Двойное гражданство в законодательстве рф

Содержание:

Закон РФ о двойном гражданстве

Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ».

Как показывает практический опыт, коренные жители России могут оформить двойное гражданство или даже гражданство нескольких государств. Такая ситуация является вполне приемлемой, однако при этом возникает достаточно большое количество вопросов, касательно того, каким образом получение двойного гражданства регламентируется законодательно и правомерным ли является использование нескольких паспортов при необходимости и без особых сложностей, которые выступают в качестве подтверждения гражданства других стран. Если копнуть глубже, то можно констатировать тот факт, что двойное гражданство, официально допускаемое для граждан России, бывает чётко предопределено при соблюдении условий:

  • при наличии у РФ международного договора;
  • при раскладе, когда заключено международное соглашение с той страной, которая является второй по принадлежности конкретного человека к нему.

Если рассматривать данную ситуацию на основаниях законодательства, то такой договор, который действительно заключен в 1995 г. и действует согласно правилам, имеется у РФ лишь с Таджикистаном. При таком раскладе, таджики, после того, как они получили российское гражданство используя договор в качестве основания, имеют полное право не отказываться от предыдущего гражданства, сохраняя его, пользуются при этом двойным гражданством имея одинаковые права в России и Таджикистане.

Повторение аналогичной ситуации может быть только в том случае, когда таджикские жители, как и россияне в виде руководства пользовались соглашением, действующим с конца 1993 г. до мая 2015 г. Таким образом, за гражданами, которые успели оформить документы в этот период, закрепляется чистое двойное гражданство. Стоит заметить, что данное положение вещей вовсе не свидетельствует о том, что российские граждане не имеют возможности пользоваться двойным гражданством в чистом виде помимо вышеперечисленных ситуаций.

Сколько гражданств может иметь россиянин, и какими официальными бумагами это регламентируется

Возможность получить гражданином РФ гражданства другого государства в чистом виде, помимо двух ранее приведённых примеров на самом деле вполне допустима и закрепляется за 62 статьёй Конституции. В статье говорится о том, что при имеющихся гражданствах иностранных государств российский гражданин не освобождается от тех обязанностей, которые требуются от него как от российского гражданина, в то же время не умаляются его права и свободы. Само собой разумеется, что это действует в том случае, когда иное не предусматривается законодательством или договором Российской Федерации на международном уровне.

Таким образом, Закон Российской Федерации обосновывает вероятность получения двойного и множественного гражданства. При этом не имеет никакого значения тот факт, какое количество гражданств у человека имеется. Основное, чего необходимо придерживаться в данном случае, — это отсутствие законного оформления выхода из российского гражданства. Тогда россиянин остаётся гражданином своей страны, несмотря на то, что стал подданным или приобрёл гражданство другого государства.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» от 31. 05. 2002г., становится понятно, что гражданин России имеет право стать гражданином других государств неограниченное количество раз. Наличие этого факта не ставит его перед выбором, и от него не требуется прекращения российского гражданства. Судя по представленной информации, для более правильного восприятия назвать такое гражданство точнее было бы не двойное, а второе или множественное, в зависимости от количества государств, гражданином которого является человек.

Варианты получения двойного гражданства согласно закону РФ

Ситуацию при данном раскладе можно рассматривать в двух интерпретациях, когда:

  • иностранный гражданин получает гражданство Российской Федерации;
  • российский гражданин получает гражданство другого государства.

Первый случай предусматривает отказ от действующего гражданства, и только после этого разрешается принятие гражданства РФ. Причём, следуя правилам законодательства, сделать это необходимо в обязательном порядке. Однако стоит заметить, что миграционные службы достаточно часто не обращают на нарушение данного подпункта ровным счётом никакого внимания.

А вот в случае, когда российский гражданин решит приобрести ещё одно гражданство, то он может по своему желанию оставаться подданным России и иметь двойное гражданство согласно всем правилам.

