Этические знания и моральные нормы

Этические знания и моральные нормы

В различных изданиях понятия «мораль» и «этика» определяются следующим образом.

Мораль (от лат. moralis — нравственный) — социальный институт, система моральных норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения. Мораль выполняет многообразные социальные функции. Она поддерживает и обеспечивает существование породившей ее социальной системы, регулирует, упорядочивает, оформляет, оценивает взаимодействие и поведение представителей социальных групп, обеспечивая выполнение необходимых или желательных для общества и различных общностей форм поведения и деятельности их членов, представляет обществу систему соответствующих оценок и санкций за отклонение в выполнении этих форм и видов деятельности.

В качестве социального института оказывается хранилищем, накопителем вырабатываемых в обществе и различных группах норм, представлений о должном, желательном, формирует нравственную сферу общественного сознания и систему моральных образцов, нравов, обычаев.

Мораль (от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила). Термин был введен Цицероном. Мораль — это представления о хорошем и плохом, добре и зле, принятые в обществе, а также нормы поведения, вытекающие из этих представлений. Например, существует христианская мораль, буржуазная мораль и т.д. В русском языке мораль обычно является синонимом нравственности, однако термин «нравственность» применяется для обозначения внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, а мораль — общественных взглядов.

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т.е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы — учение о субстанции и ее модусах.

Этика — наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи так называемой автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В XX в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» этике долга разрабатывали «материальную» (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

Все поступки и поведение людей и социальных групп, в том числе организаций, могут получить (и постоянно получают) этическую (моральную) оценку и имеют моральное значение, следовательно, оправданно считать мораль и изучающую ее этику, все формы прикладной этики повсеместно проникающими и охватывающими бытие и сознание человечества, его групп и отдельных индивидов.

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой. Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Этика теоретически призвана была решать те же самые практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и что злом и т.д.). Всякое теоретическое знание имеет в конечном счете практическое значение, не только вооружает человека методами и средствами преобразования мира, но и содержит мировоззренческую сторону, так или иначе обосновывает цели практической деятельности.

Специфика этики в данном вопросе состоит в том, что указанные цели (цели практической деятельности) формулируются здесь в форме идей о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни. Отсюда следует, что этикой нередко называют собственно системы моральных принципов, норм, правил поведения.

Прикладная этика — область знания и поведения, предметом которой являются практические моральные проблемы, имеющие пограничный, междисциплинарный и открытый характер.

Профессиональной этикой (или профессиональной моралью) принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

Деловая этика, или этика бизнеса, является формой прикладной этики, в некоторых источниках — формой профессиональной этики. На наш взгляд, группировка форм и видов этики может осуществляться по разным признакам или основаниям, как и их соподчиненность. Поскольку «правда» и «истина» — понятия субъективные, они отражают личностные особенности их выразителя, спорить о необходимости и возможности полной унификации понятий и смыслов в науке и практике можно бесконечно.

Примем более развернутое определение прикладной этики: прикладная этика имеет целью получение и применение знаний о нормативно-ценностных системах в конкретном виде деятельности, профессии, организации, группе, общности, обществе, ситуации, о влиянии этики разных уровней и других факторов на формирование и проявление конкретной этической системы, о развитии особенных, актуальных только в конкретной области и ситуации и не применяемых нигде более элементов морального сознания, об обеспечении их действенности с целью способствовать повышению эффективности деятельности и гуманизации отношений.

Функции прикладной этики следующие:

— классифицировать и регулировать поведение людей и общностей в различных ситуациях (в случае с деловой этикой все ситуации следует дополнить определением «деловая») на основе норм морали или этикета;

— предоставлять критерии морального характера для оценки поведения;

— формировать личностные и групповые нормы социального поведения;

— служить одним из объяснительных факторов поведения, его мотивации;

— создавать моральный профиль как элемент портрета личности или социума;

— в случае целесообразности оперировать аргументами и доказательствами морального характера.

Ввиду тесной взаимосвязи этики и этикета считаем целесообразным употреблять понятие «этика» как сокращенное от «этика и этикет». Подробнее соотношение этих явлений будет рассмотрено ниже.

Мораль осуществляет регулятивное воздействие на поведение и деятельность людей во всех без исключения областях их общественной жизни — в профессиональной деятельности и быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригрупповых и межгрупповых, международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, связанных со спецификой деятельности, принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются па всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития человечества.

