Изменение условий контракта по 223 фз

Содержание:

Заключается договор в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ. В положении о закупке, которое применяет заказчик, указано, что вносимые в договор изменения не должны ухудшать положение контрагента. Договор предусматривает 2 этапа выполнения работ. В проекте договора, размещенном на официальном сайте, предусматривалась выплата аванса исполнителю в «размере 50% от суммы договора». На этапе подписания договора заказчик меняет размер аванса на «50% от стоимости первого этапа работ». Может ли при заключении договора быть изменено условие о размере аванса? Является ли основанием для привлечения сторон к ответственности внесение в проект договора таких изменений?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Само по себе внесение изменений в договор, заключаемый в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при заключении или исполнении такого договора, в том числе в части, касающейся размера аванса, закону не противоречит и не может рассматриваться как основание для привлечения сторон договора к какой-либо ответственности.

Обоснование позиции:
В первую очередь отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).
В отличие от Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Закон N 223-ФЗ не ограничивает право сторон изменять условия договора при его заключении и исполнении и не связывает возможность таких изменений с их существенностью. Что касается ГК РФ, то согласно п. 1 ст. 450 этого кодекса изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Это соответствует вытекающему из гражданского законодательства принципу свободы договора, который предполагает наличие у участников гражданских правоотношений права определять условия договора по своему усмотрению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). Поскольку для договоров, которые заключаются в соответствии с Законом N 223-ФЗ, иных правил не установлено, стороны могут своим соглашением изменить любые условия такого договора, если только характер таких изменений не свидетельствует об осуществлении новой закупки.
Представляется, что такое изменение условий договора (проекта договора) не должно противоречить положению о закупке, разработанному и утвержденному заказчиком. Однако это положение является внутренним документом заказчика, регламентирующим его закупочную деятельность (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), и не создает каких-либо обязанностей для контрагента заказчика. Как мы уже отметили, Закон N 223-ФЗ не ограничивает возможность внести в договор изменения, причем не ставит такое право в зависимость от содержания положения о закупке. Статья 7.32.3 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, не предусматривает каких-либо санкций для заказчика или контрагента в связи с изменением условий договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ, вне зависимости от содержания изменяемых условий, существенности изменений, запретов или ограничений на внесение изменений в договор, содержащихся в положении о закупке, и иных обстоятельств.
Поэтому, с нашей точки зрения, внесение в договор при его заключении указанных в вопросе изменений само по себе не может рассматриваться как нарушение (смотрите также постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.11.2014 N Ф03-4277/14 по делу N А80-486/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 N 09АП-15495/15). Вместе с тем, как показывает судебная практика, нельзя исключить, что при определенных обстоятельствах такое изменение может повлечь возникновение спора (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.06.2015 N Ф08-4257/15 по делу N А53-16874/2014, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2015 N 18АП-9744/15). Однако в рамках этой консультации мы не можем однозначно оценить правовые последствия внесения в договор указанных в вопросе изменений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

27 апреля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Изменение договора по 223-ФЗ по соглашению сторон — случаи и порядок

Изменение условий договора, заключенного в рамках 223-ФЗ по соглашению сторон допускается статьей 450 Гражданского Кодекса РФ. При этом сторонам необходимо учесть некоторые особенности этой процедуры.

Какие условия можно изменять

По взаимному соглашению сторон в заключенный по 223-ФЗ договор могут вноситься коррективы. При этом все изменения не должны противоречить положению о закупках. В законе напрямую не предусмотрены правила внесения корректировок, но и запрета на такую процедуру также нет. Опираясь на нормы гражданского права, можно сделать вывод о том, что изменению подлежат следующие условия договора:

  1. Объем товаров или услуг.
  2. Цена контракта.
  3. Срок исполнения сторонами своих обязательств.
  4. Порядок поставки продукции или предоставления услуг.
  5. Поставщик. Такое возможно в том случае, если компания претерпела реорганизацию, слияние или присоединение. Эта норма подтверждается письмом Министерства экономики и развития ОГ-Д28-15146 от 1 декабря 2015 года.
  6. Коррективы в договор вносятся и в случае изменения реквизитов одной из сторон.

Для того чтобы изменения имели юридическую силу стороны должны прийти к единому мнению и составить дополнительное соглашение к договору. В противном случае корректировка отдельных условий возможна только в судебном порядке. Суд встает на сторону инициатора внесения изменений, если одна из сторон существенно нарушает условия контракта или обстоятельства значимо изменились, что привело к невозможности исполнения договора на прежних условиях.

Положение о закупках может включать в себя запрет на изменение условий контракта. В этом случае внесение каких-либо правок признается незаконным и не имеет юридической силы.

