Личные неимущественные и имущественные авторские права реферат

Имущественные права авторов

Главная > Реферат >Государство и право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И

по учебной дисциплине

на тему: «Имущественные права авторов»

Студент III курса

Сдал: _________________2010 г. Преподаватель

Принял: _________________ 2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Имущественные права авторов 6

Динамичное развитие науки, техники и культуры невозможно без соответствующего законодательного закрепления прав интеллектуальной собственности, таких, как право авторства, право на имя, право на воспроизведение результатов интеллектуальной деятельности, право на оплату интеллектуального труда и т.д., и, конечно же, право на их охрану и защиту.

Российская Федерация до принятия четвертой части Гражданского кодекса РФ имела в своем распоряжении Федеральные законы, раздельно регулировавшие отношения, складывавшиеся по поводу интеллектуальных продуктов промышленного и непромышленного назначения, а также средств индивидуализации участников гражданского оборота и продуктов их деятельности. До вступления в силу четвертой части ГК РФ законодательство Российской Федерации в области авторского права основывалось на Конституции РФ и состояло из:

1) Гражданского кодекса РФ;

2) Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;

3) Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

4) Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и других законов.

Содержание этих нормативных актов, как можно видеть, все последние годы менялось, приспосабливаясь к изменяющимся условиям социально-экономической действительности внутри России и ее международным обязательствам.

«Сегодня Российская Федерация оказывается первой страной, где за основу берется единая модель правового регулирования оборота всех интеллектуальных продуктов и средств индивидуализации лиц и результатов их деятельности в гражданском обороте» 1 .

Законодатель принял к руководству идею «единого технического решения», предусмотрев правовые нормы, общие для всех результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, и соединив их в 69-й главе под названием «Общие положения» 2 . Можно считать это решение доказательством признания общей части всего гражданско-правового регулирования «интеллектуальных прав», или прав на «результаты интеллектуальной деятельности» и средства индивидуализации.

В данной работе исследуются нормы российского и международного гражданского законодательства, регулирующие авторские и смежные права, практика их применения, вопросы эффективности этих норм, целесообразности. Это касается не только содержания указанных норм, но также и законодательной техники их изложения. Проводится сравнительный анализ «старого» и «нового» законодательства в области прав интеллектуальной собственности.

Основной задачей реферата является исследование вопроса об имущественных правах авторов.

Целью исследования является рассмотрение действующего законодательства, закрепляющего за автором исключительные права на использование созданного им произведения, рассмотрение перечня конкретных авторских правомочий конкретизирующий принадлежащие автору исключительные права на использование произведения, имущественные права авторов.

Достижение указанных целей осуществлялось с помощью решения комплекса задач, из которых можно выделить следующие:

— анализ российского законодательства, регулирующего авторские права;

— изучение имущественных прав авторов.

В качестве теоретической основы исследования были использованы труды российских и советских ученых, специалистов в области теории гражданского права: Гордона М.В., Близнец И.А., Моргуновой Е.Н., Сергеева А.П., Антимонова Б.С., Дедовой Е.А. и других.

Правовую основу составили такие нормативно-правовые акты, как: Конституция РФ, Часть четвертая Гражданского кодекса РФ, Закон РФ «Об авторских и смежных правах» (утратил силу), различные Федеральные законы РФ и международные нормативные акты.

При написании работы использовались метод логический, сравнительно-правовой.

Структура работы имеет следующий вид: введение, основная часть — имущественные права, заключение, список использованных источников.

Имущественные права авторов

Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах, объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц.

Право на использование произведения есть не что иное, как возможность автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с представлением третьим лицам доступа к произведению и с его использованием. Открывая третьим лицам доступ к произведению, автор определяет и те способы, с помощью которых его произведение будет использовано. При этом произведение может быть использовано как в своей первоначальной, так и в измененной форме (например, в переводе или в переработанном виде), с воспроизведением той материальной формы, с которой связано произведение (например, переиздание книги), или без такового воспроизведения (например, публичное исполнение) и т. д.

