Навигационные система для судов

Морское навигационное оборудование мировых брендов

Краткий обзор морского навигационного оборудования

Морское навигационное оборудование предназначено для оснащения судов всех типов с целью обеспечения безопасности судоходства, эффективного прохождения водных маршрутов любой сложности и удовлетворения требованиям надзорных органов. В целом, морская навигация представляет собой интересную и ответственную задачу, правильное решение которой позволяет минимизировать расходы на содержание судна или целого флота. Производители морского навигационного оборудования предлагают широчайший выбор устройств, соответствующих отмеченным выше целям, а конкуренция между производителями заставляет интенсивно внедрять самые последние достижения научно-технического прогресса, адаптируя их под массовый спрос. Навигационное оборудование ведущих мировых производителей — продукция высочайшего качества, складывающегося из огромного инженерного опыта, программ тщательных испытаний, анализа работы устройств предыдущих поколений и новых идей.

Сегодня не является проблемой оснастить свое судно морским навигационным оборудованием, поскольку имеющийся на рынке выбор позволяет это сделать быстро и без труда. На первое место выходит вопрос оптимального подбора навигационного оборудования под конкретное судно, его грамотный монтаж и пусконаладка, а также сервисное сопровождение. Обратившись в компанию «Маринэк», вы можете полностью положиться на специалистов нашей компании во всех технических аспектах и получить готовое решение «под ключ», за которое мы будем нести полную ответственность. Значительный опыт специалистов компании «Маринэк» в оснащении судов морским навигационным оборудованием позволяет с уверенностью решать даже самые сложные задачи, гарантируя отличный результат в любой точке страны. Рассмотрим более подробно виды морского навигационного оборудования, нюансы его применения и производящие компании.

Одним из самых очевидных инструментов морской навигации являются морские радары. Данные коротковолновые устройства представляют собой активные излучатели, как правило, на основе магнетронов, а в последнее время, набирающие популярность твердотельные (полупроводниковые), позволяющие с помощью анализа отраженных волн, их частотного спектра и времени задержки, определять характер препятствий и расстояние до них. Для отображения видимой картины полученных морским радаром данных служат совместимые дисплеи либо мониторы, входящие в комплект радарных систем. Радары по своей сути являются «глазами» навигационной системы, которая может включать в себя картплоттер, то есть, прибор, визуализирующий информацию от радара (или эхолота, если речь о сканировании толщи воды, а не надводной части), или многофункциональный дисплей (МФД), выполняющий в частности ту же функцию, а в общем, сочетая в себе комбинированные возможности отображения данных широкого спектра навигационных и других внешних устройств (радаров, эхолотов, приборов ночного видения, судовых камер и т.п.)

Лидеры отрасли – производители с мировым именем – никогда не ограничиваются выпуском устройств одного типа, предлагая на рынке комплексные решения задачи оснащения судна. Морское навигационное оборудование от таких компаний как Lowrance, Raymarine, Furuno, Simrad, Humminbird и прочих давно зарекомендовало себя в морском сообществе с наилучшей стороны и позволяет вне зависимости от типа полностью оснастить любое судно. Помимо очевидной необходимости в радарной системе для судов существует набор требований по наличию на борту целого ряда обязательных устройств, обеспечивающих безопасность судовождения согласно международным конвенциям и внутригосударственным нормативным актам.

Например, оборудование АИС (автоматической идентификационной системы), обязательное для судов от 300 тонн, предназначено для обмена навигационной (в т.ч. персональной и рейсовой) информацией между судами и береговыми службами, что позволяет последним осуществлять контроль движения крупных судов в режиме онлайн. Морское навигационное оборудование АИС позволяет не только, как следует из названия, идентифицировать суда, но и с высокой точностью определять их положение и ориентацию в пространстве, направление движения, получать данные о характере груза, маршруте, пути следования и расчетного времени захода в порт. Формализованный обмен данными при помощи автоматических идентификационных систем существенно повышает безопасность судовождения в крупных портах, проливах и других местах интенсивной навигации.

Также, в соответствии с положениями ИМО на морских судах предписано использовать оборудование ЭКНИС – электронную картографическую навигационно-информационную систему, сочетающую в себе навигационные устройства и картографию, позволяющую осуществлять привязку к местности с высокой точностью. ЭКНИС может иметь в составе оборудование АИС и радиолокационную станцию, представляя собой универсальное навигационное устройство. На примере ЭКНИС наиболее понятно, что морское навигационное оборудование – это комбинированная система, включающая в себя множество функций, отображение результатов действий которых выводится, как правило, на дисплей (несколько дисплеев) центральной панели. В их составе могут работать многие периферийные устройства, такие как компасы, приемники ГНСС, автопилоты, эхолоты и др.

