Коллективный договор по столовым

Содержание:

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 г. N 08АП-4208/11 (ключевые темы: коллективный договор — общественное питание — расходы на оплату труда — налог на прибыль — трудовой договор)

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2011 г. N 08АП-4208/11

16 августа 2011 г.

Дело N А75-970/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2011 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.,

судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4208/2011) общества с ограниченной ответственностью «Белозерный газоперерабатывающий комплекс» ОГРН 1068603070502, ИНН 8603136486 (далее — ООО «Белозерный ГПК»; Общество; заявитель)

на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 04.04.2011 по делу N А75-970/2011 (судья Шабанова Г.А.), принятое

по заявлению ООО «Белозерный ГПК»

к 1) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югры (далее — МИФНС России N 6 по ХМАО — Югры; Инспекция; налоговый орган),

2) Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югры (далее — УФНС России по ХМАО-Югры; Управление)

о признании недействительными решений налоговых органов,

при участии в судебном заседании представителей:

от ООО «Белозерный ГПК» ? Селезнев В.И. по доверенности от 27.12.2010 N 21, действительной по 31.12.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);

от МИФНС России N 6 по ХМАО — Югры — Кривобок Д.В. по доверенности от 11.01.2011, действительной до 31.12.2011 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);

от УФНС России по ХМАО — Югры — Кривобок Д.В. по доверенности от 01.08.2011, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),

ООО «Белозерный ГПК» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с заявлением к МИФНС России N 6 по ХМАО — Югре о признании частично недействительным решения 30.08.2010 N 10-14/020147 в части: начисления налога на прибыль в сумме 928 313 руб., начисления пени по указанному налогу в сумме 23 078 руб. и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 2008 год в сумме 57 888 руб. Общество также просило признать недействительным решение УФНС России по ХМАО — Югре от 08.11.2010 N 15/590 в части утверждения решения Инспекции от 30.08.2010 N 10-14/020147.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 04.04.2011 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, вынести по делу новый судебный акт — об удовлетворении заявленных требований.

Податель жалобы отмечает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Представитель МИФНС России N 6 по ХМАО — Югре и УФНС России по ХМАО — Югре в устном выступлении в суде апелляционной инстанции и в письменных отзывах на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

МИФНС России N 6 по ХМАО — Югры в отношении ООО «Белозерный ГПК» проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в соответствии за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, по налогу на доходы физических лиц за период с 04.04.2008 по 31.12.2008.

Результаты данной проверки зафиксированы в акте N 10-14/87 от 26.07.2010.

30.08.2010 налоговый орган, рассмотрев материалы проверки, вынес решение N 10-14/020147 о привлечении Общества к налоговой ответственности.

Указанным решением Инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа по налогу на прибыль за 2008 год в сумме 57 888 руб.

Этим же решением Обществу начислены пени по налогу на прибыль за 2008 год в сумме 23 078 руб. и предложено уплатить недоимку по указанному налогу за этот же период времени в сумме 928 312 руб.

Не согласившись с данным решением, налогоплательщик в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации обжаловал его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.

Решением УФНС России по ХМАО — Югре от 08.11.2010 N 15/590 пункт 1 резолютивной части решение Инспекции от 30.08.2010 N 10-14/020147 изменен (т. 1 л.д. 54-59). В остальной части решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.

Полагая, что вышеупомянутые решения МИФНС России N 6 по ХМАО — Югре и УФНС России по ХМАО — Югре нарушают права и законные интересы ООО «Белозерный ГПК», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленными требованиями.

04.04.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266 , 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены и частичного удовлетворения требований, исходя из следующего.

1. Из содержания оспариваемого ненормативного акта Инспекции следует, что основанием для его вынесения послужил вывод налогового органа о необоснованном включении в состав расходов затрат по организации общественного питания в сумме 3 788 745 руб., так как произведенные расходы, по убеждению налогового органа, являются для Общества «скрытой» компенсацией (удешевлением) стоимости питания работников. Данные расходы не направлены на получение доходов и не предусмотрены главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Признавая данный вывод МИФНС России N 6 по ХМАО — Югры обоснованным, суд первой инстанции исходил из того, что расходы в виде компенсации удорожания стоимости питания либо предоставления его по льготным ценам рассматривается в качестве расходов, если они являются частью системы оплаты труда, так как включение сумм в состав расходов на оплату труда, предполагает возможность выявить конкретную величину доходов каждого работника ООО «Белозерный ГПК».

Суд первой инстанции также отметил, что расходы Общества без персонификации не могут соответствовать понятию оплата труда.

Арбитражный суд апелляционной инстанции находит ошибочной позицию налогового органа и выводы суда первой инстанции по настоящему эпизоду, исходя из следующего.

В статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Налогового кодекса Российской Федерации).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу пункта 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.

В пункте 4 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относится, в частности, стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством РФ порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг).

Кроме того, согласно пункту 25 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации, к расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относятся любые виды расходов, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором.

В соответствии с пунктом 25 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).

Следовательно, расходы на бесплатное или льготное питание, предусмотренные трудовыми и (или) коллективными договорами, рассматриваются в налоговом законодательстве в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что коллективным договором на 2008-2010 года предусмотрена обязанность работодателя за счет собственных средств обеспечивать организацию качественного горячего питания работников на территории Общества, сохранять уровень цен на горячее питание и нести расходы по частичной компенсации удорожания стоимости питания (недопуская значительного удорожания) — пункт 7.4 коллективного договора (т. 3 л.д. 25).

Во исполнение условий коллективного договора 19.11.2007 между Обществом (заказчик) и ООО «Общепит» (исполнитель) был заключен договор N ГПК 529/07 на оказание услуг по организации общественного питания и розничной торговли (т. 1 л.д. 62-68).

Предметом указанного договора явилось оказание исполнителем услуг по организации общественного питания и торговли соответствующими товарами работникам в местах производства работ на площадях заказчика, предусмотренных приложением N 1 к настоящему договору, отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны труда, правилам пожарной безопасности, и оснащенных необходимым торгово-технологическим оборудованием (тепловым, механическим, холодильным, весоизмерительным, кассовым и другим, необходимым для работы ООГТ) и мебелью, предусмотренных приложением N 2 к настоящему договору, а заказчик обязан своевременно и в полном объеме оплатить оказанные услуги в соответствии с приложением N 3 к настоящему договору.

Сторонами также определена максимальная цена обязательного набора блюд по договору, заключенному между ООО «Белозерный ГПК» и ООО «Общепит», которая составляет за завтрак — 35 руб., за обед — 46 руб. 39 коп., за ужин — 35 руб. Итого, 116 руб. 39 коп. (т. 2 л.д. 67).

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорные выплаты осуществлялись Обществом в рамках коллективного договора и обоснованно отнесены налогоплательщиком на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Общество в проверяемом периоде оплачивало услуги за организацию общественного питания своих работников, исходя из фиксированной максимальной цены обязательного набора блюд, и не реализовывало ни услуги общественного питания, ни продукцию общественного питания.

Стоимость указанных затрат учитывалась в составе расходов на оплату труда, что соответствует положениям пункта 4 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации

С учетом изложенного данные расходы Общества, связанные с реализацией предусмотренной коллективным договором обязанности по организации горячего питания собственных работников по минимальным (фиксированным) ценам, носят производственный характер, связаны с основной деятельностью заявителя.

В своем решении суд первой инстанции заключил вывод о том, что расходы Общества без персонификации не могут соответствовать понятию оплата труда, поскольку нарушаются положении трудового законодательства.

Данный вывод суда первой инстанции является ошибочным, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В статью 255 Налогового кодекса Российской Федерации включены расходы налогоплательщика (работодателя), в том числе не являющиеся оплатой труда работника.

Таким образом, понятие оплата труда, закрепленное в трудовом законодательстве и понятие оплаты труда, используемом в законодательстве о налогах и сборах, являются различными.

Положения действующего законодательства о налогах и сборах предусматривают для налогоплательщика возможность учесть в составе расходов на оплату труда свои расходы, даже если последние не являются частью системой оплаты труда, при условии, что такие условия предусмотрены трудовым или коллективными договорами.

Положениями статьи 313 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом .

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Положениями действующего налогового законодательства не предусмотрено в качестве квалифицирующих признаков для формирования налоговой базы по налогу на прибыль ведение организацией-налогоплательщиком персонифицированного учета такого рода затрат.

Условием отнесения затрат налогоплательщика на предоставление работникам бесплатного или льготного питания к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, является их производственная направленность для получения дохода и указание таких затрат в коллективном договоре Общества или в трудовом договоре, заключенном с конкретным работником.

В настоящем конкретном случае производственная направленность осуществленных расходов обусловлена тем, что затраты налогоплательщика по компенсации расходов на питание производятся для создания условий труда, позволяющих обеспечить непрерывность производственного процесса.

Более того, по мнению суда апелляционной инстанции, требование налогового органа о необходимости персонификации денежных сумм, затраченных на конкретного работника в целях организации питания по минимальным ценам, лишено правового смысла по следующим основаниям.

В соответствии с абзацами восьмым и девятым пункта 3 статьи 217, абзацами седьмым и десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению при уплате налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и единого социального налога (далее — ЕСН) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с возмещением иных расходов, а также исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) предусматривает, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с абзацем первым статьи 40 ТК РФ коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Согласно статье 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Таким образом, коллективный договор, являясь нормативным актом, заключается в соответствии с трудовым законодательством, в развитие этого последнего, следовательно, льготы и компенсации, предусмотренные им, могут быть квалифицированы, как предусмотренные законодательством.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Белозерный ГПК» фактически не выплачивало денежную компенсацию работникам, направленную на удешевление питания, а напрямую договорилось с третьим лицом (ООО «Общепит») о предоставлении питания по сниженным ценам, оплатив соответствующим образом услуги третьего лица.

Следовательно, работники в данном случае получили доход в натуральной форме.

Однако, учитывая вышеизложенные нормы абзацев восьмого и девятого пункта 3 статьи 217, абзацев седьмого и десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, а также универсальность воли законодателя, суд апелляционной инстанции полагает, что такого рода доход также не подлежит обложению ни НДФЛ, ни ЕСН.

В связи с этим, как компенсационные выплаты, так и доход в натуральной форме в виде предоставления питания с частичной оплатой исполнителю его услуг не подлежат индивидуализации по конкретным работникам, как ошибочно полагают налоговые органы, и не могут включаться в их налоговую базу по НДФЛ и ЕСН.

Таким образом, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявителем обоснованно отражены в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, расходы по организации услуг общественного питания в размере 3 768 754 руб., в связи с чем, доначисление налоговым органом по настоящему эпизоду недоимки, привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, начисление пени является неправомерным.

2. Из содержания оспариваемого ненормативного акта следует, что Обществом в нарушение статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации в составе амортизации учтены расходы по амортизации кухонного оборудования, переданного в пользование ООО «Общепит» по договору от 19.09.2007 N ГПК 529/07 в сумме 99 216 руб.

Арбитражный суд первой инстанции поддержал данную позицию Инспекции, отметив, что произведенные Обществом расходы не включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль в силу прямого запрета, содержащегося в пункте 3 статьи 256 , пункте 2 статьи 322 Налогового кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд первой инстанции также указал, что помещение столовой и торгово-технологическое оборудование передано заявителем ООО «Общепит» в безвозмездное пользование.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требования Общества в указанной части, судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание следующее обстоятельство.

Подпунктом 48 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика включать в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходов, связанных с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также топливо для приготовления пищи).

В силу пункта 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанным с производством и реализацией, наряду с материальными расходами, расходами на оплату труда и прочими расходами.

Как уже было отмечено выше, коллективным договором на 2008-2010 годы предусмотрена обязанность Общества обеспечивать за счет собственных средств организацию качественного горячего питания работников на территории Общества, сохранять уровень цен на горячее питание и нести расходы по частичной компенсации удорожания стоимости питания (недопуская значительного удорожания) — пункт 7.4 коллективного договора (т. 3 л.д. 25).

Во исполнение условий коллективного договора 19.11.2007 между Обществом (заказчик) и ООО «Общепит» (исполнитель) был заключен договор N ГПК 529/07 на оказание услуг по организации общественного питания и розничной торговли (т. 1 л.д. 62-68).

В соответствии с пунктом 3.3.1 названного договора заказчик обязан передать в пользование для организации пунктов общественного питания помещение и имущество, готовое к эксплуатации, в технически исправном состоянии, указанное в приложении N 1 и N 2 к настоящему договору, принадлежности и относящиеся к нему документы по акту приема-передачи в течение 5 календарных дней с момента заключения настоящего договора. Помещение под пункт общественного питания должно отвечать требованиям его сохранности, противопожарной безопасности, санитарным условиям и оснащено холодильным и торгово-техническим оборудованием в соответствии с действующими нормами технического оснащения столовых, а также нестандартным оборудованием (стенные шкафы, прилавки), должно иметь освещение, отопление, питьевую воду соответствующую ГОСТу, электроэнергию и другое топливо для приготовления пищи. Складские помещения должны обеспечивать хранение запасов продуктов питания, оборудованы стеллажами, полками, вешалками, шкафами для спецодежды.

В пункте 3.3.2 этого же договора определено, что заказчик несет расходы по исполнению настоящего договора в соответствии с перечнем компенсаций по расходам.

Согласно приложению N 3 к упомянутому выше договору (т. 1 л.д. 71) расходы по содержанию помещений столовых и оборудования несет заказчик.

Помещение и оборудование, используемое ООО «Общепит» при исполнении услуг по договору N ГПК 529/07 на оказание услуг по организации общественного питания и розничной торговли, числится на балансе Общества.

Доказательств, опровергающих указанное, материалы настоящего дела не содержат.

Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель создавал условия для выполнения возложенных на себя обязанностей по договору: предоставляло помещения, оборудование, инвентарь, приборы и т.д.

Фактически в спорных помещениях был организован объект общественного питания (столовая), в котором питались сотрудники заявителя.

Вывод суда первой инстанции о том, что помещение столовой и торгово-технологическое оборудование передано заявителем ООО «Общепит» в безвозмездное пользование является ошибочным, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации для целей настоящей главы имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Из договора N ГПК 529/07 усматривается, что исполнитель, получив имущество заказчика, обязан изготовить на нём питание для работников заказчика.

В связи с этим вывод налоговых органов и суда первой инстанции о том, что имущество Общества было передано безвозмездно исполнителю (без встречного исполнения обязательств последним), является ошибочным, не основанным на материалах дела.

При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованном включении налогоплательщиком в состав расходов, связанных с реализацией продукции (работ, услуг) по налогу на прибыль за 2008 год 99 216 руб., в связи с чем, доначисление налоговым органом по настоящему эпизоду недоимки, привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, начисление пени является неправомерным.

Вместе с тем, поскольку в резолютивной части своего заявления Общество, помимо прочего, просило признать недействительным оспариваемое решение Инспекции в части начисления недоимки по налогу на прибыль в сумме 928 313 руб., тогда как указанным решением названный налог доначислен в размере 928 312 руб. (то есть на 1 рубль меньше), суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения данного требования в полном объеме. Оспариваемое решение может быть признано недействительным лишь в размере доначисленного налога — 928 312 руб., в части 1 рубля — требование удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное выше, решение суда первой инстанции от 04.04.2011 по делу N А75-970/2011 подлежит отмене, как основанное на неверном толковании норм материального права (пункт 4 части 1, пункт 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционная жалоба ООО «Белозерный ГПК» — удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 2000 руб.

Таким образом, расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы, поданной юридическим лицом, составляют 1000 руб.

Обществом за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.

Следовательно, 1000 руб. — относятся в равных долях на МИФНС России N 6 по ХМАО — Югре и УФНС России по ХМАО — Югре, 1000 руб. надлежит вернуть подателю апелляционной жалобы, как излишне уплаченные.

В связи с удовлетворением требований Общества о признании недействительными решений налоговых органом, государственная пошлина за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в сумме 4000 руб. относится в равных долях на МИФНС России N 6 по ХМАО — Югре и УФНС России по ХМАО — Югре.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269 , статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 04.04.2011 по делу N А75-970/2011 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Белозерный газоперерабатывающий комплекс» удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югры от 30.08.2010 N 10-14/020147 в части начисления обществу с ограниченной ответственностью «Белозерный газоперерабатывающий комплекс» недоимки по налогу на прибыль в сумме 928 312 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 2008 год в сумме 57 888 руб., начисления пени по налогу на прибыль за 2008 год в сумме 23 078 руб., а также решение Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югры от 08.11.2010 N 15/590 в части утверждения решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югры от 30.08.2010 N 10-14/020147 в соответствующей части, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югры, Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югры в пользу общества с ограниченной ответственностью «Белозерный газоперерабатывающий комплекс» судебные расходы при рассмотрении дела в суде первой инстанции и по апелляционной жалобе в сумме 5 000 руб., по 2 500 руб. с каждого из налоговых органов.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Белозерный газоперерабатывающий комплекс» из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной по платежному поручению N 547 от 25.04.2011 на сумму 2000 руб. при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Администрация и трудовой коллектив ЧАО «СЕНТРАВИС ПРОДАКШН ЮКРЕЙН» подписали коллективный договор на 2015 год

Проект коллективного договора был одобрен 2 апреля 2015 года на Конференции трудового коллектива.

Выступая перед делегатами конференции, генеральный директор ЧАО «СЕНТРАВИС ПРОДАКШН ЮКРЕЙН» Юрий Атанасов подчеркнул, что по результатам 2014г. Компания на 100% выполнила свои обязательства перед трудовым коллективом по выплате заработной платы и финансированию Коллективного договора.

По словам, Юрия Атанасова, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в Коллективном договоре ЧАО «СЕНТРАВИС ПРОДАКШН ЮКРЕЙН» на 2015г. не только сохранен весь социальный пакет, но и на 20% увеличена смета на оздоровление, развитие спорта и культурно-массовую работу. Говоря о перспективах, генеральный директор выделил проект Производство мирового класса, реализация которого ведется с начала 2014г.: «Ключевым проектом долгосрочной стратегии развития нашей компании остается построение Производства мирового класса, которое подразумевает инвестиции, главным образом, в людей: в улучшение условий труда, мотивацию, профессиональное и личностное развитие».

Коллективный договор на 2015 год также предусматривает улучшение социально-бытовых условий на предприятии. Так, в марте текущего года была окончена реконструкция цеховых столовых и введена дотация на питание рабочих. На завершающей стадии находится проект по комплексному обеспечению новой спецодеждой. До конца года планируется также установка кондиционеров в конторках сменно-встречных собраний, и продолжение ремонтов в раздевалках и душевых бытовых помещений. Кроме того, предусмотрена финансовая поддержка мероприятий Совета ветеранов, Совета молодежи и Совета женщин.

Как отметил председатель первичной профсоюзной организации ЧАО «СЕНТРАВИС ПРОДАКШН ЮКРЕЙН» Иван Леликов, Коллективный договор 2015 года учитывает интересы всех сторон: “Администрация, трудовой коллектив и профсоюз нашли оптимальное решение. В сегодняшней финансовой ситуации коллективный договор максимально удовлетворяет пожелания работников по условиям труда и социальным гарантиям”.

Особенности заключения и выполнения коллективного договора на предприятии

Правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров определяет Закон № 3356.

Целью заключения коллективного договора является регулирование производственных, трудовых и социально-экономических отношений, а также согласование интересов работников, собственников и уполномоченных ими органов.

Регулирование отношений между собственником или уполномоченным им органом и работниками путем заключения коллективного договора позволяет создать надежный социальный климат в коллективе и минимизировать возможность конфликтов при условии выполнения коллективного договора.

Кроме того, коллективный договор служит стабилизатором прав собственника или уполномоченного им органа и работника в течение действия договора.

Коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд. Также он может заключаться в структурных подразделениях предприятия в пределах компетенции этих подразделений (имеются в виду цеха, отделы, сектора и т. п.).

Что касается малых предприятий, которыми в соответствии с частью седьмой ст. 63 Хозяйственного кодекса признаются предприятия независимо от формы собственности, где среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период — 70 млн. грн., то система оплаты труда на них согласно Методическим рекомендациям № 186 должна быть четко сформулирована и определена в соответствующем Положении о системе и условиях оплаты труда работников предприятия.

В этом Положении конкретно определяются категории (группы, профессии или должности) работников, для которых вводятся почасово-премиальная, сдельная, сдельно-премиальная системы оплати труда.

Для каждой системы оплаты труда приводится ее характеристика:

  • показатели, за выполнение которых начисляется основная заработная плата;
  • тарифные ставки (тарифные сетки), схема должностных (месячных) окладов, по которым начисляется заработная плата;
  • содержание и основные параметры системы оплаты труда и порядок начисления основной и дополнительной заработной платы при сдельной оплате труда;
  • виды премирования, порядок установления и лишения премий, доплат, надбавок и других вознаграждений и поощрительных выплат;
  • перечень недостатков и упущений в работе, за которые эти поощрительные выплаты могут быть уменьшены или работник может быть их лишен;
  • система оценки результатов труда и личных качеств работников с определением направлений и порядка ее применения;
  • другие вопросы, касающиеся оплаты труда и материального стимулирования работников.

Для мотивации высококачественного труда кроме заработной платы важное значение имеет дополнительное материальное стимулирование труда. Для этого при разработке Положения о системе и условиях оплаты труда работников предприятия в нем следует выделять отдельно раздел «О материальном стимулировании труда работников» или «О материальном поощрении работников», в котором определяются показатели и условия начисления и выплаты любого вознаграждения. Это могут быть производительность труда, производительность производства, качество продукции (работ, услуг), увеличение объемов производства и продажи или коммерческого дохода (прибыли), расширение рынка сбыта и т. п.

В Положении о материальном стимулировании труда работников определяется перечень показателей и условий, в случае невыполнения или несоблюдения которых размер стимулирующего вознаграждения уменьшается или оно вообще не выплачивается.

Если малое предприятие заключает коллективный договор, все вопросы организации оплаты и материального стимулирования труда работников должны быть отражены в коллективном договоре предприятия.

Стороны коллективного договора

Одной из сторон коллективного договора на предприятиях согласно ст. 12 КЗоТ и ст. 3 Закона № 3356 является собственник или уполномоченный им орган, второй стороной коллективного договора является профсоюзный или другой уполномоченный на представительство трудовым коллективом орган, а при отсутствии такого органа — представители, избранные и уполномоченные трудовым коллективом.

При отсутствии на предприятии первичной профсоюзной организации, созданных ею профсоюзных органов или других уполномоченных трудовым коллективом на представительство органов второй стороной коллективного договора признаются представители, избранные и уполномоченные трудовым коллективом.

При наличии на предприятии нескольких первичных профсоюзных организаций или других уполномоченных трудовым коллективом на представительство органов они должны на пропорциональной основе сформировать объединенный представительский орган для ведения переговоров и заключения коллективного договора. При этом первичная профсоюзная организация, отказавшаяся от участия в объединенном представительском органе, лишается права представлять интересы работников при подписании коллективного договора (ст. 12 КЗоТ).

Соглашение о создании общего представительского органа считается заключенным, если его подписали представители профсоюзов или других уполномоченных трудовым коллективом на представительство органов, в которые входит больше половины работников. Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми собственниками либо уполномоченными ими органами, политическими партиями.

В случае если интересы трудового коллектива представляет профсоюзный орган, интересы собственника или уполномоченного им органа не могут представлять лица, являющиеся членами выборного органа этого профсоюза.

Ограничение вмешательства при заключении коллективных договоров

Целесообразно отметить, что условия коллективных договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством, обязательны для предприятий, на которые они распространяются, и заключивших их сторон. Однако если условия коллективных договоров ухудшают по сравнению с действующим законодательством положение работников, то такие условия являются недействительными и включать их в коллективные договоры запрещается.

Обращаем внимание на то, что действующее законодательство Украины запрещает любое вмешательство, которое может ограничить законные права работников и их представителей или запретить их осуществление, со стороны органов представительской и исполнительной власти и хозяйственного управления, политических партий, собственников или уполномоченных ими органов при заключении и выполнении коллективных договоров.

Коллективные переговоры как обязательная предпосылка заключения коллективного договора

Заключению коллективного договора обязательно предшествуют коллективные переговоры.

Право на ведение таких переговоров и заключение коллективных договоров от имени наемных работников предоставляется профессиональным союзам, объединениям профсоюзов в лице их выборных органов или другим представительским организациям работников, наделенным трудовым коллективом соответствующими полномочиями.

В законодательстве отсутствует норма, которой бы возлагалась обязанность по началу переговоров на какую-либо конкретную сторону. Так, любая из сторон не раньше чем за три месяца до истечения срока действия коллективного договора или в сроки, определенные договором, письменно уведомляет другую сторону о начале переговоров. Другая сторона в течение семи дней должна начать переговоры.

После того как стороны договорятся о сроках и порядке ведения переговоров, создается рабочая комиссия из представителей сторон, наделенных соответствующими полномочиями. Кроме представительских сторон к участию в переговорах могут привлекаться также специалисты, эксперты, приглашенные по договоренности сторон.

Полномочие членов комиссии устанавливаются соответствующими решениями ведущих переговоры сторон. Эти решения оформляются приказами, распоряжениями, постановлениями и т. п., которые определяют статус и права членов комиссии, порядок их деятельности, устанавливают определенные гарантии на время ведения переговоров.

Порядок ведения переговоров по вопросам разработки, заключения или внесения изменений в коллективный договор определяется сторонами и оформляется соответствующим протоколом. Стороны могут прерывать переговоры с целью проведения консультаций, экспертиз, получения необходимых данных для разработки соответствующих решений и поиска компромиссов. Так, стороны коллективных переговоров обязаны предоставлять участникам переговоров всю необходимую информацию о содержании коллективного договора, соглашения. Участники переговоров не имеют права разглашать данные, являющиеся государственной или коммерческой тайной, и подписывают соответствующие обязательства.

Лица, принимающие участие в переговорах в качестве представителей сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссий, на период переговоров и подготовки проекта коллективного договора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка и включением этого времени в трудовой стаж. Все расходы, связанные с участием в переговорах и подготовкой проекта коллективного договора, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Содержание коллективного договора

Что касается содержания коллективного договора, то его определяют стороны коллективного договора в пределах своей компетенции.

Согласно ст. 7 Закона № 3356 в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:

  • изменению в организации производства и труда;
  • обеспечению продуктивной занятости;
  • нормированию и оплате труда, установлению формы, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и пр.);
  • установлению гарантий, компенсаций, льгот;
  • участию трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия (если это предусмотрено уставом);
  • режиму работы, продолжительности рабочего времени и отдыха;
  • условиям и охране труда;
  • обеспечению жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников;
  • гарантиям деятельности профсоюзной или других представительских организаций работников;
  • условиям регулирования фондов оплаты труда и установлению межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда;
  • обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин.

Также коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством гарантии, социально-бытовые льготы.

В соответствии со ст. 9 Закона № 3356 положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятия независимо от того, являются ли они членами профсоюза, и обязательны как для собственника или уполномоченного им органа, так и для работников предприятия. Положения генерального, отраслевого, регионального соглашений действуют непосредственно и обязательны для всех субъектов, находящихся в сфере действия подписавших соглашение сторон.

При этом если представители сторон (через уполномоченных лиц), которые представляли интересы предприятия, принимали участие в подписании Генерального соглашения (или со временем присоединились к данному соглашению), его нормы обязательны при заключении коллективного договора. В противном случае для предприятий, которые при заключении соглашения не были представлены уполномоченными представителями со стороны собственника и профсоюза, условия и размеры оплаты труда устанавливаются с соблюдением минимальных гарантий, установленных законодательством Украины, в частности, размера минимальной заработной платы, оплаты за работу в ночное время, праздничные и нерабочие дни, сверхурочную работу.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что действующее законодательство не запрещает субъектам (предприятиям) различных форм собственности применять при заключении коллективного договора нормы Генерального соглашения или положения отраслевого соглашения, к которому предприятие относится по характеру производства (письмо № 435/13/84-08).

Регулирование вопросов оплаты труда в коллективном договоре

В соответствии со ст. 97 КЗоТ и ст. 15 Закона об оплате труда формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями. Если коллективный договор на предприятии, в учреждении, организации не заключен, собственник или уполномоченный им орган обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а при его отсутствии — с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок рабочим, должностных окладов служащим, а также надбавок, доплат, премий и вознаграждений устанавливаются собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных частью второй вышеуказанной статьи КЗоТ.

Собственник или уполномоченный им орган либо физическое лицо не имеет права в одностороннем порядке принимать решения по вопросам оплаты труда, которые ухудшают условия, установленные законодательством, соглашениями, коллективными договорами.

Статьей 97 КЗоТ предусмотрено, что оплата труда работников осуществляется по почасовой, сдельной или другим системам оплаты труда. Оплата может производиться по результатам индивидуальных и коллективных работ.

Следовательно, законодательством установлены две основные системы оплаты труда:

  • почасовая, при которой размер получаемой заработной платы определяется в зависимости от продолжительности отработанного времени и квалификации работников. При почасовой системе оплата производится за работу в течение известного времени и выражается в часовых, дневных или месячных ставках (или окладах);
  • сдельная, при которой размер получаемой заработной платы определяется в зависимости от фактического производства продукции надлежащего качества.

Определив в соответствии с требованиями действующего законодательства формы и системы оплаты труда, предприятие предусматривает в коллективном договоре вопросы оплаты труда, премирования, доплат и надбавок, вознаграждения по итогам работы за год и другие, являющиеся приложениями (или составной частью) к коллективному договору и основанием для начисления и выплаты заработной платы.

Согласно ст. 6 Закона об оплате труда основой организации оплаты труда является тарифная система, включающая в себя тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов и тарифно-квалификационные характеристики (справочники). Тарифная система оплаты труда используется для распределения работ в зависимости от их сложности, а работников — в зависимости от их квалификации и по разрядам тарифной сетки. Она является основой формирования и дифференциации размеров заработной платы.

Тарифная сетка (схема должностных окладов) формируется на основе:

  • тарифной ставки рабочего первого разряда, которая устанавливается в размере, превышающем законодательно установленный размер минимальной заработной платы;
  • межквалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов).

Следовательно, минимальные размеры ставок (окладов) заработной платы как минимальные гарантии в оплате труда должны определяться Генеральным и отраслевым (региональным) соглашением, коллективными договорами.

В соответствии с п. 2.2 Генерального соглашения размер заработной платы неквалифицированного работника небюджетной сферы за полностью выполненную норму времени в нормальных условиях труда должен превышать фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, рассчитанный специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере труда и социальной политики за предыдущий месяц согласно законодательству.

Дополнительной заработной платой является вознаграждение за труд сверх установленные нормы, за трудовые успехи и изобретения, за особые условия труда. Она включает в себя доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций. Структура дополнительной заработной платы предусмотрена пп. 2.2 Инструкции № 5, в соответствии с которым она включает в себя доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций.

В состав фонда дополнительной заработной платы включаются:

  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам (окладам, должностным окладам) в размерах, предусмотренных действующим законодательством, за: совмещение профессий (должностей); расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ; выполнение обязанностей временно отсутствующего работника; работу в тяжелых и вредных и особо тяжелых и особо вредных условиях труда; интенсивность труда; работу в ночное время; руководство бригадой; высокое профессиональное мастерство; классность водителям (машинистам) транспортных средств; высокие достижения в труде, в том числе государственным служащим; выполнение особо важной работы на определенный срок; знание и использование в работе иностранного языка; допуск к государственной тайне; дипломатические ранги, персональные звания служебных лиц, ранги государственных служащих, квалификационные классы судей; научную степень; нормативное время передвижения в шахте (руднике) от ствола к месту работы и обратно работникам, постоянно занятым на подземных работах; работу на территориях радиоактивного загрязнения; другие надбавки и доплаты, предусмотренные действующим законодательством, включая доплату к размеру минимальной заработной платы.

Перечень и размеры доплат и надбавок к тарифным ставкам, окладам и должностным окладам работников предприятий, учреждений и организаций, имеющих межотраслевой характер (кроме бюджетной сферы), рекомендованных приказом № 23, представлены в таблице.

Наименование доплат и надбавок

Размеры доплат и надбавок

Доплаты

За совмещение профессий (должностей)

Доплата одному работнику не ограничивается максимальным размером и устанавливается в пределах экономии фонда заработной платы согласно тарифной ставке и окладу совмещаемой должности работника

За расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ

Размер доплаты одному работнику не ограничивается и определяется наличием экономии согласно тарифным ставкам и окладам, которые могли бы выплачиваться при условии соблюдения нормативной численности работников

За выполнение обязанностей временно отсутствующего работника

До 100% тарифной ставки (оклада, должностного оклада) отсутствующего работника

За работу в тяжелых и вредных и особо тяжелых и особо вредных условиях труда

За работу в тяжелых и вредных условиях труда — 4, 8 и 12% тарифной ставки (оклада), за работу в особо тяжелых и особо вредных условиях труда — 16, 20 и 24% тарифной ставки (оклада)

За интенсивность труда

До 12% тарифной ставки (оклада)

На период освоения новых норм трудовых затрат

Повышение сдельных расценок до 20%,

повышение тарифных ставок до 10%

За руководство бригадой (бригадиру, не освобожденному от основной работы)

Доплата дифференцируется в зависимости от количества рабочих в бригаде (до 10, свыше 10, свыше 25 человек). Конкретный размер доплаты определяется отраслевыми (региональными) соглашениями в зависимости от размера ставки разряда, присвоенного бригадиру: если численность звена составляет более пяти человек, звеньевым устанавливается доплата в размере до 50% соответствующей доплаты бригадира

За работу в вечернее время — с 18 ч до 22 ч (при многосменном режиме работы)

20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в такое время

За работу в ночное время

35% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в это время

Надбавки

За высокое профессиональное мастерство

Дифференцированные надбавки к тарифным ставкам (окладам) рабочих: III разряда — 12%; IV разряда — 16%; V разряда — 20%; VI и высших разрядов — 24% тарифной ставки (оклада)

За классность водителям легковых и грузовых автомобилей, автобусов

Водителям: 2-го класса — 10%; 1-го класса — 25% установленной тарифной ставки за отработанное водителем время

За классность машинистам электровозов, тепловозов, электропоездов, дизель-поездов

До 25% установленной тарифной ставки за отработанное машинистом время

За высокие достижения в труде

До 50% должностного оклада

За выполнение особо важной работы на определенный срок

До 50% должностного оклада

  • премии и вознаграждения, в том числе за выслугу лет, имеющие систематический характер, независимо от источников финансирования (кроме сумм, указанных в пп. 2.3.2 Инструкции № 5);
  • процентные или комиссионные вознаграждения, выплаченные дополнительно к тарифной ставке (окладу, должностному окладу);
  • оплата работы в сверхурочное время и в праздничные и нерабочие дни в размерах и согласно расценкам, установленным действующим законодательством;
  • оплата работникам дней отдыха, предоставляемых им в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтенном методе организации труда, при итоговом учете рабочего времени и в других случаях, предусмотренных законодательством;
  • суммы, выплаченные (при выполнении работ вахтенным методом) в размере тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за дни нахождения в дороге к месту нахождения предприятия (пункту сбора) — месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в дороге в связи с метеорологическими условиями, а также по вине транспортных предприятий;
  • суммы выплат, связанных с индексацией заработной платы работников;
  • суммы компенсации работникам потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты;
  • стоимость бесплатно предоставленных отдельным категориям работников в соответствии с законодательством жилья, угля, коммунальных услуг, услуг связи, а также суммы денежных средств на возмещение их оплаты;
  • расходы, связанные с предоставления бесплатного проезда работникам железнодорожного, авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и городского электротранспорта;
  • стоимость бесплатно предоставленных работникам форменной одежды, обмундирования, которые могут использоваться вне рабочего места и остаются в личном постоянном пользовании, или сумма скидки при продаже форменной одежды по сниженным ценам;
  • оплата за неотработанное время:

оплата, а также суммы денежных компенсаций в случае неиспользования ежегодных (основного и дополнительных) отпусков и дополнительных отпусков работникам, имеющим детей, в размерах, предусмотренных законодательством;

оплата дополнительных отпусков (сверх продолжительности, предусмотренной законодательством), предоставленных в соответствии с коллективным договором;

оплата дополнительных отпусков в связи с обучением, а также творческих отпусков;

оплата дополнительных отпусков, предоставляемых в соответствии с Законом № 796;

суммы заработной платы, сохраняемые по основному месту работы работников за время их учебы с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;

суммы, начисленные лицам, которые проходят обучение (подготовку) для работы на только что введенных в действие предприятиях за счет денежных средств, предусмотренных в общих сметах строительства;

оплата специального перерыва в работе в случаях, предусмотренных законодательством, оплата льготного времени несовершеннолетним;

оплата работникам, привлекаемым к выполнению государственных или общественных обязанностей, если они выполняются в рабочее время;

оплата работникам-донорам дней обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемых после каждого дня сдачи крови или дней, присоединенных по желанию работника к ежегодному отпуску;

оплата, сохраняемая за работником, который подлежит медицинскому осмотру, по основному месту работы за время пребывания в медицинском заведении на обследовании;

оплата простоев не по вине работника.

В коллективном договоре могут быть предусмотрены другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые согласно п. 2.3 Инструкции № 5 включают в себя вознаграждения и премии, имеющие одноразовый характер, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, которые не предусмотрены актами действующего законодательства или производятся сверх установленных указанными актами норм.

К ним относятся:

  • начисления за неотработанное время, не предусмотренные действующим законодательством, в частности работникам, которые вынужденно работали сокращенное рабочее время и находились в отпусках по инициативе администрации (кроме пособия по частичной безработице), принимали участие в забастовках;
  • вознаграждения и поощрения, осуществляемые один раз в год или имеющие разовый характер. В частности, это: вознаграждения по итогам работы за год, ежегодные вознаграждения за выслугу лет (стаж работы); премии, выплачиваемые в установленном порядке по специальным системам премирования, выплаченные в соответствии с решениями правительства; премии за содействие изобретательству и рационализации, создание, освоение и внедрение новой техники и технологии, ввод в действие в срок и досрочно производственных мощностей и объектов строительства, своевременную поставку продукции на экспорт и другие; премии за выполнение важных и особо важных заданий; разовые поощрения, не связанные с конкретными результатами работы (например, к юбилейным и памятным датам как в денежной, так и натуральной форме); денежное вознаграждение государственным служащим за добросовестный непрерывный труд в органах государственной власти, образцовое выполнение трудовых обязанностей; стоимость бесплатно предоставленных работникам акций; денежные средства, направленные на выкуп имущества работниками с момента их персонификации, а также суммы стоимости имущества, распределяемого между членами коллектива при ликвидации (реорганизации, перепрофилировании) предприятия (кроме случаев распределения имущества между учредителями предприятия);
  • материальная помощь, которая имеет систематический характер, предоставленная всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологическим положением, кроме сумм, указанных в п. 3.31 Инструкции № 5);
  • выплаты социального характера в денежной и натуральной форме:

расходы в размере страховых взносов предприятий (кроме случаев, указанных в п. 3.5 Инструкции № 5) в пользу работников, связанных с добровольным страхованием (личным, страхованием имущества). Указанные суммы включаются в фонд оплаты труда в том месяце, когда осуществляются перечисления страховой компании;

оплата или дотации на питание работников, в том числе в столовых, буфетах, профилакториях;

оплата за содержание детей работников в дошкольных заведениях;

стоимость путевок работникам и членам их семей на лечение и отдых, экскурсии или суммы компенсаций, выданные вместо путевок за счет денежных средств предприятия (кроме случаев, указанных в п. 3.2 Инструкции № 5);

стоимость проездных билетов, персонально распределяемых между работниками, а также возмещение работникам стоимости проезда транспортом общего пользования;

  • другие выплаты, имеющие индивидуальный характер (оплата квартиры и наемного жилья, общежитий, товаров, продуктовых заказов, абонементов в группы здоровья, подписки на газеты и журналы, протезирования, суммы компенсации стоимости выданного работникам топлива в случаях, не предусмотренных действующим законодательством).

Кроме того, в коллективном договоре могут быть предусмотрены другие выплаты, не относящиеся к фонду оплаты труда, в частности:

  • социальные помощи и выплаты за счет денежных средств предприятия, установленные коллективным договором (работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, на рождение ребенка, семьям с несовершеннолетними детьми);
  • взносы предприятий согласно договорам добровольного медицинского и пенсионного страхования работников и членов их семей;
  • единовременное пособие работникам, выходящим на пенсию согласно действующему законодательству и коллективным договорам (включая денежную помощь государственным служащим и научным (научно-педагогическим) работникам);
  • надбавки и доплаты к государственным пенсиям работающим пенсионерам;
  • суммы выходного пособия при прекращении трудового договора;
  • суммы, начисленные работникам за время задержки расчета при увольнении;
  • расходы на платное обучение работников и членов их семей, не связанное с производственной необходимостью, согласно договору между предприятием и учебным заведением;
  • дополнительные сверх установленные законодательством командировочные расходы: суточные (в полном объеме), стоимость проезда, расходы на наем жилого помещения;
  • компенсационные выплаты и суточные, выплачиваемые при переезде на работу в другую местность согласно действующему законодательству;
  • надбавки (полевое обеспечение) к тарифным ставкам и должностным окладам работников, направленных для выполнения монтажных, наладочных, ремонтных и строительных работ, и работников, работа которых выполняется вахтенным методом, постоянно проводится в дороге или имеет разъездной (передвижной) характер, в размерах, определенных действующим законодательством;
  • расходы на коллективное питание плавсостава речного, морского и рыбопромышленного флотов, а также питание летного состава гражданской авиации при выполнении заданий полета, которые могут быть приравнены к суточным расходам, выплачиваемым в период командировки;
  • расходы на перевозку работников к месту работы как собственным, так и арендованным транспортом (кроме оплаты труда водителей);
  • стоимость подарков к праздникам и билетов на зрелищные мероприятия для детей работников;
  • расходы на оплату обучения работников в высших учебных заведениях и учреждениях повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
  • ссуды, выданные работникам предприятий для улучшения жилищных условий, на индивидуальное строительство, заведение домашнего хозяйства;
  • расходы предприятий на оплату услуг по лечению работников, предоставленные учреждениями здравоохранения (кроме выплат, указанных в пп. 2.3.3 Инструкции № 5);
  • материальная помощь разового характера, предоставляемая предприятием отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение;
  • суммы материальной и благотворительной помощи, выплаченные лицам, не состоящим в трудовых отношениях с предприятием.

Регулирование вопросов предоставления отпусков в коллективном договоре

В вопросах предоставления ежегодных отпусков коллективный договор предприятия также играет важную роль, поскольку:

  • конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда устанавливается коллективным или трудовым договором в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и времени занятости работника в этих условиях (ст. 7 Закона об отпусках);
  • конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда устанавливается коллективным или трудовым договором в зависимости от времени занятости работника в этих условиях (ст. 8 этого Закона);
  • законодательством, коллективным договором, соглашением и трудовым договором могут устанавливаться другие виды отпусков (ст. 4 этого Закона).

