Местный бюджет доходная и расходная части

Местный бюджет: доходная часть и расходная часть

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Муниципальный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местный бюджет можно разделить на текущий( совокупность доходов и расходов ОМСУ, обеспечивающих первоочередные нужды, функционирование муниципального хозяйства) и бюджет развития (совокупность доходов и расходов ОМСУ, направляемых на совершенствование и развитие МО).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Доходы местных бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в распоряжение ОМСУ. Расходы — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций МСУ. Органы МСУ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан; 2) доходы от местных налогов и сборов; 3) доходы от региональных налогов и сборов; 4) доходы от федеральных налогов и сборов; 5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, и другие безвозмездные перечисления; 6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; 8) штрафы; 9) добровольные пожертвования; 10) иные поступления.

Расходы местных бюджетов:оказание муниципальных услуг, в том числе ассигнования на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;социальное обеспечение населения;предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями;предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;обслуживание муниципального долга.

Трансферты населению – это бюджетные средства, отпущенные для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других соц выплат.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Местный бюджет: разработка, принятие, структура.

Местный бюджет – это самостоятельный вид бюджета (наряду с региональными и федеральными бюджетами). Разрабатывается местный бюджет местной администрацией, в структуре которой, как правило, имеются соответствующие комитеты (планирование). Принимается местный бюджет представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном для принятия решений. Если представительный орган по тем или иным причинам не может принять местный бюджет к началу следующего финансового года, до его принятия местная администрация осуществляет ежемесячные траты, исходя из ½ расходной части старого бюджета.

В начале каждого нового финансового года местная администрация должна представлять представительному органу местного самоуправления отчет об исполнении предыдущего бюджета, который также принимается большинством голосов. Представительным органом местного самоуправления могут создаваться специальные органы (контрольные) по аналогии со Счетной Палатой, с целью контроля за исполнением бюджета со стороны местной администрации.

Структура местного бюджета.

Как и любой другой бюджет, местный бюджет состоит из 2 частей:

Структура местного бюджета определяется бюджетным кодексом, т.к. финансовое право РФ устанавливает принцип единого бюджетного регулирования.

Доходная часть бюджета.

Доходы, входящие в эту часть по критериям своего происхождения делятся на следующие группы:

1. собственные доходы – доходы, полученные от:

* местных налогов и сборов (перечень местных налогов и сборов – налоговый кодекс)

* доходы от деятельности муниципальных предприятий и учреждений

* доходы от так называемого самообложения граждан

2. так называемые регулируемые доходы – это доходы от государственных дотаций. Возможны ситуации, когда у муниципального образования недостаточно собственных финансовых средств для регулирования вопросов местного значения, тогда государство обязано профинансировать решение этого вопроса, делая это за счет дотаций.

Дотации – причисление из вышестоящего бюджета в нижестоящий, не имеет в отличие от субвенций строго целевого назначения.

Дотации распределяются из регионального фонда соответствующего уровня бюджетного обеспечения муниципальных образований данного субъекта Федерации. Объем дотирования заранее может быть неизвестен, определяется в процессе исполнения местного бюджета. Поэтому данные доходы называются регулирующими.

3. Государственные субвенции – это средства, перечисляемые из регионального бюджета, переданные для выплаты государственной помощи.

Имеют строго целевое назначение.

4. Иные доходы. Муниципальное образование является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Оно может выпускать муниципальные займы, проводить лотереи, брать займы по другим гражданско-правовым договорам, выступать в качестве обычного субъекта частного права.

Расходная часть местного бюджета

Состоит из расходов на финансирование, вопросов местного значения и расходуются на финансирование отдельных переданных государством полномочий.

3. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования Понятие бюджета муниципального образования (местного бюджета)

Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

С точки зрения экономической теории местный бюджет следует рассматривать как совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода страны, обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти.

Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задачи и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

1) широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса;

2) высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории;

3) гибкостью, поскольку система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития.

В настоящее время местные бюджеты, являясь частью финансовой системы Российской Федерации, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные для решения вопросов местного значения, выполнения функций органов местного самоуправления. Каждое муниципальное образование в соответствии с законом имеет собственный бюджет. Таким образом, к бюджетам муниципальных образований относятся городские, районные, поселковые бюджеты, а также районные бюджеты в районах городов и бюджеты сельских населенных пунктов.

Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:

1) наличием собственных источников доходов;

2) правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;

3) правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения (данные средства не подлежат изъятию органами государственной власти);

4) правом на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти;

5) ответственностью органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета.

Местный бюджет имеет доходную и расходную части.

Доходная часть местных бюджетов

Согласно действующему законодательству в РФ, доходная часть состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в себя финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

К собственным доходам бюджетов относятся:

• налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством РФ;

Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на дол го времен ной основе по разным видам таких доходов.

Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований составляют:

• собственные доходы от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

• отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектам РФ;

• государственная пошлина, за исключением зачисляемой в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

Согласно Налоговому кодексу РФ перечень местных налогов и сборов включает в себя следующие виды налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

Доли федеральных и региональных налогов (сборов) закрепляются за бюджетами муниципальных образований на постоянной основе в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

• доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

• часть доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

• доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;

• платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;

• доходы от проведения муниципальных денежно-вещественных лотерей;

• штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

• государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ.

Федеральным законодательством предусмотрено право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами и участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях.

Муниципальные бюджеты также пополняются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местного самоуправления.

Финансовая помощь муниципальному образованию от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации оказывается в форме дотаций и субвенций и подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств.

Дотации, субвенции, а также заемные средства играют роль вспомогательных источников доходов местных бюджетов.

Заемные средства могут быть предназначены для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или устранения финансовых трудностей в процессе исполнения утвержденного бюджета.

Исполнительные органы местного самоуправления по решению представительных органов вправе выпускать муниципальные займы на инвестиционные цели и получать ссуды — бюджетные средства, предоставляемые из иных бюджетов на возвратной, безвозмездной или возмездной основе.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными-органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие за собой дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Расходная часть местных бюджетов

В соответствии с законодательством в РФ выделены две группы расходов бюджетов муниципальных образований:

• расходы, совместно финансируемые из бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований;

• расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.

Следует отметить, что расходы местных бюджетов также разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы).

Бюджет развития формируется за счет ассигнований на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, а также затрат, связанных с воспроизводством, расходов, при • осуществлении которых увеличивается или создается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и иных расходов бюджета, включенных в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития, включаются в бюджет текущих расходов.

Различаются обязательные, добровольные и запрещенные расходы местных бюджетов.

В соответствии с законодательством обязательными для местных сообществ являются только расходы, которые определены в таком качестве законом, и расходы, необходимые для оплаты невостребованных долгов. Также обязательны и задолженности, появляющиеся из договорных обязательств и судебных решений. Добровольными являются расходы, которые местное сообщество может самостоятельно определять при условии, что они не входят в перечень запрещенных, а все обязательные расходы предварительно были покрыты необходимым объемом поступлений. К числу добровольных расходов относятся, например, связанные с деятельностью в экономической сфере (прямая и косвенная помощь частным лицам), дополнительная деятельность в гуманитарной и информационной сферах, расходы по строительству.

Запрещаются расходы, противоречащие бюджетным принципам. Если произведенный расход является запрещенным, он аннулируется по решению суда на основании протеста прокурора или-жалобы граждан (контроль внутренней легальности бюджета).

Как уже нами отмечалось, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законом обеспечивают муниципальным органам минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Нарушение принципа сбалансированности местного бюджета порождает его дефицит. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в двух основных формах:

• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени соответствующего муниципального образования;

• кредиты, полученные от кредитных организаций. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется

представительными органами местного самоуправления. Они вправе привлекать для этой цели аудиторов.

Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Росстат.

Местные бюджеты тесно взаимосвязаны с бюджетами субъектов РФ и федеральным бюджетом. Основные принципы межбюджетных отношений, средства и порядок бюджетного регулирования закреплены в законодательстве РФ. Исходя из указанных общих принципов следует выделить некоторые особенности участия муниципальных образований в межбюджетных отношениях.

Структура бюджета

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходная часть бюджета

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

К доходам бюджетов относятся (ст. 41 БКРФ):

1. налоговые доходы

a. доходы от предусмотренных законодательством федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов,

b. пени и штрафы по налогам.

2. неналоговые доходы:

a. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

b. доходы от продажи государственного имущества;

c. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

d. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;

e. средства самообложения граждан;

f. иные неналоговые доходы

3. безвозмездные поступления.

a. дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

b. субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

c. субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

d. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

e. безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Виды финансовой помощи:

Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

В случаях нецелевого использования субсидии и субвенции, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Суммы, которые передаются из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации, называются трансфертами (от англ. «transfer» = «перевод»). Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений в федеральный бюджет.

Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год.

Собственные доходы бюджета – налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах, неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, доходы, получаемые бюджетами в виде безвозмездных поступлений за исключением субвенций.

Расходная часть бюджета

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они осуществляются в виде бюджетных ассигнований на:

2. социальное обеспечение населения (социальные выплаты гражданам в виде пособий, компенсаций или покупка для их нужд товаров, работ, услуг;

3. предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями;

4. предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;

5. предоставление межбюджетных трансфертов;

6. предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

7. обслуживание государственного долга;

8. исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, МО о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Единым для бюджетной системы РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:

1. общегосударственные вопросы;

2. национальная оборона;

3. национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4. национальная безопасность;

5. жилищно-коммунальное хозяйство;

6. охрана окружающей среды;

8. культура, кинематография, средства массовой информации;

9. здравоохранение, физическая культура, спорт;

10. социальная политика;

11. межбюджетные трансферты

Можно сказать вышеуказанное деление является функциональным делением расходов бюджета.

Рис. 8. Структура бюджета.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Бюджетный дефицит или профицит может закладываться при составлении бюджета.

Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Сокращение профицита осуществляется в следующей последовательности:

— сокращение доходов от продажи государственной собственности,

— сократить доходы от продажи государственных запасов и резервов,

— предусмотреть дополнительное погашение долговых обязательств,

— увеличить расходы, в том числе за счет передачи доходов бюджетам других уровней.

Дефицит рассматривается как временный, если он составляет 3% от ВВП, до 10% – допустимый дефицит, свыше 20% – критический.

Источниками погашения дефицита являются:

— кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте России;

— государственные займы, полученные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы.

— государственные займы в валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Местный бюджет, его доходы и расходы

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой форме; они могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий.

Статьей 9 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что к ведению органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

o определение порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

o составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

o определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

o определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

o предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

o определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

o осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

Местный бюджет включает доходную и расходную части.

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

В п. 1 ст. 60 Бюджетного кодекса РФ установлено, что доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

К собственным доходам бюджетов относятся:

o налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством РФ;

o неналоговые доходы, предусмотренные в п. 4 ст. 41 БК РФ, а также иные неналоговые доходы;

o безвозмездные перечисления (ст. 45 БК РФ).

Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований составляют:

o собственные доходы от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации;

o отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом РФ в порядке, установленном ст. 52, 58 и 63 БК РФ;

o государственная пошлина, за исключением зачисляемой в соответствии со ст. 50 БК РФ в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

К местным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами. Согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ с января 2007 г. к местным налогам и сборам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Доли федеральных и региональных налогов (сборов) закрепляются за бюджетами муниципальных образований на постоянной основе в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 7 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанные доходы включают:

o часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ;

o часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;

o часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ;

o часть акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;

o часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со ст. 41-46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

o доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

o не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

o доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;

o платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

o доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

o штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;

o государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальные бюджеты также пополняются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении местного самоуправления.

Финансовая помощь муниципальному образованию от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации оказывается в форме дотаций и субвенций и подлежит учету в доходах местного бюджета, который является получателем этих средств.

Дотации — средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе в целях покрытия текущих расходов. Дотации не имеют целевого назначения и могут быть использованы по усмотрению органов местного самоуправления.

Субвенции — средства, выделяемые из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных государственных полномочий.

Исполнительные органы местного самоуправления по решению представительных органов вправе выпускать муниципальные займы на инвестиционные цели и получать ссуды — бюджетные средства, предоставляемые из иных бюджетов на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ доходных источников. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 63 БК РФ).

Население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ.

Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

С целью пополнения доходной части местных бюджетов представительные органы местного самоуправления вправе:

o устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;

o в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты.

Как указано в п. 5 ст. 1 Налогового кодекса РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом. Принятые решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

Перейдем к рассмотрению расходной части бюджета.

В Бюджетном кодексе РФ выделены две группы расходов бюджетов муниципальных образований:

o расходы, совместно финансируемые из бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований (ст. 85);

o расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов (ст. 87).

Расходы местных бюджетов также разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития (капитальные расходы) (ст. 67, 68 БК РФ).

Бюджет развития формируется за счет ассигнований на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, а также затрат, связанных с воспроизводством расходов, при осуществлении которых увеличивается или создается имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и иных расходов бюджета, включенных в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития, включаются в бюджет текущих расходов.

Различаются обязательные, добровольные (факультативные) и запрещенные расходы местных бюджетов.

В соответствии с законодательством обязательными для местных сообществ являются только расходы, которые определены в таком качестве законом, и расходы, необходимые для оплаты невостребованных долгов. Также обязательны и задолженности, появляющиеся из договорных обязательств и судебных решений.

Добровольными считаются расходы, которые местное сообщество может самостоятельно определять при условии, что они не входят в перечень запрещенных, а все обязательные расходы предварительно были покрыты необходимым объемом поступлений. К добровольным расходам относятся, например, связанные с деятельностью в экономической сфере (прямая и косвенная помощь частным лицам), дополнительная деятельность в гуманитарной и информационной сферах, расходы по строительству.

Запрещаются расходы, противоречащие бюджетным принципам. Если произведенный расход является запрещенным, он аннулируется по решению суда на основании протеста прокурора или жалобы граждан (контроль внутренней легальности бюджета).