Государственная регистрация перехода права на недвижимое имущество

Содержание:

Регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество

Содержание статьи

С 1998 г. действуют современные правила оформления сделок с недвижимостью. Право собственности на объекты недвижимости и сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации. Особенностям регистрации перехода права собственности на недвижимость посвящена данная статья.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с регистрацией права собственности, то вам следует помнить, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Законы об обязательной регистрации права собственности

  1. Гражданский кодекс РФ (статьи 130; 131).
  2. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ.

До 01.03.2013 обязательной государственной регистрации также подлежали договоры, на основании которых был переход права собственности (купля-продажа, дарения, мена и прочее). По новым правилам договор-основание не требует регистрации, а регистрируется лишь переход права собственности на объект недвижимости.

Важно! Некоторые виды договоров по-прежнему необходимо регистрировать. К ним относятся:

  1. Договор долевого участия при строительстве квартиры.
  2. Договор покупки квартиры с использованием заёмных средств (ипотека).

Государственная регистрация данных видов договоров связывается с особыми рисками при долевом строительстве и ипотечном кредитовании.

Право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной регистрации со дня вступления в силу ФЗ №122, т.е. с 31.01.1998.

Право собственности на недвижимость, возникшее до указанной даты, признаётся действительным и обязательной госрегистрации в этом случае не требуется. При этом подтверждают право собственности ранее выданные документы (договора, удостоверенные в нотариальном порядке, технический паспорт БТИ и пр.).

Важно! Государственная регистрация права собственности, возникшего до 31.01.1998, возможна по желанию владельца недвижимости. Но при отчуждении квартиры (продажи, дарении, мены и прочее) собственник в обязательном порядке должен зарегистрировать право собственности, даже если оно возникло до 31.01.1998.

При этом к недвижимому имуществу относятся:

  1. земельные участки;
  2. индивидуально жилые дома;
  3. дачи;
  4. квартиры;
  5. комнаты в коммунальной квартире;
  6. гаражи и пр.

Порядок регистрации перехода права собственности на недвижимость

Гражданин, регистрирующий переход права собственности должен подать заявление о регистрации с необходимыми документами на объект недвижимости в регистрирующий орган (Росреестр) по месту нахождения регистрируемого объекта недвижимости (квартиры, дома, дачи).

При этом правом принимать документы для регистрации наделены Многофункциональные центры (МФЦ).

Документы для регистрации перехода права собственности

Заявление о переходе права собственности заполняется, как правило, на специальном бланке в Росреестре или в МФЦ.

Кроме заявления, владельцу нужно представить следующие документы:

  1. Правоустанавливающий документ на квартиру (дом). Таким документом в зависимости от конкретной ситуации может быть:
    1. договор купли-продажи (если квартира куплена);
    2. договор дарения (если квартира подарена);
    3. договор мены;
    4. свидетельство о наследстве при наследовании;
    5. договор о приватизации;
    6. договор ренты (пожизненное содержание с иждивением) и пр.
  2. Кадастровый паспорт на квартиру (дом).

    Кадастровый паспорт — это документ, содержащий сведения о недвижимости. В кадастровом паспорте в обязательном порядке указывается кадастровый номер квартиры, кадастровая стоимость и содержатся другие технические и архитектурные сведения о квартире. Если у заявителя нет кадастрового паспорта, то нужно обратиться в кадастровую палату за его получением.

    Квитанция об оплате госпошлины.

    В регистрирующий орган нужно представить оригиналы и копии квитанции об оплате госпошлины.

    Важно! В квитанции нужно будет вписывать номер СНИЛС, поэтому заявитель должен иметь при себе страховое свидетельство пенсионного страхования.

    Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт).

    Кроме оригинала, нужно представить копию паспорта с главной страницы, а также со страницы о регистрации по месту жительства.

    Страховое свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС).

    После приёма документов на регистрацию заявителю выдаётся расписка, в которой указывается дата, когда заявитель может получить свидетельство о праве собственности.

    Важно! В настоящее время свидетельство о праве собственности выдаётся на обычном листе А4 и документ не цветной, как было ранее.

    Свидетельство о праве собственности подтверждает точность информации только на дату выдачи документа. Возможно, что после выдачи документа произойдут изменения с данным объектом недвижимости (например, квартира может быть заложена, дом арестован и.т.п.). Поэтому точную и актуальную информацию о конкретном объекте недвижимости можно будет получить из Росреестра, обратившись с запросом.

    Размер госпошлины за регистрацию права собственности на объекты недвижимости

    1. За регистрацию перехода права собственности на жилую недвижимость (квартиру, дом) гражданам нужно будет уплатить госпошлину в размере 2 тыс. рублей.

    Важно! Госпошлина для организаций составляет 22 тыс. р.

  3. Госпошлина за регистрацию права собственности на земельный участок, предоставленный для деятельности несвязанной с предпринимательством (сад, огород, дача, ИЖС) — составляет 350 рублей.

Сроки государственной регистрации права собственности

Право собственности на жильё будет зарегистрировано в течение 10 рабочих дней после обращения заявителя с необходимым комплектом документов.

В расписке о приёме документов сотрудники Росреестра укажут точную дату, когда заявитель сможет получить свидетельство о праве собственности, а также оригиналы сданных им документов.

Государственная регистрация ипотеки жилого помещения проводится в течение пяти рабочих дней после предоставления необходимых документов.