Отражение в ЕИС

Согласно части 5 статьи 4 223-ФЗ заказчик обязан отразить в ЕИС внесение в договор изменений, касающихся цены поставляемых товаров или услуг, их объема, а также срока исполнения обязательств. Исключением из этого правила становятся контракты, которые содержат в себе сведения со статусом «государственная тайна».

Вся необходимая информация должна появиться в открытом доступе в срок не более 10 суток с момента вступления в законную силу дополнительного соглашения. Если это правило не будет соблюдено, то на заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей. Ответственность за это нарушение возлагается и на контрактного управляющего. Для него размер штрафа варьируется от 5 до 10 тысяч рублей.

Для того чтобы разместить сведения об изменении условий контракта, заказчику необходимо:

  • При помощи функционала ЕИС сформировать информацию о внесении в контракт корректировок.
  • Разместить скан-копию дополнительного соглашения. Допускается оформление соглашения в электронном виде.
  • Подписать сформированную карточку и все прикрепленные к ней документы при помощи своей квалифицированной ЭП.

Специалисты не рекомендуют заказчикам вносить в договор изменения о продлении сроков его исполнения, если процедура проведения закупки была конкурентной. Пролонгация контракта в таком случае может быть расценена проверяющими органами, как ограничение конкуренции, за что заказчик будет привлечен к ответственности.

Как внести изменения в договор

Порядок внесения корректировок в договор не прописан в 223-ФЗ. Поэтому заказчикам необходимо руководствоваться собственным положением о закупках. Если в нем нет сведений о правилах внесения корректировок, то следует действовать по общим принципам.

Инициатор внесения изменений уведомляет о своем желании другую сторону. Для этого он составляет письмо в свободной форме. Оно передается контрагенту при помощи любого доступного средства связи: электронной почты, почтовой связи или факса.

Если вторая сторона согласна с внесением изменений, то она составляет дополнительное соглашение, которое становится неотъемлемой частью контракта. Оно оформляется в той же форме, что и сам договор. В документе прописывается следующая информация:

  1. Наименование документа с присваиваемым ему номером.
  2. Место составления документа.
  3. Дата подписания.
  4. Суть вносимых изменений и причины принятого решения.
  5. Срок вступления правок в законную силу.
  6. Наименования и полные реквизиты контрагентов.

Составленный документ направляется второй стороне на подпись. После того как он завизирован, внесённые изменения в договор приобретают законную силу. При необходимости изменений условий сделки, составление дополнительного соглашения становится единственным способом для сторон избежать ответственности за нарушение взятых на себя обязательств не расторгая сделку.

Вносим изменения в договор, заключённый по 223-ФЗ

Государственные и муниципальные закупки на территории Российской Федерации проводятся на основании двух основных федеральных законов – № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

В данной статье мы рассмотрим 223-ФЗ на предмет внесения изменений в контракт, заключенный в рамках этого федерального закона. Если Закон о контрактной системе допускает изменения лишь несущественных условий контракта, то 223-ФЗ и вовсе не содержит запрета на возможность внесения каких бы то ни было изменений в условия договора, в том числе и в существенные пункты.

Рассмотрим более детально. Основным положением 223-ФЗ, в котором говорится про изменение условий контракта, является ч.5 ст.4. Из анализа указанного положения следует, что изменение объема, стоимости закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, допускается. Эти изменения, не позднее чем в течение десяти дней со дня их внесения в условия контракта, должны быть размещены в единой информационной системе с указанием измененных условий.

На практике часто возникает вопрос, допустимы ли изменения иных положений договора, кроме объема, стоимости закупаемых товаров, работ, услуг или сроков. В письме № ОГ-Д28-12981 Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2015г. говорится о том, что в договоре допускаются изменения только объема, цены и сроков исполнения данного договора. Но при этом текст самого 223-ФЗ не содержит запрета на изменение других условий договора. Исходя из этого можно сделать вполне обоснованный вывод, что изменение иных положений договора все же возможно. Несмотря на то, что 223-ФЗ не вводит жестких ограничений на внесение изменений в контракт, есть одно очень важное требование, которое следует всегда учитывать – изменяя условия договора, необходимо сохранить саму суть заключенного договора.

