Лицевой счет по учету средств во временном распоряжении

Особенности учета средств, поступивших во временное распоряжение (Гончарова Н.)

Дата размещения статьи: 09.09.2015

Для учета средств, поступающих казенному учреждению во временное распоряжение, п. 267 Инструкции N 157н предусмотрен счет 304 01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Как уже упоминалось ранее, данные средства не могут быть использованы учреждением на собственные нужды, а должны быть возвращены (перечислены) владельцу. В частности, во временное распоряжение казенного учреждения поступают:

— денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе участником размещения заказа и (или) в качестве обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта (далее — денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки);

— денежные средства, изъятые органами предварительного следствия и дознания при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого) и не являющиеся вещественными доказательствами (далее — денежные средства, изъятые правоохранительными органами).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки. В силу норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчиком (казенным учреждением, уполномоченным органом) в конкурсной документации (в документации об аукционе) может быть установлено при размещении заявок требование об обеспечении этих заявок. Напомним, размер такого обеспечения не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (лота) (пп. 3 п. 1 ст. 12, п. 4 ст. 20 и пп. 15.1 п. 4 ст. 22 указанного Закона). При этом денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, учитываются на счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение (Письмо Казначейства России от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.2-51).

Денежные средства, изъятые правоохранительными органами. Согласно порядку зачисления и выдачи средств с текущих счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение органов предварительного следствия и дознания, утвержденному Инструкцией Минфина России от 30.12.1997 N 95н, Банком России от 02.10.1997 N 67, изъятые правоохранительными органами у обвиняемого (подозреваемого) денежные средства зачисляются на текущий счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение (п. 5 документа).

Лицевой счет для учета средств, поступивших во временное распоряжение

Для осуществления операций со средствами, полученными казенным учреждением во временное распоряжение, ему открывается лицевой счет. Открывается счет органом Федерального казначейства (ОФК) по месту открытия лицевого счета получателя бюджетных средств (п. п. 2.1, 2.9 Порядка N 7н ). В этих целях казенное учреждение представляет в ОФК (п. п. 2.12 и 2.14.3 Порядка N 7н):

— Заявление на открытие лицевого счета (ф. 0531752);

— Карточку образцов подписей к лицевым счетам (ф. 0531753);

— копию учредительного документа (положения о подразделении судебных приставов, утвержденного создавшим его территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, — в случае открытия лицевого счета подразделению судебных приставов), заверенного учредителем либо нотариально;

— копию свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения (Приложение 1 к Приказу ФНС N ЯК-7-6/[email protected] ), заверенного нотариально либо выдавшим его налоговым органом;

— копию уведомления о постановке на учет российской организации в налоговом органе (Приложение 2 к Приказу ФНС N ЯК-76/[email protected]), заверенного нотариально либо выдавшим его налоговым органом, — в случае открытия лицевого счета подразделению судебных приставов.

Утвержден Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами».

Приказ ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

При этом обособленному подразделению счет открывается только в случае, если соответствующий счет открыт создавшему его органу (участнику бюджетного процесса) при наличии ходатайства об открытии счета, заверенного подписями руководителя и главного бухгалтера (уполномоченных руководителем лиц) указанного органа (п. 2.16 Порядка N 7н).

К сведению. Документы, подтверждающие наделение казенного учреждения полномочиями получателя средств, поступивших во временное распоряжение, для открытия лицевого счета представлять не нужно (п. 2.14.3 Порядка N 7н).

Учет средств, полученных во временное распоряжение

Для бюджетного учета расчетов со средствами, полученными казенным учреждением во временное распоряжение и подлежащими при наступлении определенных условий возврату (перечислению) по назначению, предназначен счет 304 01 000 (п. 105 Инструкции N 162н ). При этом в 18-м разряде указанного номера счета используется код вида деятельности «3» (п. 21 Инструкции N 157н).

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Аналитический учет средств, поступающих во временное распоряжение, ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) по каждому получателю (например, по конкретному осужденному (подозреваемому), участнику конкурса или аукциона) в разрезе видов поступлений и направлений использования, а учет операций — в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) (п. п. 268 и 269 Инструкции N 157н).

Порядок отражения казенным учреждением операций со средствами, поступившими во временное распоряжение, рассмотрим на примерах.

