Не изъяли статью из коап

Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

СТ 27.10 КоАП РФ

1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

2. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

3. Утратила силу с 1 сентября 2013 г.

4. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

5. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

5.1. В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

6. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

7. В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

9. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

10. Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

11. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.

12. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

13. Изъятые в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат демонтажу и (или) вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы указанных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Комментарий к Ст. 27.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, осуществляется:

— при обнаружении на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства;

— при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов;

— только правомочными должностными лицами;

— в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (факт совершения процессуальных действий может удостоверяться как подписями понятых в соответствующем протоколе, так и фиксироваться при помощи средств видеозаписи. Выбор между привлечением к участию в производстве по делу понятых или применением видеозаписи осуществляет должностное лицо, уполномоченное составлять соответствующий протокол, с учетом конкретных обстоятельств).

Данная обеспечительная мера направлена на сбор вещественных доказательств и на недопущение продолжения использования орудий совершения или предметов административного правонарушения в противоправных целях.

2. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.

Со вступлением в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» с 1 сентября 2013 г. водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота в случае совершения административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, не изымается.

3. В соответствии с ч. 5.1 комментируемой статьи с изымаемых документов изготавливаются копии, которые должны быть заверены должностным лицом, изъявшим документы, и в установленном порядке переданы или направлены лицу, у которого были изъяты документы.

4. Требования к содержанию протокола об изъятии вещей и документов установлены в ч. ч. 6 — 8 комментируемой статьи. В случае необходимости могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Полученные при их применении материалы должны быть приложены к соответствующему протоколу (о доставлении, осмотра места совершения административного правонарушения, об административном задержании, об изъятии вещей и документов, об административном правонарушении).

Протокол об изъятии вещей и документов подписывается понятыми в случае их участия.

В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

5. При невозможности хранения изъятых вещей и документов вместе с материалами дела об административном правонарушении применяются особые правила, которые установлены в ч. ч. 10 — 12 комментируемой статьи и конкретизированы в соответствующих актах уполномоченных органов. Например, такими актами являются Приказы: МВД России от 31.12.2009 N 1025 «Об утверждении Инструкции о порядке хранения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении», ФСКН России от 30.07.2007 N 238 «Об утверждении Инструкции о порядке хранения изъятых вещей и документов до рассмотрения дела об административном правонарушении в территориальных органах ФСКН России», ФСБ России от 06.06.2007 N 293 «Об утверждении Инструкции о порядке хранения изъятых вещей и документов по делам об административных правонарушениях, подведомственным пограничным органам», ФТС России от 18.12.2006 N 1339 «О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях», Роскомнадзора от 08.04.2013 N 377 «Об утверждении Порядка хранения территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций изъятых вещей и документов до рассмотрения дела об административном правонарушении».

Вопрос об изъятых вещах и документах должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

Статья 27.10 КоАП РФ. Изъятие вещей и документов

Новая редакция Ст. 27.10 КоАП РФ

1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

2. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

3. Утратила силу с 1 сентября 2013 г.

4. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

5. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

5.1. В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

6. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

7. В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

9. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

10. Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

11. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.

12. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

13. Изъятые в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат демонтажу и (или) вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы указанных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Комментарий к Статье 27.10 КоАП РФ

1 — 2. В процессе личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства, осмотра помещений и территорий нередко возникает необходимость изъятия обнаруженных доказательств. В силу этого лица, уполномоченные проводить процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.7, 27.8 и 27.9 КоАП, вправе также осуществить изъятие вещей и документов.

3. КоАП особо регулирует изъятие водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота. Целью такого изъятия является не собирание доказательств по делу об административном правонарушении, а обеспечение исполнения наказания о лишении специального права, если такое наказание будет назначено. Следует отметить, что с 1 января 2008 г. часть 3 настоящей статьи будет применяться в новой редакции, в которой будут определены срок, на который выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида, срок, по который действие временного разрешения может быть продлено.

4 — 9. Изъятие вещей и документов оформляется одним из следующих способов:

— делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения;

— делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании;

— составляется отдельный протокол об изъятии вещей и документов.

Факт изъятия водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота в соответствии с ч. 5 ст. 27.10 Кодекса отражается в протоколе об административном правонарушении или с 1 января 2008 г. еще и в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

10. Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с послед. изм.).