В соответствии с п. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса РФ 3 (далее – ГК РФ) исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: воспроизводить произведение; распространять экземпляры произведения путем продажи или иного отчуждения; сдавать в прокат оригиналы или экземпляры произведений; импортировать экземпляры произведения в целях распространения; публично показывать произведение; публично исполнять произведение; сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир; сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств; переводить произведение; переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включает также практическую реализацию таких проектов.

Перечень конкретных авторских правомочий конкретизирующий принадлежащие автору исключительные права на использование произведения, охватывает собой лишь типичные случаи использования произведений и не носит исчерпывающего характера. Любые другие способы использования произведений, как существующие ныне, так и те, которые могут появиться в дальнейшем, должны применяться лишь с согласия автора или его правопреемников.

Права на использование произведения могут осуществляться как самим автором, так и другими лицами, которым автор разрешает использовать произведение. Чаще всего, особенно если избранный способ использования произведения требует особых технических средств, авторы передают соответствующие права специализированным организациям (издательствам, киностудиям, театрам и т. д.), заключая с ними авторские договоры 4 . Права на использование произведения носят в основном имущественный характер, хотя в них также присутствуют яичные элементы. После смерти автора, данные права переходят к наследникам, по усмотрению которых осуществляется допуск к произведению всех остальных лиц. Использование коллективных произведений осуществляется по взаимному согласию соавторов. При невозможности достижения согласия вопрос решается судом по иску любого из соавторов. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Воспроизведение произведения — это любое повторное придание произведению объективной формы, которое может заключаться в изготовлении одного или более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, в изготовлении в трех измерениях одного или более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного или более экземпляра трехмерного произведения. При этом экземпляром произведения признается копия произведения в любой материальной форме. Гражданский кодекс существенно уточняет положение Закона об авторском праве, согласно которому воспроизведением также является запись произведения в память ЭВМ. Воспроизведением произведения в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК 5 считается его запись на любом электронном носителе, в том числе в память ЭВМ, за исключением случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.

Особым видом воспроизведения признается репродуцирование, т.е. факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Выделение в законе данного вида репрографического воспроизведения обусловлено тем, что современные технические средства позволяют за лицам быстро и относительно недорого получать такие копия произведения, которые по своему качеству не уступают оригиналу или даже превосходят его. Поэтому в ряде норм специально оговариваются условия и пределы репродуцирования произведений третьими лицами. Репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение копий произведения в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме.

Распространение произведения возможно путем продажи или иного отчуждения (дарения, мены) его оригинала или экземпляров, т.е. его материальных носителей. При этом в отличие от п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве 6 понятие распространения произведения не включает его сдачу в прокат. Вместо этого подп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК 7 предусматривает прокат оригинала или экземпляра произведения как самостоятельный способ использования. Это исключает необходимость дополнительно указывать в законе, что право сдачи экземпляров произведения в прокат сохраняется за автором независимо от права собственности на эти экземпляры (как это сделано в абз. 2 п. 3 ст. 16 Закона об авторском праве 8 ). Поскольку прокат произведения является самостоятельным способом использования, приобретение любого материального носителя произведения не дает собственнику права сдавать его в прокат без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения.

Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ признано нарушением распространение экземпляров произведений, приобретенных у лица, не обладающего правом на их распространение. Товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к торговой фирме о конфискации у ответчика видеокассет с художественным фильмом, находящихся в продаже, и о взыскании с него полученного дохода вместо возмещения убытков. Ответчик сослался на факт приобретения им продаваемых кассет у третьего лица по договору купли-продажи и заявил о невозможности в связи с этим нести ответственность. При этом торговая фирма не отрицала, что ее действия привели к возникновению у правообладателя убытков. Покупая товар у третьего лица, фирма не проверила наличие у него права на распространение видеокассет с упомянутым фильмом (тогда как истец доказал отсутствие у третьего лица такого права), т.е. не приняла всех зависящих от нее мер, позволяющих предотвратить нанесение правообладателю убытков вследствие незаконного распространения видеокассет.

