Естественные права и свободы личности это

1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и граждани­на. Конституционные обязанности граждан.

Общепризнанный в международном праве перечень прав и свобод человека и гражда­нина в совокупности составляет систему гражданских (личных), политических, социаль­ных, экономических, культурных прав. В полном объеме они зафиксированы во второй главе Конституции Российской Федерации.

В группу гражданских (личных) прав и свобод входит большинство естественных прав человека, которые принадлежат каждому от рождения. Это прежде всего право на жизнь. Оно является предпосылкой всех остальных прав. Человек может быть лишен жизни толь­ко на основании должной судебной процедуры по приговору суда. Право на жизнь связано с другими правами человека и конституционными гарантиями (правом на благоприятную окружающую среду, правом на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и т.д.).

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Лишение свободы (тюрем­ное заключение) возможно только по приговору суда. Физическая неприкосновенность чело­века защищена уголовным законодательством (уголовная ответственность за убийство, телес­ные повреждения и прочее), административным (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения, так, например, любое медицинское вмешательст­во — операция, укол и т.д. — допускаются только с согласия пациента), уголовно-процессуальным (запрет домогаться показаний обвиняемого, свидетелей путем насилия или угроз) и т.д.

Среди личных прав Конституция РФ называет достоинство личности, которое охраня­ется государством. «Ничто не может быть основанием для его умаления», — записано в Конституции. Это означает, что никакие обстоятельства, в том числе психическая болезнь, чрезвычайное положение, война и т.п., не могут служить основанием для умаления досто­инства личности.

Каждый человек в Российской Федерации имеет право на неприкосновенность частной жизни, что означает предоставленную человеку и гарантированную государством возмож­ность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними.

Помимо перечисленных личных прав и свобод человека Конституция Российской Феде­рации устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальную при­надлежность, имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин Рос­сийской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Политические права и свободы — это права, принадлежащие человеку как члену поли­тического сообщества, когда он выступает прежде всего в качестве гражданина государст­ва. Это права и свободы граждан формировать органы государственной власти и само­управления и участвовать в их деятельности, в управлении государством.

К политическим правам относятся:

Свобода мысли и слова. Это означает, что каждый человек может излагать свое мнение публично как в устной, так и письменной форме. Обязанность соблюдать это положение распространяется на государство, любую партию, общественную организацию, отдельную личность.

Право на информацию является элементом свободы мысли и слова, это право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон­ным способом.

К политическим правам также относятся:

  • свобода ассоциаций (или право на объединение);
  • свобода собраний, включая право на манифестации;
  • право участвовать в управлении делами государства;
  • право на равный доступ к государственной службе;
  • право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и по­требления товаров и услуг и включают в себя право на свободное осуществление экономи­ческой деятельности, право частной собственности, право на свободный труд.

Социальные права тесно связаны с экономическими правами. К ним относятся право на отдых, право на жилище, право на социальное обеспечение, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь и др.

Культурные права, зафиксированные в Конституции, связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Конституционные обязанности человека и гражданина тесно связаны с правами и сво­бодами.

Конституция РФ закрепляет следующие основные обязанности:

  • обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15);
  • уважение прав и свобод других лиц (ст. 17);
  • забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • получение основного общего образования (ст. 43);
  • забота о памятниках истории и культуры (ст. 44);
  • уплата установленных налогов и сборов (ст. 57);
  • сохранение природы и окружающей среды (ст. 58);
  • защита Отечества (ст. 59).

2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и
свобод человека? Объясните свой выбор ответа.

Наличие конституционных прав и свобод нуждается в гарантиях их реализации. Эта обязанность лежит на всех государственных органах власти. Под гарантиями понимают­ся правовые средства, обеспечивающие реализацию и защиту основных прав и сво­бод граждан.

Различают несколько видов гарантий.

Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких усло­вий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу ученые от­носят социальную стабильность, развивающуюся экономику, обеспечение занятости насе­ления, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов и т.д.

Политические гарантии заключаются в обеспечении государством участия граждан в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и способны со­действовать достижению гражданского согласия.

Юридические гарантии — это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

3. Представьте, что в одной из поездок вы оказались в окружении людей, которые
не понимают вашего языка. Что вы будете делать? Какими способами попробуете ус­
тановить контакт при отсутствии сопровождающего лица?

Несмотря на незнание языка, человек может установить коммуникацию с окружающи­ми. Коммуникация — в широком смысле — обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Она может осуществляться вербальными (словес­ными) и невербальными (без использования слов) средствами.

Для решения возникшей проблемы следует использовать так называемые «невербаль­ные средства коммуникации» — это средства общения, включающие систему жестов, пан­томиму, мимику. Жест — это физическое движение, поза или выражение лица, несущие, согласно существующим в обществе культурным традициям, определенную смысловую нагрузку.

Также можно использовать и так называемые «вторичные языки» — азбуку Морзе, му­зыкальные ноты, языки программирования.