В компании «Маринэк» наибольшее внимание уделяется качеству предлагаемого морского навигационного оборудования, мнение о котором складывается не только из общедоступных источников, но и исходя из личного опыта специалистов «Маринэк», ежедневно сталкивающихся с пусконаладкой и обслуживанием данного оборудования в ходе оказания соответствующих услуг своим клиентам. Оснащение судна морской навигационной системой несмотря на изобилие средств реализации является достаточно сложной задачей, при решении которой необходимо учитывать не только характеристики системы, но и специфику самого судна и его эксплуатации. Недостаточно взять хорошее оборудование и грамотно его смонтировать, необходимо выполнить широкий комплекс мероприятий для того, чтобы предложенное навигационное оборудование полностью соответствовало данному типу судна не только с точки зрения функционала, но также законодательных норм, удобства использования и перспектив обновления. Только серьезный практический опыт реализации подобных решений позволяет решать такого рода задачи успешно и «под ключ». Компания «Маринэк» предлагает исчерпывающий выбор морского навигационного оборудования, в числе которого выделим следующие категории:

  • Радары
  • ЭКНИС
  • Эхолоты
  • АИС
  • Приемники ГНСС
  • Компасы
  • Картплоттеры
  • МФД
  • Автопилоты
  • Сигнальные средства
  • Индикаторы течений
  • РДР

Морское навигационное, а также другое судовое оборудование от компании «Маринэк» испытано морем, временем и практикой в разнообразных комбинациях. Доверившись опыту инженеров «Маринэк», вы получите уровень сервиса, соответствующий высокому уровню предлагаемого оборудования, а это означает стремящееся к нулю количество отказов и возникновение нештатных ситуаций по вине оборудования. Выбирая качество, вы инвестируете в будущий комфорт, поскольку сделать раз и навсегда во всех случаях дешевле, нежели бесконечно заниматься пошаговыми переделками.

Навигационные системы

Навигационные системы

Навигационная система – это судовое оборудование, состоящее из набора устройств, способных совместно решать задачи геопозиционирования, предоставляя информацию в удобном виде для принятия решений по управлению судном. Навигационные системы, как правило, включают в себя многофункциональные дисплеи (МФД) и судовые мониторы, приемники ГНСС, радары, судовые процессоры, контроллеры и другое оборудование.

Навигационное оборудование – чрезвычайно конкурентный рынок, на котором работает не один десяток компаний с мировым именем, поэтому навигационные системы представляют собой очень высокотехнологичное оборудование, совмещающее в себе достижения многих смежных отраслей, например, спутниковой связи и микропроцессорной электроники. От качества работы навигационной системы зависит уровень безопасности судовождения, экономика судна и удобство его эксплуатации.

Грамотно выбрав навигационную систему, можно в разы повысить эффективность владения судном.

Навигационные системы, представленные в каталоге Интернет-магазина «Маринэк», условно разделены на четыре категории оборудования:

  • Комплекты навигационных систем
  • Морские процессоры
  • Морские мониторы
  • Блоки управления

Часто элементы навигационных систем имеют совместимые интерфейсы и поддерживают одни и те же протоколы обмена информацией. Составляя навигационную систему из оборудования различных производителей, необходимо проконсультироваться со специалистами, поскольку не всегда такое оборудование может совмещаться. Инженеры «Маринэк», реализовав множество проектов оснащения судов навигационным оборудованием, способны подобрать навигационную систему под судно любого типа и района плавания.

Навигационная система от «Маринэк» будет безотказно служить в течение длительного времени, поскольку компания не только проектирует, но также осуществляет монтаж, пусконаладку и техническое обслуживание поставленного судового оборудования. Комплексный подход вкупе с партнерскими отношениями компании «Маринэк» практически со всеми ведущими производителями навигационных систем позволяет клиентам получать исключительно качественное оборудование и услуги по его запуску, надежное навигационное решение и поддержку от опытного участника рынка.

Компания «Маринэк» представляет навигационные системы самых уважаемых в отрасли брендов, в частности Icom, Furuno, Raymarine и Simrad. Партнерство с известными производителями, подтвержденное различными сертификатами, позволяет инженерам «Маринэк» проходить участвовать в различных обучающих программах и постоянно соответствовать сегодняшнему уровню технологий и необходимых навыков их интеграции в жизнь.

Принцип работы навигационных систем основан на обработке сигналов от нескольких спутников на антенне объекта. На основании известных с высокой точностью координат спутников можно произвести расчет координат объекта. Однако точность определения координат зависит от множества факторов, слабо поддающихся оценке (например, состояние ионосферы). Предполагая скорость распространения радиоволн известной, можно получить лишь приблизительное местоположение объекта, что на практике зачастую оказывается вполне достаточно, чтобы на основании этих данных принимать какие-либо решения или делать оценки о взаиморасположении нескольких объектов в пространстве.

Сегодня только спутниковые системы GPS и ГЛОНАСС обеспечивают глобальный сервис определения координат в пространстве. Вместе с тем, многие страны занимаются разработкой собственных навигационных систем, поскольку такие системы являются элементом национальной безопасности. В частности разработкой собственных навигационных систем на той или иной стадии занимаются, Китай, Индия, Япония и другие государства. Система ГЛОНАСС, действующая в России, имеет отличные перспективы проникновения в другие отрасли, будет совершенствоваться и предлагать клиентам все более качественные сервисы.

