Как торговать с казахстаном с ндс

Экспорт в страны ТС: внимание на НДС

Уже более трех лет российские компании при экспорте товаров в Беларусь и Казахстан для расчета НДС руководствуются порядком взимания косвенных налогов при экспорте товаров в Таможенном союзе. Исчисление НДС в этом случае имеет свои особенности. Мы расскажем, на что бухгалтеру нужно обратить особое внимание, чтобы не ошибиться и правильно применить нулевую ставку НДС.

Нормативная база и общие правила

Помимо главы 21 НК РФ при экспорте в страны Таможенного союза (далее — ТС) необходимо дополнительно учитывать положения трех нормативных документов:

  • Соглашения о принципах взимания ­косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее — Соглашение);
  • Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009;
  • Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009.

В частности, в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов (далее — Протокол) оговаривается, что при экспорте товаров с территории одного государства — члена ТС на территорию другого государства — члена ТС налогоплательщик того государств — члена ТС, с территории которого вывезены товары:

  • применяет нулевую ставку НДС;
  • имеет право на налоговые вычеты и зачеты в порядке, предусмотренном законодательством своего государства в отношении товаров, экспортированных за пределы ТС.

Имейте в виду, что ст. 7 НК РФ установлен приоритет норм международных договоров РФ по вопросам налого­обложения по сравнению с нормами законодательства РФ. На это обратил свое внимание Минфин России в письме от 21.05.2013 № 03-07-13/1/18017. В нем ­финансисты пояснили, что при вывозе из РФ в Республику Казахстан и Респуб­лику Беларусь товаров, освобожденных от обложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ, необходимо применять именно нулевую ставку НДС, а не освобождение от налогообложения. Ведь в п. 2 вышеупомянутого Соглашения прямо сказано, что при вывозе товаров с территории одного государства — члена ТС на территорию другого государства — члена ТС применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта. И никаких особенностей применения НДС при вывозе товаров, операции по реализации которых освобождены от обложения этим налогом на основании норм налогового законодательства соответствующего государства — члена ТС, положениями Соглашения и Протокола не предусмотрено.

Еще один важный нюанс заключается в том, что нормы Соглашения применяются независимо от страны происхождения товаров. При этом страной происхождения товара считается та страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке). Поэтому, к примеру, если российская фирма приобрела товары у немецкой компании, ввезла их с территории Германии на территорию РФ, а затем продала их белорусской фирме (то есть вывезла с территории РФ на территорию Республики Беларусь), в отношении последней операции (экспорта товара из РФ) применяется нулевая ставка НДС согласно Соглашению и Протоколу. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 12.12.2011 № 03-07-13/01-52.

Документы для обоснования нулевой ставки

В пункте 2 ст. 1 Протокола уточняется перечень документов (их копий), которые экспортеру необходимо представлять в свой налоговый орган вместе с налоговой декларацией, чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС. В него входят:

  • договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена ТС;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по установленной форме с отметкой налогового органа государства — члена ТС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства — члена ТС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена ТС на территорию другого государства — члена ТС (единственное исключение, когда данные документы не представляются, — это случаи, когда для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства — члена ТС);
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства — члена ТС, с территории которого экспортированы товары.

Впрочем, если законодательство государства — члена ТС, с территории которого экспортированы товары, не предусматривает обязанности представлять вышеперечисленные документы вместе с налоговой декларацией, в налоговую инспекцию нужно будет подать только заявление.

Имейте в виду, что при экспорте товаров в Беларусь и Казахстан с территории РФ российскому налогоплательщику фактически приходится применять промежуточный вариант: одного заявления недостаточно, но и весь описанный выше пакет, предусмотренный Протоколом, тоже собирать не придется. Дело в том, что начиная с 1 октября 2011 г. Налоговый кодекс больше не содержит требования о представлении выписки из банка о поступлении выручки с целью подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров из РФ. А это значит, что исполнять нормы Протокола в части представления выписки российским экспортерам не нужно (письма Минфина России от 12.09.2012 № 03-07-13/21, от 16.01.2012 № 03-07-15/03).

Еще один интересный нюанс заключается в том, что нет никакой необходимости, чтобы российская организация в составе пакета документов, подтверждающих право на нулевую ставку, представляла счета-фактуры, выставленные при экспорте данных товаров. Налоговые органы их требовать не вправе. Ведь ни в Соглашении, ни в Протоколе о счетах-фактурах ничего не сказано, да и в ст. 164 и 165 НК РФ счета-фактуры, выставленные экспортерами товаров их покупателям, не упоминаются в числе документов, которые должны входить в пакет, подтверждающий нулевую ставку. Такие разъяснения даны Минфином России в письме от 10.04.2013 № 03-07-08/11874.

Срок представления пакета документов — в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Если организация не уложилась в этот срок, придется НДС уплатить. Причем датой отгрузки будет признаваться дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата оформления иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства — члена ТС для плательщика НДС. А за неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату НДС (с нарушением указанного срока) налоговый орган взыщет не только НДС, но и пени, исходя из налогового законодательства государства, с территории которого экспортированы товары.