11. Данный порядок установлен Положением о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 694). В соответствии с данным Положением к изъятым вещам, подвергающимся быстрой порче, относятся:

вещи с ограниченным сроком годности, если этот срок истекает либо есть основания полагать, что срок истечет к моменту вступления постановления об административном правонарушении в законную силу и вещи будут непригодны для реализации;

вещи, требующие для сохранения своих товарных и потребительских качеств и обеспечения безопасности специальных температурных режимов или иных условий хранения, соблюдение которых затруднено или издержки по обеспечению которых соизмеримы со стоимостью изъятых вещей.

Решение о сдаче изъятых вещей для реализации принимается органом исполнительной власти, уполномоченным изымать орудия совершения или предметы административного правонарушения, после осмотра изъятых вещей и проверки их качества (включая проверку безопасности) в установленном порядке органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом на пищевые продукты должны иметься документы, удостоверяющие их качество и безопасность, и документы изготовителя (поставщика), на продукты должна быть нанесена маркировка, содержащая сведения, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Лицо, у которого изъяты вещи, уведомляется о принятом решении, после чего изъятые вещи сдаются Российскому фонду федерального имущества для реализации.

Изъятые вещи подлежат оценке представителем уполномоченного органа исполнительной власти и при необходимости экспертом, обладающим правом проведения оценки в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Оценка изъятых вещей производится исходя из их рыночной стоимости.

Лицо, у которого изъяты вещи, уведомляется о проведении их оценки, и ему предоставляется право присутствовать при этой оценке.

Сдача Фонду изъятых вещей для реализации производится уполномоченным органом исполнительной власти и оформляется актом приема-передачи, в котором указываются их характеристики. К акту приема-передачи прилагаются необходимые документы.

Реализация изъятых вещей осуществляется Фондом. Фонд вправе привлекать к реализации изъятых вещей отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц, с которыми заключается соответствующий договор.

В целях обеспечения сохранности изъятых вещей, возмещения убытков в случае их утраты (гибели), недостачи или повреждения уполномоченный орган исполнительной власти или Фонд может заключать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, договоры имущественного страхования изъятых вещей. Привлечение страховых организаций производится на конкурсной основе.

Уполномоченный орган исполнительной власти и Фонд в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, связанных с реализацией изъятых вещей, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация изъятых вещей осуществляется с учетом срока их годности и использования по назначению.

Средства, полученные от реализации изъятых вещей, перечисляются Фондом на открытый в установленном порядке счет для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти. Одновременно Фонд направляет в уполномоченный орган исполнительной власти отчет о реализации изъятых вещей и связанных с этим расходах.

Произведенные в 2003 — 2004 годах расходы, связанные с проверкой качества (в том числе безопасности), оценкой, страхованием, хранением, перевозкой и реализацией изъятых вещей, компенсируются за счет средств, полученных от их реализации.

Издержки, понесенные уполномоченным органом исполнительной власти, возмещаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае обращения в соответствии с законодательством Российской Федерации средств, полученных от реализации изъятых вещей, в доход государства они подлежат перечислению в федеральный бюджет за вычетом затрат уполномоченного органа исполнительной власти и Фонда на реализацию изъятых вещей в соответствии с установленными нормами.

Размер затрат Фонда на реализацию изъятых вещей определяется исходя из фактических расходов, но не более 5 процентов стоимости реализованных изъятых вещей.

Сданные Фонду изъятые вещи, реализация которых оказалась невозможной, а также изъятые вещи, которые на момент изъятия признаны некачественными и опасными, подлежат уничтожению по решению уполномоченного органа исполнительной власти.

Уничтожение изъятых вещей осуществляется на основании заключения эксперта органа государственного надзора и контроля любым технически доступным способом с соблюдением требований нормативных и технических документов в области охраны окружающей среды.

Уничтожение изъятых вещей производится в присутствии комиссии, состоящей из представителя уполномоченного органа исполнительной власти, лица, у которого они изъяты, и двух понятых. Отказ лица, у которого изъяты вещи, присутствовать при уничтожении не является препятствием для проведения процедуры уничтожения.

В случае уничтожения изъятых вещей, представляющих опасность возникновения и распространения заболеваний, отравления людей или животных либо загрязнения окружающей среды, в состав комиссии включаются представители соответствующих органов государственного надзора и контроля.

Уничтожение изъятых вещей оформляется актом. Копии акта передаются представителям органов исполнительной власти, государственного контроля и надзора и лицу, у которого были изъяты вещи.

