Дом в селе сумки

Карта села Сумки в республике Марий Эл

На этой странице находится подробная онлайн карта села Сумки Горномарийского района республики Марий Эл с районами, улицами и номерами домов.

В селе одна улица. Почтовый индекс села Сумки — четыреста двадцать пять тысяч триста восемнадцать. Для поиска нужного адреса в селе Сумки воспользуйтесь классификатором ниже.

Где находится село Сумки на карте России

Чтобы узнать, где находится это село на карте Марий Эл, следует воспользоваться уменьшением масштаба карты на этой странице. Координатами центра села Сумки можно считать 56°15′ с.ш. и 46°16′ в.д.

Спутниковая карта села Сумки

Чтобы увидеть, где находится село Сумки на карте со спутника, вам достаточно выбрать режим «Спутник» на кнопке «Слои», расположенной в правом верхнем углу интерактивной карты.

Улица Красивая, село Сумки

Дата обновления: 12.11.2018

Чтобы заказать выписку из ЕГРН (бывший ЕГРП) для объектов недвижимости улицы Красивая , выберите необходимый адрес в рубрикаторе или на кадастровой карте ниже.

  • Адрес Россия, Курганская область, район Половинский, село Сумки, улица Красивая
  • Код ОКАТО 37228832001
  • Код ОКТМО 37628432
  • Почтовый индекс 641770
  • Дома 82

Красивая улица: кадастровая карта

Дома на улице Красивая

Другие улицы в селе Сумки

Что такое ЕГРП? — это Единый Государственный Реестр Прав Собственности (c 2017 года заменен на ЕГРН).

Что такое ГКН? — это Государственный Кадастр Недвижимости (c 2017 года заменен на ЕГРН).

Что такое ЕГРН? — это Государственный Реестр Недвижимости (работает c 2017 года).

Выберите в списке номер квартиры или помещения, и получите официальный документ из реестра:

  • Выписка из ЕГРН
    стоимость 990 рублей
    Будут указаны общие характеристки объекта недвижимости — площадь, наименование, назначение и месторасположение, и кадастровую стоимость. Так же позволит вам узнать, кто является владельцем, сколько долевых собственников у объекта недвижимости, а также вид, номер и дату государственной регистрации права собственности. И самое главное — данные об обременениях (кредит, ипотека, залог, арест), наложенных на имущество.
  • Справка о кадастровой стоимости
    стоимость 290 рублей
    Указываются сведения о кадастровом номере, а также кадастровая стоимость объекта недвижимости (можно запросить на конкретную дату в прошлом).
  • Выписка из ЕГРН о переходе прав собственности
    стоимость 1190 рублей
    Расширенная справка из ЕГРН покажет историю всех бывших владельцев объекта недвижимого имущества.

Открытые данные ЕГРН — кадастровый номер, площадь, этажность, назначение и категорию объекта можно бесплатно посмотреть онлайн.

Купить дом в селе Сумки в Горномарийском районе

Нет объявлений за месяц по умолчанию

Больше вариантов для поиска жилья

Если вы не нашли информации по запросу Купить дом в селе Сумки в Горномарийском районе, рекомендуем расширить поиск.

В базе загородной недвижимости наиболее широко представлены дома ( 0 шт.), коттеджи ( 0 шт.).

Соседние города

Районы региона

Аренда домов

Продажа домов в Ленинградской области

Федеральный портал «МИР КВАРТИР» представляет базу загородной недвижимости в селе Сумки в Горномарийском районе — различные варианты продажи домов. В обширном каталоге собраны объявления от собственников и риэлторских агентств, предлагающих дома всех видов классности.

Село Сумки

История села Сумки Нижегородской губернии, там где жили мои предки.

Марий Эл, Козьмодемьянск
Сообщений: 582
Регистрация: 17 фев. 2012
Рейтинг: 184

Собралась с мыслями и решила собрать историю села Сумки, где когда-то жили мои предки, которое находится на берегу реки Волги Горномарийского района Республики Марий Эл.