Навигационные системы применяются не только в судовой отрасли, но также в дорожной навигации (например, в автомобилях) и мониторинге транспорта, геодезии (для нахождения координат точек пространства), в сотовой связи – для определения нахождения объекта, находящегося в критической ситуации, например, человека, воспользовавшегося экстренным вызовом. Также навигационные системы используются в исследованиях тектоники плит, в огромном числе мобильных приложений и т.д. Сегодня без навигационных систем сложно представить себе функционирование мира.

Компания «Маринэк» предлагает навигационные системы, способные решать самые сложные задачи судоходства, отвечающие требованиям законодательства РФ и международных конвенций. Для оснащения судна навигационной системой необходимо быть хорошо осведомленным не только с технической точки зрения, но и с юридической, поэтому, чтобы купить навигационную систему, лучше обратиться к специалистам. Инженеры «Маринэк» проконсультируют вас по всем интересующим вопросам, спроектируют навигационную систему исходя из уже присутствующего на борту судна другого оборудования, смонтируют и запустят в работу, а также возьмут на обслуживание реализованное техническое решение.

интегрированная система ходового мостика для судов
COMMAND-DEQ NAUDEQ

Характеристики

Это автоматический перевод.

Полная система навигации основана на принципиальной схеме «IBS» (интегрированная система моста)

Система навигации примет и последует за самыми последними международными стандартами для систем навигации, определенными IMO и IEC.

Стандарты последованы за для; Радиолокаторы навигации, ECDIS, журнал скорости, зонд отголоска, DGPD/GPS,
Система AIS, DPS и автопилота/следа пилотная, система стабилности управлением Multiloading он-лайн.

Главным образом датчики/системы навигации:

— Двойная система радиолокатора АРПА навигации (s и X-band)
— Датчик радиолокатора LPI
— Польностью дублированная система ECDIS с сервером диаграмм
— Волоконнооптическая гироскопическая система
— Польностью дублированный INS (инерциальная навигационная система)
— Двойной журнал скорости действия (скорость следа воды и скорость следа дна)
— Пассивный журнал скорости (магнитный журнал или журнал давления)
— Спутник 2 независимых основал оборудование положения (DGPS-GPS/GLONASS;
различные изготовления)
— Система позиционирования спутника независимые или лазер основали систему позиционирования
— Автоматическая система опознавания AIS
— система След-пилота (функции как автопилот перехода)
— Метеорологические аппаратуры
— Света поиска ксенона и галоида
— Свисток
— Света навигации и сигнала
— Регистратор данных и средство воспроизведения для данных по навигации
— Дисплей данным по навигации
— Серверы данным по навигации для переносить информацию к IMCS C2 и ANCS-Системе
— Блок сервера времени
— Динамически система позиционирования (DP-System)

Пульты дома колеса часть поставкы системы навигации.

Предварительное расположение дома колеса проиллюстрировано в приложении 1.

Автоматизированная система актуализации и доведения электронных навигационных карт внутренних водных путей до судов в условиях отсутствия сотовой связи

Владельцы патента RU 2595956:

Изобретение относится к области автоматизированных систем. Технический результат — сокращение времени на получение от судов гидрографической информации, необходимой для корректировки электронных навигационных карт (ЭНК), и доведение ЭНК до судов в условиях отсутствия сотовой связи, а также повышение достоверности ЭНК, обусловленной оперативностью их актуализации. Система содержит аппаратно-программные комплексы (АПК) региональных центров, связанные по средствам спутниковой радиосвязи с АПК удаленной передачи ЭНК, которые по средствам радиосвязи Wi-Fi связаны с автоматизированными рабочими местами (АРМ) пользователей и АПК источников гидрографической информации. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области автоматизированных систем и может быть использовано для построения автоматизированной системы актуализации и доведения (АСАД) электронных навигационных карт (ЭНК) внутренних водных путей (ВВП) до судов в условиях отсутствия сотовой связи.

Эффективное судоходство на ВВП и обеспечение безопасности плавания требуют наличия современной системы картографического и навигационно-гидрографического обеспечения судов. Сравнительно короткая навигация на ВВП и сезонная изменчивость рельефа дна вызывают необходимость оперативности корректуры ЭНК и доведения их до судов. Актуальность и сложность решения данной задачи возрастает при обеспечении судоходства на ВВП регионах Сибири и Дальнего Востока, характеризующихся незначительным покрытием зонами GPRS-доступа к Интернет и сотовой связи.

Из патента на полезную модель RU №65265 (МПК G06F 17/30, опубл. 27.07.2007) известен региональный центр геопространственных данных (ГПД), который содержит ПЭВМ-сервер центра, совокупность ПЭВМ координации и управления, совокупность ПЭВМ создания и обновления электронных карт, а также средства отображения и коллективного пользования, систему сбора и передачи данных, соединенные между собой посредством локальной вычислительной сети, ПЭВМ-сервер геопространственных и прикладных отраслевых баз данных, совокупность соединенных со средствами ввода и документирования информации ПЭВМ направлений, обеспечивающих работу с геоинформационными данными, и ПЭВМ редактирования документов, совокупность ПЭВМ обработки фотоснимков и получения ортофотопланов, ПЭВМ системного администратора, и систему защиты информации, соединенные между собой посредством локальной вычислительной сети. Одной из задач регионального центра ГПД является картографическое обеспечение при проведении анализа и принятия решения в области прикладных вопросов, в том числе мониторинга критически важных и/или потенциально опасных объектов. Однако региональный центр ГПД не обеспечивает создание, обновление и распространение электронных карт ВВП в силу специфичности источников информации о ВВП.

