Как пройти техосмотр с нового года

Техосмотр в 2018 году пройдёт по новым правилам

В силу вступило постановление Правительства, которое ввело дополнительные требования к состоянию автомобилей

Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

С 22 февраля 2018 года в силу вступило постановление Правительства, изменившее правила проведения технического осмотра. Документ осложнил прохождение контроля владельцам тюнингованных машин и ввёл дополнительные требования к состоянию автомобилей. Каким критериям теперь должно соответствовать транспортное средство?

Дворники — на месте, аптечка — в багажнике

Изменения, внесённые постановлением кабмина от 12 февраля в правила прохождения техосмотра, условно можно поделить на две части — на процедурные поправки и введение новых требований к состоянию автотранспорта.

Техосмотр следует вернуть в ведение государства

Отныне пройти проверку не позволит наличие у машины «левого» тюнинга. Любые усовершенствования, в том числе силовые бамперы, более известные как кенгурятники, лебёдки или проставки под пружины, теперь должны быть подтверждены документами о внесении изменений в конструкцию транспортного средства. Иначе водителю будет отказано в эксплуатации машины.

То же самое произойдёт, если фары транспортного средства затонированы или оклеены цветными плёнкам. Впрочем, запрет не действует в случаях, когда покрытие требуется для коррекции светового пучка — преимущественно такие ухищрения применяются на праворульных автомобилях.

Не пройдут техосмотр машины, у которых отсутствует или не работают стеклоочистители и стеклоомыватели. Использование авто будет запрещено, если у него отсутствует или деформирован предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления. При этом не допускается подтекание жидкостей из системы гидроусилителя руля. То же касается других агрегатов агрегатов: двигателя, коробки передач, редукторов, тормозов, сцепления, кондиционера и системы охлаждения. Хотя ранее было допустимо выделение 20 капель в минуту.

Отдельно в правилах техосмотра прописали, что шипованная резина на машине должна устанавливаться на всех колёсах, а не только на задней или передней оси. Ранее речь шла лишь о износе и размере. Кроме того, владельцам машин, чтобы пройти контроль, нужно будет приобрести автомобильную аптечку — до этого на ТО можно было обойтись знаком аварийной остановки и огнетушителем, хотя по правилам дорожного движения наличие всех трёх элементов обязательно.

Наконец, обновлённая процедура техосмотра предусматривает проверку газобалонного оборудования — места его размещения, как оно установлено и подключено.

Всему своё время

Постановлением Правительства были изменены требования, предъявляемые не только к легковым автомобилям, но и к другим категориям транспорта. В частности, новые правила техосмотра теперь действуют для грузоподъёмников, транспорта коммунальных служб, эвакуаторов и цистерн.

Увеличение перечня проверок автоматически привело к увеличению времени осмотра транспортных средств, что было отражено в правилах. Так, для автобусов оно выросло на пять-семь минут. Но для легковых авто длительность проверки осталась неизменной, она займёт 30 минут.

Кроме того, поправками была скорректирована форма диагностической карты, которая выдаётся по результатам успешного техосмотра. Установлено, что в документе больше не проставляется печать. Вместе с тем из правил было исключено упоминание о применении при техническом диагностировании методов визуального контроля.

«Принятые решения позволят … исключить изменения в конструкции транспортных средств, внесённые в нарушение требований законодательства, повысить уровень безопасности дорожного движения», — считают в кабмине.

Долгожданные изменения

Новый регламент, согласно которому технический осмотр транспортных средств проводят частные компании, а вместо талонов выдаются диагностические карты, начал действовать в России с 2012 года. С тех пор к действующему порядку было высказано множество претензий, в том числе касающихся недобросовестности автосервисов и низкого качества их работы. При этом поступали и инициативы по его улучшению.

