Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершенно­летнего (ст. 156 УК). Конституция РФ в ст. 38 устанавливает, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность роди­телей. В ст. 61, 63 и др. Семейного кодекса РФ содержится поло­жение о том, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. На родителей возложена обязанность забо­титься о здоровье своего ребенка (или детей), о его развитии (физи­ческом, психическом, нравственном) и о получении им основного общего образования. «При осуществлении родительских прав ро­дители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей» — устанавливает абз. 2 ч. 1 ст. 65 Семей­ного кодекса РФ. Родители, не исполняющие указанные требова­ния, должны привлекаться к ответственности, в том числе при наличии определенных условий к уголовной, в соответствии со ст. 156 УК за неисполнение обязанностей по воспитанию несовер­шеннолетнего.

Основной объект преступления — совокупность общественных отношений, связанных с обеспечением нормального психофизи­ческого и морально-нравственного развития несовершеннолетних, становления их личности. В качестве дополнительного объекта выступают здоровье, личная свобода, честь и достоинство несовер­шеннолетнего.

Объективная сторона может выступать в двух формах:

1) неисполнение обязанностей по воспитанию несовершенно­летнего;

2) ненадлежащее исполнение указанных обязанностей.

Неисполнение обязанностей предполагает пассивное поведение виновного, бездействие, фактический отказ от их выполнения, не­осуществление необходимых воспитательных функций. Ненадле­жащее исполнение обязанностей означает их выполнение, но не­надлежащим образом либо в недопустимой форме.

Закон устанавливает, что уголовная ответственность за эти дея­ния наступает лишь при условии, если они соединены с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выразиться в нанесении ребенку побоев, в истязании подростка, лишении его необходимых условий жизнедеятельности, напри­мер, пищи, питья, крова, одежды и т.д., в глумлении над личнос­тью несовершеннолетнего, в незаконном лишении его свободы, в причинении вреда его здоровью. Нанесение потерпевшему побоев, причинение легкого вреда его здоровью, незаконное лишение сво­боды, предусмотренное ч. 1 ст. 127 УК, охватываются составом рассматриваемого преступления. Причинение более тяжкого вреда здоровью ребенка, истязание, незаконное лишение свободы при наличии обстоятельств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 124 УК, тре­буют дополнительной квалификации по соответствующим ста­тьям УК. Следует отметить, что незначительные ограничения, применяемые родителями к несовершеннолетним детям для до­стижения целей воспитательного воздействия, не образуют соста­ва рассматриваемого преступления.

Субъективную сторону преступления образует вина в виде прямого умысла.

Субъект преступления — специальный: родители (усыновите­ли), а также лица, на которых возложены обязанности по воспита­нию несовершеннолетнего (например, опекуны, попечители, маче­ха, отчим), а равно педагоги и другие работники образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним.

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ)

Согласно ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Объективная сторона состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего при условии, что это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, которое может быть выражено в издевательстве, унижении человеческого достоинства, отказе в питании и т. д.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может осуществляться как путем действия, так и путем бездействия.

Состав преступления – формальный. Поэтому оно считается оконченным в момент неисполнения (или ненадлежащего исполнения) обязанностей по воспитанию ребенка, сочетающегося с жестоким с ним обращением.

Субъективная сторона – прямой умысел.

Субъектом преступления могут быть родители или иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанный осуществлять надзор за несовершеннолетним.

Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ)

Статья предусматривает уголовную ответственность за два самостоятельных преступления: – злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста; злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей. Согласно ст. 80 CК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В ст. 87 СК РФ установлена обязанность трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей. В случае, если средства на содержание (алименты) не представляются добровольно, они взыскиваются по решению суда и подлежат уплате ежемесячно.

Потерпевшие от деяния, описанного в ч. 1, – несовершеннолетние дети (или нетрудоспособные совершеннолетние дети), а в ч. 2 – нетрудоспособные родители.

Объективная сторона характеризуется, как правило, бездействием – злостным уклонением от уплаты алиментов, т. е. виновный не выполняет возложенных на него судом обязанностей по уплате алиментов.

Уклонение выражается в прямом отказе от выплат алиментов, а также сокрытии заработка или иного дохода, с которых производится удержание алиментов, уклонении от устройства на работу и т. д.

