Юридические свойства и признаки права

Понятие и признаки права

Понятие права

В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.

В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании.

Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.

Представители позитивистского направления, напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения.

В рамках этих направлений существует множество школ. Их представители преувеличивают значение отдельных признаков, свойств и источников этого явления. Так, развивая представления сторонников естественно-правовой концепции о праве как системе идей и нравственных принципов, представители психологической школы понимают под правом психические переживания людей по поводу взаимной деятельности. Юридический позитивизм в своей крайней форме проявился в нормативистской теории. По мнению представителей этой школы, содержание права состоит только из норм абстрактного долженствования. Представители социологической школы, отмечая, что идеи и абстрактные нормы не позволяют четко и справедливо регулировать отношения, утверждают право как систему действий правоприменительных органов но разрешению конкретных ситуаций, что вызывает возможность произвола. На наш взгляд, следует лишь приветствовать разные подходы к правопониманию. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом — благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д.

Названные концепции, наряду с идеями, оказавшимися неоправданными или невостребованными, содержат рациональные моменты, правильно отражая отдельные свойства и аспекты права. Вместе с тем авторы, часто и необоснованно абсолютизирующие их, не дают объективного, комплексного представления о данном явлении в целом.

Признаки права

Рассмотрим основные признаки права.

Нормативность

По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, опредедяюших необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

Волевой характер

История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.

Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.

Таким образом, баланс интересов означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирую- щсм значении общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели — благополучие всех субъектов права. Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов. По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.

Формальная определенность

Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Ведь юридическое регулирование не терпит аморфности и неопределенности в правовых предписаниях. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).

Общеобязательность

Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. п.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

Системность и иерархичность строения

Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга. Право в целом представляет собой согласованную, непротиворечивую и взаимообусловленную систему расположенных по юридической силе правовых норм. При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации.

Регулирующее воздействие права

Оно осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью летально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.

Установление и обеспечение права государством

Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов. За ним устанавливается монопольное право на правотворчество. Доминирующая роль государства вовсе не означает подчиненность права государству или несовместимость его содержания с естественными правами и свободами личности. Решающая роль государства проявляется не только в правотворчестве и в правоприменении, но и в различных формах обеспечения реализации права. Обычно в юридической литературе отмечается, что специфическим признаком права является его обеспеченность государственным принуждением. Действительно, этим свойством право отличается от иных социальных регуляторов.

Однако было бы неверным связывать обеспечение права только с государственным принуждением. Его абсолютизация принижает значимость права как меры свободы человека, способного в рамках общественно необходимых границ и ориентиров инициативно преобразовывать окружающую действительность, создавая материальные, духовные и социальные ценности. Ведь основное назначение права состоит в предупреждении и преодолении критических состояний на основе справедливой, на началах равенства, организации общественной жизни. Принуждение используется лишь в крайнем случае. Прежде всего, оно обеспечивается комплексом организационных, экономических, информационных, воспитательных и иных мер, способствующих должной реализации правовых предписаний в жизнь. Никаким принуждением не добьешься реализации правового акта, если не выделены необходимые материальные средства.

Кроме внешних, необходимо выделить внутренние факторы, обеспечивающие реализацию правовых установлений (самообеспечение нрава). К ним относятся различного рода правовые стимулирующие средства (поощрения, рекомендации и т. д.). Устанавливая их, государство оценивает определенное поведение как наиболее благоприятное не только для личности, но и для государства. Такое психологическое воздействие со стороны права сказывается на потребностях, интересах, мотивах и установках человека, меняется ценностная ориентация личности. Кроме того, внутреннее стимулирование определенной деятельности дополняется внешней поддержкой со стороны заинтересованных сообществ. Для адресатов законодательно закрепляются определенные льготы внешнего характера.

Таким образом, право можно определить как систему общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных и общественных интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.

Право в конечном счете есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование социальных связей.

Понятие и признаки права

Право возникает на определенном этапе человеческого развития. Люди первобытно-общинного строя не знали права и руководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тог далекий период зарождались и религиозные нормы. Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.

Возникновение государства и права обусловлено общественными потребностями, а именно:

  • необходимостью установления стабильности и единого порядка отношений новой общности людей — народа, населяющего ту или иную территорию;
  • необходимостью поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;
  • необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.