Так, в 2016 году МВД предложило существенно усилить контроль за процедурой, передав права по аккредитации операторов техосмотра от Российского союза автостраховщиков (РСА) к Федеральной службе по аккредитации. Планировалось, что этой структуре разрешат осуществлять плановые и внеплановые проверки и подтверждать компетентность аккредитованных лиц. Соответствующий законопроект даже был размещён на федеральном интернет-портале проектов нормативно-правовых актов, но дальше общественного обсуждения дело не продвинулось.

В 2017 году к работе по изменению порядка техосмотра подключилось Министерство экономического развития. В ведомстве обсуждался законопроект, предусматривающий обязательную фото- и видеофиксацию проверки авто. По задумке чиновников, это должно сделать процедуру ТО «честной и абсолютно прозрачной». Кроме того, в Минэкономразвития предлагали передать РСА ведение Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО).

Такой инспектор нам не нужен?

Предполагалось, что на рассмотрение Правительства законопроект поступит осенью 2017 года. Однако новые подробности о содержании документа появились лишь в январе этого года. Стало известно, что в Минэкономразвития всё так же считают необходимым передать базу ЕАИСТО страховщикам и ввести проверку авто под видеозапись. Вместе с тем к старым пунктам добавились новые. Так, контроль за деятельностью операторов техосмотра планируется передать Ространснадзору.

Кроме того, ведомство предлагает вернуть штраф в размере 800 рублей за управление машиной без технического осмотра. По задумке министерства, ответственность будет установлена и для недобросовестных операторов. За выдачу диагностической карты автовладельцу, машина которого не соответствует установленным требованиям, их предлагается штрафовать на 10 тысяч рублей. За внесение в ЕАИСТО ложных данных будет грозить уже до четырёх лет принудительных работ, а если эти действия привели к тяжким последствиям, то наказание может быть ужесточено до четырёх лет тюрьмы.

Однако пока что законопроект, который бы вносил изменения в процедуру проведения технического осмотра транспортных средств, на рассмотрение Госдумы не поступал.

Новые правила техосмотра

Правила получения техосмотра постоянно меняются, поэтому важно знать, как пройти техосмотр в 2018 году.

Обязательный техосмотр в Украине хотят вводить поэтапно. Он необходим по правилам Евросоюза и проверять автомобили будут по его стандартам.

Теперь машинам нужно проходить обязательный техосмотр, если они впервые регистрируются в Украине. Техосмотр необходим, если у автомобиля появляется новый хозяин и проводится перерегистрация. А также те, кто будет ехать из Украины в Европу тоже должны пройти техосмотр.

Обязательно должны проходить техосмотр транспортные средства, которые занимаются перевозками.

Проводить такую процедуру могут частные организации, которые получили разрешение Национального агентства по аккредитации и имеют нужную материальную базу.

Новым машинам можно не проходить техосмотр первые 4 года, после 4-х лет проходить его нужно каждые 2 года. Стоимость прохождения будет примерно 150-200грн.

Данная процедура будет проходить с использованием фото и видео записи.

С 1 июля 2018 года транспортные средства, занимающиеся международными пассажирскими перевозками, обязаны установить тахографы и ограничители скорости.

За не пройденный техосмотр может быть наложен штраф, за повторное нарушение могут лишить прав от 3 до 6 месяцев или привлечь к административному аресту от 5 до 10 суток.

Если автомобиль не смог пройти техосмотр, то его собираются отправлять на штраф площадку или списывать.

Данное нововведение должено повысить безопасность дорожного движения.

Если вам необходима юридическая помощь, то обращайтесь в ЮБФ «Компаньон».

Обязательный техосмотр для легковушек вступит в силу только через пять лет

Отечественные СМИ облетела сенсационная новость — в следующем, 2018 году, в Украине вводится обязательный тех­осмотр для некоммерческих транспортных средств. Новость озвучил заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк. По словам чиновника, проверка технического состояния транспорта якобы вводится на основании требований Соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

Не успели остыть страсти после столь неожиданного заявления, как эксперты, специализирующиеся в автомобильной сфере, раскритиковали его в пух и прах. А спустя пару дней и само Министерство инфраструктуры опровергло эту информацию. «ФАКТЫ» разбирались, когда же на самом деле нашим автомобилистам стоит ожидать введения обязательного техосмотра.

