Ип крупная сделка

Содержание:

ИП планирует принять участие в открытом аукционе в электронной форме. Должен ли ИП представлять оператору электронной площадки решение об одобрении или о совершении крупной сделки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Индивидуальный предприниматель не должен представлять оператору электронной площадки решение об одобрении или о совершении крупной сделки.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 41.3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме (далее — аукцион) оператор электронной площадки (далее — оператор) осуществляет аккредитацию участников размещения заказа.
На основании ч. 2 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ для получения аккредитации на электронной площадке участник размещения заказа представляет оператору ряд документов и сведений, в том числе и решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа — юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени участника размещения заказа — юридического лица (п. 8 указанной части).
Для понимания этих требований Закона N 94-ФЗ следует иметь в виду, что необходимость одобрения совершения крупных сделок органами управления юридического лица, его учредителем, собственником его имущества и порядок такого одобрения устанавливаются в отношении юридических лиц отдельных организационно-правовых форм нормами законов, регулирующих деятельность этих юридических лиц. Такая необходимость законодательно предусмотрена, например, в отношении акционерных обществ (ст. 79 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), обществ с ограниченной ответственностью (ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), автономных учреждений (ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ), бюджетного учреждения (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») и других. В отношении индивидуальных предпринимателей законодательством такое требование не установлено. К тому же, по смыслу положений ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ, в целях применения этой статьи индивидуальные предприниматели не приравниваются к юридическим лицам (п. 2 ч. 2 указанной статьи), тогда как обязанность представления оператору решения об одобрении или о совершении сделок предусмотрена лишь в отношении юридических лиц. Следовательно, индивидуальный предприниматель представлять оператору электронной площадки указанное решение для получения аккредитации на электронной площадке не должен.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

5 сентября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

НТВП «Кедр — Консультант»

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Должен ли Индивидуальный предприниматель предоставлять в аукционной заявке Решение об одобрении или о совершении крупной сделки (По ФЗ №44)

Вопрос:

Должен ли Индивидуальный предприниматель предоставлять в аукционной заявке Решение об одобрении или о совершении крупной сделки (По ФЗ №44)

Ответ:

В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

ст. 66, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Законодательством Российской Федерации не установлено требование о необходимости наличия решения об одобрении или о совершении крупной сделки для индивидуальных предпринимателей. Также в российском законодательстве отсутствует понятие «крупная сделка индивидуального предпринимателя». Понятие «крупная сделка» применимо к акционерным обществам, бюджетным учреждениям, государственным компаниям, обществу с ограниченной ответственностью и унитарным предприятиям.

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, октябрь 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Наличие у индивидуального предпринимателя решения об одобрении крупной сделки

Вопрос-ответ по теме

Должен ли заказчик отклонять победителя электронного аукциона — индивидуального предпринимателя, если тот не предоставил во второй части заявки на участие решение об одобрении крупной сделки. И кто должен (должен ли) предоставлять такое решение?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Индивидуальный предприниматель не предоставляет решение об одобрении крупной сделки, так как законодательством РФ не установлено требование о необходимости наличия решения об одобрении или о совершении крупной сделки для индивидуальных предпринимателей. Заказчик не должен отклонять победителя электронного аукциона, если тот не предоставил во второй части заявки на участие решение об одобрении крупной сделки и если такой победитель аукциона является индивидуальным предпринимателем.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В п. 8 ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) указано, что для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки — юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки — юридического лица.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ, в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника такого аукциона должны содержаться, в том числе, следующие документы — решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени участника такого аукциона — юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ.

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:
«Как описать объект закупки в 2018 году»

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласно п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Таким образом, в приводимых нормах Закона № 44-ФЗ речь идет о решении об одобрении или о совершении крупной сделки, которое предоставляется юридическим лицом. В отношении индивидуального предпринимателя номы Закона № 44-ФЗ не содержат никаких требований.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Должен ли заказчик отклонять победителя электронного аукциона — индивидуального предпринимателя, если тот не предоставил во второй части заявки на участие решение об одобрении крупной сделки. И кто должен (должен ли) предоставлять такое решение?

Вопрос-ответ по теме

Должен ли заказчик отклонять победителя электронного аукциона — индивидуального предпринимателя, если тот не предоставил во второй части заявки на участие решение об одобрении крупной сделки. И кто должен (должен ли) предоставлять такое решение?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Индивидуальный предприниматель не предоставляет решение об одобрении крупной сделки, так как законодательством Российской Федерации не установлено требование о необходимости наличия решения об одобрении или о совершении крупной сделки для индивидуальных предпринимателей. Заказчик не должен отклонять победителя электронного тендера, если тот не предоставил во второй части заявки на участие решение об одобрении крупной сделки и если такой победитель аукциона является индивидуальным предпринимателем.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

В п. 8 ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ указано, что для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки тендеров решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки — юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки — юридического лица.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ, в реестре участников электронного тендера, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника такого аукциона должны содержаться, в том числе, следующие документы — решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени участника такого аукциона — юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ.

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласно п. 4 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Таким образом, в приводимых нормах Закона № 44-ФЗ речь идет о решении об одобрении или о совершении крупной сделки, которое предоставляется юридическим лицом. В отношении индивидуального предпринимателя номы Закона № 44-ФЗ не содержат никаких требований.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Отсутствие в заявке решения об одобрении крупной сделки

Вопрос-ответ по теме

Может ли конкурсная комиссия отклонить заявку, если в ней отсутствует решение об одобрении или о совершении крупной сделки, либо копия такого решения?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В данном случае конкурсной комиссии необходимо проверить установлено ли законодательством РФ, учредительными документами юридического лица требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки, и является ли для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта крупной сделкой.

Подпунктом «е» п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Закон № 44-ФЗ), заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона № 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием участников общества.

Далее, для целей Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ), крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

В ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» установлено, что крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее по тексту — Закон №208-ФЗ), крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии ст. 79 Закона №208-ФЗ.

В случае предоставления решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения участником конкурса — конкурсная комиссия проверяет не превышает ли максимальная сумма сделки, указанная в решении, НМЦК.

Читайте также:

Предоставление решения об одобрении или о совершении крупной сделки ИП

Также конкурсная комиссия рассматривает вышеуказанное решение (копию решения) на соответствие конкурсной документации, требованиям законодательства РФ, а также на предмет представления достоверных сведений.

В случае, если участник конкурса не представил решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения, конкурсная комиссия проверяет является ли для такого участника сделка крупной.

По данному вопросу можно выделить следующую судебную практику.

Так ФАС Уральского округа в постановлении от 31.08.2010 по делу № А07-956/2010 указывает, что одобрение в установленном порядке обеспечения заявки и заключения крупной сделки по результатам аукциона не свидетельствуют об одобрении крупной сделки по обеспечению исполнения контракта. Непредставление доказательств одобрения крупной сделки по обеспечению исполнения контракта в составе заявки на участие в аукционе правомерно расценено аукционной комиссией как нарушение документации об аукционе.

Также, в вышеуказанном постановлении суд пришел к выводу о том, что решение об одобрении крупной сделки не представлено в составе заявки участником аукциона обоснованно, так на основании п. 1 ч. 9 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» одобрение крупных сделок не применяются к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества.

В решении Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по делу № А40-80416/13 указывает, что реализация контракта в рамках спорного конкурса для истца не является крупной сделкой, в связи с чем необходимость одобрения общего собрания на подписание контракта с целью его реализации путем участия в открытом конкурсе не требуется. Указанная позиция соответствует сложившейся судебной практике по данному вопросу (Определение ВАС -11076/10 , ВАС-14562/10, ВАС-3130/08).

Однако, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2012 по делу № А56-12670/2012 суд напротив устанавливает, что заказчик не мог рассматривать соответствующую сделку как совершаемую в процессе обычной хозяйственной деятельности общества (при сопоставлении заявки общества, представленных им документов с предметом и целями контракта, всеми его условиями, соответствующей комплексной, многокомпонентной технической стороной оказываемых услуг, их качественными характеристиками и объемом).

Узнать о других важных вопросах по данной теме вы можете, подписавшись на журнал «Госзаказ в вопросах и ответах»