Праву присущи следующие специфические признаки.

1. Право состоит из норм, т. е. из правил поведения, которые являются обязательными. Суть данного признака заключается в соблюдении норм права независимо от отношения к ним со стороны физических, юридических лиц, государственных и муниципальных образований. Это свойство права обусловлено верховенством и независимостью (суверенитетом) государственной власти, от которой в основном и исходят нормы права. Однако степень обязательности норм права может быть разной, что зависит от круга их адресатов. Так, норма, устанавливающая налог на доходы физических лиц, общеобязательна, а положения, касающиеся местных налогов, имеют силу только в отношении субъектов, проживающих или осуществляющих свою деятельность на определенной территории. Нормы корпоративные действуют в отношении работников и акционеров данной корпорации и обязательны только для них.

2. Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за ее нарушение. Иной раз правовые предписания реализуются лишь потому, что за ними стоит государство, которое может в любой момент применить санкции за нарушение правовых норм. Государство в прямом смысле охраняет право. Государственная охрана может быть разноплановой и выражаться не только в виде наложения мер юридической ответственности или санкций, но и в виде осуществления различных организационных, организационно-технических, превентивных, восстановительных, воспитательных и других мер государственных органов. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрессивный аппарат.

Обеспеченность норм права государственным принуждением — это главный признак, позволяющий отличить право от других социальных норм.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют.

Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Рассмотрим соотношение права и закона (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение права и закона

«Право» и «закон» — это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом «право» шире, чем «закон». Отличия здесь таковы:

  • закон — не единственный вид нормативных актов, к числу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты;
  • помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судебных решениях (прецедентах), обычаях, договорах.

Свойства права

Особенности права как классового регулятора предполагают и своеобразие его свойств.

Всякое общественное регулирование осуществляется при помощи социальных норм. Но главное в праве – его социально назначение и классовое, государственно-волевое содержание – придает специфический характер и нормативности, и всем другим свойствам права, сообщает им особый «правовой» характер.

Праву как особой форме (разновидности) общественного регулирования присущи четыре основные свойства: нормативность, формальная определенность, системность, принудительность.

Н о р м а т и в н о с т ь. Право состоит из общеобязательных норм1.

Оно потому и способно выполнять роль регулятора общественных отношений в классовом обществе, что определенным правилам поведения придается общеобязательное значение. Каждое лицо, которое попадает в сферу действия правовой нормы, обязано подчиниться ее требованиям. В отличие от морали и некоторых других неправовых форм общественного регулирования общий характер правовых норм не зависит от субъективного отношения к данным нормам тех или иных лиц. Особый характер нормативности, свойственной праву, состоит так-

же в том, что юридические нормы в принципе могут распространяться на территорию всей страны и действовать непрерывно во времени (вплоть до их отмены или изменения).

С и с т е м н о с т ь. Право представляет собой систему норм2. Су-

ществующие в данном государстве правовые нормы настолько тесно связаны между собой, что их действие друг без друга невозможно. Правовые нормы соединены в единый сложный нормативный механизм правового регулирования. Выражением системности права являются его структура и прежде всего деление юридических норм на отрасли и институты.

Ф о р м а л ь н а я о п р е д е л е н н о с т ь. Нормы, из которых складывается право, носят формально-определенный характер3. Они имеют определенное, в большинстве случаев точное, конкретизированное, детализированное содержание, с надлежащей полнотой охва-

тывающее данные общественные отношения. А главное – содержание

1 Иоффе О.С., Шаргородский М.Д.

2 Шейндлин Б.В. Сущность советского права. Изд-во ЛГУ, 1959. С. 8–12.

Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. Госюриздат, 1960. С. 34 и др.

Глава I. Право

правовых норм закреплено в формальных актах (источниках права), причем в более или менее развитых правовых системах оно прямо зафиксировано в актах, исходящих от государства.

П р и н у д и т е л ь н о с т ь. Право – это система норм, которая

Неверным было бы полагать, что принудительная сила государства – единственное средство проведения правовых норм в жизнь.

В результате идеологического воздействия (а в социалистическом обществе – высокой сознательности людей, их убежденности в целесообразности права и др.) требования правовых норм в тех или иных масштабах проводятся в жизнь добровольно, без применения принудительной силы государства. Да и сами способы, методы и приемы государственного гарантирования юридических норм весьма разнообразны. Они зависят от исторического типа государства, его формы, политического режима и конкретного этапа развития общества.

Несмотря на все это, возможность применения принудительной силы государства во всех случаях остается специфическим признаком права, четко отграничивающим его от других форм общественного регулирования. «. Право, – писал В.И. Ленин, – есть ничто без аппара-

та, способного принуждать к соблюдению норм права»1.

Таким образом, право как классовый регулятор, выражающий возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса, представляет собой систему общеобязательных, формаль-

но-определенных, гарантированных государством норм. Будучи устойчи-

вой, стабильной нормативной системой общественного регулирования, право вместе с тем способно изменяться в связи с развитием общественной жизни, реагировать на появление новых или отпадение отжив-

ших общественных отношений (динамизм права).

4.3. Юридические свойства Конституции

Конституция как Основной закон страны имеет ряд особых юридических свойств, отличающих ее от других нормативно-правовых актов.

Во-первых, Конституция РФ устанавливает принципы организации государственной и общественной жизни, провозглашает Российское государство, юридически оформляет государственную власть.

Во-вторых, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, т.е. она возглавляет пирамиду нормативно-правовых актов в стране, является Основным законом государства, обладает верховенством. Ей не может противоречить ни один федеральный закон или любой другой нормативно-правовой акт, принимаемый органами государства. При наличии противоречий действует Конституция РФ. Для контроля за соответствием Конституции всех других актов создан Конституционный суд РФ (ст. 125). Его решения являются окончательными и обжалованию не подлежат.

В-третьих, Конституция РФ является актом прямого действия, т.е. ее нормы действуют непосредственно при регулировании общественных отношений и не требуется принятия дополнительных нормативных актов.

В-четвертых, Конституция РФ действует на всей территории России и является обязательной для всех субъектов права, ее нарушение

признается правонарушением, а виновные лица привлекаются к различным видам ответственности.

В-пятых, Конституция РФ характеризуется устойчивостью, особым порядком внесения в нее изменений, который специально оговаривается в отдельной главе. Согласно нормам главы IX Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном собрании. Поправки к главам III-VIII Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовало 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Предложения о новой редакции глав I, II, IX Конституции рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум, поправки в них не вносятся.

Основные признаки права

Основные признаки права

Сознательно-волевой характер

Право — проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, социальных групп, отдельных организаций и лиц. Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Поэтому право может быть разным по содержанию: выражать доминирующую волю классов, социальных групп либо социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба этих двух тенденций, право становится все более цивилизованным, выражая сбалансированные интересы личности, семьи, социальных групп и общества в целом.

Формирование и функционирование права в его развитом состоянии как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют духовную, экономическую и политическую свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

Нормативность

Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования — нравственностью, обычаями и т. д.

Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права — произвол и беззаконие.

Нормативность в правовой сфере — это не просто формирование типичного правила, а нечто большее — гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.

Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Непосредственно нормативность выражена в позитивном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Нормативную природу имеет и субъективное право, поскольку его содержание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний.

Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник — самый несвободный человек.

Формальная определенность

Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы — заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство в отличие от них придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, т. е. облекая в официальные формы выражения.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается предписанием закона, санкционирующим применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая.

Формальная определенность права во многом обеспечивает его содержательную определенность. На основе нормативных предписаний четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Итак, государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право — результат, продукт государственной деятельности. Право во всех основных проявлениях — естественное, позитивное, субъективное — создается людьми. Однако для того чтобы право было действующим, жизнеспособным, оно должно иметь признание со стороны официальной власти общества, т. с. государства, и тем самым стать правом не только по содержанию, но и по форме. От способа участия государства в правотворчестве зависят виды основных форм (источников) права: нормативный акт, санкционированный обычай, судебный прецедент.

Обеспеченность государством

Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования — нравственности, обычаев, корпоративных норм и т. д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: общеобязательность, стабильность, строгую определенность и обеспеченность будущего, которое по своим характеристикам приближается к сущему, как бы становится частью существующего.

Обеспеченность права государством в наибольшей степени выражается в возможности государственного принуждения, которое реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба, морального вреда). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишению свободы, конфискации имущества, штрафу и т. п.).

Государственное принуждение — это фактор, позволяющий четко разграничить право и обязанность, т. е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо четкое определение сферы свободы (право), ее границ (юридическая обязанность) и ограничений (юридическая ответственность). Названные задачи решаются благодаря формальной и содержательной определенности права.

Системность

Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента: естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент — естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека. Важнейшая часть естественного права — права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент — позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент — субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства. Более подробно эти вопросы будут изложены в последующих главах.

Тема 1. Информация: понятие, признаки и юридические свойства

Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.

Вне зависимости от первопричины феномена, термин «информация» в различные периоды развития общества понимался неоднозначно.

В XIX веке термин производился от слов: «ин» — в; и «форма» — образ, вид, то есть информация — это то, что вносит форму. При этом «информаторами» называли домашних учителей, а под информацией, следовательно, предполагали учение, наставление, то, что вносит активное изменение в объект.

Примерно со второй половины XX века произошел переворот в этимологии данного термина, который стали понимать как ознакомление, разъяснение, изложение, осведомление; сообщение о положении дел или о чьей-либо деятельности, сведения о чем-либо (от лат. information).2 Таким образом, происходит смещение акцента на содержательность передаваемых сведений, что ярко прослеживается, например, при переводе с английского термина «message» как «сообщение», а не «послание».

Необходимо отметить, что информация представляет собой явление всеобщего характера, однако практически во всех областях человеческого знания имеется собственное определение данного термина, специфика которого зависит от особенностей объекта приложения.

Исследование понятия «информация» осуществляется с позиций различных научных школ, идеологических установок, путем изучения разноуровневых срезов понятия: сущности, свойства, признаков, классификации, качества и т. д.

Многосторонность подходов предопределила и многообразие определений. Так, например, И. И. Юзвишин дает следующее определение информации: «генерализационно-фундаментальная субстанция единого кодово-сотового пространства Вселенной, включающая воздух, воду, землю, солнечные и другие светоносные лучи, поля, их следы и весь спектр космических излучений, материализованных и дематериализованных сред, и выражающаяся через массу, скорость, энергию и другие формы, проявляющиеся в процессе материализации и дематериализации».3

В специальной литературе можно встретить и другие определения: «передача сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению состояний последней» (В. С. Толстой), «отрицание энтропии», «негэнтропийный принцип информации» (Л. Брюллиэн); «мера сложности структур» (Моль), «мера определенности в переданном сообщении, мера разнообразия» (У. Эшби), «вероятность выбора» (Яглом), «определенная порция порядка» (Б. Кадомцев) и т. д. 4

Ученые из разных областей науки обращали внимание на различные признаки информации, позволяющие определить ее как объект изучения. К ним, в частности, можно отнести следующие: 1.

Субстанциональная несамостоятельность, что, однако, не мешает информации приобретать свою специфическую «субстанцию» -отношения и отношения отношений, например, при управлении процессами самоорганизации в искусственных информационных системах. 2.

Качество, рассматриваемое как совокупность свойств информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям (целям, ценностям) пользователей (средств автоматизации, персонала и др.). Можно выделить внутреннее качество (присущее собственно информации и сохраняющее при ее переносе в другую систему, подсистему) и внешнее (присущее информации, находящейся или используемой только в определенной системе, подсистеме), выражаемые, соответственно, в следующих понятиях: содержательность — значимость (идентичность, полнота); кумулятивность (гомоморфизм, избирательность); защищенность — достоверность (помехоустойчивость, помехозащищенность); конфиденциальность (скрытность, имитостойкость); доступность.5 3.

Селективность, когда принцип выбора сопоставляется в теории информации с понятием неопределенности: акты выбора, образующие в своих совокупностях процессы выбора, необходимые для формирования слов и высказываний, устраняют некоторую неопределенность в заранее существующем или условно заданном множестве элементов и групп элементов или отношений, выделяя и формируя в нем образования с теми или иными структурами.6 4.

Преемственность, позволяющая развиваться структуре процесса развития. 5.

Старение во времени (моральное, но не материальное).7 6.

Массовость, при рассмотрении в качественном аспекте, информация становится общественной, общей для всех, а в количественном — распространяется для широкой сети потребителей, пользователей информации. 7.

Неэквивалентность качественной и количественной оценки информации.8 8.

Ценность информации, хотя при одинаковой достоверности и форме подачи информации она не зависит от затрат на ее получение. 9.

Трансформируемость, то есть независимость содержания от формы фиксации и способа передачи. 10.

Способность информации к ограничению, при которой чем выше уровень организованности системы, тем больше степень ограничения информации. 11.

Универсальность информации, то есть содержание информации может быть о чем угодно и в любой форме.

Среди указанных признаков юридически значимыми можно назвать лишь субстанциональную несамостоятельность, качество, ценность и трансформируемость информации.

Отметим, что, в отличие от известных, традиционных для права объектов, информация обладает специфическими особенностями и юридическими свойствами, которые во многом определяют и отношения, возникающие при ее обращении.

В о-п е р в ы х, информация при включении в оборот обособляется от ее создателя или обладателя, овеществляется в виде символов или знаков и вследствие этого существует отдельно и независимо от создателя или обладателя. Отсюда возникает юридическое свойство информации — возможность выступать в качестве объекта, передаваемого от одного субъекта к другому и требующего юридического закрепления факта ее принадлежности субъектам, участвующим в таком ее обращении.

В о-в т о р ы х, после передачи информации (сведений или данных, содержащихся в информации) от одного субъекта к другому одна и та же информация одновременно остается у передающего и появляется у принимающего субъекта, то есть одна и та же информация одновременно принадлежит двум участникам информационных отношений. Что является основным отличием информации от вещи, то есть ее физическая неотчуждаемость от создателя, обладателя и потребителя. Такое свойство требует разработки и применения к информации при ее обращении особых правовых механизмов, заменяющих механизм отчуждения вещи. Это можно сделать, например, устанавливая в договоре правила использования информации после ее передачи как субъектом, ее передавшим, так и субъектом, ее получившим.

В-т р е т ь и х, при включении в оборот информация отображается на материальном носителе. Существуют две группы носителей: —

жесткие, к которым информация привязана жестко в виде набора букв, символов, знаков и т. п. (бумага, микроносители, нестирающиеся лазерные диски и т. п.); —

виртуальные, к которым информацию нельзя привязать жестко, по которым она как бы скользит (дискеты с перезаписью, кассеты магнитных лент, ЭВМ и т. п.).

Данное юридическое свойство, по мнению В. А. Копылова, заключается в «двуединстве» информации и материального носителя, на котором эта информация закрепляется, что позволило ему предложить новый термин сложной составной вещи — «информационной вещи», состоящей из носителя информации и самой информации, отображенной на носителе. При такой интерпретации информационных вещей можно говорить о собственности на них и включать их в состав имущества владельца или собственника, рассматривая при этом информацию как нематериальные активы.9

Развивая мысль о сущности информации, следует сказать, что любой материальный объект обладает его информационным отображением, которое может быть представлено в виде знания об объекте. Вероятно, В. А. Копылов имеет в виду непосредственно информационный носитель, к примеру лист бумаги, на котором написано стихотворение, и память автора о стихотворении. Автор стихотворения может заключить авторский договор о передаче права на опубликование стихотворения журналу или газете, непосредственно передав им рукопись, но при этом от собственной памяти не избавится. Заметим, что при передаче иных объектов другим лицам во владение или пользование мы зачастую не избавляемся от памяти о них и тех событиях, с которыми связаны эти вещи. Следовательно, вводить понятие «информационной вещи», по мнению автора, не представляется научно обоснованным.

Впервые правовое понятие информации было закреплено в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации»,10 в соответствии с которым, информация определяется как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления».

Под документированной информацией закон предлагает понимать «зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информа-ции»11 в ст. 2 определяет массовую информацию как «предназначенную для неограниченного круга лиц печатные, аудио-аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».

В ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации12 содержится перечень объектов гражданских прав, в число которых входит и информация, тем самым являясь самостоятельным объектом правового регулирования.

Отмеченное выше свидетельствует о том, что информация — явление сложное, многообразие его толкований затрудняет формирование общенаучного понятия, которое должно учитывать достижения научного прогресса в исследовании внешних и внутренних признаков и характеристик феномена.

Проследив развитие научной и правовой мысли, исходя из выявленных признаков, можно предложить следующее общенаучное определение:

Информация — это идеальное по своей природе универсальное и систематизированное отражение любого явления материального мира, представленное в форме, предполагающей возможность восприятия и анализа субъектом, а также хранения и передачи одним субъектом другому.