«Мы хотим, чтобы технический осмотр проводили частные компании»

Заявление, вызвавшее большой резонанс в автомобильном сообществе, замминистра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк сделал в среду, 21 сентября, во время встречи с полномочным министром посольства Литвы в Украине Гвидасом Керушаускасом. В частности, Юрий Лавренюк напомнил, что на сегодняшний день обязательный технический осмотр должны проходить транспортные средства, осуществляющие коммерческие перевозки. А со следующего года в соответствии с положениями Женевского соглашения 1958 года, директивами ЕС и требованиями Соглашения об ассоциации Украины с ЕС якобы все автомобили, выезжающие из нашей страны в Евросоюз, обязательно должны иметь соответствующий талон прохождения технического осмотра транспортного средства. Кроме того, техосмотр также станет обязательным при первой регистрации и перерегистрации транспортного средства.

«Сейчас перед нами стоит задача поэтапного введения обязательного технического осмотра, — передает слова заместителя министра инфраструктуры Юрия Лавренюка пресс-служба министерства. — У нас уже есть соответствующие нормативно-правовые акты, которые вступают в силу в следующем году, и нам нужно качественно к этому подготовиться. Привлекаются лучшие мировые практики и эксперты. Мы хотим, чтобы технический осмотр проводили аккредитованные Национальным агентством аккредитации Украины частные компании, которые имеют лаборатории, достаточную материально-техническую базу и соответствуют всем требованиям, установленным действующим законодательством».

В свою очередь Гвидас Керушаускас предложил Украине использовать литовский опыт внедрения современной процедуры техосмотров, которая считается одной из лучших в мире.

Уже на следующий день заявление Юрия Лавренюка раскритиковал глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. На своей странице в «Фейсбуке» он заявил, что озвученная чиновником информация, мягко говоря, далека от истины.

«В Соглашении об ассоциации с ЕС четко прописано, что Украина обязалась присоединиться к Директиве ЕС/40/2009 о всеобщем техосмотре к 2019 году! — написал Олег Назаренко. — При чем тут 2018-й? И вообще, есть конвенция 1958 года — это решение каждой страны! Как могут украинские чиновники решать, может ли авто без техосмотра ехать в Евросоюз, без самого ЕС? Я сразу же связался с моим товарищем, замминистра финансов Польши, и он ответил, что подобное заявление некомпетентных украинских чиновников — полнейшая глупость!»

Вызывают удивление и слова Юрия Лавренюка по поводу введения техосмотра при первой регистрации автотранспорта. По утверждению главы ВААИД, в Евросоюзе, да и во всем мире, после первой регистрации транспорта его техосмотр несколько лет вообще не проводится, а ответственность за техническое состояние несет производитель.

«Получается, что Украина не вводит техосмотр 20-летних авто, часто опасных на дорогах, но зато вводит техосмотр для новых машин! — подчеркнул Олег Назаренко. — Такие некомпетентные заявления официальных лиц Минин­фраструктуры дискредитируют не только заявителя, но и само министерство!»

Очередным фейком от украинских чиновников назвал слова Юрия Лавренюка по поводу того, что обязательность талона техосмотра для отечественных авто, выезжающих в 2018 году в ЕС, является требованием Соглашения об ассоциации с ЕС, известный правозащитник и автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев. Юрист утверждает, что эта проверка станет обязательной для частных автомобилей только спустя пять лет.

«Информация не соответствует действительности! — написал Владимир Караваев на своей странице в „Фейсбуке“. — Цитирую раздел V главы 7 дополнения ХХХІІ к соглашению. Директива № 2009/40/ЕС Европейского парламента и совета от 6 мая 2009 года о проверке пригодности к эксплуатации автомобилей и автоприцепов. График: положения директивы должны быть внедрены для всех транспортных средств, используемых в международных грузовых перевозках, в течение одного года; для всех транспортных средств, используемых в международных пассажирских перевозках, в течение трех лет; для всех транспортных средств — в течение пяти лет после вступления в силу».

При этом Владимир Караваев напомнил, что Соглашение об ассоциации Украины с ЕС вступило в силу 1 сентября нынешнего года. Таким образом, техосмотр для некоммерческих транспортных средств станет обязательным в Украине только в 2022 году!

«Легковые автомобили будут проходить техосмотр через четыре года после первой регистрации»

Спустя несколько дней Министерство инфраструктуры Украины опровергло заявление Юрия Лавренюка, опубликовав разъяснение на своем официальном сайте:

«Пресс-служба Министерства инфраструктуры приносит извинения за некорректное представление информации о дате введения обязательного технического осмотра транспортных средств. Информация о запрете въезда граждан на частных автомобилях на территорию ЕС с 2018 года без документа о прохождении техосмотра не соответствует действительности».

Мининфраструктуры разработало проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обеспечения безопасной эксплуатации колесных транспортных средств в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны», в котором учтена необходимость имплементации положений Директивы 2014/45/ЕС.

«Что же касается наличия документа о техническом осмотре во время пересечения государственной границы Украины, он станет обязательным после принятия Верховной Радой вышеупомянутого законопроекта и вступления его в силу в установленном порядке, — проинформировали в Мининфраструктуры. — Министерство инфраструктуры совместно с народными депутатами уже в ближайшее время направит документ на рассмотрение и надеется на его одобрение до 2018 года».

Министр инфраструктуры и транспорта Владимир Омелян поручил своему заместителю Юрию Лавренюку на следующей неделе провести публичное обсуждение введения обязательного техосмотра с привлечением общественности и журналистов. Это очень актуальное предложение, будучи реализованным, позволит автоэкспертам донести до чиновников по-настоящему достоверную информацию о требованиях Соглашения об ассоциации и директив ЕС, касающихся проверок техсостояния. А главное — проинформировать введенное в заблуждение общество.

Поскольку заявления украинского чиновника и автоэкспертов существенно разнятся, «ФАКТЫ», в свою очередь, внимательно изучили текст Соглашения об ассоциации Украины с ЕС и требования директив, касающихся проведения проверок техсостояния транспортных средств. Соглашение действительно предусматривает поэтапность введения в Украине обязательных проверок техсостояния транспорта, и для легковушек эта норма должна быть введена только спустя пять лет со дня вступления в силу этого документа. (Напомним, в полном объеме Соглашение об ассоциации Украины с ЕС вступило в силу 1 сентября.)

Обязательный техосмотр как таковой преду­смотрен Директивой № 2009/40/ЕС, которая действует до 20 мая 2018 года, после чего заменяется новым, более современным документом № 2014/45/ЕС. Оба предусматривают для легковушек и грузовиков одинаковую периодичность прохождения обязательного техосмотра: через четыре года после первой регистрации, затем — каждые два года. А для транспорта, перевозящего пассажиров, техосмотр должен проводиться через год после первой регистрации, далее — ежегодно.

Как видим, заявления украинских чиновников противоречат европейским нормативным документам. И это вызывает в среде автомобилистов серьезную обеспокоенность, а не пытается ли правительство, прикрываясь якобы требованиями ЕС, повесить на автовладельцев очередную необязательную «обязаловку», усложнив им и без того нелегкую жизнь?

Что-то не ТО

Напомним, что новые правила предусматривают увеличение количества проверяемых элементов. Теперь проверяется аптечка. Не допускается никаких каплепадений любых рабочих жидкостей, затонированные фары. Появились требования по проверке газобаллонного оборудования. Автомобиль не допустят к эксплуатации, если в его конструкцию внесены изменения без соответствующих документов.