При регистрации ипотеки будет выдано свидетельство о праве собственности, но с обременением — залога недвижимости в силу закона. И владелец квартиры, не может без согласия банка распоряжаться данной недвижимостью до полной выплаты ипотеки, снятия залога и регистрации в Росреестре снятие обременения.

Государственная регистрация права собственности на основании нотариально удостоверенных документов проводится в течение трёх дней, следующих за днём приёма документов.

Такой сокращённый срок регистрации право собственности связан с тем, что нотариус, удостоверяя договор, проверяет все представленные сторонами документы и у сотрудников Росреестра уменьшается объём работы.

Право собственности на недвижимость подлежит регистрации в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).

И граждане, заинтересованные в получении информации из ЕГРП о любом объекте недвижимости, могут сделать запрос в Росреестр, уплатив госпошлину. Россрестр предоставит справочную информацию, о зарегистрированном праве на недвижимость, дату регистрации права, ФИО владельца и прочее. Также некоторую справочную информацию можно получить на сайте Росреестра, и через портал государственных услуг.

Итак, в данной статье рассмотрен порядок регистрации права собственности на жилую недвижимость, перечислен необходимый перечень документов для регистрации. В статье также указаны предельные сроки государственной регистрации перехода право собственности и размер госпошлины за регистрацию.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество

Регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество — это юридический акт, в результате которого признается и подтверждается факт перехода прав определенного лица на землю или дом (квартиру, строение и т. д.) Как осуществляется данный юридический акт, какие особенности следует учитывать, читайте в нашей статье.

Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость

Основания для прекращения прав собственности перечислены в гл. 15 Гражданского кодекса РФ. Это:

  • добровольное отчуждение имущества собственником;
  • принудительное изъятие имущества;
  • отказ собственника от того, что ему принадлежит;
  • гибель и уничтожение вещей;
  • утрата прав по иным законным основаниям.

Некоторые из перечисленных ситуаций приводят к смене собственника имущества, т. е. происходит переход прав от одного лица к другому.

Если говорить о переходе прав на недвижимое имущество, то сделки, в результате которых это происходит, подлежат государственной регистрации.

Единственным доказательством таких сделок на сегодняшний день является наличие записи об этом в ЕГРН. Ее (запись) можно оспорить только через суд (ч. 5 ст. 1 закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, далее — закон № 218-ФЗ).

Поскольку самым распространенным основанием перехода прав собственности на недвижимость является сделка купли-продажи, в следующем разделе хотелось бы уделить особое внимание правам ее сторон. В частности, покупателя.

Права покупателя недвижимости, их защита

В п. 2 ст. 223 ГК РФ указывается на необходимость госрегистрации отчуждения имущества со ссылкой на то, что право собственности у приобретателя появляется только после проведения этой процедуры. При этом у него (будущего собственника) имеются определенные права, которые он может защищать.

Например, хозяин может передать недвижимое имущество приобретателю по договору купли-продажи до регистрации перехода права собственности, а потом передумать и уклониться от оформления сделки в Росреестре.

Тогда покупатель может воспользоваться правом, предусмотренным п. 3 ст. 551 ГК РФ, и принудить собственника к этому.

В то же время покупатель не может распоряжаться имуществом, поскольку собственником все еще остается продавец (п. 60 постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 29.04.2010 № 10/22).

ВАЖНО! По общему правилу госрегистрация перехода права собственности проводится на основании совместных заявлений продавца и покупателя.

Если сделка была заключена, факт перехода прав к новому собственнику не зарегистрирован, а продавец скончался, то обязанности продавца выполняют наследники. Или правопреемники, если собственником была ликвидированная организация.

Если наследников или правопреемников нет, суд удовлетворяет поданный иск о регистрации перехода права собственности на недвижимость на основании того, что стороны выполнили свои обязанности по договору: покупатель оплатил, а продавец передал имущество. Ответчиком в этом случае будет Росреестр.

Регистрация договора купли-продажи недвижимости в Росреестре

До 01.03.2013 нужно было оформлять государственную регистрацию договора купли-продажи недвижимости. Но с принятием закона «О внесении изменений…» от 30.12.2012 № 302-ФЗ это требование аннулировано.

В связи с этим порядок регистрации договора купли-продажи недвижимости, в т. ч. электронной, сегодня неактуален в связи с отменой самой процедуры. Аналогичная ситуация — со всеми договорами о передаче недвижимости, по причине заключения которых переходит право собственности на нее.

Электронная регистрация перехода права собственности

В п. 2 ч. 1 ст. 18 закона № 218-ФЗ говорится о возможности отправки заявления и приложенных к нему документов в электронной форме — в виде электронных документов или их образов, подписанных ЭЦП.

Согласно ч. 11 ст. 18 закона № 218-ФЗ отправить все электронные документы можно через портал госуслуг или официальный сайт Росреестра (соответствующий раздел).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Форма заявления и требования к его оформлению утверждены приказом Минэкономразвития от 08.12.2015 № 920. При этом не имеет значения, в какой форме происходит его подача — электронной или материальной.

Согласно ч. 3 ст. 7 закона № 218-ФЗ все сведения в ЕГРН ведутся и хранятся в электронной форме. Если документы были сформированы и отправлены на бумажном носителе, сотрудник Росреестра сам переводит их в электронную форму, подписывает своей ЭЦП, а при возврате бумажных документов заявителю на них делается отметка (ч. 13 ст. 18 закона № 218-ФЗ).

