Надбавка по госслужбе

С какой даты устанавливать больший процент надбавки за выслугу лет на госслужбе

Стаж госслужбы исчисляется в днях, месяцах и годах. Этого требует п. 5 Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 229.

При этом надбавка за выслугу лет на государственной службе устанавливается на уровне 3% должностного оклада госслужащего за каждый календарный год стажа госслужбы, но не более 50% должностного оклада (ст. 52 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII).

Поэтому в письме Минсоцполитики от 29.05.2017 г. № 985/0/102-17/28 отмечается: поскольку стаж госслужбы исчисляется, в частности, в днях, размер надбавки изменяется со дня приобретения права на повышение (или установления).

Составляющие зарплаты госслужащих, подлежащие обязательной выплате

Алла Литвин,
заместитель директора Департамента по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда, начальник отдела государственного регулирования заработной платы в бюджетной сфере

вопрос

Какие составляющие заработной платы госслужащих относятся к подлежащим обязательной выплате?

ответ

В соответствии со ст. 33 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 г. № 3723-XII (далее — Закон о госслужбе ) заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок.

В настоящее время условия оплаты труда государственных служащих определяются постановлением КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 (далее — постановление № 268 ).

Должностные оклады государственных служащих устанавливаются в зависимости от сложности и уровня ответственности исполняемых служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 26 Закона о госслужбе ранги присваиваются государственному служащему при принятии на государственную службу в пределах соответствующе й категории.

Надбавка за ранг устанавливается в соответствии с рангом, присвоенным государственному служащему. Положение о рангах государственных служащих утверждено постановлением КМУ от 19.06.1996 г. № 658 . Размеры надбавок за ранги государственных служащих утверждены приложением 57 к постановлению № 268.

Надбавка за выслугу лет в соответствии со ст. 33 Закона о госслужбе и согласно п. п. 4 п. 3 постановления № 268 выплачивается государственным служащим ежемесячно к должностному окладу с учетом надбавки за ранг и в зависимости от стажа государственной службы в таких размерах: свыше 3 лет — 10 %, свыше 5 лет — 15 %, свыше 10 лет — 20 %, свыше 1 5 лет — 25 %, свыше 20 лет — 30 %, свыше 25 лет — 40 %.

Кроме того, постановлением № 268 работникам указанных органов предусмотрена выплата:

  • надбавки за почетное звание «заслуженный» в размере 5 % должностного оклада;
  • надбавки за знание и использование в работе иностранного языка: одного европейского — в размере 10 %, одного восточного, угро-финского или африканского — 15 %, двух и более языков — 25 % должностного оклада;
  • доплаты за ученую степень кандидата или доктора нау к по соответствующей специальности — в размере соответственно 5 и 10 % должностного оклада.

Доплата за ученую степень и надбавка за почетное звание к должностному окладу выплачиваются, если деятельность работников по профилю совпадает с имеющейся ученой степенью или почетным званием.

Следовательно, вышеуказанные составляющие заработной платы относятся к подлежащим об язательной выплате.

В соответствии с п. 2 постановления № 268 руководителям соответствующих органов пре­доставлено право устанавливать работникам надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере до 50 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг государственного служащего и выслугу лет и премирование и премировать работников только в пределах установленного фонда оплаты труда .

Надбавки за высокие достижения в труде устанавливаются в зависимости от конкретных заданий, ст оящих перед соответствующим органом, в случае добросовестного и качественного выполнения работником в течение определенного периода своих должностных обязанностей, профессионализма, компетентности, инициативности и отсутствия нарушений исполнительской и трудовой дисциплины по приказу руководителя.

Надбавка за выполнение особо важной работы устанавливается на четко определенный срок , то есть на период выполнения этой работы, с целью стимулирования ускорения ее выполнения и повышения качества выполняемой работы.