Само село Сумки перестало существовать в конце 70-х годов 20 века после подъема уровня Чебоксарской ГЭС. Многие улицы затопило, жители вынуждены были переезжать на новые места жительства, село было вычеркнуто из всех справочников. От села мало, что осталось — церковь да несколько домов, вот и все. Но об этом я еще расскажу.

Я мало, что знаю о селе, в основном из немногочисленных рассказов бабушки со слов ее матери, которых к сожалению уже нет на этом свете. Информацию в основном буду брать из разных источников: архивных документов, епархиальных ведомостей, а также из книг. Есть очень замечательная книга Александра Павловича Кознова, под редакцией его брата Бориса Павловича Кознова «Село Сумки: 300 лет жизни». В ней очень много описывается про историю самого села, его жителей — сумчан, все приводится в рассказах, иллюстрациях, фотографиях, а также собрана информация из разных документов и переписок с различными органами.

Нам надо сохранить то, что осталось от быта наших предков, всю информацию, и передать все это наследие нашим детям. Потому что, если не воспитывать в детях любовь к предкам, их местам рождения и жительства, то в скором времени сердца детей очерствеют, и нам не кому будет все это оставить.


Автор книги «Село Сумки: 300 лет жизни» Кознов Александр Павлович и краевед Муравьев Арнольд Валентинович

13 марта 2014 года ушел из жизни автор книги «Село Сумки: 300 лет жизни» Кознов Александр Павлович. Светлая память и пусть земля Вам будет пухом.

P.S. Прошу помочь всех, кто обладает какими-либо документами, архивными сведениями по селу Сумки для более полного составления истории села, быта жителей. Это необходимо для передачи достоверной информации о селе нашим детям, которые должны помнить и чтить предков.

Нижний Новгород
Сообщений: 19393
Регистрация: 27 мая 2003
Рейтинг: 4237

Марий Эл, Козьмодемьянск
Сообщений: 582
Регистрация: 17 фев. 2012
Рейтинг: 184

При Иване Грозном началось заселение и освоение Среднего и Нижнего Поволжья. В водовороте этих событий оказались далекие предки людей, живших в последствии в селе. Освоение как правило носило мирный характер, русские не прогоняли коренное население, не уничтожали поселения марийцев (черемис). Те, кто вновь прибывал на эти земли, занимал свободные и необжитые. Но если марийские селения, из-за угрозы нападения находились в 2-3 километрах от реки Волги, то русские селения строились прямо на ее берегу, как говорится, лицом к Волге.

Вслед за Васильсурском, в 1583 году строится острог-крепость Козьмодемьянск, возникают и другие селения, такие как Хмелевка, Покровское, Троицкое, Копань, Коротни и др. Одним их первых поселений русских в этих краях было село Троицкое, который представлял собой воинский стан, охранявший границы от набегов татар.

Что касается села Сумки, то точной даты его образования пока найти не удалось. Предположительно оно возникло во второй половине 17 века в правление Алексея Михайловича Романова (1645-1675 гг.). Если время городов и крепостей всегда указывалось и фиксировалась в указах князей и царей, то селения нигде не значились, и указывались только тогда, когда становились объектом для налогообложений.

В сборнике документальных очерков «История сел и деревень Республики Марий Эл, Горномарийский район» селу Сумки посвящено несколько страниц, и там же констатируется, что «с. Рождественское, Сумки тож, возникли в конце XVII века».


Село Рождественское, Сумки тожъ на карте Васильского уезда за 1785 год

Авторы вышеуказанного сборника утверждают, что основателями села Сумки были крепостные крестьяне Нижегородского и Суздальского архиерейских домов, «частично переселявшиеся из с. Покровское и д. Копань». Действительно, русская православная церковь в XVI-XVIII вв. являлась крупным земельным собственником и владельцем крестьян. Крепостные крестьяне обязаны были пахать барщинную десятину, платить оброк (натуральный или денежный), ловить рыбу, поставлять дрова и выполнять другие повинности в пользу архиерейских властей. Именно церковные власти для освоения новых территорий вслед за стрелецкими отрядами, направляли своих крепостных крестьян. Так наверное и оказались далекие предки на берегу реки Волги, в устье речки Сумки. Поначалу они принадлежали архиерею Суздаля, а затем Нижнего Новгорода.

