Курсовая работа административно правовые нормы

Административно правовые нормы (1)

Главная > Реферат >Государство и право

Филиал НОУ ВПО «СФГА» в г. Омске

Факультет Государственной службы и финансов

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

Дисциплина: Административное право

Тема: Административно – правовые нормы

Выполнила студентка 2 курса ССО

Проверил: Ст. преп.

Баянов А.Я. ___________________

Омск 2010

1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и

2. Классификация норм административного права.

3. Реализация административно-правовой нормы…………………………..13

Список используемой литературы……………………………………………19

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общеcтвенных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее мес­то в правовой системе Российской Федерации.

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Нормы административного права не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе крыночной экономике, но и вытесняют из сферы исполнительной власти (государственного управления) общественные отношения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения, претворения в жизнь, применения требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления.

1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры

Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Норма права по своему юридическому значению есть определен­ное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различ­ного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблю­дает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, администра­тивная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качест­ва в полной мере присущи административно-правовым нормам.

Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- право­вых норм.

К особенностям административно-правовых норм относятся:

а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспе­чения должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управ­ления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимо­действия;

б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть, соответствующего интересам правового госу­дарства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредст­венно в сфере государственного управления и выполняющих тот или ; иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совер­шать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государ­ственного управления, прежде всего и главным образом предназначе­ны для обеспечения эффективной реализации конституционного на­значения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, прове­дения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государствен­ной власти;

г) административно-правовые нормы, определяя границы долж­ного поведения в сфере государственного управления, служат интере­сам установления и обеспечения прочного режима законности и госу­дарственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

д) административно-правовые нормы в отличие от многих дру­гих отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросо­вестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду адми­нистративная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой не­сравненно уже, чем у административной ответственности (исключи­тельно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управлен­ческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);

е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулирование финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогово­го, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятель­ности и т.п.;

ж) административно-правовые нормы достаточно часто уста­навливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Давая общую характеристику административно-правовым нор­мам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего, следует решить вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

Любая правовая норма есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти дей­ствующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.

Для административного права характерно юридическое опосредствование такой деятельности, основным содержанием которой является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы Рос­сийской Федерации. Поэтому административно-правовые нормы, как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться в качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления. Следовательно, данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую «нагрузку»: правоустановительную и правоприменительную. Между этими функциями административно-правовых норм теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая закономерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством уста­новлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются «во исполнение» законов.

Административно-правовая норма состоит из

1) гипотеза – условие действия административно-правовых норм (ст. 13 Кодекса об административных правонарушениях.).

2) диспозиция – правило поведения, предписываемое, дозволенное или рекомендуемое данной нормой права (ст. 165).

3) санкция – меры административного и дисциплинарного воздействия.

Однако и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выража­ется гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации дея­тельности аппарата управления она прямо не выражена, а предпола­гается в качестве условия соответствия этой деятельности установлен­ной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими административные правоотношения.

Диспозиция – центральная часть административно-правовой нормы – определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

В санкции административно-правовой нормы указываются неблагоприятные последствия, наступающие для нарушителей установленного данной нормой правила. Санкция предусматривается, как правило, в виде конкретных мер дисциплинарного или административного воздействия, причем далеко не все нормы имеют таковые. Например, нормы, регулирующие уп­равленческую деятельность, исходят из того, что взаимоотношения между, вышестоящими и нижестоящими административно-управлен­ческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. Санкции в данном случае содержатся в нормах общего характера, относящихся к институту государственной службы. С другой стороны, конкретные административные санкции всегда закрепляются в нор­мах, предусматривающих составы конкретных административно-пра­вовых правонарушений.

Административно-правовые нормы содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные, прежде всего, субъек­там исполнительной власти (государственного управления). В качест­ве примера можно назвать нормы, содержащиеся в Законе о Прави­тельстве Российской Федерации, в Указе Президента Российской фе­дерации от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании структуры феде­ральных органов исполнительной власти», в положениях о федеральных министерствах и т.п. Объясняется данная особенность тем, что на характер административно-правовых норм оказывают определяющее влияние природа и социальное назначение государст­венно-управленческой деятельности. Соответственно и в современных условиях основным объектом административно-правового регулиро­вания по-прежнему остаются действия (поведение) исполнительных органов, их внутренних структурных подразделений, а также дейст­вующих от их имени должностных лиц. Административно-правовые нормы, следовательно, рассчитаны в „ значительной степени на регулирование организации и функционирования аппарата государст­венного управления.