Злостным уклонением считается невыплата алиментов после письменного предупреждения, сделанного приставом-исполнителем.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления по ч. 1 статьи является родитель, а по ч. 2 – трудоспособные дети.

Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ)

(Боровиков В. Б.) («Российский судья», 2005, N 2) Текст документа

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО (СТ. 156 УК РФ)

Боровиков В. Б., кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Российской академии правосудия.

Важнейшей проблемой, стоящей перед любым государством, является воспитание подрастающего поколения, способного в рамках закона решать сложнейшие задачи по совершенствованию и процветанию общества. В Российской Федерации вопросы воспитания детей регламентируются прежде всего Семейным кодексом. Так, согласно ст. 31 СК РФ вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются совместно, исходя из принципа равенства супругов. Супруги обязаны содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей (ст. 31 СК РФ). Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно; право знать своих родителей; право на их заботу; право на совместное проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ). При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 СК РФ). При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения права ребенка на воспитание в семье обеспечиваются органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 Семейного кодекса Российской Федерации. Воспитательные функции могут осуществлять и другие лица, не являющиеся официальными опекунами и попечителями, но взявшие к себе детей на постоянное воспитание (например, братья, сестры, дед, бабушка). Неисполнение указанными лицами обязанностей по воспитанию детей при определенных условиях, когда оно соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, влечет уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ . ——————————— Например, в 2001 — 2003 гг. в Российской Федерации было зарегистрировано соответственно 2973, 2751 и 3405 случаев совершения деяний, подпадающих под признаки посягательства, указанного в ст. 156 УК РФ. См.: Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / Под ред. проф. А. И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. С. 95.

Установление уголовной ответственности за данное деяние (в УК РСФСР 1960 г. подобная статья отсутствовала) вполне обоснованно, учитывая, что оно не только посягает на общественные отношения, обеспечивающие условия нормального нравственного и физического развития личности несовершеннолетнего, но и может причинить серьезный вред здоровью, чести и достоинству потерпевшего . ——————————— В отечественных СМИ, например, неоднократно приводились факты, когда дети, спасаясь от жестокого обращения к ним родителей, находили «родительскую заботу» в стаях бродячих собак, приобретая определенные качества животных. Последствия пребывания в подобной среде были таковы, что, несмотря на комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, в полной мере воспитать человеческую личность из новых Маугли практически невозможно. См.: Григоренко Г. Маугли из Керчи // Труд. 1998. 1 сентября; Семенова И. Вы можете ответить на вопрос: чем занят в эту минуту ваш ребенок? // Российская газета. 2000. 28 ноября; Щуков Ю. Маугли в собачьей конуре // Российская газета. 2001. 19 августа.

По данной категории уголовных дел производится дознание и предусмотрена подсудность мировых судей. Объективные признаки: невыполнение (неисполнение или ненадлежащее исполнение) обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если оно было соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Субъективные признаки: достижение 16-летнего возраста, возложение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, а также осуществлению за ним надзора. Объективная сторона указанного преступления заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если оно было соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего — это отсутствие должного внимания к развитию, поведению подопечного, безразличное отношение к его здоровью, безопасности, учебе, организации досуга и т. п. . ——————————— О катастрофическом положении дел в Российской Федерации с воспитанием детей говорят хотя бы следующие цифры: по экспертным оценкам, в Российской Федерации, например, в 1999 г. насчитывалось около 2 млн. неграмотных детей, не посещавших учебные заведения См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 году // Российская газета. 2000. 5 апреля. На учете в органах внутренних дел в 2002 г. состояли 276 тыс. родителей, не выполнявших свои обязанности по воспитанию детей. Ежегодно в судах рассматривается свыше 35 тыс. заявлений о лишении родительских прав См.: Пронина Л. Украденное детство // Парламентская газета. 2002. 10 апреля.

Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего означает их плохое, некачественное, нерадивое выполнение, например поощрение совершения подростком антиобщественных поступков, привитие ему взглядов, установок, пропагандирующих жестокость, агрессивность, ненависть к человечеству, неуважение к закону, создание условий, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетнего . ——————————— Например, в телевизионной программе «Сегоднячко» от 12 июля 2002 г. (канал ТНТ) был показан сюжет, как житель Воронежа К. заставлял своих малолетних детей (младшей дочке — 6 лет) забираться без страховки на фабричные трубы (до 86 м высотой), верхние ветки больших деревьев. Все это он снимал на видеопленку, которую затем отсылал в различные телестудии, чтобы данные кадры попали в Книгу рекордов Гиннеса.