Известна автоматизированная система цифровых карт (см. Каспийскую флотилию оснастят автоматизированной системой цифровых карт. — URL: http://vpk-news.ru/news/23280. Дата обращения: 01.07.2015), которая обеспечивает возможность оперативного, в режиме реального времени, доведения актуальных морских карт и другой картографической информации до кораблей, находящихся в море через глобальную информационную сеть Интернет.

Однако указанная система не обеспечивает возможности оперативной доставки актуализированных ЭНК до судов в условиях отсутствия сотовой связи. Кроме того, в данной системе не предусмотрена функция получения от судов результатов гидрографической съемки, необходимых для корректировки ЭНК.

Известна автоматизированная система распространения (АСР) цифровой картографической информации (ЦКИ) внутренних водных путей по патенту RU №117661 (МПК G06F 17/00, опубл. 27.06.2012), которая содержит многоуровневую систему сбора, обработки и распространения картографической информации, первым уровнем системы является отраслевой центр АСР ЦКИ, который содержит сервер, связанный с блоком баз данных, автоматизированные рабочие места (АРМ) администратора, АРМ операторов управления и блок защиты информации, подключенные к локальной вычислительной сети, вторым уровнем — региональные центры АСР ЦКИ, каждый из которых содержит сервер, связанный с блоком баз данных, АРМ администратора, АРМ верификатора, АРМ картографов, центр документирования и блок защиты информации, подключенные к локальной вычислительной сети, третьим уровнем — АРМ пользователей системы, которые включают стационарные АРМ, судовые терминалы электронно-картографических навигационных информационных систем и мобильные терминалы, четвертым уровнем -источники навигационной, гидрографической и топогеодезической информации системы, которые включают автоматизированные промерно-изыскательские комплексы, судовые обстановочные комплексы, системы координированного управления позиционированием землеснаряда и базы данных ортофотопланов, при этом отраслевой центр системы связан двухсторонними каналами связи с региональными центрами системы и АРМ пользователей системы, региональные центры системы связаны двухсторонними каналами связи по средству сети общего пользования Интернет с АРМ пользователей системы и источниками навигационной, гидрографической и топогеодезической информации системы. Система предназначена для обеспечения автоматизации процессов сбора, хранения, распространения, тиражирования и защиты электронных навигационных карт внутренних водных путей, включая процедуры их периодической корректуры.

Недостатком указанной системы является отсутствие возможности оперативной доставки актуализированных ЭНК из региональных центров до судов и получения региональными центрами результатов гидрографической съемки, проведенных судами, в условиях отсутствия сотовой связи. Существующий длительный период получения региональными центрами результатов съемки от судов негативно сказывается на оперативности обновления ЭНК и существенно снижает их достоверность в силу устаревания ЭНК.

Техническое решение, известное из патента RU №117661, выбрано в качестве ближайшего аналога данного изобретения.

Задача, на решение которой направлена данное изобретение, заключается в создании системы, обеспечивающей автоматизацию процессов актуализации и доведения ЭНК ВВП до судов в условиях отсутствия сотовой связи.

Технический результат, достигаемый при осуществлении заявляемого изобретения, заключается в сокращении времени на получение от судов гидрографической информации, необходимой для корректировки ЭНК, и доведение ЭНК до судов в условиях отсутствия сотовой связи, а также в повышении достоверности ЭНК, обусловленной оперативностью их актуализации.

Указанный технический результат достигается тем, что в автоматизированную систему актуализации и доведения ЭНК ВВП, включающую не менее одного аппаратно-программного комплекса (АПК) регионального центра, который содержит сервер, связанный с блоком баз данных, АРМ администратора, АРМ картографа, АРМ верификатора и блок защиты информации, подключенные к локальной вычислительной сети, не менее одного АРМ пользователя системы, включающего судовой терминал системы отображения ЭНК и информации (СОЭНКИ), и не менее одного АПК источника гидрографической информации, включающего, по крайней мере, автоматизированный промерно-изыскательский комплекс (АПИК) и/или судовой обстановочный комплекс (СОК) и/или систему координированного управления позиционированием (СКУП) земснаряда, введен, по меньшей мере, один АПК удаленной передачи ЭНК, который содержит сервер, соединенный с спутниковым модемом, вход-выход которого является первым входом-выходом АПК удаленной передачи ЭНК, и Wi-Fi роутером, вход-выход которого является вторым входом-выходом АПК удаленной передачи ЭНК, дополнительно в состав АПК регионального центра включен спутниковый модем, соединенный с блоком защиты информации, второй вход-выход спутникового модема является входом-выходом АПК регионального центра, который по средствам радиосвязи соединен с первым входом-выходом АПК удаленной передачи ЭНК, кроме того, в АРМ пользователя и АПК источника гидрографической информации введены Wi-Fi адаптеры, которые по средствам радиосвязи соединены со вторым входом-выходом АПК удаленной передачи ЭНК.