Порядок получения двойного гражданства представляет собой стандартную процедуру, причём довольно длительного продолжения. Для того чтобы, в конечном счёте, получить иностранный паспорт, первым делом следует оформить ВНЖ или ПМЖ. Оформление данных документов предусматривает сбор и подготовку целого списка бумаг, которые затем необходимо предоставить в органы миграционной службы.

Далее, в стране необходимо прожить определенный срок, который варьируется от 3 до 12 лет. Обязательным является условие освоения языка, культуры, истории и законодательства. Во время пребывания в другой стране гражданин обязуется неукоснительно соблюдать законодательство страны и подписывает соответствующие бумаги. Кроме того, иностранный гражданин обязан зарекомендовать себя как законопослушный и не иметь никаких претензий от органов сохранения правопорядка.

Согласно статистике, россияне чаще всего оформляют двойное гражданство с западными станами, имеющими развитую инфраструктуру и экономику. К ним можно отнести:

Хотя по мимо этого, в ряде стран российские граждане довольно охотно оформляют двойное гражданство с целью выезда на отдых и даже приобретают там недвижимость. Хотя с точки зрения статистики, заграничные паспорта в данном случае оформляются гораздо реже. Это Турция, Египет и Греция.

Какие права и обязанности приобретает лицо при наличии

Согласно 64 конституционной статьи РФ, двойное гражданство по большому счёту ни коим образом не находит своего отражения касательно прав, свобод и обязанностей, которые были предусмотрены ранее двойным гражданством.

В конечном счёте, лица, при наличии двойного гражданства имеют необходимость осуществлять свои права в той стране, где они проживают. Сюда относится и обслуживание в клиниках и других медицинских учреждениях, и получение социальных выплат, и обучение, и получение образования в высших, средних учебных заведениях и школах. То же правило касается воинской службы.

Итак, лицо с двойным подданством имеет право пользоваться всеми полагающимися ему благами, включая лечение, обучение, налоговые льготы и социальные выплаты, но только в пределах одной из стран, а не в обеих, где имеется гражданство. Причём выбор страны человек осуществляет по своему желанию. Что касается детей, то они имеют право получить двойное подданство в автоматическом режиме.

В правилах, предусмотренных законом, существует ряд ограничений по отношению к тем гражданам России, которые в случае приобретения иностранных паспортов и ВНЖ фактически теряют свои льготы и имеют ряд ограничений, касательно свобод. Стоит отметить, что это не относится к Таджикистану и Туркменистану.

По мере получения ВНЖ и соответственно паспорта другой страны кроме России, на протяжении двух месяцев необходимо подать заявление в местные органы управления. С подобными обращениями следует идти именно по месту своего основного пребывания. В том случае, когда проживать приходится постоянно в другой стране, а не на территории России, то подачу заявления следует осуществить не позже 60 дней с момента пересечения границы. За нарушение данного правила предусматривается административная ответственность, предполагающая уплату штрафов.

Граждане России, получившие право постоянно проживать в других государствах, теряют права занимать руководящие должности в органах власти и самоуправления. При этом имеется ряд ограничений при устройстве на работу в судебные, правоохранительные органы или при несении воинской службы.

Что касается иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, бывших ранее гражданами России или имевших её гражданство, то в соответствии со статьёй 15 настоящего Федерального закона их восстановление может быть осуществлено при условии сокращения времени пребывания на территории государства сроком до 3 лет. Те же лица, которые находились на правах постоянного проживания в России и ранее считались гражданами РФ, после чего в силу сложившихся обстоятельств вышли из гражданства в порядке, установленном законом, имеют полное право восстановиться в гражданстве РФ, как в общем, так и в упрощённом порядке, в том случае, если они относятся к определённой категории лиц, соответствующих тому или иному положению закона.

