Эксплуатация объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию коап

Содержание:

Нарушение в сфере
строительства

Закон гласит:

Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, — влечет наложение административного штрафа.

В силу пункта 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Согласно норме статьи 9.5. КоАП РФ, эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Схема действий:

Ваши действия:

Если у Вас имеются сведения о эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию, вы можете обратиться с письменным заявлением в органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.

  • Уточните сведения о нарушителях
  • Подготовьте заявление

Ответственность

  • Административный штраф

Уполномоченный орган

Законодательная база

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации

Комментарий юриста

Дела об административных правонарушениях предусмотренных статьей 9.5 КоАП РФ в силу п.1 статьи 23.56 КоАП РФ уполномочены рассматривать органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.

Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

СТ 9.5 КоАП РФ
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 9.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают общественные отношения в области строительства, приемки и ввода объектов строительства в эксплуатацию.

Строительство зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного строительного надзора.

2. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, образуют осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на строительство.

Часть 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ определяет разрешение на строительство как документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, в том числе линейного объекта — на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов РФ, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ;

2) органом исполнительной власти субъекта РФ в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

3) органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.

3. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в нарушении сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.

Часть 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ закрепляет положение, согласно которому, если при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, извещение о начале таких работ, к которому прилагаются соответствующие документы.

Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 утвержден Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации.

4. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных недостатков при осуществлении строительства образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

5. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, образуют действия, выразившиеся в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительства органов.

Пункт 19 Положения об осуществлении государственного строительного надзора Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54, устанавливает, что заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.

6. Действия, направленные на эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи.

7. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные и юридические лица. Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Согласно ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежат лица, осуществляющие эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства.

В том случае, если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

8. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, характеризуются умышленной виной.

9. Дела об административных правонарушениях по ст. 9.5 КоАП РФ рассматривают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный строительный надзор (ст. 23.56 КоАП РФ).

10. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2010 N 07АП-2026/10 по делу N А02-21/2010 По делу о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

от 6 апреля 2010 г. N 07АП-2026/10

“06“ апреля 2010 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С.В.

судей: Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания председательствующим,

без участия лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокурора Турочакского района Республики Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 26.01.2010 по делу N А02-21/2010 (судья Кулакова Л.А.) по заявлению прокурора Турочакского района Республики Алтай к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о привлечении к административной ответственности,

Прокурор Турочакского района Республики Алтай (далее — Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее также — предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Решением от 26.01.2010 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Прокурор обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым привлечь предпринимателя к административной ответственности.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что предприниматель Пятышева С.В., являясь с 30.03.2005 арендатором лесного участка, эксплуатировала находящиеся на нем объекты недвижимости без разрешения на ввод их в эксплуатацию, в связи с чем на основании частей 1, 10 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ обязана была получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, находящихся в ее фактическом пользовании и эксплуатации в предпринимательских целях.

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Отзыв на апелляционную жалобу предпринимателем не представлен.

Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Пятышева С.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 15.11.2001 и занимается розничной торговлей, а также прочей деятельностью по организации отдыха и развлечений.

22.03.2005 Агентством лесного хозяйства по Республике Алтай был проведен лесной конкурс на право аренды участка лесного фонда площадью 0,2 га, расположенного в квартале 263, выдел N 8 Верх-Бийского лесничества, Турочакского лесхоза. С победителем конкурса предпринимателем Пятышевой С.В. 30.03.2005 был заключен договор аренды N 14. По условиям договора Федеральное государственное учреждение “Турочакский лесхоз“ передало по акту от 10.03.2006 в аренду предпринимателю Пятышевой С.В. указанный участок сроком на 25 лет.

31.12.2008 Министерством природных ресурсов Республики Алтай с Пятышевой С.В. заключен договор аренды N 209-8, предметом которого является тот же участок лесного фонда, срок аренды определен до марта 2030 года. Приложением к данному договору является акт приема-передачи от 31.12.2008, которым названный участок лесного фонда передан предпринимателю.

22.05.2008 Прокурором Республики Алтай в адрес районных прокуроров направлено задание N 7-3-2009г. о проведении проверки законности функционирования объектов капитального строительства, расположенных на землях лесного фонда в соответствие с приложенным к заданию перечнем лесных участков, переданных в аренду для осуществления рекреационной деятельности, в который включен участок, арендатором которого является предприниматель Пятышева СВ.

26.11.2009 помощник прокурора Турочакского района Карпова Ю.С. провела проверку участка лесного фонда, находящегося в аренде у предпринимателя Пятышевой С.В. и установила, что на данном участке расположена туристическая база, состоящая из двухэтажного жилого дома и сторожевого дома; данные объекты возведены более 8 лет назад, эксплуатируются предпринимателем при отсутствии разрешения о вводе в эксплуатацию.

По результатам проверки Прокурором 28.12.2009 в присутствии предпринимателя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности на основании статьи 203 АПК РФ.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал, что Прокурором не доказано, что предприниматель Пятышева С.В. является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.

Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает данный вывод суда, исходя из следующего.

Частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Из указанных норм права следует, на что обоснованно указал суд первой инстанции, что обязанность получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию лежит на застройщике, то есть субъектом правонарушения по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ является лицо, осуществляющее строительство.

Материалами дела подтверждается, что предприниматель Пятышева С.В. является арендатором участка лесного фонда, на котором расположены объекты капитального строительства; Пятышева С.В. в объяснениях от 25.12.2009 (л.д. 13) указывает на то, что база отдыха “Зеленый рай“, состоящая из двухэтажного дома и сторожки, перешла к ней в фактическое пользование на основании выигранного тендера на аренду лесного участка, документов на указанные объекты не было, не отрицает, что использует указанные объекты в предпринимательских целях.

Доказательств того, что предприниматель является застройщиком данных объектов в материалы дела не представлено, факт же эксплуатации объектов капитального строительства не свидетельствует о наличии обязанности предпринимателя получать разрешение на ввод их в эксплуатацию, которая возложена вышеуказанными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации на застройщика.

Следовательно, вывод суда о том, что предприниматель Пятышева С.В. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, является правомерным, а доводы апелляционной жалобы — основанными на неверном толковании норм права.

То обстоятельство, что в диспозиции части 5 статьи 9.5 КоАП РФ отсутствует ссылка на специальный субъект правонарушения, не свидетельствует о возможности привлечения к административной ответственности на основании данной нормы лица, не являющегося застройщиком, так как обязанность получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, лежит именно на застройщике.

Таким образом, решение об отказе в привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, предпринимателя Пятышевой С.В., является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 156, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 26.01.2010 по делу N А02-21/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию

Частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

При этом следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 10 ст.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации объект капитального строительства- здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и т.п.

В силу ч.1 ст.55 кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Эксплуатация объекта без указанного разрешения и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст.9.5 КоАП РФ.

К административной ответственности по этой статье может быть привлечено любое лицо, непосредственно эксплуатирующее объект капитального строительства, в отсутствие выданного в установленном законом порядке разрешения на ввод этого объекта капитального строительства в эксплуатацию, в том числе арендатор здания или части здания, а также арендодатель, предоставивший по договору аренды здание или его часть.

Во избежание совершения правонарушения, до заключения договора аренды арендатор должен убедиться не только в том, что объект капитального строительства принадлежит арендодателю на праве собственности или ином законном основании, но и в том, что это помещение может быть использовано по назначению в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, то есть потребовать от арендодателя предъявить разрешение на ввод в эксплуатацию.

В соответствии со ст.51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство отнесена к полномочиям органов местного самоуправления (за исключением определенных случаев).

Административная ответственность за данное правонарушение направлена на соблюдение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, предупреждение эксплуатации без разрешительных документов объектов капитального строительства, создающих потенциальную опасность для здоровья и жизни граждан.

Старший помощинк прокурора республики А.Р.Псху

Не допускается эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию

Организация (учреждение), владеющая объектом капитального строительства, обязана иметь разрешение на его эксплуатацию. Документ удостоверяет факт выполнения строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме и соответствия построенного (реконструи­рованного) объекта градостроительному плану и проектной документации (п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ далее ГрК РФ).

Эксплуатация объекта капитального строительства (реконструированного объекта) без соответствующего разрешения не допускается.

Так, часть 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

За эксплуатацию без разрешения преду­смотрен штраф, который составляет: для должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; для организаций — от 10 000 до 20 000 рублей.

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенные в Постановлении от 17.02.11 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» субъектом данного административного правонарушения, является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства. Если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым.

В соответствии с п. 10 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и т.п.

Согласно ст. 55 ГрК РФ по окончании строительства объекта застройщик обязан обратиться в соответствующий орган исполнительной власти с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приложив к нему необходимый пакет документов. Застройщик, получив разрешение на строительство объекта капитального строительства, должен по окончании строительства получить разрешение и на ввод его в эксплуатацию.

Невыполнение данного требования ГрК РФ и эксплуатация объекта без разрешения на ввод его в эксплуатацию и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.