Согласно п. 2 ст. 8 Закона об отпусках работникам могут предоставляться дополнительные отпуска продолжительностью до 7 календарных дней за работу с ненормированным рабочим днем в соответствии со списками должностей, работ и профессий, определенными коллективным договором, соглашением.

Рекомендациями № 7 утвержден порядок предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, согласно которым ненормированный рабочий день — это особый режим рабочего времени, устанавливаемый для определенной категории работников при невозможности нормирования времени трудового процесса. В случае необходимости эта категория работников выполняет работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени (эта работа не считается сверхурочной). Степень труда в данном случае определяется не только продолжительностью рабочего времени, но также кругом обязанностей и объемом выполненных работ (нагрузкой).

В соответствии с п. 3 Рекомендаций № 7 в качестве компенсации за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость периодического выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени предоставляется дополнительный отпуск до 7 календарных дней.

Конкретная продолжительность дополнительного отпуска устанавливается коллективным договором по каждому виду работ, профессий и должностей или трудовым договором.

Поэтому при наличии на предприятии категории работников с ненормированным рабочим днем в одном из приложений к коллективному договору должен быть указан перечень (список) должностей, работ и профессий, при работе на которых работникам предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день и его продолжительность по каждой из указанных должностей.

Регулирование вопросов охраны труда в коллективном договоре

Согласно ст. 20 Закона об охране труда в коллективном договоре, соглашении стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий в сфере охраны труда на уровне не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирования указанных мероприятий. Перечень вопросов, которые необходимо включить в этот раздел коллективного договора, достаточно большой и может зависеть от вида деятельности предприятия и других условий. Например, в коллективном договоре может предусматриваться обеспечение работников спецодеждой, спецпитанием и прочее.

Выплаты работникам, которые могут включаться в состав расходов плательщиками налога на прибыль

Согласно ст. 6 Гражданского кодекса стороны имеют право заключить договор, который не предусмотрен актами гражданского законодательства, но соответствует общим принципам гражданского законодательства.

Статьей 10 КЗоТ определено, что коллективный договор заключается на основе действующего законодательства, принятых сторонами обязательств с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов работников, собственников и уполномоченных ими органов.

В соответствии с п. 142.1 ст. 142 Налогового кодекса в состав расходов плательщика налога включаются расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога, которые включают начисленные расходы на оплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров, работ, услуг, расходы на оплату авторского вознаграждения и за выполнение работ, услуг согласно договорам гражданско-правового характера, любая другая оплата в денежной или натуральной форме, установленная по договоренности сторон (кроме сумм материальной помощи, освобождаемых от налогообложения в соответствии с нормами раздела IV этого Кодекса).

Согласно п. 138.2 ст. 138 Налогового кодекса расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранение которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, а также других документов, установленных разделом II этого Кодекса.

Таким образом, плательщики налога на прибыль предприятий имеют право включать в состав расходов расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога, перечисленные в п. 142.1 ст. 142 Налогового кодекса. При этом суммы материальной помощи, освобождаемые от налогообложения согласно нормам раздела IV этого Кодекса, в состав расходов не включаются.

Обложение налогом на доходы физических лиц материальной помощи

Подпунктом 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса установлено, что для целей раздела IV этого Кодекса заработная плата — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

В соответствии с пп. 163.1.1 п. 163.1 ст. 163 Налогового кодекса объектом налогообложения резидента является общий месячный налогооблагаемый доход.

Согласно пп. 164.2.1 п. 164.2 ст. 164 этого Кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракта).

Следовательно, если выплата материальной помощи имеет систематический характер и предоставляется всем или большинству работников (например, помощь на оздоровление), при этом ее выплата предусмотрена положениями об оплате труда наемных работников (коллективным договором, отраслевым соглашением и т. п.), принятыми согласно нормам трудового законодательства, то такая материальная помощь в целях налогообложения приравнивается к заработной плате и вся сумма такой помощи включается в общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога и облагается налогом по ставкам, установленным п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса, то есть 15 и/или 17%, с учетом требований п. 164.6 ст. 164 этого Кодекса.

Если работодатель предоставляет отдельным работникам нецелевую благотворительную (материальную) помощь по их заявлениям в связи с личными обстоятельствами, которая носит разовый характер (например, на решение социально-бытовых нужд), то ее налогообложение регулируется п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса, согласно абзацу третьему пп. 170.7.1 которого нецелевой считается помощь, предоставляемая без установления таких условий или направлений.

В соответствии с абзацем первым пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса не включается в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется резидентами — юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем суммы предельного размера дохода, который определен согласно абзацу первому пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса, установленного на 1 января такого года, то есть в 2012 г. — 1500 грн. Сумма превышения помощи указанного размера включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога в соответствии с пп. 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставкам, установленным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса.

Начисление единого социального взноса на сумму материальной помощи

Базой для начисления единого взноса для предприятий, учреждений и организаций, которые используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, в соответствии с п. 1 части первой ст. 7 Закона о ЕСВ является сумма начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону об оплате труда.

Порядок начисления и уплаты единого взноса определен Инструкцией № 21-5. Согласно пп. 4.3.5 этой Инструкции определение видов выплат, относящихся к основной, дополнительной заработной плате и другим поощрительным и компенсационным выплатам, при начислении единого взноса предусмотрено Инструкцией № 5.

Перечень видов выплат, на которые не начисляется единый взнос, утвержден постановлением № 1170. В соответствии с п. 14 раздела I Перечня № 1170 материальная помощь разового характера, которая предоставляется отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение, если необходимость ее получения возникла внезапно, при условии представления заявления, а ее размер определяется администрацией предприятия, не является базой для начисления единого взноса.

В соответствии с пп. 2.3.3 Инструкции № 5 материальная помощь, которая имеет систематический характер, предоставленная всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологическим положением, кроме сумм, указанных в п. 3.31), относится к заработной плате в качестве других поощрительных и компенсационных выплат, а следовательно, является базой для начисления и удержания единого взноса.

Согласование проекта коллективного договора

Проект коллективного договора, подготовленный рабочей комиссией, готовится с учетом предложений, поступивших от работников, трудовых коллективов. По результатам подготовки проекта принимается решение, которое оформляется соответствующим протоколом.

Во время ведения коллективных переговоров между сторонами могут возникать разногласия, для урегулирования которых стороны используют примирительные процедуры.

Так, если в ходе переговоров стороны не пришли к соглашению по не зависящим от них причинам, составляется протокол разногласий, в который вносятся предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а также о сроках возобновления переговоров.

В течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а в случае недостижения согласия обращаются к посреднику, избранному сторонами. Примирительная комиссия или посредник в срок до семи дней рассматривает протокол разногласий и выносит рекомендации по сути спора.

Подготовленный проект коллективного договора обсуждается в трудовом коллективе и выносится на рассмотрение общего собрания (конференции) трудового коллектива.

Конференция представителей трудового коллектива правомочна при участии в ней не менее 2/3 представителей трудового коллектива, избранных делегатами на конференцию.

В случае если собрание (конференция) трудового коллектива отклонит проект коллективного договора или отдельные его положения, стороны возобновляют переговоры для поиска необходимого решения. Срок таких переговоров не должен превышать 10 дней, только после этого проект в целом выносится на рассмотрение собрания (конференции) трудового коллектива.

В случае одобрения проекта коллективного договора общим собранием (конференцией) трудового коллектива он подписывается уполномоченными представителями сторон не позднее чем через пять дней с момента его одобрения.

Коллективный договор вступает в силу со дня его подписания представителями сторон или со дня, указанного в коллективном договоре.

Регистрация коллективных договоров

В соответствии со ст. 15 КЗоТ коллективные договоры подлежат уведомительной регистрации местными органами государственной исполнительной власти. Согласно положениям действующего законодательства подписанный сторонами коллективный договор подлежит уведомительной регистрации районными государственными администрациями, районными в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями, исполнительными комитетами сельских, поселковых и городских советов. Порядок уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров с целью обеспечения возможности для учета их условий при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных), которые могут возникнуть по результатам применения норм этих соглашений (договоров) уполномоченными на то органами, и удостоверение аутентичности экземпляров и копии, поданных на регистрацию, определен Положением № 225.

Как отмечено в этом Положении, уведомительная регистрация коллективных договоров проводится с целью обеспечения возможности для учета их условий при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных), которые могут возникнуть по результатам применения норм этих договоров уполномоченными на то органами, и удостоверяет аутентичность экземпляров и копии, поданных на регистрацию.

Регистрация проводится в двухнедельный срок со дня получения коллективного договора. Не позднее следующего дня после регистрации два экземпляра коллективного договора возвращаются сторонам, подписавшим и подавшим его на регистрацию. Копия договора хранится регистрирующим органом.

Органы, регистрирующие коллективные договоры, не могут требовать от сторон этого договора внесения в него изменений или отказать в его регистрации. В уведомительной регистрации может быть отказано лишь в том разе, если поданные на регистрацию экземпляры и копия коллективного договора не будут аутентичными.

Внесение изменений и дополнений в коллективный договор

Следует обратить внимание на то, что изменения и дополнения к коллективному договору, соглашению в течение срока их действия могут вноситься только по обоюдному согласию сторон в порядке, определенном коллективным договором, а если он не определен — в порядке, установленном для заключения этого договора.

В случае если стороны сочтут необходимым продлить срок действия коллективного договора в целом или отдельных его частей, решение об этом выносит общее собрание (конференции) трудового коллектива.

Если одна из сторон считает невозможным дальнейшее выполнение условий коллективного договора, она должна письменно уведомить об этом другую сторону, где отметить причину расторжения договора или изменения отдельных положений, и начать переговоры с другой стороной по этому вопросу в определенный срок.

Изменения и дополнения, которые вносятся в соглашение, коллективный договор, подлежат уведомительной регистрации в порядке, установленном Положением № 225.

Контроль за выполнением коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется непосредственно заключившими их сторонами или уполномоченными ими представителями.

При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять необходимую для этого имеющуюся информацию.

При этом стороны, подписавшие коллективный договор, соглашение, ежегодно в сроки, предусмотренные коллективным договором, соглашением, отчитываются об их выполнении перед трудовыми коллективами. Кроме того, в органы государственной статистики в порядке, устанавливаемом Минстатом Украины, направляются статистические данные о коллективных договорах, соглашениях.

Для осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения могут создаваться комиссии, которые по результатам проверки составляют акт. Такой акт является основным документом, свидетельствующим о результатах работы по выполнению коллективного договора, соглашения. Одновременно он является основанием для принятия мер по устранению выявленных недостатков.

Акт проверки должен отражать состояние работы по выполнению коллективного договора, соглашения. В нем указываются мероприятия, включенные в коллективный договор, соглашение, которые выполнены, или причины невыполнения тех или иных мероприятий.

В акт могут вноситься конкретные предложения комиссии по привлечению к ответственности виновных в невыполнении мероприятий коллективного договора или устранении недостатков, ставших причиной их невыполнения.

Акт проверки обсуждается на общем заседании сторон. Результатом такого обсуждения является принятие решения, в котором определяются меры по устранению выявленных недостатков, просчетов, дается оценка деятельности работников, допустивших невыполнение двухсторонних обязательств, указываются сроки их выполнения и лица, которым поручено осуществлять контроль за реализацией коллективного договора. Может также приниматься решение о направлении акта проверки для обсуждения в коллективах структурных подразделений, цехов, участков, лабораторий, бригад и т. п.

Срок действия коллективного договора

По истечении срока действия коллективный договор продолжает действовать до того времени, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий, если иное не предусмотрено самим договором.

Также коллективный договор сохраняет силу при изменении состава, структуры, наименования уполномоченного собственником органа, от имени которого заключен этот договор. В случае реорганизации предприятия он сохраняет силу в течение срока, на который он был заключен, или может быть пересмотрен по согласию сторон.

При изменении собственника предприятия сила коллективного договора сохраняется в течение срока его действия, но не более одного года. В этот период стороны должны начать переговоры о заключении нового либо изменении или дополнении действующего коллективного договора. Следует отметить, что в случае ликвидации предприятия коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.

На новосозданном предприятии коллективный договор заключается по инициативе одной из сторон в трехмесячный срок после регистрации предприятия, если законодательством предусмотрена регистрация, или после решения об создании предприятия, если его регистрация не предусмотрена.

Ответственность за нарушение условий коллективного договора

Собственник или уполномоченный им орган обязан ознакомить с коллективным договором всех работников предприятия.

На лиц, которые представляют собственника или уполномоченный им орган либо профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы и по вине которых нарушены или не выполнены обязательства по коллективному договору, налагается штраф, и они также несут дисциплинарную ответственность.

В частности, ст. 17 Закона № 3356 и ст. 411 КоАП определена ответственность за уклонение от участия в переговорах. На лиц, которые представляют собственников или уполномоченные ими органы либо профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы и уклоняются от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения или умышленно нарушили срок, определенный частью третьей ст. 10 этого Закона, или не обеспечили работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, налагается штраф до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, и они несут также дисциплинарную ответственность вплоть до освобождения от должности.

На лиц, которые представляют собственника или уполномоченный им орган или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы и по вине которых нарушены или не выполнены обязательства по коллективному договору, соглашению, в соответствии со ст. 18 Закона № 3356 налагается штраф до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, и они также несут дисциплинарную ответственность вплоть до освобождения от должности.

По требованию профсоюзов, другого уполномоченного трудовым коллективом органа собственник или уполномоченный им орган обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются обязательства по коллективному договору, соглашению.

Непредоставление собственниками или уполномоченными ими органами либо профсоюзами или другими уполномоченными трудовым коллективом органами, представителями трудовых коллективов информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, в соответствии со ст. 19 Закона № 3356 влечет за собой наложение штрафа от одного до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или они несут дисциплинарную ответственность. Порядок и сроки наложения штрафов, предусмотренных Законом № 3356, регламентированы КоАП. Дела по этим вопросам рассматриваются судом по представлению одной из сторон коллективного договора, соответствующих комиссий или по инициативе прокурора.

Кроме административной ответственности лица, виновные в уклонении от участия в переговорах, нарушении и невыполнении коллективного договора, соглашения, непредоставлении информации, необходимой для успешного проведения коллективных переговоров и осуществления контроля, могут быть привлечены также к другим видам юридической ответственности. Такими видами являются дисциплинарная, материальная, а в отдельных случаях — даже уголовная ответственность за нарушение обязательств по коллективному договору в случае, если такое нарушение образует состав уголовного преступления.

Материальная ответственность состоит в обязанности работника возместить ущерб, причиненный предприятию невыполнением обязательств по коллективному договору.