Марий Эл, Козьмодемьянск
Сообщений: 582
Регистрация: 17 фев. 2012
Рейтинг: 184

Эта книга была издала очень маленьким тиражом и только для жителей села Сумки и их родственников. У меня только ксерокопия книги. Сейчас я пытаюсь связаться с автором книги, если он даст добро я буду ее печатать здесь.

Нижний Новгород
Сообщений: 19393
Регистрация: 27 мая 2003
Рейтинг: 4237

ЦАНО
фонд 829 опись676а Васильский уезд
1888 План дачи с Рождественнское( сумки тоже) с дереней Молчаново (Белавка тоже) владения помещиков И.М. И В.А. Шипиловых 1787
2180 План дачи с Сумок владения казенного ведомства крестьян с Сумок 1785-1809
фонд 177 опись 766 2150 Дело о спорной земле в с Юрино Вас уезда между кр Юрино и Сумок 1829-1835
фонд 570 опись 555 122 Дело по доношению жены дьякона с. Сумки Васильской округи Анны Ивановой об избиении ее священником того села Михаилом Григорьевым 6 сент 1794 — 31 мар 1796 ОЦ
26 Дело по прошению дьякона с. Сумки Васильской округи Лукьяна Федорова о дозволении ему обучать молитвам детей новокрещен 22 мар -20 июня 1796 8
136 Дело об отсылке в Козьмодемьянский нижний земский суд пономаря с. Сумки Васильской округи Ивана Васильева для допроса о помощи, оказанной им разбойникам 16 янв —
25 мая 1796 10 ОЦ
139 Дело о пьянстве и прочих непорядочных поступках священника с. Сумки Васильской округи Михаила Григорьева 9 февр 1796 — 17 сент 1799
фонд 570 опись 556 33 Протокол Нижегородской духовной консистории по делу о непорядочных поступках священника с. Сумки Александра Дмитриева 9 дек 1808 — 10 февр 1809 2
фонд 570 опись 559
39 То же крестьянином с. Сумки Алексеем Солодиловым своих дочерей
1 февр 1902 — 5 февр 1903

Марий Эл, Козьмодемьянск
Сообщений: 582
Регистрация: 17 фев. 2012
Рейтинг: 184

Спасибо огромное за ценную информацию.

Нижний Новгород
Сообщений: 19393
Регистрация: 27 мая 2003
Рейтинг: 4237

Марий Эл, Козьмодемьянск
Сообщений: 582
Регистрация: 17 фев. 2012
Рейтинг: 184

Авторы сборника «История сел и деревень Республики Марий Эл. Горномарийский район» говорят об основании села Сумки выходцами из Покровского и Копани, и не хотелось бы ни противоречить, ни подтверждать этого, так как с тех пор прошло более 300 лет, а значит, сложно подтвердить, так ли было на самом деле. А может быть основателями села были крестьяне и других селений?
Достоверно лишь одно: крепостные крестьяне Покровского и Копани, как свидетельствуют архивные документы, активно поддержали движение Степан Разина в 1670-1671 гг. и преследовались царскими властями. Спасаясь от наказания, они покинули свои обжитые места и укрылись в лесной прибрежной глухомани в пяти верстах от Копани и десяти от Покровского, «да и остались там».

Из книги «Село Сумки: 300 лет жизни»:
«Откуда же, мы, сумские родом?
Наша точка зрения такова: среди сумских немало было выходцев из Нижегородской земли (например, Похваловы, Востоковы, Шишкины), но костяк, преобладающее большинство наших предков прибыло сюда из центральных древнерусских земель, а именно из Владимирской и даже Тверской.
Веским аргументом в пользу такого предположения служит сравнительный речевой анализ не только жителей окрестных селений, но и Суздальского района и Тверской земли.
Каждое русское село или деревня на Волге, несмотря на «оканье», имеют общие корневые составляющие, свою интонацию, особое ударение, произношение отдельных гласных и согласных звуков, растягивание окончаний в словах, или их «проглатывание» и т.д.»