Наиболее известные нормы морали — табу, традиции, обычаи, правила.

Табу — полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на современные языки. Его сущность — жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые неприкасаемые объекты (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.).

Характер нормы распространяется на членов данной общины. Поддерживается мистической боязнью определенных актов или существ.

Обычай. Его сущность — исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах. Характер нормы распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Обычай регламентирует, когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора. Поддерживается авторитетом общественного мнения.

Традиция (лат. traditio — передача). Это разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Характер нормы и форма поддержки аналогичны обычаю.

Моральные правила. Они концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. Нормы распространяются за пределы одной общины, ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение, поддерживаются идеями добра и зла и авторитетом общественного мнения.

Первые три формы норм морали возникают в родовом строе, последняя — при его разложении.

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

— натуралистический подход — мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;

— теологический подход — мораль дарована человеку Богом;

— социологический подход — мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;

— культурологический подход — мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека.

Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей. Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечены устойчивое единство и порядок общества в целом.

С точки зрения структуры морали моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные требования и представления можно сгруппировать следующим образом: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» и т.д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т.д.); нравственные принципы (коллективизм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т.д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т.д.).

Понятия «мораль» и «нравственность» нередко отождествляют, т.е. рассматривают их как синонимы. Однако следует учитывать тонкости, которые разделяют эти понятия. Мораль — это специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.

Нравственность — это принципы реального практического поведения людей, где строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т.е. в данное понятие вкладывается более житейское, приземленное значение. Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного) — сфера морали, а реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего), — сфера нравственности.

Изучение этики и ее прикладных направлений определяется подходом, опорной точкой зрения, на основе которой исследователь пытается познать это сложное явление.

Нормы общества
Нравственность
Общественное развитие
Общественное сознание
Общественные объединения

Назад | | Вверх

Смысл и назначение этики

Влияние этики на жизнь и характер личности и общества трудно переоценить. Это система знаний, помогающая судить о том, что следует и чего не следует делать, отличая добро от зла, прекрасное от безобразного. Всё многообразие этих знаний можно свести к моральным понятиям, суждениям и нормам.

Моральные понятия являются отображением в отдельном слове различных проявлений и оттенков добра и зла. Таковы понятия честности, щедрости, великодушия, чуткости, лживости, скупости, мстительности, чёрствости и т. д. В каждом из естественных языков таких слов сотни.

Моральные суждения и нормы строятся на основе моральных понятий и составляют большой список оценок и предписаний, наставлений, запретов, приуроченных к различным жизненным ситуациям и положениям: «Стыд — страх перед ожидаемым бесчестьем», «Мужество — стойкость в исполнении должного», «Получив добро — помни, а сделав — забудь», «Не похваляйся своими успехами». К числу развёрнутых моральных суждений можно отнести этические рассказы, притчи, басни.

Этические знания человек получает и осваивает с раннего детства, поддерживая с их помощью необходимый уровень согласия и порядка в обществе. Неэтично, некрасиво браниться, сорить, обманывать, красть, завидовать, обижать слабых, предавать друзей. С этических позиций оценивает ребёнок не только собственное поведение, слова и поступки сверстников, но и поведение взрослых, в том числе и родителей.

В быту, в повседневном взаимодействии человека с миром этические знания служат средством постоянного и действенного контроля и самоконтроля мышления и поведения. Через представления о нравственном и безнравственном, приличном и неприличном, прекрасном и уродливом люди познают и оценивают сложный, противоречивый мир в себе и вокруг себя, выбирая на этой основе приемлемые формы поведения и стиля жизни. Этика, по мнению известного английского философа Дж. Мура, может нам подсказать, какую из альтернатив, лежащих в границах нашего выбора, лучше предпочесть.

Среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой, хотя нынешнее время выдвигает на первый план политические и экономические задачи. При наличии очевидной связи между добрым и прекрасным следует признать, что прекрасное является элементом целого, которое есть добро само по себе (А. Швейцер).