Административно-правовые нормы, однако, не могут быть сведе­ны к чисто «аппаратным». Роль этих норм значительно более многооб­разна, что прямо вытекает из сущности и назначения государственно-управленческой деятельности как формы практической реализации исполнительной власти. Соответственно аппарат управления «живет» не только и не столько интересами собственного бытия. Он повседнев­но связан как с нижестоящими звеньями, так и со всеми иными сторо­нами, действующими в сфере государственного управления, либо так или иначе затрагивающими ее интересы. В первом случае имеются в виду различного рода государственные по своему характеру образо­вания (предприятия, корпорации, учреждения и т.п.), а во втором — негосударственные образования политического, социально-культур­ного, коммерческого типа, а также, что особенно важно подчеркнуть, граждане.

Следовательно, регулирующее воздействие административно-правовых норм весьма масштабно. В этом их универсальность, как универсальна (в смысле масштаба) сама деятельность по реализации задач и функций исполнительной власти.

Административно правовые нормы (2)

Главная > Реферат >Государство и право

1.Понятие и особенности административно-правовых норм……. 3 – 7 стр.

2.Виды административно- правовых норм………………………….8 – 12 стр.

3.Реализация административно-правовых норм……………………13 – 15 стр.

4.Источники административного права………………………………..16 – 18 стр.

Список используемой литературы……………………………………. 19 стр.

1. Понятие и особенности административно-правовых норм.

Нормы административного права, прежде всего, должны быть охарактеризованы как разновидность норм права, обладающая всеми присущими нормам права признаками.

Административно-правовая норма — установленное государ­ством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и пре­кращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) госу­дарственного управления. Указанные общественные отношения при­нято называть управленческими.

Специалисты выделяют различные специфические черты административно-правовых норм. Наиболее важными и достойными упоминания являются следующие их особенности:

административно-правовые нормы преследуют цель обес­печения должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаи­модействия;

административно — правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть соответствующего интересам пра­вового государства, поведения всех лиц и организаций, действую­щих непосредственно в сфере государственного управления и вы­полняющих тот или иной объем его функций (например, админис­трация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздер­жаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается, по существу, управляющее воздействие на по­ведение;

административно-правовые нормы, действуя в сфере го­сударственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституци­онного назначения механизма исполнительной власти, то есть ис­полнения, проведения в жизнь требований законов РФ. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государ­ственной власти;

административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законно­сти и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятель­ности;

административно-правовые нормы, в отличие от многих других отраслей российского права, имеют свои собственные юри­дические средства защиты от посягательств на них. Имеются в виду административная и дисциплинарная ответственность’,

административно-правовые нормы во многих случаях мо­гут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулированность финансовых, земельных, трудовых и иных отноше­ний; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанав­ливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности;

административно-правовые нормы достаточно часто уста­навливаются непосредственно в процессе реализации исполнитель­ной власти и непосредственно ее субъектами.

Структура административно-правовой нормы традиционна. В нее включаются гипотеза, отражающая совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права, диспозиция, составляющая формулировку правила поведения, а также санкция, обусловливающая неблагоприятные последствия нарушения диспозиции нормы права при наличии условий гипотезы данной нормы.

Многие нормы административного права содержатся в Конституции РФ. Ими определяются основные параметры государственно — управленческой деятельности и возни­кающих в ее процессе управленческих отношений. Почти в каждом российском законе немало административно-правовых норм. Это означает, что существует определенная их иерархия: конституционные нормы, нормы законов и нормы, право на установление которых предоставлено действу­ющим законодательством непосредственно субъектам исполнитель­ной власти (например, Правительству РФ). Наполненные единым юридическим содержанием, эти правовые нормы неравнозначны по своей юридической силе.

Обычно нормы законов не имеют прямого действия, представ­ляя собой наиболее общие правила поведения принципиального характера, абстрагирующиеся от конкретных особенностей и усло­вий их практического применения (исполнения).

Поэтому на долю административно-правовых норм, создавае­мых субъектами исполнительной власти, падает основная нагрузка по приданию тем или иным позициям, законодательно закреп­ленным, прямого действия

При этом важно иметь в виду следующее. Прежде всего, адми­нистративно-правовые нормы общего характера должны иметь, как правило, законодательную форму своего выражения.

Административно-правовые нормы содержат в себе юридичес­ки обязательные правила поведения, адресованные, прежде всего субъектам исполнительной власти (государственного управления). В качестве примера можно назвать нормы, содержащиеся в Законе о Правительстве РФ, в положениях о федеральных министерствах. Объясняется данная особенность тем, что на характер админи­стративно-правовых норм оказывают определяющее влияние при­рода и социальное назначение государственно-управленческой де­ятельности. Соответственно и в современных условиях основным объектом административно-правового регулирования по-прежнему остаются действия (поведение) исполнительных органов, их внутрен­них структурных подразделений, а также действующих от их имени должностных лиц. Административно-правовые нормы, следователь­но, рассчитаны в значительной степени на регулирование органи­зации и функционирования аппарата государственного управления.

Административно-правовые нормы, однако, не могут быть све­дены к чисто «аппаратным». Роль этих норм значительно более мно­гообразна, что прямо вытекает из сущности и назначения государ­ственно-управленческой деятельности как формы практической реализации исполнительной власти. Соответственно аппарат управ­ления «живет» не только и не столько интересами собственного бытия. Он повседневно связан как с нижестоящими звеньями, так и со всеми иными сторонами, действующими в сфере государствен­ного управления, либо так или иначе затрагивающими ее интере­сы. В первом случае имеются в виду различного рода государственные по своему характеру образования (предприятия, учреждения и т. п.), а во втором — негосударственные образования политичес­кого, социально-культурного, хозяйственного типа, а также, что осо­бенно важно подчеркнуть, граждане.

Следовательно, регулирующее воздействие административно-правовых норм весьма масштабно. В этом их универсальность, как универсальна (в смысле масштаба) сама деятельность по реализа­ции задач и функций исполнительной власти.

Таковы наиболее отчетливо выраженные особенности админи­стративно-правовых норм. Необходимо также подчеркнуть, что эти нормы императивны; это выражается в односторонности содержа­щихся в них юридически-обязательных волеизъявлений полномоч­ных органов.

Что касается структуры административно-правовых норм, то она традиционна: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выражается гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юри­дических фактов.

При рег­ламентации деятельности аппарата управления она прямо не выра­жена, а предполагается в качестве условия соответствия этой дея­тельности установленной компетенции того или иного субъекта ис­полнительной власти. Диспозиция нормы — это предписания, зап­реты и дозволения. Санкция предусматривается, как правило, в ви­де конкретных мер дисциплинарного или административного воз­действия, причем далеко не все нормы имеют таковые. Например, нормы, регулирующие управленческую деятельность, исходят из того, что взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящи­ми административно-управленческими работниками строятся на на­чалах дисциплинарной власти. Санкции в данном случае содержатся в нормах общего характера, относящихся к институту государствен­ной службы. С другой стороны, конкретные административные санк­ции всегда закрепляются в нормах, предусматривающих составы конкретных административно-правовых правонарушений.

2. Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регуля­тивной направленности и, соответственно, по своему юридическо­му содержанию.

Существуют различные критерии их классификации. Наибо­лее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальные нормы административного права, как правило, закрепляют совокупность прав и обязанностей, а также ответственность субъектов административного права, т.е. служат созданию административно-правовых статусов. Процессуальные же нормы отражают правила осуществления тех или иных управленческих действий либо просто правила прохождения определенных процедур. Эти правила устанавливаются как для субъектов управленческой деятельности, так и для управляемых объектов. Значительная часть процессуальных норм носит юрисдикционный характер, т.е. связана с применением мер административного принуждения (в том числе мер административной ответственности). Другая часть (не менее значительная) — закрепляет различного рода позитивные процедуры в области правотворчества и правоприменения (в частности, процедуру принятия подзаконных нормативно-правовых и индивидуальных правовых актов, а также процедуры лицензирования, регистрации и т.п.).

Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоох­ранительные административно-правовые нормы. При этом забыва­ется, что регламентация или регулирование — общее свойство лю­бых правовых норм, в том числе и направленных на правоохрану.

Важное значение имеет классификация административно-пра­вовых норм в зависимости от их конкретного юридического содер­жания. В ее основе тот или иной вариант метода административ­но-правового регулирования управленческих общественных отноше­ний. С этих позиций выделяются следующие виды административ­но-правовых норм:

обязывающие, то есть предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Например, при приеме на работу в го­сударственное учреждение администрация обязана издать приказ; при получении жалобы гражданина орган управления (должност­ное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней. Многие обязывающие (или предписывающие) административ­но-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязатель­ных предписаний, а лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых управленческих отношений. По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта государственно-управ­ленческой деятельности. Применительно к гражданам закрепляе­мые нормой административного права их общие обязанности явля­ются элементом их административно-правового статуса;

Конспекты юриста

Административно-правовые отношения

План курсовой работы

1. Понятие административно-правовых отношений.

  • 1.1. Понятие и особенности административно-правовых отношений.
  • 1.2. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

2. Виды административно-правовых отношений.

  • 2.1. Вертикальные административные правоотношения.
  • 2.2. Горизонтальные административные правоотношения.

Административное право является одной из основных отраслей российского права, входящей в систему публичного права. Оно имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Основная задача государственного управления – обеспечение согласованной и упорядоченной деятельности всех частей исполнительной власти.

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права. Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования — деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Например, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финансовыми — финансовое право. Поэтому необходимо уточнить, что административное право регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации. Учитывая многообразие сферы государственного управления, можно сделать бесспорный вывод о том, что и административно-правовые отношения, складывающиеся в ее пределах, различны по своему характеру, содержанию и направленности. Отсюда — возможность их видовой классификации по определенным критериям, выработанным наукой административного права.

Так же административное право тесно связано с гражданским правом. Прежде всего, потому что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны. А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой, определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.

Актуальность данной темы состоит в том, что административные правоотношения являются наиболее сложным институтом административного права. А переход системы государственного управления к условиям рыночных отношений в еще большей степени все усложнило. Поэтому она имеет принципиальное значение для понимания существа административного права вообще, а средств административно-правового регулирования в особенности.

Целью курсовой работы является:

  • 1. Изучить основные особенности административно — правовых отношений.
  • 2. Определить основания возникновения, изменения и прекращения административно — правовых отношений.
  • 3. Изучить основные виды административно — правовых отношений.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

  • — раскрывается сущность понятия административно-правовых отношений;
  • — устанавливаются причины и условия возникновения административно-правовых отношений;
  • — определяются основные виды административно-правовых отношений и их особенности.

Реферат: Административно-правовые нормы и отношения РК

Содержание

Введение 3
1 Понятие административно-правовых норм 4
2 Виды административно-правовых норм 7
3 Административно-правовые отношения: понятие, виды, структура 11
Заключение 16
Список использованных источников 17

Введение

В общественном сознании сформировались определенные представ-ления об административном праве как силовом инструменте (государст-венном принуждении) исполнительной власти, «служанке» органов государства. При этом не замечается, что власть и представляющие ее органы сами подзаконны и между ними нет тождества.1 Мысль о праве, власти не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно. Необ-ходимо совершенствовать мышление. И по выражению Гегеля: «Лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и наше познание должно быть научным».
Актуальность исследования заключается в том, что жизнь постоянно требует изучения отрасли права, которая ответственна за четкое пред-ставление границ правомерного, должного поведения во всех сферах жиз-недеятельности, где участие государства является обязательным.

1 Понятие административно-правовых норм

Административное право, как и любая отрасль права, состоит из юри-дических норм. Объединенные общим предметом и методом регулирова-ния административно-правовые нормы формируют институты, на базе которых, в свою очередь, строится целостная система отрасли.
Понятие «административная норма» возможно употреблять в смыслах:
управлять на основании узаконенных правил;
управлять во имя публичных интересов, установленных положениями.
Административно-правовые нормы взаимосвязаны со сложным процес¬сом осуществления исполнительной власти. Концентрированным выра¬жением власти являются отношения господства и подчинения. Этот вывод, несмотря на его ортодоксальность, содержится во многих работах по ад¬министративному праву и управлению.
Согласно Конституции Республики Казахстан, единственным источ-ником власти является народ, который осуществляет ее непосредственно через своих представителей или через специально создаваемые органы. В -итературе понятие «власть» рассматривается как право и возможность одчинять своей воле другие субъекты, как формы проявления властных, административных полномочий. Следовательно, в любом случае присут-ствует субъект, обладающий правом требовать поступать определенным образом или воздерживаться от неправомерных действий.

2 Виды административно-правовых норм

Нормы административного права могут быть классифицированы по различным критериям, в зависимости от которых можно выделить их соот¬ветствующие виды. Наиболее важными для понимания сущности и содер¬жания административно-правовых норм являются следующие критерии: а) содержание; б) метод воздействия на поведение субъектов; в) целевое назначение; г) сфера применения; д) юридическая сила; е) предел действия (действие в пространстве, во времени, по субъектам).
По содержанию различают материальные и процессуальные нормы административного права.
Материальные нормы закрепляют административно-правовой статус, граждан, организаций, органов исполнительной власти. Это, например, нормы, определяющие компетенцию того или иного субъекта исполнитель-ной власти, права, обязанности, а также ответственность участников ре-гулируемых административным правом отношений.
Под процессуальной нормой понимается установленное или санкцио-нированное государством правило осуществления организующих отно-шений в процессе применения материальных норм и издания нормативных актов органами государственного управления.

Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды

Роль административно-правовой нормы в обеспечении организации и функционирования системы исполнительной власти, ее структура, виды, отличие от других норм права. Характеристика источников административного права России. Административно-правовой контроль.

Подобные документы

Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых норм. Проявление регулятивной роли административного права. Основные варианты реализации административно-правовых норм. Источники административного права, их систематизация и кодификация.

реферат, добавлен 17.11.2011

Сущность административно-правовой нормы, ее элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) и различные подходы к классификации. Характеристика основных видов норм. Субъекты, объекты и содержание административно-правовых отношений. Понятие юридических фактов.

презентация, добавлен 06.03.2013

Исследование понятий «административно-правовые нормы» и «административно-правовые отношения» в их взаимосвязи, рассмотрение их особенностей. Основные черты административно-правовых отношений. Ответственность участников правовых управленческих отношений.

курсовая работа, добавлен 10.06.2014

Элементы механизма административно-правового регулирования. Структура и виды административно-правовой нормы, ее реализация и толкование. Признаки и содержание административных правоотношений. Источники административного права, его классификация и виды.

курсовая работа, добавлен 10.03.2015

Обязывающие, управомачивающие и запрещающие нормы административного права. Административно-правовые обязанности граждан и последствия их несоблюдения. Сравнительный анализ видов мер административного принуждения. Главные стадии производства по делам.

контрольная работа, добавлен 03.02.2013

Понятие и особенности административно-правовых норм, виды административно-правовых норм, административно-правовые нормы в росийском праве. Реализация административно-правовых норм. Действие их во времени, пространстве и по круг лиц.

курсовая работа, добавлен 18.04.2003

Раскрытие понятия, сущности, а также социального назначения административно-правовой нормы. Проведение классификации административно-правовых норм в соответствие с наиболее значимыми критериями. Рассмотрение основных форм выражения данных норм права.

контрольная работа, добавлен 16.10.2014

Административно-правовые нормы: понятие и особенности. Сущность этой категории, соотношение правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества). Логическая структура норм права и их разновидности. Акты официального их толкования.

курсовая работа, добавлен 01.02.2014

Понятие и сущность и особенности административно-правовых норм. Виды административно-правовых норм. Реализация норм административного права. С помощью норм определяются границы управомоченного, должного, запрещенного поведения.

курсовая работа, добавлен 18.03.2005

Административное правоотношение как разновидность правового регулирования, его специфика и структура. Роль юридических фактов в административном праве. Виды административно-правовых отношений. Обобщенная характеристика предмета административного права.