Экологическое право Юридическая ответственность за экологические правонарушения

uristinfo.net

10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

10.1. Понятие и виды экологических правонарушений
10.2. Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения
10.3. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения
10.4. Административно-правовая ответственность за экологические правонарушения
10.5. Уголовная ответственность за экологические правонарушения

10.1. Понятие и виды экологических правонарушений

Впервые легитимное определение понятия экологического правонарушения содержалось в ныне утратившем силу Законе РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», согласно ст. 81 которого экологическое правонарушение представляет собой виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. К сожалению, в ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» такое понятие отсутствует.
В литературе по экологическому праву употребляются несколько определений данного термина.
По мнению М.М. Бринчука, экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.
А.П. Анисимов предлагает следующее определение экологического правонарушения — это запрещенное эколого-правовыми нормами РФ и субъектов РФ под угрозой применения мер юридической ответственности виновное деяние, посягающее на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред природной среде (отдельным ее элементам), либо содержащее реальную угрозу его причинения.
Экологическому правонарушению присущи следующие признаки: — вина (при причинении вреда источником повышенной опасности вина не учитывается — ст. 1079 Гражданского кодекса РФ);
— противоправность (нарушение Закона «Об охране окружающей среды» и иных законодательных актов России и субъектов Федерации);
— наказуемость (наличие санкций за нарушение нормативных правовых актов, налагаемых уполномоченными органами (лицами));
— общественная опасность (вредоносность) — причинение либо создание реальной угрозы причинения вреда окружающей среде и здоровью, имуществу человека;
— деяние (действие либо бездействие);
— деликтоспособность правонарушителя. Экологическое правонарушение (его состав), как и любое другое правонарушение, включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах, иных нормативных правовых актах, отношения, устанавливающие порядок и правила использования и охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов. Предмет экологического правонарушения — это окружающая среда в целом и ее отдельные компоненты (земля, воды, недра и др.). Необходимо отметить, что объекты экологического правонарушения должны соответствовать критериям, установленным применительно к объектам экологического права, т.е. иметь естественное происхождение, находиться в тесной взаимосвязи с остальной окружающей средой, выполнять экологические функции. Так, нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений, так как в данном случае отсутствует природный объект.
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:
1) противоправность поведения — деяние, совершенное путем действия (например, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнение правил охраны недр);
2) причинение экологического вреда (или реальная угроза его причинения) окружающей среде (отдельным ее элементам), жизни, здоровью, имуществу граждан либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;
3) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом (реальной угрозой его причинения) либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права. Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.
Субъектный состав находится в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной — должностные лица и граждане, административной — юридические лица, должностные лица и граждане.
В соответствии с законодательством РФ, административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста, полная гражданско-правовая ответственность — с 18 лет, ограниченная гражданско- правовая ответственность — с 14 до 18 лет.
Субъективная сторона выражается в форме вины: неосторожности и прямого или косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. Например, незаконная охота (ст. 258 Уголовного кодекса РФ) может быть совершена только с прямым умыслом; уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем — только по неосторожности (ст. 261 Уголовного кодекса РФ). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. В то же время, в природоохранительной практике может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность — за вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещение которого регламентируется ст. 1079 Гражданского кодекса РФ.С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.
Первые — это менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями.
За совершение экологических правонарушений предусмотрены различные меры юридической ответственности.
Под юридической ответственностью в теории права понимают применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением им экологического правонарушения. Она представляет собой комплексный институт экологического права, выполняющий четыре основные функции:
1) стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний, к созданию мало- и безотходных технологий;
2) компенсационную (восстанавливающую), направленную на возмещение ущерба окружающей среде и возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
3) превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
4) карательную, заключающуюся в применении наказания к нарушителю, совершившему экологическое правонарушение. В соответствии с видами экологических правонарушений, наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 75) устанавливает 4 вида ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды: имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную.

4. Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Под экологическим правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность .

Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2001. С. 137.

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях. Административные экологические правонарушения в Кодексе РФ об административных правонарушениях сформулированы в области охраны собственности (глава 7), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10).

В области охраны собственности административная ответственность за экологические правонарушения установлена за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11), незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16).

В области охраны окружающей природной среды и природопользования административная ответственность установлена за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3), нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5).

Административная ответственность установлена за нарушение правил охраны и использования отдельных природных ресурсов и природных комплексов:

— ответственность за нарушение правил охраны и использования земель установлена за порчу земель (ст. 8.6), невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7), использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);

— ответственность за нарушение правил охраны и использования недр предусмотрена за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9), нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10), нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);

— ответственность за нарушение правил охраны и использования вод урегулирована за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил водопользования (ст. 8.14), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15), невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);

— ответственность за нарушение правил охраны и использования ресурсов природных комплексов установлена за нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ правил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17), нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18), нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19), незаконную передачу минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.20), нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39);

— ответственность за нарушение нормативных требований охраны атмосферного воздуха предусмотрена за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22), эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23);

— ответственность за нарушение правил охраны и использования лесных ресурсов установлена за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24), нарушение правил лесопользования (ст. 8.25), нарушение правил осуществления побочного лесопользования (ст. 8.26), нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (ст. 8.27), незаконную порубку, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28), нарушение требований к охране лесов (статья 8.31), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст.

— ответственность за нарушение правил охраны и использования животного мира предусмотрена за уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33), нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35), нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36), нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38);

— ответственность за нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40).

Экологическими характеристиками обладают также административные правонарушения, совершаемые в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, включая нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1), нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.2), нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3), нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6), сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7), нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.8), проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 10.10).

К экологическим правонарушениям прямое отношение имеет ст. 5.39, устанавливающая административную ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации, а также некоторые другие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и законами субъектов РФ.

За совершение перечисленных выше административных экологических правонарушений КоАП РФ предусмотрен административный штраф. Штраф является основным наказанием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов — ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов — ст. 8.35; судна и других орудий лова (ст. 8.37)). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание.

В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от 500 до 2500 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 10000 до 300000 тысяч рублей.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях одним из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводится, как правило, в УК РФ. Это повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

В КоАП определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл. 23). Так, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.5, 7.12, 7.15, 7.17, 7.24, 7.27, 7.28; органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23; органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), частью 2 статьи 7.8, статьей 8.2, статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.6 (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления); специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды.

Органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьями 7.11 (пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)), 8.1 (несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов), 8.2 (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами), 8.18 (нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации) и других правонарушениях.

Возбуждение и рассмотрение об административном экологическом правонарушении, исполнение постановлений по таким делам регулируется главами 28, 29, 31, 32 КоАП РФ.

Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующих взысканий.

Институт ответственности за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

— стимулирующую — к соблюдению норм экологического права;

— компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде и на возмещение вреда здоровью человека;

— превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Юридическая ответственность служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит прежде всего от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В Федеральном законе N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» среди видов ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды названы имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная. По-видимому, под имущественной ответственностью здесь понимается гражданско-правовая ответственность, а также материальная ответственность рабочих и служащих, а также работодателей. Останавливаясь на понятии ответственности за экологические правонарушения, следует сказать, что в Законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» понятие экологического правонарушения отсутствует, а ответственность предусматривается за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В большинстве случаев под экологическими правонарушениями понимаются «:виновные противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека», эта формулировка дана в ст. 81 Закона «Об охране окружающей природной среды» (отменен).

Из этого определения усматриваются основные элементы состава правонарушения: противоправность деяния (действия или бездействия), т.е. нарушение природоохранительного законодательства, виновность, причинение вреда окружающей среде и здоровью человека.

Б. В. Ерофеев, рассматривая определение экологического правонарушения, отмечает необходимость предусмотреть ответственность за потенциальный вред (материальный ущерб или вред здоровью)*(127). Данное предположение было обусловлено особенностями окружающей среды, не имеющей стоимости, в смысле затрат человеческого труда, форм проявления экологического вреда. М.М. Бринчук обращает внимание на такие обстоятельства, как-то: экологически значимое противоправное деяние не всегда должно быть виновным и совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда*(128).

При этом вредные последствия противоправных действий являются элементом объективной стороны правонарушения. Принцип вины в действующем гражданском законодательстве закреплен в качестве общего принципа гражданско-правовой ответственности. Безвиновная ответственность (за вред, причиненный источником повышенной опасности) является исключением из общего принципа виновной ответственности*(129).

Экологическое правонарушение характеризуется признаками, которые определяют его состав. Оно включает в себя объект, субъект правонарушения, объективную, субъективную стороны.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Субъектами экологического правонарушения могут быть любые юридические и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушение, связанное с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России. Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Вопрос об ответственности юридических лиц за правонарушение долгое время казался неразрешимым. Многие из цивилистов представляли эту ответственность исключительно как ответственность за чужую вину: вина должностных лиц, работников юридического лица рассматривается как вина самого юридического лица. Однако деликтное обязательство может быть вызвано волей всего коллектива юридического лица, к примеру, если вследствие принятого решения общего собрания акционеров причинен вред. Именно на этих принципах строится уголовная ответственность юридических лиц за экологические правонарушения во Франции, Великобритании и ряде штатов США. При этом цель уголовного преследования в отношении значительной части правонарушений, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды, заключается в том, чтобы под угрозой наказания заставить юридическое лицо немедленно прекратить противоправные действия*(130).

Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечной целью экологического законодательства и отдельной его статьи является охрана от загрязнения, обеспечение правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства является окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме вины: неосторожности либо прямого или косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных последствий и сознательно допускает их наступление или относится к этому безразлично. Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

— причинение или реальная угроза причинения экологического вреда либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

— причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, имущественную ответственность, а предприятия — административную и имущественную ответственность за экологические правонарушения.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами. К нарушителям в соответствии с Трудовым кодексом РФ могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды. Дисциплинарное взыскание может быть применено к нарушителю не позднее одного месяца со дня обнаружения (не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске). Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения более строгих видов ответственности при наличии правовых оснований — административной, уголовной, имущественной.

Материальную ответственность (входящую в имущественную) несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как экологическим законодательством, так и Кодексом РФ об административных правонарушениях 2002 г. (гл. 8). Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; за невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также за предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений; за несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки и др.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда.

Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ и др. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Одним из важных направлений в разграничении полномочий в области охраны окружающей среды является возможность наделения органов государственной власти субъектов Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования полномочиями по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в нарушении требований законодательства, в том числе нарушении правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях регионального значения. В настоящее время данные полномочия в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях предоставляются только федеральным органам исполнительной власти.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения устанавливается Уголовным кодексом РФ 1997 г. (УК РФ). Им посвящена отдельная гл. 26 УК РФ. В нем предусмотрена уголовная ответственность:

— за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ;

— нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов;

— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами;

— нарушение законодательства о континентальном шельфе;

— незаконную добычу водных животных и растений;

— нарушение правил охраны рыбных запасов;

— незаконную порубку деревьев и кустарников;

— уничтожение или повреждение лесных массивов.

Так, по ст. 247 УК РФ производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологически неблагополучной ситуации, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Состав преступления введен в уголовное законодательство впервые, хотя некоторые формы подобного общественно опасного поведения влекли уголовную ответственность как должностные преступления и преступления экологические, связанные с загрязнением вод или атмосферного воздуха.

Преступление, предусмотренное ст. 247 УК, посягает на экологическую безопасность в целом. Ущерб в результате его совершения может быть причинен любому из непосредственных объектов экологических преступлений: стабильности окружающей среды, природно-ресурсному потенциалу, гарантированному Конституцией РФ праву каждому на благоприятную окружающую среду.

Диспозиция статьи о нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов носит бланкетный характер. Для уяснения сути состава преступления необходимо обращение к федеральным законам: «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии», «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» и др. и ряду подзаконных нормативных актов, например к постановлениям Правительства РФ: от 1 июля 1996 г. «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» с соответствующим Положением от 13 сентября 1996 г. «О федеральной целевой программе «Отходы»; от 16 июня 2000 г. «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» с соответствующими Правилами; от 26 октября 2000 г. «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»; к Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденным приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. (с изм. от 14 октября 1999 г.), к Порядку выдачи и аннулирования разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов, утвержденного приказом председателя ГК РФ по охране окружающей среды от 31 декабря 1998 г., к Порядку контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов, утвержденному федеральными министерствами и ведомствами 31 декабря 1998 г., к Положению о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденному Министром РФ по атомной энергии от 11 октября 1999 г. Введена ответственность за данные нарушения и на уровне субъектов. В Законе N 1 Москвы действует ст. 7 «Самовольный сброс мусора». Она предусматривает для граждан штрафы от 3 до 5 МРОТ, для должностных лиц от 30 до 40 МРОТ, а для юридических — от 80 до 100 МРОТ.

Однако на практике уголовная ответственность никогда не играла существенной роли в обеспечении выполнения требований экологического законодательства. А в последние годы наблюдается четко выраженная тенденция к постоянному снижению числа осужденных за экологические преступления, особенно по статьям, предусматривающим ответственность за загрязнение окружающей среды.

Вместе с тем охрана окружающей природной среды является приоритетной задачей УК РФ наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: 1) за нарушение; 2) за нарушение, повлекшее значительный ущерб; 3) за нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия).

Положения об ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды выделены в гл. 14 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Смерть человека как следствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Экологические преступления небольшой тяжести наказываются лишением свободы не более чем на два года, средней тяжести — до пяти лет, тяжкие — до десяти лет, особо тяжкие — свыше десяти лет или более строгое наказание. Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, лишение свободы. Как видим, в отечественном уголовном праве вопрос о классификации экологических преступлений разработан достаточно фундаментально. Одним из самых тяжких преступлений, несущих экологические последствия, является экоцид. Экоцид — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет (ст. 358 УК РФ).

Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира. Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Статьей 19 Уголовного кодекса РФ четко установлено, что субъектом преступления может быть лишь физическое лицо. Однако на сегодняшний день актуален вопрос об установлении уголовной ответственности юридических лиц за экологические преступления, так как уголовно-правовые санкции, применяемые за экологические преступления, должны сделать экономически невыгодным для всего предприятия, всех его работников занятие экологически вредной производственной деятельностью. Существующие штрафные санкции (размер которых ничтожно мал), применяемые к конкретным должностным лицам, никоим образом не могут способствовать восстановлению нарушенного преступной деятельностью экологического баланса. Штрафы, которые могли бы быть наложены на юридическое лицо, в силу их многократно большего размера были бы способны выполнять восстановительную функцию*(132).

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного нарушением экологического законодательства.

Экологическое право

ТЕМА 5. Юридическая ответственность за нарушения природоресурсового и экологического законодательства.

1. Понятие и функции юридической ответственности.

2. Основания юридической ответственности.

3. Юридический состав природоресурсовых и экологических правонарушений.

4. Виды юридической ответственности и их применение.

1.Понятие и функции юридической ответственности.

Ответственность как социальная категория является важнейшим средством, обеспечивающим нормальное функционирование общественных отношений. В широком социальном смысле ответственность за природоресурсовые и экологические нарушения включает в себя претерпевание обществом, государством, предприятием либо отдельной личностью отрицательных последствий перед настоящим и будущим поколением людей за состояние естественной среды обитания. Такой социально-философский аспект ответственности, получивший название перспективной или позитивной, представляет собой соблюдение всеми субъектами природопользователями требований объективных закономерностей взаимодействия общества с природой в целях удовлетворения ими своих экономических и экологических интересов.

В узко юридическом смысле ответственность представляет собой возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия. Так, в соответствии со ст. 66 Конституции Украины «каждый обязан не наносить вред природе». В случае не исполнения этой конституционной обязанности или обязанностей, предусмотренных природоресурсовым и экологическим законодательством, т.е. совершения противоправных поступков наступают неблагоприятные последствия правового характера. Такая ответственность за нарушение требований природоресурсового и экологического законодательства, получившая название ретроспективной или негативной, чаще всего выступает в форме применения соответствующих санкций.

Юридическую ответственность за природоресурсовые и экологические правонарушения необходимо отличать от некоторых форм экономического (материального) воздействия на природопользователей, предусмотренных экологическим законодательством. Это может иметь место, например, в форме платы за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных норм сбросов, выбросов, утилизации и т.д., но их нельзя рассматривать в качестве экономической ответственности. Безусловно, при правомерных сбросах и выбросах причиняется определенный вред окружающей природной среде. Но они не являются противоправными действиями и поэтому не могут повлечь за собой юридической ответственности. В украинском законодательстве не существует обособления и самостоятельная форма экологической ответственности, а имеет место применения традиционных видов уголовной, административной, имущественной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за природоресурсовые и экологические правонарушения.

Институт юридической ответственности за природоресурсовые и экологические правонарушения состоит из совокупности правовых норм, направленных на принудительное обеспечение исполнения юридическими и физическими лицами, государственными органами и общественными организациями требований норм природоресурсового и экологического законодательства. При этом сами природоресурсовые и экологические нормы и правила содержатся в экологическом законодательстве. Оно содержит определенный перечень правонарушений, за которые могут применяться соответствующие виды юридической ответственности.

Таким образом, юридическая ответственность за природоресурсовые и экологические правонарушения как комплексный правовой институт представляет собой совокупность установленных государством правовых норм, возлагающих обязанности по притерпиванию негативных последствий в виде соответствующих санкций, налагаемых за противоправное использование природных ресурсов и причинение вреда окружающей среде. Такое определение юридической ответственности за экологические правонарушения является наиболее универсальным и охватывает не только принудительное обеспечение исполнения экологических требований, но и соблюдение норм по использованию естественных природных ресурсов.

Юридическая ответственность за нарушения природоресурсового и экологического законодательства выполняет важные функции. Прежде всего, она выступает в качестве средства обеспечения исполнения требований природоресурсового и экологического законодательства. Безусловно, подавляющее большинство субъектов права добровольно, без принуждения, следуют требованиям норм права о рациональном, эффективном и бережном использовании объектов природы и охране окружающей природной среды. Но в случаях отклонения от требований законодательства возникает необходимость в принудительном обеспечении их исполнения. Таким средством являются нормы института юридической ответственности за нарушения природоресурсового и экологического законодательства.

Важнейшей функцией института юридической ответственности является функция стимулирования соблюдения предписаний природоресурсового и экологического законодательства. Она проявляется в побуждении субъектов экологических отношений к более эффективной охране и рациональному использования природных ресурсов.

Главенствующей функцией института юридической ответственности за нарушение природоресурсового и экологического законодательства является компенсационная. В условиях перехода экономики страны на рыночные отношения и постепенного возвращения естественных природных ресурсов в имущественный гражданско-правовой оборот в их стоимостном выражении компенсационная функция ответственности должна быть нацелена на реальное восполнение утраченного качества окружающей природной среды.