Основываясь на нормах законодательства, суд посчитал, что распространение экземпляров произведения является самостоятельным имущественным правом автора (правообладателя), поэтому нарушением авторских прав является любое распространение без разрешения правообладателя, и сделал вывод об удовлетворении исковых требований 9 .

В настоящее время достаточно широко распространены программы для ЭВМ прикладного, вспомогательного характера, без которых, например, не могут функционировать многие бытовые приборы, технические средства или материальные носители с записями аудиовизуальных и иных произведений. Применение требования о получении у правообладателя разрешения на прокат таких программ необоснованно затруднило бы отношения, связанные с прокатом соответствующих бытовых приборов, технических средств или материальных носителей. В связи с этим в п. 4 ст. 1270 ГК РФ 10 введено правило, соответствующее п. 2 ст. 7 Договора ВОИС по авторскому праву 11 и ст. 11 Соглашения ТРИПС; согласно этому правилу требования подп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК не применяются в отношении программ для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката 12 .

Личные неимущественные права. Право авторства и право на имя

И.Тулубьева, начальник отдела авторского права ЗАО «Интеллект-Консалтинг»

С каждым годом становится все актуальнее проблема соблюдения личных неимущественных прав авторов при использовании произведений в рекламе, Интернете, на телевидении, радио. Личные неимущественные права являются основой для реализации автором прав на использование произведения, а их нарушение может повлечь самые негативные последствия для обеих сторон.

С момента создания произведения в объективной форме у автора возникают исключительные права на его использование, которые могут быть переданы по авторскому договору. С этого же момента автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права — право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Рассмотрим первые два из вышеперечисленных прав — право авторства и право на имя. Эти права являются абсолютными, т. е. защищают автора от нарушения (виновного либо невиновного) со стороны любых третьих лиц, как связанных с ним авторским договором, так и не связанных никакими отношениями. Право авторства и право на имя принадлежат только и исключительно автору произведения.

Право авторства означает право признаваться автором произведения и требовать такого признания от всех третьих лиц. Это важнейшее из личных неимущественных прав. Непосредственно из данного правомочия вытекают все другие права автора — как неимущественные, так и имущественные. Право авторства отражает объективный факт -создание произведения конкретным лицом. Следовательно, от авторства нельзя отказаться, и оно не может быть изменено соглашением сторон. Редко, но приходилось видеть подобные «документы», которые, конечно, не имеют юридической силы. Право на имя означает право автора выбирать способ указания своего имени при использовании произведения: подлинное имя, взятый им псевдоним, без обозначения имени, т. е. анонимно. В отличие от права авторства, право на имя реализуется волеизъявлением автора произведения. Только непосредственно сам автор, и никто иной, принимает решение о принятии псевдонима, его изменении на другой псевдоним или раскрытии своего подлинного имени. В большинстве случаев произведения используются под подлинными именами авторов, однако это не означает, что издательство вправе «автоматически» проставить имя автора, не спросив его согласия. Способ обозначения имени автора, как правило, определяется при заключении авторского договора. Поэтому часто именно нарушение исключительных имущественных прав автора (бездоговорное использование произведения) влечет за собой нарушение его личных неимущественных прав — права авторства и/или права на имя.

Личные неимущественные права, которые принадлежат всегда непосредственному создателю произведения, неотчуждаемы, их нельзя передать по авторскому договору (в отличие от имущественных прав).

Рассмотрим пример. Издательство заключило с автором договор об издании его произведений в детективной серии. Стороны согласовали вопрос о псевдониме автора, под которым и стали выходить детективные повести. Издательство приобрело псевдоним автора по договору купли-продажи, по условиям которого оно получило право распоряжаться им по своему усмотрению, а автор был не вправе без согласия издательства раскрывать свое подлинное имя и использовать этот псевдоним в книгах, выпускаемых другими издательствами. Спустя два года автор решил отказаться от дальнейшего сотрудничества с издательством, полагая, что оно скрывает тиражи и как следствие занижает гонорар. Свои новые произведения автор хотел передать другой издающей организации. Однако первое издательство запретило автору публиковать новые произведения под «раскрученным» псевдонимом и сообщило о том, что популярная серия будет продолжена с участием другого лица, но под тем же псевдонимом, на который, по мнению издательства, автор уже не имеет никаких прав. Автор обратился за юридической консультацией, ему разъяснили его права, после чего он заключил выгодный договор с другим издательством и продолжает использовать свой псевдоним.

