствах). Семейный кодекс выделяет отдельно право на общение с родителями и другими родственниками в экстремальных ситуациях (например, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении). В таких случаях ребенок имеет право на незамедлительное информирование об обвинениях против него через его родителей для осуществления своей защиты.

Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов осуществляется его родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Согласно Семейного кодекса родители являются законными представителями своих детей и вправе (а также обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и в судах. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. Граждане, должностные лица детских учреждений, которым известно об угрозе жизни и здоровью ребенка в семье и нарушении его прав, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по мету их жительства.

Право ребенка выражать свое мнение предусмотрено статьей 12 Конвенции о правах ребенка, согласно которой государства-участники обязаны обеспечить ребенку право свободно выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы. С этой целью Семейный кодекс предоставляет ребенку возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, в котором рассматриваются вопросы его жизни и воспитания. Ребенок правомочен довести до родителей и других членов семьи свои соображения по вопросу, связанному с его интересами, в любой форме. В определенных законом случаях мнению ребенка, достигшему возраста десяти лет, придается правовое значение.

Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Фамилия ребенка определяется по фамилии родителей, а если у них разные фамилии — по соглашению родителей. Разногласия по поводу имени и фамилии ребенка разрешаются органами опеки и попечительства. При государственной регистрации рождения ребенка в органах ЗАГС сведения об имени, отчестве и фамилии ребенка заносятся в актовую запись о рождении ребенка и в свидетельство о его рождении (которое выдается на руки родителям). Если отцовство в отношении ребенка не установлено, то имя ребенку дается по указанию матери, отчество — по указанию матери, а фамилия — по фамилии матери.

Закон не предусматривает обязанностей несовершеннолетнего личного характера. Ребенок по отношению к родителям, родственникам несет обязанности морального характера (например, уважать, помогать, почитать, слушаться).

Имущественные права ребенка включают в себя: право на получение содержания от своих родителей или других членов семьи (совершеннолетних трудоспособных братьев и сестер, бабушки, дедушки); право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное в дар или в порядке наследования, и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

В соответствии со статьей 80 Семейного кодекса родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, при этом порядок и форма предоставления содержания определяется родителями самостоятельно. Как правило, обязанность по содержанию детей родителями осуществляется добровольно, в противном случае средства на содержание взыскиваются в судебном порядке. Алименты, взыскиваемые с родителей (или других членов семьи), а также пенсии и пособия, причитающиеся ребенку, поступают в распоряжение родителей или лиц, их заменяющих (усыновители, опекуны, приемные родители), и должны расходиться ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

Ребенок может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе полученное им в дар или в порядке наследования, а также доходы, полученные им. Суммы полученных алиментов, пенсий и пособий также являются собственностью ребенка. Ребенок может стать собственником имущества в результате приватизации жилых помещений, участвуя в общей доле наравне с родителями и другими членами семьи. В случае утраты родительского попечения органы опеки и попечительства обязаны оформить передачу жилого помещения, в котором проживали несовершеннолетние дети, в собственность ребенка.

Право ребенка по распоряжению принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется гражданским законодательством и зависит от объема его гражданской дееспособности.

Семейное законодательство устанавливает принцип раздельности имущества родителей и детей, означающий, что ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

3. Права и обязанности родителей

Родительские права — это совокупность прав и обязанностей, принадлежащих родителям как субъекты родительских правоотношений. Поэтому родители не только в праве, но и обязаны осуществлять родительские права, неисполнение которых может повлечь определенные санкции. Родительские права составляют личные неимущественные и имущественные права и обязанности родителей.

К личным правам родителей относятся: право на воспитание и образование детей, право на защиту прав и интересов детей, право на защиту родительских прав, право дать имя и фамилию ребенку и изменить их до четырнадцати лет. Родительские права возникают с момента рождения ребенка и прекращаются при достижении им совершеннолетия, то есть возраста восемнадцати лет. В отдельных случаях родительские права прекращаются раньше: при вступлении детей в брак или их эмансипации (обретение детьми, имеющими постоянный доход или осуществляющими предпринимательскую деятельность с письменного согласия родителей, полной дееспособности), так как дети при этом приобретают полную дееспособность (то есть способность своими действиями приобретать права и нести гражданскую ответственность).

Осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями имеет ряд особенностей. Объем прав несовершеннолетних родителей в отношении своего ребенка зависит, во-первых, от возраста родителей и, во-вторых, от того, состоят ли они в браке между собой. В соответствии со статьей 62 Семейного кодекса РФ несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Однако, если несовершеннолетние родители не состоят в браке, то в случае рождения у них ребенка и при установлении их отцовства и материнства они вправе осуществлять родительские права только по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями указанного возраста ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органами опеки и попечительства. Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют права требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Семейный кодекс РФ закрепляет права и обязанности родителя, проживающего отдельно от ребенка.

При раздельном проживании родителей одним из важнейших является вопрос о том, с кем из родителей будут проживать дети. Следует иметь в виду, что раздельное проживание родителей не обязательно вызвано расторжением брака между ними. Известны случаи, когда супруги, сохраняя семейные отношения, проживают раздельно друг от друга. В частности, это может быть вызвано особенностями профессиональной деятельности одного из супругов. Вопрос о месте проживания ребенка должен решаться по соглашению родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое) (ст. 65 СК РФ). Желание несовершеннолетнего проживать с одним из родителей принимается во внимание, если последний достиг возраста десяти лет.

В соответствии со статьей 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Но если родитель, осуществляющий непосредственное воспитание, имеет право выбора образовательного учреждения, формы обучения, то второй из них такими правами не наделен. Он лишь может дать совет, рекомендацию, оказать необходимую помощь при решении проблем, связанных с получением ребенком образования. При этом родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другими родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психологическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Право на общение относятся к числу личных прав одного из родителей, о существовании которого прямо говорит закон. Поэтому нарушение этого права, создание условий, затрудняющих или делающих невозможной его реализацию, есть правонарушение. Причем это нарушение не только прав одного из родителей, но и прав ребенка.

Родители вправе в письменной форме (нотариальное удостоверение не требуется) заключить соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. В таком соглашении устанавливаются время и дни, которые ребенок может проводить с отдельно проживающим родителей. При невозможности достижения такого соглашения, спор решается судом с участием органа опеки и попечительства. При невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, которые предусматривают уплату штрафа за невыполнения судебного решения. Однако если указанные меры не оказали необходимого воздействия, то применяются более суровые санкции, выражающиеся в том, что суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вывести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорено в судебном порядке.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей и несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей с учетом их возраста, состояния здоровья и других особенностей личности ребенка. Родители свободны в выборе средств и методов воспитания ребенка с соблюдением ограничений: они не вправе причинять вред физическому и психическому развитию ребенка, его нравственному развитию; не допускать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее достоинство ребенка обращение, оскорбление и эксплуатацию ребенка.

Семейный кодекс РФ предусматривает принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители не правомочны передавать кому-либо право на воспитание ребенка или отказаться от него, хотя могут поручить временно воспитание детей другим лицам (бабушке, дедушке, няне) или отдавать в детские учреждения (детский сад, пансионат), оставаясь при этом ответственным за воспитание и развитие своего ребенка.

Родители также обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (образования в объеме девяти классов общеобразовательной школы) и вправе выбирать вид образовательного учреждения и форму обучения своих детей. При этом родители должны действовать, руководствуясь интересами детей, по возможности учитывая их мнение. Родители несут ответственность не только за получение детьми основного общего образования, но и за их воспитание в период обучения. Право ребенка на полноценное воспитание может быть наиболее полно реализовано в условиях заботы о нем как со стороны родителей, так и других родственников, что предполагает необходимость их общения с ребенком. Поэтому Семейный кодекс РФ закрепил право на общение с ребенком его родственников, что согласуется с требованиями семейного законодательства о необходимости построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав.