Автор книги не раз бывал в командировках в городе Суздале и беседовал с местными жителями. И всякий раз убеждался в том, как много общего на Владимирщине с сумским говором. Вполне может быть объяснимо то, что в далеком прошлом сумских предков переселил в новые волжские земли суздальский архиерей. Также автор книги склоняется к мнению, что Сумки пополнялись выходцами с Тверской губернии, так как после живого общения с женщинами Тверской области были услышаны типичные сумские произношения многих слов и среди них: ишо, роботат, бегат, шти, ужо и исконно сумские восклицания: «а-б-аа?! Не бай-ка».

«Обобщая, отметим: мы немного ошибемся при выдвижении утверждения, что Тверская земля наряду с Владимирщиной, являлись тем краем, откуда «есть и пошла» наша малая родина. Вполне вероятно, что из этих мест более 300 лет назад и были переселены наши прародители за 500 и 1000 км во вновь присоединенные территории на Волге».

Село занимало выгодное географическое положение. По сумскому Нижнему полю пролегал через Дворики и на Актушево Екатерининский-Сибирский тракт, а рядом вдоль села текла река Волга. Для жителей открывались сухопутные и водные пути на запад — центральные земли России и на восток — Урал и Сибирь. Село Сумки располагались на полпути между Нижним Новгородом и Казанью, 200 верст было до Нижнего и примерно столько же до Казани. Заняв большую и в целом ровную площадку в пойме реки, село как бы прижалось к подножию пологих склонов Приволжской возвышенности, получало хорошее прикрытие от сильных осенних юго-западных ветров и снежных вьюг зимой. Главная пашня находилась на «горе», не менее 600 гектаров, сеносные угодья и выпасы для скота почти в пять километров длинной. Для Сумок и соседских марийских деревень еще выделялись луговые угодья в левобережье Волги. Пашня, луга, лес, дрова, рыба — все было под рукой.

В административно-территориальном отношении Сумки со времен Петра I входили в состав Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. После губернской реформы 1779 года село было передано в Васильсурский уезд Нижегородской губернии. Сумки являлись восточным пограничным селением, отделявшим Нижегородскую губернию от Казанской. За полем, на орешниковом бугре, недалеко от марийской деревни Актушево, где проходил знаменитый сибирский Екатерининский тракт, возвышался десятиметровый четырехгранный столб-стела из красного кирпича с венчающим ее двуглавым орлом — гербом Российской империи. Этот памятный знак в полуразрушенном виде и сейчас возвышается на прежнем месте.

В советский период Сумки с 1918 г. находились в составе Нижегородской губернии Васильсурского уезда, а в 1920 г. село передали в Юринский кантон (позднее район) Марийской автономной области (с 1936 г. — МАССР). в конце 50-х в связи с реорганизацией районов село Сумки оказались в Горномарийском районе Республики Марий Эл.

Марий Эл, Козьмодемьянск
Сообщений: 582
Регистрация: 17 фев. 2012
Рейтинг: 184

Давнее предание гласит, что первые поселенцы обосновались на возвышенной поляне, где сейчас находится сумское кладбище, и дальше вниз по течению Волги еще метров двести. Впоследствии эту часть села сумские жители называли «Карамышево». Именно там еще в 1713 году первые поселенцы возвели деревянную церковь и с той поря маленькая деревенька обрела статус села.

По мере увеличения населения жители вынуждены были спускаться в пойму реки Сумки. Освоение этой поймы первопроходцам стоило больших усилий, так как местность была сильно заболоченная и заросшая ольхой и ивой. На это потребовались многие десятки лет. Наиболее подходящим и точки зрения твердости грунта и плодородия почвы являлся треугольник, где позднее была построена каменная церковь, а еще раньше возникли улицы Болотная и Большая.

Не менее столетия ушло у сумских жителей на то, чтобы расчистить леса и подготовить под пашню земли, лежащие на горе, начиная от полей деревень Актушево и Ямолино на юге и кончая полями деревень Копань и Панькино на востоке. Общая площадь земли, находившаяся в общинном владении сумских крестьян в 1916 г. составила 1 194,9 десятины (удобной — 1 055,9 дес., неудобной — 139 дес.). К неудобным землям относились частично заболоченные участки Нижнего поля и многочисленные овраги по склонам «горного поля». Одна десятина равнялась 1,09 гектара, и как показывает хранящийся в Емешеве земельный план сумского колхоза «Красный май», общий размер пашни составлял около 700 га, включая Нижнее поле и Полько.