Определение этики как отдельного раздела философии связано с именем древнегреческого философа Аристотеля (384—322 до н. э.). В основе используемого для этого термина лежит греческое слово ethos — этос, что означает «привычка, обычаи, нравы». В переводе на латинский язык, сделанном впервые римским оратором и мыслителем Цицероном, слову ethos соответствует mores и производные от него moralis — моральный и moralitas — мораль. В русском языке в таком же значении используются термины «нравственный», «нравственность».В определённом смысле можно утверждать, что понятия «этика», «нравственность», «мораль» совпадают. В обыденной речи, а зачастую в научной и научно-методической литературе они употребляются как синонимы. Однако в отечественной философии сложилась традиция различать эти понятия. Под этикой подразумевают теоретическое знание, науку, а под моралью и нравственностью — изучаемый этой наукой предмет — моральное (нравственное) сознание и поведение. Это не значит, что подлинной реальностью этики являются лишь системы абстрактного знания, этика — наука о том, что должно быть, а не о том, что на самом деле есть и может дыть. Этика — наука о морали и в определённой степени элемент самой морали.

Существует также условное, но важное с психологической точки зрения разграничение морали и нравственности. Мораль — это заданные этикой конкретные правила и предписания поведения. Нравственность — внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила. Мораль в таком понимании предстаёт как нечто внешнее, что необходимо знать, усваивать, соблюдать. Это материал для социализации, для воспитания. Нравственность, в отличие от этого, соотносима в большей степени с воспитанностью, со сложившейся системой моральных ценностей. Мораль — это страж снаружи, а нравственность — страж внутри, наша совесть, наши нравственные устои. Мораль — это долг, ответственность перед другими, а совесть — это ответственность перед самим собой.

Моральное сознание и понимание

Сфера морального сознания и понимания представлена сложнейшей системой моральных понятий и суждений, ориентированных на этическую рационализацию мира. Моральные понятия, которыми оперирует наше сознание, — это добродетель и порок, верность и предательство, благодарность и неблагодарность, сердечность и чёрствость, тактичность и бестактность, терпимость и нетерпимость… В самом противопоставлении этих категорий присутствует оценка, помогающая человеку отличить нравственное от безнравственного.

Моральные нормы и развёрнутые моральные оценки запечатлены в афоризмах, пословицах, притчах, этических рассказах, баснях, кодексах поведения. Они составляют моральный опыт каждого народа и человечества в целом. И этот опыт не только постоянно используется, но и обогащается, оттачивается людьми, способствуя развитию морального сознания и понимания. Мир предстаёт перед нами в этическом измерении. Например, почти у всех народов мира в той или иной форме представлено «золотое правило нравственности», которое гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Так сказал живший ещё в VI—V вв. до н. э. китайский философ Конфуций. И с тех пор норма взаимности остаётся в центре всех этических учений. Но в начале прошлого века английский писатель и драматург Бернард Шоу со свойственным ему английским остроумием и сарказмом отреагировал на это суждение следующим образом: «Не желайте другим того, чего желаете самому себе, у вас могут оказаться разные вкусы».

Причина, казалось бы, шутливого «спора» Бернарда Шоу с Конфуцием гораздо глубже и серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Высказывание знаменитого писателя служит напоминанием о том, что у разных людей и сообществ имеются свои не вполне совпадающие представления о благе, о нравственном долге и совершенстве. Признавая общее, универсальное в нравственном опыте человечества, мы не можем отвергать различия в отношениях к тем или иным конкретным, частным фактам жизни. Этого не отрицал и Конфуций, о чём свидетельствует следующий рассказ из его «Бесед и высказываний»: «Е-гун сказал Кун-цзы: «У нас есть прямой человек. Когда его отец украл барана, сын выступил свидетелем против отца». Кун-цзы сказал: «Прямые люди у нас отличаются от ваших. Отцы скрывают ошибки сыновей, а сыновья покрывают ошибки отцов, в этом и состоит прямота».

Хорошо понимал Конфуций и условность, недостижимость провозглашённого им идеала взаимности в отношениях между людьми. Когда один из его учеников по имени Цзы-гун (Дуаньму Сы) сказал, что, следуя «золотому правилу», он не хочет делать другим того, чего не хочет, чтобы делали ему, Конфуций ответил, что этого добиться невозможно. Тем самым подчёркивается, что моральному совершенству нет предела, между нравственным идеалом и реальностью человеческого существования, между должным и сущим в моральном сознании и поведении есть некоторая дистанция.

С одной стороны, это дистанция, которую не удаётся преодолеть в полной мере, так как идеал нравственного совершенства недостижим. С другой стороны, перед нами поле свободного выбора, открывающее возможность по-своему интерпретировать принципы этики, формировать собственную шкалу моральных ценностей и приоритетов, не всегда совпадающую с той, что задана обществом. Каждый человек живёт, постоянно снимая данное, присущее самой природе морального сознания противоречие. В зависимости от того, как и насколько это ему удаётся, мы судим о его моральных и волевых свойствах.