Таким образом, электронная регистрация перехода права собственности возможна, но для этого нужно иметь ЭЦП, созданную по правилам, установленным законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ.

Документы для Росреестра при регистрации перехода права собственности

Согласно ч. 4 ст. 18 закона № 218-ФЗ к заявлению о регистрации перехода прав собственности прикладываются:

  • Документ, являющийся основанием проведения данного юридического акта, в 2 экземплярах. Таким документом может быть судебное решение, договор, акт госоргана, свидетельство о праве на наследство и т. д. (ч. 2 ст. 14 закона № 218-ФЗ).
  • Нотариально заверенная доверенность, если за госуслугой обращается представитель заявителя.
  • Иные документы, предусмотренные законом № 218-ФЗ.

Другие документы для регистрации перехода права собственности Росреестр с заявителя не требует, если он выполнил следующие требования:

  • Имеется подлинная информация об объекте недвижимости. Такие сведения выдаются в виде выписки из ЕГРН (как ее получить, читайте в нашей статье Как заказать и получить выписку из ЕГРП (ЕГРН)?).
  • Документы на бумажном носителе заполнены понятным, разборчивым почерком.
  • Там, где должно быть, имеются ЭЦП, печать и подпись должностного лица.
  • Представленные документы соответствуют иным требованиям к их оформлению и содержанию.

При этом заявитель по желанию может представить другие документы, например квитанцию об оплате госпошлины.

Сроки проведения госрегистрации перехода прав

ЕГРН включает в себя реестр объектов недвижимости, реестр прав на недвижимость и т. д. В зависимости от того, в какой реестр вносятся сведения, определяются сроки госуслуги.

В частности, на госрегистрацию перехода прав собственности отводится (ст. 16 закона № 218-ФЗ):

  • 7 дней со дня принятия Росреестром документов;
  • 9 дней со дня приема документов в МФЦ.

Сроки регистрации могут растянуться, если Росреестр решит приостановить процедуру. В ч. 2 ст. 26 закона № 218-ФЗ указывается общее правило для приостановления: срок не должен превышать 3 месяцев. Но для отдельных случаев установлены иные правила исчисления. Так, регистрация перехода прав продлевается:

  1. На 1 месяц, если не пришел ответ (документы) на межведомственный запрос.
  2. На срок регистрации сделки по ранее принятым документам в отношении того же объекта недвижимости.
  3. До разрешения спора судом, если таковой имеется, и т. д.

Порядок проведения госрегистрации перехода прав, госпошлина

Порядок проведения госрегистрации перехода прав собственности установлен административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 09.12.2014 № 789, и выглядит следующим образом:

  1. Сотрудник Росреестра принимает документы от заявителей, регистрирует их.
  2. Проводится оценка и правовая экспертиза представленных документов.
  3. Принимается решение о проведении госрегистрации, приостановлении или отказе.

Если Росреестр принял положительное решение, он в установленные сроки вносит сведения в ЕГРН и возвращает заявителю все документы, кроме заявления.

О каждом этапе заявитель уведомляется в обязательном порядке.

Что касается госпошлины, то ее размеры указаны в подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ:

  • 2 000 руб. — для граждан;
  • 22 000 руб. — для организаций.

Приостановление или отказ в госрегистрации перехода прав

Приостановление процесса регистрации перехода прав собственности возможно по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 26 закона № 218-ФЗ:

  1. Лицо, заявившее себя правообладателем в отношении недвижимости, таковым не является или не имеет права распоряжаться имуществом.
  2. С заявлением обратилось ненадлежащее лицо либо заявление подписано неправомочным лицом.
  3. Отсутствуют документы — основания для проведения госрегистрации.
  4. Документ содержит недостоверные сведения.
  5. Сделка, по которой должен произойти переход прав, признана недействительной или ничтожной.
  6. Представленные документы не влекут за собой последствия в виде перехода прав.
  7. Объект, указанный в заявлении, не является недвижимостью.
  8. Имеются противоречия между заявленными и зарегистрированными правами.
  9. Ответы на отправленные межведомственные запросы не поступили или отсутствуют и т. д.

Для причин каждого вида, приведших к приостановлению госрегистрации перехода прав, в ст. 26 закона № 218-ФЗ установлены сроки их устранения. Если в указанные сроки причины устранены не были, Росреестр отказывает в оказании госуслуги.

Справка из ЕГРП о переходе прав собственности

В настоящее время справка о переходе права собственности из ЕГРП не выдается. Вместо нее можно оставить заявку на выдачу выписки из ЕГРН (подробнее об этом читайте здесь: Выписка из ЕГРП (ЕГРН) вместо свидетельства о праве собственности).

Форма выписки из ЕГРН о переходе прав собственности указана в приложении 2 к приказу Минэкономразвития от 20.06.2016 № 378. В ней содержится следующая информация:

  • дата формирования выписки;
  • название объекта недвижимости, его кадастровый номер;
  • адрес нахождения объекта;
  • кто является новым правообладателем, на каком основании к нему перешли права;
  • кому выдается выписка.

Таким образом, государственная регистрация перехода прав на недвижимое имущество проводится в обязательном порядке. Без этого у нового владельца, в частности покупателя, право собственности не появится.

Какие документы нужно представить, каков порядок и в какие сроки осуществляется этот юридический акт, подробно разъясняется в законе № 218-ФЗ.

051. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Полное наименование услуги:

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Орган, предоставляющий услугу:

Право на получение услуги:

Условия предоставления услуги:

  • Физическое лицо – 2 000 рублей
  • Юридическое лицо — 22 000 рублей

Сроки предоставления услуги:

Государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и других документов, необходимых для предоставления данной услуги

Перечень необходимых документов:

  1. заявление о государственной регистрации перехода права (оригинал) — представляет лицо, отчуждающее объект недвижимости;
  2. заявление о государственной регистрации права (оригинал) — представляет лицо, приобретающее объект недвижимости;
  3. документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал);
  4. документ, подтверждающий полномочия представителя физического лица действовать от его имени, если от имени физического лица действует его представитель;
  5. документ, подтверждающий право собственности лица, отчуждающего объект недвижимости. (Если право на отчуждаемый объект недвижимости возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закона о регистрации) (до 31.01.1998) или в соответствии с федеральным законом не с момента его государственной регистрации (например, в порядке наследования) и данное право ранее не было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, лицом, отчуждающим объект недвижимости, также представляются заявление о государственной регистрации права на отчуждаемый объект и иные необходимые для ее проведения документы.);
  6. договор купли – продажи объекта недвижимости (если договор совершен в простой письменной форме — оригинал, не менее 2-х экземпляров; если договор нотариально удостоверен — не менее 2-х экземпляров, один из которых оригинал);
  7. иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации, в том числе для проверки законности сделки, включая:
  • документ, подтверждающий исполнение продавцом условия договора купли-продажи, с исполнением которого стороны договора связывают возможность перехода права на объект недвижимости к покупателю (например, когда договором предусмотрено, что право собственности на объект недвижимости сохраняется за продавцом до передачи покупателем продавцу обусловленной договором цены);
  • разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных судом недееспособными, их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами);
  • письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей, если объект отчуждается (приобретается) несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет;
  • удостоверенное в установленном порядке согласие другого супруга на отчуждение объекта недвижимости либо документ, свидетельствующий о том, что отчуждаемый объект недвижимости не находится в совместной собственности супругов (брачный договор, соглашение о разделе общего имущества супругов, решение суда о разделе имущества и определении долей супругов (оригинал и копия, решение суда — не менее 2-х экземпляров копий).

Примерный перечень документов, представляемых юридическим лицом для государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости на основании договора купли-продажи:

  1. Заявление о государственной регистрации перехода права (оригинал) — представляет лицо, отчуждающее объект недвижимости;
  2. Заявление о государственной регистрации права (оригинал) — представляет лицо, приобретающее объект недвижимости;
  3. Заявление о государственной регистрации ипотеки в силу закона — представляет залогодержатель (лицо, отчуждающее объект недвижимости; банк, другая кредитная организация, иное юридическое лицо) или залогодатель (лицо, приобретающее объект недвижимости) в случаях, когда на основании федерального закона при наступлении указанных в нем обстоятельств возникает ипотека в силу закона, регистрируемая одновременно с государственной регистрацией права лица, приобретающего объект недвижимости (при заключении: договора купли-продажи с условием о рассрочке платежа, если иное не предусмотрено данным договором; договора купли-продажи, мены, ренты нежилого помещения, для приобретения которого используются кредитные средства или средства целевого займа).
  4. Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя (оригинал);
  5. Документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя — юридического лица действовать от его имени, если от имени заявителя — юридического лица действует его представитель (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия, а если таким документом является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления — заверенная в установленном порядке копия, 2 экз.). (Если таким документом является доверенность, то такая доверенность должна быть нотариально удостоверена, если иное не предусмотрено законом.);
  6. Учредительные документы юридического лица либо нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица копии этих учредительных документов (указанные документы не представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если ранее в указанный орган были представлены учредительные документы юридического лица вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами и проведена государственная регистрация права юридического лица на соответствующий объект недвижимости, а также если с момента проведения государственной регистрации права юридического лица федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, не регистрировались изменения учредительных документов юридического лица);
  7. Документ, подтверждающий право собственности лица, отчуждающего принадлежащий ему объект недвижимости (если право на отчуждаемый объект недвижимости возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закона о регистрации) (до 31.01.1998) или в соответствии с федеральным законом не с момента его государственной регистрации (например, в порядке наследования) и данное право ранее не было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, лицом, отчуждающим объект недвижимости, также представляются заявление о государственной регистрации права на отчуждаемый объект и иные необходимые для ее проведения документы);
  8. Договор купли-продажи (если договор совершен в простой письменной форме — оригинал, не менее 2-х экземпляров; если договор нотариально удостоверен — не менее 2-х экземпляров, один из которых оригинал);
  9. Документ, подтверждающий полномочия на подписание договора, соглашения, сделки лица, не являющегося руководителем или иным лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности (оригинал и копия, а если таким документом является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления — заверенная в установленном порядке копия, 2 экз.). (Если таким документом является доверенность на распоряжение зарегистрированными в ЕГРП правами, то такая доверенность должна быть нотариально удостоверена, если иное не предусмотрено законом.);
  10. Передаточный акт или иной документ о передаче недвижимости (если договором или законом предусмотрено его составление, в том числе к моменту обращения за государственной регистрацией перехода права собственности) (оригинал и копия);
  11. Закладная и документы, названные в закладной в качестве приложений (в случае составления закладной при возникновении ипотеки в силу закона, если иное не предусмотрено федеральным законом) (оригинал и копия);
  12. Иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации, в том числе для проверки законности сделки, включая:
  • Документ, подтверждающий исполнение продавцом условия договора купли-продажи, с исполнением которого стороны договора связывают возможность перехода права на объект недвижимости к покупателю (оригинал и копия);
  • Письменное согласие залогодержателя на отчуждение имущества, если объект находится в залоге и иное не предусмотрено договором об ипотеке (оригинал и копия);
  • Согласие собственника государственного или муниципального имущества на распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении (оперативном управлении) унитарного предприятия (оригинал и копия);
  • Решение компетентного органа управления юридического лица об одобрении крупной сделки либо сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (оригинал и копия) (отсутствие такого документа в составе представленных документов подтверждает, что для юридического лица сделка не является крупной, она также не является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность).

Результат предоставления:

Свидетельство о регистрации

Основания для отказа и приостановки:

Не принимаются на государственную регистрацию документы:

  • имеющие подчистки, приписки;
  • имеющие зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления;
  • исполненные карандашом;
  • имеющие серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.

В приеме документов отказывается, если:

  • заявителем не представлен документ, удостоверяющий личность;
  • обратившееся лицо не может вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности собственноручно подписать заявление, не понимает значение своих действий или не может руководить ими;
  • заявление о государственной регистрации, представленное посредством почтового отправления, не удостоверенное в нотариальном порядке.

Государственная регистрация перехода права на недвижимое имущество

Как уже отмечалось, применительно к договору продажи недвижимости в ГК имеются специальные правила о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, исключающие применение некоторых общих положений ГК о государственной регистрации сделок и договоров, а именно: положение о том, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 164); и положение о том, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации (п. 3 ст. 433).

Заключение договора продажи недвижимости и вступление его в силу делает его обязательным для продавца и покупателя (но не для третьих лиц!). Именно с момента заключения договора (до государственной регистрации) покупатель вправе требовать от продавца его исполнения, т.е. передачи ему проданного объекта недвижимости. Учитывая существующий порядок государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, во всех случаях исполнения договора продажи недвижимости предполагается, что в течение определенного промежутка времени покупатель находится в положении фактического владельца объекта недвижимости при сохранении права собственности на указанный объект за продавцом (во всяком случае, с точки зрения третьих лиц). Такая ситуация некоторой юридической неопределенности порождает множество вопросов в арбитражно — судебной практике.

В частности, возникает вопрос, имеет ли право покупатель, ставший владельцем недвижимого имущества в результате исполнения продавцом обязательств, вытекающих из договора продажи недвижимости, до государственной регистрации перехода к нему права собственности отчуждать либо иным образом распоряжаться соответствующим объектом недвижимости. Практика арбитражных судов дает на этот вопрос отрицательный ответ, принимая во внимание прежде всего интересы третьих лиц (кредиторов продавца), которые вправе рассчитывать на недвижимое имущество продавца вплоть до момента прекращения права собственности последнего на это имущество, каковой совпадает с моментом регистрации перехода права собственности к покупателю.

Например, акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора купли — продажи строения, который был заключен между индивидуальным частным предприятием и обществом с ограниченной ответственностью.

В обоснование своих требований истец указал, что продал строение по договору купли — продажи индивидуальному частному предприятию, которое, не уплатив его стоимости и не зарегистрировав переход права собственности, перепродало строение обществу с ограниченной ответственностью. Получив плату за строение от покупателя, директор частного предприятия скрылся.

Арбитражный суд отказал акционерному обществу в иске. Данное решение было отменено исходя из следующих выводов. В соответствии с п. 2 ст. 223 ГК, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Статья 551 ГК предусматривает государственную регистрацию перехода к покупателю права собственности на недвижимость по договору купли — продажи.

Поскольку право собственности на строение у индивидуального предприятия не возникло, оно не вправе было отчуждать это имущество другому лицу.

Общество с ограниченной ответственностью, покупая у индивидуального частного предприятия здание, не проверило документы о наличии у продавца прав собственника, в частности данных о регистрации, хотя было обязано это сделать, т.е. действовало неосмотрительно, на свой страх и риск. Поэтому кассационная инстанция правомерно отменила решение суда и удовлетворила исковые требования акционерного общества .

См.: Вестник ВАС РФ. 1998. N 1. С. 82.

Определенным своеобразием отличается и правовое положение продавца недвижимого имущества, исполнившего свое обязательство перед покупателем по передаче последнему объекта недвижимости, до момента регистрации перехода права собственности к покупателю. В этом случае продавец сохраняет право собственности на недвижимость и, следовательно, обладает правомочиями по пользованию, владению и распоряжению в отношении проданного имущества. Однако и покупатель имеет статус титульного владельца, поскольку владеет проданным недвижимым имуществом на законном основании (договор продажи недвижимости). В итоге получается, что в подобной ситуации и продавец, так же как и покупатель, не может распорядиться соответствующим объектом недвижимости.

