Международный запрос по уголовному делу

§ 4. Выполнение международных запросов о производстве следственных действий

Минской конвенцией 1993 г. предусмотрено производство следующих следственных действий в порядке оказания правовой помощи: составление и пересылка документов; проведение осмотров, обысков, изъятий, передача вещественных доказательств; проведение экспертизы; допрос подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, экспертов (ст.

Европейская конвенция о правовой помощи 1959 г. предусматривает выполнение в рамках взаимной правовой помощи любых поручений, касающихся уголовных дел, которые направлены ей юридическими органами запрашивающего государства в целях получения свидетельских пока-

заний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов (ст. 3).

При выполнении международных поручений о производстве следственных действий (далее — международные следственные поручения) применяется законодательство запрашиваемого государства. Однако по просьбе запрашивающего государства могут быть применены и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если они не противоречат законодательству последней.

Полученные в результате выполнения международных следственных поручений материалы приобщаются к уголовному делу в качестве доказательств, о чем следователь, орган дознания или прокурор (далее — следователь) выносит постановление.

Эти доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами или принципом взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями УПК (ст. 455).

В соответствии с Минской конвенцией каждый лист протокола следственного действия, произведенного в соответствии с международным поручением, должен быть заверен гербовой печатью. В противном случае такой протокол теряет юридическую силу.

В необходимых случаях возможно присутствие представителей правоохранительных органов запрашивающей стороны при производстве следственных действий. В связи с этим по просьбе запрашивающего учреждения ему своевременно должно сообщаться о времени и месте исполнения поручения (ст. 4 Конвенции о правовой помощи 1959 г., п. 3 ст. 8 Минской конвенции 1993 г.). При необходимости выезда следователя для присутствия при проведении следственных действий на территории другого государства нужно получить на это письменное согласие последнего.

Выполнение отдельных следственных действий в порядке оказания правовой помощи по уголовным делам имеет свои особенности.

Согласно ст. 9 Минской конвенции 1993 г. следователь может вызвать для дачи показаний свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, а также эксперта для дачи заключения по уголовному делу. В таком случае им вручается повестка учреждением запрашиваемого государства с просьбой явиться в учреждение юстиции запрашивающего государства.

Вызываемые для дачи показаний участники уголовного процесса имеют следующие гарантии: они не могут быть независимо от своего гражданства

Раздел VI. Международное сотрудничество. и уголовный процесс

Международная правовая помощь по уголовным делам

привлечены на территории запрашивающего государства к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты наказанию за деяния, совершенные до пересечения его государственной границы, а также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства (ч.

Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю должны быть возмещены расходы, связанные с проездом и пребыванием в запрашивающем государстве, как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить указанные лица. По их ходатайству учреждение юстиции запрашивающего государства выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.

Явка названных участников уголовного процесса из другого государства в органы расследования стран СНГ является их правом, а не обязанностью, следовательно, они не могут быть подвергнуты приводу.

При необходимости допросить в качестве свидетеля или потерпевшего лицо, содержащееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы на территории другого государства, а также провести иное следственное действие с его участием это лицо, независимо от его гражданства, по обоснованной просьбе заинтересованной стороны может быть по решению Генерального прокурора (прокурора) запрашиваемого государства передано на время производства указанных следственных действий. На него распространяются гарантии, предусмотренные п. 9 Минской конвенции. При этом должны быть соблюдены два условия: 1) указанное лицо продолжают содержать под стражей; 2) оно подлежит возвращению в установленный срок.

Передача на время лица не производится:

— если не получено его согласие на такую передачу;

— в случае необходимости его присутствия на предварительном следствии или судебном разбирательстве на территории запрашиваемого государства;

— если такая передача может повлечь нарушение установленных сроков содержания этого лица под стражей или отбывания им наказания в виде лишения свободы.

Если в поручениях о производстве допроса в порядке оказания правовой помощи содержатся вопросы, которые запрашивающая сторона считает необходимым задать, это должно быть осуществлено в обязательном порядке.

Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности (ч. 2-4 ст. 457 УПК).

§ 3. Запрос об оказании международной правовой помощи по уголовным делам

Основанием оказания всех видов правовой помощи является международный запрос о правовой помощи по уголовным делам (в некоторых международных актах этот документ называется поручением, ходатайством или просьбой о взаимной помощи; несмотря на разные названия, по сути они тождественны), под которым понимается оформленный в соответствии с международным договором Российской Федерации и УПК РФ, документ, направляемый в соответствующий орган или должностному

лицу иностранного государства с просьбой осуществить определенные процессуальные действия по уголовному делу.