Оплату всех расходов по уничтожению изъятых вещей производит уполномоченный орган исполнительной власти, принявший решение об уничтожении.

В случае если лицо, у которого были изъяты вещи, будет признано виновным в совершении правонарушения, оно возмещает уполномоченному органу исполнительной власти указанные расходы.

12. В соответствии с Положением о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 883) (с изменениями от 26 декабря 2005 г.) государственные органы, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право изымать из незаконного оборота либо исполнять решение о конфискации продукции, являющейся вещественным доказательством либо предметом административного правонарушения (далее именуются уполномоченные органы), передают такую продукцию на основании акта приема-передачи Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для направления ее на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку — на уничтожение.

В акте приема-передачи отражаются:

а) основания изъятия или конфискации продукции;

б) полное и точное наименование каждого вида или группы однородных равноценных видов продукции;

в) внешний вид продукции;

г) состояние упаковки и (или) тары;

д) подробное описание отличительных признаков (сырье, из которого изготовлена продукция, количество продукции, объемная доля этилового спирта, стоимость и другие характеристики).

Места хранения продукции до передачи ее Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) определяются уполномоченным органом в соответствии с перечнем организаций, имеющих лицензии на хранение такого вида продукции и являющихся поверенными Российского фонда федерального имущества.

Российский фонд федерального имущества (его отделения) с участием территориальных органов Федеральной налоговой службы и заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют на конкурсной основе организации, уполномоченные осуществлять промышленную переработку или уничтожение продукции.

Обязательными условиями для участия организации в конкурсе являются:

наличие лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которой в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт;

отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов.

Переработка или уничтожение продукции осуществляется под контролем территориальных налоговых органов.

Оценка стоимости продукции, направляемой на переработку, осуществляется Российским фондом федерального имущества на основании заключения эксперта, аккредитованного при Российском фонде федерального имущества (его отделениях).

Уничтожение продукции осуществляется на основании решений комиссий, в состав которых входят представители уполномоченного органа, Российского фонда федерального имущества (его отделения), территориального органа Федеральной налоговой службы и руководитель организации, осуществляющей уничтожение. После уничтожения продукции составляется акт, в котором указываются место и способ уничтожения, а также сведения, предусмотренные п. 3 Положения.

Учет тары (упаковки), оставшейся после уничтожения продукции, и распоряжение ею осуществляются Российским фондом федерального имущества.

Расходы по оценке (переоценке), хранению, транспортировке, страхованию продукции, а также иные расходы, связанные с ее передачей Российскому фонду федерального имущества (его отделениям), возмещаются Российским фондом федерального имущества организациям, несущим эти затраты, за счет средств, полученных от переработки продукции, при представлении документов, подтверждающих затраты.

Российский фонд федерального имущества (его отделения) ежеквартально представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральную налоговую службу и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обобщенные сведения о количестве направленной на переработку или уничтожение продукции.

Другой комментарий к Ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная мера административно-процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении направлена на принудительное ограничение возможности правонарушителя пользоваться и распоряжаться вещами, транспортным средством, документами, явившимися орудием совершения или предметами правонарушения и имеющими значение доказательств по делу.

2. Изъятие вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, находящихся при физическом лице, а также при осмотре принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества и соответствующих документов, явившихся орудием совершения или предметом правонарушения или имеющих доказательственное значение по делу об административном правонарушении, осуществляется уполномоченными должностными лицами (см. ст.27.2, 27.3, 28.3) в присутствии двух понятых.

3. Не подлежат изъятию товары, транспортные средства, документы и иные предметы, не имеющие отношения к делу об административном правонарушении, за исключением предметов, запрещенных к обращению.

4. Изъятые вещи и документы в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте изъятия и хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие, в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным органом исполнительной власти. По результатам рассмотрения дела они в установленном порядке конфискуются либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии — реализуются.

5. Для отдельных видов изъятых вещей и документов законом устанавливается особый порядок хранения. Так, изъятые огнестрельное и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел; вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством РФ, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются; наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожение в порядке, установленном Правительством РФ; образцы этих средств, подлежащих уничтожению, хранятся до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении.

Конфискация и изъятие имущества по законодательству об административных правонарушениях

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительным безвозмездным обращением в государственную собственность не изъятых из оборота вещей.