Естественные права и свободы личности это

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основные права гражданина Россиийской Федерации ›
  • Права и свободы человека и права и свободы гражданина

Права и свободы человека и права и свободы гражданина

Права человека и гражданина – это комплекс установленных на международном уровне прав и свобод. Они касаются всех сторон жизни современного человека, являются итогом многолетней и достаточно кровавой борьбы, включены в качестве основы во все конституции мира, пронизывают большинство законов мира и все равно нарушаются. Всеобщая распространенность и непосредственность действия делают эти права универсальными.

Хронологически они делятся на 3 поколения, этимологически (то есть по происхождению) – на две группы: права человека и права гражданина, по действию – на две группы: прав и свобод.

Начнем с этимологии. Права человека – часть всех прав и свобод, указанных в международных актах – Международном билле о правах, Декаларациях, Конвенциях ООН и других международных организаций, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод -, для осуществления которых не нужно государство и которые не возникают из отношений между гражданином и его страной. Очевидно, что политические и социально-экономические права будут являться в первую очередь правами гражданина. Их можно утратить вместе с гражданством, права же человека утратить нельзя. Они неотделимы, неотчуждаемы и неприкосновенны.

Второе различие заключается в том, что права человека возникают как естественные права, принадлежащие человеку от рождения, а права гражданина обретаются из закона – с возрастом, при принятии в гражданство или подданство, изменяются с течением времени.

Третье различие скорее носить опознавательных характер – права человека обычно формулируются со словами-маркерами «все», «каждый», «ни один человек», «никто». Права гражданина обычно обозначаются с указанием на статус «гражданин Российской Федерации», «ирландец», «немец», но могут распространяться и на лиц, не имеющих гражданства страны, закрепляющей их в своем законодательстве.

Права человека и гражданина – категории неразрывные и во многом тождественные, более того, они часто сходны до степени смешения. Допустим, право на свободы передвижения и выбора места жительства в нашей Конституции имеет характер права человека: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства», а в Конституции ФРГ – права гражданина: «Все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации».

Права человека и гражданина и свободы человека и гражданина – категории во многом семантические, чем реальные. Свободы представляют человеку максимально широкую возможность действовать по своему усмотрению, право – несколько ограничивает его в возможном действии. Обратите внимание:

Свобода слова – свобода говорить все что угодно, пока это не нарушает закон или не затрагивает честь и имя другого человека;

Свобода вероисповедания – от православия и католицизма до «культа макаронного монстра»;

Право на свободу и личную неприкосновенность – физическое право требовать неприкосновенности собственного тела, защита от незаконного ареста, ограничения свободы, пыток, насилия;

Право избирать – право отдавать свой голос за предложенных кандидатов или решения в действующей избирательной системе.

Права и свободы человека и гражданина хронологически (т.е. по времени их закрепления и признания на международном уровне) делятся на три поколения:

Так или иначе, права человека и права гражданина – это базис любого современного общества, установления, которые нельзя отменить по чьей-то прихоти, или ограничить сверх соразмерной цели ограничения меры.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

Политика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое «ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА» в других словарях:

Естественные права — свойства человека, то есть права (свойства), данные ему от природы. Основные естественные права человека: право иметь нормальную физиологию (быть здоровым) и психологию (думать), право бороться за существование и умереть естественной смертью,… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Естественные права — Понятие естественное право (лат. lex naturalis) принадлежит к числу самых древних категорий философии права и юриспруденции. Естественное право издавна противопоставляется положительному праву, во первых, как совершенная идеальная норма … … Википедия

Естественные права — система неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека, принадлежащих человеку с момента рождения и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя право на жизнь, свободу, имя, честь и т.д … Теория государства и права в схемах и определениях

Естественные права — ♦ (ENG natural rights) концепция в этике и юридической теории, согласно к рой люди обладают неотъемлемыми правами в силу своего человеческого статуса и естественного закона. В христианском учении исходным пунктом этой концепции может быть… … Вестминстерский словарь теологических терминов

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА и ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО — (natural rights and natural law) 1. (Философия морали и политики) доктрина, согласно которой принципы правового поведения можно обнаружить путем рационального исследования природы Человека, какой создал ее Бог. Для такого политического теоретика… … Большой толковый социологический словарь

Естественные права человека — находятся во взаимодействии с естественными правами других людей, порождая институт права и общественных отношений. Естественные права человека необходимо отличать от прав общества и государства (государственных институтов), которые людские… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Права животных — Защитники прав животных утверждают, что животные это личности, а не частная собственность … Википедия

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула «Люди рождаются свободными и равными» подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой… … Философская энциклопедия

Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

ПРАВА — (RIGHTS) Понятие, играющее ключевую роль в обсуждении вопросов гражданства, равенства, справедливости и легитимности. Права бывают пассивными или активными и могут определяться как: (1) требования (например, право на возвращение долга); (2)… … Социологический словарь

Естественные права и свободы личности это

Источник: Право и права человека. –

Вісник Луганської академії внутрішніх справ (ЛАВС).

Спец. вип. Ч.2. Ідея правової держави: історія та сучасність. Луганськ, 2004. С. 27–37.