Данное обстоятельство подтверждается и официальной позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, нашедшей отражение в Постановлении его Пленума от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Согласно п. 14 данного Постановления, при разрешении споров, связанных с возникновением и прекращением права собственности на недвижимость, арбитражным судам следует исходить из того, что до государственной регистрации перехода права собственности покупатель по договору продажи недвижимости, исполненному сторонами, не вправе распоряжаться данным имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом. При этом следует иметь в виду, что после передачи недвижимого имущества покупателю, но до государственной регистрации перехода права собственности продавец также не вправе распоряжаться этим имуществом, поскольку оно служит предметом исполненного продавцом обязательства, возникшего из договора продажи, а покупатель является его законным владельцем. В случае заключения нового договора об отчуждении ранее переданного покупателю имущества продавец несет ответственность за его неисполнение .

См.: Вестник ВАС РФ. 1998. N 10. С. 18.

Представляется, однако, что указанное разъяснение нуждается в уточнении.

Во-первых, необходимо видеть разницу между невозможностью со стороны соответственно покупателя или продавца распорядиться переданным во исполнение договора продажи недвижимым имуществом. В первом случае речь идет о юридической невозможности для покупателя распорядиться переданным ему объектом недвижимости, поскольку до момента регистрации право собственности сохраняется за продавцом. Во втором случае, напротив, продавец, оставаясь собственником, имеет право распорядиться имуществом, но не обладает фактической возможностью реализовать свое право, поскольку имущество находится у покупателя на законном основании и не может быть отобрано у последнего.

Указанное различие правовой природы отношений, при которых и покупатель, и продавец не могут распоряжаться объектом недвижимости, переданным покупателю во исполнение договора продажи недвижимости, особенно заметно при анализе возможных последствий отчуждения такого имущества (либо распоряжения им в иной форме) покупателем или продавцом. Очевидно, что любая сделка по распоряжению объектом недвижимости, совершенная покупателем, является в данном случае недействительной как противоречащая закону. Если же сделки по распоряжению недвижимым имуществом, переданным покупателю, совершаются продавцом, то они не могут быть признаны недействительными. При этих условиях будет иметь место невозможность исполнения обязательств, вытекающих из таких сделок, наступившая по обстоятельствам, зависящим от продавца, что влечет ответственность последнего перед кредиторами за неисполнение обязательств.

Во-вторых, положение ГК о том, что исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами (п. 2 ст. 551 ГК), свидетельствует о том, что фактическая невозможность для продавца распорядиться переданным покупателю объектом недвижимости не может служить препятствием для обращения взыскания на указанное недвижимое имущество по требованиям кредиторов продавца. И напротив, до момента регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество кредиторы покупателя не вправе претендовать на удовлетворение их требований за счет этого имущества.

В рамках рассмотрения проблемы соотношения государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество и обязательств сторон, вытекающих из договора продажи недвижимости, необходимо подчеркнуть, что сам факт регистрации перехода права собственности на объект недвижимости к покупателю не влияет на обязательства сторон по договору продажи недвижимости и не является основанием их прекращения. На данное обстоятельство обращено внимание в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8, согласно которому при разрешении споров по требованиям продавцов о расторжении договоров продажи недвижимости, по которым осуществлена государственная регистрация перехода к покупателю права собственности, арбитражным судам следует учитывать, что, если покупатель недвижимости зарегистрировал переход права собственности, однако не произвел оплаты имущества, продавец на основании п. 3 ст. 486 ГК вправе требовать оплаты недвижимости и уплаты процентов по ст. 395 ГК. В тех случаях, когда законом или договором предусмотрена возможность расторжения договора с возвращением полученного сторонами по договору, регистрация перехода права собственности к покупателю на проданное недвижимое имущество не является препятствием для расторжения договора по основаниям, предусмотренным ст. 450 ГК, в том числе и в связи с неоплатой покупателем имущества. В этом случае продавец вправе требовать возвращения недвижимого имущества и возмещения покупателем убытков, причиненных как расторжением договора, так и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (п. 15) .

См.: Вестник ВАС РФ. 1998. N 1. С. 18 — 19.

Приказ о регистрации права собственности — утратил силу

Инструкция о порядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности юридических и физических лиц утратило силу на основании Приказа Госстроя N 36 от 15.02.2002

Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики Украины. Приказ № 121 от 09.06.98 Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 26 июня 1998 г.

Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, которые находятся в собственности юридических и физических лиц

Указом Президента Украины от 09.12.97 N 1342/97 утвержденном Положением о Государственном комитете строительства, архитектуры и жилищной политики Украины, которым на Комитет возложено осуществление функций координации и нормативно-методического обеспечения деятельности бюро технической инвентаризации и внедрения системы государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, в связи с чем ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить Инструкцию о порядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, которые находятся в собственности юридических и физических лиц (прилагается).
  2. Правила государственной регистрации объектов недвижимого имущества, что находятся в собственности юридических и физических лиц, утвержденные Госжилкомунхозом Украины от 13.12.95 N 56 и зарегистрированные Министерством юстиции Украины 19.01.96 N 31/1056, считать утратившими силу.
  3. Украинской ассоциации «Центральное бюро технической инвентаризации» (Кошер А.Ю.) выдать Инструкцию о порядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, которые находятся в собственности юридических и физических лиц.
  4. Контроль за выполнением приказа возложить на Управление жилищной политики (Чернявский В.П.).

Председатель Комитета В.М.Гусаков

Утверждено приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины 09.06.98 N 121

Инструкция о порядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, которые находятся в собственности юридических и физических лиц

1. Общие положения
1.1. Инструкция определяет порядок осуществления государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества в Украине.