Представлять права и интересы своего ребенка может любой из родителей, если он сам обладает дееспособностью для совершения юридических действий и не лишен родительских прав. Предметом защиты являются права и интересы детей, предусмотренные как семейным законодательством (ст. 54-58, 60 СК РФ), так и другими отраслями законодательства (например, гражданское, трудовое право). Права и интересы несовершеннолетних в суде защищают родители, которые имеют право совершать от имени представляемых различные процессуальные действия: предъявить иск о взыскании алиментов на содержание детей или о возмещении ущерба, причиненного имуществу или личности детей, отказываться от иска, признать иск и другие.

Закон не только наделяет родителей правами, но и предусматривает меры по защите родительских прав. Так, родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Однако Семейный кодекс РФ предусматривает возможность отказа в иске родителям, если суд придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находиться ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства (ст. 68 СК РФ).

ребенок несовершеннолетний родитель право

В результате изучения литературы по интересующей теме и подвергнув более полному анализу взаимные права и обязанности родителей и детей можно сделать следующие выводы.

Факт, что данные лица действительно являются родителями ребенка, должен быть удостоверен в установленном порядке. Законом устанавливаются различные процедуры удостоверения происхождения детей от конкретных мужчины и женщины в зависимости от следующих обстоятельств: родители ребенка состоят в браке; родители не состоят в браке, но отец добровольно признал отцовство; родители не состоят в браке, отец не признал отцовства.

У родителей и детей с момента рождения и установления материнства и отцовства возникают различные права и связанные с ними обязанности. Эти права и обязанности носят как личный, так и имущественный характер.

К личным правам и обязанностям родителей относят: право на воспитание и образование детей, право на защиту прав и интересов детей, право на защиту родительских прав, право дать имя и фамилию ребенку и изменить их до четырнадцати лет. При ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребления своими правами, суд может принять решение об отобрания ребенка без лишения родительских прав, если его проживание с родителями опасно для него. В случаях, когда здоровье, физическое, психическое, духовное, нравственное развитие ребенка подвергается опасности вследствие применения родителями неправомерных способов осуществления родительских прав, недостойного их поведения или злостного уклонения от выполнения родительских обязанностей осуществляется лишение родительских прав.

Прежде чем говорить о правах ребенка необходимо отметить, что долгое время существовало полное бесправие ребенка. Однако со временем все более очевидной становиться истина, что ребенок — не просто зависящее от окружающих, и прежде всего от родителей, существо, а личность, умение которой жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя. Стремление иначе посмотреть на ребенка созревает постепенно, преимущественно в-европейских государствах, что отражено в Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка»». Российская Федерация является участницей Конвенции о правах ребенка, в результате, семейное законодательства РФ признает ребенком несовершеннолетнее лицо, не достигшее восемнадцати лет, рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. К личным правам несовершеннолетних детей относятся: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту; право выражать свое мнение; право на имя; отчество и фамилию.

Имущественные отношения между родителями и детьми подразделятся на два вида: 1) отношения по поводу семейного имущества; 2) алиментные отношения. Семейное законодательство устанавливает алиментные обязательства родителей и детей. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних, нетрудоспособных совершеннолетних и нуждающихся в помощи детей. С другой стороны, престарелые, нетрудоспособные родители, нуждающиеся в помощи, также имеют право на материальное обеспечение от своих детей. Имущественные права ребенка включают в себя: право на получение содержания от своих родителей или других членов семьи; право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное в дар или в порядке наследования, и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Семейное законодательство устанавливает принцип раздельности имущества родителей и детей, означающий, что ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Список используемой литературы

1. Конвенция о Правах Ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 г.)

2. Александров И.Ф. Семейное право: Учеб. пособие. — М.: РИОР, 2008. — 120 с.

3. Гришаев С.П. Семейное право в вопросах и ответах. — Система ГАРАНТ, 2008. — 55 с.

4. Нечаева А.М. Семейное право: Учебник. — 3-е изд., перераб. и д. и доп. — М.: Юристь, 2013. — 329 с.

5. Основы права: Учеб. пособие для вузов. Под ред. Д.П. Котова. — М.: Центр, 2000. — 272 с.