Ретроспективный взгляд на законодательство об административных правонарушениях свидетельствует о том, что с момента введения конфискации в систему административных наказаний правовое регулирование этой меры претерпело серьезные изменения. В период действия КоАП РСФСР конфискация имущества в сфере административно-деликтных отношений повсеместно применялась исключительно во внесудебном порядке и независимо от того, является ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, собственником этого имущества.

Первоначально такая практика в целом поддерживалась Конституционным Судом РФ, который исходил из возможности назначения конфискации административными органами при гарантии последующего судебного контроля . Однако в дальнейшем Конституционный Суд РФ отступил от этой правовой позиции и в Постановлении от 11 марта 1998 г. N 8-П по делу о проверке конституционности ст. 266 ТК РФ, ч. 2 ст. 85 и ст. 222 КоАП РСФСР указал, что гарантии судебного обжалования не являются достаточным средством обеспечения права собственности, поскольку возможность такого обжалования не исключает лишения права собственности без судебного решения (например, в случае неподачи жалобы в суд). Названное Постановление явилось важным шагом к исключению применения конфискации во внесудебном порядке. Впоследствии изложенная в нем позиция была подтверждена в ряде других решений Конституционного Суда РФ и во многом предопределила содержание ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФПостановление Конституционного Суда РФ от 20 мая 1997 г. N 8-П по делу о проверке конституционности п. 4 и 6 ст. 242 и ст. 280 Таможенного кодекса РФ // СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1427.

В практике Конституционного Суда РФ, сложившейся до принятия КоАП РФ, была также высказана точка зрения о том, что в сфере таможенных правоотношений конфискация имущества может быть применена к лицу, совершившему таможенное правонарушение, независимо от того, является ли оно собственностью правонарушителя, а также независимо от того, установлен ли его собственник. В частности, в Постановлении от 14 мая 1999 года N 8-П Конституционный Суд РФ, ссылаясь на общепринятый подход к реализации юридической ответственности в виде конфискации имущества в таможенной сфере и на международные конвенции в области таможенных правоотношений, указал, что в противном случае организаторы незаконного перемещения товаров получили бы возможность переложить всю ответственность на неплатежеспособных лиц или лиц, проживающих за границей, что подрывало бы правопорядок в сфере таможенных отношений и несовместимо с целями и задачами таможенного регулирования.

При подготовке КоАП РФ выводы, сформулированные Конституционным Судом РФ в вышеупомянутом Постановлении, были распространены законодателем на всю сферу административно-деликтных отношений и положены в основу ст. 3.7 Кодекса, первоначальная редакция которой допускала возможность назначения административного наказания в виде конфискации имущества лицу, не являющемуся его собственником.

В юридической литературе такой подход к правовому регулированию конфискации как санкции за совершение административного правонарушения подвергался суровой критике со стороны ученых, многие из которых небезосновательно считали его направленным на собственника соответствующего имущества, независимо от его вины в данном правонарушении и несоразмерно ограничивающим право частной собственности, гарантированное ст. 35 Конституции РФ Рассмотрение арбитражными судами дел об административных правонарушениях: комментарии законодательства. Обзор практики. Рекомендации / Под общей ред. проф. Э.Н. Ренова. М.: Норма, 2003. С. 54.

И действительно, складывалась ситуация, когда собственник предмета или орудия совершения административного правонарушения, если он не являлся лицом, привлекаемым к административной ответственности, фактически лишался возможности полноценной судебной защиты своих прав, поскольку КоАП РФ не только не требовал его привлечения к участию в производстве по делу об административном правонарушении, но и делал возможное его участие бессмысленным, в связи с тем что в существовавшей модели правового регулирования не предполагалось выяснение того, какое отношение собственник предмета или орудия совершения административного правонарушения имеет к этому правонарушению, и никакие его возражения не могли быть признаны достаточными для того, чтобы решение о конфискации принадлежащего ему имущества не было принято Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2011 г. N 6-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ и ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ в связи с жалобой ООО «СтройКомплект».

Тем не менее такая ситуация сохранялась до тех пор, пока не вышло Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2011 г. N 6-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ и ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ в связи с жалобой ООО «СтройКомплект», в котором были сформулированы два важных вывода:

  1. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется;
  2. в сфере таможенных правоотношений федеральный законодатель вправе допустить конфискацию имущества, послужившего орудием или предметом таможенного правонарушения и не являющегося собственностью лица, его совершившего, независимо от того, находятся ли соответствующие товары и транспортные средства в собственности совершившего его лица.