Пример 1. В кассу казенного учреждения поступили наличные денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе от организации, принявшей в нем участие. Указанные денежные средства внесены на лицевой счет, открытый учреждению в ОФК для учета таких средств. Размер обеспечения заявки составляет 50 000 руб. После заключения государственного контракта данные денежные средства возвращены организации — владельцу средств.

Средства во временном распоряжении

Инструкция по бюджетному учету содержит некоторые типовые операции по учету средств во временном распоряжении. Однако в жизни все несколько сложнее, могут возникнуть не прописанные в законодательстве ситуации. О решении этой проблемы и пойдет речь в данной статье.

Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, — это деятельность, связанная с получением средств и их возвратом владельцу или перечислением в доход бюджета. Пример тому — обязанность органов предварительного следствия и дознания по хранению средств, изъятых в ходе дознания, предварительного следствия и не являющихся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества. Это же относится к средствам, полученным на ответственное хранение, к получению заказчиком в залог денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта и т. д. Указанные денежные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке.

Типовые записи

Деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, обозначается кодом «3».
Для учета денежных средств в валюте РФ и в иностранной валюте, поступивших во временное распоряжение учреждения, применяют счет 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение» (п. 100 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной 30 декабря 2008 г. N 148н, далее — Инструкция N 148н).

Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. N 0504071) на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.

В заголовочной части данного документа в обязательном порядке должны быть указаны:

  • дата (за месяц);
  • наименование учреждения и код по ОКПО, структурного подразделения;
  • единица измерения (ОКЕИ или ОКВ).

В содержательной части указываются:

  • дата, номер и наименование документа (выписка органа казначейства, банка);
  • наименование показателя (для сумм в иностранной валюте приводится запись «отражается в рублевом эквиваленте»);
  • номер счета бюджетного учета по дебету и по кредиту;
  • сумма;
  • итоговые суммы по дебету и кредиту счетов бюджетного учета с входящими и исходящими остатками;
  • количество приложений.

Оформляющая часть ф. N 0504071 должна содержать подписи, расшифровки подписей главного бухгалтера и исполнителя (с указанием должности) и дату.
Суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения и подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, отражают на счете 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, ведется на Многографной карточке по каждому получателю в разрезе видов поступлений и направлений использования средств (п. 207 Инструкции N 148н).
В соответствии с приложением 1 к Инструкции N 148н в учете операции со средствами во временном распоряжении оформляются следующими типовыми корреспонденциями.

ДЕБЕТ КИФ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ гКБК 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

— поступление средств во временное распоряжение учреждения на лицевой (расчетный) счет;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ гКБК 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

— поступление средств во временное распоряжение учреждения в кассу учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ КИФ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»

— возврат средств, поступивших во временное распоряжение владельцу, или передача по назначению в установленном порядке с лицевого (расчетного) счета;

ДЕБЕТ гКБК 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ КИФ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»

— возврат средств, поступивших во временное распоряжение владельцу, или передача по назначению в установленном порядке из кассы учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ КИФ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»

— перечисление денежных средств, находящихся во временном распоряжении, на счет для выплаты наличных денежных средств получателям бюджетных средств;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»

— получение наличных денежных средств в кассу учреждения;

ДЕБЕТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ КИФ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»

— отражена сдача наличных денежных средств на основании расходного кассового ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными;

ДЕБЕТ КИФ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ гКБК 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»

— возврат средств, находящихся во временном распоряжении, со счета для выплаты наличных денежных средств получателям бюджетных средств.

Перечисление в бюджет

Особого внимания заслуживает ситуация, когда денежные средства, полученные во временное распоряжение, подлежат перечислению в доход бюджета, а не обратно их владельцу. К примеру, если победитель (участник) аукциона отказывается заключать госконтракт, денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются (п. 2 ст. 38 Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 94-ФЗ). Не возвращаются они в и других случаях, когда победитель (участник) аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.

Это происходит, если:

  • победитель аукциона или участник аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, в срок, предусмотренный документацией об аукционе, не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с частью 7 статьи 37 Закона N 94-ФЗ или частью 2 этой статьи, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта;
  • аукцион проводился в соответствии с пунктом 6.1 статьи 37 Закона N 94-ФЗ (если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный или муниципальный контракт. В этом случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный или муниципальный контракт), и победитель (участник) аукциона не оплатил в установленный срок цену права на заключение контракта.