Но, как оказалось на практике, новые требования никак не сказались на проведении ТО. И причин тому несколько. Как рассказал корреспонденту «РГ» управляющий оператором техосмотра Виктор Арманов, помимо поправок в правила проведения техосмотра необходимы еще и поправки в правила оформления диагностической карты.

Эти правила утверждаются приказом министерства транспорта. Дело в том, что все новые проверки необходимо внести в бланк диагностической карты. Если у автомобиля затонированы фары, это необходимо отметить в диагностической карте, чтобы указать причину, по которой автомобиль не допущен к эксплуатации.

Вторая причина в том, что большинство предпочитает покупать диагностические карты, чем проходить ТО честно. По данным Арманова, сейчас лишь процентов 20 от всего автопарка проходят техосмотр. В результате — рост аварий по причине неисправности транспорта.

По словам Арманова, необходим строгий государственный контроль за проведением техосмотра. И такое поручение было дано президентом еще в 2016 году, но до сих пор не выполнено.

Необходимо, чтобы страховые компании, если установлено, что авария произошла из-за неисправности на автомобиле, который не проходил техосмотр, предъявляла ему регрессные требования.

Техосмотр по-новому

Украинские автомобилисты будут проходить техосмотр по новым правилам: исправность автомобилей теперь проверяют на специальных СТО, а транспортный сбор для владельцев машин с многолитровыми двигателями увеличился в 3 раза.

Украинские автомобилисты будут проходить техосмотр по новым правилам: исправность автомобилей теперь проверяют на специальных СТО, а транспортный сбор для владельцев машин с многолитровыми двигателями увеличился в 3 раза.

Новые правила прохождения техосмотра вступили в силу с 1 января 2009 года согласно Постановлению Кабмина Украины № 606 «Об утверждении Порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств» от 09.07.2008 г.

В этом году техосмотр проходят транспортные средства (ТС) нечетного года выпуска, предназначенные для перевозки пассажиров с количеством мест не более 9 (учитывая и место водителя) и для перевозки грузов с максимально допустимой массой до 3,5 т, мотоциклы и другие механические ТС.

Ежегодно проходят ТО грузовики с максимально допустимой массой свыше 3,5 т и специальные ТС (автокраны, такси, автомобили «скорой помощи» и т. п.). Автобусы (более 9 мест) и ТС для перевозки опасных грузов проходят техосмотр 2 раза в год. Прицепы и полуприцепы вне зависимости от года выпуска могут проходить техосмотр вместе с автомобилем-тягачом.

Отныне техосмотр проводится практически целый год – с 15 января по 15 декабря. Для ТС, которые проходят его 2 раза в год, определены следующие этапы: с 15 января по 30 июня и с 1 июля по 15 декабря.

Крайний срок ТО ограничен датой следующего его проведения, указанной в талоне о его прохождении (фактически до этого времени талон действителен). Например, если автомобиль прошел техосмотр в апреле, то следующий технический экзамен необходимо сдать также не позже апреля. Эксплуатация ТС с просроченным талоном запрещена. Штраф за это нарушение – 340–425 грн., кроме того, талон изымают, а колеса автомобиля блокируют либо доставляют данное ТС на штрафплощадку.

Прежде чем явиться в ГАИ на техосмотр, автовладельцы обязаны проверить техническое состояние ТС на станциях диагностики, получивших в ДГАИ и Минтрансе соответствующие лицензии. На момент сдачи нашего номера в печать в Украине зарегистрирована 141 такая станция, а в Киеве – 4. Это фирменные или специализированные СТО, АТП, которые соответствуют всем требованиям по проведению данных проверок и оснащены современным техническим оборудованием, позволяющим в полном объеме и качественно проводить подобные работы.