Федеральный закон о принятии двойного гражданства

Федеральный закон о принятии двойного гражданства со всеми правилами и положениями, нашедшими свое отражение в статьях, был принят, утвержден и вступил в силу с 1.06.2002г. В данном законе детально разобраны правила и условия для получения двойного или множественного гражданства, содержатся все основные принципы российского законодательства, касательно урегулирования данного вопроса, четко расставлены приоритеты оснований для получения двойного гражданства, установлен порядок его оформления и определены условия, соблюдение которых является обязательным.

В законе даны чёткие разъяснения всем понятиям и терминам, а все статьи в совокупности представляют собой практическое руководство, написанное буквой закона. Трактовка каждой статьи предполагает ответы на те многочисленные вопросы, касательно прав и свобод, которые могут возникнуть как в процессе оформления двойного гражданства, так и во время проживания в другой стране. Закон подробно освещает все принципы гражданства РФ и правила, которые являются регуляторами вопросов гражданства России, дает разъяснения по поводу двойного гражданства, оформлению гражданства детей. Обратившись к закону, можно подробно изучить, как осуществляется приём в гражданство РФ на общих основаниях, а также в упрощённом порядке.

Двойное гражданство – права, обязанности и ограничения


С юридической точки зрения двойное гражданство является частным случаем множественного. В международном праве и российском законодательстве понятие двойное гражданство означает наличие у лица одновременно гражданства (или подданства — если государство возглавляет не президент, а монарх) двух или более государств. К сожалению, вопрос двойного гражданства у России полностью легализован только с Туркменией и Таджикистаном, так как есть соответствующие двусторонние договора. С остальными государствами этот вопрос не урегулирован. Таким образом, хотя гражданам России и не запрещено иметь второй иностранный паспорт, его обладатели на территории РФ не рассматриваются российскими властями как двойные граждане (на юридическом языке — бипатриды). Такое положение вещей в юриспруденции называется правовым вакуумом.

Двойное гражданство – порядок уведомления

4 августа 2014 года вступили в силу поправки к ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», согласно которым все граждане России, проживающие в нашей стране постоянно, обязаны уведомлять ФМС (ныне функции переданы МВД) о наличии не только иностранного гражданства, но и видов на жительство. Такое уведомление должно быть сделано в сроки не позднее 60 дней после получения иностранных документов. Положение получается двусмысленное. С одной стороны, раз человек уведомляет власти РФ о двойном гражданстве, то де факто эти власти его признают не просто «красивой бумажкой». С другой стороны, из-за отсутствия соответствующих двусторонних договоров де юре в отношении двойного гражданства сохраняется правовой вакуум.

Двусторонние соглашения России

Как было отмечено выше, примером легализации двойного гражданства на межгосударственном уровне могут служить Соглашение России с Туркменистаном и Договор России с Таджикистаном об урегулировании вопросов гражданства. Соглашение и Договор определяют, в частности, что каждая из Сторон признает за своими гражданами право приобрести гражданство другой Стороны, не утрачивая первоначального. В отношении прав и обязанностей двойных граждан, их социального обеспечения и военной службы Соглашение и Договор определяют, что данные вопросы относятся к компетенции той Стороны, на территории которой такие граждане постоянно проживают. При этом лица, прошедшие военную службу в одной из Сторон, освобождаются от призыва на военную службу в другой Стороне. Лица с двойным гражданством пользуются защитой и покровительством каждой из Сторон. Наличие у граждан паспортов двух государств дает им преимущества для безвизовых поездок из одного государства в другое.

Причины двойного гражданства

Есть объективные обстоятельства, которые способствуют возникновению лиц с двумя гражданствами. Прежде всего, это миграционные процессы (люди едут туда, где жить экономически выгоднее и проще). Более того, многие страны (Канада, Австралия, Новая Зеландия, США) имеют государственные программы целенаправленного привлечения мигрантов на свою территорию. Как правило, стараются привлечь профессионалов, бизнесменов, инвесторов. И отсюда терпимое отношение к лицам с двумя гражданствами и двумя легальными паспортами. Израиль, Германия, Греция пошли немного по другому пути, а именно: натурализация в этих странах возможна по этническим признакам, то есть по происхождению или праву крови. Исходя из вышеизложенного, резюмируем: источник двойного гражданства кроется, как правило, во внутреннем законодательстве каждого из двух государств. Оно возникает, если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению.

Законно ли иметь двойное гражданство?

Как мы с вами понимаем, каждое государство заинтересовано в налогоплательщиках, а также в людях, которые будут «удваивать ВВП», нести службу в армии и выполнять многочисленные другие обязанности. Поэтому многие государства не поощряют двойного гражданства, стараясь ввести законодательные ограничения, например, такие:

  1. Отказ от прежнего гражданства как условие приобретения иностранного: такие нормы имеют законодательство России (с исключением для Туркмении и Таджикистана), Германии, Дании, Японии и почти всех азиатских государств;
  2. Прекращение «своего» гражданства как следствие приобретения какого-либо иного (например, Германия);
  3. Не предоставление «своего» гражданства по рождению, если ребенок по рождению приобретает иностранное.

Бипатриды — возможные ограничения проблемы

Права и обязанности бипатридов должны оговариваться в международных соглашениях между странами. Однако на практике этого встречается крайне редко. В частности, иногда у них возникают проблемы с налогообложением, прохождением воинской службы, работой в государственных структурах. Например, граждане РФ, постоянно проживающие за границей, освобождаются от службы в армии, тогда как условием сохранения гражданства Германии и Турции является прохождение военной службы на территории этих стран. Другой пример касается бипатридов с двойным гражданствами России и мусульманских государств, признающих многоженство. Российское законодательство не признает многоженства, в связи с чем возникают проблемы со статусом жен, а также разделом имущества в случае смерти бипатрида.

Двойное гражданство — вопросы, ответы и комментарии экспертов:

Вопрос: Я гражданин России, последние 6 лет учился в Молдове, где получил гражданство. От российского не отказывался, то есть у меня было двойное гражданство. После университета отслужил в молдавской армии. Сейчас переехал обратно в Россию, хочу получить российский военный билет. Каковы мои шансы, что они меня не призовут заново проходить срочную службу?
Ответ: Если вы в призывном возрасте по российскому законодательству, то служба в молдавской армии не освобождает от необходимости служить в России. У вас не двойное, а просто два гражданства; выше мы описали ситуацию правового вакуума и различие понятий и терминологии.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, признает ли Украина двойное гражданство и является ли законным для гражданина Украины обладание двумя паспортами?
Ответ: Закон о гражданстве Украины, опубликованный на официальном сайте МИД Украины, в статье два говорит следующее: «Если гражданин Украины приобретает гражданство иного государства или государств, то в юридическом смысле он признается только гражданином Украины. Если иностранец приобретает гражданство Украины, то в юридическом смысле он считается только гражданином Украины». Это означает, что на Украине двойное гражданство официально не признается. Тем не менее за пределами Украины двойные (де факто) граждане могут жить по любому из своих паспортов. Таким образом, для гражданина Украины законно иметь два гражданства.

Двойное гражданство – цена молчания

За двойное гражданство государство пока не накажет, но контролировать российских граждан с иностранными паспортами будет

По мнению государственных органов, гражданин РФ, не представивший сведения о гражданстве другого государства либо праве на постоянное проживание на территории иностранного государства, создает высокую общественную опасность. Однако правовых обоснований, которые позволили бы ввести уголовную ответственность, юристы не видят

Совет Федерации РФ 28 мая 2014 года одобрил закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон обязует граждан Российской Федерации (за исключением российских граждан, постоянно проживающих за пределами нашей страны) уведомлять соответствующий федеральный орган исполнительной власти о наличии иного гражданства или документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве. За неисполнение этой обязанности предполагается уголовная ответственность, за нарушение установленного порядка уведомления – административная ответственность.

Надо отметить, что закон принят в рекордные сроки: с момента поступления законопроекта №485228-6 в Госдуму 31 марта до его принятия депутатами в третьем чтении 23 мая прошло менее двух месяцев.

А вот одновременно поступивший в Госдуму законопроект №485143-6, запрещающий высокопоставленным чиновникам и членам их семей иметь гражданство иного государства либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, пока не прошел даже первое чтение.

Ответственность

После подписания президентом РФ и вступления в силу изменений в закон о гражданстве Уголовный кодекс Российской Федерации пополнится статьей 330.2 «Неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства (подданства) иностранного государства», предусматривающей наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательных работ на срок до 400 часов.

Несоблюдение установленного порядка уведомления (нарушение сроков уведомления, неполнота либо недостоверность предоставленных сведений) влекут административную ответственность по ст. 19.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 0,5-1 тыс. рублей.

Несоответствия

Действующее с 31 мая 2002 года законодательство о гражданстве РФ допускает наличие двойного гражданства. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Если российский гражданин приобретает гражданство другой страны, это не влечет за собой прекращение гражданства РФ (ст. 6 №62-ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации» (редакция от 20.04.2014)). Действовавший ранее федеральный закон №1948-1 от 28.11.1991 «О гражданстве Российской Федерации» также не содержал запрета на приобретение гражданином РФ иного гражданства или каких-либо изъятий в правах при наличии иного гражданства.

В соответствии с действующим законодательством одним из признаков преступного деяния является его общественная опасность (ст. 14 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ). Согласно позиции Конституционного суда РФ, законодатель обязан устанавливать меры уголовной ответственности, адекватные общественной опасности преступления (постановление Конституционного суда РФ от 27.05.2008 №8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян»).

Уголовная ответственность за деяния, не обладающие общественной опасностью, представляет собой нарушение указанной позиции Конституционного суда РФ и неконституционность ограничения права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ).

Применяя выявленные общие принципы к положениям рассматриваемого закона, следует констатировать неадекватность предлагаемого правового регулирования, так как общественная опасность такого деяния, как неуведомление всяким гражданином государственного органа о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, – без учета его отношения к государственной или военной службе и других подобных особенностей – как минимум неочевидна.

Из пояснительной записки к законопроекту №485228-6 следует, что наличие гражданства иностранного государства снижает для гражданина РФ значение российского гражданства как политико-юридического выражения ценности связи с отечеством и его волеизъявление может обусловливаться не только интересами РФ и ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству.

Однако остается неясно, каким образом волеизъявление гражданина РФ может контролироваться либо влиять на его статус на территории РФ в отношениях с Российской Федерацией. Какие негативные последствия наступят и какие общественно значимые интересы будут нарушены, если гражданин РФ не уведомит уполномоченные органы о наличии гражданства иного государства либо права на постоянное проживание на территории иного государства?

Оценивая новый документ, надо признать, что отсутствие какой-либо очевидной общественно значимой цели введения подобных мер влечет признание их неконституционными. С учетом действующего российского законодательства, рассматривающего гражданина РФ, даже имеющего иное гражданство, только как гражданина РФ, сведения о наличии другого гражданства или права на проживание в иностранном государстве представляют собой сведения, составляющие тайну частной жизни, а обязанность уведомлять об этом государство есть вмешательство в право на неприкосновенность частной жизни (ст. 24 Конституции РФ).

Последствия

Безусловно, новые правила не окажут непосредственного влияния на оборот зарубежной недвижимости, на интенсивность заграничных поездок россиян. Однако введение такой обязанности в совокупности с мерами уголовной ответственности за ее несоблюдение повлечет усиление государственного контроля над гражданами РФ.

Стоит отметить неопределенность формулировок вводимой в Уголовный кодекс РФ статьи 330.2. Например, «соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти». Исходя из буквального толкования (как наиболее предпочтительного в области уголовного права) данной нормы, если уведомление направить, например, по месту пребывания, а не по месту жительства (при наличии такового), можно попасть под уголовно-правовые санкции, предусмотренные ст.330.2 Уголовного кодекса РФ.

Также неясным остается исключение для граждан РФ, постоянно проживающих за пределами нашей страны. Предполагается, что их волеизъявление, выраженное в момент пребывания на территории РФ (либо на территории посольства, консульства РФ на территории иностранного государства), не обусловливается интересами народа, на территории которого они постоянно проживают? Чем, кроме территориального расположения, будут отличаться граждане РФ, находящиеся в пределах России и уже имеющие иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, и граждане РФ, проживающие на территории иностранного государства и получающие (или имеющие) иностранное гражданство либо вид на жительство? Установление различных правил для лиц, находящихся в равных условиях, представляет собой дискриминацию и нарушает положения ст. 19 Конституции РФ, что вновь подтверждает неадекватность вводимого регулирования.

Непонятно, как граждане РФ, имеющие также гражданство другого государства, но временно проживающие в третьей стране, должны уведомить госорганы: законодательные новеллы устанавливают, что уведомление надо направить в государственный орган по месту жительства (места пребывания или места фактического нахождения) в пределах территории России.

Гипотетическая возможность обусловленности волеизъявления данной категории граждан интересами иного народа либо конституционными требованиями иного государства не может стать основанием для обязанности уведомлять российское государство об отношениях с другими государствами для всех граждан РФ, без учета их отношения к государственной либо военной службе или степени активности их политической деятельности. Последствия сбора такой информации и способы ее дальнейшего использования уполномоченными органами РФ также остались за рамками одобренного Советом Федерации закона.

Подобные нововведения выражают развивающуюся в российской политико-правовой сфере тенденцию к сужению прав и свобод, усилению контроля государства над частной жизнью граждан.

Посольство России в Лаосе

Консульский отдел

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО

Что такое двойное гражданство?

Двойное гражданство означает наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одновременно одного или более иностранных государств. В статье 62 Конституции РФ написано:

«1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.»

Существуют два основных понятия, связанных с иными гражданствами,

1. Двойное гражданство (ситуация, когда человек приобретает второе гражданство в соответствии со специальным соглашением об урегулировании вопросов двойного гражданства (Россия имела такие международные договоры — соглашения только с Туркменистаном и Таджикистаном).

2. Два и более гражданства (ситуация, когда человек приобретает второе гражданство без ведома, разрешения государства, гражданином которого он является изначально) – например, гражданин России приобретает гражданство Великобритании, не оформив выход из гражданства России.

Какие будут последствия, если я приобрету лаосское гражданство? Потеряю ли я гражданство России?

Случаи приобретения российскими гражданами иностранного гражданства вне рамок вышеуказанных международных договоров не являются наказуемым деянием, однако, полученное таким образом гражданство, так же как и соответствующие иностранные документы (загранпаспорт), не признаются российским законодательством и не действуют на территории России.

Статья 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г.

«1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.»

По каким документам мне надо ездить в Россию, если у меня есть и российское, и лаосское градланство?

Статья 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию» гласит, что въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в частности, — загранпаспорту гражданина России). В случае утери загранпаспорта за пределами Российской Федерации, для въезда в Россию выдается свидетельство на возвращение в Российскую Федерацию (однако оно может быть использовано только для въезда в Россию, но не для выезда).

Руководствуясь данными положениями, консульский отдел не осуществляет выдачу российских виз в британские паспорта российских граждан, так как в противном случае будут нарушены нормы российского законодательства.

При пересечении российской границы Вы пользуетесь только российским загранпаспортом. При выезде из России (регистрации на рейс) представитель авиакомпании может спросить Вас, на основании какого документа Вы въедете в Великобританию (вопрос связан с тем, что именно на перевозчика возложен контроль наличия у пассажира документов для въезда в страну назначения). Вам следует сообщить представителю авиакомпании, что въедете в Великобританию по имеющемуся у Вас британскому паспорту и продемонстрировать этот паспорт.

Получив лаосский паспорт, я долгое время не оформляла новый российский паспорт. Теперь он сильно просрочен. Как мне получить новый паспорт?

Посольство может документировать Вас новым ОЗП, даже если Вы не состоите на консульском учёте, однако в ряде случаев, например, если внутреннего паспорта нет или он подлежит замене по возрасту, для оформления нового ОЗП требуется запрос в Россию проверка наличия гражданства.

ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ГРАЖДАНСТВА РФ

Документы на загранпаспорт принимаются только после проверки у заявителя наличия российского гражданства в случаях:

  • Если загранпаспорт РФ просрочен или утрачен, а оригинала действительного внутреннего паспорта РФ нет.
  • Если у ребенка, которому оформляется паспорт РФ отсутствует документальное подтверждение о наличии гражданства РФ (отметка в свидетельстве о рождении, вкладыш о наличии гражданства РФ, факт вписания ребенка в загранпаспорт родителя).

При себе необходимо иметь документы (и их копии), подтверждающие российское гражданство (паспорт РФ или СССР, загранпаспорт, свидетельство о рождении и т.п.), а также 2 фотографии 3,5*4,5.

Оформление запроса на проверку наличия гражданства РФ производится:

Обработка запроса может занять достаточно длительное время, поэтому призываем не откладывать оформление ОЗП в долгий ящик.

Тем, у кого просрочены и внутренний, и загранпаспорт, возможным вариантом решения проблемы может стать выдача свидетельства на возвращение для срочной поездки в Россию. В России следует привести в порядок в первую очередь внутренний паспорт, затем уже можно сделать загранпаспорт.

Что не так с законопроектом о двойном гражданстве

Если мы стремимся в ЕС, то не можем принимать закон, который нарушает Европейскую конвенцию о гражданстве.

Тема двойного гражданства стара, как мир. Еще Цицерон поднимал этот вопрос в Древнем Риме. Во многих странах разрешено иметь два паспорта. Однако, большинство стран относятся к бипатридам исключительно как к гражданам собственного государства. То есть гражданин США и Израиля будет рассматриваться США только как американский гражданин. В Украине проблема с законодательной инициативой президента о двойном гражданстве возникла в связи с тем, что на протяжении 25 лет де-факто не было запрещено иметь второй паспорт. Этим воспользовались значительные слои населения. Реальной ответственности не было предусмотрено. Дошло до того, что многие чиновники из высшего эшелона заявляли о наличии у них двух и более гражданств. И это несмотря на прямой запрет и санкции Закона Украины о Госслужбе (статьи 19 и 84).

Поданные президентом изменения к Закону Украины о Гражданстве вводят много непроверенных на практике новшеств. Таких, как:

«Если гр. Украины воспользовался избирательным или другим правом, которое предоставляет ему иностранное гражданство, или же выполнил обязанности по такому гражданству, что может подтверждаться данными публичных реестров иностранных государств, информацией размещенной на официальных вэб-сайтах, в печатных изданиях иностранных государств, документами выданными компетентными органами или же когда гражданин Украины предъявил иностранный паспорт для прохождения пограничного контроля, или в другом госучреждении Украины – то такой гражданин будет считаться таким что изъявил желание выйти из гражданства Украины»

Довольно интересно, как будут относиться к официальному посту на Фейсбуке, в Твиттере или даже на сайте, к примеру, правительства Панамы, мол, некие Шевченко, Бойко и Коваленко получили её гражданство? На практике, никаких публичных и официальных реестров граждан какой-либо страны в открытом доступе вы не найдете. То есть потенциальной проблемой для бипатридов может стать только пересечение границы.

К сожалению, в Украине нет прозрачной миграционной политики. С одной стороны, звучат заявления о введении виз для граждан РФ, с другой – мы не знаем, чем занять сограждан, если вдруг РФ введет ответные меры, и им придется вернуться домой. С одной стороны, в Раду вносятся законопроекты о двойном гражданстве (инициатива Артеменко), с другой – процедура лишения украинцев их паспортов (инициатива президента) .

И этот закон не стал исключением. Власть декларирует, что вот у нас война с РФ, что Крым – наш, и что когда-то мы его вернем. По такой логике закон о лишении украинского гражданства был бы актуален из-за того, что у многих людей два паспорта – Украины и России. У такого человека явный конфликт интересов: сегодня он себя считает украинцем, а завтра – русским.

Но этот вопрос никак не поднимается в новом законе, а, наоборот, для крымчан сделано отдельное исключение. Изменения предусматривают либеральные отношения к крымчанам и тем, кто получил паспорт не по собственному желанию. Но как будет действовать данная инициатива на практике, пока не ясно. Ведь украинцы, проживающие в Крыму, могли оформить паспорта в другом регионе РФ. И как учитывать «добровольность» получения не украинского паспорта после распада СССР? И таких нюансов очень много.

Стоит отметить, что гражданство дает права, но и обязывает. Именно своих граждан можно обязать платить налоги или проходить воинскую службу. С иностранцами дела обстоят совсем иначе, ведь Украине приходится их привлекать либо как инвесторов, либо как контрактников. Если же мы не хотим, чтобы на Западной Украине появились целые приграничные регионы, заселенные в большинстве своем гражданами Польши, Венгрии, Словакии и Румынии, то надо задаться простым вопросом: а какая польза Украине от лишения своих граждан украинского паспорта? Уплачивать налоги, приобретать недвижимость, развивать бизнес, рожать детей они будут явно не здесь. Нужно понимать, что украинский паспорт — это не паспорт ОАЭ или Кувейта. Он не дает каких-то особых дотаций, льгот или привилегий, и, несмотря на обещания президента, все еще широко не открывает дверь в Шенген. Получая его, приобретаешь больше обязанностей, чем прав. Паспорт — это очень серьезный элемент влияния, и именно поэтому РФ выдала паспорта крымчанам. И это не было жестом доброй воли – государству нужна присяга и верный присяге воин. И крымчане проходят воинскую службу в вооруженных силах РФ.

Четверть века люди жили в Украине без санкции за второй паспорт. Это было крайне важно, как для заробитчан, так и для украинской диаспоры. Кстати, последняя будет просто очень «рада» таким подарком от Украины. Всегда же приятно узнать что твоя страна от тебя отказалась. Не стоит надеяться на поток из граждан Канады, США, РФ или Польши, которые захотят в ближайшие 6 месяцев (согласно переходным положениям) в добровольном порядке сдать свои паспорта этих стран. Если человека поставят перед выбором, гражданином какой страны он хочет остаться – Украины или, например, европейской страны, – то выбор будет сделан, скорее всего, не в пользу Украины.

И что интересно, беглого президента Януковича и его окружение гражданства Украины не лишили, а сразу взялись за широкие слои простого населения. Возможно лучше начать с того, чтобы лишать сепаратистов украинского гражданства, а потом уже браться за что-то большее?

Это серьезнейшее изменение в украинском законодательстве нельзя делать, не изучив тщательно европейское право, не проведя круглых столов и обсуждений с общественностью. Если, конечно, мы стремимся в Европу, а правительство хоть немножко интересует экспертное мнение, о том, что изменения в закон идут вразрез с Европейской конвенцией о гражданстве. Ведь введение новых, «прогрессивных» оснований для лишения гражданства, таких как: «сокрытие существенного факта, при наличии которого лицо не может приобрести гражданство Украины, либо же с существенными нарушениями законодательства о Гражданстве», дает нашим чиновникам просто безграничные возможности для злоупотреблений, при «правильной» трактовке. Возможно, именно по этой причине в Европейскую конвенцию не было внесено подобного пункта.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!