При установлении признаков состава рассматриваемого преступления необходимо выяснить: действительно ли на лицо, привлекающееся к ответственности по ст. 156 УК РФ, были возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего или надзору за его поведением, а также имело ли оно реальную возможность качественно исполнять данные обязанности. При отрицательном ответе на эти вопросы состав преступления отсутствует (например, тяжелая и длительная болезнь кого-либо из родителей, неполучение ими в течение нескольких месяцев заработной платы, отсутствие жилища у семьи в связи с бегством из региона со сложной оперативной обстановкой являются объективными обстоятельствами, в значительной мере снижающими их возможности по созданию нормальных жизненных условий для развития личности несовершеннолетних). Состав анализируемого преступления имеет место, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего было соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним . ——————————— Ежегодно в Российской Федерации регистрируется около 2 млн. случаев избиений детей младше 14 лет. В 1999 г. около 200 грудных младенцев были убиты своими матерями // Труд. 2000. 3 марта.

Жестокое обращение — это прежде всего физическое или психическое насилие, применяемое в отношении несовершеннолетнего (нанесение побоев, умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное без хулиганских побуждений, связывание, систематические угрозы причинения вреда здоровью, сексуальные домогательства и т. п.), издевательство над его личностью (лишение пищи, тепла, воды). Жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей) . ——————————— См.: п. 11 Постановления N 10 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 7. С. 11.

Необходимо отметить, что понятие жестокого обращения с несовершеннолетними сформулировано в законе крайне неопределенно, что порождает немало сложностей как в уяснении признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, так и разграничении с другими смежными составами преступлений (например, против здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности). Поэтому справедливым является замечание, высказанное в юридической литературе, о необходимости большей конкретизации определения жестокого обращения с ребенком и выработки дефиниций его отдельных форм (физического, сексуального, психического насилия) . ——————————— См.: Дьяченко А., Цымбал Е. Актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения в современной России // Уголовное право. 1999. N 4. С. 75.

Судебная практика, испытывая трудности в связи с неопределенностью понятия жестокого обращения с несовершеннолетним, исходит из того, что оно должно свидетельствовать об определенной системе, линии поведения виновного. Поэтому единичные случаи физического насилия, имевшие место в отношении детей со стороны родителей, педагогов и иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних, не признаются в качестве преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ. Например, Президиум Кировского областного суда отменил приговор Слободского районного суда Кировской области в отношении Тарасовой, осужденной по ст. 156 УК РФ за то, что она, работая педагогом в школе, возмущенная поведением нарушителей учебной дисциплины, ударила ладонью по лицу ученика Карнова, а его товарища Пояркова вытолкнула из класса, пнув его ногой. Президиум областного суда, прекращая уголовное дело за отсутствием состава преступления в действиях Тарасовой, указал, что «в отношении каждого из учеников она допустила одиночный случай ненадлежащего исполнения своих обязанностей, что не может быть признано соединенным с жестокостью, а единичные факты физического насилия влекут ответственность за то или иное преступление против здоровья» . ——————————— См.: Обзор судебной практики Кировского областного суда по рассмотрению жалоб и уголовных дел в порядке надзора за 2000 г. // Информационный бюллетень Управления судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Кировской области и Кировского областного суда. 2001. N 2. С. 34.

Некоторые формы жестокого обращения в силу повышенной общественной опасности содеянного могут выходить за рамки анализируемого преступления и требуют дополнительной квалификации. Например, если в результате жестокого с ним обращения несовершеннолетний погибает или ему причиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью, то содеянное должно квалифицироваться не только по ст. 156, но и статьям УК, предусматривающим ответственность соответственно за убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. ст. 111, 112 УК РФ). Квалификация по совокупности имеет место также в случае, когда жестокое обращение с несовершеннолетним выражалось в его истязании (ст. 117 УК РФ). Данное преступление содержит формальный состав преступления, поэтому признается оконченным независимо от наступления общественно опасных последствий (например, причинения физического вреда здоровью несовершеннолетнего). Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних без жестокого обращения влечет административную ответственность (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). С субъективной стороны анализируемое деяние характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что не выполняет возложенные на него обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, жестоко с ним обращаясь, и желает поступать подобным образом. Цели и мотивы неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего не влияют на квалификацию содеянного, но учитываются при назначении наказания. Они не указаны в законе и носят разнообразный характер. Например, совершая деяние, предусмотренное ст. 156 УК РФ, виновный таким образом может стремиться «воспитать» личность несовершеннолетнего в соответствии со своими квазипедагогическими взглядами либо приобщить его к будущей преступной или иной антиобщественной деятельности (в последних случаях он должен также нести ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ и соответственно ст. ст. 150 или 151 УК РФ). В качестве типичных мотивов этого преступления можно назвать, в частности, садизм, месть, озлобленность, стремление показать себя главой семьи, поднять свой авторитет в глазах окружающих. Субъектами этого преступления могут быть родители несовершеннолетнего, то есть лица, записанные его отцом или матерью в книге записей рождения; иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего и надзору за его поведением, например опекун, попечитель, педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним (например, учитель, преподаватель, классный руководитель, мастер производственного обучения, воспитатель дошкольного детского заведения). Для признания субъектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, виновное лицо должно достичь 16-летнего возраста (в том числе и несовершеннолетние родители). Должностные лица образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, при выполнении своих функциональных обязанностей, например организационно-распорядительных, и проявляющие жестокость в обращении с несовершеннолетними, несут ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Проявление с их стороны жестокости в отношении несовершеннолетних в процессе проведения педагогических мероприятий (например, уроков, культурно-массовых, спортивных походов, экскурсий и т. п.) образует признаки состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ. Лица, лишенные родительских прав, не могут нести уголовную ответственность по ст. 156 УК РФ, так как они, будучи не освобожденными от обязанности по содержанию своих детей, освобождаются от обязанности по их воспитанию (п. 1 ст. 71 СК РФ). Случаи совершения ими различных насильственных действий в отношении своих несовершеннолетних детей должны оцениваться в соответствии со статьями УК РФ, предусматривающими ответственность за совершение преступлений против личности (например, против жизни и здоровья; свободы, чести и достоинства; половой неприкосновенности и половой свободы личности). Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет. Представляется, законодатель, отказавшись от применения лишения свободы к лицам, виновным в совершении рассматриваемого преступления , сократил возможности дифференцированного назначения наказания за это преступление. Такой вид наказания, как штраф, уместен в определенных ситуациях лишь в отношении педагогов или других работников образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними. Применение же штрафа к родителям, как правило, ставит семью, а следовательно, и самого несовершеннолетнего в тяжелое материальное положение (получается, что карательный элемент этого наказания затрагивает и потерпевшего). Сфера назначения исправительных работ также ограничена в свете изменений, внесенных в ст. 50 УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. (не говоря уже о том, что и этот род занятия, как и штраф, негативно отражается на материальном положении семьи и самого несовершеннолетнего). Фактически у мирового судьи, рассматривающего уголовное дело по ст. 156 УК РФ, из числа наказаний за рассматриваемое преступление в настоящее время остается в арсенале лишь условное осуждение (кстати, трудно понять логику законодателя, отказавшегося от применения лишения свободы за данное деяние, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним). ——————————— См.: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» N 162-ФЗ (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848) изменил редакцию ст. 156 УК РФ, в частности исключил наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Определенный резерв для совершенствования санкции ст. 156 УК РФ, как и других статей, включенных в главу 20 УК РФ (ст. 150 — 152, 157), заключается, на наш взгляд, в установлении за преступления, предусмотренные названными нормами, такого дополнительного наказания, как лишение родительских прав (естественно, при соответствующих изменениях в этом случае редакции ст. 44, 45 УК РФ). Сейчас же лишение родительских прав производится согласно ст. 69 СК РФ в порядке гражданского судопроизводства при достаточно сложной и громоздкой процедуре. Уголовно-процессуальная форма рассмотрения дел о лишении родительских прав виновных в неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего позволит не только более оперативно оградить ребенка от родительского произвола, но и сделать более действенными основные наказания (в частности, условное осуждение к лишению свободы в сочетании с лишением родительских прав с позиции принципа справедливости воспринимается как адекватное характеру и степени общественной опасности неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Нелишне напомнить, что в период существования СССР уголовные кодексы большинства союзных республик (кроме УК РСФСР, Белорусской ССР и Литовской ССР) предусматривали лишение родительских прав в качестве дополнительного наказания. В УК Узбекской ССР это наказание было предусмотрено в качестве как основного, так и дополнительного . ——————————— Такой подход наблюдается, например, и в УК Швейцарии. Согласно ст. 53 этого Кодекса если кто-либо нарушает свои родительские, или опекунские, или попечительские обязанности совершением преступления или проступка, за который ему назначается наказание в виде лишения свободы, то судья может лишить его родительской, или опекунской, либо попечительской власти и объявить его неспособным осуществлять родительскую власть или быть опекуном или попечителем См.: Уголовный кодекс Швейцарии / Перев. с нем. М.: Изд-во «Зерцало», 2000. С. 26.