Понятие о нравственном прогрессе и регрессе

Глобальная этика

История человечества является историей восходящего развития морали, выделения общих для всего человечества универсальных этических ценностей. Так, ещё до формирования мировых религий у людей сложились представления об искуплении вины через покаяние и очищение души, через сочувствие и помощь страждущему. Эти формы нравственного мышления и поведения постепенно оттесняли механические и догматические формы достижения цели: очищение огнём, золой, водой, путём задабривания или, напротив, устрашения духов, демонов, принесения им жертв и даров. Существует твёрдое убеждение в том, что, воздерживаясь от зла, человек каждодневно и неустанно должен совершать добрые дела, спасая и успокаивая собственную душу.

Под влиянием таких идей происходило смягчение нравов, развивалась культура сочувствия, ушли в небытие распространённые в прошлом обычаи каннибализма, умерщвления стариков, принесения богам человеческих жертв. Были ликвидированы жестокие формы публичной казни: через сожжение на костре, побивание камнями, повешение, отсечение головы гильотиной, отменены различные формы смертной казни. Ещё в середине прошлого века Дж. Мур, прибегая к более широким обобщениям, писал о том, что ни один поступок, называемый убийством, ни при каких обстоятельствах не осуществит столько добра в универсуме, сколько его несовершение.

Мораль как система норм и ценностей, постоянно трансформируясь, наполняется новым духовным и гуманистическим содержанием. Приходит право морального выбора, возможность решать, как поступать в конкретном случае, не нарушая универсальных этических установок. При этом следует признать, что в связи со смещением акцентов в современной жизни с внешних моральных ограничений к внутренним нравственным установкам и ори-ентациям личности, что является особенно характерным для нашего сверхскоростного мира, существенно возрастает роль этического образования в воспитании подрастающего поколения. Ведь будущее, по мнению оптимистов, готовит нам «общество тотальной свободы», где внешние сдерживающие программы (мораль) перейдут во внутренние запреты: я не буду так поступать не потому, что это неприлично и вызовет осуждение окружающих, а потому, что не хочу причинять другому человеку неудобства, а люди в своём выборе будут ориентироваться на общеэтические универсальные человеческие ценности.

Различие между этикой и моралью состоит в том, что первая включает в себя всеобщие, неизменные принципы, выражающие важнейшие ценности и убеждения личности и общества, тогда как вторая содержит более специфические и изменчивые правила, через которые реализуются эти общие принципы.

Универсальная этика, к которой, по мнению учёных, неизбежно придёт человечество в своём развитии, — одно из магистральных направлений научного поиска в современной этической теории и одновременно важнейшая практическая задача на пути глобализации современного мира — создание универсальной (глобальной, планетарной, общечеловеческой) этики. Под универсальной этикой понимается система ценностей, которая могла бы стать основой для единого культурного пространства всего человечества в будущем или, по крайней мере, в рамках которой уже сейчас приходится вести так называемый диалог цивилизаций. Иными словами, глобальная этика призвана найти такие безусловные ценности, которые содержатся во всех культурах и принимаются представителями всех этносов, социальных групп и классов, как верующими разных конфессий, так и атеистами. Можно сформулировать главную задачу универсальной этики и по-другому: она должна выработать такие определения добра и зла, которые были бы приемлемы для всех людей, ибо на данный момент то, что признаётся добром в одном обществе, может оказаться злом в другом, и наоборот, а это, в свою очередь, чревато нарастанием различных видов экстремизма (в чём мы достоверно убеждаемся в последние годы) и с лёгкостью может перерасти в новую мировую войну.

Вместе с тем эпоха глобализации, несмотря на выработанные всей историей человечества универсальные этические ценности и установки, порождает и крайне негативные, неустойчивые и условные характеристики глобальной этики сетевого мира, для которых становятся тесными даже предельно общие моральные принципы. Стремительность социальных изменений, нарушая преемственность культуры, приводит к нравственному регрессу, парадоксальным образом нарушая общий процесс гуманизации и либерализации общественной и личной жизни.

Для обозначения таких состояний французский социолог конца ХIХ в. Эмиль Дюркгейм, например, ввёл понятие аномии (букв. «без норм»), понимая под этим неоправданное ослабление и рассогласование ценностей и норм, утрату эффективности нравственных рамок, регулирующих общественную и индивидуальную жизнь.