Запрос должен быть оформлен надлежащим образом и содержать следующие основные реквизиты, предусмотренные ст. 454 УПК и международными договорами:

1) наименование органа, от которого исходит запрос;

2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;

3) наименование уголовного дела и характер запроса;

4) данные о лицах, в отношении которых направляется ходатайство, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их наименование и место нахождения;

5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Запрос может содержать и другие сведения, необходимые для исполнения поручения (с. 74 Минской конвенции 1993 г., ст. 14 Конвенции о правовой помощи 1959 г.). Например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1998 г. предусматривает включение в поручение цели, с которой сделан запрос, а при необходимости — подробностей любого отдельного процессуального действия или требований, соблюдение которых было бы желательно запрашивающей стороне, с указанием соответствующих причин (ст. 13).

Запрос составляется в письменной форме и должен быть подписан должностным лицом, его составившим, а также должностным лицом федерального органа государственной власти, через который в соответствии с его компетенцией, определенной ч. 2 ст. 453 УПК и международным договором, направляется запрос, и скреплен гербовой печатью запрашивающего учреждения.

Составляя запрос, должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, описывает фабулу совершенного преступления, а также все действия, подлежащие исполнению запрашиваемым государством, и последовательность их проведения. Так, в запросе о производстве допроса свидетеля необходимо сформулировать вопросы.

В запросе излагаются также способы исполнения поручения. Например, в запросе о производстве следственного действия, следует указать на необходимость составления протокола в соответствии с уголовно-процессуальным

Глава XXXVIII. Международная правовая помощь по >

законодательством государства, на территории которого проводится следственное действие.

К запросу прилагается заверенная выписка из законодательного акта, необходимого для выполнения запроса, в том числе из уголовного закона -с изложением тех статей, по которым квалифицируется расследуемое преступление. При необходимости выполнения запроса о производстве следственного действия (выемки, обыска, наложения ареста на имущество или почтово-телеграфную корреспонденцию, освидетельствования и т. д.) прилагаются копии постановлений о производстве этих следственных действий, заверенные подписями и гербовой печатью. Кроме того, наряду с перечисленными документами вместе с запросом следует направлять копии постановлений о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству, а также о привлечении в качестве обвиняемого.

Запрос, направляемый в страны СНГ, составляется на русском языке, а при возможности — на государственном языке запрашивающего (запрашиваемого) государства. В случае исполнения документов на государственных языках указанных государств к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык.

Государствам — участникам европейских конвенций запрос и прилагаемые к нему документы направляются в переводе на государственный язык запрашивающего (запрашиваемого) государства, который заверяется подписью и печатью. В соответствии с Конвенцией о выдаче 1957 г. «запрашиваемая Сторона может потребовать перевод на один из официальных языков Совета Европы по своему выбору» (ст. 23).

Запросы исполняются в сроки, непосредственно указанные в нем или в международном договоре либо установленные национальным законодательством. В случаях, не терпящих отлагательства, практикуется направление запроса по факсу или по иным согласованным средствам электронной связи, что позже подтверждается письменным оригиналом.

Международными договорами предусмотрены дополнительные требования, предъявляемые к отдельным видам правовой помощи.

Например, Минская конвенция содержит требование об указании в поручении о взятии под стражу или задержании подозреваемого или обвиняемого до получения требования о выдаче сведений о вынесенном постановлении об аресте либо задержании или приговоре, вступившем в законную силу, а также обязательства о том, что требование о выдаче будет представлено дополнительно (ст. 61).

Поручение о передаче на время свидетеля или потерпевшего, содержащегося под стражей или отбывающего наказание в виде лишения свободы на территории запрашиваемого государства, должно дополнительно содержать указание на время, в течение которого требуется присутствие лица в запрашивающем государстве (ст. 7 Минской конвенции 1993 г.). Поручение, со-

Раздел VI. Международное сотрудничество. и уголовный процесс

Глава XXXVIII. Международная правовая помощь по уголовным делам

держащее ходатайство о вызове свидетеля или эксперта, проживающего на территории запрашиваемого государства, должно содержать обязательства запрашивающего государства о том, что его не привлекут к уголовной ответственности, не арестуют и не подвергнут наказанию за деяния, совершенные до пересечения границы, а также в связи со свидетельскими показаниями или заключением в качестве эксперта по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства. Наряду с этим должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица в счет возмещения расходов, связанных с проездом и пребыванием в запрашиваемой стране. Вызов таких лиц не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки.