1.2. Инструкция разработана в соответствии с действующим законодательством на основании Положения о Государственном комитете строительства, архитектуры и жилищной политики Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 09.12.97 N 1342/97.

1.3. Инструкция действует на всей территории Украины и есть обязательной для выполнения всеми министерствами, ведомствами, местными органами исполнительной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности.

1.4. Государственной регистрации в бюро технической инвентаризации подлежат объекты недвижимости, расположенные на всей территории Украины (населенных пунктах, военных городках, военных частях, аэропортах, речных и морских портах, заповедниках, заказниках, на дорогах, полигонах и т.п.).

1.5. Государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества осуществляют коммунальные предприятия — бюро технической инвентаризации.

1.6. Государственная регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества в бюро технической инвентаризации является обязательной для владельцев, независимо от формы собственности.

1.7. Регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества осуществляется на основании правоустановительных документов за счет средств владельцев недвижимого имущества.

1.8. Государственной регистрации подлежат только те объекты недвижимости, строительство которых закончено и которые приняты в эксплуатацию в установленном порядке независимо от форм их собственности и при наличии материалов технической инвентаризации, подготовленных тем бюро технической инвентаризации, которое проводит государственную регистрацию права собственности на эти объекты.

1.9. К объектам недвижимого имущества, которые подлежат государственной регистрации, относятся:

  • а) жилые дома и нежилые дома, садовые участки, дачи, гаражи, здания производственного, хозяйственного, социально-бытового и другого назначения, расположенные на отдельных земельных участках улиц, площадей и переулков под отдельными порядковыми номерами;
  • б) встроенные в жилые дома нежилые помещения (как части этих домов);
  • в) квартиры многоквартирных домов.

Принадлежащие к указанным объектам вспомогательные здания и сооружения регистрируются в составе этих объектов.

Не подлежат регистрации временные сооружения, а также сооружения, не связанные фундаментом с землей.

1.10. В государственной регистрации объекта недвижимости может быть отказано если:

  • а) правоустановительный документ не предусмотрен этой Инструкцией;
  • б) в правоустановительном документе отсутствуют нужные реквизиты (город, в котором расположен объект недвижимого имущества, наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, размер собственности и т.д.);
  • в) форма правоустановительного документа не отвечает форме, предусмотренной действующим законодательством.
  • г) отсутствуют материалы технической инвентаризации в соответствии с пунктом 1.8 этой Инструкции.

1.11. Отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества предоставляется письменно по требованию владельца с изложением причин, по которым невозможно осуществить государственную регистрацию объекта.

1.12. Отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества может быть обжалован в установленном порядке.

1.13. Регистрация нотариально заверенных или зарегистрированных товарными биржами договоров (контрактов) покупки-продажи сооружений (помещений) для размещения дипломатических представительств, консульских учреждений и международных межправительственных организаций, выдача свидетельств о собственности проводится только при наличии соответствующей ноты Министерства иностранных дел Украины, а для размещения международных неправительственных и иностранных организаций — письма соответственно Генеральной дирекции по обслуживанию иностранных представительств (ГДИП), Совета министров Автономной Республики Крым, областной, Севастопольской городской государственной администрации.

2. Порядок осуществления регистрации права собственности

2.1. Регистрация осуществляется на основании правоустановительных документов (приложение 1) в таком порядке:

  • а) заявитель подает в бюро технической инвентаризации два экземпляра правоустановительного документа (оригинал и копию);
  • б) ответственный работник бюро технической инвентаризации изучает законность и полноту документов и на основании их делает соответствующую запись в регистационную книгу;
  • в) адрес объекта, который регистрируется, записывается в алфавитный журнал адресов (приложение 2);
  • г) фамилия, имя и отчество физических лиц — владельцев недвижимого имущества вносится в алфавитный журнал или карточку картотеки владельцев (приложения 3, 4);
  • д) на оригинале правоустановительного документа делается регистрационная надпись (приложение 5).
    Если на правоустановительном документе нет места для регистрационной надписи, то выдается регистрационное удостоверение, которое является неотъемлемой частью такого документа (приложение 6);
  • е) на копии правоустановительного документа делается отметка о регистрации со ссылкой на регистрационный номер и дату регистрации;
  • ж) к инвентаризационному делу прилагается копия правоустановительного документа, справка о принадлежности объекта недвижимого имущества, в которой записывается: фамилия, имя и отчество или наименование владельца, название и содержание правоустановительного документа, число и месяц регистрации с подписью лица, которое отвечает за регистрацию.

2.2. Регистрация права собственности делится на первичную и текущую.

2.3. Первичная регистрация права собственности — это такая регистрация, когда объект недвижимости впервые записывается в регистрационную книгу и ему присваивается очередной регистационный номер в этой книге. Вместе с объектом недвижимости в регистрационную книгу под тем же регистрационным номером записывается и субъект права собственности — физическое или юридическое лицо.

2.4. После проведения первичной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества бюро технической инвентаризации должно осуществлять государственную регистрацию всех изменений в правовом состоянии этого объекта, т.е. проводить текущую регистрацию.

2.5. Текущая регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества — это регистрация перехода права собственности от одних владельцев к другим. Правоустановительный документ, который свидетельствует о переходе права собственности на объект недвижимого имущества, не может быть зарегистрирован в бюро технической инвентаризации, если не проведена первичная регистрация права собственности на этот объект.

2.6. Текущая регистрация права собственности на объект недвижимого имущества осуществляется в той же регистрационной книге и под тем же регистрационным номером, под которым осуществлялась первичная регистрация объекта недвижимости.

2.7. Текущая регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества, как и первичная регистрация, осуществляется на основании правоустановительных документов, предусмотренных приложением 1 к этой Инструкции.

2.8. Если в правоустановительном документе не указан адрес, потому что объект недвижимого имущества вообще не имеет его, то заинтересованное лицо обращается к органу местного самоуправления, который присваивает этому объекту адрес в соответствии с местом расположения.

3. Ведение регистрационных книг

3.1. Регистрационные книги ведутся отдельно относительно каждого населенного пункта на физических людей, юридических и отдельно относительно жилищного и нежилищного фонда.

3.2. Регистрационная книга должна быть пронумерована, прошита, скреплена печатью бюро технической инвентаризации и подписью руководителя бюро.

3.3. Регистрационные номера присваиваются, начиная с первого номера, относительно каждого населенного пункта.

3.4. Записи в Регистрационных книгах ведутся в явочном порядке.

3.5. Объекту, который регистрируется, присваивается один регистрационный номер независимо от количества совладельцев.

3.6. Запись в Регистрационную книгу при первичной регистрации проводится с учетом того, что далее возникнет потребность в проведении текущей регистрации, т.е. требуется при первичной регистрации оставить незаполненными несколько страниц.

3.7. Когда в процессе текущей регистрации все незаполненные страницы будут заполнены, регистрация продолжается в дополнительной книге, а в предыдущей делается отметка, что запись продолжается в дополнительной книге (указать номер книги и номер страницы).

3.8. Регистрационные записи осуществляются в таких регистрационных книгах:

  • а) на жилые объекты недвижимого имущества, которые принадлежат юридическим лицам (приложение 7);
  • б) на жилые объекты недвижимого имущества, которые принадлежат физическим лицам (приложение 8);
  • в) на нежилые объекты недвижимого имущества, которые принадлежат юридическим лицам (приложение 9);
  • г) на нежилые объекты недвижимого имущества, которые принадлежат физическим лицам (приложение 10).

3.9. Все исправления в регистрационных книгах и алфавитных журналах удостоверяются подписью должностного лица, которое отвечает за правильность записей, и скрепляются печатью бюро технической инвентаризации. При этом исправленные записи зачеркиваются одной черточкой так, чтобы было видно старые записи.

4. Порядок оформления права собственности на объекты недвижимого имущества

4.1. Оформление права собственности на объекты недвижимого имущества осуществляется с выдачей свидетельства о праве собственности по образцу, приведенному в приложении 11:

а) местными органами государственной исполнительной власти, местного самоуправления:

  • физическим лицам на новопостроенные, перестроенные или реконструируемые объекты недвижимого имущества при наличии акта о праве собственности или решения об отведении земельного участка для этой цели и при наличии акта государственной комиссии о принятии объекта и введения его в эксплуатацию;
  • владельцам общих зданий, которые на законных основаниях сделали перестройку, пристройку, вследствие чего изменились принадлежащие им части. В случаях, когда совладельцы не согласны изменить части добровольно — этот вопрос решается в судебном порядке;
  • членам жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, общества или объединения, которые полностью внесли свои паевые взносы;
  • физическим лицам, которые в случае ликвидации предприятия, объединения, организации получили в собственность в установленном законодательством порядке недвижимое имущество предприятия, объединения, организации, которые ликвидируется;
  • физическим лицам, вышедшим с состава учредителей предприятия и по решению учредителей (владельцев) получили в собственность объект недвижимого имущества, переданный им по акту принятия-передачи;
  • инвесторам, которые в установленном законодательством Украины порядке получили в собственность объекты недвижимого имущества или его части, построенные на их средства, при наличии соответствующего решения органа местной исполнительной власти, местного самоуправления, акта принятия-передачи объекта (части) инвестору;
  • физическим и юридическим лицам, принятым в соучредители предприятия, которые внесли в уставный фонд этого предприятия объект недвижимого имущества;
  • реабилитированным гражданам, которым возвращены в собственность принадлежащие им объекты недвижимого имущества с представлением решений комиссий по реабилитации о возврате этого имущества;
  • в случае выделения отдельного дома с состава объекта недвижимого имущества, которое состоит с двух или больше домов (зданий);
  • физическим и юридическим лицам при представлении договора о долевом участии в строительстве объекта недвижимого имущества, акта о принятии объекта в эксплуатацию и акта принятия-передачи этого объекта долевику;
  • физическим и юридическим лицам на основании документов, установленных законодательством, которые подтверждают их право собственности на объекты недвижимого имущества;

б) государственными органами приватизации — съемщикам квартир в государственном жилищном фонде, которые приватизировали их в соответствии с Законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда»
в) Государственным управлением делами — субъектам, участвующим вместе с Государственным управлением делами на жилищные и нежилищные объекты в строительстве нового жилья, на их долю.

4.2. Если исполнительный комитет органа местного самоуправления откажет в оформлении права собственности на объект недвижимого имущества, заинтересованное лицо может для разрешения этого вопроса обратиться в суд или арбитражный суд.