В 1717 году в Рождественском-Сумках насчитывалось 33 двора, в которых проживали 172 мужчины и 214 женщин; в 1795 г. — 98 дворов: 292 муж. и 307 жен.; в 1859 г. — 132 двора: 401 муж. и 529 жен; в 1897 г. проживало 1259 человек (575 муж. и 684 жен.). В 1921 году в селе насчитывалось 250 дворов, на 1924 год в сумках проживали 1263 человека, а в 1933 г. — 1631 чел.

Марий Эл, Козьмодемьянск
Сообщений: 582
Регистрация: 17 фев. 2012
Рейтинг: 184

Церкви села Сумки.

Как только первые поселенцы немного обжили прибрежную лесную глухомань, они приступили к строительству первой церкви. Заготовили и отвезли бревна, обтесали их, напилили половой и кровельный тес, натесали дранку для крыши, приобрели иконы и церковную утварь, необходимую для богослужения.

Церковь была возведена по всем правилам деревянного зодчества — без единого гвоздя. Она стояла на возвышении в 130 метрах от берега Волги, на том месте где сейчас расположено сумское кладбище. Церковь освятили и назвали в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Точная дата сооружения церкви — 1713 год — была выбита на железном кресте, венчающего купол. Эту цифру обнаружили при разборе церкви в 1824 году и зафиксировали в черновой клировой ведомости. Об этом и о том, почему снесли церковь поведал в церковной Летописи священник М.А. Боголюбов.

«Деревянная церковь после векового богослужения в ней старела и ветшала. Сумские прихожане и священники задумали возвести новый храм, более просторный, фундаментальный и долговечный». Дело это было хлопотным, сложным и затратным, но необходимым. В конце 18 века в Сумках уже насчитывалось 98 дворов с населением 600 человек и небольшая вместимость церкви создавала неудобства при богослужении. особенно в праздничные дни.

Строительство каменного храма стало реально возможным, так как произошли важные перемены в социальном положении сумских крестьян. В 1764 году императрица Екатерина II провела церковную реформу (секуляризацию), в результате которой все крепостные крестьяне, принадлежавшие архиерейским властям, передались в управление экономического казначейства и стали называться казенными или государственными. С того самого времени бывшие крепостные Сумок, Копаней, Покровского и других селений обрали личную свободу. Тогда же они получили вотчинную архиерейскую запашку, пастбища, леса и луга. Хотя теперь крестьяне и несли определенные повинности (рекрутский набор, налоги, дорожные повинности), но материальное состояние их улучшилось.

Для сумских крестьян крепостная зависимость была упразднена на 97 лет раньше. чем произошла полная отмена крепостного права в России в 1861 году при Александре II.

Государство в лице Нижегородской епархии и Васильсурской уездной власти, взяло на себя организацию сооружения храма, производство строительных материалов, подбор геологов и архитекторов, подряжение каменщиков, имевших многолетний опыт возведения церквей, иконописцев, резчиков по дереву, кровельщиков и кузнецов.

Всё, кроме красного кирпича, изготовленного из сумской глины и обожженного на месте, было привозным и стоило немалых денег: прочный серый камень-известняк для фундамента, железные конструкции для большого летнего предела, колокольни и сводов зимнего — теплого предела, а также колокола, кровельное железо, решетки на окна, церковная ограда и внутренне убранство.

К зодчим сельских храмов предъявлялись высокие требования. Каждый храм в архитектуре не должен повторяться с соседними, быть удобным для богослужения, красивым и прочным, и последнее по счету, но не по важности, иметь наилучший вид обозрения. Прибывшие из Нижнего Новгорода специалисты определили место под храм, разработали проект здания и всей церковной усадьбы. Выбор места и архитектурно-строительное решение оказались удачным. Ровная площадка на самом берегу Волги и возле ее притока Сумки имела твердый грунт. Даже спустя сотни лет фундамент храма и его несущие стены не дали трещин и остаются надежными. Как пишет автор книги, «к сожалению, в фондах Нижегородской городской консистории, епархиального совета и губернского инженера, автора проекта, чертежи и планы сумского храма, обнаружить не удалось».