В настоящее время правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в названном Постановлении, воплощена в ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ, введенной в нее Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 314-ФЗ. Этим же Законом внесены изменения в ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан», в санкции которой ныне предусмотрена конфискация продукции незаконного природопользования, а также орудия совершения административного правонарушения в качестве дополнительного, а не основного наказания, как было ранее.

К сожалению, указанные изменения нельзя назвать системными, так как они не затронули целый ряд других статей Особенной части КоАП РФ, в которых конфискация по-прежнему значится в качестве основного наказания, подлежащего применению в отношении должностных лиц, которые собственниками конфискуемых предметов чаще всего не являются.

Итак, в условиях действующего регулирования конфискация как мера административного наказания характеризуется следующими особенностями:

  1. назначается только судьей;
  2. применяется строго в отношении орудий совершения или предметов административного правонарушения;
  3. не применяется в отношении лиц, не являющихся собственниками имущества, послужившего предметом или орудием совершения административного правонарушения, за исключением таможенных правонарушений, предусмотренных главой 16 КоАП РФ.

Анализ КоАП РФ свидетельствует об установлении конфискации в качестве санкции за многие административные правонарушения, совершаемые преимущественно в экономической сфере. При этом в большинстве статей Особенной части Кодекса речь идет о конфискации предметов административного правонарушения (ст. 14.10, ч. 2 ст. 14.4, 14.16 КоАП РФ и др.) и лишь в некоторых из них говорится о конфискации орудий его совершения (ч. 1 ст. 16.1, ст. 8.18 — 8.20, ч. 1 и 2 ст. 14.1.1 КоАП РФ и др.). В связи с этим необходимо четко разграничивать понятия «предмет» и «орудие совершения административного правонарушения», которые не являются равнозначными.

В действующем законодательстве содержание указанных понятий не раскрывается. Однако в специальной литературе и на практике они достаточно разработаны. Под предметом административного правонарушения принято понимать вещи и иные ценности, по поводу которых возникают правоотношения, составляющие объект правонарушения. Под орудием совершения административного правонарушения следует понимать движимое и недвижимое имущество, используемое для осуществления объективной стороны правонарушения. Например, за совершение административных правонарушений на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ст. 8.17 — 8.20 КоАП РФ) предусмотрена конфискация судна и летательного аппарата, которые относятся к недвижимому имуществу. В то же время не могут рассматриваться в качестве орудия совершения административного правонарушения деньги и ценные бумаги.

Правильное определение орудия совершения и предмета административного правонарушения имеет важный практический аспект.

Приведем пример. За сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает административный штраф с обязательной конфискацией орудия совершения административного правонарушения и конфискацией его предметов в качестве дополнительного наказания. Представим себе, что для перемещения товаров использовалось транспортное средство. Тогда возникает вопрос: когда оно будет являться предметом, а когда орудием совершения данного правонарушения?

Изучение правоприменительной практики показывает, что на первых этапах применения КоАП РФ в деятельности различных судов этот вопрос решался неоднозначно. Встречались случаи, когда транспортное средство рассматривалось в качестве предмета административного правонарушения, вследствие чего лицу, признанному виновным, назначалось административное наказание в виде штрафа, а конфискация транспортного средства применялась по усмотрению судьи.

Ясность в решение указанного вопроса внес Верховный Суд РФ, который в п. 27 Постановления Пленума от 24 октября 2006 г. N 18 разъяснил, что если транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров при перемещении их через таможенную границу РФ (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно является орудием административного правонарушения. Приведенное разъяснение, хотя и было дано в период действия Таможенного кодекса РФ и прежней редакции главы 16 КоАП РФ, однако сохраняет свою силу и сейчас, когда действует Таможенный кодекс Таможенного союза и новая редакция главы 16 КоАП РФ.

При решении вопроса о возможности применения конфискации предмета или орудия совершения административного правонарушения необходимо также учитывать особенности конструкции санкции соответствующей статьи (части статьи) КоАП РФ.

Так, в связи с введением разрешительного порядка осуществления деятельности по оказанию услуг такси, требующей получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем специального разрешения, и распространением на эту сферу правоотношений положений ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), в судебной практике возник вопрос: подлежит ли конфискации транспортное средство, используемое гражданином, привлекаемым к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление таксомоторных перевозок без специального разрешения?

Очевидно, что транспортное средство, используемое для осуществления таксомоторных перевозок, будет являться орудием совершения указанного правонарушения. Однако в рамках производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, оно не может быть конфисковано, так как в санкции данной нормы речь идет о конфискации только изготовленной продукции, орудий производства и сырья, к которым транспортное средство явно не относится.