Содержание поручения об осуществлении уголовного преследования должно содержать в соответствии со ст. 73 Минской конвенции 1993 г., кроме вышеуказанных положений, возможно более точное указание времени и места совершения деяния. К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении запрашивающего государства материалы уголовного преследования, а также доказательства. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью компетентного учреждения запрашивающего государства.

В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа. А в поручении об осуществлении уголовного преследования, наряду с указанием фамилии и имени подозреваемого лица, сведений о его гражданстве и других сведений о личности, необходимо дополнительно описать его внешность или приложить (по возможности) фотографию и отпечатки пальцев. Такое требование прямо указано в ряде двусторонних договоров.

Нарушение требований, предъявляемых к оформлению поручения влечет его неисполнение.

Как сделать международный запрос документов?

Полномочия органов Министерства юстиции в сфере международной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам

Для поддержания и развития экономических, правовых, иных связей между государствами и их субъектами, а также эффективного регулирования возникающих при этом отношений неотъемлемой частью мирового сообщества стал принцип взаимодействия и сотрудничества государств. Понятие международной правовой помощи тесно связано с таким явлением как сотрудничество или «общение» государств между собой, хотя только этим взаимодействие не ограничивается. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Международный договор — это соглашение двух или нескольких государств и (или) международных организаций, предусматривающее установление, изменение или прекращение взаимных обязательств участников экономических и иных отношений.

По делам, в которых участвуют иностранные физические или юридические лица, нередко складываются обстоятельства, когда возникает необходимость совершить те или иные процессуальные действия за границей. Это может быть вручение документов по гражданским и уголовным делам, допрос ответчиков и третьих лиц, истребование доказательств и материалов по делу, пересылки нотариальных и личных документов. Такие действия зачастую не могут быть выполнены тем или иным компетентным учреждением Российской Федерации, так как его юрисдикция ограничена территорией конкретного государства. В таких случаях предусмотрено направление иностранным компетентным органам просьб и ходатайств об оказании международной правовой помощи.

На сегодняшний день Россия является участницей более 70 международных соглашений, предусматривающих оказание правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам. Одной из основных задач соглашений является создание эффективного порядка оказания международной правовой помощи.

К многосторонним договорам с участием Российской Федерации относятся Конвенция по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954 г.; Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958 г.; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965 г.; Соглашение о порядке разрешений споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г.

Кроме этого, Российская Федерация является участницей более 40 двусторонних договоров о правовой помощи, предусматривающих взаимное оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие из таких договоров первоначально были подписаны и ратифицированы еще во время существования СССР, но продолжают свое действие на территории Российской Федерации в силу правопреемства.

Российская Федерация не является стороной ни в одном двустороннем или многостороннем соглашении о принудительном исполнении решений в области административного права. Следовательно, признать и исполнить решение российского суда о привлечении лица к административной ответственности на территории иностранного государства не представляется возможным.

Официально установленным центральным органом Российской Федерации, уполномоченным на осуществление в установленном порядке полномочий по реализации прав и исполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, в том числе в части истребования и пересылки копий наследственных дел и документов к ним, а также документов о регистрации актов гражданского состояния, является Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст России осуществляет данную деятельность непосредственно и через территориальные управления по субъектам Российской Федерации. В Волгоградской области таким органом является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области.

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 21 мая 2009 г. № 147, Управление в этой сфере наделено следующими полномочиями:

— реализация прав и исполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, в том числе пересылки копий наследственных дел и документов к ним, а также документов о регистрации актов гражданского состояния;

— получение в установленном порядке запросов о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и исполнение их либо направление для исполнения в другие органы государственной власти, а также направление в установленном порядке запросов о правовой помощи, рассмотрение других обращений в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Эти полномочия реализуются Управлением в следующих формах:

— получение запросов (ходатайств, поручений, просьб) об оказании международной правовой помощи от компетентных органов Волгоградской области и проверка их на соответствие требованиям международных двусторонних и многосторонних договоров, российского законодательства и требованиям сложившейся международной практики, и направление их для дальнейшего исполнения в Главное управление Минюста России по Ростовской области;

— получение через Главное управление Минюста России по Ростовской области запросов (ходатайств, поручений, просьб) об оказании международной правовой помощи от иностранных компетентных органов и направление их в соответствующие компетентные органы Волгоградской области;

— проверка документов российских компетентных органов об исполнении иностранных запросов (ходатайств, поручений, просьб) и направление их в запрашивающий орган через Главное управление Минюста России по Ростовской области;

— контроль исполнения запросов о правовой помощи, в том числе по срокам.

Необходимо отметить, что по ряду международных соглашений суды Российской Федерации наделены полномочиями непосредственно направлять запросы о правовой помощи в компетентные органы иностранных государств (Конвенция 1965 года).

В практике оказания международной правовой помощи возникают вопросы в получении повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и копий записи актов гражданского состояния из стран СНГ и Балтии, и Российской Федерации.

В этом случае исполнение международных договоров об оказании международной правовой помощи осуществляется через органы ЗАГС, главные управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам, Минюст России и Министерство иностранных дел России и иностранных государств.

Нотой Министерства иностранных дел Российской Федерации от 07 04 2009 г. № 1863/1денг был уведомлен Исполнительный комитет Содружества независимых государств о том, что органы записи актов гражданского состояния Российской Федерации уполномочены осуществлять непосредственные сношения с Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Украиной, Республикой Таджикистан, Республикой Молдова, Республикой Грузия.

Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации также оказывают международную правовую помощь судебным органам. В ходе судебного производства у судов Российской Федерации может возникнуть необходимость в получении дополнительной информации из компетентных источников иностранных государств, вручения извещения о времени судебного заседания и исковых заявлений и т. д. В таких случаях суд направляет запрос об оказании правовой помощи в территориальный орган Минюста России по месту своего нахождения.

Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации оказывают международную правовую помощь в нотариальной деятельности. Для ведения производства по наследственному делу нотариусы обращаются с поручениями (просьбами) об оказании содействия в получении сведений, документов, информации и иных видов правовой помощи, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, необходимых для совершения конкретного нотариального действия.

При отсутствии международного договора между Российской Федерацией и запрашиваемым иностранным государством, Минюст России взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в соответствии с российским законодательством и на основе международных принципов вежливости и взаимности, в необходимых случаях по согласованию с МИДом России.

В рамках предоставленных полномочий Управлением Минюста по Волгоградской области в 2010 г. рассмотрено 463 запроса (поручений, ходатайств) российских компетентных органов, их них: 440 запросов органов ЗАГС об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния, 17 судебных поручений, 5 ходатайств об истребовании копий наследственных дел и материалов по ним, 1 запрос от иных компетентных органов.

Управлением также рассмотрено 44 запроса иностранных компетентных органов в сфере оказания международной правовой помощи, в том числе 38 ходатайств об истребовании копий наследственных дел и материалов по ним, 2 запроса органов ЗАГС об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния, 1 ходатайство о признании судебного решения, 3 запроса от иных компетентных органов.

В общей сложности в 2010 году в Управление поступило 542 запроса от российских и иностранных компетентных органов в сфере оказания международной правовой помощи, из которых 507 запросов направлены для дальнейшего исполнения, возвращены для надлежащего оформления 35 запросов, поступившие от российских компетентных органов.

Специалист – эксперт отдела

по контролю и надзору в сфере

адвокатуры, нотариата,

государственной регистрации актов

Международного следственного поручения (запроса об оказании правовой помощи)

При выполнении данного задания необходимо руководствоваться методическими рекомендациями для предыдущего задания и нижеследующими.

Направление международных поручений в страны СНГрегламентируется Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г. и Протоколом от 28.03.1997 г.

В связи с тем, что при ратификации Конвенции участниками не были представлены перечни центральных органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, поручения необходимо адресовать компетентным органам иностранного государства.

Международное поручение, направляемое правоохранительным органам стран СНГ, составляется на русском языке в 2-х экземплярах, один из которых с двумя сопроводительными письмами, подписанными руководителем следственного подразделения, предоставляется в 5 отдел КМУ ГСУ при ГУ МВД России по г. Москве, а второй приобщается к материалам уголовного дела. Если по поручению необходимо проведение следственных действий в нескольких населенных пунктах (регионах) запрашиваемого государства, то в ГСУ предоставляется соответствующее количество экземпляров поручения. Само поручение подписывает следователь, в производстве которого находится уголовное дело.

При направлении поручений необходимо учитывать, что ряд стран (Республика Беларусь, Украина, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Республика Армения, Россия, Республика Молдова) ратифицировали Протокол от 28.03.1997 г. к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, которым статья 6, регламентирующая объем правовой помощи, была дополнена допросом подозреваемого. При определении процессуального статуса лица необходимо руководствоваться требованиями УПК РФ.

Поручения в страны СНГ направляются Следственным департаментом МВД России непосредственно в центральные органы МВД запрашиваемых государств, за исключением случая, когда в поручении содержится просьба о проведении следственного действия на основании судебного решения. При этом международные поручения направляются СД МВД РФ в Генеральную прокуратуру РФ. В этой связи необходимо представлять в ГСУ дополнительный экземпляр поручения для Генеральной прокуратуры.

Требования к содержанию поручения изложены в методических рекомендация для предыдущего задания.

Описательная часть поручения должна содержать подробное описание совершенного преступления, с обязательным указанием суммы ущерба и лиц, которым этот ущерб причинен. Помимо этого, в описательной части необходимо указывать все обстоятельства, установление которых содержится в просьбе о запрашиваемом содействии. Если необходимо допросить свидетелей, то следует указывать основания (причины) их допроса. Если вопросы касаются каких-либо физических или юридических лиц, должно быть указано, какое отношение они имеют к расследуемому преступлению.

Если есть необходимость в проведении выемки в какой-либо организации, учреждении или банке, расположенных на территории иностранного государства, необходимо прикладывать соответствующее постановление следователя или судебное решение. В соответствии с требованиями Генеральной прокуратуры Российской Федерации к поручению, содержащему просьбу о производстве следственных действий, требующих в рамках УПК РФ вынесения решения судом, должно быть приложено соответствующее судебное решение.

Особую сложность вызывает такие запросы, как истребование сведений о банковских счетах, движении денежных средств по ним, о владельцах телефонных номеров и о телефонных переговорах, о владельцах сайтов и IP-адресов. Вся эта информация является тайной, охраняемой федеральными законами, то есть получение этих данных требует судебного решения в соответствии со ст. ст. 29, 165, 183 УПК РФ. При подготовке такого рода запросов в обязательном порядке следует учитывать требования соответствующих Федеральных законов, например, «О связи», «О банках и банковской деятельности», «О коммерческой тайне», «О персональных данных» и другие.

Например, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» на основании запроса следователя с согласия руководителя следственного подразделения может быть получена только информация о наличии в финансовом учреждении счетов и их принадлежности без документального подтверждения.

Сведения о местонахождении (адресе) интересующих учреждений, организаций, банков иностранного государства следует получать, исходя из анализа имеющихся в распоряжении органов следствия документов либо из общедоступных источников информации.

При необходимости изъятия оригиналов документов, данная просьба должна быть обоснована (например, необходимостью производства криминалистических экспертиз), и предоставлены гарантии возврата документов по требованию запрашиваемой стороны либо после окончания производства по делу.

При необходимости проведения допросов, обязательно указывать процессуальный статус лица, которого необходимо допросить (свидетель, подозреваемый, обвиняемый), а также перечень вопросов, которые необходимо задать. Если по обстоятельствам дела имеется необходимость в допросе родственников обвиняемого, то в ходе допроса обвиняемого по уголовному делу целесообразно предварительно установить их анкетные данные. В случае отказа обвиняемого сообщить указанные сведения, в поручении необходимо указать, где предположительно могут проживать родственники, имея в виду адрес проживания обвиняемого и пояснив, что другими данными следствие не располагает, а также указать о факте отказа обвиняемого назвать адрес родственников.

Согласно указаниям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, получение характеризующих материалов в отношении свидетеля не предусмотрено УПК РФ и не входит в перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию. В связи с этим просьба о сборе характеризующих данных в отношении лиц, являющихся на момент направления поручения свидетелями должна быть мотивирована и нормативно обоснована (ч.1 ст.74 УПК РФ).

В тексте поручения должно быть указано, какое следственное или процессуальное действие требуется провести для установления тех или иных обстоятельств. Поручения, содержащие просьбу о производстве следственных (процессуальных) действий, не предусмотренных УПК РФ, не подлежат направлению.

Для обоснования необходимости проведения следственных действий на территории запрашиваемого государства, в поручении, направляемом в любое государство, должна содержаться ссылка на статью 453 УПК РФ, полный текст которой должен прилагаться к поручению.

Образец данного документа (на примере обращения в страну СНГ)

§ 2. Запрос о правовой помощи

Запрос о правовой помощи — официальный документ, который является основанием для осуществления международноправовой помощи при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий.

§ 2. Запрос о правовой помощи 451

правляется запрос. Если такого основания нет, в запросе можно сослаться на принцип взаимности, при этом дается обязательство данному иностранному государству также оказывать при необходимости правовую помощь. Это обязательство уполномочены письменно подтвердить Верховный Суд РФ, МИД России, Минюст России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России или же Генеральная прокуратура РФ.

Через МИД России запросы направляются в случаях, предусмотренных международными договорами. Независимо от вида основания для запроса он направляется через Верховный Суд РФ — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; Минюст России — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех других судов; через МВД России, ФСБ России, ФСКН России — в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора; Генеральную прокуратуру РФ — в остальных случаях.

Запрос должен содержать наименование органа, от которого исходит запрос, а также органа, в который направляется запрос, место его нахождения; наименование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их наименование и место нахождения; изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Некоторыми соглашениями допускается в случаях, не терпящих отлагательства, направлять запрос по телефону, телефаксу с последующим подтверждением его в письменном виде с приложением соответствующих документов. Обычно запрос исполняется в соответствии с законодательством страны-исполнителя. Но исполнитель вправе отступить от этого правила. Так, Министерство юстиции США в связи с исполнением запроса из России попросило указать, по какой форме должен быть составлен документ о допросе свидетеля, так как в США не предусмотрено составление протокола допроса свидетеля. Подобные отступления (если они не противоречат законодательству страны-исполнителя) в пользу страны, направившей запрос, соответствуют принципам соглашения об оказании

452 Глава 29. Международное сотрудничество

правовой помощи; они делаются для того, чтобы показания свидетелей, другие доказательства не были отвергнуты как недопустимые при разбирательстве уголовного дела в суде.

К запросу прилагаются необходимые документы: выписки из УК РФ и УПК РФ, имеющие отношение к данному уголовному делу, постановления о производстве обыска, других процессуальных действий, если это необходимо по закону, а также копии процессуальных документов из уголовного дела, позволяющие полнее провести допрос, другие процессуальные действия.

Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык государства, в которое они направляются, или же на иностранный язык, принятый для международного общения, в частности на английский язык, если это оговорено в двустороннем соглашении. Использование результатов конкретного запроса возможно только в соответствии с целями, указанными в нем.

Исполнение запроса будет задержано, если он не соответствует установленным требованиям. В такой ситуации исполняющая сторона обычно просит предоставить правильно оформленный запрос, документацию к нему, дополнительную информацию. Стандартного бланка запроса нет, но в ст. 454 УПК РФ указаны основные требования, предъявляемые к содержанию и форме письменного запроса. Необходимо, чтобы он был подписан уполномоченным на то должностным лицом и заверен гербовой печатью соответствующего органа.

Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования, согласно ст. 455 УПК РФ пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями УПК РФ, при условии что эти доказательства заверены и переданы в установленном порядке в соответствии с международными договорами, международными соглашениями или на основе принципа взаимности.

Доказательства, полученные во исполнение запроса, как и все другие доказательства, при производстве по уголовному делу подлежат оценке с позиции их относимости, допустимости, достоверности и достаточности (ч. 1 ст. 88 УПК РФ).

§ 2. Запрос о правовой помощи 453

При реализации указанного правила о равной юридической силе доказательств нередко возникают трудности из-за неоднозначного подхода законодательства разных государств к пониманию доказательств, а также к предъявляемым к ним требованиям. В частности, органам предварительного расследования и судам Российской Федерации необходимо учитывать, что в уголовном процессе зарубежных стран не существует установленных законом бланков протоколов следственных действий, а допросы свидетелей под присягой возможны только в суде.

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. не требует какого-либо удостоверения подлинности свидетельских показаний или иных документов, направленных во исполнение запроса. Но при этом документы должны соответствовать требованиям законодательства страны — исполнителя запроса.

Страны — участники соглашений нередко предусматривают дополнительные меры в обеспечение достоверности документов, других доказательств. Так, страны — члены СНГ, приняв в 1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, договорились, что каждый лист протокола следственного действия, произведенного во исполнение запроса, должен быть заверен гербовой печатью.

Если у лица, в производстве которого находится уголовное дело, возникла необходимость вызвать свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, то эти лица с их согласия могут быть вызваны по запросу в порядке, установленном ч. 3 ст. 456 УПК РФ, для производства процессуальных действий на территории России.

Чтобы исключить возможность действовать в обход сложных правил о выдаче из другого государства граждан для привлечения к уголовной ответственности, в ч. 4 ст. 456 УПК РФ прямо записано, что явившиеся по вызову лица, указанные в ч. 1 той же статьи, независимо от их гражданства не могут быть на территории России привлечены к уголовной ответственности, взяты под стражу, подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния, которые были совершены до прибытия по вызову в Россию. Этот иммунитет прекращается, если указанные лица остались на территории России более чем на 15 суток после окончания производства процессуальных действий, для которого было необходимо их присутствие. В том же порядке мо-

454 Глава 29. Международное сотрудничество

жет быть временно передано в Россию лицо, находящееся под стражей в другом государстве.

На условиях принципа взаимности исполняются запросы о производстве процессуальных действий, в том числе допросов свидетелей, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств. При этом принцип взаимности должен быть подтвержден письменным обязательством государства, направившего запрос, оказывать России правовую помощь в производстве процессуальных действий по запросу, направленному через уполномоченный на то орган.

Исполняя запрос, следователь, суд при производстве следственных, других процессуальных действий руководствуются нормами УПК РФ. Но на основе принципа взаимности они могут применять и нормы процессуального законодательства страны, направившей запрос, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам нашей страны.

При производстве допроса, других процессуальных действий, если на то получено согласие страны — исполнителя поручения, могут присутствовать представители государства, запрос которого исполняется, если это предусмотрено международными договорами, соглашениями или определено в качестве обязательства на основе принципа взаимности. По их просьбе такие лица должны быть своевременно извещены о времени и месте исполнения поручения, но они не вправе проводить какие-либо процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия.

Если запрос противоречит законодательству России, а также если его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету и безопасности, то он не может быть исполнен.

В соответствии с правилом действия уголовного закона в пространстве лицо, совершившее преступление на территории России, подлежит уголовной ответственности по УК РФ. Это правило распространяется и на иностранных граждан. Согласно ст. 458 УПК РФ если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории России, впоследствии оказался за ее пределами и если невозможно производство процессуальных действий с его участием на территории России, то в этой ситуации все материалы уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентный орган иностранного государства для осуществления уголовного преследования. Такое направле-

§ 2. Запрос о правовой помощи 455

ние уголовного дела происходит, если есть основания полагать, что иностранный гражданин не будет выдан для его уголовного преследования в России.

Дело в том, что не только в России, но и во многих зарубежных странах действуют нормы, согласно которым, как правило, гражданин, совершивший преступление за рубежом и оказавшийся на родине, подлежит привлечению к уголовной ответственности на территории своей страны.

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам и практика ее применения определили критерии, с учетом которых можно на условиях взаимности решить, нужно ли направлять уголовное дело в иностранное государство или же следует требовать выдачи иностранного гражданина для привлечения его к уголовной ответственности в России.

С учетом принципа взаимности УПК РФ (ст. 459) предусматривает, что запрос компетентного органа иностранного государства об уголовном преследовании гражданина России, совершившего преступление на территории иностранного государства и вернувшегося в Россию, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Материалы уголовного дела, присланные с запросом, проверяются и при необходимости дополняются в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства.

Если же в отношении гражданина России уголовное преследование за рубежом не было возбуждено до его возвращения в Россию, то уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным компетентным органом иностранного государства, как приобщенным к запросу, так и полученным дополнительно при производстве предварительного расследования.

Уголовное дело, направляемое в Россию, как и уголовное дело, направляемое в другое государство, в указанных выше случаях должно быть подшитым, пронумерованным, иметь опись документов; копии документов должны быть надлежащим образом заверены. В сопроводительном письме, а также в описи материалов уголовного дела указывается на то, какие вещественные доказательства, видео- и аудиозаписи, другие магнитные носители информации передаются вместе с уголовным делом в качестве приложений.