Технический результат достигается также тем, что:

блок базы данных содержит, по крайней мере, базу данных исходной гидрографической информации, базу данных проектов по созданию или обновлению ячеек ЭНК, базу данных готовых ЭНК и корректур к ним на заданный регион и базу данных АПК удаленной передачи ЭНК заданного региона;

сервер АПК удаленной передачи ЭНК содержит, по крайней мере, следующие данные: базу данных актуализированных ЭНК, базу данных персональных папок АПК источников гидрографической информации с результатами изыскательских, путевых и дноуглубительных работ и базу данных АПК источников гидрографической информации.

Сущность заявляемой автоматизированной системы актуализации и доведения ЭНК ВВП поясняется примером ее реализации и чертежом (фиг. 1), на котором представлена ее структурная схема.

Автоматизированная система актуализации и доведения ЭНК ВВП включает (фиг. 1) АПК 1 регионального центра, АПК 2 удаленной передачи ЭНК, АРМ 3 пользователя и АПК 4 источника гидрографической информации. Аппаратно-программный комплекс 2 удаленной передачи ЭНК по средствам спутниковой радиосвязи соединен с АПК 1 регионального центра, а по средствам радиосвязи Wi-Fi — с АРМ 3 пользователя и АПК 4 источника гидрографической информации.

Аппаратно-программный комплекс 1 регионального центра предназначен для:

приема (в том числе и через АПК удаленной передачи ЭНК) и обработки исходных картографических материалов и результатов русловых изысканий от АПК источников гидрографической информации;

создания, верификации и оплавывания ЭНК ВВП, создания корректур к ячейкам ЭНК ВВП в границах своего региона;

формирования и поддержания базы данных и корректуры ЭНК ВВП;

передачи актуализированных ЭНК в АПК удаленной передачи ЭНК;

защиты ЭНК ВВП от несанкционированного копирования и тиражирования;

ведения, поддержания и обновления электронного каталога ЭНК ВВП в границах своего региона.

Аппаратно-программный комплекс 1 регионального центра включает сервер 5, связанный с блоком 6 баз данных, АРМ 7 администратора, АРМ 8 картографа, АРМ 9 верификатора, блок 10 защиты информации, спутниковый модем 11 и локальную вычислительную сеть 12.

На сервере 5 размещается общее и специальное программного обеспечение, предназначенное для выполнения основных функций хранения данных, организации взаимодействия с другими уровнями системы, резервирования и репликации данных, предоставления необходимой информации для работы АРМ, входящих в АПК 1.

Оборудование сервера 5 включает, например, непосредственно сервер вычислительный RAMEC TORNADO Server Custom на базе процессора Intel XEON Е5-2603 V2 1.8/6.4GTs/10M S2011 tray 80W, контроллер райд-массива MEGARAID_SAS_9240-4I_KIT 9240-4I, накопитель на жестких магнитных дисках (НЖМД) 1.0Tb WD1003FBYZ 7200/64Mb SATAII-300, оперативную память Kingston DDR3 8Gb PC12800/1600 ЕСС REG, дисковод DVD+/-RW slim Black SATA OEM, дисковый массив IBM Storwize V3700 SFF Dual Control Enclosure в комплекте НЖМД 1T6 NL-SAS.

На сервере 5 развернуты операционная система Альт Линукс СПТ 6.0 Сервер и Система управления базой данных (СУБД) PostgreSQL. К дополнительному серверному программному обеспечению следует отнести телекоммуникационные программные средства, средства поддержки стека протоколов TCP/IP, программные средства защиты от несанкционированного доступа, сервисные программные средства и др.

Блок 6 баз данных, например, развернутый на дисковом массиве сервера 5, работает под управлением СУБД PostgreSQL. Блок 6 баз данных содержит: базу данных исходной гидрографической информации, базу данных проектов по созданию или обновлению ячеек ЭНК, базу данных готовых ЭНК и корректур к ним на заданный регион в нескольких форматах и базу данных АПК удаленной передачи ЭНК заданного региона.

Автоматизированное рабочее место 7 администратора предназначено для контроля работоспособности оборудования и программного обеспечения АПК регионального центра и представляет собой, например, унифицированный персональный компьютер RAMEC STORM Custom W, включающий системную плату ASUS В85М-Е 4×D3/GL/HDMI/PCI-E s1150, mATX, процессор Intel Core i5-4440 3.1/5GT/6M+V S1150 tray 84W, видеоадаптер Gigabyte GV-N730-2GI PCI-E 2048Mb DVI/HDMI, память Kingston DDR3 4Gb PC12800/1600, монитор Samsung S22C200B 1000:1/1920×1080/170×160/250cd/5ms/VGA/DVI/LED/b1, корпус с блоком питания, клавиатуру и мышь, на котором развернут унифицированный комплект программного обеспечения (ПО), включающий операционную систему (ОС) MS Windows 8, комплект офисных программ MS Office 12, антивирусную и вспомогательные программы. Основным средством взаимодействия администратора с сервером 5 являются программы стандартного браузера и файлового менеджера «Проводник». При необходимости может использоваться специализированное ПО для управления настройками сервера 5.