Надбавка отм еняется или уменьшается в случае несвоевременного выполнения заданий, ухудше ния качества работы и нарушения трудовой дисц иплины. Отмена надбавок осуществляется по приказу соответствующего руководителя с обязательным указанием конкретных обстоятельств, повлекших отмену.

Конкретные условия назначения и отмены надбавки целесообразно определять в Положении.

Премирование работников осуществляется в пределах фонда премирования, образованного в размере не менее чем 10 % должностных окладов и экономии фонда оплаты труда.

Конкретные условия, порядок и размеры премирования работников определяются в положении о премировании соответствующего органа в зависимости от имеющихся средств на эти цели .

Размер премии конкретному работнику определяется согласно положению о премировании, действующему в данном учреждении, в зависимости от личного вклада работника в итоговые результаты работы. Премирование работников осуществляется по решению руководителя соответствующего органа на основании приказа.

Вместе с тем право устанавливать надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы и премировать работников предоставлено руководителю органа в зависимости от личного вклада в общие результаты работы.

Указанные выплаты осуществляются дифференцировано в пределах фонда оплаты труда при наличии средств после осуществления обязательных выплат.

Частью 1 ст. 35 Закона о госслужбе предусмотрено предоставление государственным служащим ежегодного отпуска с выплатой помощи для оздоровления в размере должностного оклада.

В соответствии с пп. 3 п. 2 постановления № 268 руководителям органов исполнительной власти предоставлено право в пределах установленного фонда оплаты труда оказывать работникам помощь для оздоровления в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату работника, один раз в год при предоставлении ежегодного отпуска.

Это одна и та же помощь, выплата которой в размере должностного оклада обязательна при предоставлении ежегодного отпуска , а при наличии средств — в размере среднемесячной заработной платы.

В соответствии с пп. 3 п. 2 постановления № 268 руководителям соответствующих органов в пределах установленного фонда оплаты труда предоставлено право оказывать работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в сумме, не превышающей среднемесячную заработную плату.

Решение о предоставлении такой материальной помощи принимается руководителем соответствующего органа, исходя из обстоятельств, изложенных в заявлении работника.

Обстоятельства, по которым предоставляется указанная материальная помощь, и порядок ее выплаты целесообразно определять в Положении, действующем в данном учреждении.

Работникам органов исполнительной власти на протяжении года может предоставляться одна материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов, в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату работника.

Новый закон о госслужбе: новации в оплате труда госслужащих

06.05.2016 5696 0 1

Как определено в ст. 50 Закона № 889, теперь составляющими заработка госслужащего будут: должностной оклад; надбавки за выслугу лет и за ранг госслужащего; выплаты за дополнительную нагрузку при исполнении обязанностей временно отсутствующего госслужащего; выплаты за дополнительную нагрузку при исполнении обязанностей по вакантной должности; премии. Материальной помощи среди этих составляющих в настоящее время нет.

Установлено, что в целом объем премий госслужащего не может превышать 30 % годового фонда его должностного оклада (данная норма вступает в силу с 01.01.19 г.).

Предусматриваются такие премии:

  • по результатам ежегодной оценки служебной деятельности;
  • месячная или квартальная – в зависимости от личного вклада госслужащего в общие результаты работы госоргана.

Новацией является то, что кроме средств госбюджета на оплату труда будут направляться средства международных организаций, которые поступают в госбюджет. Порядок их использования должен утверждать Кабмин.

Добавим, что в соответствии с п. 37 Плана действий Кабинета Министров Украины, утвержденного распоряжением КМУ от 16.03.16 г. № 184-р, предусматривается привлечение средств в бюджет для финансирования стимулирующих выплат госслужащих. Это планируется осуществить в июле текущего года после подписания Соглашения с ЕС по привлечению бюджетной поддержки реформы государственного управления. Впоследствии, в течение трех месяцев с момента заключения этого соглашения, принимается правительственное решение об установлении должностным лицам категорий «А» и «Б» (если они назначены после 01.05.16 г.) стимулирующих выплат.