Каждый автовладелец теперь может самостоятельно выбирать место проведения ТО вне зависимости от того, где зарегистрирована его машина. Информация о местонахождении подобных станций диагностики находится в районных подразделениях ГАИ. Стоимость услуг определяется индивидуально каждой из коммерческих станций, но их цена заметно выше, чем на станциях диагностики ГАИ (см. табл.). Хозяин автомобиля может проверить его состояние и получить протокол в любое удобное для него время, но не ранее чем за 45 суток до дня прохождения техосмотра. Кстати, ТО новых автомобилей проводится без проверки их техсостояния.

Без ГАИ – никуда

Проверив ТС на техническую исправность, автовладелец должен явиться в районное подразделение ГАИ для проведения государственного технического осмотра. Это подразумевает целый комплекс процедур: проверку автомобиля и его владельца по имеющимся базам данных (на предмет угона, уплаты транспортного сбора и штрафов за нарушения ПДД), контроль технического состояния ТС и др.

Водитель обязан предъявить в ГАИ оплаченные квитанции и ряд документов, необходимых для проведения ТО, в том числе полис «автогражданки», без которого в этом году техосмотр не пройти. Если есть задолженность по уплате штрафов (ее проверяют по базе данных «Админпрактика»), к процедуре техосмотра автовладельца допустят только после ее погашения и предоставления в ГАИ соответствующих квитанций. Не пройдут техосмотр неукомплектованные и неисправные ТС, ржавые и имеющие механические повреждения.

На технически исправное и укомплектованное ТС в ГАИ выдают талон о прохождении техосмотра.

Ударим налогом по бездорожью!

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения» от 25.12.2008 г. введены новые ставки транспортного сбора. Наиболее существенно изменились тарифы на автомобили с многолитровыми двигателями (см. табл.). Законодатели считают, что подобные ТС эксплуатируют состоятельные люди, которым такие налоги не в тягость. Но, к сожалению, они забыли, что моторами объемом 2,5 л, кроме всех прочих, оснащены еще и подержанные «Волги» и «УАЗы», и для их владельцев-пенсионеров этот налог окажется неподъемным. Слабым утешением может служить лишь то, что льготы по оплате транспортного сбора все-таки сохранены.

От уплаты налога с владельцев ТС освобождены чернобыльцы, ветераны войны и труда, а также инвалиды независимо от группы инвалидности. Все они освобождаются от уплаты налога только с одного легкового автомобиля с рабочим объемом цилиндров мотора до 2500 см куб., а также мотоцикла с объемом до 750 см куб.

Половину общей суммы налога платят владельцы легковых автомобилей с объемом двигателя до 2500 см куб., а также грузовых авто с объемом двигателя до 6001 см куб., впервые поставленных на учет в Украине до 1990 года включительно. Эти льготы тоже распространяются только на одно из перечисленных ТС.

Квитанции, необходимые для проведения ТО:

  • за проведение техосмотра – 12 грн. (автомобиль) или 8 грн. (мотоцикл, прицеп);
  • за талон техосмотра – 2 грн.;
  • за проверку технического состояния транспортных средств (стоимость устанавливают индивидуально коммерческие станции диагностики);
  • налог с владельцев транспортных средств (ставки сбора см. в таблице).

Документы, необходимые для проведения ТО:

  • гражданский паспорт;
  • водительское удостоверение соответствующей категории;
  • свидетельство о регистрации ТС (техпаспорт) и временный регистрационный талон (если ТС эксплуатируется без владельца);
  • медицинская справка;
  • полис об обязательном страховании ОСГПО (страховка);
  • протокол проверки техсостояния автомобиля;
  • документ, подтверждающий проведение испытаний газовой топливной системы (для ТС с установленным газобаллонным оборудованием);
  • документ, подтверждающий право на льготы по уплате транспортного сбора.

Ставки транспортного сбора

Транспортное средство

Годовая ставка налога с 100 см3 объема цилиндров двигателя