К крайним проявлениям и последствиям аномии относят обычно суицидогенные импульсы и суицид. Следует включить сюда и наиболее жестокие, бессмысленные формы насилия, а также другие проявления деградации культуры, в не меньшей степени расшатывающие устои общественной жизни.

Американский социолог Г. Блумер выделял форму социального самочувствия, именуемую социальным беспокойством. Характерными для социального беспокойства являются, с одной стороны, смутные предчувствия и страхи, растерянность и неуверенность, инертность и внушаемость, а с другой — агрессивность и повышенная раздражительность, носящая часто суетливый, беспорядочный характер. Это состояния, близкие к панике, страху, унынию.

Обычно такого рода спады морального состояния общества и личности являются результатом каких-либо больших социальных, экономических катаклизмов: социальная революция, экономический кризис. В состоянии аномии находилось и российское общество, что было обусловлено распадом Советского Союза, болезненным переходом к рыночной экономике. В состоянии вялотекущей аномии находится сейчас всё мировое сообщество: в период экономического кризиса, поразившего с 2009 г. всю планету, стали очевидными издержки глобальной этики, которая может обернуться для человечества и глобальным хаосом.

Глобальные проблемы, катастрофы, войны, с одной стороны, и экология — с другой, стимулируют разработку глобальных проектов спасения планеты и человеческой цивилизации и международных усилий и действий, направленных на их реализацию. «Глобальное образование», принципы которого нацелены на осмысление глобальных проблем и выработку ответственности за всё происходящее на планете, уже практикуется во многих американских и европейских школах. Без универсальных человеческих ценностей, связывающих людей, не может быть мира и единства. Именно они должны лежать в основе жизнедеятельности современного человеческого общества и эффективного диалога между разными государствами, группами и сообществами, как бы они ни отличались друг от друга по своим расовым, национальным, социальным, религиозным и иным признакам.

Мораль и нравственность. — Этика, эстетика, мораль, воспитание, нормы поведения, общество

Что есть мораль?

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Существует точка зрения о физических основах морали, мораль объективна, представляет собой совокупность неизменных законов Природы, соблюдение которых способствует развитию высшего сознания, а их нарушение вызывает падение жизненной энергии и деградацию человека. Однако данное мнение далеко не бесспорно и практически безосновательно.

Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Так называемая «общественная мораль» — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.

Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.

Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.

Мораль и нравственность.

В русском языке существуют два родственных понятия – мораль и нравственность. Каково отношение между ними? В этике существуют попытки «развести» данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного. Существует ведь большая разница между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в действительности выполняют.

Дать определение «морали» («нравственности») значительно сложнее, нежели дать определение «этики», что обусловлено сложностью, многоаспектностью самого предмета. Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения «нравственности».

1) Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В данном определении мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам поведения, т.е. к определённой форме сознания. Однако здесь не учитывается в должной мере моральное измерение общества, а также практическая нравственная деятельность. Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е годы XX века было предложено другое, более широкое понятие морали.

2) Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека. Но как быть с отношением к природе, может ли оно быть нравственным? Обладают ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа? Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями. Поэтому правомочно ещё более широкое определение морали.

3) Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий. Данное определение морали и будет нами рассматриваться как основное.

Понятие нравственности.

Критериологический подход к категории нравственности требует, прежде всего, достижения понимания и ориентации в пространстве жизненных и вообще природных критериев с тем, чтобы построить систему оценок знаний высшего уровня. Подобное желание весьма трудно исполнимо, ибо нравственность сама по себе является уже такой оценочной системой высокого уровня, позволяющей человечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые действия и мысли.

Когда мы стараемся осмыслить это понятие, то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.

Кроме того, эта категория как расширенное понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества. По-другому, жизнь превращается при этом в Игру с Выигрышем для Всех и каждого.

Поэтому говорить о нравственности можно лишь с позиций добровольно взятых на себя обязанностей человека перед обществом или перед той Высшей Силой из пространства Сознания Природы, которая соответствует общему представлению, эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом и человеком и которое ведёт данное общество и данного человека по жизненному пути.

Нравственности эгоистической быть не может. Поэтому можно снять упрёк либерального (эгоистического) толка о том, что Иисус Христос принёс человечеству коммунистическую идеологию: любое духовно-нравственное учение, в том числе и возникшие до Иисуса Христа, заставляет, прежде всего, расставлять оценки с вершины общества. И СССР развалился совсем не потому, что коммунистическая идеология нежизненна, наоборот, ей не хватило именно духовной высоты, такой, какая наличествует, например, в конфуцианстве и даосизме.

Однако, эгрегоры, как и ведомые ими личности и общества, могут быть разной высоты по уровню духовного потенциала, и потому разными по качеству, силе, заряду (позитив-негатив), широте охвата и так далее. И потому представление о Боге одного человека не совпадает с представлением о Нём другого, личный Бог одного человека никогда не будет совпадать с личным Богом другого. И хотя духовная высота эгрегора каждого человека оценивается, «измеряется», с высоты общих нравов нравственностью, тем не менее, понимание нравственности у разных людей разное. Нравственность так же относительна, как и любая другая истина.

Проблемы нравственности изучаются этикой. Однако, говоря о разных видах корпоративной этики, прежде всего, следует говорить о нравственности не как о морали. Потому что мораль — это либо исторически изменяемый, либо профессиональный свод правил и норм поведения людей, сформулированный ими на основе их опыта, духовного и опыта отношений. Нравственность же выступает как некоторый абсолютный закон (императив) притяжения человеческого духа (И. Кант), а просто этика становится уже духовной этикой.

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА МОРАЛИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ

ЦЕЛИ:

  • дать представление о философской проблеме определения сущности морали;
  • сформировать представление о сущностных и специфических свойствах х морали как вида социальной регуляции;
  • выработать навыки анализа структуры морали;
  • дать представление и выработать навыки анализа функций морали.

ПЛАН:

1. Сущность морали.

2. Субъектная и объектная специфика морали.

3. Структура морали.

4. Функции морали.

5. Мораль и нравственость: проблема единства и различия.

1. Сущность морали

Сущность – это главное необходимое в изучаемом объекте, это его «качественная определенность» (Г.В.Ф. Гегель). Сущность – это родовые свойства изучаемых объектов.

В чем заключается сущность морали? Мораль относится к роду социальных регуляторов.

Мы можем выделить пять сущностных признаков морали:

1. Регулятивность. Упорядочивание явлений, процессов, это всегда движение от хаоса к порядку.

2. Историчность. Все виды социальной регуляции имеют свое определенное историческое время возникновения и особенности исторического развития и изменения.

3. Социальность. Все виды регуляции, в частности мораль, порождены определенной социальной необходимостью.

4. Социальная неоднородность или социальная дифференцированность морали. Каждый социальный класс и группа формируют свою мораль, которая обеспечивает внутреннюю консолидацию и сохранность этих общностей.

5. Определенное место морали в системе социальной регуляции.

Какое место мораль занимает в системе социальной регуляции?

Виды регуляции/критерии сравнения

политика

право

мораль

1. Цель регуляции

А. очевидная цель политики – власть и властвование. Сущность любой власти – это преобладание над другими, первенство, главенство.

А. защита собственности и собственника. Право возникает вместе с государством, исторически менялись виды и формы собственности, но цель права всегда сохранялась.

А. разрешение универсальных противоречий социальной и индивидуальной жизни: социальное и индивидуальное (приоритет социального), должное и сущее (ориентация на должное), добро и зло (главенство добра).

Б. удовлетворение потребностей и интересов различных социальных классов, групп, слоев. Власть нередко становится средством в достижении этой цели.

Б. защита общественного порядка. Защита индивида от социального и индивидуального произвола.

Б. Вторая цель морали – быть хранительницей общности. Это основная цель морали.

2. Способы регуляции:

А. духовный способ регуляции.

Б. материально- экономический.

Политика опирается на все возможные способы: А Политическое просвещение, агитация, дипломатическая работа.

Б. Экономическая помощь или экономические блокады

В. Теракты, физическое устранение политических лидеров, революции, весь арсенал войн: гражданские, антиколониальные, мировые.

Право опирается на все возможные способы:

А. правовое просвещение, правовое воспитание, духовные санкции права, например, условная мера наказания, отсрочка исполнения приговора, суд присяжных заседателей.

Б. Штрафы, лишение имущества.

В. Однако, активнее всего, право опирается на последний способ: лишение свободы, смертная казнь.

Мораль опирается только на духовный способ регуляции: на добрый разум, добрые чувства, добрую волю человека. Она апеллирует к социальному чувству и социальной сознательности. Она есть самый совершенный вид социальной регуляции, потому что не использует ни материальные и физические способы регуляции. Мораль нередко превращается в самый бессильный способ регуляции, а значит, в самый несовершенный.

Таким образом, мораль является, прежде всего, видом социальной регуляции. Трагическое противоречие морали состоит в том, что она, по сути своей, самый совершенный вид регуляции, опирающийся на человеческое в человеке. В действительности, мораль оказывается самым нарушаемым видом регуляции, а значит, несовершенным. Шарль Фурье называл мораль «бессилием в действии», Фридрих Ницше считал мораль уделом слабых. Современная этическая теория позволяет доказать противоположное: мораль – удел сильных разумом, волей и духом людей.

2. Специфика морали

Специфика – это особенное, единичное, уникальное в исследуемом объекте. Это то, что отличает изучаемое явление от родственных ему явлений. Рассмотрим два уровня специфики – объектную специфику морали (мораль изучается как целостный, абстрактный, идеальный объект). Второй уровень – субъектная специфика морали (мораль изучается как особые качества морального субъекта – носителя морали).

Объектная специфика морали включает четыре признака:

1. Историческая долговечность морали – мораль возникает раньше других видов социальной регуляции, за моральной регуляцией возможно будущее.

2. Всеобъемлемость – ее универсальная включенность во все сферы жизни человека и общества. Объясняется это качество универсальностью противоречий, на разрешение которых, направлена мораль: социальное –индивидуальное, должное – сущее, добро – зло.

3. Деятельностная необособленность морали – мораль является аспектом всех других видов деятельности: экономической, политической, правовой, религиозной и т. д., по причине все той же универсальности разрешаемых ею противоречий.

4. Неинституциональность и всеинституциональность морали – у морали нет специфических социальных институтов, выполняющих ее функции. Однако неинституциональность мы можем признать как всеинституциональность, потому что от каждого института мы ожидаем выполнения моральных функций.

Субъектная специфика морали

1. Моральная сознательность – правильное осознание и правильное выполнение моральных требований. Осознание – зеркальное отражение реальности. Сознательность – ценностное оценочное отражение реальности, сознательность это качество поступка.

2. Добровольность. В «Философии права» Г.В.Ф. Гегель пишет, что «воля сама по себе ни добра и ни зла», «воля… – это стремление сознания сообщить себе наличное бытие».

Иными словами, воля – это активность сознания, направленная на его реализацию в деятельности. Воля бывает сильной и слабой, спокойной и напряженной, доброй и злой, здоровой и больной. Психическое заболевание воли есть «абулия» – патологическое безволие. Для того, чтобы воля стала злой достаточно одного условия – злая цель, злой умысел. Для достижения совершенного поступка по доброй воле необходимо, чтобы совпали три условия – благая цель, добрые средства, свобода воли, т. е. отсутствие всякого принуждения, как внешнего, так и внутреннего – самопринуждения.

Качества, благодаря которым мы можем проявлять свободную волю, это:

1. Моральная привычка – автоматизм следования долгу, не требующий длительных раздумий, длительного принятия решения, волевого усилия для совершения поступка.

2. Морально-нравственная потребность, которая управляет добрыми поступками, совершаемыми не по долгу, не по обязанности, а в силу естественной необходимости, в силу того, что иначе человек поступать не может (он не просто привычно честен, он не может солгать).

3. Бескорыстие – специфический моральный мотив (это объяснительный принцип деятельности, отвечающий на вопрос «ради чего?» человек поступает так, а не иначе, это – неявная, отдаленная во времени, но подлинная цель и ценность поступка).

Три признака бескорыстия:

1. Отсутствие мотива выгоды (незаинтересованность человека в выгоде). Выгода – это лишь разновидность пользы, достигаемая одним человеком за счет причинения ущерба пользе других. Это польза, основанная на обмане и лжи (выгадывать – хитрить, обманывать, обмишуривать, объегоривать). Стремление к выгоде может провоцироваться завистью. Зависть – это «религия душевных калек» (Ф. Искандер). Зависть – это «негодование ничтожества перед достоинством». Моральная культура межличностных, деловых отношений предполагает их осуществление на взаимо-полезной, взаимо-благоприятной основе.

2. Отсутствие мотива благодарности, награды, за совершенное добро. «Высшая награда за добродетель – есть сама добродетель» (Сенека). Рассчитывать или ожидать благодарность за добро не следует, но необходимо воспитывать культуру благодарности в себе и других, т. к. культура благодарности – это культура «взаимности в добре». Ожидание благодарности за совершенное добро делает это добро небескорыстным.

3. Приоритет общественного над личным. Мораль, как хранительница общности, как внутренняя консолидирующая сила, адаптирует индивида к различным социумам, «встраивает» часть в целое, учит часть жить по законам целого, обеспечивает нормальную жизнедеятельность целого, а, значит, и его частей. Этот приоритет объективен, ведь часть не может быть значимей целого. Значит неправомерно это отрицать «Я никому ничего не должен».

3. Структура морали

Характеризуя структуру морали, можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.

В структуре моральной практики выделяют следующие элементы:

1. Моральные отношения – специфический вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности.

2. Моральная деятельность – специфический вид социальной деятельности, представляющий собой реализацию моральных требований и ценностей.

3. Моральное поведение. Всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.

4. Поступок – единица моральной деятельности. Все действия делятся на действия – операции и действия – поступки. Каждый поступок – действие – операция, но не каждое действие – операция является поступком. Поступок высвечивает значимость действия – операции для самого человека и других людей. Отказ от действия также может быть поступком. Поступок совершается в ситуации морального выбора.

Моральное сознание – это специфический вид сознания, представляющий собой отражение моральных требований, ценностей, конкретных моральных ситуаций.

1. Субъект (носитель). Субъектная структура: общественное моральное сознание, классовое моральное сознание, этническое моральное сознание, национальное моральное сознание, индивидуальное моральное сознание.

2. Уровень. Уровневая структура (уровень отражения действительности): обыденный уровень морального сознания, теоретический уровень морального сознания. Специфика обыденного уровня морального сознания: знания спонтанны, случайны. Знания на уровне явлений, которые не дают целостного понимания морали. Специфика теоретического уровня морального сознания: этика – это вторичная рефлексия морального сознания. Знание о сущностях, законах, которое носит систематизированный характер. Теоретический уровень морального сознания важен, так как он избавляет от нигилизма в обыденном сознании, от обыденного субъективизма и плюрализма.

3. Элемент. Элементная структура (конституирующие функции сознания).

Отражение. (Сознание – знание). Интеллектуальная сфера морального сознания. Знания: обыденные, теоретические, абстрактные, конкретные, созерцательные, практически – действенные, отстраненные (безразличные), переживаемые (имеющие личностный смысл, например, добродетель).

Отношение. (Сознание – отношение). Чувственно – эмоциональная сфера. Диапазон моральных чувств и эмоций широк. От ситуативных (оскорбление) до великих гражданских скорби и радости. В. Соловьев размышлял об основаниях нравственности в работе «Оправдание добра». Выделил три истока или естественных начала нравственности: стыд, жалость и благоговение.

Управление деятельностью. (Сознание – управление.). Волевая сфера.

Управление складывается из трех подфункций:

• планирование. Планирование проявляется в целеполагании, выборе средств, мотивации, прогнозе результатов. Своеобразие планирования в моральном сознании заключается в том, что благая цель требует благих средств. Мотив – оправдательный принцип деятельности, скрытая цель. Отвечает на вопрос «ради чего?». Интегральный мотив – бескорыстие.

• прогноз результата – перспективная ответственность (хронос). Собственно регулирование ответственности.

• контролирование – установление соответствия цели и результатов, моральная оценка деятельности.

Моральная оценка – специфический вид оценки, представляющий собой способ выявления моральной значимости явлений.

Объекты моральной оценки:

1.Человек, его качества, помыслы, поступки.

2. Социальная реальность (взаимоотношения субъектов).

3. Явления природы через призму блага для человека и общества.

4. Хронос: прошлое, настоящее и будущее.

Субъект моральной оценки:

Субъект моральной оценки – ее носитель и выразитель. Выразитель моральной оценки может быть как единичным субъектом, так и общностью. Если субъект и объект совпадают в одном носителе – это самооценка. Высшее проявление самооценки – совесть. В совести человек переходит от морали к нравственности.

Критерии моральной оценки.

1. Конкретно – исторический критерий: принятые в данном обществе, в данный период времени представления;

2. Универсальный критерий – гуманизм.

Виды моральной оценки поступков.

Главный объект моральной оценки – поступок. Поступок – единица моральной деятельности. Поступок – действие, имеющее отношение к благу людей.