Автоматизированное рабочее место 8 картографа предназначено для создания новых ячеек ЭНК ВВП, выпуска корректурных файлов к ячейкам и представляет собой, например, унифицированный персональный компьютер RAMEC STORM Custom W, характеристики которого приведены в предыдущем абзаце. Кроме унифицированного комплекта ПО на унифицированном персональном компьютере АРМ 8 картографа развернуто специализированное ПО, например, «Дельта-АК» и «Дельта-Офис». Программный комплекс «Дельта-АК» на основе исходной информации, полученной в ходе изыскательских, путевых и дноуглубительных работ, позволяет осуществить: создание ячеек ЭНК, создание корректуры ЭНК по оперативной информации, загрузку цифровых картографических данных в формате S-57, загрузку оперативной информации от русловых партий и путевых бригад, создание и хранение оперативной информации, контроль входных данных, отображение цифровых картографических данных и актуальной оперативной информации, компиляцию ЭНК в формат S-57. Программный комплекс «Дальта-Офис», включающий программы «Дельта-Конвертер», «Дельта-Космос» и «Дельта-Каталог», позволяет конвертировать ЭНК во внутренний формат АПК 4 источников гидрографической информации, конвертировать и загружать космические снимки, подготовленные на их основе ортофотопланы, визуализировать базу данных ЭНК.

Автоматизированное рабочее место 9 верификатора предназначено для верификации, утверждения и издания ячейки ЭНК или корректуры к ней. Автоматизированное рабочее место 9 верификатора представляет собой, например, унифицированный персональный компьютер RAMEC STORM Custom W, на котором развернуты унифицированный комплект ПО и специализированное ПО, включающее, например, программные комплексы «Дельта-АВ» и уже описанный выше «Дельта-Офис». Программный комплекс «Дельта-АВ» предназначен для решения следующих задач: сличения всех элементов содержания составленной ЭНК и исходных картографических данных, проверки правильности использования материалов описательного характера, верификации карты с помощью соответствующих функций программы-редактора, завершающей компиляции в формат S-57.

Спутниковый модем 11 предназначен для обмена данными с АПК 4 удаленной передачи ЭНК по каналам спутниковой связи. Комплект спутникового модема 11 включает в себя, например, спутниковый терминал HN 9260 (Hughes Network Systems), антенну диаметром 1.2 м, стандартное крепление антенны и набор кабелей.

Внутренняя локальная вычислительная сеть 12 защищена от несанкционированного доступа блоком 10 защиты информации, представляющим собой межсетевой экран, установленный, например, в маршрутизаторе Mikrotik CCR1009-8G-1S.

Аппаратно-программный комплекс 2 удаленной передачи ЭНК предназначен для:

приема актуализированных ЭНК от АПК 1 регионального центра по каналам спутниковой связи;

хранения базы данных актуализированных ЭНК;

доставки актуализированных ЭНК до судов по каналам Wi-Fi;

приема, хранения и передачи в АПК 1 региональных центров результатов изыскательских, путевых и дноуглубительных работ от АПК 4 источников гидрографической информации;

хранения базы данных АПК 4, которым предоставляется возможность загрузки на сервер гидрографической информации.

Аппаратно-программный комплекс 2 удаленной передачи ЭНК включает сервер 13, спутниковый модем 14 и Wi-Fi роутер 15.

Сервер 13 предназначен для размещения программного обеспечения АПК 4 удаленной передачи ЭНК и следующих данных: базы актуализированных ЭНК, базы данных персональных папок АПК источников гидрографической информации с результатами изыскательских, путевых и дноуглубительных работ, базы АПК источников гидрографической информации. Сервер 13 представляет собой, например, компьютер с процессором Intel Core i3 4030U (1.9 ГГц, 2 ядра), оперативной памятью 4096 Мб DDR3 (SO-DIMM), видеокартой Intel HD Graphics 4400, жестким диском 240 Гб SSD SATAIII и экраном 13.3″ WXGA.

Спутниковый модем 14 по устройству и назначению аналогичен спутниковому модему 11.

Wi-Fi роутер 15 обеспечивает бесплатный беспроводной канал связи со всеми проходящими в зоне действия судами и представляет собой, например, Wi-Fi роутер повышенного радиуса действия, включающий всепогодную точку доступа WiFi 2.4ГГц MIMO Ubiquiti Rocket М2 и всенаправленную антенну Ubiquiti AirMax Omni 2G 10dBi.

Автоматизированное рабочее место 3 пользователя предназначено для:

формирования запросов на поставку ЭНК;

получения, хранения и отображения актуализированных ЭНК.

Автоматизированное рабочие место 3 пользователя включает судовой терминал СОЭНКИ и Wi-Fi адаптер (на чертеже не показаны).

Судовой терминал СОЭНКИ обеспечивает организацию запросов и получение актуализированных ЭНК от АПК 2 удаленной передачи ЭНК и загрузку их в навигационную программу, которая обеспечивает безопасность судовождения за счет проецирования на экране монитора текущего положения судна на фоне актуализированной ЭНК. Судовой терминал СОЭНКИ представляет собой, например, терминал «СОЭНКИ/ЭКНИС 270» с установленной электронно-картографической системой «Transas Navi-Sailor 4000».

Wi-Fi адаптер АРМ 3 пользователя обеспечивает бесплатный беспроводной канал связи с АПК 2 удаленной передачи ЭНК и представляет собой, например, адаптер Alfa AWUS 036Н.

Аппаратно-программный комплекс’ 4 источника гидрографической информации предназначен для сбора и передачи в АПК 2 удаленной передачи ЭНК результирующих материалов изыскательских, путевых и дноуглубительных работ.

Аппаратно-программный комплекс 4 включает АПИК и/или СОК и/или СКУП земснаряда и Wi-Fi адаптер (на чертеже не показаны).

Автоматизированный промерно-изыскательский комплекс предоставляет результаты измерения глубин, координат береговой линии, ключевых плавучих и береговых объектов и представляет собой, например, Автоматизированный промерно-изыскательский комплекс СКБВ.469153.101-02.

Судовой обстановочный комплекс предоставляет информацию о расстановке и контроле местоположения плавучих и береговых средств навигационного ограждения и представляет собой, например, Судовой обстановочный комплекс СКБВ.469153.102-01.

Система координированного управления позиционированием земснаряда предоставляет информацию по результатам планирования и непосредственного проведения дноуглубительных работ и представляет собой, например, Систему координированного управления земснарядом СКБВ.469153.103-04.

Wi-Fi адаптер АПК 4 обеспечивает бесплатный беспроводной канал связи с АПК 2 удаленной передачи ЭНК и представляет собой, например, адаптер Alfa AWUS 036Н.

Функционирование АСАД ЭНК ВВП происходит следующим образом.

Суда русловых партий и обстановочных бригад, оборудованные АПК 4 источников гидрографической информации, проводят изыскательские, путевые, дноуглубительные и иные работы, в результате которых получают новые исходные данные для обновления ЭНК ВВП. Для непосредственной передачи этих данных указанные суда подходят к месту расположения АПК 2 удаленной передачи ЭНК, отмеченному на карте и на местности. При входе в зону действия Wi-Fi роутера 15 АПК 2 (в радиусе 1-2 км от местоположения береговой антенны Wi-Fi роутера) АПК 4 отправляет запрос в АПК 2 для доступа к персональной папке на сервере 13. После авторизации АПК 4 копирует файлы с результатами изыскательских, путевых, дноуглубительных и иные работы в персональную папку на сервере 13.

В дальнейшем сервер 13 АПК 2 организует пересылку полученных результатов работ в АПК 1 регионального центра. Для пересылки используется канал спутниковой связи, созданный спутниковыми модемами 11 и 14.

От спутникового модема 11 полученные данные проходят через блок защиты информации 10, локальную вычислительную сеть 12, сервер 5 и сохраняются в базе данных исходной гидрографической информации блока 6 баз данных.

На следующем этапе, на АРМ 8 картографа загружаются полученные данные и на их основе вносятся коррективы в проекты соответствующих ячеек ЭНК. Обновление ячеек ЭНК может происходить в двух вариантах: с помощью выпуска небольших корректурных файлов к существующим ячейкам, либо полного перевыпуска (обновления) всей ячейки.

Проект обновленной ячейки вновь сохраняется в блоке 6 баз данных, откуда загружается на АРМ 9 верификатора. На АРМ 9 осуществляется финальная проверка корректности обновления ячейки или создания корректурных файлов и принимается решение об утверждении и издании новой ячейки или корректуры. Изданные ячейки экспортируются в формат S-57 и сохраняются в базе данных готовых ЭНК и корректур к ним блока 6 баз данных.

Автоматизированное рабочее место 7 администратора обеспечивает в ходе работы необходимую настройку и контроль корректного функционирования оборудования и ПО всего АПК 1 регионального центра.

После обновления ячеек карт в базе данных готовых ЭНК, происходит загрузка актуализированных ЭНК на АПК 2 удаленной передачи ЭНК. В ходе указанной загрузки файлы ЭНК из блока 6 баз данных через сервер 5 и ЛВС 12 попадают в блок защиты информации 10 и далее по каналу спутниковой связи, организованному спутниковыми модемами 11 и 14, попадают на сервер 13, где становятся доступными для загрузки пользователями.

Доведение актуализированных ЭНК до судов выполняется следующим образом. При входе судна, оборудованного АРМ 3 пользователя, в зону действия Wi-Fi роутера 15 АПК 2 удаленной передачи ЭНК АРМ 3 пользователя формирует запросов на поставку ЭНК и копирует файлы с актуализированными ЭНК с сервера 13 на судовой терминал СОЭНКИ АРМ 3 пользователя.

Заявленное изобретение реализовано в опытном образце комплексной автоматизированной системы сбора и оперативной передачи актуализированных ЭНК на суда подведомственных Росморречфлоту организаций в речных бассейнах Сибири и Дальнего Востока России. Результаты предварительных испытания данной системы подтверждают сокращение времени на доведение актуализированных ЭНК до судов и получение гидрографической информации, необходимой для корректировки ЭНК, от судов в условиях отсутствия сотовой связи, а также повышение достоверности ЭНК за счет сокращения срока цикла обновления ЭНК (от момента завершения изыскательских (путевых, дноуглубительных) работ до доставки актуализированных ЭНК потребителям) до 1-2 недель. Дополнительно использование предложенного изобретения позволяет снизить затраты по созданию и эксплуатации указанной системы за счет:

использования малого количества стационарных средств спутниковой радиосвязи, которые существенно дешевле оборудования, предназначенного для установки на движущихся объектах, и отсутствии необходимости массовой установки такого оборудования на все суда;

экономии дорогостоящего трафика, так как спутниковая радиосвязь задействуется лишь при однократной пересылке актуализированных ЭНК с АПК регионального центра на АПК удаленной передачи ЭНК и встречной пересылки результатов изыскательских, путевых, дноуглубительных и иные работ, а в процессе дальнейшего многократного доведения ЭНК до судов и загрузки результатов работ применяются бесплатные каналы связи Wi-Fi.

Проведение опытной эксплуатации указанной системы планируется на территориях Администрации Енисейского бассейна ВВП («Енисейречтранс», г. Красноярск) и Администрации «Волгобалт» (г. Санкт-Петербург).

1. Автоматизированная система актуализации и доведения электронных навигационных карт (ЭНК) внутренних водных путей до судов в условиях отсутствия сотовой связи, содержащая не менее одного аппаратно-программного комплекса (АПК) регионального центра, который содержит сервер, связанный с блоком баз данных, автоматизированное рабочее место (АРМ) администратора, АРМ картографа, АРМ верификатора и блок защиты информации, подключенные к локальной вычислительной сети, не менее одного АРМ пользователя системы, включающего, по крайней мере, судовой терминал системы отображения ЭНК и информации, и не менее одного АПК источника гидрографической информации системы, включающего, по крайней мере, автоматизированный промерно-изыскательский комплекс, и/или судовой обстановочный комплекс, и/или систему координированного управления позиционированием земснаряда, отличающаяся тем, что в состав системы включен по меньшей мере один АПК удаленной передачи ЭНК, который содержит сервер, соединенный с спутниковым модемом, вход-выход которого является первым входом-выходом АПК удаленной передачи ЭНК, и Wi-Fi роутером, вход-выход которого является вторым входом-выходом АПК удаленной передачи ЭНК, дополнительно в состав АПК регионального центра включен спутниковый модем, соединенный с блоком защиты информации, второй вход-выход спутникового модема является входом-выходом АПК регионального центра, который по средствам радиосвязи соединен с первым входом-выходом АПК удаленной передачи ЭНК, кроме того, в АРМ пользователя и АПК источника гидрографической информации введены Wi-Fi адаптеры, которые по средствам радиосвязи соединены со вторым входом-выходом АПК удаленной передачи ЭНК.

2. Автоматизированная система по п. 1, отличающаяся тем, что блок базы данных содержит, по крайней мере, базу данных исходной гидрографической информации, базу данных проектов по созданию или обновлению ячеек ЭНК, базу данных готовых ЭНК и корректур к ним на заданный регион и базу данных АПК удаленной передачи ЭНК заданного региона.

3. Автоматизированная система по п. 1, отличающаяся тем, что сервер АПК удаленной передачи ЭНК содержит, по крайней мере, следующие данные: базу данных актуализированных ЭНК, базу данных персональных папок АПК источников гидрографической информации с результатами изыскательских, и/или путевых, и/или дноуглубительных работ и базу данных АПК источников гидрографической информации.

4. Автоматизированная система по п. 1, отличающаяся тем, что в состав АРМ картографа входит специализированное программное обеспечение для загрузки и отображения цифровых картографических данных, загрузки, контроля, хранения и отображения актуальной оперативной информации, полученной от АПК источников гидрографической информации, создания ячеек ЭНК и корректуры к ним по актуальной оперативной информации, компиляции ЭНК в формат S-57 и конвертирования ЭНК во внутренние форматы АПК источников гидрографической информации.

5. Автоматизированная система по п. 1, отличающаяся тем, что в состав АРМ верификатора входит специализированное программное обеспечение для загрузки и отображения цифровых картографических данных, сличения всех элементов содержания составленной ЭНК и исходных цифровых картографических данных, верификации ЭНК, компиляции ЭНК в формат S-57 и конвертирования ЭНК во внутренние форматы АПК источников гидрографической информации.