Коап по охране труда

Содержание:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Генеральная прокуратура Российской Федерации требует рассматривать надзор за исполнением работодателями трудового законодательства, выполнением ими обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры, активнее использовать свои полномочия для защиты прав граждан в сфере охраны труда(1).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен ст. 5.27.1, которая 1 января 2015 г. вступила в силу(2). Статья предусматривает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. В нее включены следующие составы административных проступков:

нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением отдельных деликтов, предусмотренных чч. 2—4 ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1);

нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (ч. 2);

допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей с нарушением правил охраны труда (ч. 3);

необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч. 4);

повторное совершение аналогичного административного проступка лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за нарушение требований охраны труда (ч. 5).

Непосредственным объектом всех правонарушений, перечисленных в ст. 5.27.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере охраны труда. Легальное толкование понятия «охрана труда» дано в ч. 1 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ): система сохранения

жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Требования охраны труда согласно ст. 211 ТК РФ могут содержаться не только в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, но и в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Однако федеральный законодатель установил административную ответственность только за нарушение требований охраны труда, установленных федеральным законодательством.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Раскрывая объективную сторону данного правонарушения, следует обратить внимание на то, что норма права, изложенная в ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является бланкетной. Отсылочный характер нормы предполагает использование законодательства, устанавливающего государственные нормативные требования охраны труда лишь на федеральном уровне. К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса)(1).

Кроме того, нужно знать, что ч. 1 конкурирует с чч. 2—4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, имеющими статус специальных норм права. Законодатель в качестве квалифицирующих признаков чч. 2—4 назвал отдельные нарушения требований охраны труда, о которых речь пойдет дальше.

К числу наказуемых по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует отнести ряд деяний, связанных с невыполнением работодателем обязанностей, перечисленных в ст. 212 ТК РФ. Это:

необеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. К нарушениям этой группы относится также необеспечение безопасности работников при складировании, хранении материалов и оборудования(2).

Как предусмотрено ст. 215 ТК РФ, проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии или сертификат соответствия. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов строительства и реконструкции этих объектов требованиям охраны труда. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

невыполнение требования о создании и функционировании системы управления охраной труда. В соответствии со ст. 217 ТК РФ работодатель должен создать службу охраны труда, если численность работников превышает 50 человек, либо ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют

работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Кроме того, руководитель организации обязан создать кабинет охраны труда (при численности 100 и более работников) и уголок охраны труда (при численности менее 100 работников и в структурных подразделениях организации) в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний(1);

нарушение требований о санитарно-бытовом обслуживание и медицинском обеспечении работников в соответствии с требованиями охраны труда. Оказание первой и неотложной медицинской помощи согласно ст. 5 Конвенции Международной организации труда «О службах гигиены труда» входит в обязанности работодателя. Для этого им создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи (ст. 223 ТК РФ), контроль за которыми может быть возложен на службу охраны труда. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации;

невыполнение требования об обязательном социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в нарушение Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Прокурорские работники должны обращать внимание на соблюдение работодателем иных требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда, перечисленные ст. 212 ТК РФ, так как их нарушение влечет наказание по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).Объективную сторону правонарушения составляют два вида деяния:

непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах;

нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» упраздняется процедура аттестации рабочих мест по условиям труда и вводится процедура специальной оценки условий труда. Под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов для работников на рабочих местах. Законодатель устанавливает классификацию условий труда, которая делит условия труда по степени вредности и опасности на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Следует иметь в виду, что норма ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, является смежной с нормой ст. 14.54 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда», которая вступила в силу также 1 января 2015 г.

Эти два состава правонарушения различаются по объекту и субъекту. Если непосредственным объектом правонарушения, квалифицируемого по ст. 5.27.1 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны труда, то квалифицируемого по ст. 14.54 КоАП РФ

— общественные отношения, связанные со специальной оценкой условий труда. Субъектом проступка, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является работодатель, а предусмотренного ст. 14.54 КоАП РФ — организация, допущенная к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также должностное лицо этой организации.

Непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах. Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, имеющей право проведения специальной оценки условий труда, не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных законом;

предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах. Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом «О специальной оценке условий труда».

К нарушениям правил проведения специальной оценки условий труда, влекущим ответственность работодателей, следует отнести:

совершение каких-либо преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

невыполнение обязанности ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

невыполнение обязанности давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей с нарушением правил охраны труда (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). В объективную сторону деяния входят следующие нарушения правил допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей:

без прохождения в установленном порядке обучения;

без проверки знаний требований охраны труда;

без обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;

без обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Первой разновидностью правонаруше-ния является допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда, — в нарушение ч. 2 ст. 212 ТК РФ. Согласно ч. 1 ст. 225 ТК РФвсе работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного

травматизма и профессиональных заболеваний, обязателен для исполнения работо-дателями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями — физическими лицами, а также работни-ками, заключившими трудовой договор с работодателем(1) .

Вторым видом нарушения является допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке проверку знаний требований охраны труда. Проверка знаний требований охраны труда включает в себя проверку не только теоретических знаний требований охраны труда, но и практических навыков безопасной работы работников как рабочих профессий, которую проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда, так и руководителей и специалистов организаций(2).

К третьей группе наказуемых деяний относится допущение к работе лиц без обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Медицинские осмотры работников подразделяются на две группы:

1) медицинские осмотры, проводимые с целью определения пригодности работников для выполнения работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Таким осмотрам подлежат работники:

а) занятые на работах, связанных с движением транспорта (ч. 1 ст. 213 и ч. 2 ст. 328 ТК РФ);

б) не достигшие возраста восемнадцати лет (ч. 1 ст. 266 ТК РФ);

в) занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах) (ч. 1 ст. 213 ТК РФ);

2) медицинские осмотры, проводимые с целью охраны здоровья, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения (предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний). В соответствии с ч. 2 ст. 213 ТК РФ прохождение медицинских осмотров данной группы обязательно для работников:

а) организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли;

б) водопроводных сооружений;

в) лечебно-профилактических и детских учреждений;

г) иных организаций(3).

Категории работ, при выполнении которых работники проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, урегулированы множеством нормативных актов(4). При этом для каждого вида и группы осмотров законодатель устанавливает особые правила их прохождения работниками.

Еще одним видом нарушений, квалифицируемых по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является допущение к работе лиц без обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные

медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Например, работники, занятые на подземных работах, обязаны проходить медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (ст. 330.3 ТК РФ). В транспортных организациях в силу требований ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательны предрейсовые проверки состояния здоровья водителей (на предмет выявления заболеваний или состояний, создающих препятствия для безопасного управления транспортом).

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, обязаны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет (ч. 6 ст. 213 ТК РФ).

Трудовой кодекс запрещает принимать на работу лиц, имеющих медицинские противопоказания. Так, в п. 48 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, перечислены виды медицинских противопоказаний, при наличии которых запрещается принимать на работу с вредными и (или) опасными условиями труда(1).

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Согласно ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену(2). Кроме этого, он обязан выдавать смывающие и (или) обезвреживающие средства(3).

Субъектами ответственности ст. 5.27.1 КоАП РФ могут быть должностные лица организаций, в том числе государственных; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридические лица.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране труда может быть эффективным лишь при хорошем знании законодательства и практики его применения.

Коап по охране труда

В гл 5. КоАП»Административные правонарушения в области охраны труда и здоровья населения»определен перечень правонарушений, которые имеют объект посягательства не только правоотношения

очерченные названием главы, но и перечень состава нарушения законодательства о труде, можно считать лишь касательными к такому родового объекта посягательства, как установленный порядок охраны труда. К собственно пра авопорушень в области охраны труда принадлежит ч 2 ст 41: нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда. Поэтому логично было бы дать более широкое определение гл 5, добавив»нарушение труд овых прав», поскольку сама только бланкетная диспозиция ч. 1 ст 41 направляет ко всему законодательства о труде в целом. Статьи 42-46 гл 5 посвящено охране здоровье населения здоров’я населення.

Субъект правонарушения — общий (граждане и должностные лица) или специальный: должностные лица (в 41, 41-1, 41-2, 41-3, 46-2), больные (в 44-1, 46). Сб скамью 5. КоАП, характеризуется как умыслом, так и неосторожностью, за исключением составов правонарушений, которые могут быть только умышленными: уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению я коллективного договора, соглашения (ст. 41-1), нарушение или невыполнение коллективного договора (ст. 41-2); заготовка, переработка или сбыт радиоактивно загрязненных продуктов питания или другой продукции (в 4 2-2) незаконные производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах (ст. 44), уклонение от медицинского осмотра или медицинского обследования (в 44-1), уклонение от обследования и профилактического лечения лиц, больных венерическое заболевание (в 45), умышленное сокрытие источника заражения венерической болезнью (ст. 46); п орушення требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (в 46-1 (ст. 46-1).

За совершение упомянутых правонарушений гл 5 предусмотрены санкции преимущественно в виде штрафов и конфискации предметов и орудий правонарушения в качестве дополнительного наказания. Только в одном случае применяет ется административный арест — в ст 44 как альтернативная санкция за незаконные производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерамирах.

1212 Административные правонарушения, посягающие на собственность Признаки отграничения их от преступлений против собственности

Перечень административных правонарушений, посягающих на собственность указано в гл 6. КоАП. За объектом посягательства их можно условно разделить на два раздела: 1) правонарушения, посягающие на отношения зага альнодержавнои собственности на недра (ст. 47), на воды (в 48), на леса (ст. 49), на животный мир (ст. 50) 2) правонарушения, посягающие на отношения собственности вообще: а) мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты (ст. 51,. Закон Украины»О внесении изменений в. Кодекс Украины об административных правонарушениях»от 02062005) б) незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности, присвоение авторства на такой объект или другое умышленное нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности, охраняется законом (ст. 51-2,. Закон Украины»О а вторське праве и смежных правах»ке право і суміжні права»).

Субъект правонарушения — общий (граждане и должностные лица). Субъективная сторона правонарушений, объединенных в главу 6. КоАП, характеризуется только умыслом. Кроме штрафов, санкциями статей гл 6. КоАП. П предусмотрено исправительные работы за хищение (ст. 51) и конфискации незаконно изготовленной продукции, оборудования и материалов в случае нарушения права интеллектуальной собственности (ст. 51-251-2).

Основным признаком отграничения административных правонарушений против прав собственности от преступлений является общественная опасность деяния, в конце есть основополагающим основой различения проступков и преступлений похитят дения чужого имущества считается мелким, если стоимость такого имущества на момент совершения правонарушения не превышает трех необлагаемых минимумов доходов граждан (ст. 51). Похищение имущества большей вар занятости путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты является преступлением и ответственность за него предусмотрена соответствующими статьями раздела 6 (вв 185,186, 188, 190, 191. УК). Право интеллектуальной вл асности от преступных посягательств также защищает. Уголовный кодекс Украины, в частности вв 176,177. За нарушение прав интеллектуальной собственности в меньших размерах предусмотрена ответственность по ст 51-2 кПа 51-2. КпАП.

Не все административные правонарушения, посягающие на собственность, сосредоточены в гл 6. КоАП, а те, которые характеризуются корыстной целью

Значительное количество составов правонарушений, не имеющих корыстной цели, но посягающие на собственность, содержится в других главах, например: гл 7 — уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 66), поврежден ения сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда (ст. 69); гл 8 — повреждение газопроводов при производстве работ (ст. 103-2) тощ тощо.

Для успешного ведения дел об административных правонарушениях против собственности, как и из других правонарушениях, адвокату прежде всего следует четко осознавать грань, которая разделяет проступки и преступления по вс сей сходства их составов, а также иметь глубокие знания нормативных актов, к которым отсылают около анкеты и нормы. КоАП, поскольку работники отрасли правоприменения основном достаточно широко их мая ктуют.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Штрафы за нарушение правил охраны труда в 2017 и 2018 году

Опубликовано 10.09.2017 в 22:37

Содержание

Изменения законодательства по штрафам вступили в силу в 2015 году. Наиболее важными из них является диверсификация ответственности за нарушение норм, предусмотренных трудовым правом и правилами ОТ, а также увеличение суммы штрафов за них.

Штрафы за нарушения правил охраны труда

Какие штрафы предусмотрены за нарушения?

Ранее ответственность за нарушение законодательных норм о труде, а также охраны труда, регулировались ст. 5.27 КоАП. Причем размер налагаемого штрафа не превышал 50 000 рублей.

На сегодняшний день несоблюдение предусмотренных требований установлено в отдельных статьях КоАП. В каждой из них выделяются отдельные составы правонарушений, которые по мнению законодателя являются серьезными. Ответственность за них стала более строгой. Например, отдельную категорию составляют нарушения касательно неправильного составления трудовых договоров. В 2017 году предельная ответственность равна 100 000 рублей.

Нововведения являются своеобразным сигналом для работодателей, не соблюдающих закон, о том, что специальные органы будут отслеживать работу каждого предприятия более тщательно.

Формулировка нарушений правил ОТ ранее была общая. Соответственно инспекторы применяли санкции за все имеющиеся нарушения в совокупности в процессе проведения проверок. После изменения законодательства и выделения разных составов нарушений, штрафы будут начисляться за каждый из них по отдельности, суммируясь.

Увеличение штрафов

Размеры административных штрафов были значительно увеличены. Ранее их предельная сумма на одно должностное лицо составляла 5 000 рублей, а в 2018 году она может достигнуть до 40 000 рублей. Для юридических лиц эти цифры выросли с 50 000 до 200 000 тысяч рублей.

Наибольшему повышению подверглись санкции за нарушение норм охраны труда. Предельный размер штрафа может составить 80 000 рублей. За отдельные нарушения это сумма достигнет 130 000 рублей.

Таковыми являются, например, направление работников к выполнению прямых обязанностей без наличия надлежащего медицинского осмотра и знания правил охраны труда.

Безусловно, представленная норма закона формулируется таким образом, что каждое нарушение является отдельным составом в отношении конкретного работника. Если ранее предприятие, в котором большое количество рабочих не обучались правилам охраны труда оплачивала штраф 50 000 рублей, то сейчас обязаны заплатить установленный размер штрафа для каждого сотрудника отдельно.

Также в законодательстве появилось предупреждение, которое представляет собой новое административное наказание.

На первый взгляд, для предпринимателей оно выгоднее, так как не требует оплаты штрафа, но обязательным условием введения данного наказания является размещение информации о выявленных нарушениях в СМИ.

Неоднократное нарушение установленных законом требований при заключении трудового договора или повторное нарушение при оформлении гражданско-правового договора вместо трудового наказывается дисквалификацией должностных лиц на срок от одного до трех лет. То есть, в данном случае административные штрафы вводиться не будут, и законодательно предусматриваются более жесткие меры наказания.

Увеличение срока давности

Важным изменением также стало увеличение срока давности привлечения к административной ответственности с двух месяцев до одного года. Например, если предприятие нарушило установленные законодателем требования, юридическое или физическое лицо до наступления плановой проверки могло решить эту проблему. Работодатели не могли привлекаться к административной и иной ответственности, если все обнаруженные несоответствия не были найдены повторно более чем за два месяца до проверки, так как истекал срок давности. На сегодняшний день избежать ответственности не получится. Это невозможно, даже если нарушения устраняются сразу же после обнаружения. Работодателям необходимо проверять соблюдение всех законодательных норм о труде и охране труда. При обнаружении нарушений их нужно устранить незамедлительно, что позволит уменьшить риски привлечения к ответственности.

Штрафы за нарушение требований охраны труда

ohrana_truda.jpg

Похожие публикации

Для российских предприятий особо актуальными являются вопросы, связанные с безопасностью труда. Халатное отношение здесь недопустимо, иначе нерадивому работодателю придется нести ответственность. Какими будут штрафы по охране труда в 2018 году? За какие нарушения трудовая инспекция накладывает штрафы на организации? Эти вопросы будут рассмотрены в статье.

Какую ответственность будут нести нарушители?

При нарушении норм охраны труда возможно применение следующих видов ответственности : дисциплинарной (ст. 192 ТК РФ), административной (ст. 5.27.1 КоАП РФ), уголовной (ст. 143 УК РФ).

Проверка организации контролирующим ведомством

Трудовая инспекция штрафы для предприятий и ООО назначает в случае выявления фактов нарушения прав персонала. Виновные привлекаются к административной ответственности. Наказание несут компании, их руководители и лица, в обязанности которых входит контроль за соблюдением правил охраны труда.

Отсутствие нормальных условий труда в организации является распространенным нарушением. Именно за это трудовая инспекция чаще всего накладывает штрафные санкции. Плановые проверки осуществляются в установленные сроки (1 раз в несколько лет). Но если в ведомство поступит жалоба от сотрудника организации – в ней проведут внеплановую проверку.

Трудовой кодекс содержит перечень требований, которые работодатель должен обеспечить персоналу. К ним относится:

  • безопасность при эксплуатации рабочих помещений, оборудования и инструментов, применяемых на производстве;
  • обеспечение комфортных условий работы;
  • выдача спецодежды и средств защиты;
  • расследование производственных несчастных случаев и др.

Полный перечень представлен в ст. 212 ТК РФ.

Если общее число работников компании превышает 50 человек – в ней должна функционировать служба охраны труда. Специалисты данной службы должны соответствовать критериям соответствующего профстандарта и иметь действующее удостоверение. На предприятиях, где трудится менее 50 человек, создавать такую службу не обязательно – руководитель может взять обязанности на себя или возложить их на другого сотрудника с должной подготовкой (ст. 217 ТК РФ).

Размеры штрафов за нарушение безопасности труда

Штрафы за нарушение требований охраны труда определены ст. 5.27.1 КоАП:

  • несоблюдение законов и других федеральных нормативных актов, посвященных безопасности труда, обойдется компании в сумму штрафа – 50-80 тыс. руб., ИП и должностным лицам – 2-5 тыс.руб.;
  • для работодателей, которые не провели специальную оценку труда, или провели ее с нарушениями, штрафы по охране труда составят 60-80 тыс. руб. для организации, 5-10 тыс.руб. для ИП и должностных лиц;
  • работодателей, которые допустили к работе сотрудников, не прошедших обучение и проверку знаний по охране труда или медицинский осмотр, когда это необходимо, ожидает штраф ˗ 110-130 тыс. руб. для юрлица, 15-25 тыс.руб. для ИП и должностных лиц;
  • работодателям, которые не выдали необходимые средства индивидуальной защиты персоналу, назначаются следующие штрафы: за нарушение охраны труда для компаний – 130-150 тыс. руб., для должностных лиц и ИП – 20-30 тыс. руб.;
  • работодателям, которые повторно допустили перечисленные нарушения придется отвечать еще строже: штраф для предприятия – 100-200 тыс. руб. или остановка работы на срок до 90 дней, для должностных лиц – 30-40 тыс. руб. или дисквалификация на 1-3 года, для ИП штраф 30-40 тыс.руб. или приостановка деятельности до 90 дней.

Если причины, из-за которых возникло правонарушение не будут устранены – к должностному лицу компании или ИП будет применена ст. 19.6 КоАП РФ и ему придется уплатить штраф 4000-5000 руб.

С 2017 года максимальные штрафы трудовой инспекции для юридических лиц значительно выросли. Ожидается, что такие меры помогут снизить количество правонарушений.

Уголовная ответственность за нарушение норм охраны труда

Когда несоблюдение норм охраны труда повлекло увечья или смерть человека, мера наказания определяется ст. 143 УК РФ. Если нарушение норм безопасности стало причиной нанесения тяжкого вреда здоровью работника, на лицо, ответственное за безопасность труда, налагается один из следующих видов наказания:

  • штраф в размере до 400 тыс. руб.;
  • 180-240 часов обязательных работ;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 1 года с запретом занимать определенные должности на такой же срок.

Если нарушение требований безопасности труда повлекло за собой по неосторожности гибель человека, ответственность наступает в виде принудительных работ или лишения свободы на срок до 5 лет.

Штрафы за нарушения в области охраны труда в 2018 году

Статьи по теме

В таблице — действующие штрафы за нарушения законодательства об охране труда.

Нарушение требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 2000 до 5000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 2000 до 5000 руб.

Для организаций – штраф от 50 000 до 80 000 руб.

Непроведение или нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах

Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб.

Для организаций – штраф от 60 000 до 80 000 руб.

Работника допустили к исполнению трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний или без прохождения в установленном порядке:

  • обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • обязательных медицинских осмотров (предварительного, периодического, ежедневного);
  • обязательных психиатрических освидетельствований

Для должностных лиц – штраф от 15 000 до 25 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 15 000 до 25 000 руб.

Для организаций – штраф от 110 000 до 130 000 руб.

Работников не обеспечили средствами индивидуальной защиты

Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 20 000 до 30 000 руб.

Для организаций – штраф от 130 000 до 150 000 руб.

Повторное нарушение требований охраны труда. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по соответствующей части ст. 5.27.1 КоАП РФ

Для должностных лиц – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для предпринимателей – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Для организаций – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Высшая школа юриста

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

ВЫБОР ГЛАВРЕДА

Обязательно прочтите

© 2007–2018 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Трудовые споры» –
практика разрешения трудовых конфликтов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Трудовые споры»
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Трудовые споры» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62250 от 03.07.2015.