Совершенно очевидно, что псевдоним — это личный выбор автора, и отнять его, так же как и навязать, никто не вправе. Сделки о «продаже» либо «передаче прав» на псевдоним — ничтожны, т. е. не порождают никаких правовых последствий. Автор может смело указывать свой псевдоним во всех случаях, когда посчитает нужным. Если же издательство будет использовать псевдоним автора при издании произведений, этим автором не созданных, то тем самым оно нарушит его личные неимущественные права и будет нести ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Право авторства и право на имя прекращаются со смертью автора, т. е. не наследуются. Однако эти права и после смерти автора охраняются, причем бессрочно. Наследники вправе осуществлять защиту личных неимущественных прав умершего автора, т. е. сохранять избранный автором способ обозначения имени, но не вправе изменять этот способ. В необходимых случаях защиту права авторства и права на имя осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. На практике часто имеют место случаи, когда наследники выдают пользователям разрешения на использование произведений или их фрагментов без указания имени автора, что, на наш взгляд, противоречит положениям Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон).

Право авторства и право на имя тесно связаны с имущественными правами автора — ведь только признавая лицо создателем произведения, пользователь станет согласовывать с ним условия использования произведения, заключать договор и выплачивать гонорар. При нарушении личных неимущественных прав, помимо отрицательных моральных последствий, автор и его наследники лишаются причитающегося им авторского вознаграждения за использование произведения. Однако нарушения права авторства и права на имя иногда допускаются и при договорном использовании произведения.

Например, музыкальное или книжное издательство, заключившее с автором договор, без его на то согласия публикует произведение под придуманным издателем псевдонимом или, наоборот, несанкционированно раскрывает псевдоним автора, или же допускает элементарную опечатку в имени (фамилии) автора. Как правило, анонимно используются произведения в рекламе, однако пользователь не вправе делать это без согласия автора. Зачастую имена авторов не указывают в газетах, журналах, Интернете, забыв зафиксировать такое условие в авторском договоре. В этих случаях, несмотря на договорные отношения между сторонами, к пользователю могут быть предъявлены не только требования о взыскании морального вреда по ст. 151 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), но также претензии, основанные на ст. 49 Закона.

Поэтому необходимо оговорить право использования произведения без указания имени автора в тех случаях, когда это делать затруднительно. В Законе четко определено, что произведение или даже его небольшой фрагмент нельзя использовать анонимно, если нет на то согласия автора. Выход один -в авторском договоре должно быть зафиксировано согласие автора с тем, что части его произведения будут использованы, к примеру, в таких-то видах рекламы без указания имени автора.

Очень важно, чтобы в договоре был определен порядок указания имен соавторов, если произведение создано несколькими лицами. Вовсе не обязательно, чтобы их имена (псевдонимы) были перечислены в алфавитном порядке, поскольку вклад каждого может быть разным и, кроме того, на очередность проставления имен соавторов могут влиять их заслуги, авторитет и известность. Поэтому разумно согласовывать очередность указания имен (псевдонимов) соавторов непосредственно в авторском договоре, который в случае возникновения споров издательство или иной пользователь всегда смогут предъявить в суде.

При нарушении права авторства и/или права на имя недостаточно направить автору письмо с извинениями и признанием авторства. Это не будет восстановлением положения, существовавшего до нарушения права, по смыслу ст. 12 ГК РФ и ст. 49 Закона. Необходимо довести информацию об авторе произведения и его имени (псевдониме) до того круга читателей (зрителей), который был введен в заблуждение относительно истинного авторства. Кроме того, с нарушителя личных неимущественных прав автора может быть взыскана компенсация в диапазоне от 10 до 50 000 МРОТ, а экземпляры произведения будут конфискованы судом для последующего уничтожения или передачи автору.

Присвоение авторства (плагиат) российское законодательство традиционно относит к преступлениям — общественно опасным деяниям. В тех случаях, когда такое деяние причинило крупный ущерб, ст. 146 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность в виде штрафа, обязательных работ либо лишения свободы на срок до двух или даже до пяти лет (ч. 2ст. 146).

Имущественные и неимущественные права автора

Главная > Закон >Государство и право

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра международных экономических отношений и права

по курсу «Хозяйственное право» на тему:

Имущественные и неимущественные права автора

Студент гр. 3513-31

Доцент каф. МЭОиП

Личные неимущественные права автора …………………………………4- 17

Неимущественные права автора …………………………………………..18-25

Список использованной литературы …………………………………………27

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

В субъективном смысле авторское право — те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.

Главным нормативным документом в Российской Федерации, рассматривающим авторское право, на сегодняшний день является Гражданский Кодекс РФ (далее ГК РФ).

Ранее действовавшее законодательство ( ст. 15 — 16 Закона об Авторском Праве, далее ЗоАП) весь комплекс авторских правомочий подразделяло на личные неимущественные права и имущественные права.

По действующему ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Авторские права включают в себя:

1) личные неимущественные права, к которым относятся:

— право авторства; — право автора на имя; — право на неприкосновенность произведения; — право на обнародование произведения; — иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

2) исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом;

Задачей данного реферата является раскрытие основных имущественных и личных неимущественных прав автора с использованием примеров из современной судебной практики.

Личные неимущественные права автора

Исключительное право на произведение

Рассмотрение исключительного права на произведение целесообразно начать с исследования его правовой природы.

Данный вопрос в науке гражданского права является дискуссионным. Так, А.П. Сергеев указывает на исключительные права как личного, так и имущественного характера. И.А. Зенин к исключительным относит только имущественные права. В.И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное, однако отмечает, что «принято выделять две группы правомочий по исключительным правам – личные неимущественные и имущественные». В.А. Белов также считает исключительные права имущественными по своей природе.

Согласно ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право на произведение – это право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 Кодекса в любой форме и любым способом, не противоречащим закону (в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Проиллюстрировать применение положения ст. 1270 прокат оригинала или экземпляра произведения является использованием произведения на практике можно следующим примером.

В помещении магазина ЗАО «Мир компьютеров» (далее – общество) распространяло программы для ЭВМ, авторские права на которые принадлежат ЗАО «1С».

При продаже экземпляра программы общество вместе с кассовым чеком выдавало покупателю талон, подтверждающий проверку диска продавцом и гарантию отсутствия дефектов. Такой талон предоставлял покупателю право в течение неопределенного времени обменять диск на любой другой, а также после совершения пяти обменов – право на получение одного диска бесплатно.

ЗАО «1С» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу о взыскании компенсации за нарушение авторских прав, полагая, что данные действия ответчика нарушают исключительное право ЗАО «1С» на сдачу программ в прокат, которое в установленном порядке ответчику не передавалось.

Ответчик иск не признал, сославшись на исчерпание правообладателем своих прав после первой продажи программ и допустимость их распространения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения.

Суды согласились с доводами общества, в удовлетворении исковых требований отказали.

Президиум ВАС РФ указал, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, исковые требования – удовлетворению по следующим основаниям.

Исключительное право автора на использование произведения означает право осуществлять или разрешать осуществлять названные в нем действия, в том числе распространять экземпляры произведений любым способом (право на распространение).

Отношения, сложившиеся у ответчика с потребителями, свидетельствуют о том, что последние не только приобретали вещное право на экземпляр программы для ЭВМ, но и право на использование программы путем воспроизведения, то есть записи ее в память ЭВМ. Пользователь программы, купивший первый диск у общества, после обмена своего экземпляра (с доплатой) на другой приобретал право на неопределенное время (до следующего обмена) использовать новую программу. Общество же получало возможность повторно продать этот же экземпляр или передать ее новому покупателю во временное пользование (до следующего обмена).

