Конституционный совет франции

Конституционный совет франции

Франция относится к числу тех европейских стран, которые не пошли по проторенной дорожке и изначально попытались сформировать специфический институт конституционного контроля, который в дальнейшем стал предметом многочисленных анализов и интерпретаций. Другое и название — Конституционный совет. Главная особенность — во Франции особое значение было уделено системе предварительного контроля.

Франция первая взяла на вооружение практику решения вопроса конституционности регламента палат парламента и органических законов до их принятия законодательным органом. Подобный подход обеспечивает активный контроль и по отношению к сохранению баланса механизма сдержек и противовесов разделенных властей.

Конституционный совет был сформирован в 1958 г. , сразу после принятия Конституции.

В 1974 г. , на основании конституционных изменений, право обращения по вопросу обычных законов приобрели 60 депутатов и 60 сенаторов. Если до этого (с 1959 г.) было 29 обращений, то в 1974-1986 гг. — 150 (по вопросам конституционности законов).

Объектами обязательного контроля (до принятия законов) являются органические законы, регламенты двух палат парламента и те законы, которые связаны с правами и свободами человека.

Право обращения в Конституционный совет имеют (по вопросу конституционности законов): Президент Республики, председатели двух палат парламента, 60 депутатов и 60 сенаторов.

Международные договоры рассматриваются на предварительной стадии.

Заседания Конституционного совета проходят закрыто. Члены дают клятву не давать консультаций по рассматриваемым вопросам.

Особенности конституционного контроля Франции имеют системный характер. Конституционный контроль осуществляется Советом в отношении законов, в то время, как контроль правительственных актов осуществляет Государственный совет.

VII раздел Конституции Франции полностью посвящен Конституционному совету, а следующий, VIII раздел посвящен Судебной власти.

Согласно ст. 56 Конституционный совет состоит из 9 членов, срок полномочий которых — 9 лет и не подлежит возобновлению. Конституционный совет раз в 3 года обновляется на одну треть. 3 члена назначаются Президентом Республики, 3 — председателем Национального Собрания, 3 — председателем Сената. Члены Совета дают клятву перед Президентом Республики.

Кроме 9 членов, в состав Конституционного совета пожизненно входят экс-президенты республики.

Председателя Конституционного совета назначает Президент Республики.

В случае равного количества голосов, голос председателя совета решающий.

В составе Конституционного совета обязательно должно быть 2 члена — специалиста по Конституционному праву. В отношении других членов никакого обязательного ценза не предусмотрено.

Ст. 57 определяется, что функции члена Конституционного совета несовместимы с функциями министра или члена парламента. Другие случаи несовместимости устанавливаются органичным законом (в частности, членом совета не могут быть и члены Европарламента, члены Экономического и Социального советов).

Члены Совета могут отказаться от своего мандата только добровольно или быть освобождены решением Совета по причине невозможности исполнять свои обязанности.

Конституционный совет следит за законностью выборов Президента Республики, рассматривает протесты и публикует результаты выборов (ст. 58).

Конституционный совет принимает решение по вопросу законности выборов депутатов и сенаторов, если оно оспаривается (ст. 59. По этому вопросу в 1959 г. был принят специальный Регламент, который был подвергнут изменениям 05.03.1986 г. , 24.11.1987 г. , 09.07.1991 г.). Кстати, по положению на 1 января 1994 г. Совет принял 1633 решения о результатах выборов в том случае, когда по вопросу конституционности законов было принято около 500.

Конституционный совет следит за правильностью проведения референдумов и публикует результаты (ст. 60).

Органические законы до их подписания и опубликования Президентом Республики и Регламенты палат парламента до их принятия должны быть представлены в Конституционный совет, который принимает решения в отношении их конституционности (ст. 61).

С той же целью, до подписания и опубликования законов Президентом Республики они могут быть представлены в Конституционный совет Президентом, премьер-министром, председателем Национального Собрания, председателем Сената, 60 депутатами или 60 сенаторами (до 1974 г. депутаты и сенаторы не обладали этим правом, а в парламенте такое право имели оба председателя палат).

Срок принятия решения — один месяц (по требованию правительства он может быть сокращен до 8 дней). Совет принимает решение при наличии кворума (7 членов). Дело рассматривается письменно, при участии сторон. Причем право особого мнения не предусмотрено и результаты рассмотрения и голосования не публикуются.

Ст. 62 предусматривает, что положение, признанное неконституционным, не может быть промульгировано или применено.

Решения Конституционного совета обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех административных и судебных органов власти.

Органический закон определяет порядок формирования и деятельности Конституционного совета, в частности, сроки обращения в совет (ст. 63).

Существенной особенностью организационного свойства является то, что декретом Президента Республики назначается главный секретарь совета, который возглавляет работу административной и юридической служб. Кроме того, обеспечена финансовая независимость Совета — бюджет утверждает председатель совета и он включается в раздел общих расходов государственного бюджета.

Изучение особенностей деятельности Конституционного совета Франции свидетельствует, что в этой системе несравнимо сужена возможность последующего контроля нормативных актов, конкретного конституционного контроля, а индивидуальные обращения здесь не рассматриваются. Главный акцент поставлен на проблему обеспечения согласованной работы институтов государственного управления.

Основные предложения последующего усовершенствования системы конституционного контроля Франции относятся к предоставлению права обращения граждан по вопросам конституционности нормативных актов, предоставлению возможности устного рассмотрения дел, изменению порядка назначения членов совета, внедрению конкретного контроля, функциональным связям с судебной системой и т. д.

Конституционный совет Франции отклонил одну из статей закона о разведке

ПАРИЖ, 21 октября. /Корр. ТАСС Михаил Тимофеев/. Конституционный совет Франции признал не соответствующей конституции страны статью закона о разведке, положения данной статьи «представляют собой явно превышающее необходимость» вмешательство в личную жизнь граждан. Об этом сообщило агентство AFP по данным, полученным из этой инстанции.

В решении органа конституционного контроля указывается, что положения данной статьи «представляют собой явно превышающее необходимость» вмешательство в личную жизнь граждан. Совет постановил, что вынесенное им решение обретет силу лишь 31 декабря нынешнего года, что должно позволить властям страны разработать новый вариант текста и провести его через парламент.

Рассмотрением статьи закона о разведке от 2015 года Конституционный совет занялся после обращения к нему трех общественных ассоциаций, которые считают необходимым ввести в документ положения о контроле подобной деятельности разведслужб по перехвату массы передаваемых по сетям связи данных и по прослушиванию телефонных разговоров.

Новый закон о разведслужбах был одобрен парламентом страны в июне 2015 года, шесть месяцев спустя после нападения в Париже террористов на редакцию сатирической газеты «Шарли эбдо». Содержащиеся в нем положение о прослушивании «в национальных интересах и интересах обороны страны» эфирных сетей связи фактически исключает какой-либо внешний контроль над этой деятельностью служб технической разведки.

Конституционный совет Франции объявил Макрона президентом страны

Эммануэль Макрон вступит в должность президента Франции в момент сложения полномочий действующим главой государства Франсуа Олландом не позднее 24.00 14 мая.

Конституционный совет Франции объявил Эммануэля Макрона президентом страны, об этом говорится на официальном сайте совета.

После официального утверждения результатов президентских выборов во Франции Совет сообщил:

«Конституционный совет провозглашает господина Эммануэля Макрона избранным президентом Французской республики», – говорится в сообщении.

Он вступит в должность в момент сложения полномочий действующим президентом Франсуа Олландом, который будет занимать пост главы государства не дольше 24.00 14 мая.

По итогам подсчета 99,99% бюллетеней за Макрона проголосовали 66,06% французов , его соперница, лидер ультраправой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, получила 33,94% голосов.

Конституционный совет Франции утвердил Макрона президентом

Конституционный совет Франции в среду официально утвердил результаты президентских выборов в стране — главой государства стал Эммануэль Макрон.

Об этом говорится в сообщении Конституционного совета, информирует «Европейская правда».

«Конституционный совет провозглашает господина Эммануэля Макрона избранным президентом Французской республики», — сказано в сообщении.

Он вступит в должность, как отметили в Конституционном совете, со дня сложения полномочий Франсуа Олландом, который будет занимать полномочия президента не дольше 24.00 14 мая.

Напомним, что во Франции официально подсчитали 100% бюллетеней второго тура выборов президента. После подсчета всех бюллетеней, лидер движения «Вперед!» Эммануэль Макрон получил 66,10% голосов.

За Макрона проголосовали 20 753 798 избирателей. Кандидат от ультраправых Марин Ле Пен набрала 33,90%.

Конституционный Совет Франции. Государственный Совет Франции

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами – Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй – акты органов исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета – все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Государственный совет назначается президентом и дает заключения правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете – в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.