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних

Главная > Курсовая работа >Государство и право

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО – ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

по дисциплине: Уголовное право

по теме: «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних»

Работу выполнил студент 2 курса

Группы Юз-07-3,5-23-2 (1) З

Феофилатова Татьяна Андреевна

Деева Лидия Юрьевна

Дата сдачи ________________

Дата защиты _______________

С О Д Е Р Ж А Н И Е


Глава I. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: понятие, признаки……………………………………5

Глава II.Уголовно-правовая охрана детства…..………………………32

Глава III. Жестокое обращение с детьми: криминологический анализ. Пути решения проблемы………………………………………………………38

Список используемой литературы ………………………. …………..53

Важнейшей проблемой, стоящей перед любым государством, является воспитание подрастающего поколения, способного в рамках закона решать сложнейшие задачи по совершенствованию и процветанию общества. В последние годы преступность несовершеннолетних остается, к сожалению, одной из самых актуальных проблем как для России 1 в целом, так и для отдельных ее регионов.

Общеизвестно, что молодое поколение является резервом взрослой преступности, поэтому распространенность преступлений среди детей и подростков, их качественные и количественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.

Для преодоления такого негативного явления в жизни общества, как преступность несовершеннолетних, следует не только тщательно исследовать состояние уголовно-правовой борьбы с преступлениями этой категории граждан, уровень, структуру и динамику совершаемых ими преступлений, но и факторы, способствующие преступности несовершеннолетних в регионе.

Предметом же будут выступать нормативные правовые акты, судебная практика, учебные и справочные материалы.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, действующие уголовное законодательство России, зарубежное законодательство, руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, Постановления Правительства РФ, Приказ МВД РФ, относящиеся к проблемам исследования.

Этим вопросом занимались самые известные ученые-цивилисты России как Полосин Н.В., Фридинский С., Чапурко Т.М., Щелоков Н.А., Иванов Н.Г. и многие другие.

Целью данной работы является изучение признаков и понятий обязанностей родителей и приравненных к ним лицам (опекуны, попечители, учреждения), уголовно-правовой ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и пути решения данной проблемы.

Задачами настоящего исследования является:

1. Раскрытие понятий неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних;

2. Установить признаки и состав данных преступлений

3. Определить объективные и субъективные стороны, объект и субъект данных преступлений;

4. Определить ответственность за неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних;

5. Определить и дать понятие жестокого обращения с несовершеннолетними;

6. Криминологический анализ. Пути решения данной проблемы,

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

I. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: понятие, признаки:

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним 2 (в ред. ФЗ от 08.12.2003 №162-ФЗ).

1. Объект преступления:

Основным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое, психическое и нравственное развитие несовершеннолетнего, складывающиеся в процессе осуществления прав и исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями и иными лицами, на которых возложены эти обязанности.

Факультативным непосредственным объектом данного преступления могут быть отношения, обеспечивающие телесную неприкосновенность, жизнь и здоровье, свободу и достоинство, половую неприкосновенность и половую свободу личности.

Обязательным признаком состава рассматриваемого преступления, тесно связанным с его объектом, является потерпевший, в качестве которого может быть признан только несовершеннолетний.

Несовершеннолетним (ребенком), в соответствии с гражданским и семейным законодательством, является лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). В ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 3 содержится аналогичное определение понятия «ребенок»: ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

В соответствии с ч. 2 ст. 61 СК родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Согласно ст. 27 ГК несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Таким образом, потерпевшим от рассматриваемого преступления может быть признан только несовершеннолетний, не обладающий полной гражданской дееспособностью.

2. Объективная сторона преступления:

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 156 УК, состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенном с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых наступает уголовная ответственность, предусмотрены законами и иными нормативно-правовыми актами и возникают у определенных категорий лиц в силу либо родственных связей, либо осуществления профессиональной деятельности по надзору за несовершеннолетними.

Обязанности родителей, усыновителей, опекунов и попечителей по воспитанию несовершеннолетних предусмотрены нормами конституционного, гражданского и семейного законодательства.

Конституция Российской Федерации (ст. 38) провозглашает заботу о детях, их воспитание равным правом и обязанностью родителей.

Согласно ст. 63 СК родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Обязанности родителей по воспитанию своих детей корреспондируют с правами ребенка, закрепленными, в частности, в ст. 54 СК, согласно которой каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Обязанности по воспитанию несовершеннолетних включают: заботу о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних, обеспечение их интересов, что предполагает удовлетворение всех жизненно важных их интересов и потребностей, оказание им всемерной поддержки, всех видов помощи: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечение в случае болезни, уважение их человеческого достоинства.

Усыновители законом приравнены по своему правовому статусу к родителям и несут такие же обязанности по воспитанию усыновленных детей, как и их родители. Согласно ст. 137 СК усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Аналогичные обязанности по воспитанию несовершеннолетних возложены законом на опекунов и попечителей. Согласно ст. 150 СК опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, а согласно ст. 36 ГК опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 153 СК и п. 1 Положения о приемной семье, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996г. N 829 4 , приемные родители по отношению к приемным детям обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Согласно п. 16 указанного Положения, приемные родители обязаны воспитывать детей, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемных детей ответственность перед обществом.

Обязанности воспитателей, педагогов, врачей и других работников воспитательных, образовательных, лечебных, лечебно-воспитательных, исправительных учреждений, учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения и иных аналогичных учреждений, осуществляющих надзор за несовершеннолетними, по воспитанию несовершеннолетнего вытекают из предписаний гражданского и уголовно-исполнительного законодательства, законодательства в сфере образования и здравоохранения, профилактического законодательства.

Согласно ст. 147 СК детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Согласно ст. 149 СК дети, находящиеся в этих учреждениях, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» 5 , образовательное учреждение обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12) и несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников.

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

НЕИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО КАК ПРИЗНАК СТАТЬИ 156 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К сожалению, есть родители, не проявляющие достаточной заботы о детях. Статья 156 УК РФ является гарантией соблюдения требований к воспитанию ребенка.

В ней предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Основные проблемы применения ст.156 УК РФ во многом связаны с наличием в диспозиции данной уголовно-правовой нормы оценочных понятий и с тем, что норма имеет бланкетный характер.

Рассмотрим такие признаки состава преступления, предусмотренного ст.156 УК РФ, как неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Прежде всего, обратимся к ст.63 Семейного Кодекса Российской Федерации, в которой воспитание ребенка — это не только право, но и обязанность родителей, они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье физическом и психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В Семейном кодексе также сказано, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью своих детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Понятие «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», в Уголовном кодексе не дано. В доктрине уголовного права под «неисполнением обязанностей» понимают неучастие в воспитательном процессе в виде полного отстранения от него либо участие не в полном объеме, а также частичное выполнение обязанностей по воспитанию, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним со стороны лиц, на которых возложена обязанность по его воспитанию.

По мнению А.Г. Мусеибова, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего — это систематическое, осуществляемое в течение более или менее продолжительного времени бездействие, выражающееся в игнорировании всех либо большинства, предусмотренных нормативными правовыми актами обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, уклонения от выполнения этих обязанностей, не проявления внимания к физическому, психическому и нравственному развитию несовершеннолетнего, безразличном, пренебрежительном отношении к его потребностям, интересам, здоровью, безопасности, учебе, досугу, занятиям и времяпрепровождению. Такое определение, на наш взгляд, приводит к смешению двух понятий «неисполнение» и «ненадлежащее» исполнение обязанностей. Поскольку если лицо частично исполняет обязанности по воспитанию, то речь следует вести о ненадлежащем исполнении обязанностей, а не о неисполнении обязанностей.

Поэтому под неисполнением обязанностей следует понимать полное отстранение от воспитания ребенка в течение продолжительного периода времени, а под ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимают выражающиеся в некачественном и не в полном объеме выполнения обязанностей по воспитанию, в применении запрещенных законом способов и методов воспитания, эксплуатации несовершеннолетнего, в формировании асоциальной направленности личности несовершеннолетнего.

Изучение опубликованной судебной практики показало, что по рассмотренным делам неисполнением родителем своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего судьи признавали такие деяния как отсутствие должного внимания к развитию ребенка, к его поведению в школе, безразличное отношение к здоровью, безопасности, организации досуга, неприятие мер к оказанию медицинской помощи при наличии заболеваний, требующих лечение у врачей — специалистов и др.

Так, были признаны неисполнением обязанностей по воспитанию 4-х месячного ребенка действия матери и отца, выразившиеся в неоднократном оставлении ребенка дома одного без пищи, воды и тепла, неосуществлении должного ухода за ним.

Вместе с тем следует отметить, что в большинстве случаев привлекают к уголовной ответственности тех родителей, которые не предоставляют ребенку пищу, одежду и обувь, при этом не имеют места работы, но получают на детей пособия и расходуют их на приобретение спиртных напитков, т.е. не по назначению. Хотя в России, в том числе и в Красноярском крае есть прецеденты. Так, в Шарыповском районе был выявлен факт жестокого обращения матери со своим 4-летним ребенком. Женщина злоупотребляла спиртными напитками, надолго оставляла ребенка у посторонних людей, не обеспечивала его одеждой, средствами гигиены, часто не кормила. Мать ребенка была привлечена к ответственности по ст.156 УК РФ. С нашей точки зрения, таких родителей следует привлекать к уголовной ответственности. Тем более, в данных действиях содержаться все признаки состава преступления предусмотренного ст.156 УК РФ.

Что касается ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, то они как правило выражаются в нечетком, нерадивом, формальном, несвоевременном, неправильном, преднамеренно неполном их выполнении, в злоупотреблении правами по воспитанию несовершеннолетнего.

Следует отметить, что совершение в отношении ребенка действий, направленных на унижение его чести, достоинства, жестокое и пренебрежительное отношение с ним в одних случаях свидетельствует о неисполнении обязанностей, а в других о ненадлежащем исполнении обязанностей.

Под ненадлежащим исполнением родителем своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего судьи понимали такие действия, при которых обязанности выполнялись не в полном объеме или выполнялись недостаточно, ненадлежащим образом, в т.ч. и не педагогическими методами воспитания, а также различные злоупотребления родительскими правами.

Например, к ненадлежащему исполнению обязанностей относят поощрение совершения подростком антиобщественных поступков, привитие ему взглядов, установок пропагандирующих жестокость, агрессивность, ненависть к человечеству, неуважение к закону, создание условий, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетнего.

В одном из дел отец в процессе воспитания, применял физическое насилие(таскал за волосы), запрещал гулять, пользоваться косметикой, смотреть телевизор, прятал одежду. Свои действия сопровождал нецензурной бранью и оскорблениями в адрес дочери. При этом, общаясь с дочерью, применял окрики и команды, характерные для общения конвоиров с лицами, содержащимися в следственных изоляторах и исправительных колониях.

В данных случаях в отношении детей применялись запрещенные законом способы воспитания. Только во втором из приведенных примеров отец применял их именно в процессе воспитания, поскольку считал, что именно так следует воспитывать ребенка. А в 1-м случае он его не воспитывал вообще, а лишь негативно к нему относился. Суды обоснованно признали его действия неисполнением обязанностей по воспитанию ребенка.

Резюмируя изложенное, отметим, что неисполнение и ненадлежащее исполнение обязанностей должно носить систематический характер. Кроме того, следует более четко разграничивать, в каких случаях имеет место ненадлежащее исполнение обязанностей, а в каких неисполнение обязанностей.