В ином случае, изменение самого предмета договора, на который проводилась закупка (за исключением объема), по сути будет означать не внесение изменений в имеющийся договор, а заключение нового договора без проведения процедуры закупок. А это прямое нарушение требований 223-ФЗ. Примером служит Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.05.2016 по делу № А4065725/2015. Заказчик, принимая решение о внесении изменений в условия контракта, заключенного по 223-ФЗ, должен руководствоваться тремя основными правовыми положениями: 223-ФЗ, Гражданским законодательством РФ и Положением о закупке. Так как 223-ФЗ не содержит других положений, регулирующих порядок внесения изменений в договор, кроме вышеуказанных, то применяются некоторые положения Гражданского законодательства. Например, в ч.1 ст.450 ГК РФ закреплены общие положения, касающиеся возможности изменения условий договора, и положения, регулирующие отдельные виды договоров. Также, согласно ч.1 ст.450 ГК РФ, договор может быть изменен и по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. Также проведение закупки в соответствии с ч.1 ст.2 223-ФЗ регламентируется не только гражданским законодательством, но и Положением о закупке.

К примеру, в Положении о закупке может содержаться запрет или ограничение возможности внесения в договор изменений и нарушение этих требований влечет за собой признание в судебном порядке внесенных в договор изменений недействительными. Во избежание подобных ситуаций, при возникновении необходимости внесения в договор изменений, в первую очередь анализируется Положение о закупке и после этого уже определяется, допускается ли данным Положением внесение изменений в договор, и если да, то в каком порядке и на каких основаниях внесение таких изменений возможно.

Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой и отражается в следующей судебной документации: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.04.2016 по делу № А51-10830/2015; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.03.2017 по делу № А45-7733/2016. Если Положением о закупе не устанавливаются запреты на внесение изменений в условия договора, то, из всего вышеописанного, становится вполне очевидно, что сам 223-ФЗ, в отличие от Закона о контрактной системе, предоставляет большую свободу действий. Участники контракта вправе менять в контракте практически все, когда это не противоречит Положению о закупке и не касается самой сути контракта.

Решение № 223ФЗ-160/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Инжиниринговая компания Форсис» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

при участии представителей:

рассмотрев жалобу ООО «Инжиниринговая компания Форсис» б/д № 36 на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» при проведении открытого аукциона в электронной фopме на право заключения договора на поставку комплектующих изделий для доработки ЦУП под задачи управления полетом МЛМ-У (извещение № 31705921071) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Инжиниринговая компания Форсис» (далее — Заявитель) б/д № 36 на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной фopме на право заключения договора на поставку комплектующих изделий для доработки ЦУП под задачи управления полетом МЛМ-У (извещение № 31705921071) (далее — Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупк е товаров, работ, услуг Государственной корпорации «Роскосмос», утвержденным решением Наблюдательного совета Государственной корпорации «Роскосмос» от 26.06.2017 № 11-НС (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

21.12.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе от заключения договора с Заявителем по результатам проведения Аукциона.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 2.2 Положения о закупке.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок (подведение итогов) Аукциона от 23.01.2018 б/д, размещенного в ЕИС 24.01.2018, победителем закупки признан Заявитель.

В соответствии с пунктом 4.18.10. Документации, проект договора, заключаемого по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме, а также обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено документацией о проведении открытого аукциона в электронной форме) направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что 26.01.2018 Заказчиком в адрес Заявителя направлено письмо, согласно которому Заказчик предлагал внести изменения и дополнения в договор, заключаемый по результатам закупки (далее — Договор). Указанные изменения и дополнения касаются уточняющих положений и не изменяют существенные условия Договора. Заявителем в адрес Заказчика 30.01.2018, а также 02.02.2018 направлен окончательный вариант договора для согласования Заказчиком. Также 06.02.2018 Заявитель отправил в адрес Заказчика подписанный со стороны Заявителя Договор. При этом, 16.02.2017 Заказчик уведомил Заявителя об отказе от заключения Договора, в связи с уклонением победителя от заключения Договора, а именно: подписанный договор отправлен позднее 5 дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе от заключения Договора, поскольку вышеуказанные действия Заказчика об изменении и уточнении условий договора свидетельствуют о наличии преддоговорных переговоров, предусмотренных пунктом 4.18.2 Документации.

Согласно пункту 4.18.2 Документации, п реддоговорные переговоры могут быть проведены по следующим аспектам:

(1) снижение цены договора без изменения объема закупаемой продукции;

(2) увеличение объема закупаемой продукции не более чем на 10 процентов (десять процентов) без увеличения цены договора;

(3) улучшение условий исполнения договора для заказчика (сокращение сроков исполнения договора (его отдельных этапов), отмена или уменьшение аванса, предоставление отсрочки или рассрочки при оплате, улучшение характеристик продукции, увеличение сроков и объема гарантии);

(4) уточнение сроков исполнения обязательств по договору, в случае если договор не был подписан в планируемые сроки в связи с рассмотрением жалобы, в связи с административным производством, с судебным разбирательством, с необходимостью соблюдения корпоративных требований по заключению договора;

(5) включение условий, обусловленных изменениями законодательства или предписаниями органов государственной власти, органов местного самоуправления;

(6) уточнение условий договора, которые не были зафиксированы в документации о закупке и заявке лица, с которым заключается договор, при условии, что это не меняет существенные условия договора, а также условия, являвшиеся критериями оценки;

(7) уточнение условий договора в случае заключения договора у единственного поставщика.