По аналогии с нормами Закона № 3723 государством гарантировано: сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для уменьшения заработка госслужащих.

Новацией в Законе № 889 (ст. 51) является установление групп оплаты труда. Заметим, что число таких групп равно количеству рангов, то есть их девять. Важно для установления размеров должностных окладов деление госорганов по юрисдикции, а именно: территория всей Украины; территория одной или нескольких областей, г. Киева или Севастополя; территория одного или нескольких районов, городов областного значения.

Наиболее существенным отличием нового Закона является норма о том, что Кабмин ежегодно во время проработки проекта государственного бюджета на следующий год должен определить схемы должностных окладов на должностях госслужбы. При этом минимальный должностной оклад по госорганам 1-й группы (наивысшей) должен составлять не более 7 минимальных окладов по 9-й (самой низкой) группе госорганов. Это значит, что соотношение минимального должностного оклада руководителя госоргана (группа 1) к минимальному окладу специалиста госоргана группы 9 составляет семь к одному.

И еще: норма об установлении размера должностного оклада группы 9 на уровне как минимум 2 МЗП будет введена только с 01.01.19 г.

На сегодняшний день размеры должностных окладов будут определяться согласно соответствующим правительственным решениям.

В отличие от Закона № 3723 теперь надбавка за ранг будет выплачиваться в размере, установленном Кабмином при утверждении схемы должностных окладов (т. е. во время подготовки проекта закона о госбюджете на следующий год).

Что касается надбавки за выслугу лет, то она будет составлять 3 % должностного оклада госслужащего за каждый календарный год стажа, но не более 50 % должностного оклада.

Еще есть возможность стимулировать работу за временно отсутствующего госслужащего в размере 50 % оклада отсутствующего работника.

При наличии вакантной должности осуществляется распределение обязанностей между работающими, и тогда им полагается выплата за дополнительную нагрузку. Ее осуществляют за счет экономии фонда должностного оклада по вакансии.

Критерии и показатели, за которые госслужащему могут выплачивать премию, должно содержать Типовое положение о премировании, которое утверждается Минсоцполитики по согласованию с Нацгосслужбой. О его принятии сообщим отдельно (на сегодняшний день такого решения еще нет).

На основании данного положения в каждом государственном органе по согласованию с профсоюзами утверждается локальное положение о премировании госслужащих, а решение о премировании принимается руководителем госоргана. Как будут выплачиваться премии всех трех вышеупомянутых видов работникам категории «А» (в частности, госсекретарям министерств, руководителям аппаратов Конституционного суда, Верховного Суда, руководителям местных госадминистраций), будет определять субъект их назначения.

Добавим: создание фонда премирования госоргана в размере 20 % общего годового фонда должностных окладов и экономии фонда оплаты труда предусмотрено с 01.01.19 г. До тех пор, исходя из положений Закона № 889, решений Кабмина по условиям оплаты труда работников госорганов, премирование возможно исключительно в пределах расходов на оплату труда, утвержденных в сметах госорганов.

Поощрение госслужащих

Не все измеряется деньгами – законодательство предусматривает также различные виды моральных поощрений: благодарность, грамота, досрочное присвоение ранга, правительственное отличие (поздравительное письмо, благодарность, почетная грамота). Согласитесь, что признание его профессиональных заслуг позволяет госслужащему уверенно шагать по служебной лестнице выше и совершенствовать свои знания.

Также не менее важно то, что госслужащему может предоставляться служебное жилье, а для решения социально-бытовых вопросов – материальная помощь. Порядок такого обеспечения также должен определить Кабмин (пока еще такого решения нет).

Рабочее время и время отдыха, командировки

В ст. 56 Закона № 889 четко установлено, что продолжительность рабочего времени госслужащего составляет 40 ч в неделю (по аналогии со ст. 50 КЗоТ, где нормальная продолжительность не может превышать 40 ч в неделю). В то же время установлена обязанность должностных лиц явиться на работу и работать сверх этой продолжительности для выполнения безотлагательных или непредвиденных задач. Решение о работе в выходные, праздничные, нерабочие дни, в ночное время принимается руководителем госслужбы с уведомлением об этом профсоюзного органа. Однако время работы каждого госслужащего сверх установленной продолжительности не должно превышать 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

За такую работу предоставляется денежная компенсация, как это предусматривают нормы трудового законодательства.

Установлены и особенности предоставления госслужащим ежегодных отпусков. Так, основной ежегодный оплачиваемый отпуск будет длиться, как и ранее, 30 календарных дней, и к нему будет выплачиваться денежная помощь в размере среднемесячного заработка (было – в размере должностного оклада). Изменились принципы и критерии предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков. Отныне за каждый год после приобретения 5-летнего стажа госслужбы предоставляется один календарный день такого отпуска, но не более чем 15 календарных дней.

Есть возможность у госслужащего получить другие виды дополнительных отпусков: в связи с обучением, творческие, социальные, а также отпуска без сохранения заработной платы, в частности для участия в избирательном процессе.

Порядок и условия предоставления ежегодных отпусков будут определяться согласно нормам законодательства о труде.

Прохождение службы госслужащими имеет свои особенности, в частности, их даже могут отзывать из ежегодных отпусков. Поэтому во исполнение ст. 60 Закона № 889 постановлением КМУ от 25.03.16 г. № 230 утвержден Порядок такого отзыва. Кроме того, будут возмещаться непредвиденные расходы, связанные с отзывом из ежегодного основного и дополнительных отпусков. Возмещение будет производиться исходя из документально подтвержденных расходов (постановление КМУ от 25.03.16 г. № 231).

Впоследствии части неиспользованных отпусков, если на это есть согласие руководителя госслужбы, могут быть использованы работником или присоединены к отпуску следующего года.

Как и любой работающий, госслужащий может быть направлен в служебную командировку. В ст. 42 Закона № 889 установлено, что максимальная продолжительность такой командировки не может превышать 60 календарных дней, а более длительным она может быть лишь при условии письменного согласия госслужащего. При направлении лица в командировку следует учитывать его семейное положение и другие личные обстоятельства.

Украинским чиновникам изменили структуру зарплаты

Министр соцполитики объяснил, как новшества скажутся на суммах, которые получают госслужащие

Кабинет министров Украины изменил структуру начисления зарплаты госслужащим. Теперь доля оклада в зарплате будет составлять 50%. Соответствующее постановление приняло правительство.

Как пояснил министр социальной политики Андрей Рева в ходе заседания, изменение структуры зарплаты не повлияет на размер оплаты труда. Решение касается работников государственных органов, судов, органов правосудия.

Он также отметил, что согласно требованиям законодательства о госслужбе, до 1 января 2019 года доля оклада должна быть на уровне не менее 70%, что потребует принятия еще одного постановления в конце 2018 года.

В целом зарплата госслужащих состоит из таких компонентов:

  • оклад,
  • доплаты и надбавки,
  • премии,
  • материальная помощь.

При этом еще в 2014 году оклад составлял не более 30% от всей зарплаты.

К окладу существует немалое количество разнообразных доплат и надбавок:

  • за ранг (45-160 грн);
  • за выслугу лет (10-40% оклада с учетом надбавки за ранг);
  • за высокие достижения в труде и выполнение особо важной работы (50-100% оклада с учетом надбавок за ранг и выслугу лет);
  • за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников (коллег – 50% оклада, начальников – разница между окладами). Эта норма временно приостановлена;
  • за руководство особо крупными структурными подразделениями (10-20% оклада);
  • за знание иностранных языков (10-25% оклада);
  • за научную степень (5-10% оклада);
  • за почетное звание (5% оклада) и другие.

Оклад устанавливается по-разному для руководящих кадров и рядовых госслужащих. Отправной точкой для расчета оклада руководящих кадров является оклад премьер-министра. Например, президент может рассчитывать на 140% оклада премьера, министры и депутаты (депутаты приравниваются к министрам) – на 92% и т.д. В свою очередь, оклад премьера равен 20 минимальным зарплатам.

Таким образом, зарплаты госслужащих зависят от минимальной зарплаты, которая с 1 января 2018 года выросла до 3723 грн в месяц. Правительство также рассматривает вариант повышения «минималки» до 4100 грн.

Госслужба по-новому

Не успел новый состав Кабмина заработать в полную силу, как кандидаты на замещение ряда должностей в государственных структурах забегали, дабы любой ценой получить назначение до 1 мая 2016 года. В этот день в силу вступил новый закон о государственной службе, кардинально меняющий украинский госаппарат.

Документ был принят еще в декабре прошлого года и изначально должен был заработать с 1 января года нынешнего. Однако запуск реформы отложили до мая. «И чем ближе эта дата, тем изобретательнее становятся чиновники на местах, всячески пытаясь обойти нововведения и избежать конкурсов», — отметил на прошлой неделе лидер парламентской фракции «Народный фронт» Максим Бурбак.

Впрочем, не только на местах. После того, как новый состав правительства приступил к работе, общество стали будоражить неприятные слухи о потенциальных назначениях на должности в центральные органы исполнительной власти. Если не считать министерств, всего таковых — 48. При этом, пять из них остаются без руководителя, в некоторых случаях – с конца 2014 года (когда в Украине, после вступления в силу закона «Об очищении власти», стартовала люстрация). Естественно, кандидатуры на замещение вакантных должностей, которые «внезапно» появились накануне вступления в силу нового закона о госслужбе, а также спешка, с которой эти кандидатуры «протягивались» во власть, вызвали вопросы.

После того, как новый состав правительства приступил к работе, общество стали будоражить неприятные слухи о потенциальных назначениях на должности в центральные органы исполнительной власти

«Нам известно, что есть большая вероятность назначения председателя Госгеонедр без проведения конкурса, до вступления в силу Закона «О государственной службе». Мы же считаем, чтобы замещение должности должно проходить через конкурс, открытый для экспертов, журналистов и общественности. Если же нет, то о какой открытости власти и реформировании государства можно говорить?», — рассказывал член ОО «Всеукраинское объединение «Антикоррупционный блокпост» Олег Рыбальченко, пикетируя правительство 27 апреля.

Конкурсный отбор

Любопытно, что представители секретариата Кабмина, общаясь с активистами, объясняли ситуацию тем фактом, что проведение конкурса, мол, дело долгое. И может затянуться на месяцы. Позиция довольно странная, если учесть, что не спешить с назначениями новых руководителей подконтрольных министерствам ведомств просил глава правительства Владимир Гройсман, да и конкурсы, по словам экспертов, могут состояться уже осенью 2016 года.

Обеспечивать проведение таких конкурсов будет новый орган — Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы. Состоять она будет из 12 человек, среди которых представители главы государства, Кабмина, Верховной Рады, Национального агентства государственной службы, Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Государственной судебной администрации, а также, четыре представителя общественности.

Отдельно следует напомнить, что конкурсы значительно осложнят чиновникам легкое продвижение по службе. Дело в том, что, к примеру, если в министерстве появится вакансия, сотрудники ведомства, которые в нем работают, должны будут принимать участие на замещение вакантной должности на общих основаниях, как и сторонние кандидаты. Кроме того, комиссия защитит госслужащих и от неправомерного увольнения. «Если президенту или премьеру не понравится работа кого-то из высших должностных лиц, то он не сможет произвольно уволить такого чиновника. Он должен будет убедить комиссию, что действительно такое должностное лицо не соответствует занимаемой должности», — отметил заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук.

Традиционно, со времен президентства Леонида Кучмы (и в нарушение Конституции), подбором кадров на должности глав облгосадминистраций занималась Администрация президента

Собственно, такая новация направлена на то, чтобы госслужащий гарантировано сохранял место в случае смены Кабинета министров, поскольку нынешняя текучесть кадров на высших должностях при смене правительства может достигать до 70%, уверяют эксперты. А это, в свою очередь, не способствует качественному проведению реформ.

Еще один интересный момент связан с конкурсным отбором кандидатов на должности руководителей местных госадминистраций. Традиционно, со времен президентства Леонида Кучмы (и в нарушение Конституции), подбором кадров на должности глав облгосадминистраций занималась Администрация президента. Однако после вступления в силу нового закона о госслужбе подбирать кандидатуры будет конкурсная комиссия, после чего Кабмин – подавать их в Администрацию президента, а президент – назначать. Эта процедура настолько претила представителям АП, что на последней перед майскими праздниками пленарной неделе Верховной Рады, даже озвучивались предложения закрепить традиционный уклад в новом законе о госслужбе, внеся в него соответствующие правки. Но не сложилось. Зато 28 апреля по Украине прокатился «парад» представлений новых председателей ОГА – Хмельницкой, Ривненской и Херсонской. Пока без конкурса и без участия правительства.

Болезненная деполитизация

«Вишенка на торте» – конкурсный отбор кандидатов на корню разрушает политические договоренности и уже привычное квотирование, когда должности распределяются между представителями тех или иных политических сил или их ставленниками. Так, до сегодняшнего дня аппаратом любого из министерств управлял замминистра, то есть, политический назначенец. А после вступления в силу нового закона о госслужбе и внедрения института госсекретарей, управление перейдет к ним. «Это конец эры политической коррупции в Украине, — считает менеджер рабочей группы по реформе публичной администрации «Реанимационного пакета реформ» Николай Выговский. – Назначения по квотному принципу уже не пройдут».

Новый закон о госслужбе полностью разделяет должности, которые относятся к государственной службе, и политические. Деполитизация, по мнению Виктора Тимощука, является, едва ли, не самым важным новшеством. Политически нейтральный госслужащий сможет беспристрастно выполнять свои обязанности, вне зависимости от того, под какими партийными флагами создана коалиция и сформирован Кабмин.

Собственно, закон запрещает госслужащим высшей категории быть членами политических партий, принимать участие в предвыборной агитации, совмещать работу на должности государственной службы с обязанностями народного депутата или депутата местного совета и т.д.

По словам главы Нацагентства по вопросам государственной службы Константина Ващенко, одно из ограничений (относительно запрета объединять госслужбу и иметь представительский мандат в сельсовете или райсовете) получило значительный резонанс задолго до вступления нового закона в силу. «Заволновались множество чиновников местного уровня, которые являются совместителями», — рассказал он.

Это действительно так. К примеру, экс-председатель Ривненской ОГА Виталий Чугунников (которому пророчат место в Администрации президента или в Министерстве ЖКХ), подавая в отставку, пояснил это требованием нового закона о госслужбе – либо быть депутатом областного совета, либо оставаться на руководящей должности.

Закон запрещает госслужащим высшей категории быть членами политических партий, принимать участие в предвыборной агитации, совмещать работу на должности государственной службы с обязанностями народного депутата или депутата местного совета

Вместе с тем, Ващенко отмечает, что позиция экспертного сообщества состоит в том, что «этот запрет должен касаться тех, кто только будет избираться». «Нынешние же депутаты местных органов власти могут объединять эту работу с работой государственного служащего», — подчеркнул он.

Чтобы расставить точки над «и», группа народных депутатов уже подготовила соответствующие изменения в закон о госслужбе. Правда, рассмотрены Верховной Радой они будут уже после майских праздников.