При назначении административного наказания в виде конфискации предмета или орудия совершения административного правонарушения необходимо учитывать и то, что законодатель ограничивает круг лиц, к которым она может быть применена: конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может быть назначена лицу, для которого охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Согласно ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ конфискацию как меру административного наказания следует отличать от изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

  • подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
  • изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

В самом общем виде вопрос о предметах, изъятых из оборота, решен в ст. 129 ГК РФ. В соответствии с ней виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. В качестве примера нормативного правового акта, ограничивающего оборот вещей, можно привести Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179, которым утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. Какого-либо общего закона о предметах, изъятых из оборота, не существует. Поэтому при определении правового режима имущества, выступающего в качестве орудия совершения или предмета административного правонарушения, в каждом конкретном случае необходим тщательный анализ правил и норм, регулирующих общественные отношения, связанные с фактом противоправного деяния.

Например, в практике применения административной ответственности в области предпринимательской деятельности возник вопрос: относится ли к вещам, изъятым из оборота, сахарный песок иностранного производства, не имеющий документов, подтверждающих его соответствие качеству и безопасности пищевых продуктов? Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», с точки зрения которого отсутствие таких документов на пищевые продукты не является основанием для изъятия соответствующих продуктов из оборота.

Аналогичным образом может быть решен вопрос и об иных предметах административного правонарушения, которые по каким-либо основаниям, предусмотренным в законе, подлежат изъятию и обращению в собственность государства или уничтожению. Так, ст. 14.26 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов. Спрашивается, подлежит ли изъятию из оборота лом редкоземельных и серебросодержащих металлов, являющийся предметом указанного правонарушения? При ответе на этот вопрос, адвокату по наркотикам необходимо руководствоваться положениями Указа Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», в соответствии с которым драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них входят в Перечень видов продукции, изъятых из оборота.

В соответствии с действующим законодательством к имуществу, изъятому из оборота, также относятся:

  • этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающая обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, а также требованиям Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (ст. 25, 26 Закона);
  • наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681;
  • незаконно добытые (выловленные) водные биоресурсы и продукты их переработки, включая икру, а также суда и орудия незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов (ст. 54 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»);
  • дикие животные и растения, их части и производимая из них продукция — дериваты, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.;
  • незаконно добытые (без полученного в установленном порядке разрешения) объекты животного мира, принадлежащие к видам животных, занесенных в Красную книгу, и полученная из них продукция;
  • контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения (ст. 1252 ГК РФ);
  • радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, а также специальные технические средства, перечень которых определен в Постановлении Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 111 «О передаче конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их использованию» Признаки радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств раскрыты в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 832, утвердившем Особые условия их приобретения. Перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, содержится в Положении о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770.

Практическая значимость положений ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ в полной мере проявляется при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, в котором в силу ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

Решение вопроса о судьбе вещей, изъятых либо арестованных в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, зависит от исхода дела. Поскольку конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания, то она может быть применена судьей только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ. При этом не исключается возможность конфискации вещей, изъятых из оборота и ограниченных в обороте.

Однако если по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья придет к выводу о наличии оснований для прекращения по нему производства, например в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, то административное наказание в виде конфискации предмета или орудия совершения административного правонарушения не может быть назначено. В этом случае в резолютивной части соответствующего постановления вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть решен с учетом положений п. 1 — 4 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, согласно которым:

  1. вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или направлению на уничтожение;
  3. документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;
  4. изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента РФ.

Так, если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (например, этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, упомянутые в ст. 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», контрафактная продукция), то в резолютивной части постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении должно быть указано, что соответствующие вещи возврату не подлежат, и определены дальнейшие действия с ними (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции — в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в отношении контрафактной продукции — в соответствии с ч. 2 ст. 1515 и ч. 4 ст. 1252 ГК РФ).

Конкретизируем сказанное на примере.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, установлен факт хранения алкогольной продукции, не маркированной марками специального образца, однако доказательств, подтверждающих, что хранение алкогольной продукции осуществлялось в целях сбыта, не представлено. В подобной ситуации производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а алкогольная продукция, изъятая либо арестованная в рамках принятия мер обеспечения производства по данному делу, — направлена на переработку или уничтожение в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», согласно которой отсутствие маркировки алкогольной продукции марками установленного образца является условием, запрещающим ее оборот.

