Какие социальные регуляторы стимулируют людей на вступление в брак

Какие социальные регуляторы стимулируют людей на вступление в брак

В на­сто­я­щее время мо­ло­дые люди не спе­шат оформ­лять брак. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те любые два аргумента, убеж­да­ю­щих в не­об­хо­ди­мо­сти юри­ди­че­ско­го оформ­ле­ния брака.

Брак и условия его заключения

Слово «брак» древнерусского происхождения. «Брачити» означает «вступать в брак». Юридический смысл термина «брак» имеет другое значение. По семейному праву брак — это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.

Брак должен быть основан на взаимных чувствах, уважении и дружбе супругов. В реальной жизни, это хорошо известно, в брак вступают и по экономическим (так называемые браки по расчёту), и по другим соображениям. Учёные считают самыми прочными браки, созданные любящими друг друга людьми.

Однако даже самой сильной привязанности недостаточно, чтобы брак был зарегистрирован. Закон требует соблюдения обязательных условий и порядка заключения брака.

Первое. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак. В отличие от дореволюционной России, где обязательным было благословение родителей, сегодня согласия третьих лиц не требуется. Однако практика показывает, что счастливы, как правило, те браки, на которые дали сердечное согласие близкие.

Второе. Закон требует, чтобы желающие заключить брак достигли брачного возраста. В России и для мужчин, и для женщин он составляет 18 лет. Это возраст совершеннолетия. В других странах брачный возраст может быть иным. Например, в Англии — для женщин и мужчин — 16 лет, во Франции — 15 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Согласно Семейному кодексу РФ, при наличии уважительных причин по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на два года (до 16 лет).

Третье. Брак не может быть заключён, если хотя бы одна из сторон уже состоит в другом браке. В нашей стране существует принцип моногамии.

Четвёртое. Не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие отец или мать) братьями и сёстрами.

Пятое. Не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными. Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими супругами в районный (городской) ЗАГС по месту жительства одного из них. ЗАГС определяет день регистрации брака не раньше чем через месяц после подачи заявления. Этот срок может быть сокращён по уважительным причинам или увеличен, но не более чем до трёх месяцев.

Государственная регистрация происходит в торжественной обстановке. Присутствие жениха и невесты при регистрации обязательно. Под записью регистрации брака в книге актов гражданского состояния молодожёны ставят свои подписи, а затем эта подпись скрепляется подписью должностного лица ЗАГСа. Супругам выдаётся свидетельство о браке.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты (объяснения):

1) оформление юри­ди­че­ско­го брака сви­де­тель­ству­ет о твёрдости на­ме­ре­ний со­здать семью и о доб­ро­воль­но взя­той на себя от­вет­ствен­но­сти за чле­нов своей семьи;

2) юридический брак га­ран­ти­ру­ет жен­щи­не и рождённым ею в браке детям права и защиту, под­держ­ку государства;

3) юридический брак вле­чет пра­во­вую от­вет­ствен­ность чле­нов семьи (имущественную и неимущественную).

Мотивы вступления в брак

Брачная мотивация

Брак — это сложнейший социальный институт, являющийся совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, индивидуального и общественного, единичного и общего характера. Стабильность, как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака. Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.

Прежде чем приступить к исследованию мотивов вступления в брак, следует сначала рассмотреть само понятие «мотив» и его природу.

Для этого, по-нашему мнению, стоит обратиться к трудам В.А. Ядова, в которых он раскрывает проблему внутренней регуляции социального поведения личности.

«В основе деятельности лежит, конечно, определенная потребность или потребности. Их удовлетворение обеспечивает поддержание всей жизнедеятельности и позволяет человеку выполнять свои социальные функции. Будучи глубинной основой всех мотивов поведения и отдельных поступков, потребности, однако, могут и не включаться в прямую поведенческую «цепочку», но как бы в скрытом, в снятом виде побуждают к деятельности через соответствующие диспозиционные образования. Если последние формируются как готовности к действию в определенных условиях и для удовлетворения определенных потребностей, то связь между потребностью, ситуацией и действием устанавливается именно через диспозиционную систему». Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89 — 105.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).

Этот термин прочно вошёл в психологический обиход для объяснения причин поведения человека.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному.

В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, 1959; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность.

Е.П. Ильин (автор книги «Мотивация и мотивы») предлагает рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).

Мотивация — процесс формирования мотива. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы — СПБ.: Питер, 2006. — 512 с.: ил. — (серия «Мастера психологии»). Стр. 65-67

В научной литературе «мотив» принято рассматривать как побудительную причину действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его потребности. В любой сложной деятельности всегда выделяется мотив, играющий ведущую роль. По мнению А.Н. Леонтьева, «мотив мы употребляем не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее». Р.С. Немов отмечает, что «мотив — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий».

Х. Хекхаузен включает в понятие «мотив» такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д.

Но мотивы вступления в брак нужно рассматривать не как кратковременный душевный порыв, а как длительный процесс, в результате которого взгляды, установки и ориентации, сформировавшиеся в определенной обстановке, побуждают людей к активизации своей деятельности в направлении удовлетворения своих социальных и природных потребностей в браке. В этом случае представляется естественным, что чем выше степень зрелости взглядов и установок на брак, тем выше и социальная зрелость порождаемых ими мотивов вступления в брак.

Анализ основных теоретических подходов к изучению мотивов вступления в брак позволяет выделить следующие семь интерпретаций семейно-брачных стратегий: с позиции социобиологии главный мотив заключения брака определяется репродуктивной функцией человека в рамках его биологического вида. Структурный функционализм, в свою очередь, рассматривает брачный выбор индивидов как стремление поддержать функционирование общества в целом. С этой точкой зрения не согласны представители теории конфликта, которые определяют мотивационную базу заключения брака как желание индивидов обладать властью в семье. Этот же подход разделяет и теория феминизма, при этом акцентируя внимание на изначально неравное положение женщин и мужчин в семье. Символический интеракционизм интерпретирует мотивы заключения брака в рамках коммуникативного поведения мужчин и женщин.

Теория семейных систем позволяет с двух позиций рассмотреть мотивы вступления в брак, тем самым, расширяя фокус данного социального факта. Сочетание идей структурного функционализма и символического интеракционизма образуют подвижную систему, что помогает логически проследить формирование и обоснование мотивов заключения брака.

Начиная от социально обусловленного спектра мотивов, и заканчивая непосредственным общением в рамках социальных ролей, теория семейных систем представляет весь спектр возможных мотивов заключения брака, как для женщины, так и для мужчины. В свою очередь, теория социального обмена предлагает оптимальное объяснение гендерным различиям мотивов вступления в брак у мужчин и женщин. Представители обоих полов обладают разной культурной базой для «экономической сделки» — заключения брака. В целом, данная теория позволяет рассмотреть мотивы вступления в брак как реально существующие желания мужчин и женщин.

В современной психологии различают три мотивации на брак:

1. Мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае — намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания — жениться или выйти замуж. И, в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет — все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство.

2. Мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежнее время для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши — брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Проблемы опять-таки возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.

3. Мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб. пособие/ Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. — М.: Флинта: МПСИ, 2009. — 384 с. — С. 200-201

К. Г. Юнг в своей книге «Брак как психологическое отношение» говорит о том, что очень часто мы не осознаем реальных мотивов вступления в брак и действуем бессознательно.

Бессознательные мотивации, по К. Юнгу, имеют как личностную так и всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки — к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью.

Известный психолог А. Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит:

· обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;

· общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;

· уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»;

· ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;

· интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

· взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;

· жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;

· порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним;

· выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие,

· месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;

· боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

Мотивация выступает ключевым аспектом личности, поскольку она придает поведению направление. Мотивы и цели тесно связаны между собой. Отношение «мотив — цель» является своего рода «вектором», задающим направленность и интенсивность деятельности. При этом цель формирует содержание этой деятельности. Определение характера целей осуществляется на основе выбора тех или иных общественных, жизненных и человеческих ценностей. Тихомирова В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи//Социологические исследования, №2, Февраль 2010, C. 118-124

Таким образом, можно утверждать, что формирование мотивов — это сложный и длительный процесс, в течение которого в сознании индивида складываются определенные взгляды по вопросам брака и семьи. При этом содержание этих взглядов определяется характером социально-экономических условий, духовного потенциала общества, господствующих традиционных установок и норм поведения.

Как заключить брак

1. Кто и в каком возрасте может вступить в брак?

Пожениться на территории России могут граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Заключить брак можно при соблюдении Условия для вступления в брак:

  • вы мужчина и женщина;
  • никто из вас не состоит в браке;
  • вы не являетесь ни полнородными, ни неполнородными братом и сестрой;
  • вы не приходитесь друг другу родителем и ребенком;
  • вы не приходитесь друг другу бабушкой или дедушкой и внуком/внучкой;
  • вы не приходитесь друг другу усыновителем и усыновленным;
  • вы дееспособны;
  • у вас есть взаимное согласие на вступление в брак;
  • вы оба достигли брачного возраста.

«>ряда условий , в частности, у вас должно быть взаимное согласие на вступление в брак и вы оба должны достичь брачного возраста.

Граждане России могут вступать в брак с 18 лет, в Вступить в брак с 16 лет можно в двух случаях:

  • если подросток признан органами местного самоуправления по месту жительства полностью дееспособным (для этого нужно работать по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей (попечителя) заниматься предпринимательской деятельностью);
  • если есть уважительные причины для вступления в брак: девушка беременна или один из желающих пожениться смертельно болен. В этом случае нужно обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства и получить разрешение на вступление в брак.

«>исключительных случаях — с 16 лет. Для иностранцев минимальный возраст для вступления в брак определяется законодательством страны, гражданами которой они являются, для лиц без гражданства — страны, в которой они постоянно проживают.

2. Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать брак?

Чтобы заключить брак, вам понадобятся:

    Бланк совместного заявления можно взять в отделе ЗАГС или скачать на странице московского Управления ЗАГС на mos.ru. Подписи на заявлении ставятся только в присутствии сотрудника органа ЗАГС. Если один из вас не имеет возможности прийти лично, он может написать заявление отдельно и нотариально его заверить. Граждане Российской Федерации, желающие вступить в брак, могут подать заявление онлайн. В этом случае скачивать бланк отдельно не требуется, подписи ставятся электронные.

«>совместное заявление ;
Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • загранпаспорт гражданина Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за границей).

Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина (лица без гражданства):

  • паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
  • удостоверение беженца;
  • свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу;
  • свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
  • разрешение на временное проживание в Российской Федерации (для лица без гражданства);
  • вид на жительство в Российской Федерации (для лица без гражданства).

«>документы , удостоверяющие личность;

  • Государственная пошлина за регистрацию брака уплачивается только одним из желающих вступить в брак. Если вы подадите заявление онлайн, госпошлину можно уплатить на сайте mos.ru.

    Реквизиты для уплаты пошлины, размер государственной пошлины, льготы при уплате государственной пошлины и порядок уплаты можно посмотреть на странице Управления ЗАГС на сайте mos.ru.

    Вы, согласно закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года, обязаны уплатить госпошлину, но имеете право не предъявлять квитанцию.

    «>квитанция об уплате госпошлины;
    Представление свидетельства не требуется, если документ был оформлен и выдан органом ЗАГС Москвы.

    «>свидетельство о расторжении брака — для разведенных;
    Представление свидетельства не требуется, если документ был оформлен и выдан органом ЗАГС Москвы.

    «>свидетельство о смерти супруга/супруги — для вдов/вдовцов;

  • разрешение органов местного самоуправления на вступление в брак либо объявление о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным — для лиц от 16 до 18 лет.
  • Иностранцам и лицам без гражданства также потребуется:

    • документ, подтверждающий отсутствие препятствий для заключения брака на территории Российской Федерации (выдается компетентным органом той страны, гражданином которой является человек. Для лиц без гражданства — консульством той страны, в которой человек постоянно проживает). Срок действия документа установлен законодательством той страны, компетентным органом которой он выдан.

    Все иностранные документы должны быть легализованы в установленном законом порядке, переведены на русский язык и нотариально удостоверены.

    Если у вас два гражданства и одно из них российское, то в загс вы должны представить те документы, которые требуются от граждан Российской Федерации. Если оба ваших гражданства иностранные, то выберите то, которое вам больше нравится, и представьте в загс те документы, которые требуются от иностранных граждан.

    3. Куда подать заявление?

    Если вы оба граждане России, подать заявление в загс на регистрацию брака вы можете тремя способами:

    • непосредственно в отдел ЗАГС (за исключением Люблинского и Замоскворецкого отделов ЗАГС) или Дворец бракосочетания. Загс можно выбрать любой, независимо от регистрации по месту жительства;
    • в любой центр госуслуг «Мои документы». Центр госуслуг только примет заявление. Регистрация брака будет происходить в выбранном вами загсе или Дворце бракосочетания;
    • онлайн на сайте mos.ru. Если вы подадите заявление через интернет, остальные документы нужно будет донести в отдел ЗАГС или Дворец бракосочетания в день регистрации брака.

    Если вы оба или один из вас гражданин страны СНГ, подать заявление вы можете:

    • непосредственно в отдел ЗАГС (за исключением Люблинского и Замоскворецкого отделов ЗАГС) или Дворец бракосочетания. Загс можно выбрать любой, независимо от регистрации по месту жительства.

    Если вы оба или один из вас гражданин дальнего зарубежья или лицо без гражданства, подать заявление и заключить брак вы можете:

    Бракосочетание произойдет в день и время, указанные в заявлении о заключении брака, но не раньше чем через месяц и не позже чем через 12 месяцев после подачи заявления. При наличии уважительных причин брак может быть зарегистрирован раньше — в этом случае обстоятельства, являющиеся основанием для сокращения срока, должны быть подтверждены документально.

    4. Как происходит регистрация брака?

    Заключить брак можно только в отделах ЗАГС или дворцах бракосочетания. Некоторые загсы проводят выездные церемонии на территории культурно-исторических объектов Москвы — в этом случае проводится официальная выездная регистрация. Зарегистрировать брак на дому, согласно закону, можно только по медицинским показаниям, подтвержденным документами медицинской организации.

    Для заключения брака вам обоим необходимо лично прийти в выбранный вами орган ЗАГС в назначенное время. При себе нужно иметь документы, удостоверяющие личности, а если вы подавали заявление онлайн на портале mos.ru — оригиналы всех документов, которые требуются при подаче заявления.

    После того как ваш брак зарегистрируют, вам выдадут свидетельство о браке и, если вы граждане России, проставят соответствующую печать в общегражданский паспорт. Штамп о заключении брака в документы, удостоверяющие личности иностранных граждан, не проставляется.

    Проведение торжественной церемонии остается на ваше усмотрение, но, если вы считаете, что она необходима, заранее уточните в выбранном вами отделе ЗАГС, предоставляется ли там такая услуга.

    5. Какую фамилию можно взять?

    При регистрации заключения брака супругам записывается общая фамилия или добрачная фамилия каждого из супругов. В качестве общей фамилии может быть:

    • фамилия мужа (жене присваивается фамилия мужа);
    • фамилия жены (мужу присваивается фамилия жены);
    • оба берут двойную фамилию, при этом к фамилии мужа присоединяется фамилия жены и пишется через дефис. Общая фамилия супругов может состоять не более чем из двух фамилий, соединенных при написании дефисом.

    6. Какие документы нужно менять после заключения брака?

    Если вы гражданин или гражданка Российской Федерации и при заключении брака поменяли фамилию, вам необходимо заменить следующие документы (или внести в них изменения):

    • общегражданский паспорт — в течение 30 дней;
    • полис ОМС — в течение 30 дней;
    • документы на автомобиль — в течение 14 дней;
    • военный билет — сообщить о смене фамилии в военкомат нужно в течение 14 дней, поменять военный билет можно позже;
    • заграничный паспорт;
    • СНИЛС. Номер СНИЛС после смены фамилии, имени или отчества сохраняется, однако страховое свидетельство лучше заменить;
    • ИНН. Идентификационный номер налогоплательщика присваивается один раз на всю жизнь. Информацию о том, что вы сменили ФИО налоговая инспекция получит в ходе межведомственного взаимодействия. Обязанности менять свидетельство о постановке на учет в налоговом органе у вас нет, но при желании вы можете это сделать;
    • трудовая книжка;
    • социальная карта москвича;
    • сертификат на материнский капитал.

    Большинство из этих документов можно оформить в центрах госуслуг «Мои документы» в Москве за одно посещение.

    Не забудьте внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости (если у вас есть недвижимость), а также сообщить свои новые фамилию, имя или отчество банкам, ТСЖ или управляющей компании, Городскому центру жилищных субсидий (если получаете субсидии), отделу социальной защиты населения района города Москвы по месту получения социальных выплат (если получаете), Департаменту городского имущества (если являетесь очередником на улучшение жилищных условий), в учебное заведение (если вы уже окончили учебное заведение, документы об образовании менять не нужно).

    Обратите внимание: если до заключения брака вы зарегистрировали рождение детей, менять им свидетельство о рождении не нужно. В дальнейшем достаточно вместе со свидетельством о рождении предъявлять свидетельство о заключении брака.

    1.1 Брачная мотивация.

    Брак — это сложнейший социальный институт, являющийся совокупным результатом взаимодействия факторов социального, природного, индивидуального и общественного, единичного и общего характера. Стабильность, как самого брака, так и основанной на нем семьи в значительной мере будет зависеть от содержания и характера мотивов заключения брака. Исследование этих мотивов позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.

    Прежде чем приступить к исследованию мотивов вступления в брак, следует сначала рассмотреть само понятие «мотив» и его природу.

    Для этого стоит обратиться к трудам В.А. Ядова, в которых он раскрывает проблему внутренней регуляции социального поведения личности.

    «В основе деятельности лежит, конечно, определенная потребность или потребности. Их удовлетворение обеспечивает поддержание всей жизнедеятельности и позволяет человеку выполнять свои социальные функции. Будучи глубинной основой всех мотивов поведения и отдельных поступков, потребности, однако, могут и не включаться в прямую поведенческую «цепочку», но как бы в скрытом, в снятом виде побуждают к деятельности через соответствующие диспозиционные образования. Если последние формируются как готовности к действию в определенных условиях и для удовлетворения определенных потребностей, то связь между потребностью, ситуацией и действием устанавливается именно через диспозиционную систему».

    Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).

    Этот термин прочно вошёл в психологический обиход для объяснения причин поведения человека.

    В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному.

    В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, 1959; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае — как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность.

    Е.П. Ильин (автор книги «Мотивация и мотивы») предлагает рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

    Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).

    Мотивация — процесс формирования мотива.

    В научной литературе «мотив» принято рассматривать как побудительную причину действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его потребности. В любой сложной деятельности всегда выделяется мотив, играющий ведущую роль. По мнению А.Н. Леонтьева, «мотив мы употребляем не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность как на побуждающее ее». Р.С. Немов отмечает, что «мотив — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий».

    Х. Хекхаузен включает в понятие «мотив» такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д.

    Но мотивы вступления в брак нужно рассматривать не как кратковременный душевный порыв, а как длительный процесс, в результате которого взгляды, установки и ориентации, сформировавшиеся в определенной обстановке, побуждают людей к активизации своей деятельности в направлении удовлетворения своих социальных и природных потребностей в браке. В этом случае представляется естественным, что чем выше степень зрелости взглядов и установок на брак, тем выше и социальная зрелость порождаемых ими мотивов вступления в брак.

    Анализ основных теоретических подходов к изучению мотивов вступления в брак позволяет выделить следующие семь интерпретаций семейно-брачных стратегий: с позиции социобиологии главный мотив заключения брака определяется репродуктивной функцией человека в рамках его биологического вида. Структурный функционализм, в свою очередь, рассматривает брачный выбор индивидов как стремление поддержать функционирование общества в целом. С этой точкой зрения не согласны представители теории конфликта, которые определяют мотивационную базу заключения брака как желание индивидов обладать властью в семье. Этот же подход разделяет и теория феминизма, при этом акцентируя внимание на изначально неравное положение женщин и мужчин в семье. Символический интеракционизм интерпретирует мотивы заключения брака в рамках коммуникативного поведения мужчин и женщин.

    Теория семейных систем позволяет с двух позиций рассмотреть мотивы вступления в брак, тем самым, расширяя фокус данного социального факта. Сочетание идей структурного функционализма и символического интеракционизма образуют подвижную систему, что помогает логически проследить формирование и обоснование мотивов заключения брака.

    Начиная от социально обусловленного спектра мотивов, и заканчивая непосредственным общением в рамках социальных ролей, теория семейных систем представляет весь спектр возможных мотивов заключения брака, как для женщины, так и для мужчины. В свою очередь, теория социального обмена предлагает оптимальное объяснение гендерным различиям мотивов вступления в брак у мужчин и женщин. Представители обоих полов обладают разной культурной базой для «экономической сделки» — заключения брака. В целом, данная теория позволяет рассмотреть мотивы вступления в брак как реально существующие желания мужчин и женщин.

    В современной психологии различают три мотивации на брак:

    — Мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае — намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания — жениться или выйти замуж. И, в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет — все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство.

    — Мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежнее время для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши — брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Проблемы опять-таки возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.

    — Мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.

    К. Г. Юнг в своей книге «Брак как психологическое отношение» говорит о том, что очень часто мы не осознаем реальных мотивов вступления в брак и действуем бессознательно.

    Бессознательные мотивации, по К. Юнгу, имеют как личностную так и всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки — к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью.

    Известный психолог А. Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит:

    — обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;

    — общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;

    — уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»;

    — ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;

    — интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

    — взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;

    — жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;

    — порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним;

    — выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие,

    — месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;

    — боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

    Мотивация выступает ключевым аспектом личности, поскольку она придает поведению направление. Мотивы и цели тесно связаны между собой. Отношение «мотив — цель» является своего рода «вектором», задающим направленность и интенсивность деятельности. При этом цель формирует содержание этой деятельности. Определение характера целей осуществляется на основе выбора тех или иных общественных, жизненных и человеческих ценностей.

    Таким образом, можно утверждать, что формирование мотивов — это сложный и длительный процесс, в течение которого в сознании индивида складываются определенные взгляды по вопросам брака и семьи. При этом содержание этих взглядов определяется характером социально-экономических условий, духовного потенциала общества, господствующих традиционных установок и норм поведения.

    Современные мотивы вступления в брак тесно связаны с современными тенденциями.

    Но прежде чем говорить о современных мотивах вступления в брак, нужно рассматривать саму современную семью, последние тенденции ее трансформаций и изменений.

    О.М. Здравомыслова, анализируя современную российскую семью, говорит об одновременном наложении нескольких тенденций:

    1. Продолжающийся процесс трансформации традиционной семьи и традиционных гендерных идентичностей, связанных с массовым выходом женщин на рынок труда и возможностью «планирования семьи»;

    2 Кризис семьи советского типа и жизненной стратегии «работающей матери»;

    Влияние затяжного социально-экономического кризиса 1990-х г.г., выразившегося в резком расслоении населения и формировании стратегии выживания как основной для подавляющего большинства семей.

    Семья, оставаясь существенной частью как «традиционной», так и «новой» биографии, переживает принципиальные изменения. Она утрачивает свою «автономность» в обществе, становится более открытой изменениям, происходящим в публичной сфере.

    Изменяется процесс выбора супруга и отношение к браку в целом:

    вступление в брак не рассматривается как необходимость, растет число домохозяйств, состоящих из одного человека среди молодежи и среди пожилых людей; все большее число молодых людей сознательно избирают одинокий образ жизни как свой жизненный стиль (Крайг Г., 2002);

    уменьшилось влияние родителей на выбор супруга (исключая те семьи, в которых вопросы наследования играют значительную роль);

    выросли ожидания и требования, предъявляемые молодыми людьми к семейной жизни. По мнению некоторых американских исследователей, ничто так не изменилось в мире, как представления женщин о том, каким должен быть брак (К. Ароне, 1995);

    выбор основывается в большей мере на основе личных качеств (а не социальных характеристик).

    Современное общество, со своими социальными, моральными и этическими нормами, довольно сильно отличающимися от прежних, советских, вполне признает, на наш взгляд, возможным сожительство молодых людей без заключения брака, относится к этому факту менее негативно и менее осуждающе.

    Более того, современные социально-экономические условия позволяют молодым людям отсрочить официальную регистрацию их отношений, и зачастую эти условия диктуют временный отказ от похода в органы ЗАГС.

    Это можно объяснить тем, что многим молодым парам, имеющим желание соблюсти традицию, осуществить ее не удается из финансовых соображений. Так происходит когда хочется пышного праздника, но возможности позволяют только скромную регистрацию, но этого не видится достаточным.

    Но, тем не менее, браки регистрируются, и по статистике в 2009 году в России было зарегистрировано 1 199 446 браков. И это на 20 439 браков больше, чем в 2008. Необходимо отметить, что данные числа могут содержать в себе и повторные браки, и что при анализе этих данных следует учитывать общее количество населения на данный период и его демографические характеристики.

    Но нас интересует возраст супругов от 18 до 30 лет. В возрасте от 18 до 24 лет по сравнению с 2008 годом прослеживается небольшое уменьшение количества регистраций брака, но в возрасте от 25 до 34 лет их число возросло, как у мужчин, так и у женщин.

    Мужчины, по статистике, чаще всего вступают в брак в возрасте от 25 до 34 лет. Для девушек наиболее популярным для вступления в брак остается возраст от 18 до 24 лет.

    Несмотря на изменившиеся социально-экономические условия, многие тенденции семейно-брачных отношений сохраняются на протяжении уже нескольких десятков лет. Резкого, мощного снижения количества регистраций браков не происходит.

    На данном этапе нам видится актуальным проведение исследования молодых семей на предмет их мотивов вступления в брак. Так как, на наш взгляд, в соответствии с современными социально-экономическими условиями количество регистраций браков должно было бы существенно уменьшиться. Но поскольку эта тенденция не столь ярко выражена, нам кажется необходимым рассмотреть, что влияет на решение молодых людей зарегистрировать свои отношения.

    В общем смысле, интимность представляет собой феномен принадлежности и эмоциональной связи с другим человеком. Она включает взаимность, ранимость и открытость. Человеку присуща универсальная потребность в принадлежности, заботе и любви, которая реализуется только тогда, когда формируются интимные отношения. Интимность требует способности, с одной стороны, находиться вместе, с другой, – сохранять сепаратность и индивидуальность в интимных отношениях. Интимность невозможна без способности отделения своего «Я» от «Я» другого человека [3, с. 15]. Такой сложный для изучения феномен, каким является интимность, включает различные аспекты человеческой жизни, которые в норме должны функционировать вместе: психический, эмоциональный, социальный и духовный. Но в наибольшей степени интимность проявляется в социальных, а именно – в межличностных отношениях. Интимность предполагает существование особенно тесных межличностных отношений. Отношения, основанные на интимности, характеризуются наличием эмоциональной фиксации (аттачмента), взаимозависимостью, длительностью, повторяющимися интеракциями, чувством принадлежности друг другу. Интимность подразумевает разделение с кем-то своей жизни, переживание любви, нежности и близости. Интимность непосредственно связана со страданием, со способностью переживать за другую/другого, с возможностью вообразить себя на месте другого/другой и выйти за пределы эго-центрической перспективы [3, с. 16]. Отношения интимности требуют взаимности, взаимопонимания, «прозрачности», как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Бессознательный уровень интимности позволяет распознавать невысказанные мысли и чувства не только с позиции наблюдателя, но прежде всего с позиции сопереживающего человека. Между находящимися в интимных отношениях людьми происходит бессознательный диалог, обмен «тайными знаками», которые связывают людей с большой силой. При этом развитие интимных отношений может начинаться внезапно, что связано с взаимным опознанием на бессознательном уровне с участием «глубинной бессознательной системы разума» [3, c. 27-28]. Тем не менее, поддержка и сохранение интимных отношений на длительное время требует зрелых эмоций, развитого эмоционального и межличностного осознания. Интимность невозможна без способности не только быть вместе, но и уметь отделяться друг от друга. Такая нуждаемость в сепарации закладывается в раннем младенчестве и определяется термином «сэлф-дифференциация». Отсутствие способности в достаточной степени отделять периодически свой сэлф от сэлфа другого является формой симбиоза, но не интимностью, хотя чувства близости в этих состояниях подобны [4]. Дифференцированное интимное поведение объединяет любящих людей, членов семьи, друзей. В процессе развития интимности происходит самораскрытие и взаимное познание. Взаимное познание требует сильного эго с очерченными границами. Слишком быстрое развитие интимности может привести к обратному негативному результату – эффекту отбрасывания и самоизоляции. Специалистами выделяются такие формы интимности, как эмоциональная и физическая интимность. Как и физическая интимность, эмоциональная интимность имеет различную степень выраженности. В эмоциональном контексте интимность проявляется в межличностной коммуникации. С нею связано возникновение специфических субъективных переживаний. Степень психологического комфорта и глубина коммуникативного процесса могут рассматриваться как показатели выраженности эмоциональной интимности между членами пары. Эмоциональная интимность первично зависит от доверия в процессе взаимной коммуникации со взаимным эмпатизированием и обсуждением чувств и переживаний в процессе взаимопонимания и поддержки. Для человека психобиологически необходимо переживание такой интимности на регулярной основе. С переживаниями эмоциональной интимности непосредственно связано сохранение не только психологического комфорта, но и психосоматического здоровья. Интимность – это универсальная человеческая потребность, без которой возникает переживание одиночества. Отсутствие интимности и осознание этого является наиболее частой психологической причиной разрыва отношений. Затруднения в достижении интимности могут быть связаны с процессом социализации, обучением необходимости чувствовать психологическую интегральность, уметь контролировать свои чувства и не проявлять слабость. В то же время настоящая интимность требует определенной ранимости, и здесь возникает противоречие. Многие люди прерывают значимые отношения, поскольку боятся потерять чувство независимости. Интимность не приводит к потере независимости, она заключается в тонком балансировании сохранения своей индивидуальности и сохранении глубокой эмоциональной связи с другим человеком. В интимности интегрально взаимосвязаны психические, эмоциональные, физические, социальные и духовные компоненты. В ее поиске человек надеется на постоянность удовлетворения своих желаний и часто фиксируется на физическом компоненте интимности. Это обусловлено, в частности, тем, что физическая близость бывает часто более легко доступной, чем другие, входящие в ее структуру составляющие [3, c. 29-32]. C возможностью проявления интимности в межличностных отношениях связана специфика такого феномена, как суверенность психологического пространства личности и прочность его так называемых «границ», являющихся инструментом равноправного взаимодействия с миром и селекции внешних влияний. Причем, говоря о существовании личностных границ, необходимо уточнить, что по отношению к психологическому пространству данная категория используется, в большей степени, как пространственная метафора: если границы собственного тела субъекта, территории, владения личными вещами могут иметь точную объективно-пространственную локализацию, то границы привычек, социальных предпочтений, жизненных ориентаций переживаются им только лишь опосредствованно, через восприятие другого человека или явления как «своих» или «чужих», имеющих или не имеющих для него значение и смысл. Суверенность психологического пространства личности дает человеку переживание суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру. Личностное пространство, которое человек ощущает как «свое», позволяет ему обособиться, отграничиться от мира предметов, социальных и психологических связей, представляющих среду его жизнедеятельности. Именно психологическая суверенность позволяет устанавливать конструктивные различия между «Я» и «не-Я», определять личную идентичность и пределы личной ответственности, дает возможность активно выбирать способы самовыражения, самоутверждения и равноправного взаимодействия на различных уровнях межличностного взаимодействия. Суверенность личностного пространства является довольно устойчивым качеством, основанным на предыдущем индивидуальном личностном опыте. Она проявляется в переживании аутентичности собственной жизни, комфортности пространственно-временной структуры ее организации; уверенности в том, что жизнь протекает в соответствии со значимыми для личности ценностными ориентациями, с возможностью осуществления желаемых межличностных взаимодействий [1]. Проведенные нами исследования показывают, что именно суверенность личностного пространства позволяет в достаточной мере проявлять интимность, характеризующуюся здоровой взаимозависимостью, возможностью сопереживания и соучастия, переживанием чувства принадлежности друг другу, способностью предвидения поведения партнера. Напротив, депривация психологического пространства личности обусловливает отказ от использования качеств, позволяющих создавать атмосферу доверия, открытости и искренности, а стремление во что бы то ни стало защитить свое личностное пространство от любого вторжения извне, практически блокирует возможность переживания искренности в отношениях и интимности. Интимность — это переживание эмоциональной близости. Она возникает, когда два человека способны эмоционально открыться друг другу, способны раскрывать свои настоящие чувства, мысли, страхи и желания. Это возможно, если обе стороны глубоко доверяют друг другу, могут позволить себе быть ранимыми, проявлять свои слабости. В то же время, изолированный, отчужденный человек в действительности стремится к значимым отношениям, ищет возможности найти партнершу/партнера, с которыми можно было бы поделиться сокровенными мыслями и чувствами, убеждениями и верованиями. Однако, к сожалению, это в действительности труднодостижимо. Последнее связано, в частности, со страхом реальной психологической близости, что часто бывает обусловлено отрицательным психотравмирующим опытом предшествующих контактов. Интимность, функционирующая на высоком уровне доверия, включает навыки эмоциональной принадлежности, обоюдное специфически привилегированное знание, особую форму бытия в качестве уникального, значимого для другой/другого человека. В последнее время подчеркивается как раз значение для формирования интимности развития такого чувства близости к избранному человеку, которое превосходит близость с другими людьми, что выражается в стремлении к раскрытию своего внутреннего «Я» («раскрывающаяся интимность» или «самовыражающаяся интимность») [3, с. 32]. Несмотря на то, что в настоящее время понятие интимности все чаще смешивают с понятием сексуальных отношений, на наш взгляд, эти понятия не являются идентичными. Секс без интимности непродуктивен, неполноценен в психологическом плане. Секс при наличии интимности сопровождается качественно иными переживаниями. Испытывать интимность можно и без секса. Иногда интимность путают и с сексуальными переживаниями во время так называемого «медового месяца». Этот период характеризуется усиленным чувством влюбленности с сильным сексуальным желанием и, когда он заканчивается, отношения партнеров в определенной степени теряют прежнюю интенсивность. Однако это не означает потерю интимности, а может стать началом новой стадии отношений, в которой участвующим сторонам необходимо сохранить и развивать искренность и близость на другом уровне – интегральном, включающем не только физические и эмоциональные, но также и психические, социальные и духовные компоненты. Следовательно, интимность, представляющая собой феномен принадлежности и эмоциональной связи с другим человеком на основе взаимности, открытости, возникновения специфических субъективных переживаний, четко встраивается в структуру психологического пространства личности, занимая существенное место в сфере межличностных отношений. Различного рода искажения личностного пространства (его депривация или стремление к его чрезмерной защите от проникновения извне) обусловливают отказ личности от проявления интимности или ее неспособность к построению действительно близких, доверительных, интимных отношений. Затруднения в достижении интимности могут быть связаны с ранними сценарными решениями ребенка (принимаемыми под воздействием деструктивных родительских предписаний), с процессом и условиями социализации личности, обучением необходимости чувствовать психологическую интегральность, уметь контролировать свои чувства и не проявлять свою слабость.