Комментарии ст 193 коап рф

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий

СТ 193 ТК РФ.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника
письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником
не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения
дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения
проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени,
необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня
совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности
или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не
включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное
взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется
работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом
(распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную
инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Комментарий к Ст. 193 Трудового кодекса РФ

1. Для уяснения сути поступка работника работодатель должен взять у него объяснение в письменной форме. В объяснении работник должен указать причины поступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Работник может отказаться от объяснения, что не должно рассматриваться как самостоятельный дисциплинарный проступок, но может повлиять на оценку работодателем личности работника.

В случае непредставления работником объяснения работодатель по истечении двух рабочих дней должен составить об этом акт. В нем необходимо указать календарную дату, место и причину составления, а также указать свидетелей, присутствовавших при предложении работнику представить объяснение и его отказе сделать это. Акт должен быть подписан должностным лицом работодателя и присутствующими свидетелями.

Отказ работника от дачи объяснения не может являться препятствием для привлечения его к дисциплинарной ответственности при наличии иных доказательств совершения проступка (например, докладных записок непосредственного руководителя) и акта об отказе от дачи объяснения. Они могут являться документальными основаниями для применения мер дисциплинарного взыскания.

2. Воспитательное значение дисциплинарного взыскания сохраняется, если оно применяется непосредственно за совершением проступка. Поэтому установлено правило о том, что взыскание должно быть применено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Днем обнаружения необходимо считать день, когда о проступке стало известно непосредственному руководителю работника-нарушителя. В случае, когда стоит вопрос об увольнении работника за совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, месячный срок будет исчисляться со дня вступления в законную силу приговора суда или акта органа, уполномоченного на применение административных взысканий.

Указанный срок может быть увеличен на время:

а) болезни работника;

б) нахождения его в отпуске;

в) необходимое для учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Под временем болезни работника понимается период временной нетрудоспособности. Под временем нахождения в отпуске следует понимать периоды всех отпусков, предоставляемых работодателем работнику (в том числе учебных, в связи с беременностью и родами, а также предоставляемых без сохранения заработной платы). Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации установлен ст. 373 ТК РФ.

Не могут служить основанием для продления сроков применения дисциплинарных взысканий иные обстоятельства, представляющиеся работодателю объективными. Так, решением ВС РФ от 24 мая 2002 г. N ГКПИ 2002-375 признается незаконным продление сроков для применения дисциплинарных взысканий к работникам железнодорожного транспорта на период их нахождения в пути следования в пассажирских и грузовых поездах, а также на время использования ими суммированных дней отдыха.

Такая позиция законодателя и судебных органов обусловлена необходимостью защиты интересов сторон трудового договора. Во-первых, эффективность любого наказания зависит от его оперативности и неотвратимости. Во-вторых, работник не должен длительное время находиться под угрозой применения к нему дисциплинарных санкций.

В любом случае дисциплинарное взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня совершения правонарушения, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет. Эти сроки могут быть продлены лишь на период производства уголовного дела органами дознания и следствия.

3. По общему правилу за каждый дисциплинарный проступок работодатель может применить только одно предусмотренное ТК РФ или уставами и положениями о дисциплине дисциплинарное взыскание. Наряду с этим возможно и необходимо одновременное привлечение работника к имущественной (материальной — по нормам трудового права или гражданско-правовой ответственности в случае, если его проступок повлек причинение имущественного вреда). В этом случае должны быть соблюдены правила и сроки, предусмотренные трудовым и гражданским законодательством. Наряду с мерами дисциплинарного взыскания к работнику одновременно могут быть применены меры дисциплинарного воздействия. Например, работнику может быть объявлен выговор и он может быть лишен премии за период, когда было допущено нарушение трудовой дисциплины.

4. По общему правилу полномочиями на применение мер дисциплинарного взыскания в полном объеме пользуется руководитель организации. Вместе с тем локальными нормативными актами может осуществляться перераспределение компетенции на привлечение работников к дисциплинарной ответственности между должностными лицами организации различного уровня. Например, начальник цеха может быть уполномочен на объявление работникам цеха замечаний и выговоров, а руководитель филиала или представительства на основании доверенности может обладать дисциплинарными полномочиями в полном объеме, в том числе и на увольнение работников за нарушения трудовой дисциплины. В ряде случаев распределение компетенции на применение мер дисциплинарного взыскания осуществляется в централизованном порядке. Например, Уставом о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2000 г. N 715, предусматривается, что объявлять замечание, выговор, строгий выговор и предупреждать о неполном служебном соответствии может командир судна (капитан), а в полном объеме дисциплинарными полномочиями пользуется должностное лицо, имеющее право приема на работу, — командир соединения кораблей или воинской части (п. п. 15 и 16 Устава).

5. Приказ (распоряжение) о наказании объявляется работнику не позднее трех дней со дня издания под роспись. Это необходимо для подтверждения ознакомления работника с примененным к нему взысканием. Для оптимизации и фиксации этой процедуры целесообразно на самом бланке приказа (распоряжения) предусматривать отметку об ознакомлении с ним работника. Если работник отказывается от росписи об ознакомлении, то составляется акт, по форме и содержанию аналогичный акту об отказе дать объяснение по факту совершения дисциплинарного проступка.

6. Работник может не согласиться с привлечением его к дисциплинарной ответственности или с примененным видом взыскания. В этом случае он может обжаловать действия работодателя в органы государственной инспекции труда или в органы по рассмотрению трудовых споров. Об этом см. ст. ст. 357, 385 — 393 ТК РФ и комментарии к ним.

Статья 193. УК РФ

Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации

1. Нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

  • а) в особо крупном размере;
  • б) организованной группой;
  • в) с использованием заведомо подложного документа;
  • г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает девять миллионов рублей, а в особо крупном размере — сорок пять миллионов рублей.

(примечание в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

Комментарии к статье 193 УК РФ

Объект преступления — установленный порядок обязательного возвращения (репатриации) из-за границы средств в иностранной валюте.

В Российской Федерации при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) осуществляются валютное регулирование и валютный контроль за репатриацией валютной выручки либо за ввозом эквивалентных по стоимости товаров или возвратом средств, уплаченных нерезидентам.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности, если иное не указано в данном Законе, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Применительно к ст. 193 УК РФ резидентами являются организации, созданные в соответствии с законодательством РФ. Нерезиденты — физические лица, не являющиеся резидентами по законодательству РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, и т.д. (ст. 1 Закона).

Указанный нормативный акт содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту: при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках; при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий и т.д. (ч. 2 ст. 19 Закона).

Уполномоченные банки — это кредитные организации, осуществляющие банковские операции со средствами в иностранной валюте на основании лицензий Центрального банка РФ.

Валютный контроль осуществляется с использованием паспортов сделок, которые оформляются при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами и содержат необходимые для учета и отчетности сведения.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами (например, Центральный банк РФ) и агентами (например, уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы) такого контроля.

Предмет преступления — средства в иностранной валюте.

Под иностранной валютой понимаются: 1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; 2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии — уклонении от возвращения из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Под уклонением от возвращения средств в иностранной валюте необходимо понимать невыполнение лицом соответствующей обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 19 указанного Закона.

Способы уклонения могут быть самыми разнообразными (непринятие мер о взыскании задолженности, невыдача распоряжения о переводе денежных средств и т.д.).

Ответственность за такое бездействие возможна только при наличии фактической возможности совершить необходимое действие. Если, например, контрагент по обязательству не исполняет его (ввиду несостоятельности или иных обстоятельств), несмотря на действия резидента, направленные на истребование денег, преступления не будет .

См.: Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. С. 441.

Преступление является оконченным в момент невозвращения из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте в крупном размере.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 19 указанного Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам такой информации и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком РФ .

Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» // Вестник Банка России. 2012. N 48 — 49.

В соответствии с примечанием к данной статье под крупным размером понимается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая шесть миллионов рублей.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от исполнения предусмотренной законодательством РФ обязанности по репатриации иностранной валюты в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный — физическое лицо (в т.ч. руководитель организации), достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за совершение тех же деяний при наличии следующих квалифицирующих признаков:

а) в особо крупном размере, под которым понимается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая тридцать миллионов рублей;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК РФ);

в) с использованием заведомо подложного документа. Таковыми могут быть любые документы, как исходящие от российских, так и иностранных организаций, учреждений или органов власти, посредством использования которых виновный намеревается избежать исполнения обязанности по репатриации иностранной валюты. При этом дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ не требуется;

г) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом. Данный признак предусматривает ответственность за использование при совершении преступлений фиктивных фирм, созданных без намерения осуществления предпринимательской деятельности, а исключительно для их использования в преступных схемах, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами. Буквальное толкование содержания данной нормы исключает вменение этого квалифицирующего признака в тех случаях, когда виновный в целях уклонения от репатриации иностранной валюты использует «живые» организации, осуществляющие легальную предпринимательскую деятельность.

За невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, не образующих крупный размер, предусмотрена административная ответственность (ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

СТ 14.1.3 КоАП РФ

1. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарий к Ст. 14.1.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья вступает в силу с 1 января 2015 г.

2. Объектами правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован ЖК РФ.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна.

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ. Так, лицензионными требованиями являются:

— регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

— наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

— отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

— отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

— отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

Кроме этого, Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» установлено, что до 1 мая 2015 г. юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии должны соответствовать лицензионному требованию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ (соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ).

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

6. Субъектами административных правонарушений являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.

7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям (п. 69 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Комментарии к СТ 15.27 КоАП РФ

Статья 15.27 КоАП РФ. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Комментарий к статье 15.27 КоАП РФ:

1. Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения посягают на установленный порядок осуществления противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Правовой механизм такого противодействия установлен Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп.).

2. В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Под их легализацией понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению средствами или имуществом, полученными в результате совершения преступлений, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ.

Содержание понятия «терроризм» раскрыто в ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Финансирование терроризма также рассматривается как проявление терроризма.

3. Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ, вступивший в силу в январе 2011 г., предусмотрел новую редакцию данной статьи, определив конкретные составы правонарушений в рассматриваемой сфере в ее пяти частях. Установлена административная ответственность должностных лиц и юридических лиц по следующим составам административных правонарушений:

1) нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля в уполномоченный орган;

2) неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля;

3) действия (бездействие), ответственность за которые предусмотрена ч. 2 данной статьи, повлекшие непредставление в установленные сроки в уполномоченный орган соответствующих сведений;

4) непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю;

5) неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, требований рассматриваемого законодательства, если этот факт установлен вступившим в силу приговором суда о легализации доходов, полученных преступным путем. При этом административная ответственность применяется, если соответствующее деяние не содержит признаков преступления.

Таким образом, определены достаточно четко составы административных правонарушений в рассматриваемой сфере, что будет способствовать обеспечению законности и объективному рассмотрению дел об административных правонарушениях.

4. Система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также финансированию терроризма включает в себя осуществление целого ряда мер, в том числе обязательный контроль и внутренний контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом (см. ст. ст. 3 и 6 Закона о противодействии легализации).

В соответствии со ст. 6 упомянутого Закона обязательному контролю подлежат операции, сумма которых равна или превышает 600000 руб. либо эквивалентна такой сумме в иностранной валюте. Определен и перечень видов таких операций.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с указанным Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Сведения о таких операциях документально фиксируются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, в уполномоченный орган.

Статья 7 Закона определяет содержание и порядок составления и таких сведений.

Неисполнение обязанности по документальному фиксированию и представлению указанных сведений, а также хранению соответствующих документов образует объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 4 комментируемой статьи.

5. Под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, а также иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (ст. 3 Закона о противодействии легализации). Указанные организации обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение и реализацию таких правил и программ, предпринимать иные внутренние организационные меры; документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации программ внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер (ответственность за ее разглашение наступает по ст. 13.14 КоАП РФ). Неисполнение требований законодательства об организации и осуществлении указанного внутреннего контроля составляет объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 данной статьи.

Часть 1 данной статьи предусматривает в качестве объективной стороны административного правонарушения нарушение сроков направления правил внутреннего контроля в надзорный орган, каким является Росфинмониторинг.

При возникновении на основании реализации программ внутреннего контроля подозрений о том, что операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация, осуществляющая соответствующие операции, обязана направлять сведения о них независимо от того, подлежат ли они обязательному контролю.

Документируемому фиксированию, хранению и представлению в уполномоченный орган при этом подлежат те же сведения, что и при осуществлении обязательного контроля. Документы, подтверждающие необходимые сведения, а также копии документов, необходимых для идентификации совершающих операции лиц, подлежат хранению не менее пяти лет.

Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за действия (бездействие), нарушившие требования об осуществлении внутреннего контроля и повлекшие в этой связи непредставление в надзорный орган соответствующих сведений.

6. Субъектами административного правонарушения могут являться организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, а также ее должностные лица.

Статья 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ к таким организациям относит кредитные организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые организации и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения совершаются умышленно.

7. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 — 4 комментируемой статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 23.62), а также органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере страховой деятельности (в пределах своих полномочий) (ст. 23.72). При необходимости применения в соответствии с ч. ч. 3 и 4 данной статьи к должностному лицу дисквалификации, а к юридическому лицу административного приостановления деятельности дело передается на рассмотрение в соответствующий суд (ч. 2 ст. 23.1). Дела о правонарушениях по ч. 5 комментируемой статьи рассматриваются судьями судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях по ч. ч. 1 — 4 данной статьи составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3). Дела по ч. 5 комментируемой статьи возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4).

Комментарии к СТ 15.25 КоАП РФ

Статья 15.25 КоАП РФ. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

Комментарий к статье 15.25 КоАП РФ:

1. Предусмотренные комментируемой статьей нарушения посягают на установленный государством порядок совершения валютных операций.

С целью защиты национальной валюты государство реализует совокупность экономических и юридических мер, то есть осуществляет валютное регулирование.

Участникам валютных операций, круг которых не ограничен, необходимо соблюдать валютные ограничения (правила и запреты), а также исполнять обязанности, установленные в целях валютного контроля: вести специальный учет и отчетность в отношении валютных операций, представлять информацию органам и агентам валютного контроля и т.д. Валютное регулирование как порядок совершения валютных операций состоит из двух блоков: валютных ограничений и валютного контроля.

2. Правила валютного регулирования установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп.) (далее по тексту — Закон). Валютные ограничения устанавливаются только указанным Законом. Они заключаются в требовании по ведению всех валютных операций на территории РФ через уполномоченные банки, в запрете на расчеты в иностранной валюте между резидентами, в требовании репатриации денежных средств и ряде других обязательных требований. Законом установлены основные правила валютного контроля: открытие паспортов сделок резидентами, уведомление о зарубежных счетах резидентов, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля. Нормативные правовые акты по отдельным вопросам валютного контроля принимаются Банком России, Правительством РФ и Федеральной налоговой службой в случаях, предусмотренных Законом.

В связи с формированием правовой базы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана отдельные правила валютного регулирования будут устанавливаться договорами государств — членов Таможенного союза или решениями Комиссии Таможенного союза. В настоящее время применяется Договор о порядке перемещения физическими лицами денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.).

3. Объективную сторону правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, образуют действия или бездействие, нарушающие порядок совершения валютных операций: несоблюдение валютных ограничений, нарушение установленных в целях валютного контроля правил учета и отчетности.

Следует обратить внимание, что в тех случаях, когда валютным законодательством предусмотрено выполнение какой-либо обязанности к определенному сроку, нарушение срока не является длящимся административным правонарушением, течение срока давности привлечения к административной ответственности начинается с момента наступления срока выполнения обязанности (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

4. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в совершении валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ. Это операции, в отношении которых установлены валютные ограничения в форме прямого запрета: расчеты в иностранной валюте между резидентами, за исключением ряда операций, предусмотренных ст. 9, ч. ч. 6, 6.1 ст. 12 и ч. 3 ст. 14 Закона; расчеты юридических лиц — резидентов с нерезидентами в наличной валюте РФ при купле-продаже товаров, не относящихся к розничной торговле и не осуществляемой при обслуживании транспортных средств в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 14 Закона; расчеты между нерезидентами в наличной валюте РФ на территории России (ч. 3 ст. 10 Закона); расчеты физических лиц — резидентов на территории РФ с нерезидентами в наличной валюте РФ и иностранной валюте при купле-продаже товаров, оказании услуг, в том числе при ведении предпринимательской деятельности (вне зависимости от суммы сделки); расчеты при предпринимательской деятельности между резидентами и нерезидентами не через счета в уполномоченных банках, а также купля-продажа иностранной валюты, минуя уполномоченный банк в нарушение ст. 11 Закона. Вместе с тем ответственность за совершение ряда иных запрещенных валютных операций предусматривается другими частями комментируемой статьи. (Например, проведение зачета встречных однородных требований резидента и нерезидента по внешнеторговым контрактам влечет административную ответственность по ч. ч. 4 или 5 данной статьи.)

Диспозиция ч. 1 комментируемой статьи содержит также указание на нарушение требований о резервировании и об использовании специальных счетов. Поскольку соответствующие валютные ограничения утратили силу с 1 января 2007 года, то и нормы об административной ответственности за их нарушение не применяются.

5. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в нарушении установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона резиденты обязаны по установленной форме уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, не позднее одного месяца со дня совершения соответствующего действия. (См. Приказ Федеральной налоговой службы от 10 августа 2006 г. N САЭ-3-09/[email protected] «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации», который утрачивает силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования Приказа Федеральной налоговой службы от 21 сентября 2010 г. N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации».)

Представляется, что данное правонарушение будет иметь место и в том случае, если уведомление будет направлено в срок, но с нарушением формы. Такое правонарушение возможно квалифицировать как малозначительное (ст. 2.9), если при пороке формы уведомление содержит необходимую информацию.

6. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки. Указанная обязанность с 1 января 2007 г. отменена, в связи с чем ч. 3 комментируемой статьи не применяется.

7. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 комментируемой статьи состоит в невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (см. ст. 19 Закона).

Поступление средств на счет в уполномоченном банке должно произойти в срок, установленный внешнеторговым контрактом. Если соглашением сторон контракта срок оплаты продлен до истечения первоначально установленного срока, правонарушение отсутствует. Если резидент заключает договор цессии (ГК РФ), его обязанности по обеспечению поступления на свой расчетный счет валютной выручки прекращаются, в связи с чем отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. ч. 4 и 5 данной статьи.

Закон разрешает резидентам устанавливать во внешнеторговом контракте любой срок поступления выручки. Временной разрыв между экспортом и репатриацией средств не должен квалифицироваться как правонарушение.

8. Объективная сторона правонарушения по ч. 5 комментируемой статьи состоит в невыполнении резидентом в срок, установленный внешнеторговым договором (контрактом), обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (см. п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона).

Под установленными сроками в данном случае понимаются сроки, которые предусмотрены во внешнеторговом договоре (контракте) для возврата аванса (предоплаты). В отсутствие в договоре прямого указания на такой срок необходимо исходить из срока 30 дней, поскольку покупатель фактически кредитует поставщика, предоставляет ему коммерческий кредит. Возникающее при этом обязательство по существу не отличается от обязательства из договора займа (ст. 810 ГК РФ).

9. Объективная сторона правонарушений по ч. 6 комментируемой статьи (новая редакция этой части статьи предусмотрена Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 174-ФЗ) заключается в нарушении правил осуществления валютных операций, которые установлены в целях валютного контроля, а именно в несоблюдении установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, в нарушении установленных правил оформления паспортов сделок, установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.

Порядок и сроки представления форм учета и отчетности по валютным операциям установлены для резидентов и нерезидентов Инструкцией ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (с изм. и доп.) (далее — Инструкция N 117-И).

Порядок и сроки представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, на основании ст. 12 упомянутого Закона, установлены для резидентов Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 819 «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации».

Порядок и сроки представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по внешнеторговым контрактам, по которым оформляются паспорта сделок, установлены для резидентов Положением о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (утв. ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П) (далее по тексту — Положение N 258-П). Случаи, порядок и сроки представления подтверждающих документов и информации при совершении иных валютных операций установлены Инструкцией ЦБ РФ N 117-И.

Указанием Банка России от 20 июля 2007 г. N 1868-У определен порядок представления физическими лицами — резидентами уполномоченным банкам документов, связанных с проведением крупных (более пяти тысяч долларов) денежных переводов близким родственникам.

Дополнительные Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации налоговым и таможенным органам при проведении проверок в порядке последующего контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

Правила оформления паспортов сделок устанавливаются для резидентов ст. 20 Закона и Инструкцией N 117-И. Они распространяются на внешнеторговые сделки резидентов с нерезидентами (экспорт и импорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также на заемные и кредитные сделки, если сторонами являются резидент и нерезидент. Паспорт сделки не требуется по внешнеторговым договорам (контрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на сумму, не превышающую в эквиваленте пятьдесят тысяч долларов США, а по кредитным договорам — на сумму, не превышающую в эквиваленте пяти тысяч долларов США (см. указание ЦБ РФ от 29 декабря 2010 г. N 2557-У).

Сроки хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок определяются в соответствии со ст. 24 Закона и должны составлять не менее трех лет с момента совершения валютной операции, но не ранее срока исполнения договора, на основании которого она совершается.

В соответствии с п. 2.2 Положения N 258-П подтверждающие документы и информация предоставляются «одновременно» со справкой о подтверждающих документах. При этом одна справка может объединять сразу несколько документов, подтверждающих факты исполнения внешнеторгового контракта. Таким образом, установлена однократно исполняемая обязанность резидента по представлению единого пакета документов, которую необходимо выполнить в пределах установленного срока. Соответственно, неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности должно квалифицироваться как одно нарушение, и штраф должен применяться один раз в отношении всех подтверждающих документов, объединяемых справкой, а не за каждый не представленный либо представленный с нарушением установленного срока либо иным ненадлежащим образом представленный документ вместе со справкой.

Сходная позиция официально выражена Банком России применительно к обязанности резидента представлять справку о поступлении иностранной валюты в уполномоченный банк в информационном письме ЦБ РФ от 2 июля 2010 г. N 39 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России, изданных во исполнение Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

10. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 КоАП РФ. Указанная часть фактически не применяется, так как ст. 15 Закона установлена только обязанность письменного декларирования, за невыполнение которой ответственность установлена ст. 16.4 КоАП РФ.

В случае недекларирования физическими или юридическими лицами по установленной форме внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, перемещаемых через таможенную границу РФ и подлежащих декларированию путем подачи таможенной декларации, указанные лица подлежат ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

11. Субъектами нарушений валютного законодательства РФ являются юридические и физические лица — резиденты и нерезиденты (см. ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Для физических лиц валютное резидентство связано с постоянным проживанием на территории РФ, для юридических лиц — с созданием их по законодательству РФ. В зависимости от наличия у лица статуса резидента или нерезидента существенно отличается как круг валютных ограничений, под действие которых подпадают валютные операции лица, так и состав правил валютного контроля, обязывающих лицо определенным способом вести учет и отчетность, а также представлять документы о валютных операциях агентам валютного контроля. Например, правила о репатриации и о паспортах сделок адресованы исключительно резидентам, совершающим внешнеторговые операции.

Особую группу субъектов валютных отношений образуют уполномоченные банки, которые, являясь резидентами и агентами валютного контроля, при совершении валютных операций руководствуются законодательством о банках и банковской деятельности и специальными правилами валютного контроля, установленными Банком России. Поэтому в случае совершения уполномоченными банками нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования они несут административную ответственность за нарушения законодательства о банках и банковской деятельности по ч. 2 ст. 15.26 КоАП РФ.

Субъектами правонарушений по ч. ч. 2, 6, 7 комментируемой статьи являются руководители и другие работники юридического лица, на которых возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по обеспечению соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в деятельности юридического лица, которые привлекаются к административной ответственности как должностные лица. Административная ответственность по ч. ч. 1, 3, 4 и 5 комментируемой статьи, установленная для должностных лиц, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. примечание 1 к данной статье).

Субъектами административной ответственности по ч. 6 комментируемой статьи являются только юридические лица и их должностные лица.

12. Предусмотренная комментируемой статьей ответственность наступает при наличии вины лица в форме умысла или неосторожности.

Применительно к установлению вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 или ч. 5 комментируемой статьи, с учетом особенностей вины юридических лиц (ч. 2 ст. 2.1), необходимо принимать во внимание следующее. Исполнение обязанности лица по репатриации экспортной выручки в значительной степени зависит от действий его контрагента. Резидент несет ответственность за выбор контрагента (см. Определение Конституционного Суда РФ от 19 мая 2009 г. N 572-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Контактор» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В предпринимательской деятельности риск неплатежеспособности контрагента не может быть полностью исключен. Административная ответственность не может наступать в виде ответственности за риск. При привлечении к административной ответственности по ч. 4 или ч. 5 комментируемой статьи должна быть установлена вина лица, отвечающего за выбор контрагента.

Если действия лица не содержат признаков противоправного поведения, препятствующего получению валютной выручки на счета в уполномоченных банках, и им предприняты зависящие от него меры по получению валютной выручки, вина такого лица и состав административного правонарушения отсутствуют. Такой же подход применяется и при отсутствии фактов противоправного поведения лица, препятствующего получению товаров или возврату уплаченных денежных средств, а также в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этих средств. См., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. N 15714/08 по делу N А40-15595/08-147-214 и Постановление Президиума ВАС РФ от 15 сентября 2009 г. N 5227/09 по делу N А22-325/08/12-3 в отношении репатриации при экспорте и импорте соответственно.

13. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают должностные лица органов валютного контроля (ст. 23.60).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов и агентов валютного контроля (ч. 1 и п. 80 ч. 2 ст. 28.3). Из смысла положений п. 80 ч. 2 ст. 28.3 можно сделать вывод о том, что протоколы по данной статье вправе составлять также должностные лица налоговых и таможенных органов, являющихся агентами валютного контроля, хотя в п. 5 и п. 12 ч. 2 ст. 28.3 соответствующие полномочия указанных органов не предусмотрены. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, но полномочиями по составлению протоколов их должностные лица не наделены.

14. Невозвращение руководителем организации из-за границы средств в иностранной валюте в крупном размере (свыше эквивалента тридцати миллионов рублей) влечет уголовную ответственность по ст. 193 УК РФ. В отличие от административной ответственности, предусмотренной ч. 4 и ч. 5 комментируемой статьи, уголовная ответственность применяется только в случае невозврата иностранной валюты, но не валюты РФ.