Впрочем, если впоследствии (то есть уже после истечения первых 180 дней и уплаты НДС) налогоплательщик все-таки соберет и представит необходимый пакет документов, подтверждающий право на нулевую ставку НДС, суммы уплаченного НДС подлежат вычету, зачету или возврату в соответствии с законодательством страны, из которой были экспортированы товары. А вот суммы пеней и штрафов возврату, увы, не подлежат.

Пожалуй, самый главный момент, на который необходимо обращать пристальное внимание, заключается в том, кому именно реализуются товары, экспортируемые из РФ на территорию Белоруссии и Казахстана.

Во-первых, Соглашение и Протокол не содержат специальных положений о подтверждении реализации товаров физическим лицам для личного использования. В частности, если товар был реализован российской организацией физическому лицу, находящемуся в Республике Беларусь или Казахстане, невозможно получить заявление о ввозе. А оно, как мы уже выяснили, является самым главным документом, подтверждающим право на нулевую ставку. Значит, при реализации физическим лицам придется руководствоваться общими правилами — начислять НДС по ставкам 18 или 10% в зависимости от вида товара, либо пользоваться освобождениями от НДС, предусмотренными ст. 149 НК РФ. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 25.01.2012 № 03-07-13/01-03 в отношении реализации товаров через интернет-магазин физическим лицам, которые находятся на территориях стран ТС.

Во-вторых, сам по себе факт пересечения товаром границы не будет иметь значения, если продавцом (экспортером из РФ) и покупателем (получателем товара в Республике Беларусь или Казахстане) являются российские организации. К примеру, возможна следующая ситуация. Сначала одна российская организация продает со склада в РФ товар другой российской организации, имеющей склад в Белоруссии, и фактически организует вывоз товара из РФ в Белоруссию. Затем уже вторая организация продает данные товары иностранным лицам, которые не являются налогоплательщиками государств — членов ТС (то есть данная российская организация экспортирует товары из Белоруссии за пределы территории ТС).

Комментируя такой случай, специалис­ты финансового ведомства в письме Минфина России от 14.03.2013 № 03-07-08/7842 подчеркнули, что нормы Протокола регламентируют порядок применения нулевой ставки только в отношении тех операций по реализации товаров, вывозимых из одного государства — члена ТС в другое, которые осуществляются между налогоплательщиками, состоящими на учете в налоговых органах, расположенных на территориях разных государств ТС. А потому эти особые нормы не распространяются:

  • ни на операции по реализации товаров, вывозимых с территории РФ на территорию Республики Беларусь, в рамках договорных отношений между российскими организациями, состоящими на учете в налоговых органах РФ;
  • ни на реализацию товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь за пределы территории ТС, по договорам российской организации с иностранными лицами, не являющимися налогоплательщиками государств — членов ТС.

Руководствоваться в обоих случаях нужно общими нормами НК РФ, а это значит, что в первом случае (в рамках договора между двумя российскими организация­ми) нужно применить обычную ставку НДС — 18 или 10% в зависимости от вида товара либо освобождение по ст. 149 НК РФ. А во втором случае (при реализации товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь в третьи страны, российским налогоплательщиком по договору с иностранным лицом) вообще не возникает объекта обложения НДС в РФ исходя из норм ст. 146 и 147 НК РФ.

Кстати, тот же принцип справедлив в случае, если товар поставляется российской организацией с территории РФ на склад другой российской организации, находящийся за пределами ТС. Тут тоже ни о какой нулевой ставке речи быть не может. Ведь согласно подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ в пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, входит контракт (копия контракта) российского налогоплательщика на поставку товара за пределы единой таможенной территории ТС именно с иностранным лицом. А в рассматриваемом случае обе стороны договора являются российскими организациями. Значит, в данной ситуации тоже надо начислять НДС по ставке 18 или 10% либо воспользоваться освобождением по ст. 149 НК РФ. Аналогичная позиция высказана в письме Минфина России от 08.05.2013 № 03-07-08/16131.

И наконец, в-третьих, на практике возможна еще одна ситуация. Российская организация заключила договор с иностранным лицом, не являющимся налогоплательщиком государства — члена ТС, но грузополучателем является налогоплательщик Республики Беларусь. По мнению финансистов, налогообложение российского экспортера в данном случае зависит от того, был ли уплачен НДС при ввозе товара в Республику Беларусь и, как следствие, получила ли российская организация Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Республики Беларусь (письмо Минфина России от 01.03.2013 № 03-07-08/6170). Иными словами, возможны две ситуации.

Первая: если НДС при ввозе в Респуб­лику Беларусь был уплачен, российский экспортер получит заявление и будет вправе применить нулевую ставку. При этом НДС может быть уплачен либо иностранной организацией, состоящей на учете в налоговых органах Рес­публики Беларусь, либо белорусской организацией при приобретении товаров у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Респуб­лики Беларусь.

Вторая: если же НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь не уплачивался, никакого заявления не будет. Как следствие, применить нулевую ставку НДС при реализации иностранному лицу товара, вывозимого с территории РФ на территорию Рес­публики Беларусь, российская организация — экспортер не сможет.

Контрагенты российских компаний из Белоруссии или Казахстана могут осуществлять самовывоз товаров с территории РФ. То есть российскому экспортеру в рамках договора с белорусским или казахским партнером не приходится доставлять товар. Но это значит, что и обычных транспортных (товаросопроводительных) документов, необходимых для подтверждения права на применение нулевой ставки, он оформлять не будет.

Однако это не означает, что нулевая ставка станет недостижимой. В письме ФНС России от 30.05.2013 № ЕД-3-3/[email protected] налоговики пояснили, что Протокол не устанавливает требований к виду транспортного (товаросопроводительного) документа. Следовательно, вместо товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т в налоговые органы вполне может быть представлена международная товарно-транспортная накладная (CMR). Ведь содержащиеся в CMR показатели в целом аналогичны показателям товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т.

Такой же вывод следует из разъяснений контролирующих органов Белоруссии, Казахстана и России.

Так, при перемещении товаров самовывозом казахской организацией с территории РФ на территорию Республики Казахстан документом, подтверждающим указанное перемещение, согласно разъяснениям Налогового комитета Минфина Республики Казахстан от 15.08.2011 № НК-24-24/9488 (доведены до налоговых органов по субъектам РФ письмом ФНС России от 16.09.2011 № ЕД-4-3/[email protected]), является международная товарно-транспортная накладная (CMR). А в отношении форм документов, подтверждающих перемещение товаров автомобильным транспортом с территории РФ на территорию Респуб­лики Беларусь при их самовывозе белорусским покупателем, следует руководствоваться разъяснениями МНС Республики Беларусь от 04.08.2011 № 2-1-10/3791 (доведены до налоговых органов по субъектам РФ письмом ФНС России от 14.10.2011 № ­ЕД-4-3/[email protected]). В них, в частности, уточняется, что в соответствии с Инструкцией по заполнению международной товарно-транспортной накладной CMR, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 № 23, при отправлении груза с территории иных государств может применяться либо накладная CMR, утвержденная названным постановлением, либо накладная CMR страны отправителя. А при отсутствии таких документов (например, при доставке товара на личном автомобиле сотрудника) вообще могут быть рассмот­рены письменные объяснения плательщика, приказы о направлении сотрудников в командировку и другие документы.

Особенно внимательными нужно быть в случае, если товар проходит по территории Республики Беларусь или Казахстана в режиме транзита. То есть когда осуществляется экспорт из РФ в третьи страны через границу РФ с государством — членом ТС, на которой таможенное оформление отменено.

В письме ФНС России от 10.12.2012 № ЕД-4-3/[email protected] налоговые органы указали, что согласно п. 1 ст. 165 НК РФ для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС в налоговый орган в составе пакета документов необходимо представлять таможенную декларацию или ее копию с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров. Однако требование о представлении таможенной декларации с отметками таможенного органа места убытия, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории РФ, в данной статье не установлено.

В свою очередь, согласно п. 4 ст. 195 Таможенного кодекса ТС выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств — членов ТС. Это происходит путем проставления соответствующих отметок на таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также внесения соответствующих сведений в информационные системы таможенного органа. А в пункте 43 раздела XI Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, уточняется, что в графе «C» основного и добавочного лис­тов декларации на товары (далее — ДТ) под соответствующими номерами проставляются отметки о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ДТ, проведении таможенного контроля. В частности, под номером 2 указываются цифровыми символами дата выпуска товаров, а также регистрационный номер выпуска товаров, если его проставление преду­смотрено законодательством государства — члена ТС, с проставлением соответствующего штампа в виде оттис­ка «Выпуск разрешен», подписи должностного лица и оттиска личной номерной печати.

Следовательно, даже если российская организация экспортирует товары в третьи страны через границу РФ с государством — членом ТС, нужно все равно представлять в налоговую инспекцию таможенную декларацию (или ее копию) с вышеуказанными отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление данного вывоза товаров.

При этом налоговые органы имеют полное право направлять соответствующие запросы для получения информации о количестве и дате фактически вывезенных товаров в те таможенные органы РФ, которые производили таможенное оформление этих товаров Это следует из письма ФТС России от 16.07.2010 № 04-45/35094 (доведено до налоговых органов по субъектам РФ письмом ФНС России от 21.07.2010 № ШС-37-3/[email protected]) и Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 № 01-69/1/ММ-27-2/1.

И наконец, рассмотрим ситуацию, когда белорусский или казахский покупатель возвращает товар российскому поставщику — экспортеру. Если причиной возврата является ненадлежащее качество и (или) комплектация товара, нужно руководствоваться нормами п. 9 ст. 2 Протокола. Во-первых, участники договора должны подтвердить причину возврата. Во-вторых, имеет значение, когда именно осуществлен возврат. При возврате ввезенного товара в том же месяце, когда они были приняты на учет, такие товары вообще не отражаются в налоговой декларации. В противном случае необходимо представлять соответствующие уточненные (дополнительные) налоговые декларации.

Аналогичным образом будет поступать и российский экспортер. Если до момента возврата он уже представил в налоговую инспекцию декларацию по НДС, в которой отражена реализация товаров и применена нулевая ставка, ему придется подать уточненную декларацию, чтобы скорректировать величину налоговой базы. При этом нужно также уточнить и сумму вычетов по НДС.

А вот если контрагент из Республики Беларусь или Республики Казахстан возвращает товар надлежащего качества, к примеру, по причине невозможности дальнейшей его реализации, то придется поступать по-другому. Ведь рассмот­ренная выше норма Протокола в этом случае не действует, и никаких особенностей для других причин возврата в Протоколе не предусмотрено.

Это значит, что в такой ситуации возврат товара рассматривается как самостоятельная хозяйственная операция, не имеющая отношения к первоначальной экспортной сделке. Иными словами, российская организация, принимающая возвращаемый товар, должна руководствоваться общими правилами ст. 2 Протокола, регламентирующими порядок исчисления НДС в отношении товаров, приобретенных налогоплательщиком одного государства — члена ТС (в данном случае российской организацией) у налогоплательщика другого государства — члена ТС (у белорусской или казахской организации). Такие разъяснения были даны в письме Минфина России от 01.02.2013 № ­03-07-13/01-2104.

Сделаем Вам скидку до 10%
на закупки любых товаров из России

О компании

  • Международная группа компаний «Сибирское купечество» с 1999 года работает на международном рынке и профессионально оказывает услуги по ВЭД
  • Имеем обширный опыт поставок в Казахстан:
    — нержавеющий металлопрокат,
    — электротехническое оборудование,
    — автозапчасти,
    — противопожарные двери,
    — продукция легкой промышленности и многое другое
  • Мы являемся действующими членами Торгово-промышленной палаты РФ и общественной организации «ОПОРА РОССИИ»

Делаем скидку от цены Вашего российского поставщика до 10% при работе через наш контракт

Для оптимизации документооборота между Российскими и Казахскими компаниями, мы имеем дочернее предприятие ТОО «Сибериан Мерчанз» (г. Усть-Каменогорск)

Работаем по РЕАЛЬНОЙ ставке НДС 0% освобождая Вас от двойного налогообложения

Торговля с Казахстаном — экспорт

Вам больше не придется отказываться от выгодных сделок, только на том основании, что заказчик находится в Казахстане. Всеми вопросами, связанными с экспортом, будем заниматься мы. Для вас уже будет торговля с Казахстаном не экспорт, а рядовой операцией на внутреннем рынке России.

Этот способ имеет множество преимуществ, а именно:

  • вам не потребуется тратить время на множество вопросов, связанных с экспортом товара (таможенное оформление, сертификация, транспортировка, валютный контроль и т.д.);
  • когда осуществляется торговля с Казахстаном (экспорт), то НДС после такой сделки возвращается из государственного бюджета, что автоматически инициирует камеральную проверку. В данном варианте она вам не грозит, проверка будет проводиться в нашей компании;
  • не придется замораживать оборотные средства (экспортное НДС), которые будут возвращены не ранее, чем через 5-8 месяцев;
  • вашей компании не придется создавать отдел, отвечающий за внешнеэкономическую деятельность;
  • ваш товар будет продаваться на внешних рынках;
  • работая в рамках Таможенного союза можно не опасаться, что клиент не оплатит ввозное НДС.

Экспорт в 2018 году

Что касается торговли с Казахстаном, то экспорт в 2018 году, не изменился. Как вы помните, в 2010 году Казахстан подписал договор о Таможенном союзе, поэтому отправляя товар в эту страну, не требуется оформлять таможенную декларацию. Для справки, Республика Беларусь присоединилась к ТС в 2010, Армения в 2014, Киргизия в 2015 году.

Экспортировать товары в эти страны стало немного проще, но проблема возмещения НДС никуда не делась. Для этого потребуется правильное оформление всех документов, начиная от договора на экспорт в Казахстан и заканчивая транспортными накладными. Помимо этого от вашего контрагента в Казахстане, должно прийти заявление, подтверждающее получение товара, и уведомление по форме 328.0, которое свидетельствует об уплате косвенных налогов.

Все эти процедуры наша компания готова взять на себя, существенно снизив ваши риски.

Оформление экспорта своими силами

Тем, кто решил вести внешнеэкономическую деятельность своими силами, как проводится экспортная сделка:

  • с клиентом необходимо заключить внешнеторговый контракт;
  • товар должен пройти проверку, где выясняется необходимо ли ему лицензирование и не может ли он иметь военное применение.;
  • в том случае, когда общая стоимость продажи товара в Казахстан больше $50000, на сделку необходимо оформлять специальный паспорт;
  • потребуется выбрать компанию, обеспечивающую доставку товара заказчику, при этом необходимо правильно оформить экспедиторскую расписку.

В отдельных случаях может дополнительно понадобиться оформление экспертных заключений, фитосанитарных или ветеринарных сертификатов, разрешение на экспорт от различных государственных служб и ведомств и т.д.
Помимо этого не забывайте, что после сделки вам вернут НДС не ранее, чем через 5-8 месяцев, при этом, как показывает практика, в большинстве случаев его зачтут в счет будущих налоговых платежей.

Если вы не хотите терять на это время и нервы, обращайтесь к нам, мы возьмем на себя все проблемы связанные с экспортом.

Экспорт товаров в Казахстан глазами российских поставщиков

Внимание!

Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Данная статьи носит исключительно информационный характер!

Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.

Экспорт – это процедура, которая, согласно определению Таможенного союза (куда входит и Россия), заключается в вывозе товаров за территорию Таможенного союза. Исходя из этого, направление товаров из Российской Федерации в Казахстан экспортом называться не может, ведь товары в этом случае не покидают территорию Таможенного союза. Кроме того, в мае 2014 года ряд стран (Армения, Киргизия, Белоруссия, Казахстан и Россия) подписали договор «О Евразийском экономическом союзе», согласно которому, поставки товаров между этими государствами несут черты процедур, осуществляемых на территории одной страны. Но данный факт не стирает границы, так что определение «экспорт товаров в Казахстан» – уместно и справедливо. О его отличительных чертах расскажем в данной статье.

Какое будущее ждет экспорт товаров в Казахстан

Прежде чем говорить об экспорте товаров в Казахстан из Российской Федерации, стоит привести немного статистической информации. Каких объемов сегодня достигает экспорт товаров в Казахстан? За первые два квартала 2017 года сумма впечатляющая – 4,55 миллиарда долларов. Лидирующие позиции среди экспортирующих стран сегодня занимают Нидерланды (11 %) и Китай (11 %). Казахстан для РФ на девятом месте (3,3 %), но он является вторым среди стран СНГ, уступая только Белоруссии (5,2 %).

Экспорт товаров в Казахстан – это довольно важная статья в Российской экономике. Для сравнения – сопоставимые позиции имеют такие европейские страны, как Франция или Польша. Еще более показательно, что Казахстан уже опередил Испанию, Индию, Финляндию, Бельгию и Великобританию.

Экспорт товаров из России очень значим и для экономики самого Казахстана, ведь наша страна – его главный партнер на международной арене, и только потом – Китай и Германия.

Экспорт товаров в Казахстан развивается с того момента, как был организован Таможенный союз, ведь именно он позволил обойти все политические препятствия для осуществления торговли между нашими государствами. Конечно, все далеко не безупречно в отношении экспорта товаров в Казахстан из России. Сегодня объемы торговли падают, но это вызвано не ухудшением партнерских взаимоотношений, а кризисом.

Международная экономика значительно влияет на ситуацию с экспортом товаров в Казахстан, ведь давно устоялось, что международная торговля ведется в долларах. Само собой разумеется, что любые финансовые проблемы отражаются и на торговле между нашими странами. Девальвация национальных валют привела к тому, что текущие статистические данные дают весьма условное представление об объективной ситуации. В настоящее время ситуация выглядит следующим образом. Экспорт в Казахстан увеличился на 10,7 %, импорт из Казахстана снизился на 7,4 %. При этом важно обратить внимание на то, что если рассчитывать в рублях, то объем торговли между нашими государствами увеличился на 22,3 %. Это весьма внушительная сумма, ведь она составляет 705,2 миллиарда рублей. При пересчете на рубли становится ясно, что суммарная доля взаимных расчетов России, Белоруссии и Казахстана достигла 70 %, что намного больше, чем 23,8 %, которые получаются при исчислении в долларах.

Экспорт России и экспорт Казахстана – это совершенно разные товары. Россия поставляет преимущественно продукцию из сферы машиностроения, в то время как экспорт Казахстана – это металлы, руда и различные минералы. Снова обратимся к статистике. Например, во втором квартале 2016 года экспорт товаров в Казахстан имел следующее соотношение:

22,6 % – транспорт, машины и прочее оборудование (преимущественно ядерные реакторы, механические устройства, котлы, чуть меньше – электрическое оборудование, и еще меньше – автомобили);

16 % – минеральные продукты (топливо, которое Казахстан не в состоянии добывать самостоятельно в нужных масштабах);

15,9 % металлы и изделия из них;

5,2 % – древесина, целлюлозно-бумажная продукция и т. д.;

2,6 % – текстиль, изделия из него, обувь.

Экспорт товаров в Казахстан – это закономерный процесс, ведь между нашими государствами существуют тесные многолетние взаимоотношения. Иначе и быть не могло при столь протяженной общей границе. За долгие годы налажены торговые пути, транспортные связи и т. д. Нет ничего удивительного в том, что большая часть экспорта в Казахстан переправляется из других стран по территории России – это наиболее рациональный и экономичный маршрут. При этом многие эти товары (топливо, энергетические ресурсы и т. д.) очень важны для Казахстана. Нюансы взаимоотношений двух государств установлены соглашением от 7.06.2002 г.

Важным вопросом в торговых связях России и Казахстана является нефтепровод, ведь каждый год по нему переправляются просто колоссальные объемы нефти (15,5 миллиона тонн по нефтепроводу Атырау – Самара и 5,5 миллиона тонн по нефтепроводу Махачкала – Тихорецк – Новороссийск).

Здесь необходимо отметить, что экспорт казахстанской нефти проходит по нефтепроводу КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), который является совместной собственностью правительств России и Казахстана. В 2002 году было создано совместное предприятие российского «Газпрома» и «КазМунайГаз» (Казахстан) – «КазРосГаз». Оно осуществляет поставки газа с месторождения Карачаганак на Оренбургский газоперерабатывающий завод.

Еще одним важным моментом в экономических взаимоотношениях России и Казахстана является вопрос обработки урана. Дело в том, что его запасы в Казахстане настолько велики, что уступают по объему одной единственной стране, – Австралии. Однако у Казахстана нет своей атомной энергетики, поэтому Россия и Казахстан организовали совместный проект по добыче урана, осуществляет его казахстанско-российско-киргизское предприятие – ЗАО «Заречное».

Разумеется, экспорт товаров в Казахстан, как и другие торгово-экономические взаимодействия Российской Федерации и Казахстана на сегодня нуждаются в улучшениях. У каждой страны имеются внушительные ресурсы и экономический потенциал, использовать которые на полную мощность пока не удается. Но деятельность в этом направлении ведется. И она имеет большие перспективы. Ставки делаются на программы импортозамещения в РФ и индустриализации Казахстана, в частности на трансграничные производственные цепочки в машиностроении и обрабатывающей промышленности. По прогнозам специалистов, это положительно скажется на торгово-экономических отношениях стран, а значит, позволит увеличить и экспорт товаров в Казахстан из Российской Федерации.

Как оформить экспорт товаров в Казахстан

Среди государств, участвующих в Евразийском Экономическом Союзе установлены единые требования относительно документов для экспорта товаров. Казахстан в данном случае не является исключением.

Чтобы осуществить экспорт товаров в Казахстан, потребуются следующие документы:

Договор, на основе которого осуществляется экспорт товаров в Казахстан. Очень важно, чтобы бумаги были правильно и разборчиво оформлены. Любые неточности или неясности могут задержать товары на границе с Казахстаном и вообще поставить вопрос о невозможности их экспорта.

Заявление об экспорте товара и уплате НДС за ввоз покупателем. Важно, чтобы налоговая инспекция поставила на данном документе соответствующую отметку. Требуется, чтобы НДС за экспорт товаров в Казахстан был уплачен покупателем до двадцатого числа следующего месяца. Кроме того, требуется, чтобы экспортер тоже имел копию данного документа.

Транспортная документация. Тут возможны варианты: транспортная накладная или УПД, которые должны быть подписаны водителем, а также должен стоять номер машины, которая перевозила продукцию на территорию Казахстана. Следует учесть, что далеко не все организации, которые осуществляют перевозку, способны правильно оформить бумаги. Это приводит к проблемам при экспорте товаров в Казахстан.

Прочая документация, которая требуется по закону. Например, если сумма по договору более пятидесяти тысяч долларов, необходимо наличие паспорта сделки.

НДС за экспорт товаров на территорию Казахстана возвращается после того, как в налоговую инспекцию подается декларация. Но это далеко не единственное условие. Например, если документы оформлены не вовремя либо если НДС за экспорт товаров в Казахстан, который должен был оплатить поставщик, не оплачен, на возврат НДС рассчитывать не стоит.

Примечательно, что 9/10 товаров, предназначенных для экспорта в Казахстан, являются товарами двойного назначения. В таких случаях обычно приходится проводить экспертизу, которая должна подтвердить, что товару не требуется лицензия на экспорт в Казахстан. Конечно, экспертиза не является обязательной процедурой при подтверждении нулевой ставки, но при отсутствии такого заключения могут возникнуть проблемы, в частности, очень серьезный штраф со стороны ФСТЭК.

Стоит так же учитывать, что в отдельных ситуациях для экспорта в Казахстан требуется фитосанитарный или ветеринарный сертификат.

Если вся документация заполнена правильно и камеральная проверка налоговой показала положительные результаты, после 5–8 месяцев с момента отгрузки вам вернут 18 % НДС, который был уплачен за товар.

Осуществляя экспорт товаров в Казахстан, НДС можно легко вернуть

Таким образом, что бы мы ни пытались реализовать в государствах, состоящих в ЕАЭС, оно будет (для плательщика НДС из России) облагаться налогом с нулевой ставкой.

Следует отметить, что порядок вычета НДС сейчас не требует учитывать «входной» НДС для товаров, которые направляются на экспорт. Это значительно упрощает процедуру. Единственное исключение – сырьевые продукты. Таким образом, потребуется наличие счета-фактуры, и тогда можно не беспокоиться о затратах на «входной налог».

Как же возвратить НДС, осуществляя экспорт товаров в Казахстан? Есть два варианта: осуществить это самостоятельно или обратиться к специалистам, оказывающим такие услуги.

Первый вариант возвращения НДС при экспорте товаров в Казахстан содержит такой алгоритм действий:

Оформление и представление деклараций и прочей необходимой документации в налоговую.

Если в результате камеральной проверки налоговая инспекция выносит положительное решение, то заявителю возвращается НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Продолжительность этих трех этапов в сумме составит от трех до пяти месяцев.

Но бывают ситуации, когда деньги требуется вернуть сразу, да и нет желания связываться с налоговой инспекцией, нет времени на сбор документов. Тогда целесообразно обратиться за помощью к специалистам, которые помогут оперативно возвратить НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Что еще важно знать при возврате НДС за экспорт товаров в Казахстан? В первую очередь важно учесть, что на сбор документов дается строго установленный срок – 180 дней с момента, когда произошла отгрузка товаров. В том случае, если за это время весь пакет не подан в ИФНС, НДС потребуется оплатить ставкой 10 или 18 %. Начисляется он исходя из периода самой операции. Со 181-го дня начисляется пеня.

Но случается, что документы собраны, хотя и с опозданием. НДС также можно вернуть, о чем говорится в статье 78 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Даже если не удалось воспользоваться нулевой ставкой, выход есть. НДС за экспорт товаров в Казахстан, который пришлось уплатить, можно отнести к расходам по налогу на прибыль. Объясняется это просто: поставщик сам оплачивал налог, а значит, запрет из п. 19 ст. 270 Налогового Кодекса не действует.

Экспорт товаров в Казахстан, как операция в страны ЕАЭС, должен быть отражен в четвертом разделе декларации. Приложениями выступает документация, способная подтвердить нулевую ставку. В противном случае, за период отгрузки надо подать уточненную декларацию.

Экспорт товаров в Казахстан при УСН

Все государства, которые состоят в Евразийском экономическом союзе, соблюдают единые правила налогообложения экспорта и импорта товаров. Когда речь идет об экспорте товаров из России в Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию, эти требования применяются только к НДС. Что же касается остальных налогов по такой операции, то они должны быть выплачены в том же порядке, что и при реализации товаров контрагентам из России.

Если брать за основу точку зрения налоговой политики, то нет существенной разницы между экспортом в любое государство из ЕАЭС и прочие страны. Это означает, что в любом случае будет применяться нулевая ставка, и ее нужно подтвердить, подав соответствующую документацию в налоговую инспекцию.

Следует понимать, что при экспорте товаров в Казахстан эти правила применяются в отношении лиц/организаций, которые работают по общей системе налогообложения – ОСНО. А что касается УСН, то организации, которые работают на «упрощенке», практически не испытывают никаких сложностей при выходе на рынки других стран. Это происходит потому, что НДС за экспорт не включен в список исключений для лиц, использующих УСН (статья 346.11 НК РФ). Значит, им не стоит беспокоиться о сборе документации, «нулевых» счетах-фактурах, заявлениях, специальных декларациях и т. д. Все так, как будто товар продан в Россию.

Предприятия, использующие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением некоторых ситуаций (экспорт в их число не входит). Значит, нулевой НДС начислять не надо и отчитываться по нему тоже. Нет необходимости и в заявлениях. Налоговая также не проверяет эти операции. Никаких налоговых проверок при экспорте товаров в Казахстан ожидать не придется. Разумеется, контрагент может запросить счет-фактуру. Этот документ можно составить с пометкой об отсутствии НДС. При экспорте товаров в Казахстан случается, что казахские налоговые службы требуют прояснить ситуацию с НДС. Тут достаточно составить письменное объяснение о том, что вы работаете по УСН и не платите НДС.

Важно учитывать, что переход между ОСНО и УСН может вызвать некоторые претензии со стороны налоговых органов. Дело в том, что лица, которые платят УСН, не признаются плательщиками НДС, а значит, не имеют права на его возмещение. Подробнее можно об этом прочесть в письме УФНС РФ по г. Москве от 12 августа 2011 года № 16-15/079549. Но здесь многое зависит от того, за какой квартал требуется вернуть НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Обычно определяющим фактором является то, какая система применялась в последний день квартала. Если же он полностью проходил под ОСНО, а переход на УСН был осуществлен уже в следующем квартале, то НДС за экспорт товаров в Казахстан должен быть возмещен. Подробнее можно об этом прочесть в письме от 11 ноября 2009 года № 03-07-08/233.

Точку в решении этого вопроса поставил Президиум ВАС РФ (см. постановление от 9 сентября 2012 № 6759/12). Согласно решению суда, даже если лицо перешло на УСН, это не отнимает у него права на возмещение НДС по нулевой ставке. При этом было указано, НК РФ не ограничивает права налогоплательщика на предоставление полного пакета документов для доказательства экспортной операции после 180 дней.

Особенности экспорта товаров двойного назначения

Осуществить экспорт товаров в Казахстан затруднительно, если эти товары могут использовать в военных целях. Но даже если такого намерения нет, следует учитывать, что некоторые экспортеры даже не подозревают, что их товары могут попасть в данную категорию. К примеру, кто бы мог подумать, что оптические линзы или липкая лента зеленого цвета могут быть товарами двойного назначения. В данном разделе подробно разберем, существует ли перечень таких товаров и что делать, чтобы все-таки получить разрешение на экспорт товаров в Казахстан.

Что такое товары двойного назначения? Так называют продукцию, которая применяется в гражданских целях, но может быть использована для создания самых разных видов вооружения. Это может быть оборудование, различные материалы, сырье. Кроме того, в данный список входит и некоторая информация научно-технического характера, которая может быть применима при создании:

различной военной техники и вооружения;

ядерного и ракетного оружия;

химического и бактериологического оружия.

Все товары двойного назначения в обязательном порядке проходят экспортный контроль, который представляет собой систему защиты интересов страны при конверсии оборонной промышленности, при расширении ВЭД и следовании международным обязательствам по нераспространению оружия массового поражения. Система экспортного контроля реализуется Комиссией по экспортному контролю при российском правительстве.

В 2010 году Таможенный союз между бывшими странами СССР, Казахстаном, Белоруссией и Россией не только начал функционировать, но и установил Единый перечень товаров, которые подлежат лицензированию при экспорте в Казахстан и другие страны союза. В каждой стране имеются свои инстанции, которые выдают лицензии товарам. Например, на территории России такую деятельность осуществляет Минпромторг.

Применение данного договора на практике показало, что чаще всего в Минпромторг обращаются за лицензиями на высокочастнотное и радиоэлектронное оборудование и прекурсоры.

На таможне каждому товару присваиваются определенные коды ТН ВЭД, которые совпадают с подобным кодом товара, являющегося объектом экспортного контроля. Лицо, осуществляющее грузоперевозку, должно предъявить документацию, которая бы свидетельствовала о том, что лицензия в отношении этих товаров не нужна, или, наоборот, необходима. Существуют общие и частные признаки товаров двойного и военного назначения, по которым определяется необходимость оформления на них лицензии: код ТН ВЭД СНГ и некоторые значения характеристики товара. При совпадении только общих признаков лицензия не нужна.

Например, товар может быть классифицирован как продукция двойного назначения согласно коду, но при этом обладать характеристиками, не соответствующими реальному уровню угрозы. Например, бинокли могут быть расценены как товар двойного назначения, потому что их можно использовать в военных целях. Но если в реальности такой бинокль приближает достаточно слабо, то и лицензия на этот товар не нужна.

Следует отметить, что определенные организации, в соответствии с постановлением № 477 от 21.06.2011 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля», имеют разрешение на осуществление экспертизы контролируемых товаров и технологий.

Что же касается товаров, которые могут стать проблемными при их экспорте в Казахстан, то, к сожалению, такого полного перечня не существует. Есть различные постановления и приказы, но никто не проводил работу по сведению их в единый реестр. Таким образом, имеется лишь код ТН ВЭД, по которому решение принимается таможенными органами на месте, исходя из характеристик товаров.

Товары двойного назначения перечислены в указе Президента № 1661 от 17.12.11 г. Список этот довольно объемный: пять разделов включает девять категорий товаров.

К примеру, если вы экспортируете в Казахстан токарный станок с числовым программным управлением, то он попадает в список продукции двойного назначения. Если при сравнении его технического описания с характеристиками, данными в указе, выявлены совпадения, то надо будет получить лицензию на его вывоз или предписание о том, чтобы не относить данный станок к объектам экспортного контроля. Обычно такие предписания оформляются в течение двух-четырех недель.

Нельзя сбрасывать со счетов и личный фактор, ведь за выпуск товаров на экспорт отвечает таможенный инспектор. Например, он может настоять на проведении экспортного контроля технически сложного товара, поскольку сам недостаточно компетентен в технических вопросах. Но экспорт сложной техники в Казахстан из России – явление относительно редкое, т. к. импортных поставок намного больше, чем экспортных.

На таможне могут запретить экспорт какого-либо товара в Казахстан в случае, если имеются сомнения на счет возможностей его применения. Кроме того, отсутствие какой-либо документации также станет весомым основанием для отказа. Поэтому так важно иметь на руках лицензию или какие-то иные документы (техдокументация, заключение ФСТЭК), которые способны подтвердить, что данный товар после экспорта в Казахстан не будет применен для военных целей.

Как уже говорилось, частым предметом споров при экспорте товаров в Казахстан становятся бинокли. Конечно, имеются четко прописанные критерии оптических приборов, которые нельзя провозить через границу, но следует понимать, что таможенные служащие – такие же люди, и они могут ошибиться либо просто в силу каких-то подозрений запретить экспорт определенного товара в Казахстан.

При экспорте в Казахстан как товары двойного назначения могут быть классифицированы электронно-оптические преобразователи, обладающие приведенными ниже признаками:

1. В волновом диапазоне 400–1050 нм имеют максимальную спектральную чувствительность.

2. Использование в электронном усилении изображения:

микроканальной пластины, имеющей межцентровое расстояние до 12 мкм, не более;

электронного чувствительного элемента с шагом небинированных пикселей до 500 мкм, не более. При этом он должен быть разработан или модифицирован таким образом, чтобы зарядовое умножение достигалось не так, как в микроканальной пластине.

3. Фотокатоды таких видов:

многощелочные (к примеру, S-20 или S-25), имеющие интегральную чувствительность свыше 700 мкА/лм;

GaAs либо GalnAs фотокатоды;

прочие полупроводниковые, выполненные на основе соединений III – V;

В сфере экспорта товаров из России много нюансов, описать которые в рамках одного материала невозможно. Всегда безопаснее и разумнее, прежде чем приступить к экспорту товаров в Казахстан или другую страну, проконсультироваться с экспертом, а еще лучше поручить ему оформление всей таможенной процедуры. Участие специалиста сэкономит время и убережет вас от дополнительных расходов.

При подготовке товаров к экспорту в Казахстан требуется изучить большой объем специальной информации, которой у предприятия часто нет. Специалисты информационно-аналитической компании «VVS» предлагает своим клиентам таможенную статистику разных стран мира, в частности Казахстана. Наша компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20.

Внимание!

Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Данная статьи носит исключительно информационный характер!

Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.