К слову, вместе с ними могут быть рассмотрены и другие правки. Так, не стоит исключать попытки протянуть возврат статуса госслужащих помощникам народных депутатов и секретарям фракций. Кроме того, как уже было сказано выше, Администрация президента не желает выпустить из рук возможность избрания глав местных администраций, и соответствующие изменения закона также будут озвучиваться в стенах парламента.

Высокая зарплата

Как бы там ни было, у кандидатов в госслужащие есть и другой интерес занять то или иное кресло: новый закон не только определяет механизм попадания в когорту госслужащих путем открытого конкурса, но и значительно повышает им зарплаты. Произойдет это, во-первых, из-за того, что множество существующих чиновников потеряют статус государственных служащих.

В частности, это касается президента Украины, его пресс-секретаря, советников, уполномоченных, главы Администрации президента и его заместителей, сотрудников секретариатов спикера Верховной Рады, помощников-консультантов народных депутатов и судей, самих судей, прокуроров, военнослужащих, правоохранителей, депутатов местных советов, секретаря СНБО, членов Кабмина, заместителей министров, служащих Национального банка, ЦИК и других коллегиальных органов…

С 1 мая госслужащими считаются сотрудники секретариата Кабмина, министерств и других органов исполнительной власти (кроме обслуживающего персонала), местных госадминистарций, органов прокуратуры и военного управления, иностранных дипломатических учреждений. Должности на государственной службе, согласно закона, распределяются на три категории, в зависимости от порядка назначения, характера и объема полномочий. Так, категория А – это высший корпус государственной службы (госсекретарь, его заместители), категория Б – это руководители структурных подразделений и их заместители, категория В – специалисты, которые работают в структурных подразделениях.

В целом, на сегодняшний день в стране насчитывается около 280 тысяч государственных служащих, но эксперты пока не берутся прогнозировать, насколько это количество будет уменьшено. «Все зависит от того, какие реформы пройдут в дальнейшем, — считает глава правления Центра политико-правовых реформ, сопредседатель общественной инициативы «Реанимационный пакет реформ» Игорь Колиушко. – К примеру, в местных администрациях работают около 70 тысяч госслужащих, если будет закончена реформа децентрализации, то из этого количества останется приблизительно 20 тысяч работников префектур».

Минимальный должностной оклад госслужащего будет равен двум минимальным зарплатам, установленным государством, только к 2018 году

Во-вторых, увеличение зарплат объективно связано с тем, что закон отменяет спецпенсии, дополнительные отпуска, уменьшает надбавки и доплаты. «Раньше 70% от получаемых чиновником средств составляли премии и надбавки и только 30% – стабильный должностной оклад. Теперь, наоборот, оклад будет составлять 70% от общей суммы зарплаты», — рассказал эксперт общественной платформы «Реанимационный пакет реформ» Владимир Куприй.

Правда, произойдет это не сразу. По его словам, минимальный должностной оклад госслужащего будет равен двум минимальным зарплатам, установленным государством, только к 2018 году. На такую зарплату сможет претендовать чиновник категории «новичок». В то же время, к примеру, министр, будет получать ставку в 10 минимальных зарплат.

Любопытно также, что в случае сокращения какой-то должности госслужащего, его оклад все равно останется в фонде оплаты труда госоргана. «Если работник будет сокращен, его зарплата останется в фонде заработной платы и может быть распределена между другими работниками», — рассказал Куприй.

Эксперты считают, что такая новация, в частности, может стать для госорганов стимулом для сокращения и оптимизации персонала.

В-третьих, финансироваться заработные платы государственных служащих отныне могут как за счет средств госбюджета, так и за счет средств программ Евросоюза и международных организаций. Вступление нового закона в силу открыло правительству возможность вести переговоры с Еврокомиссией о создании специального фонда для финансирования дополнительных выплат украинским чиновникам.

У власти сегодня есть уникальный шанс провести качественную реформу. Но вступление в силу закона – только первый к этому шаг.