Другой пример.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, выразившемся в продаже контрафактной продукции, истек годичный срок давности привлечения к административной ответственности. В этом случае производство по делу должно быть прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, а контрафактная продукция, изъятая или арестованная в соответствии со ст. 27.10, 27.14 КоАП РФ в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, — передана на уничтожение в силу ч. 2 ст. 1515, ч. 4 ст. 1252 ГК РФ и ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ.

Необходимо также учесть, что если санкция статьи, подлежащей применению в конкретном деле, не предусматривает возможность назначения наказания в виде конфискации предмета или орудия совершения административного правонарушения, а в ходе рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности выяснилось, что вещи, послужившие предметом или орудием совершения данного правонарушения и изъятые либо арестованные в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота, то основания для возвращения их владельцу отсутствуют и эти вещи должны быть переданы в специализированную организацию или направлены на уничтожение в соответствии с действующим законодательством.

Такая ситуация может возникнуть, например, при рассмотрении в суде дела о привлечении юридического лица к административной ответственности за введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности (ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ), за совершение которого предусмотрен только штраф. В данном случае если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что вещи, явившиеся предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия обеспечительных мер, обладают признаками контрафактности, то с учетом положений ч. 3 ст. 3.7, п. 2 ч. 3 ст. 29.10, ч. 4 ст. 1252 и ч. 2 ст. 1515 ГК РФ в резолютивной части судебного постановления должно быть указано, что они изъяты из оборота и подлежат уничтожению.

Кроме того, в свете последних изменений, внесенных в ст. 3.7 КоАП РФ, следует иметь в виду, что конфискация предмета или орудия совершения административного правонарушения не может быть применена, если при судебном рассмотрении дела выяснится, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не является собственником вещей, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, изъятых в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В этом случае соответствующие вещи, если они не изъяты из оборота, подлежат возвращению законному владельцу (а если владелец не установлен — передаче в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации), а вещи, изъятые из оборота, — передаче в специализированные организации или уничтожению на основании ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ. Единственное исключение из этого правила составляют предметы и орудия совершения таможенных правонарушений, предусмотренных главой 16 КоАП РФ, которые в силу ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ при вынесении постановления о назначении административного наказания подлежат конфискации независимо от основания владения ими лицом, привлекаемым к административной ответственности, в том числе если они не принадлежат ему на праве собственности.

При решении вопроса о возможности применения конфискации как меры административной ответственности необходимо особенно внимательно рассматривать ситуации, когда вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения, не были изъяты или арестованы в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и к моменту вынесения судьей постановления уже не принадлежат лицу, привлекаемому к административной ответственности, или уничтожены. В этом случае административное наказание в виде конфискации не может быть применено, равно как не может быть решен вопрос о передаче соответствующих вещей в специализированную организацию для переработки или на уничтожение в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ.

Приведем пример.

Постановлением судьи Пресненского районного суда г. Москвы, оставленным в силе решением судьи Московского городского суда, ООО «Астер» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения — объекта животного мира вида тигр.

Постановлением заместителя председателя Московского городского суда все состоявшиеся по делу судебные решения были отменены, а производство по делу — прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решая вопрос о судьбе объекта животного мира, явившемся предметом данного правонарушения, заместитель председателя Московского городского суда исходил из следующего.

Согласно ч. 3 ст. 3.7 и ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении судьей должен быть решен вопрос о вещах, изъятых из оборота, независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Аналогичным образом этот вопрос может быть решен и на последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении в случае отмены обжалуемых судебных актов и прекращения производства по делу.

В соответствии с ч. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренных ст. 5 и 6 указанного Федерального закона.

Согласно Перечню видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (далее — СИТЕС), утвержденному 14 Конференцией сторон СИТЕС, тигры, независимо от их подвидовой принадлежности, относятся к объектам животного мира, занесенным в списки видов диких животных и растений, подлежащих особой охране.

В соответствии со ст. 1, 3 Закона г. Москвы от 30 июня 1999 года N 28 «О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы» использование образцов редких и исчезающих диких животных и растений, в том числе включенных в приложения I, II и III Конвенции СИТЕС, разведенных в неволе на территории Российской Федерации, допускается лишь при наличии документа, подтверждающего факт разведения в неволе, выданного в установленном порядке уполномоченным на то органом исполнительной власти.