При этом, в соответствии с подпунктом 3 пункта 20.2.4 Положения о закупках, п роект договора, заключаемого по итогам закупки, а также обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в соответствии с подразделом 10.11 Положения) направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты проведения преддоговорных переговоров в случае, если они проводились.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что Документацией, Положением о закупках предусмотрен исчерпывающий перечень случаев проведения преддоговорных переговоров. При этом, при заключении Договора с Заявителем ни один из вышеуказанных случаев не применялся. Кроме того, в соответствии с пунктом 4.18.10. Документации, проект договора, заключаемого по итогам проведения Аукциона направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель. Таким образом, учитывая тот факт, что итоговый протокол размещен в ЕИС 24.01.2018, крайний срок направления подписанного договора в адрес Заказчика — 29.01.2018. Вместе с тем, подписанный Договор направлен в адрес Заказчика 06.02.2018, что не соответствует требованиям Документации и является основанием для признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора и отказа Заказчика от заключения договора.

Вместе с тем представитель Заявителя не представил иных доказательств, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Признать жалобу ООО «Инжиниринговая компания Форсис» (ИНН: 7716870664, ОГРН: 5177746010613) б/д № 36 на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» (ИНН: 5018034218, ОГРН: 1025002032791) при проведении открытого аукциона в электронной фopме на право заключения договора на поставку комплектующих изделий для доработки ЦУП под задачи управления полетом МЛМ-У (извещение № 31705921071) необоснованной .

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Изменение унитарным предприятием цены, объемов и срока контракта, заключенного в рамках Закона № 223-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (далее – Законе № 321-ФЗ) распространение положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) на государственные унитарные предприятия произошло с 1 января 2017 года.

Согласно п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Законом № 321-ФЗ подобного положения не установлено. Таким образом, договоры, заключенные государственными унитарными предприятиями в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), до вступления в силу Закона № 321-ФЗ сохраняют свою силу до окончания срока их действия со всеми условиями, определенными в данных договорах.

Согласно разъяснениям Минэкономразвития России внесение изменений в договоры, заключенные унитарными предприятиями до 01.01.2017, осуществляется в соответствии с требованиями главы 29 ГК РФ и ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ (см., письмо Минэкономразвития России от 09.03.2017 № Д28и-1350).

Если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право пролонгации такого договора и при этом в случае пролонгации не изменяются существенные условия договора (за исключением объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока действия договора без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона № 223-ФЗ (см., письмо Минэкономразвития России от 10.05.2017 № Д28и-2031). Исключение из существенных условий договора объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг, сроков исполнения договора основано на возможности из изменения и исключения из существенных условий в связи с такой допустимостью, установленной, в частности, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Письмо Минфина России от 02.10.2017 № 24-05-09/64053 уточняет ранее высказанную правовую позицию Минэкономразвития России, и сообщает о том, что если в результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора, у сторон возникают новые правоотношения, то, соответственно, данное дополнительное соглашение не может быть заключено в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Таким образом, по нашему мнению, унитарное предприятие может заключить дополнительное соглашение об изменении цены, объемов и срока договора, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ, если данная возможность была предусмотрена условиями самого заключенного договора и положением о закупке унитарного предприятия, а также данное дополнительное соглашение не затрагивает существенных условий договора.

Но, учитывая, что в настоящий момент отсутствует судебная практика или решения контролирующих органов по данному вопросу, полагаем, что злоупотребление заказчиком правом на заключение подобного дополнительного соглашения может привести к недобросовестной конкуренции и уклонению от применения положений Закона № 44-ФЗ, что в свою очередь может повлечь формирование прецедента для унитарного предприятия как заказчика.

Следовательно, при заключении дополнительного соглашения необходимо обратить внимание, чтобы изменение условий договора не свидетельствовало об осуществлении новой закупки. Вопрос о правомерности внесения с 01.01.2017 изменений в договор, заключенный унитарным предприятием до этой даты, должен решаться применительно к каждому конкретному случаю с учетом обстоятельств дела, существа соответствующего договора и его условий.