Что имеют в виду, когда говорят: «я имею право…», «у меня есть право…», «это моё право»? Каковы условия полагания человеком владения правом на что-либо?

Известно решение Томаса Гоббса. Согласно ему, право – это свобода делать что-либо для сохранения своей природы, поэтому в естественном состоянии (вне или до общества) человек имеет право на всё. 1 Свобода же – это отсутствие внешних препятствий. 2 Эта точка зрения mutatis mutandis , насколько можно судить, остаётся преобладающей до сего дня. Подобная устойчивость имеет свою причину: это понятие свободного человека. Раз человек по своей природе существо свободное, его право на свободу действий понимается как неотъемлемое. Лишь общество, сосуществование с другими такими же свободными, налагает ограничения на свободу. Со времён Гоббса этой проблемой задавались заново несчётное количество раз, и заново решали её также, как и он: человек существо свободное, право на свободу действий – его исконное естественное право, только общество налагает на мои права некоторые ограничения для взаимной пользы. Не случайно и у Гоббса шла речь именно о естественном праве ( right of nature ).

Решение Гоббса исходит из постулата первоначальной естественной свободы человека в некоем условном пространстве его жизненного существования. Здесь не сложно обнаружить отождествление права делать что-либо положительное для себя и простой возможности делать что-либо положительное («для сохранения своей собственной природы»). В этом случае выходит, некий Робинзон Крузо (или Александр Селькерк) может рассуждать следующим образом: «Я хочу пить; есть ли у меня право попить здесь из этого ручья? Нет. Спуск к воде в этом месте слишком крутой». Действительно свободный человек ничего о своём праве не знает и никогда о нём не говорит просто потому, что не испытывает никакой потребности объяснять или оправдывать свои действия.

Основой права выступает личность, персона, с ростом сознания (самосознания) растёт и «правовая база». Зависимость моего права от моих представлений о себе легко выявить в том, что любой, кто пишет о каком-либо праве человека провозглашают или полагают известным, что такое человек. Если говорят о равенстве прав каждого, то исходят из единой природы всех людей. Если же людей делят по принципу ли вменяемости/невменяемости (Г. Кельзен), по расовому ли признаку (Ж. А. де Гобино), по социальному ли статусу (Аристотель), или классовой принадлежности (К. Маркс), во всех этих случаях из различного характера природы человека никогда не может следовать и не следует равенство в правах тех, кто принадлежит разным группам.

В некотором смысле понятие моего права порождает определённая логическая несуразность: человек осознаёт себя как нечто, чем он ещё должен стать. Но это нечто выступает не как простая возможность, а как природа, как естество, как особое бытие. Речь не идёт о росте, о бытии становящемся, как в том случае, когда говорят, что природа жёлудя – это дуб. Дело обстоит иначе. Человек свободен по своей природе, «но повсюду он в цепях», и всё же цепи не меняют природы человека, а лишь стесняют, наводят на неё мурок. Человек свободен по природе, вне зависимости от того, в цепях он или без. Это некоторого рода вибрирующее бытие, и именно эта «вибрация», это состояние присутствия-отсутствия одновременно и требует от человека неких действий для утверждения полноценного бытия. Чтобы быть свободным, каков он на самом деле есть, человек должен постоянно отстаивать свою свободу или до конца добиваться её. Такие его действия оправданы, правы. Он в праве так поступать.

За тем или иным правом каждого человека таким образом несложно усмотреть некий высший источник, наделяющий человека этим правом: бытие, Бог, природа… Человек и в самом деле рождается с правами как с внутренними органами, но это не его заслуга: он наделён правами, как наделён разумом, руками, богатством, титулом, расовыми признаками и т.д. Они неотъемлемы пока он осознаёт себя как некое x . Но стоит ему осознать себя как некое y , и он сразу оказывается с рождения наделён иными, может быть, совершенно отличными, правами.

Человек называет своим правом те действия, в которых, как ему кажется, осуществляется его «функция» или его природа. Философия не без некоторой мины презрения отказалась от таких понятий как «функция (место) человека на земле», «природа человека», но вряд ли верно будет сказать, что и сам человек отказался от этого. Даже если он не говорит этого ни вслух, ни про себя, избавиться от этой парадигмы он пока не в силах.

Но этим высшим авторитетом, наделяющим человека правами, вовсе не обязательно выступает некая трансценденция вроде бытия. Им может быть и нечто гораздо более близкое, но в этом случае речь будет идти не о естественных, а об «отъемлемых», «отчуждаемых» правах. В роли источника права, правонаделителя может выступать другой человек (я могу передать адвокату право моей защиты), организация (наделяет, к примеру, правом подписи финансовых документов), государство (наделяет своих служащих правом применять в определённых случаях силу) и т.д. И в этом случае речь опять-таки будет идти о функции: адвоката, управляющего, милиционера. За пределами этой функции эти права исчезают, и отчуждены они могут быть именно в результате подозрения в несоответствии функциональной деятельности.

Народ, нация, человечество, общество, толпа не могут наделить кого-либо правом, ибо они, будучи слишком размыты и не имея определённого статуса, не могут наделять кого бы то ни было какой бы то ни было функцией. Можно сказать иначе: они не правомочны, потому что не определена их собственная природа и, следовательно, их собственные права. В силу этого они не в состоянии наделить ими и какого-либо своего представителя. Однако некто вполне может считать себя в праве «говорить от имени всех», если он считает, что уяснил природу, функцию, роль и желание этого референта собирательного понятия.

Право, таким образом, означает не что иное, как некоторые полномочия, полученные из внешнего источника. Если этот источник рассматривается как трансцендентный, то речь идёт о неотъемлемых (естественных) правах, в которых находит выражение ядро понятия «человек»; если же источник ближе, то это как бы другая ступень реализации: абстрактное право на труд конкретизируется в праве обрабатывать именно это конкретное поле, права на этом более «низком» уровне могут быть отчуждаемы.

Можно предположить, что право в так называемом естественном состоянии существует, и лишь осознание этого приходит позже – с появлением другого, то есть с возникновением общества (хотя бы условного). Роль другого в праве и в самом деле весьма значительна. Однако право не возникает в общении, напротив, право выступает в качестве его структурообразующего компонента, право конституирует любую форму общения, а поэтому оно всегда предшествует самому общению. Кроме того, нет ничего в общении с другим (всё равно – равным, более сильным или слабейшим), что могло бы служить источником моих прав. Другой может манипулировать правами только внешне: ущемлять, игнорировать; отнимать же и наделять правами он может лишь в весьма определённых границах, само право он не затрагивает, так как не в силах изменить мою внутреннюю природу. Более того, чтобы другой мог совершать какие-либо операции с правами, эти права уже должны быть осознаны.

Но осознание мною моего права и в самом деле связано с «разрушением» естественного состояния и появлением другого. Собственно говоря, связь здесь не совсем прямая; с появлением другого связано осознание мною себя самого. Кто такой я? Что я есть? Каково моё место на этой земле? Все эти вопросы требуют некоторого зеркала, в котором я мог бы предстать, чтобы стать «объектом» своей же собственной мысли. То, что именно другой выступает в качестве такого зеркала отмечалось неоднократно. 3

Осознание права возникает из контакта с другим, но другой не создаёт права. Осознание права тем острее и ярче, чем сильнее различие между тем, что я о себе думаю, и тем, какое место я занимаю в социуме. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» этот вопрос у Достоевского отмечает как раз тот момент, когда общество (в данном случае в лице отдельного человека – Родиона Раскольникова) переживает острый кризис самосознания. У Достоевского это связано со сменой общественных и нравственных парадигм – общинная жизнь вытесняется индивидуализмом, соборность уступает место индивидуальной свободе. Характерен, однако, сам вопрос: «иметь право» означает быть большой сильной личностью (в XIX веке такой фигурой представал, как правило, Наполеон). Он «имел право» просто потому, что обладал определённой природой, которую сумел в себе распознать и реализовать в удачно сложившихся обстоятельствах. Скажем, русский царь тоже «имел право», но он имел его по рождению, его права и положение, его природа всецело определялись не им, а случаем и устройством общества. Формы осознания здесь оказывались настолько очевидными (для внешнего наблюдателя), что не требовали никаких усилий. Сам царь, напротив, вынужден был осознавать себя в кругу других царей, своих предшественников и неизбежно задавался вопросом, каким царём быть, как править. Но как осознавать себя тем, кто находится вне столь очевидных форм? Точнее сказать, очевидных форм всегда много для всех, но они мало чем могут помочь: человек осознаёт свою принадлежность тому или иному народу, сословию, культуре, религии, классу, местности и т. д., но это мало чем может помочь, ведь надо найти нечто уникальное, надо определить своё индивидуальное я, поэтому сопоставление происходит среди равных. Можно состояться в жизни как англичанин, если живёшь среди французов или полинезийцев, но не среди англичан. Нельзя считать себя состоявшимся на том основании, что превзошёл в культуре и образовании крепостного крестьянина Нижегородской губернии XVIII века. Один из героев того же Достоевского завидует своему сослуживцу, совершенно бездарному (на его взгляд) человеку, потому, что тот нашёл себя: он разбирается в лафите. 4 Для героев Достоевского вопрос о праве это всегда вопрос о том, кто ты есть на этой земле. Поэтому убийство другого – это способ выяснения того, кто ты есть сам.

Право, таким образом, возникает как результат пересечения двух измерений: «вертикального» (я и бытие, трансценденция) и «горизонтального» (я и другой). В этой его двойственности скрыта причина неуловимости самого права, онтология права до сих пор порождает споры и непримиримые разногласия. Но такого рода неясность его бытийного статуса ничуть не мешает проливать за него кровь, свято в него верить, ощущать его внутри себя как своё собственное бытие. Можно даже предположить, что и вовсе не существует ничего, что могло бы называться «правом», что мы имеем дело с фикцией, но при этом именно это право определяет основные формы нашего существования, саму нашу жизнь, наши поиски, страдания, устремления, разочарования и победы. Право – это форма осознания мною моего собственного бытия. В этом отношении право подобно языку – оно неуловимо как язык, а будучи зафиксировано (кодифицировано), превратившись в «позитивное право» мгновенно ударяется оземь и обращается в речь, в нечто совершенно иное, в свою ипостась, но таящую сущность внутри себя, скрытую, недоступную.

Человек – это его право, но право человека – ещё не сам человек. Просвещение превращает право в идеологию, именно оно превращает право в оружие. Если в античности человек осознавал себя и своё право как прежде всего органическая, чуть ли не телесная (по Шпенглеру), часть некой общины («свободные граждане города Рима»), то средневековье с его христианской идеологией выдвинуло на первый план внутреннюю, причастную Божественному началу природу человека. В этом смысле Просвещение оказывалось Возрождением в сфере социального бытия: вопрос стоял о том, что моё внутреннее право должно найти внешнее, социальное, практически телесное, выражение. Идея внутренней свободы как ответственности за свою деятельность, за практику существования на земле, преображается в идею изначальной внутренней свободы любого человека, отсюда, так как все люди свободны в равной мере (ведь они в равной мере создания Божии), возникает идея равенства и необходимости социального равенства людей. Будучи сформулированной, эта идея оказывается разрушительной, как кислота: она уничтожает всё, что оказывается на её пути, настолько очевидной и ясной представляется она людям Просвещения. Свобода понимается тоже как возможность реализовать свои права. Свобода – это права человека. Идеология эта оказывается оружием и знаменем в руках предпринимателя, ещё бесправного, но уже осознающего свою силу. После победы это знамя становится святыней и во имя её приносятся жертвы, попираются права, но мир осознаёт, что происходит нечто грандиозное и это зрелище захватывает его дух. Право, став святыней, ничтоже сумняшеся топчет самоё себя как реальность. Это отличительная черта идеологии (и не только её) – она ни во что не ставит ничего, кроме самой себя. Якобинский террор 1793-1794 это просто превращение «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года в святыню.

От того, что было названо «моим правом», следует отличать «права человека». Их следует отличать, несмотря на то, что речь в обоих случаях идёт о правах, о правах человека и, более того, часто об одних и тех же правах. И тем не менее, при внимательном рассмотрении здесь проявляет себя существенное различие.

В юридической литературе не сложно обнаружить противостояние, ставшее уже традиционным: естественноправовой доктрины и позитивистского подхода. 5 В одном случае источником прав человека выступает «естественное право» (в конечном счёте то, что выше условно было названо трансцендентным), в другом же – позитивное право, законодательство, в конечном итоге — государство.

Не углубляясь в вопрос о характере государства и его возможности выступать в качестве источника прав человека (а не государственного служащего), следует отметить: государство не может наделять человека такими правами как правом на жизнь, правом на владение собственностью, правом на неприкосновенность и т. д. Для того, чтобы государство было способно на это, от него потребовалось бы наделить человека некой «функцией», условием выполнения которой были бы жизнь, собственность, неприкосновенность и проч. Подобное положение дел противоречило бы самой природе государства: как государство не понимай, как ни приукрашивай идею государства, идея эта прежде всего будет оставаться идеей порядка – например, идеей справедливости, то есть некоего метода, некой организации, неких правил и норм. Здесь нет никакого основания для наделения человека свободой. Самые совершенные проекты государств, где государство доведено до чистоты своей идеи – у Платона, Мора, Кампанеллы, Фурье – всюду в качестве граждан там фигурируют свободные по виду рабы. Поэтому и свобода при таком положении дел будет пониматься как осознанная необходимость, здесь будут рабы осознающие своё рабство как необходимость, то есть как свободу, только и всего.

С другой стороны, естественное право также не может быть источником прав человека. В хорошем или в плохом смысле, как свобода или как природа вещей, естественное право всегда будет фикцией, переживаемой как реальность. Если брать на вооружение язык Канта, можно сказать, что естественное право всегда остаётся вещью-в-себе, понимание же его, его существование в феноменологическом мире, так сказать, существование в качестве сигнификата, а не денотата, будет обусловлено не трансцендентальными априорными категориями, а исторически обусловленными представлениями о природе человека. Начиная с Гуго Гроция (а он в свою очередь опирается на Аристотеля, Цицерона и других), естественное право всегда именно так и воспринималось. У Гроция такой природой выступала общительность (сегодня мы бы сказали коммуникативность), причём разумная и спокойная, 6 как следствие главной чертой естественного права по Гроцию оказывается справедливость. 7 У Гоббса природа человека понимается иначе, о чём уже было сказано, а как следствие и естественное право предстаёт совершенно иным.

То, что выше естественное право названо фикцией, не следует понимать в том смысле, что его и вовсе не существует. Проблема здесь иная: в какой мере естественное право вообще может быть выражено. По сути, естественное право некоторым образом «прикладная сторона» природы человека и отрицать его существование означало бы отрицать и существование самой этой природы. Но вот могут ли они быть выражены и выражены в какой-либо мере адекватно? При этом от того насколько конкретно окажется выражена природа человека, настолько же конкретные формы обретут и права человека, что весьма важно.

При взгляде на историю мысли можно увидеть картину постоянного переосмысления природы человека и, соответственно, его прав. При этом вполне общие характеристики вроде примата свободы или равенства, могут и не меняться в течение веков, но лишь потому, что здесь предполагаются в качестве разумных те или иные конкретно-исторические ограничения. Именно с этой неопределённостью и даже определённой произвольностью естественного права связана критика его сторонниками позитивистского подхода и, соответственно, примата позитивного права. 8

Позитивное право и в самом деле устанавливает права человека в их конкретности и определяет их правовой топос. Но здесь заключен своего рода парадокс: в позитивном праве права человека выступают как предписание не гражданину, а самому праву. Признавая и кодифицируя права человека, право само очерчивает область недоступного для себя. Нет ничего ни в уголовном, ни в гражданском праве, что выступало бы в подобной роли и не было бы связано с правами человека. Да и в международном праве можно наблюдать лишь перенос прав человека на другой субъект (государство), в остальном же и там сохраняется аналогичная картина.

Здесь можно усмотреть коренное различие между «моими правами» и «правами человека». Они различны, даже противоположны «по вектору»: в одном случае субъект права выступает как действительный, в другом же – как страдательный; в одном случае он действительно обладает правом, в другом случае государство как нечто внешнее оказывается ограничено в правах, освобождая таким образом определённое жизненное пространство для него. Это освобождение не случайно и не произвольно, за него всегда приходится платить и платить дорого, человек своё жизненное пространство всегда отвоёвывает у государства и только после этого оно провозглашает его свободным (в отвоёванных им пределах) и «одаривает» его этой свободой. Если уместно такое сравнение, то это напоминает некоторые вольеры в зоопарках, где ставят две решётки – одна из них (уголовное и гражданское право) ограничивает свободу хищника, другая же, внешняя (права человека) ограничивает свободу посетителей и призвана охранять само животное.

Права человека – это признание его прав государством, это если не капитуляция, то отступление государства от своей роли и функции, эта та область, в которой государство постулирует для самого себя запрет на вмешательство для установления порядка и организованности. В этом смысле права человека абсолютно чужды позитивному праву; о них следовало бы умалчивать, как о многих других вещах, которые подразумеваются, но не требуют кодификации, например, о том, что человек дышит, ест, любит, спит и так далее, о том, что день сменяется ночью, зима летом, а реки впадают в моря. Существует лишь одна причина, с необходимостью вызывающая их превращение в позитивное право: стремление государства (причём любого государства, государства по своей природе) всецело овладеть человеком. Это не сложно заметить по стерилизованным гражданам любой утопии. Отношения между людьми всецело обеспечиваются уголовным и гражданским правом, права же человека регламентируют отношения между человеком и гражданином (гражданином как государственным уполномоченным). Можно сказать иначе: права человека – это признание государством того факта, что существуют не только граждане, но на каком-то уровне под скорлупой гражданина таится область недоступная ему – человек, как образование не государственное, а природное, социальное, космическое или какое угодно ещё, но это – область вне полномочий государства. Права человека – это табу для государства. Мои права – это условия превращения моего бытия в моё сущее, моего потенциала в мою действительность.

Государство стремится ограничить мою свободу вовсе не со зла и не из вредности, напротив, у него совершенно благие намерения: оно хочет сделать мою жизнь максимально продуктивной. Я, который называет счастьем сегодня одно, а завтра другое, я, кто мечется в поисках самого себя, вечно неудовлетворённый собой и другими, этот я мог бы получить чёткую прописку, найти себя в некой определённости, приуготовленной мне общим положением дел, учитывающем мои достоинства и недостатки, и я все усилия направлял бы в нужное русло. Государство безлично, в силу этого оно не в состоянии признать, оценить, разглядеть личность во мне. Это машина, оценивающая свои живые элементы исключительно по критериям автоматов: коэффициент полезного действия, оптимальность, простота, устойчивость. И также как многим людям свойственно отождествлять себя с государством, также и государство отождествляет людей с собой.

Право не следует путать с законом, закон – это нечто совершенно иное, хотя и тесно переплетённое с моим правом. Но можно сказать, что право выше закона, потому что закон порождается правом, хотя это порождение по смежности, а не по сущности. Закон – это овнешнение права, хотя часто, именно закон выступает той основой, на которой зарождается новое понимание права, но это уже не его заслуга.

Права и свободы человека и гражданина

Права и свободы человека и гражданина

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека — это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация — тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С другой стороны, уменьшение числа функций государства (и даже уничтожение государства в принципе, как предлагают анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика как государства, так и других участников политического процесса.

Гарантии осуществления и защита прав и свобод

Основными правами и свободами личности считаются те, перечень и гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:

  • естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий — так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия).

Установленные Конституцией и другими нормативными актами права и свободы человека и гражданина подразделяются на личные, политические и социально-экономические. Кроме того, выделяются гарантии осуществления установленных прав и свобод и их защиты.

Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и неотделимы от человеческой личности. Установленные Конституцией права и свободы являются непосредственно действующими.

Все люди равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

Обязанности человека

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Обращает на себя внимание тот факт, что в Основном законе РФ указан ограниченный круг основных обязанностей, в отличие от прежних советских конституций, где почти каждому праву корреспондировала обязанность. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
  • заботиться о детях (ст. 38);
  • заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • получить основное общее образование (ст. 43);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Классификация прав и свобод человека

Рассмотрим классификацию прав человека.

Права человека в современной трактовке различаются:

  • по времени возникновения (поколения прав человека);
  • сферам активности (личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы).

По времени возникновения выделяют три поколения прав человека.

Первое поколение включает традиционные ценности классического либерализма — это личные (гражданские) права, которые олицетворили индивидуализм и низводили деятельность государства до функций «ночного сторожа», охраняющего данные права.

Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологий, которые призывают государство ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать всем людям достойное существование. Значимую роль во втором поколении прав играют социальные, экономические, культурные права. Эго нашло отражение во Всеобщей декларации нрав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.

В современных условиях происходит формирование третьего поколения прав человека. Несмотря на дискуссии по поводу их природы, общепризнанными являются коллективные права (права солидарности) — на мир, незагрязненную окружающую среду, всеобщую безопасность и др., а не расширение спектра новых нрав индивида. Права третьего поколения предполагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность социальной общности. Взаимодействие прав индивида и коллективных прав опирается на принцип: коллективные права не должны ушемлять права индивида.

Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:

  • личные (гражданские);
  • политические;
  • социально-экономические, культурные.

Личные права

Личные права и свободы человека относят к правам первого поколения. Они обеспечивают автономность и относительную свободу индивида как члена гражданского общества. Такие права изначально имели статус естественных и неотчуждаемых прав, поэтому не могли быть объектом притязаний государства. Этот блок прав является необходимым условием при формировании демократического политического режима.

К числу личных прав относятся право на жизнь (смертная казнь применима только за особо тяжкие преступления против жизни), право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни. Важное значение имеет свобода передвижения, включая свободу покидать территорию России. Гражданам России гарантируется право беспрепятственного въезда в страну.

Перечень личных прав открывается правом на жизнь (ст. 20 Конституции РФ). Одним из условий реализации этого права называется отмена смертной казни.

Впервые действующая Конституция в качестве личного права называет достоинство личности и устанавливает его основное содержание, заключающееся в том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст. 21).

Право на свободу и личную неприкосновенность дополняется конституционно установленным порядком ареста, заключения под стражу и содержания под стражей только по судебному решению. При этом до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22).

Конституция называет и гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23). Дополнительной гарантией является конституционный запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24).

В числе личных прав Конституция называет также:

  • право иметь неприкосновенность жилища;
  • определять и указывать свою национальную принадлежность;
  • пользоваться родным языком;
  • свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства;
  • свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 25-27).

Конституция закрепляет и гарантирует целый ряд прав и свобод, относящихся к категории личных, но связанных с активной жизненной позицией личности, участием в общественной жизни, с отношением к обществу вообще. Это социальные право: свобода совести и свобода вероисповедания; свобода мысли и слова; право на информацию. При этом Конституция не допускает пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Политические права

Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. Блок данных прав и свобод охватывает взаимодействие гражданина, государства и общества. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго поколения. Современные социальные государства создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами.

К числу политических прав и свобод относятся право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций.

Одним из основных политических прав является право участвовать в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей. По своему составу оно является сложным и реализуется через ряд более конкретных прав. Прежде всего это избирательное право граждан, которое реализуется в двух аспектах: граждане РФ имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также участвовать в референдуме. Через избирательное право реализуется право граждан на участие в управлении делами государства через представительные органы (Федеральное Собрание, законодательные собрания в субъектах РФ) и прямые формы демократии, такие как выборы и референдум (ч. 1, 2 ст. 32). Право на участие в управлении делами государства через исполнительные органы реализуется путем права граждан на равный доступ к государственной службе, а на участие в судебной власти — через право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4, 5 ст. 32). Таким образом, Конституция РФ закрепила полную возможность участия граждан в деятельности всех трех ветвей власти: представительной (законодательной), исполнительной и судебной.

В качестве форм прямой (непосредственной) демократии выступают такие основные права граждан, как:

  • право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для зашиты своих интересов (ст. 30);
  • право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);
  • право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

К основным политическим правам можно отнести и право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в том случае, когда убеждения или вероисповедание гражданина противоречат несению военной службы (ст. 59).

Политические права и свободы

Некоторые из политических прав и свобод — связанные с функционированием государственной власти — принадлежат только гражданам. Они образуют способ привлечения граждан к управлению государством.

  • Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.
  • Право на информацию. Каждый гражданин России имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне). Гражданин имеет право получать информацию о самом себе.
  • Право на объединение означает право создавать различные объединения, участвовать в них или выходить из них. Никто не может быть ограничен в своем волеизъявлении.

К общественным объединениям относятся:

  • партии;
  • профессиональные союзы;
  • различные организации граждан.

Несколько законов о профсоюзах, политических партиях и общественных объединениях детализируют данное право на объединение.

  • Право на проведение публичных мероприятий имеют только граждане России. Власть должна быть заранее предупреждена о месте проведения митинга, демонстрации, пикета. Все мероприятия должны проводиться мирно и без оружия. Порядок осуществления данного права регулируется федеральным законом о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.
  • Право на участие в управлении государством также принадлежит только гражданам России. В Конституции установлены следующие виды такого участия: избирательное право, право участвовать в референдуме, в местном самоуправлении, в правосудии (как присяжный заседатель), право на равный доступ к государственной службе. Конституция устанавливает, что избирательных прав и права на участие в референдуме лишены лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, лишенные дееспособности по решению суда.
  • Право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д. Такие заявления могут быть коллективными или индивидуальными. Конституция гарантирует данное право только гражданам России.

Экономические, социальные, культурные права

Данные права составляют своего рода конституцию социального государства — гаранта достойного уровня и высокого качества жизни граждан. Они осуществляются посредством специально принятых законов, конкретизирующих такие права.

  • Право частной собственности. Каждый может индивидуально или коллективно владеть, пользоваться, распоряжаться любым имуществом. Собственник может быть лишен имущества только по решению суда. Из Уголовного кодекса исключена конфискация имущества за любые правонарушения. Национализация, то есть обращение частной собственности в государственную, также исключена из российского законодательства. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допустимо при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция гарантирует право наследования.
  • Граждане России и их объединения имеют право частной собственности на землю.
  • Свобода труда. Конституция провозглашает свободу труда, в этой норме закреплены все основные принципы трудового права:
  • труд свободен, то есть человек может либо работать, либо не работать. Каждый может свободно выбирать место работы и профессию. Принудительный труд запрещен;
  • все трудящиеся имеют право на труд в условиях безопасности для жизни и здоровья. Государство обязано контролировать условия труда;
  • трудящиеся имеют право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, оплачивать труд работника ниже которого работодатель не может;
  • запрещены любые формы дискриминации при оплате, приеме, продвижении по служебной лестнице; трудящиеся имеют право оспаривать решение работодателя, то есть право на трудовые споры с работодателем; конституционно закреплено право на отдых. Законом установлены дни отдыха, когда работы запрещены: выходные, праздничные, ежегодный оплачиваемый отпуск. Работодатель не имеет права их отменять. Кроме того, ограничена продолжительность рабочего дня; защита от безработицы: государство создает новые рабочие места или стимулирует их создание, организует переквалификацию трудящихся на те профессии, которые пользуются спросом. Государство выплачивает пособие по безработице.
  • Право на предпринимательскую деятельность. Каждый имеет право на нее при соблюдении ряда правил: запрещается монополизация рынка и недобросовестная конкуренция.
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция предусматривает следующие элементы данного права:
  • бесплатная медицинская помощь в муниципальных или государственных лечебных учреждениях в пределах медицинского страхования;
  • свобода выбирать врача;
  • государственное поощрение занятий физкультурой и спортом, на что выделяются средства в государственном бюджете;
  • контроль государства за экологической обстановкой и принятие мер по осуществлению экологического законодательства;
  • государство обязано возместить вред здоровью лица, если он нанесен по вине государства.
  • Право на жилище. Никто не может быть лишен жилища. Государство предоставляет малоимущим и многодетным семьям бесплатные квартиры. Государство поощряет жилищное строительство.
  • Право на социальное обеспечение. Оно также состоит из нескольких элементов:
  • право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
  • право на пособие по временной нетрудоспособности;
  • право на пособие по безработице;
  • право на пособие на детей;
  • право на пособие по беременности и родам.
  • Право на образование. В Конституции сказано, что каждый может свободно получать образование без каких-либо возрастных ограничений. Одновременно в Конституции установлены виды бесплатного образования:
  • дошкольное;
  • школьное основное;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее образование для тех, кто выдержал конкурс при поступлении в институт.

Экономические права человека

Особую группу основных прав составляют экономические права, гарантированность которых государством создает предпосылки выбора гражданами не только сферы приложения трудовых усилий, повышения своего благосостояния, но и условий для реализации личностью иных прав и свобод: личных, политических, социальных и культурных.

Важными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числе право собственности на землю, а также право на свободный труд.

Определяющим при этом является признание за гражданами конституционного права на частную собственность (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36). Государство принимает на себя обязанность охраны частной собственности граждан, причем принудительное отчуждение имущества, в том числе для государственных нужд, возможно не иначе как по решению суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Тесно связано с правом частной собственности и сопутствует ему право наследования, которое также гарантируется государством. Лишь при наличии права частной собственности возможна реализация права на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34).

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, Конституция РФ 1993 г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.