Анализ приведенных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что объекты животного мира, включенные в приложения I, II и III Конвенции СИТЕС, разведение и (или) содержание которых в условиях неволи на территории города Москвы осуществляются при отсутствии разрешительного документа, выданного уполномоченным органом государственной власти, считаются находящимися в незаконном обороте.

Как следует из материалов дела, предметом административного правонарушения, вмененного ООО «Астер», явился тигр (Panthera tigris), который относится к образцам животных видов, включенных в список видов диких животных, находящихся под охраной Конвенции СИТЕС. При этом документ, необходимый для подтверждения законности его нахождения в гражданском обороте, требуемый в соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы от 30 июня 1999 года N 28, отсутствует. Следовательно, тигр, послуживший предметом данного административного правонарушения, находится в незаконном обороте.

Однако в рамках настоящего дела вопрос об изъятии предмета административного правонарушения на основании п. 2 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ с последующей передачей его уполномоченному органу для возвращения в естественную среду обитания, реализации или уничтожения, не может быть решен, так как в указанной норме речь идет об уже изъятых или арестованных в соответствии со ст. 27.10 и ст. 27.14 КоАП РФ предметах, находящихся в незаконном обороте, тогда как в ходе производства по данному делу должностными лицами Департамента природопользования города Москвы тигр, явившийся предметом административного правонарушения, не изымался и не арестовывался. Сведений об исполнении обжалуемого постановления судьи Пресненского районного суда г. Москвы в части конфискации предмета административного правонарушения в материалах дела также не имеется. Более того, из материалов дела усматривается, что к моменту вынесения судьей Московского городского суда решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении тигр не принадлежал ООО «Астер» и его местонахождение было неизвестно Постановление заместителя председателя Московского городского суда от 23 ноября 2012 г. по делу N 4а-2676/12.

При назначении административного наказания в виде конфискации предмета или орудия совершения административного правонарушения, а также при решении вопроса о дальнейшей судьбе изъятых из оборота вещей, в отношении которых конфискация не может быть применена, в постановлении по делу об административном правонарушении не следует указывать, в чью собственность (федеральную, субъекта РФ или просто «в государственную») обращается отчуждаемое имущество, так как КоАП РФ этого не требует.

Вещи, нахождение которых в обороте не допускается, подлежат передаче для дальнейшей переработки или на уничтожение тем органам, которые производили их изъятие в порядке ст. 27.10 и ст. 27.11 КоАП РФ или налагали на них арест в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ, а конфискованные вещи передаются судебным приставам-исполнителям, которые приводят в исполнение такие постановления, за исключением постановлений о конфискации оружия и боевых припасов, которые приводятся в исполнение органами внутренних дел.

Порядок реализации, переработки (утилизации) и уничтожения конфискованных предметов административного правонарушения и орудий их совершения определен Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства». В соответствии с ним конфискованное движимое имущество, не изъятое из оборота, подлежит передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам), который осуществляет его продажу на торгах Порядок организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, утвержден распоряжением РФФИ от 29 ноября 2001 г. N 418.

Имущество, изъятое из оборота, передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям для дальнейшего использования, переработки или уничтожения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Например, в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции соответствующий порядок регламентирован Постановлением Правительства от 11 декабря 2002 г. N 883 «Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых было признано нецелесообразным».

Конфискованное движимое имущество, представляющее культурную ценность, включая движимое имущество религиозного назначения, передается Министерству культуры Российской Федерации (его территориальному органу по сохранению культурных ценностей); денежные средства в российских рублях и иностранной валюте, государственные ценные бумаги, драгоценные металлы и драгоценные камни — Министерству финансов РФ; недвижимое имущество, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций передаются Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (его территориальному органу); денежные средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международные денежные единицы, денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, средства от продажи денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке зачисляются в валюте Российской Федерации на счета, открытые соответствующим территориальным органам федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Реализация конфискованного гражданского оружия и патронов к нему, технически пригодных для эксплуатации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об оружии».

Вещи и иное имущество, подлежащее быстрой порче, передаются для реализации или уничтожения в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 694.

Контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, конфискованные или изъятые по постановлениям, вынесенным судьями, подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав или смежных прав по их просьбе. Такая передача осуществляется на основании ч. 3 ст. 32.4 КоАП РФ при наличии в материалах дела соответствующего заявления правообладателя. Если указанные орудия или предметы были изъяты или арестованы в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, то их уничтожение или передача производятся судьей или по его поручению органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест.