Комментарии к ст 63 гк рф

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к статье 63 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена обычному (т.е. не связанному со специальной процедурой банкротства) порядку ликвидации ЮЛ и деятельности ликвидационной комиссии или ликвидатора (далее — ликвидком). Ликвидком осуществляет ряд мероприятий, которые и раскрывают сущность ликвидации как юридической процедуры, направленной на прекращение ЮЛ без универсального правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК).

Ликвидком последовательно осуществляет следующее: во-первых, публикует в печатных СМИ, в которых публикуются данные о регистрации ЮЛ, информацию о ликвидации ЮЛ, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации (абз. 1 п. 1 ст. 63); во-вторых, выявляет и письменно уведомляет кредиторов ликвидируемого ЮЛ о предстоящей ликвидации ЮЛ-должника, получает дебиторскую задолженность (т.е. долги других лиц перед ликвидируемым ЮЛ) (абз. 2 п. 1 ст. 63); в-третьих, по окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны быть сведения о составе имущества ликвидируемого ЮЛ, перечне предъявленных его кредиторами требований и результатах их рассмотрения (абз. 1 п. 2 ст. 63); в-четвертых, в соответствующих случаях (см. абз. 1 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК) согласно абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК по итогам промежуточного ликвидационного баланса и исходя из соотношения объема требований кредиторов ликвидируемого ЮЛ к стоимости его имущества решает вопрос о проведении обычной процедуры ликвидации ЮЛ и осуществлении расчетов с его кредиторами в соответствии с правилами ст. ст. 63, 64 ГК или о возбуждении процедуры банкротства ЮЛ и открытии конкурсного производства (ст. 65 ГК); в-пятых, по итогам расчетов с кредиторами составляет окончательный ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63); в-шестых, в соответствии с п. 7 ст. 63 решает вопрос в отношении имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами; наконец, в-седьмых, уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации ЮЛ (такое возможно не ранее чем через 2 месяца с момента опубликования в СМИ информации о ликвидации ЮЛ); по завершении процесса ликвидации ЮЛ предоставляет для регистрации в связи с его ликвидацией все необходимые документы, в том числе окончательный ликвидационный баланс (ст. 21, п. п. 2 — 4 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц).

Ликвидком — особый (чрезвычайный) орган ликвидируемого ЮЛ, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами ЮЛ, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (п. п. 2, 3 ст. 62, п. 4 ст. 64 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). За прежними органами ЮЛ сохраняются только некоторые полномочия. Так, согласно абз. 2 п. 2, п. 5 ст. 63 ГК и п. 3 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц учредители (участники) ЮЛ или орган, принявший решение о ликвидации ЮЛ, должны: а) уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидкома; б) утвердить составленный им промежуточный ликвидационный баланс; в) уведомить регистрирующий орган о составлении последнего; г) утвердить окончательный ликвидационный баланс. В предусмотренных законом случаях утверждение ликвидационных балансов требует согласования с уполномоченным госорганом. Так, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов кредитной организации и жилищного накопительного кооператива требует согласования соответственно с ЦБ РФ и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (ст. 23 Закона о банках, п. 7 ст. 14 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (с изм.) (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 41)).

2. При обычной ликвидации ЮЛ и удовлетворении ликвидкомом требований его кредиторов закон устанавливает правила последовательности реализации его имущества (п. 3 ст. 63) и правила очередности удовлетворения требований кредиторов (см. комментарий к ст. 64 ГК). Требования кредиторов удовлетворяются прежде всего за счет денежных (оборотных) средств ликвидируемого ЮЛ и только при недостаточности имеющихся денежных средств — из средств от продажи иного его имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Подробнее о реализации на торгах неденежного имущества (вещей, ценных бумаг, имущественных прав) ликвидируемого ЮЛ см. гл. 9, 10 Закона об исполнительном производстве.

Ликвидком производит денежные выплаты кредиторам ликвидируемого ЮЛ в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения учредителями (участниками) ликвидируемого ЮЛ или органом, принявшим решение о ликвидации (для кредиторов первой и второй очереди), или по истечении одного месяца со дня его утверждения (для кредиторов третьей и четвертой очереди) (абз. 2 п. 2 и п. 4 ст. 63, п. 1 ст. 64 ГК). В соответствующих случаях (см. абз. 1 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК) если стоимость имущества ликвидируемого ЮЛ недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ЮЛ подлежит ликвидации, а требования кредиторов — удовлетворению только в соответствии со специальными правилами законодательства о банкротстве (абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК).

3. Особо в ст. 63 упоминаются учреждения (п. п. 3, 6) и казенные предприятия (п. 6). В части учреждений правила п. п. 3, 6 ст. 63 не соответствуют современной редакции ст. 120 и ст. 298 ГК. Во-первых, они справедливы только в отношении частных и бюджетных учреждений, ответственность которых ограничивается их денежными средствами (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК; см. также абз. 1 п. 1 ст. 298 ГК). Напротив, автономные учреждения помимо денежных средств отвечают и иным движимым имуществом, не являющимся особо ценным (абз. 5 п. 2 ст. 120 ГК; см. также абз. 2 п. 1 ст. 298 ГК). Поэтому такое имущество автономного учреждения подлежит продаже с публичных торгов при удовлетворении требований кредиторов (п. 3 ст. 63), его также следует иметь в виду наряду с упоминаемыми денежными средствами в п. 6 ст. 63 (см. также п. 4 ст. 2, п. 2 ст. 19 Закона об автономных учреждениях).

Во-вторых, право кредиторов обратиться с требованием к собственнику имущества учреждения, о котором говорится в п. 6 ст. 63, также справедливо только в отношении частных и бюджетных учреждений, так как собственник имущества автономного учреждения по обязательствам последнего не отвечает (ср. абз. 4 и 5 п. 2 ст. 120 ГК; см. также п. 5 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).

Наконец, в-третьих, согласно п. 3 ст. 63 при удовлетворении требований кредиторов подлежит продаже с публичных торгов всякое имущество (движимое и недвижимое) всякого учреждения (частного, бюджетного, автономного), если оно приобретено учреждением самостоятельно на средства от доходной (предпринимательской) деятельности (п. 2 ст. 298 ГК); такое имущество также следует иметь в виду наряду с упоминаемыми в п. 6 ст. 63 денежными средствами.

Упоминание в п. 6 ст. 63 о казенных предприятиях соответствует правилам п. 5 ст. 113 и п. 5 ст. 115 ГК. Одновременно правило п. 6 ст. 63 неоригинально: аналогичные требования кредиторов возможны не только при ликвидации частных и бюджетных учреждений и казенных предприятий, но и при ликвидации всех тех ЮЛ, учредители (участники) которых несут субсидиарную ответственность по их обязательствам (например, хозяйственных товариществ — п. 1 ст. 69, ст. 75, п. 2 ст. 82 ГК, обществ с дополнительной ответственностью — п. 1 ст. 95 ГК, производственных кооперативов — п. 2 ст. 107 ГК).

4. В п. 7 ст. 63, посвященном имуществу ликвидируемого ЮЛ, оставшегося после расчетов с кредиторами (далее — остаточное имущество), речь идет о тех ЮЛ, в отношении которых или в отношении имущества которых их учредители (участники) сохраняют имущественные — обязательственные или вещные — права (п. 2 ст. 48 ГК). Такое имущество передается учредителям (участникам) как ликвидационная стоимость (квота), однако данное правило имеет диспозитивную редакцию, а потому является общим и применяется во всех случаях, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами ЮЛ.

Правило п. 7 ст. 63 действует в отношении учреждений, унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов. Между тем во всех этих организациях механизм распределения остаточного имущества оригинален. Так, остаточное имущество частного учреждения передается его учредителю (собственнику), только если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами РФ или учредительными документами такого учреждения (п. 3 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

Остаточное имущество государственного и муниципального автономного учреждения (включая и то, на которое не может быть обращено взыскание по его обязательствам) во всяком случае передается учредителю (собственнику) (п. 3 ст. 19 Закона об автономных учреждениях).

Аналогична судьба остаточного имущества государственного и муниципального бюджетного учреждения и унитарного предприятия: за отсутствием иного в законодательстве (в том числе в Законе об унитарных предприятиях) применяется общее правило п. 7 ст. 63.

В производственном кооперативе остаточное имущество делится между его членами в порядке, предусмотренном не законом, а уставом кооператива или соглашением членов (п. 5 ст. 27 Закона о производственных кооперативах), а в потребительском кооперативе (обществе) — делится между его членами, если иное не предусмотрено уставом, но во всяком случае имущество неделимого фонда подлежит передаче другому (другим) кооперативу на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительского общества (п. п. 4, 5 ст. 30 Закона о потребительской кооперации).