Непосредственно к строительству храма приступили после победоносного окончания Отечественной войны 1812 года. Его строили не менее десяти лет. Наряду с приезжими мастерами усердно трудились прихожане села Сумки.

В 1824 году храм «тщанием прихожанам» был возведен. Его размеры впечатляют: высота главного купола с крестом достигает 34 метра. В храме два престола: летний — в честь Рождества Пресвятой Богородицы и зимний — в честь Богоявления Господня. 7 сентября 1824 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное освящение престола в летнем зале. Освятил его при огромном стечении жителей Сумок и окрестных марийских деревень протоиерей Васильсурский Василий Петров. Богослужение в новом храме вел сумский священник Михаил Андреевич Красков. До этого он два года служил в старой деревянной церкви.

В конце 1824 года старую церковь, оказавшуюся в середине кладбища, разобрали, за исключением алтарной части. Алтарь подновили и превратили в часовню, в которой поминали усопших. Она и сейчас стоит на прежнем месте.


Часовня на сумском кладбище. Фото 1978 года

После открытия новой церкви внутреннее ее убранство до 1875 года, по словам Летописца, оставалось «бедным и неустроенным, и не имело благолепия, иконостасы были просты и безыскусны, утварь скудна, подсвечники деревянные». В те годы у сумских крестьян не хватало средств, чтобы исправить положение. Обстановка к лучшему стала меняться с 70-х годов 19 столетия. В 1868 году церковным старостой был избран деловой и энергичный сумский крестьянин Григорий Филиппов Родин. По его предложению сумские крестьяне в течение нескольких лет «учинили душевой оклад» — взнос на нужды храма, на его благоустройство направлялся и весь общественный доход от большого склада дубовой доски, построенного в устье речки Сумки.

За 13 лет стараниями Г.Ф. Родина внутреннее убранство церкви приобрело не просто надлежащий, а великолепный вид: построены новые иконостасы, покрытые сусальным золотом, царские врата в двух алтарях, с изящной резьбой по дереву, тоже блистали золотом, появилось много икон с изображением лика святых в серебряных окладах, кресты и другая мелкая пластика, подсвечники из бронзы.

Все эти серьезные перемены в благоустройстве церкви были одобрены Высокопреосвященным Нижегородской епархии Иоанном, посетившим Сумки в 1875 году. А в Летописи священник М.А. Боголюбов отметил: «Теперь наш храм может считаться хорошим храмом сельским, приятно в нем быть и молиться Богу, и прихожане душевно радуются и утешаются, видя благосостояние дома Божия». По красоте и богатству внутреннего убранства Сумский храм славился не только среди сельских церквей Нижегородской епархии, но и всего Среднего Поволжья.

Настоящая красота (высокий профессионализм написанных икон и других предметов поклонения), само по себе уже богатство, которое можно выразить в определенной сумме денег. Но рядом со словом «красота» нужно поставить и слова «богатство внутреннего убранства», имея в виду значительное количество золота, потраченного на отделку, украшение этого богатства. Это потом подтвердил печальный для сумской церкви 1939 год.

Строительство и деятельность церкви явились событием большой значимости в духовной жизни не только сумских прихожан, но еще 13 марийских деревень, входивших на протяжении почти полувека в сумский приход. Церковь, ее священнослужители не только учили свою паству достойно жить по-христиански, но проводили значительные общеобразовательные, а при необходимости и здравоохранительные начинания: создавали церковно-приходские школы, проводили разъяснительную работу и оказывали первую медицинскую помощь при вспышке инфекционных заболеваний и т.п.

На духовном попечении сумской церкви прихожане находились всю свою жизнь, начиная от рождения, и кончая последним часом. В труде и молитвах, нередко через суровые будни, посты и праздники, день за днем, год за годом, из века в век протекала жизнь многих поколений села Рождественское-Сумки.