В указанных случаях счета с кодом «3» закрываются, а перечисление денежных средств отражается по коду «1» — бюджетная деятельность.

Пример 1
Участники аукциона внесли в качестве обеспечения исполнения контракта залоговые суммы по 20 000 руб. безналичным путем. Победитель торгов (участник А) признан уклонившимся от заключения контракта, поэтому контракт был заключен с участником, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта (участник Б). Залог участника А был перечислен в доход бюджета, а залог участника Б возвращен ему в течение трех дней после заключения контракта.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

— 20 000 руб. — зачислены денежные средства на счет по учету средств во временном распоряжении от участника А;

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

— 20 000 руб. — зачислены денежные средства на счет по учету средств во временном распоряжении от участника Б;

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»

— 20 000 руб. — возвращена залоговая сумма участнику Б;

ДЕБЕТ 1 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
КРЕДИТ 1 401 01 180
«Прочие доходы»

— 20 000 руб. — начислен доход, подлежащий перечислению в бюджет (на сумму залоговых платежей участника А);

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 02 610

«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
— 20 000 руб. — списана залоговая сумма участника А;

ДЕБЕТ 1 210 02 180
«Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет прочим доходам»
КРЕДИТ 1 205 10 560

«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— 20 000 руб. — отражена сумма средств, поступивших в доход бюджета.

Учреждения соцзащиты

Бухгалтерам учреждений социальной реабилитации, обслуживания инвалидов будет интересен такой момент: как отражать операции по приобретению и передаче продуктов и материальных ценностей обслуживающимся в учреждении людям, приобретенным за их счет? Следует ли применять счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы» или все пропускать через счета со средствами во временном распоряжении?
Продукты, приобретенные работниками соцзащиты за счет средств физических лиц, не могут использоваться в деятельности учреждения. Поэтому применять счета нефинансовых активов в этом случае нельзя.

Пример 2
Работнику стационарного учреждения реабилитации инвалидов со счета со средствами во временном распоряжении выданы деньги на приобретение средств гигиены для клиента в размере 600 руб. Остаток денежных средств в сумме 200 руб. возвращен в кассу учреждения.
В бухгалтерском учете стационара должны быть сделаны следующие проводки (записи делают после того, как в учете будут отражены вышеперечисленные записи по зачислению средств на счет по учету денежных средств во временном распоряжении).

ДЕБЕТ 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ 3 201 02 610
«Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»

— 600 руб. — отражено списание денежных средств со счета;

ДЕБЕТ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»

— 600 руб. — поступили наличные денежные средства в кассу со счета по учету средств во временном распоряжении;

ДЕБЕТ 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»

— 600 руб. — выданы денежные средства пациента из кассы по доверенности от него работнику учреждения на приобретение предметов гигиены;

ДЕБЕТ 3 201 04 510
«Поступления в кассу»
КРЕДИТ 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

— 200 руб. — возвращен остаток неиспользованных денежных средств в кассу.

Далее следует сделать записи по перечислению денежных средств на счет по учету средств во временном распоряжении:

ДЕБЕТ 3 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
КРЕДИТ 3 201 04 610
«Выбытия из кассы»

— 200 руб. — денежные средства пациента списаны из кассы;

ДЕБЕТ 3 201 02 510
«Поступление денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»
КРЕДИТ 3 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»

— 200 руб. — деньги пациента зачислены на счет по учету средств во временном распоряжении.

Отчетность

Бюджетная отчетность получателей бюджетных средств составляется в порядке, предусмотренном разделом II Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 13 ноября 2008 г. N 128н (далее — Инструкция 128н).
Учреждения составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по формам согласно приложению к настоящей Инструкции (п. 1 раздела I Инструкции N 128н). Кроме того, дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетностей могут быть установлены главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств (п. 5 Инструкции N 128н).

Показатели, сформированные по данным счетов 3 201 02 000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение» и 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение», должны быть отражены в следующих отчетных формах:

  • баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). В графе 6 данного документа отражают показатели деятельности учреждения со средствами, полученными во временное распоряжение, в том числе:
    • по строке 411 — сумма по данным счета увеличений 3 201 02 510«Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение»;
    • по строке 412 — сумма по данным счета уменьшений 3 201 02 610«Выбытие средств учреждения, полученных во временное распоряжение»;
    • по строке 541 — сумма по данным счета увеличений 3 304 01 730«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»;
    • по строке 542 — сумма по данным счета уменьшений 3 304 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»;
  • показатели деятельности учреждения со средствами, полученными во временное распоряжение, могут быть отражены в приложениях к Пояснительной записке (ф. 050160);
  • сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) заполняются, в том числе, и на основании учетных данных по счету 3 201 02 000«Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение».

Внимание! Поступления, зачисленные на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений», в случае отсутствия возможности определения лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального учреждения, отражаются на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения, открытом органу Федерального казначейства, без указания кода бюджетной классификации Российской Федерации (письмо Федерального казначейства от 20 февраля 2009 г. N 42-7.4-05/5.3-100). Данные поступления подлежат уточнению получателем средств федерального бюджета в течение 10 рабочих дней. Если в течение данного периода предполагаемый получатель указанных средств не представил в письменном виде в орган Федерального казначейства уточняющую информацию, последний на основании оформленной им Заявки на возврат возвращает плательщику указанные средства со счета N 40302.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Учет расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение

Статьи по теме

Счет 0 30401 000 «Расчеты со средствами, полученными во временное распоряжение» предназначен для отражения в учете сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению.

Средства, полученные во временное распоряжение

Средства во временном распоряжении определены как денежные средства, поступившие в распоряжение учреждения без права их самостоятельного использования, подлежащие при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению.
В общем случае активы, не принадлежащие учреждению (правом на использование которых оно не обладает), учитываются за балансом. Однако данное положение не применяется в отношении денежных средств, все поступления которых отражаются в системном бухгалтерском учете банка и в выписках по лицевому счету, регулярно представляемых кредитным учреждением клиенту (государственному или муниципальному учреждению) по договору банковского счета.

Отражение в учете

Все операции со средствами во временном распоряжении учреждения отражаются в учете с указанием кода источника финансового обеспечения 3. Операции со средствами во временном распоряжении учреждения могут отражаться в учете только в рамках следующих балансовых счетов:

  • 0 20101 000 «Денежные средства учреждения на счетах»;
  • 0 20134 000 «Касса»;
  • 0 21003 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»;
  • 0 30401 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

Для средств во временном распоряжении не применяется разделение по кодам КОСГУ доходов или расходов.
В рамках учета средств во временном распоряжении учитываются средства, полученные как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, размещенные как на лицевом счете в органе казначейства, так и на счете, открытом непосредственно в кредитной организации.
Поступление денежных средств в иностранной валюте отражается в учете в валюте РФ по курсу Банка России на дату совершения операции.
По средствам во временном распоряжении у учреждения не может возникать финансового результата. Следовательно, начисление курсовых разниц по средствам во временном распоряжении, полученным в иностранной валюте, не производится.
К учитываемым в составе средств во временном распоряжении могут быть отнесены, например:

  • денежные средства, полученные на ответственное хранение (включая средства больных, находящихся в лечебно-профилактических учреждениях);
  • денежные средства, полученные в качестве залога для обеспечения заявки на участие в конкурсе, аукционе.

Инструкция № 157н не содержит какого-либо перечня средств, которые могут быть учтены на счете 0 30401 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». В связи с этим любые средства, удовлетворяющие вышеприведенным условиям, должны учитываться в составе средств во временном распоряжении.
Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, ведется по каждому вносителю (получателю) в разрезе видов поступлений и направлений использования средств. Например, суммы, внесенные в качестве залогов участниками конкурсов, учитывая тот факт, что одно юридическое лицо может участвовать сразу в нескольких конкурсах, могут учитываться в двух аналитических разрезах:

  • юридическое (физическое) лицо – вноситель залога;
  • номер конкурса и номер лота.

Расчеты со средствами, поступившими во временное распоряжение учреждения в безналичной форме, отражаются в учете следующим образом:

Необходимые проводки в учете расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение

Вопрос-ответ по теме

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования ведет бюджетный учет одновременно как получатель бюджетных средств и как финансовый орган. Учет расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение, регламентирован п.п.56,106 Инструкции №162н. Какие проводки по учету данных средств должны быть сделаны в данном случае?

В бухучете казенного учреждения обеспечение исполнения контракта отражайте так же, как и обеспечение заявок для учреждения. Деньги, которые поступают для обеспечения контракта, отражайте на счете 304.01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» по КФО 3 «Средства во временном распоряжении».

Как учесть деньги в обеспечение заявки или исполнения контракта для закупок по Закону № 44-ФЗ

В рекомендации расскажем, как отразить денежное обеспечение заявки или контракта учреждению: участнику закупки и заказчику. Также разъясним, как заказчику учесть банковскую гарантию, которую получили от поставщика.

Как учесть обеспечение заявки

Когда заказчик проводит конкурс, аукцион или запрос предложений, от участников закупки он требует обеспечение заявок. Чтобы обеспечить заявку, участник перечисляет заказчику денежный залог или предоставляет банковскую гарантию.

По каким КВР и КОСГУ участнику закупки отражать денежное обеспечение заявки

Казенные учреждения перечисляют заказчику денежное обеспечение заявки – залог по КВР 853 «Уплата иных платежей». В бухучете расходы пройдут по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». Это установлено в разделе III указаний, утвержденных приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н. Когда обеспечение вернут, в учете восстановите кассовый расход по тем же кодам.

Ситуация: как участнику закупки отразить в учете денежное обеспечение заявки и его возврат

Обеспечение заявки и его возврат отражайте на счете 210.05 «Расчеты с прочими дебиторами» (п. 235 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Один из способов обеспечить заявку – денежный залог. Участник перечисляет его на счет:

 заказчика, если проходит конкурс или запрос предложений;

 оператора электронной площадки (ЭП), если заказчик проводит аукцион.

Это следует из положений пункта 7 статьи 42, частей 1, 2, 5, 8 статьи 44 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Как отразить обеспечение заявки в учете, зависит от типа учреждения.

ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО УЧЕТУ СРЕДСТВ, ПОСТУПИВШИХ В КАЧЕСТВЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ТОРГАХ

В статье рассмотрен порядок открытия и ведения лицевых счетов по учету средств, поступающих от участников конкурсов на размещение государственных и муниципальных заказов по приобретению товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ). Несмотря на то что прошло совсем немного времени с того момента, как стал применяться данный нормативный акт, в него неоднократно вносились изменения и дополнения, регулирующие процесс заключения государственных и муниципальных контрактов.

Законодательство РФ о размещении заказов основано на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Закона N 94-ФЗ и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону N 94-ФЗ.

Минэкономразвития как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом N 94-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 20 Закона N 94-ФЗ заказчиком, уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом размер обеспечения заявки на участие в конкурсе не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, установленное заказчиком, уполномоченным органом, в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и указывается в извещении о проведении открытого конкурса и в приглашении принять участие в закрытом конкурсе.

Согласно пп. 15.1 п. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать сведения о размере обеспечения заявки на участие в конкурсе, сроках и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Что касается аукциона, то в соответствии с п. 5 ст. 32 Закона N 94-ФЗ заказчиком, уполномоченным органом также может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе. При этом размер обеспечения заявки на участие в аукционе должен составлять 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В случае если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, оно в равной мере распространяется на всех участников размещения заказа и указывается в извещении о проведении открытого аукциона и в приглашении принять участие в закрытом аукционе. При проведении аукциона в электронной форме требование обеспечения заявки на участие в аукционе не устанавливается.

Обратите внимание: в соответствии с пп. 9 п. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн. руб., заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена его выплата), или, если сумма аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, — в размере, не превышающем на 20% суммы аванса, но не менее чем размер аванса.

Есть в Законе N 94-ФЗ еще одна статья, регламентирующая условия допуска к участию в торгах, — ст. 12. В соответствии с ней при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, если требование об обеспечении таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе.

Средства, поступающие в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, являются средствами, находящимися во временном распоряжении, и отражаются на лицевых счетах, открытых в органах Казначейства для учета подобных средств. В соответствии с п. 1 ст. 122 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» операции со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений, отражаются на лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном таким органом (Письмо Федерального казначейства РФ от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.2-51 «Об открытии федеральным учреждениям лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации»).

Порядок открытия лицевых счетов

Лицевые счета для отражения операций по поступлению средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе открываются в Порядке, утвержденном Приказом Федерального казначейства от 07.09.2005 N 17н «Об утверждении Порядка открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации» (далее — Порядок открытия и ведения лицевых счетов).

Согласно п. 5 данного Порядка лицевой счет для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, открывается бюджетному учреждению (клиенту) в органе Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета получателя средств федерального бюджета. Если на момент открытия лицевого счета для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, клиенту не открыт лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета, орган Федерального казначейства открывает ему в установленном порядке вначале лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета.

Обратите внимание: каждому клиенту может быть открыт только один лицевой счет для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении.

Для открытия лицевого счета для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, клиент представляет в орган Федерального казначейства следующие документы (п. 6 Порядка открытия и ведения лицевых счетов):

а). заявление на открытие лицевого счета;

б). карточку образцов подписей, заверенную подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организации и оттиском печати с воспроизведением Государственного герба РФ вышестоящей организации или нотариально;

в). копию учредительного документа, заверенную учредителем или нотариально (не представляется, если она уже имеется в юридическом деле клиента);

г). копии законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, являющихся основанием для осуществления операций со средствами, поступающими во временное распоряжение клиента.

Нумерация лицевых счетов для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, осуществляется в соответствии с п. 6 Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Минфина России лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н.

Номер лицевого счета состоит из одиннадцати разрядов, где:

1-й и 2-й разряды — код лицевого счета;

с 3-го по 10-й разряд — учетный номер клиента, из них:

с 3-го по 5-й разряд — код главы главного распорядителя средств, в ведении которого находятся распорядитель, получатель, иной получатель средств, в соответствии с бюджетной классификацией РФ;

с 6-го по 10-й разряд — код распорядителя или получателя средств, иного получателя средств в Реестре получателей средств федерального бюджета;

11-й разряд — резервный.

При нумерации лицевых счетов для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, используется код 05 — лицевой счет для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении.

Орган Федерального казначейства при открытии клиенту лицевого счета для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, использует учетный номер, присвоенный клиенту в Сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета при открытии лицевых счетов для учета операций со средствами федерального бюджета.

Обратите внимание: органы Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение клиентов в соответствии с законодательством РФ, открывают в установленном ЦБ РФ порядке в учреждениях ЦБ РФ, а в случае их отсутствия на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций — в кредитных организациях, определяемых в соответствии с законодательством РФ, счета на балансовом счете N 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений» с отличительным признаком «1» в четырнадцатом разряде номера лицевого счета.

Учет операций на лицевых счетах

Средства, поступившие во временное распоряжение бюджетного учреждения, зачисленные на счет органа Федерального казначейства на основании платежных документов плательщиков, подлежат отражению органами Федерального казначейства на его лицевом счете, открытом для данных операций.

Денежные средства, полученные бюджетной организацией в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе при наступлении определенных обстоятельств, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, нормативными актами субъектов РФ, возвращаются участникам размещения заказа. Так, согласно п. 5 ст. 21 Закона N 94-ФЗ заказчик, отказавшийся от проведения открытого конкурса, в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения обязан возвратить участникам размещения заказа денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе.

Согласно п. 12 Порядка открытия и ведения лицевых счетов платежные поручения на перечисление средств, поступивших во временное распоряжение клиента (бюджетного учреждения), принимаются органом Федерального казначейства в пределах свободного остатка средств, отраженного на его лицевом счете для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении.

Помимо недостаточности средств на лицевом счете для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, орган Федерального казначейства может отказать бюджетному учреждению в приеме платежного поручения ввиду:

— несоответствия подписей на платежном поручении образцам подписей в карточке образцов подписей;

— оформления платежного поручения с нарушением установленных требований.

Операции по поступлению и списанию с лицевого счета средств, поступающих во временное распоряжение, отражаются в выписке. В случае если бюджетное учреждение в выписке обнаружит ошибку, в соответствии с п. 24 Порядка открытия и ведения лицевых счетов оно обязано в срок не позднее трех рабочих дней после ее получения письменно сообщить органу Федерального казначейства о суммах, ошибочно записанных на его лицевой счет. При отсутствии возражений в указанные сроки операции, отраженные на данном лицевом счете, и остатки на нем считаются подтвержденными. Порядок открытия и ведения лицевых счетов оставляет за органом Федерального казначейства право при обнаружении ошибочных записей, произведенных им на лицевом счете для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, вносить без согласия бюджетного учреждения (клиента) исправительные записи в лицевой счет в пределах текущего финансового года. В бухгалтерском учете у бюджетного учреждения данные записи будут отражаться на основании справки органа Федерального казначейства на дату обнаружения ошибки. Причем орган Федерального казначейства обязан уведомить об ошибке и ее исправлении бюджетное учреждение (клиента) не позднее следующего дня после оформления исправительной записи.

Бывают ситуации, когда бюджетные учреждения теряют выписки или приложения к ним. В этом случае органом Федерального казначейства может быть выдан дубликат с разрешения его главного бухгалтера или другого сотрудника, уполномоченного руководителем органа Федерального казначейства (п. 25 Порядка открытия и ведения лицевых счетов).

Бухгалтерский учет

Средства, поступившие во временное распоряжение клиента, в бухгалтерском учете отражаются по счету 2 201 02 000 «Денежные средства учреждения во временном распоряжении». Согласно п. 89 Инструкции N 25н счет применяется для учета денежных средств в валюте РФ и в иностранной валюте, проступивших во временное распоряжение учреждения. Указанные денежные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке. Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выписке со счетов.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Поступление денежных средств оформляется бухгалтерской записью:

Дебет счета 2 201 02 510 «Поступление денежных средств во временное распоряжение учреждения»

Кредит счета 2 304 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».

Возврат денежных средств владельцу или передача их по назначению в установленном порядке отражается следующей записью:

Дебет счета 2 304 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

Кредит счета 2 201 02 610 «Выбытие денежных средств учреждения, поступивших во временное распоряжение».

Ежемесячно, не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным, органы Федерального казначейства осуществляют сверку с бюджетным учреждением остатков, а также операций по движению средств на лицевом счете для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении (п. 16 Порядка открытия и ведения лицевых счетов). Сверка производится путем представления клиенту органом Федерального казначейства под расписку справки по операциям со средствами, поступающими во временное распоряжение. Сведения, отраженные в справке, показываются нарастающим итогом с начала года на первое число месяца, следующего за отчетным. Если в течение трех рабочих дней с даты вручения бюджетному учреждению справки по операциям со средствами, поступающими во временное распоряжение, в орган Федерального казначейства не будут представлены возражения, оформленные в письменной форме, то совершенные операции и остатки, отраженные на этом лицевом счете, считаются подтвержденными.

Остаток средств, поступивших во временное распоряжение в предшествовавшем финансовом году, не перечисляется в доход бюджета, а подлежит учету в текущем финансовом году на лицевых счетах по учету этих средств как остаток на 1 января текущего финансового года.

Закрытие лицевых счетов

В соответствии с п. 8 Порядка открытия и ведения лицевых счетов лицевые счета для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, закрываются органом Федерального казначейства:

а). по заявлению на закрытие лицевого счета, представленному клиентом в связи с реорганизацией, изменением подчиненности главному распорядителю средств, завершением работы ликвидационной комиссии, переходом клиента на обслуживание в другой орган Федерального казначейства и его убытием с места временной дислокации на место постоянного нахождения;

б). при отмене или признании утратившими силу законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, являющихся основанием для осуществления операций со средствами, поступающими во временное распоряжение клиента (в нашем случае при отмене или внесении изменений в Закон N 94-ФЗ);

в). в связи с исключением клиента из Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в установленном порядке.

На дату закрытия лицевого счета для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, орган Федерального казначейства производит с клиентом сверку движения и остатков сумм средств, поступивших во временное распоряжение с начала финансового года по день закрытия счета включительно. Результаты сверки оформляются актом сверки операций по лицевому счету для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального учреждения, в соответствии с законодательством РФ. В день подписания акта сверки клиент при наличии на его лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, остатка средств, поступивших во временное распоряжение, представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление остатка средств по назначению.

Если закрытие счета происходит по причине перевода бюджетного учреждения на обслуживание в другой орган Федерального казначейства, то орган Федерального казначейства по прежнему месту обслуживания перечисляет денежные средства, поступившие на счет указанного органа Федерального казначейства после закрытия лицевого счета для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении клиента, в соответствии с реквизитами, указанными в заявлении, оформленном согласно Приложению N 6 к Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н, а в случае их отсутствия возвращает отправителю.

Переоформление и закрытие лицевых счетов для учета операций со средствами, находящимися во временном распоряжении, осуществляются в порядке, установленном п.п. 28-31.1. и 33-37 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России N 142н, на основании заявлений согласно Приложениям NN 5 и 6 к данной Инструкции.

травматологии и ортопедии

Агентства по высокотехнологичной

медицинской помощи», к.э.н.

Подписано в печать

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: европоддоны куплю по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.