В товариществах на вере из остаточного имущества прежде всего получают вклады участники-вкладчики, после них — участники — полные товарищи, и только после выплат по вкладам оставшееся имущество товарищества на вере распределяется между всеми участниками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества на вере, если иной (непропорциональный) порядок распределения имущества не предусмотрен учредительным договором или соглашением между полными товарищами и вкладчиками (п. 2 ст. 86 ГК).

В обществах с ограниченной (дополнительной) ответственностью из остаточного имущества в первую очередь выплачивается распределенная, но невыплаченная прибыль, во вторую — прочее имущество делится между всеми участниками пропорционально их долям в уставном капитале (п. 1 ст. 58 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

При распределении остаточного имущества в акционерных обществах учитывается наличие акций, подлежащих выкупу, а также привилегированных акций, в том числе с фиксированным размером ликвидационной стоимости (квоты) (п. 1 ст. 23 Закона об акционерных обществах).

Остаточное имущество некоммерческого партнерства, которое лишь условно можно отнести к числу ЮЛ, упоминаемых в абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК (см. коммент. к ст. 48 ГК), может вернуться к члену партнерства по общему правилу (если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами партнерства) только в части, а именно не более чем в размере его имущественного взноса в данное партнерство. Остальное остаточное имущество некоммерческого партнерства идет на те цели, ради которых партнерство создавалось, и (или) на благотворительные цели либо (при невозможности его использования в соответствии с учредительными документами) обращается в доход государства (п. 3 ст. 8, п. п. 1, 2 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

5. Иное дело — общественные и религиозные организации (объединения), фонды, объединения ЮЛ, автономные некоммерческие организации. Поскольку учредители (участники) этих ЮЛ не имеют в отношении их никаких имущественных прав (п. 3 ст. 48 ГК, абз. 2 п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях), они не имеют и права на ликвидационную квоту. Остаточное имущество этих организаций (среди которых нет ни одной коммерческой) направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

В конкретных организациях данное общее правило опять-таки имеет специфику. Так, остаточное имущество общественного объединения направляется на цели, предусмотренные уставом, а при отсутствии в уставе соответствующих разделов — на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда (ст. 26 Закона об общественных объединениях).

Судьба остаточного имущества зависит не только от формы ликвидируемого ЮЛ, но и от иных обстоятельств, например от преследуемых организацией целей (профиля деятельности), от основания ее ликвидации. Так, остаточное имущество благотворительных организаций, которые, будучи неправительственными (негосударственными и немуниципальными) некоммерческими организациями, могут создаваться в форме общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и др., используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом данной организации, или по решению ликвидкома, если иной порядок использования остаточного имущества не предусмотрен в уставе данной организации или если иное не установлено федеральным законом (п. 1 ст. 6, ст. 7, п. 3 ст. 11 Закона о благотворительной деятельности). В свою очередь, остаточное имущество организации, ликвидированной в соответствии с законодательством о противодействии экстремизму (терроризму), конфискуется в доход Российской Федерации (ч. 5 ст. 9 Закона о противодействии экстремизму, п. 3 ст. 24 Закона о противодействии терроризму).

Судьбу имущества ликвидируемой госкорпорации должен определять учредивший ее закон (абз. 2 п. 3 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

6. Ликвидация ЮЛ считается завершенной после внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. С этого же момента прекращаются правоспособность и само существование ЮЛ как субъекта гражданского права (абз. 1 п. 3 ст. 49, п. 8 ст. 63 ГК). О ликвидации ЮЛ регистрирующий орган публикует информацию (п. 6 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц). О так называемой упрощенной (внесудебной) ликвидации ЮЛ см. ст. 21.1, п. п. 7 — 9 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц (см. также коммент. к ст. 61 ГК).

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к Ст. 63 ГК РФ

1. Формирование гражданской правоспособности юридического лица происходит не одномоментно (момент — включение юридического лица в государственный реестр), а постепенно и представляет собой определенный процесс, складывающийся из отдельных стадий.

Ликвидация юридического лица также представляет собой определенный процесс, описанный в комментируемой статье.

2. Первый, или подготовительный, этап ликвидации заключается в принятии учредителями (участниками) юридического лица или органом юридического лица, уполномоченным учредительными документами, решения о ликвидации юридического лица. На той же стадии назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и устанавливаются порядок и сроки ликвидации.

3. Следующей стадией процесса ликвидации следует считать деятельность ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. В этих целях ликвидационная комиссия публикует извещения в печатном органе, в котором осуществляется публикация сведений о регистрации юридических лиц, о ликвидации, порядке и сроках заявлений требований кредиторов (о печатном органе см. ст. 13.1 Закона о регистрации юридических лиц), а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации. Завершением стадии является составление промежуточного ликвидационного баланса.

В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс утверждаются по согласованию с уполномоченным государственным органом, например в случае ликвидации кредитных организаций (ч. 11 ст. 23 Закона о банках), для которых установлены специальные требования по составлению промежуточного и ликвидационного балансов .

———————————
Положение «О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России», утверждено ЦБ РФ 16 января 2007 г. N 301-П.

С момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинается стадия расчетов с кредиторами в порядке очередности (см. комментарий к ст. 64 ГК), принятие претензий кредиторов с пропущенным сроком предъявления (п. 5 ст. 64 ГК). В этот период возможно обращение кредиторов в суд в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении их требований либо уклонения от рассмотрения таких требований.

4. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, передает остаток имущества учредителям или участникам юридических лиц, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными актами или учредительными документами юридического лица.

В частности, Законом о политических партиях (ст. 45) предусмотрено, что в случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии, или в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, — на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» , обращается в собственность Российской Федерации .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.

Закон об общественных объединениях (ст. 26).

5. Завершающим этапом ликвидации следует считать внесение записи о прекращении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (о порядке государственной регистрации при ликвидации юридического лица см. также ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц).

С момента внесения записи в государственной реестр ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. Ликвидированное юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о ликвидации до момента исключения его из государственного реестра .

———————————
Пункт 10 письма ВАС РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 «О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий» // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1.

В то же время внесение записи в государственный реестр о прекращении юридического лица не исключает возможности обжаловать действия регистрирующего органа по внесению такой записи.

В Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, судам разъясняется, что прокурор вправе заявить иск о признании недействительным акта государственного органа, затрагивающего вопросы ликвидации юридического лица, если такой акт принят с нарушением требований законодательства.

Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования о признании недействительным постановления главы администрации об исключении общества с ограниченной ответственностью из государственного реестра юридических лиц. В исковом заявлении прокурора указывалось, что на основании ст. 62 ГК РФ во исполнение решения суда о ликвидации общества должна была быть создана ликвидационная комиссия, в обязанность которой входит размещение в органах печати публикации о ликвидации общества с указанием порядка и сроков заявления требований его кредиторами, составление и представление промежуточного и окончательного ликвидационных балансов. Этого в нарушение закона сделано не было.

Арбитражный суд обоснованно признал иск прокурора правомерным и удовлетворил его.

Комментарий к Гражданскому кодексу (к статье 61 ГК РФ) (под редакцией Садикова О.Н.)

1. Указание в п.1 на прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства следует толковать с учетом нормы п.7 ст.63 о судьбе имущества (т.е. имущественных прав) ликвидированного юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов (см. п.5 коммент. к ст.63).
2. Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. Приведенный в п.2 статьи перечень оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации не является исчерпывающим. В добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его органа, уполномоченного на то учредительными документами, по собственному усмотрению этого органа. Однако решение о добровольной ликвидации в связи с объявлением о своем банкротстве юридическое лицо вправе принять лишь совместно с кредиторами (п.2 ст.65).
В добровольном порядке не могут ликвидироваться фонды. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд, и только он может вынести решение о ликвидации фонда (см. ст.119 ГК и коммент. к ней).
Хотя согласно тексту абз.2 п.2 ликвидация юридического лица в случае признания судом недействительной его регистрации осуществляется по решению его учредителей (участников) или его органа, уполномоченного на то учредительными документами, такую ликвидацию нельзя отнести к добровольной. По смыслу нормы п.2 ст.51 существующим может быть признано только зарегистрированное юридическое лицо. Следовательно, если регистрация аннулирована и возобновлению не подлежит (поскольку она может быть признана недействительной только в том случае, если допущенные нарушения неустранимы), юридическое лицо действовать не может, его ликвидация судом предрешена, и она неизбежна. Ссылку на решение самого юридического лица в этом случае можно считать практически равнозначной правилу абз.2 п.3 данной статьи о возложении судом обязанности по ликвидации на учредителей (участников) либо уполномоченный учредительными документами орган самого юридического лица.
Специальные разъяснения по вопросу о признании недействительной регистрации юридических лиц — хозяйственных обществ и товариществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, даны в п.26 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8.
3. Помимо общих правил о принудительной ликвидации, содержащихся в п.2 ст.61, ГК устанавливает основания принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц. Полные товарищества ликвидируются в случаях, предусмотренных ст.81 и п.1 ст.76; товарищества на вере — согласно п.1 ст.86; общества с ограниченной ответственностью — согласно п.1 ст.88, пп.3, 4 ст.90; акционерное общество — абз.3 п.2 ст.97 и п.4 ст.99. Дополнительные основания и иные особенности принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц могут быть установлены законодательством об этих видах. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ указали, что поскольку юридическое лицо ликвидируется по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК (п.2 ст.61), неисполнение юридическим лицом требований иных законов может служить основанием для ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (п.23 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
Когда юридическое лицо само не выполняет требование закона о ликвидации, заинтересованные лица или органы, указанные в ч.1 п.3 ст.61, вправе обратиться в суд. Это относится и к случаю признания регистрации недействительной (п.2 наст. коммент.). Если учредители (участники) или орган юридического лица, на которых проведение ликвидации возложено решением суда (п.3 ст.61), не выполнили этого обязательства, суд назначает ликвидатора сам (п.24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). Во всех этих случаях ликвидация носит принудительный характер.
4. Закон и иные правовые акты устанавливают специальные правила добровольной ликвидации некоторых видов юридических лиц. Такие правила предусмотрены постановлением Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. N 498 и утвержденным этим постановлением Положением о порядке принятия решений о добровольной ликвидации предприятий-должников (СЗ РФ, 1994, N 5, ст.490) в отношении федеральных государственных унитарных предприятий и предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%; в случаях, предусмотренных ст.5 этого постановления, правила Положения распространяются также на предприятия, основанные на государственной собственности субъекта РФ и (или) муниципальной собственности.
5. Применение норм ч.2 п.4 ст.61 требует ответа на вопрос о том, как должен происходить переход от процедуры ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном ст.61 и 63, к ликвидации в порядке ст.65 и возможен ли такой переход в том же судебном процессе. Вопрос этот возник в практике арбитражных судов при рассмотрении исков ЦБР о ликвидации коммерческих банков ввиду отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций. В ряде случаев арбитражные суды, обнаружив недостаточность имущества банка, отказывали в удовлетворении исковых требований Банка России, ссылаясь на п.4 ст.61 ГК. Возбудить же дело о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве Банк России вправе лишь в том случае, если он является кредитором данного коммерческого банка, и таким образом получалось, что указанное правило п.4 ст.61 блокирует осуществление контрольной функции ЦБР и лишает его возможности требовать ликвидации банка, у которого отозвана лицензия.
Между тем правило п.4 ст.61 вовсе не требует отказа в иске о ликвидации, предъявленном по иному чем несостоятельность основанию, если при рассмотрении дела выявилась недостаточность имущества ответчика для полного удовлетворения требований кредиторов. Предъявленный по такому (иному) основанию иск является самостоятельным, и по нему суд должен вынести решение. Что же касается вопроса о достаточности или недостаточности имущества ответчика для удовлетворения требований кредиторов, то он до вынесения решения о ликвидации вообще не возникает.Только при проведении самой ликвидации во исполнение принятого решения встает вопрос о достаточности или недостаточности имущества ответчика для удовлетворения требований кредиторов.
Начав ликвидацию по правилам ст.61 — 63 ГК, суд должен согласно п.2 ст.63 утвердить представленный ликвидаторами промежуточный ликвидационный баланс, из которого будет видно соотношение актива и пассива. На этой стадии процесса в случае выявившейся недостаточности имущества должника и встает вопрос о дальнейшем проведении ликвидации уже не по ст.61 — 63, а в порядке, предусмотренном ст.65 ГК и Законом о банкротстве. Практически это означает проведение конкурсного производства, предусмотренного разд.IV «Принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда. Конкурсное производство» Закона о банкротстве, что может быть осуществлено в том же судебном процессе без возбуждения нового дела.
Вопрос этот имеет общее значение, он возникает при предъявлении иска о ликвидации любого юридического лица из перечисленных в п.4 ст.61 любым уполномоченным на то органом или кредитором, а также и при добровольной ликвидации.
6. Содержащийся в п.4 коммент. статьи перечень организаций, которые могут быть ликвидированы вследствие признания их несостоятельными (банкротами), должен быть дополнен указанием на новые организационно-правовые формы, введенные Законом о некоммерческих организациях: некоммерческими партнерствами и автономными некоммерческими организациями, которые вправе вести предпринимательскую деятельность.
7. Принципиальное значение в отношении любых дел, связанных с ликвидацией юридических лиц, имеет следующее разъяснение, содержащееся в п.24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8: «При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п.1 ст.6 ГК (аналогия закона)».

Комментарий к статье 62 ГК РФ

1. Ликвидация юридического лица представляет собой сложную и зачастую длительную процедуру, затрагивающую интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является соответствующая отметка о реестре юридических лиц, открытом для заинтересованных лиц. Таким образом, всякий вступающий в отношения с контрагентом или состоящей с ним в отношениях имеет возможность узнать о ликвидации еще до официального опубликования.
2. Лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, практически в любом случае назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, которые действуют в соответствии с правилами ст.63, 64. Суд, принявший решение о ликвидации, вправе возложить ее на учредителей (участников) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами (ч.2 п.3 ст.61), а если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора сам (п.24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий, в частности, в случаях, когда учредителем либо участником юридического лица является государство или муниципальное образование. Так, в отношении государственных унитарных предприятий см. п.22 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур» (Ведомости РФ, 1992, N 25, ст.1419) и п.21 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников» (СЗ РФ, 1994, N 6, ст.592); в отношении акционерных обществ с участием государственного или муниципального капитала — п.4 ст.21 Закона об акционерных обществах.
3. К ликвидационной комиссии переходят функции и права органов ликвидируемого юридического лица. Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.

Комментарий к статье 63 ГК РФ

1. Данная статья содержит общие правила о порядке ликвидации юридических лиц; они могут быть дополнены законами и иными правовыми актами об отдельных видах юридических лиц, которые, однако, действуют лишь в части, не противоречащей нормам ГК. Так, некоторые дополнительные правила о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и хозяйственных обществах, в которых доля участия государства или муниципального образования составляет не менее 25%, предусмотрены Указом Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 «О продаже государственных предприятий-должников» и утвержденным им Положением о порядке продажи государственных предприятий-должников», а также постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» и утвержденным этим постановлением Положением о порядке принятия решения о добровольной ликвидации предприятий-должников.
2. К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п.3 ст.62), кроме тех, которые согласно прямому предписанию закона закреплены за учредителями или участниками юридического лица, например утверждение ликвидационных балансов. В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица и, соответственно, в силу ст.854 ГК любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению этой комиссии. Причем все платежи и взыскания производятся не по правилам ст.855 ГК, а в порядке очередности, предусмотренной ст.64.
3. Пункты 2 и 5 коммент. статьи предусматривают последовательное составление двух ликвидационных балансов — промежуточного, который отражает состояние дел и имущества ликвидируемого юридического лица на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия (ликвидатор) проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявлять к нему требования, не учтенные в промежуточном ликвидационном балансе, а должники могут оспаривать предъявленные к ним; споры решаются в судебном порядке. Такой промежуточный баланс предусмотрен и п.21 упомянутого выше Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников.
Предусмотренный п.5 коммент. статьи окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после окончания всех расчетов и дел данного юридического лица, т.е. то имущество, с которым ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна поступить в соответствии с требованиями п.7 коммент. статьи.
4. Предусмотренное п.6 статьи право кредиторов, не получивших полного удовлетворения своих требований ввиду недостатка денежных средств у ликвидированного учреждения, а у казенного предприятия (завода, фабрики, хозяйства) — любого его имущества, потребовать удовлетворения в оставшейся части от собственника имущества ликвидированного юридического лица основано в отношении учреждений — на норме п.2 ст.120 ГК, а в отношении казенных предприятий — на норме п.5 ст.115, согласно которым собственники имущества этих юридических лиц несут субсидиарную ответственность по их обязательствам.
5. Лица, имеющие вещные права на оставшиеся после расчетов с кредиторами объекты, сохраняют те самые права, которые они имели до ликвидации юридического лица. Распределение другого имущества между указанными в законе или учредительных документах лицами, в частности теми, кто не вполне удачно назван в ГК имеющими обязательственные права в отношении этого юридического лица, носит другой характер.
Поскольку ГК, в отличие от некоторых других законодательных систем, не требует обязательной продажи оставшегося имущества и последующего распределения вырученных сумм, оставшееся имущество может быть распределено в натуре с соблюдением требований п.7 ст.63. В этом случае к указанным лицам переходит право, которым обладало ликвидированное юридическое лицо. Правила ст.61 — 64 ГК не исключают возможности возникновения по поводу этого права коллизий и споров с третьими лицами.

Комментарий к статье 64 ГК РФ

1. Предусмотренная коммент. статьей очередность должна соблюдаться как в тех случаях, когда имущество ликвидируемого юридического лица достаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов, так и в тех, когда при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выяснилась его недостаточность и в силу п.4 ст.61 ГК. дальнейший процесс ликвидации должен вестись в порядке, предусмотренном ст.65. Эта очередность должна соблюдаться и тогда, когда процесс ликвидации инициирован решением об объявлении юридического лица несостоятельным (п.3 ст.65).
Установленная ст.64 очередность заменяет предусмотренную п.2 ст.855 ГК для списания денежных средств с банковского счета клиента и, в отличие от нее, распространяется как на средства на счетах, так и на суммы, вырученные от продажи имущества ликвидируемого юридического лица.
2. К требованиям первой очереди отнесены обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, исполняемые посредством капитализации соответствующих повременных платежей, что предусмотрено также и ст.1073 ГК. При капитализации следует руководствоваться, в порядке аналогии закона (п.2 ст.6 ГК), п.32 Правил возмещения вреда.
3. Дополнительно включенный в коммент. статью абз.7 п.1 (СЗ РФ, 1996, N 9, ст.773) расширяет крут требований, относящихся к первой очереди, когда ликвидируемое юридическое лицо является банком или иным кредитным учреждением, привлекающими средства физических лиц.
4. Требования работников, вытекающие из трудовых отношений, и требования органов социального страхования и обеспечения, объединенные в абз.4 п.2 ст.855 в одну очередь, в п.1 ст.64 разъединены и приоритет отдан требованиям трудящихся в соответствии с Конвенцией МОТ о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя от 3 июля 1992 г. N 173. Требования работников отнесены ко второй очереди, а требования соответствующих фондов — к четвертой.
5. Обеспеченные залогом требования удовлетворяются в третью очередь. Это значит, что при ликвидации юридического лица кредиторы не могут обратить взыскание на заложенное имущество до полного удовлетворения требований первой и второй очередей. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 в п.25 разъяснило этот вопрос следующим образом: «При рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц следует исходить из того, что имущество должника, признанного судом несостоятельным (банкротом), которое являлось предметом залога, подлежит включению в общую конкурсную массу имущества, а требования кредитора-залогодержателя удовлетворяются за счет всего имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов двух первых очередей, в том числе не являющегося предметом залога».
6. В силу п.3 ст.65 ГК и при ликвидации юридического лица вследствие признания (объявления) его несостоятельным (банкротом) очередность удовлетворения предъявленных к нему претензий определяется ст.64, а не Законом о банкротстве. Подтверждая это правило, Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 в п.25 в то же время указывает, что расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица и работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), конкурсным производством, выплатой вознаграждения арбитражному и конкурсному управляющим, судебные издержки должны покрываться за счет имущества ликвидируемого юридического лица вне очереди в соответствии с п.1 ст.30 Закона о банкротстве.
7. Производя платежи в установленной п.1 очередности, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна руководствоваться требованием п.4 ст.63: платежи первых четырех очередей производятся с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а платежи пятой очереди — лишь по истечении месяца с этого дня.
8. При ликвидации юридического лица, обязанного к повременным выплатам, его обязательство должно погашаться путем капитализации повременных платежей вне зависимости от основания возникновения обязательства. Однако очередность взыскания определяется основанием возникновения обязательства согласно общим правилам п.1 ст.64.