Но не все было так просто и сразу ясно в религиозных взглядах сумских жителей и не только их. Священник М.А. Боголюбов в конце 19 века писал: «Как все поволжские села заражены большим недугом или меньшим расколом, так и село Сумки не свободно от этого недуга».

Что же это был за недуг, которым «болели» жители Сумок? Как известно, Патриарх Московский и всея Руси Никон в 1653-1656 гг. осуществил церковные реформы, касающиеся молитвенного содержания и обрядов богослужения. В частности, он предписал совершать крестное знамение тремя перстами, что вызвало неприятие значительной части верующих. Они настаивали на соблюдении старых обрядов, что привело к расколу церкви. Старообрядцы получили официальное название в России раскольников. На первых порах наиболее упертые раскольники преследовались властями, например, это показано на картине великого русского художника В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Будучи закованной в цепи, она подняла руку в молитвенном двуперстии, олицетворяя протест против никоновских реформ.

Говоря о сумских прихожанах, то они в большинстве своем, как и прежде, посещали церковь, приняли основные нововведения Патриарха Никона, за исключением обряда отправления молитв — по-старому молились двумя перстами, а последователей Никона нелестно называли «щепотниками». В конце 19 века церковный Летописец подчеркнул : «раскол по милости Божией не имеет больших размеров между жителями села». В число сумских раскольников он включал 8 мужчин и 22 женщины. Далее Михаил Боголюбов добавил: «Кроме означенных собственно раскольников, прочие жители села Сумки православного вероисповедания, хотя все молятся двуперстно, но нельзя не сказать, что и между принадлежащими к Святой церкви, есть у некоторых склонность к расколу, или вернее неустойчивость в убеждениях; хромота на оба колена и преимущественно между женщинами». По всей вероятности, женщины в вопросах об обрядах проявляли больший консерватизм, чем мужчины.

Несколько семей староверов ходили молиться в сторообрядческую церковь в селе Липовка, в 6 километрах от Юрина, три-четыре раскольника были вовлечены в секту ложного Австрийского Священства, а некоторые — в секту нетовцев.

Сумские священники с откровенными раскольниками и колеблющимися вели постоянные душеспасительные беседы, посещали их на дому во время болезни, материальных невзгод и т.д. В итоге, почти все раскольники осознали свои ошибки и, как заблудшие овцы, вернулись в лоно православной церкви. Среди них крестьянин Алексей Маясин, бывший в расколе 12 лет, Варвара Красильникова, Егор Рогов и другие. К 90-м годам 19 века в Сумках остались всего несколько твердых раскольников.

«Вообще, — комментировал Летописец, — о жителях сумских православного вероисповедания можно сказать. что они посещают Храм Божий и в большом количестве, особенно в зимнее время с прекращением волжского промысла на Св. Пасху, крестохождением со святыми иконами и другие праздники и принимают к себе в дома с радушием».


Церковь села Сумки до реставрации


Церковь в настоящее время и памятник, погибшим в Великую отечественную войну 1941-1945 гг.


Внутреннее убранство церкви


Внутреннее убранство церкви


Батюшка Иоанн (Барсуков)


Вид на церковь из села Юрино

Семья Герег задекларировала шубы, сумки, дом в Испании и 29 земельных участков

Совладельцы компании «Эпицентр К» Александр и Галина Гереги обнародовали декларацию о доходах в 2017 году. Из ценного имущества семья народного депутата Александра Гереги задекларировала девять наборов ювелирных изделий, три женских кожаных сумки Hermes, пять часов, три шубы и три картины.

Согласно декларации, в собственности у супругов 29 земельных участков в Киеве и Киевской области (село Новоселки и Малая Александровка).

Также Герегам принадлежат два дома в Киеве и один в Испании, четыре квартиры в Киеве и одна в Хмельницкой области, два автомобиля — BMW и Porsche, гараж и два машиноместа.

Александр и Галина Гереги являются конечными бенефициарами более 40 компаний, связанных со строительством и стройматериалами. В списке иностранных компаний, где супруги являются бенефициарами, восемь названий, в том числе компании с Кипра и Британских Виргинских островов.

Напомним, Национальное агентство по предотвращению коррупции намерено 10 апреля начать полную проверку поданных электронных деклараций.