По своему экономическому и правовому содержанию обязательства общества, изложенные в так называемом гарантийном талоне, сводились к коммерческому прокату программ для ЭВМ, который приводит к широкому копированию таких произведений, наносящему ущерб исключительному праву на воспроизведение.

Таким образом, действия ответчика представляли собой самостоятельный способ использования объекта авторских прав, нарушали ограничение принципа исчерпания прав, запрет без согласия автора распространять его произведения в коммерческих целях.

Указанные действия подлежат пресечению с выплатой правообладателю исключительных прав компенсации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 3919/05).

В силу ст. 1271 ГК РФ для оповещения о принадлежащем исключительном праве на произведение правообладатель может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

— латинской буквы «C» в окружности;

— имени или наименования правообладателя;

— года первого опубликования произведения.

Буква «C» является начальной буквой английского слова «copyright» («авторское право»). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений на практике призвано обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы и общества (таможенные, авторские и т.п.), в чью компетенцию входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с неправомерным использованием произведений, охраняемых законом.

Следует особо подчеркнуть, что использование знака охраны авторского права является правом, а не обязанностью автора или иного правообладателя. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско-правовой охраны.

Правообладатель может не только использовать, но и распоряжаться исключительным правом на произведение любым способом, не противоречащим закону и существу такого исключительного права. Согласно ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ).

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного п. 1 ст. 1281 ГК РФ.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

В отличие от личных неимущественных прав, исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ). В случаях, предусмотренных ст. 1151 Кодекса, исключительное право на произведение, входящее в состав наследства, прекращается, и произведение переходит в общественное достояние.

Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Личные неимущественные права авторов произведений науки, литературы и искусства

Личные права авторов произведений науки, литературы и искусства как объект гражданско-правовой защиты. Международная защита прав авторов произведений. Содержание неимущественных прав авторов. Право на имя, защиту репутации, обнародование, опубликование.

Подобные документы

Понятие, субъекты и объекты авторского права и их защита. Авторский договор. Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности: объекты авторского права и смежных прав правообладателей. Регулирование правил правопреемства и передачи прав.

курсовая работа, добавлен 27.08.2008

Анализ сущности авторского права, являющегося частью правопорядка и призванного обеспечить защиту прав создателей творческих произведений науки и искусства. Понятие авторского произведения. Способы защиты личных неимущественных и исключительных прав.

дипломная работа, добавлен 25.06.2010

Положения о патентном и авторском праве. Гражданско-правовые отношения в сфере защиты прав авторов изобретений и патентообладателей. Судебный, административный и гражданско-правовой порядок защиты патентных прав, формы ответственности за их нарушение.

курсовая работа, добавлен 08.04.2013

Исключительные права имущественного характера и личные неимущественные права. Нормативная основа правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием, использованием, гражданским оборотом и защитой произведений науки, литературы и искусства.

реферат, добавлен 24.11.2013

Авторское право как система норм права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие с созданием и использованием произведений науки и искусства. Объекты и субъекты авторского права. Способы защиты авторского права.

реферат, добавлен 30.10.2010

Понятие, правовая природа авторских и смежных прав. Личные неимущественные и неимущественные права авторов. Виды смежных прав и их характеристика. Виды нарушения авторских и смежных прав, способы защиты и ответственность за них согласно законодательству.

дипломная работа, добавлен 17.11.2010

Общая характеристика современного законодательства об авторском праве на музыкальные произведения. Авторские право на произведения науки, литературы и искусства. Объекты авторских прав, их охрана. Распространение оригинала или экземпляров произведения.

контрольная работа, добавлен 23.03.2011

Авторское право как совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства. Общая характеристика гражданско-правовых отношений в сфере исключительных прав и авторского права.

курсовая работа, добавлен 12.02.2016

Исследование общественных отношений, возникающих в сфере субъектов авторских прав. Комплексное рассмотрение авторов, соавторов и наследников как субъектов авторского права. Рассмотрение особенностей имущественных и личных неимущественных прав авторов.

курсовая работа, добавлен 24.01.2018

Авторское право и сфера его регулирования. Исключительная природа авторских прав. Характеристика понятий «авторское право» и «отдельные авторские полномочия». Виды авторских прав. Личные неимущественные права авторов. Срок действия авторского права.

дипломная работа, добавлен 15.10.2008

Рубрикатор

Личные неимущественные авторские права

Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений широкий круг авторских прав, которые представляют собой совокупность личных неимущественных и имущественных прав.

Особенность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер.

В статье 1255 ГК РФ указано, что автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ.

Следует отметить, что перечень авторских прав дан без выделения личных неимущественных прав в явной форме, что может создавать проблемы применения законодательства об их защите. Кроме того, сегодня часть прав, традиционно определяемых как личные неимущественные, все чаще становится предметом оборота. Например, передается, и на возмездных основаниях в том числе, право на обнародование произведения.

Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства.

Общее определение права авторства дается лишь в п. 1 ст. 1265 ГК РФ применительно к авторским произведениям как «право признаваться автором произведения».

В настоящее время практически для всех стран, в том числе и для России, ориентиром в установлении права авторства является положение п. 1 ст. 6 bis Бернской конвенции как основного международного акта в сфере авторского права: «Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора».

Право авторства является основным неимущественным правом автора, на основании которого возникают все остальные личные неимущественные и имущественные права. Необходимо выделить тот факт, что на первом месте в статье 1255 ГК РФ названо исключительное право на произведение, а право авторства стоит на втором. На наш взгляд, данное положение следует изменить. Исключительное право на произведение, согласно ст. 1226 Кодекса, является имущественным правом. Однако если у гражданина не возникло право авторства на произведение, то нет основания и для возникновения исключительного права, так как имущественное право предполагает возможность распоряжения произведением по усмотрению автора, а значит, необходимо создание произведения с одновременным возникновением права авторства.

В научной литературе не прекращаются попытки несколько развернуть и уточнить законодательное определение права авторства, связывая его не столько с «признанием», сколько с личными активными действиями по отстаиванию его за определенным лицом.

В. А. Хохлов считает, что право авторства все же включает в свое содержание возможность активных действий самого обладателя данного права. Они выражаются в возможности предопределять юридическую судьбу произведения, заключать договоры авторского заказа, в том числе и тогда, когда произведение еще не создано, отзывать произведение и прочее.

Еще раз подчеркнем, что это неотчуждаемое право. Соответственно автором произведения всегда должен выступать исключительно его творец. Между тем на практике бывают случаи, когда произведение пишется одним человеком, а автором выступает совсем другое лицо. Кроме того, право авторства не может быть передано ни по устному, ни по письменному соглашению. Это означает, что автор произведения в любой момент может обратиться в суд о признании своего авторства.

Право авторства тесно взаимосвязано с правом автора на имя. В соответствии с данным правом автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Согласно статье 1265 ГК РФ при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Другими словами, право на имя — это право на способ указания имени автора при использовании произведения.

Следующим личным неимущественным правом автора является право на неприкосновенность произведения.

В соответствии с п. 1 ст. 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Важно подчеркнуть, что после смерти автора правообладатель вправе разрешить внести в произведение автора различного рода изменения. При реализации данного права предусмотрено одно ограничение — вносимые изменения не должны искажать замысел автора, а также целостность восприятия произведения; изменения также не должны противоречить воле автора. Воля автора должна быть определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Кроме того, в п. 2 ст. 1266 ГК РФ предусмотрено, что извращение, искажение или иное изменение произведения, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора, а также посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ.

Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ было добавлено следующее положение: в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 1233 и п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

К числу личных неимущественных прав относится право автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Если автор передает другой стороне по договору произведение для использования, то считается, что автор согласился на опубликование произведения.

Право на обнародование не переходит по наследству. Данное право возникает в силу закона у лица, обладающего исключительным правом на произведение. Согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме.