Обязанности пристава исполнителя в исполнительном производстве

2. Полномочия судебных приставов-исполнителей

В соответствии с новым законодательством полномочия судебных приставов-исполнителей по сравнению с судебными исполнителями расширены. Если судебные исполнители значительное число вопросов не могли решать самостоятельно, а им требовалась на соответствующие действия санкция судьи или суда, то судебные приставы-исполнители вправе самостоятельно решать большее число вопросов исполнительного производства. Лишь на отдельные действия судебного пристава-исполнителя необходима санкция старшего судебного пристава-исполнителя или арбитражного суда в зависимости от характера исполнительного документа.

Судебному приставу-исполнителю может быть заявлен отвод, основания и порядок разрешения которого определены в ст.43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. На основании ст.12 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Поэтому в соответствии с исполнительным документом, предъявленным к исполнению, судебный пристав-исполнитель должен предпринять все меры к его полной реализации.

Обязанности и права судебных приставов-исполнителей в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов определены следующим образом.

В частности, судебный пристав-исполнитель:

  • должен принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
  • предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
  • рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
  • обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

  • получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
  • проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
  • давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения повопросам совершения конкретных исполнительных действий;
  • входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им.

Судебные приставы-исполнители вправе:

  • арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
  • налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
  • использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
  • в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
  • объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
  • вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве, и совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» предусмотрено и вознаграждение судебному приставу-исполнителю за успешные исполнительные действия. В частности, судебный пристав-исполнитель, обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, получает вознаграждение в размере 5% от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, а по исполнительному документу неимущественного характера — 5 минимальных размеров оплаты труда.

В случае частичного исполнения исполнительного документа по не зависящим от судебного пристава-исполнителя причинам вознаграждение выплачивается пропорционально взысканной сумме. Данная сумма вознаграждения выплачивается судебному приставу-исполнителю из внебюджетного фонда развития исполнительного производства.

Вопрос 3. Права и обязанности судебных приставов-исполнителей

Судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов обязан:

— принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

— предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность ознакомления с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

— рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

— обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

— использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов на счет должника;

— в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

— объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

— вызывать граждан или должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

— совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом об исполнительном производстве.

Все предоставленные ему права судебный пристав обязан использовать в строгом соответствии с законом, не допуская в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В законе установлены меры правовой и социальной защиты судебного пристава-исполнителя, а также членов его семьи и лиц, состоящих на его иждивении (статьи 20, 21 Федерального закона «О судебных приставах»). Жизнь и здоровье судебного пристава-исполнителя подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава. Судебные приставы-исполнители на всей территории Российской Федерации имеют право бесплатно пользоваться всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также любым попутным транспортом в сельской местности за счет средств федерального бюджета.

Обязанности и ответственность судебного пристава-исполнителя

В соответствии со своими функциями судебный пристав-исполнитель наделяется следующими обязанностями.

1. Обязанность принимать на исполнение судебные акты и акты других органов, оценивать их законность.

Исполнительный документ от суда (или иного органа, его выдавшего либо от взыскателя принимается к исполнительному производству, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, судебный пристав-исполнитель вправе просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения.

2. Обязанность возбуждать исполнительное производство.

Возбуждение исполнительного производства, как и большинство иных

действий судебного пристава-исполнителя, оформляется вынесением соответствующего постановления.

При вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан незамедлительно направить запросы с целью получения необходимой информации об имущественном положении должника.

3. Запрос в органы государственной регистрации недвижимости. Указанный запрос или запросы (в зависимости от органа, регистрирующего соответствующие права) должны содержать просьбу:

— сообщить сведения о наличии собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) у должника объектов недвижимости;

— сообщить сведения о наличии в собственности у должника жилых квартир;

— сообщить сведения о наличии у должника зарегистрированных прав аренды объектов недвижимости и земельных участков;

— временно не производить регистрацию сделок, направленных на отчуждение права собственности или иных вещных прав (мена, залог, дарение, купля-продажа и т. д.).

4. Запрос в орган государственной регистрации организаций. Данный запрос должен содержать просьбу сообщить сведения:

— о регистрации или перерегистрации, а также о внесении изменений в учредительные документы должника;

— об учредителях должника;

— о том, является ли должник учредителем каких-либо других предприятий или об участии должника в других предприятиях.

5. Запрос в земельный комитет.

Данный запрос должен содержать просьбу сообщить сведения о наличии в собственности должника земельных участков, зарегистрированных прав аренды земельных участков.

6. Запрос реестродержателям и специализированным регистраторам о наличии в собственности должника акций предприятий и учреждений.

7. Возможен запрос в судоходную и морскую инспекции о наличии в собственности должника речных, маломерных судов и других плавсредств.

Письменные запросы должны быть заверены печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, наименование должника юридического лица и его юридический адрес. [5] Копии направленных запросов являются материалами исполнительного производства и в нем хранятся.

В процессе исполнения судебный пристав-исполнитель взаимодействует не только со сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), их представителями, но также с прокурором, осуществляющим надзор за исполнением, и другими участниками исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель имеет право вызывать граждан и должностных лиц по находящимся у него на исполнении исполнительным документам как в подразделение судебных приставов к своему месту службы, так и к месту совершения исполнительных действий. При уклонении вызываемого от явки судебный пристав-исполнитель выносит постановление о его приводе (ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Судебный пристав-исполнитель имеет право требовать представления объяснений, выдачи справок, давать указания гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, о выполнении конкретных действий. Все устные указания должнику или взыскателю, запросы, поручения, объяснения целесообразно оформлять телефонограммой или справкой с указанием даты, времени, Ф.И.О. и должности лица, получившего такое указание и давшего ответ. Справка или телефонограмма подписывается судебным приставом-исполнителем.

Судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 29, 31 и 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве» обязан предоставить сторонам исполнительного производства или их представителям возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства или снять с них копии.

Судебный пристав-исполнитель обязан взять самоотвод, если к этому имеются основания, предусмотренные законом.

Приняв исполнительный документ и возбудив исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель для облегчения своей работы должен составить план дальнейших действий, согласовав его при необходимости со Старшим судебным приставом.

Специальные обязанность совершать предусмотренные законодательством исполнительные действия.

Судебный пристав-исполнитель единолично определяет, какие исполнительные действия следует совершать в каждом конкретном случае. В ходе их совершения он имеет право входить в помещения и хранилища, занимаемые должником или ему принадлежащие, производить их осмотр или их вскрытие, а на основании определения суда — совершать аналогичные действия в отношении помещении и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им.

Судебный пристав-исполнитель вправе арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество (за исключением имущества, изъятого из оборота), налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной или иной собственности, для временного хранения изъятого имущества. Он может с согласия собственника использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества (понесенные при этом расходы относятся на счет должника).

Периодические проверки работодателей на предмет правильности взыскания с должников сумм по исполнительным документам и своевременности их перечисления изыскателям, а также ведения в этой части финансовой документации — одно из важнейших полномочий судебного пристава-исполнителя.

С целью своевременного полного и правильного исполнения исполнительных документов, судебный пристав-исполнитель может давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий.

Объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка- одно из самых ответственных действий судебного пристава-исполнителя, поскольку ранее розыск мог объявить только суд и лишь по некоторым категориям дел, а объявление розыск имущества должника и ребенка не предусматривалось вообще.

В настоящее время предусмотрены обязательные и факультативные виды розыска.

Судебный пристав-исполнитель по инициативе должника или собственной инициативе может отложить осуществление исполнительных действий, но не более чем на десять дней. Иные процедурные вопросы исполнения разрешаются судом.

К таким вопросам Федеральным законом «Об исполнительном производстве» отнесены:

1) восстановление пропущенного срока и предъявление исполнительного документа к исполнению (ст. 16);

2) разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего толкованию (ст. 17);

3) отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов и актов других органов, изменение способа и порядка исполнения (ст. 18);

4) отложение исполнительных действий (ст. 19);

5) приостановление и прекращение исполнительного производств (ст. 20-25).

Существенное значение имеет право судебного пристава-исполнителя взыскивать с должника расходы на совершение исполнительских действий, а в случае уклонения должника от добровольного исполнения судебного решения взыскивать также исполнительский сбор. Все предоставленные ему права судебный пристав обязан использовать в строгом соответствии с законом, не допуская в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

1. Какие органы принудительного исполнения действуют в Российской Федерации?

2. Какими признаками обладает орган принудительного исполнения?

3. Перечислите задачи органов принудительного исполнения. Где они закреплены?

4. Какие требования предъявляются законом к судебным приставам?

5. Какими правами обладают судебные приставы-исполнители?

6. Какие обязанности выполняют судебные приставы-исполнители?

7. Каковы основания отвода судебного пристава-исполнителя?

Кто и в каком порядке разрешает вопрос об отводе судебного пристава- исполнителя

Какие обязанности судебных приставов по исполнительному листу?

Мне два месяца назад суд присудил алименты от мужа до достижения ребенку трехлетнего возраста. А также присудили алименты ребенку. Получать их буду я. Исполнительный лист отослали судебным приставам. Прошло 2 месяца, как было вынесено решение, а с алиментов я не получила ни копейки. Обращалась к судебному приставу, которому сказали исполнить решение суда. Он ответил, что исполнительный лист отправил в бухгалтерию, где работает бывший муж. Я звонила в бухгалтерию. Там ничего не получали. Свою копию исполнительного листа я боюсь отдавать. Может и этот потеряют. Что обязаны сделать в данном случае судебные приставы?

Ответы юристов (6)

Статья 12 Федерального закона «О судебных приставах»: Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:
принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;
получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 213-ФЗ)
объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)
осуществляет розыск на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ)
2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:
——————————————————————
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П пункт 2 статьи 14 настоящего Федерального закона признан не противоречащим Конституции РФ в его нормативном единстве с положениями пункта 2 статьи 12 в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.
——————————————————————
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)
проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)
объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
при совершении
исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ)
при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ)
совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

Есть вопрос к юристу?

Полагаю, что Ваш исполнительный лист был утерян, и вам необходимо получить дубликат исполнительного листа.

Поскольку исполнительный лист — это документ, по которому можно получить деньги, факт его утери нужно специально доказывать.
За дубликатом исполнительного листа обращаются в тот же суд, который выдал подлинник (см. ст. 430 ГПК РФ). Решение о выдаче дубликата рассматривается в судебном заседании.
Сначала в судебную канцелярию пишется заявление о выдаче дубликата исполнительного листа. В заявлении нужно указать: фамилию, имя, отчество и адрес заявителя и всех заинтересованных лиц (всех, кто был сторонами в деле), и приложить документы, подтверждающие факт утери.

В вашей ситуации, исполнительный лист был потерян сторонней организацией — либо организацией в которой работает бывший муж либо почтой или Службой судебных приставов, то вам нужно будет написать туда, получить ответное объяснение, и все это добавить к пакету документов. Дополнительным плюсом будет, если вы сможете подтвердить факт передачи документа в эту организацию. Например. таким подтверждением может служить почтовая квитанция об оплате.

Напишите заявление, в котором вы должны указать свое полное имя и адрес, а также те же данные о том, кому адресован исполнительный лист. Также изложите в нем обстоятельства, в которых документ был потерян. Важно также отметить, что лист представлен к исполнению, то есть направлен непосредственно ответчику по делу, на его место работы . В конце документа следует дать перечень бумаг, приложенных к заявлению. Адресатом должна выступать та судебная инстанция, которая вынесла решение и выдала исполнительный лист.

Оплатите госпошлину за выдачу дубликата. Платежные реквизиты вы можете уточнить в суде. Отправьте заявление и подтверждающие документы в суд по почте. Также при желании вы можете передать их лично, придя в канцелярию суда в рабочее время.

В том случае, если судья сочтет, что документов, подтверждающих потерю, предъявлено недостаточно, он может провести дополнительное заседание по этому вопросу с вызовом лиц, имеющих отношение к потере документов.

Напишите заявление на имя старшего судебного пристава и он примет меры к розыску исполнительного листа, тем более что судебный пристав утверждает что отослал его в организацию, пусть предъявит почтовую квитанцию об отправке исп.листа.

Судебный пристав направляет в бухгалтерию должника КОПИЮ Исполнительного листа (см. ст. 47 ч.1 п. 8), оригинал исполнительного листа должен остаться у пристава. Поэтому обращаться за дубликатом пока смысла не вижу, оригинал исполнительного листа должен находиться в материалах исполнительного производства.

Перед тем, как пристав направил копию исполнительного листа в бухгалтерию для удержания, он должен был вынести соответствующее постановление (по закону это должно быть постановление об окончании исполнительного производства по п. 8 ч. 1 ст. 47) данное постановление, если оно выносилось, то оно должно было направлено Вам.

1. не звонить приставу, а сходить в приемный день (вторник, четверг) на прием к приставу и с достоверностью узнать какие документы есть в вашем исполнительном производстве. Требуйте от пристава предоставления доказательств того, что копию исполнительного листа он направил в бухгалтерию для удержания, — пристав обязан вам предоставить ВСЕ документы.

2. если на приеме ничего не будет предоставлено, то смело обращайтесь с жалобой на бездействие приставов- желательно сразу в суд.

3. помните, что наша почта тоже работает отвратительно.

4. если вам пристав предоставит все документы о том, что копия листа ушла на предприятие, пишите приставу заявление, в соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» о проверке бухгалтерии куда была направлена копия исполнительного листа для исполнения (в соответствии с данной нормой пристав имеет право проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов).

В ст. 102 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (в ред. от 13 мая 2008 г.) «Об исполнительном производстве» урегулирован порядок взыскания алиментов и определения задолженности по алиментным обязательствам. Одним из оснований окончания исполнительного производства является направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительных документом (п. 8 ч. 1 ст. 47). Вместе с тем согласно ч. 8 указанной статьи по оконченному исполнительном производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 указанного Закона, а именно: проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Перед тем, как пристав направил копию исполнительного листа в бухгалтерию организации – работодателя Вашего супруга для удержания, он должен был вынести постановление об окончании исполнительного производства, которое должно было быть направлено Вам и в организацию, исполняющую удержание.

Сначала советую Вам ознакомиться с материалами исполнительного производства, где должны быть сведения, в том числе почтовой корреспонденции, о направлении копии исполнительного листа в бухгалтерию для удержания с датой и исходящим номером. После этого можно позвонить в бухгалтерию и, назвав им данные исходящего письма, попросить еще раз проверить поступление этого документа.

На действие пристава можно подать соответствующую жалобу вышестоящему руководителю или сразу в суд.

Напишите судебному приставу заявление с требованием проверки исполнения указанного документа в организации, куда была направлена копия исполнительного листа. Если ничего не последует также сразу пишите жалобу. Добиться чего-либо, как правило, можно только письменными обращениями и жалобами.

Желаю Вам всего доброго!

Доброго Вам дня!

Дополню коллег, что если нет подтверждения об отправке, то просите отправить повторно. Если есть возможность, то относите все запросы письма, документы пристава лично. Он может выдать поручение для этого. Канцелярии отделов ФССП вместе с Почтой России, как Бермудский треугольник — письма исчезают бесследно. Сами также приставам сдавайте лично документы, старайтесь почтой не пользоваться.

В этом случае Вы гарантированно будете уверены, что и/л дошёл до работодателя (обязательно требуйте отметку, что документ получателем получен).

А так пишу всем:

Нашим судебным приставам-исполнителям (СПИ) необходимо постоянно напоминать о себе.

Они как и все бюрократы работают только по бумажке и бумажек же боятся.

Как правило, они один раз рассылают запросы в банки, Росреестр и т.п. и успокаиваются на этом. Но должники не сидят же на месте всё время: что-то покупают, где-то новые счета открывают, устраиваются на новую работу.

Поэтому СПИ должен регулярно направлять все запросы повторно. А чтобы он это сделал, Вы должны написать заявление. Например прошу произвести розыск счетов должника в следующих банках: и приводите список из 20 крупнейших банков вашего города (можете взять информацию с cbr.ru или banki.ru) и наложить арест на денежные средства должника, находящиеся на счетах, вкладах, прошу произвести розыск движимого и недвижимого имущества, принадлежащего должнику, в том числе направить запросы в ГИБДД МВД о наличии у должника транспортных средств, Росреестр о наличии недвижимого имущества и земельных участков.

И такие заявления направляйте раз в 1-2 месяца, тогда может что-нибудь и всплывет.

На бездействие СПИ можете пожаловаться в Прокуратуру.

По факту это Вы сами взыскивате деньги только руками СПИ. Будете бездействовать Вы — будет бездействовать СПИ. Проверено практикой.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

2. Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя

Основные должностные права и обязанности судебного пристава-исполнителя определены законами о судебных приставах и об исполнительном производстве, именно они определяют его должностной статус и отличают от других государственных служащих.

Необходимо отметить, что, как представитель государственной власти, должностное лицо, непосредственно осуществляющее государственные функции, основным предназначением которого являются дела публичные, общее благо в установленной сфере деятельности в рамках предоставленной компетенции, судебный пристав-исполнитель наделен правами для исполнения своих обязанностей. В связи с этим, хотя законодатель все же дифференцирует права и обязанности судебного пристава-исполнителя, целесообразно рассматривать их в совокупности, т.е. вести речь о его полномочиях.

Их можно классифицировать по различным основаниям:

I. По степени обязательности применения.

II. По характеру воздействия.

III. По направлениям деятельности.

IV. По степени самостоятельности принятия управленческих решений.

I. По степени обязательности применения полномочия судебного пристава-исполнителя подразделяются на: 1) обязательные — те, что установлены нормами о должном поведении судебного пристава-исполнителя, невыполнение которых влечет нарушение прав и законных интересов граждан и организаций и неблагоприятные последствия в виде установленной законом ответственности для судебного пристава-исполнителя; и 2) дискреционные — устанавливающие возможное поведение судебного пристава-исполнителя в конкретных условиях, предоставляющие ему право выбора того или иного варианта поведения (действия, бездействия).

К обязательным полномочиям, закрепленным в Законе об исполнительном производстве, судебного пристава-исполнителя относятся такие, как: а) возбуждение исполнительного производства в установленный срок (ч. ч. 1 и 8 ст. 30); б) направление копий постановления о возбуждении исполнительного производства в установленный срок сторонам исполнительного производства, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30); в) предупреждение определенных законом лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению (ч. 18 ст. 30); г) извещение об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения лиц, участвующих в исполнительном производстве, или вызов их к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий (ч. 1 ст. 24); д) отмена назначенных мер принудительного исполнения в постановлении о прекращении исполнительного производства (ч. 1 ст. 44); е) приглашение не менее двух понятых при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, связанных со вскрытием жилых, нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста и т.д. (ч. 1 ст. 59); и др.

Дискреционные полномочия предоставляют право выбора действий из числа установленных законодателем и позволяют применять или не применять, использовать либо не использовать те или иные из них для выполнения конкретной задачи. К ним относятся, например, такие полномочия, как: а) поручение другому судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия на той территории, на которую не распространяются его собственные полномочия, и на время исполнения данного поручения приостановить основное исполнительное производство (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве); б) обращение в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения (ч. 1 ст. 32 Закона об исполнительном производстве); в) приостановление исполнительного производства полностью или частично в случаях нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении, розыска должника-гражданина или розыска ребенка и т.д. (ч. 2 ст. 40 Закона об исполнительном производстве) и др.

II. По характеру воздействия должностные полномочия в зависимости от необходимости применять меры административного принуждения (меры принудительного исполнения) можно подразделить на два вида: 1) те, которые применяются без использования мер принудительного исполнения, и 2) те, которые являются собственно полномочиями по применению мер принудительного исполнения — властными мерами административного принуждения.

Судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа, за исключением определенных Законом об исполнительном производстве случаев (ч. 14 ст. 30). Если должник использует это право, судебный пристав-исполнитель не применяет свои полномочия, предоставленные ему для принудительного исполнения, а лишь принимает исполнительный документ, заявление взыскателя или иные документы, удостоверяющие его полномочия, выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, направляет его копии в установленный срок в соответствующие адреса, вызывает стороны исполнительного производства, предупреждает об уголовной ответственности за неисполнение судебного акта, воспрепятствование исполнения в случаях, когда должником является представитель власти, государственный или муниципальный служащий и т.д., констатирует исполнение, выносит постановление об окончании исполнительного производства, копии которого в установленный срок направляет в те же адреса.

В случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель применяет полномочия для принудительного исполнения (ст. ст. 64 и 68). Действующий Закон об исполнительном производстве существенно расширил данные полномочия, что позволяет судебным приставам-исполнителям более эффективно исполнять поставленные перед ними задачи.

Так, для осуществления принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения у организаций и физических лиц, в том числе получает и обрабатывает персональные данные ; проводит проверку финансовых документов; дает поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе; входит в жилые и нежилые помещения и хранилища; накладывает арест на имущество должника, изымает его, передает на хранение; самостоятельно или с привлечением оценщика производит оценку имущества; производит розыск должника, его имущества, розыск ребенка; обращается в орган, осуществляющий госрегистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения госрегистрации права собственности должника, иного имущественного права в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество; временно ограничивает выезд должника из РФ; принудительно вселяет, выселяет должника; обращает взыскание на его имущество; взыскивает исполнительский сбор; осуществляет иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Названное полномочие появилось у судебного пристава-исполнителя на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и статью 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» по вопросам предоставления судебным приставам персональных данных». Названный Закон снял существовавшую ранее неопределенность относительно получения судебным приставом-исполнителем информации, относящейся к персональным данным. Следует отметить, что некоторые органы и организации ставили под сомнение возможность получения подобной информации судебным приставом в рамках исполнительного производства. Теперь же все несоответствия между законодательствами об исполнительном производстве и о персональных данных устранены.

В настоящее время также внесены изменения в Федеральный закон «О персональных данных» (в части уточнения условий и правил обработки персональных данных), согласно которым обработка биометрических персональных данных (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность) может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (ранее проект Федерального закона N 282499-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» (в части уточнения условий и правил обработки персональных данных).

Появление отдельных новых полномочий судебных приставов-исполнителей на основании действующего Закона об исполнительном производстве уже доказало свою эффективность.

К рассматриваемому виду полномочий относится и юрисдикционное полномочие судебного пристава-исполнителя по рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства об исполнительном производстве (ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ). За невыполнение должником законных требований судебного пристава-исполнителя, предоставление недостоверных сведений о правах на имущество, несообщение источников доходов, места жительства, а также в иных случаях судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .

Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» внесены изменения, согласно которым устанавливается общий порядок привлечения лиц, виновных в нарушении исполнительного законодательства, к административной ответственности, лишая судебных приставов-исполнителей права наложения штрафов в процессе исполнения исполнительных документов (ранее проект Федерального закона N 432316-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (о введении общего порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях в исполнительном производстве).

III. По направлениям деятельности должностные полномочия судебного пристава-исполнителя можно подразделить на две большие группы:

1) полномочия по имущественным взысканиям;

2) полномочия по неимущественным взысканиям.

К первой группе относятся следующие полномочия: а) по взысканию денежных средств в пользу граждан, организаций, в бюджетную систему РФ по принудительному взысканию задолженности по налогам, сборам и таможенным платежам, госпошлины, исполнительского сбора, штрафов по приговорам суда, штрафов за административные правонарушения, наложенные судами, другими специально уполномоченными органами (например, органами Госавтоинспекции, Роспотребнадзором и др.); б) по алиментным взысканиям; в) по исполнению документов о присуждении имущества в натуре; г) по исполнению документов о жилищных спорах; д) по аресту имущества в обеспечение иска и др.

Это огромный блок исполнительных производств, посредством которых судебный пристав-исполнитель, применяя меры принудительного исполнения, взыскивает необходимые денежные средства и иное имущество: обращает взыскание на денежные средства и ценные бумаги, на периодические платежи, на имущественные права должника, изымает имущество и т.д.

Применение судебным приставом-исполнителем возложенных на него полномочий для исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям связано с осуществлением деловых связей, взаимодействием с другими публичными органами и организациями, с обменом информацией с налоговыми, таможенными, пограничными органами, органами госрегистрации, органами внутренних дел, Пенсионным фондом, Рострудом, Роспотребнадзором, Госавтоинспекцией, банками и другими кредитными организациями и т.д. В связи с этим на первый план выходят вопросы административно-правового регулирования, связанного с взаимодействием судебных приставов с иными публичными органами и организациями.

К полномочиям судебного пристава-исполнителя по неимущественным взысканиям относятся: а) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; б) принудительное выселение должника из жилого помещения; в) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества; г) составление в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по ст. 17.15 КоАП РФ ; д) исполнение решения суда по административному приостановлению деятельности должника; е) другие, в зависимости от требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном документе.

Названное полномочие появилось у судебного пристава-исполнителя на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и статью 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» по вопросам предоставления судебным приставам персональных данных». Названный Закон снял существовавшую ранее неопределенность относительно получения судебным приставом-исполнителем информации, относящейся к персональным данным. Следует отметить, что некоторые органы и организации ставили под сомнение возможность получения подобной информации судебным приставом в рамках исполнительного производства. Теперь же все несоответствия между законодательствами об исполнительном производстве и о персональных данных устранены.

В настоящее время также внесены изменения в Федеральный закон «О персональных данных» (в части уточнения условий и правил обработки персональных данных), согласно которым обработка биометрических персональных данных (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность) может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (ранее проект Федерального закона N 282499-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» (в части уточнения условий и правил обработки персональных данных).

Порядок применения указанных полномочий регулируется гл. 13 Закона об исполнительном производстве, в развитие положений которой принимаются правовые акты ФССП России и его территориальными органами с учетом региональных особенностей, КоАП РФ.

IV. По степени самостоятельности принятия управленческих решений должностные полномочия судебного пристава-исполнителя можно подразделить на:

Исключительные должностные полномочия — те, которые судебный пристав-исполнитель осуществляет самостоятельно, без согласования со старшим судебным приставом, без учета волеизъявления взыскателя и без содействия других публичных органов, специализированных подразделений территориального органа ФССП России, силовых структур органов внутренних дел. К ним относятся: вынесение постановлений в ходе исполнительного производства в случае, если законом или иным правовым актом не предусмотрено наличие заявления взыскателя либо согласование с вышестоящим должностным лицом; обращение за разъяснениями способа и порядка исполнения исполнительного документа в случае неясности его положений; установление срока для добровольного исполнения, предупреждение о взыскании исполнительского сбора в случае принудительного исполнения; направление копий постановлений установленным законом адресатам и некоторые другие.

Неисключительные должностные полномочия судебного пристава-исполнителя — те, которые он не вправе осуществлять самостоятельно: делает это либо по заявлению взыскателя, либо с разрешения старшего судебного пристава; с обязательным уведомлением или по согласованию с главным судебным приставом субъекта РФ; при организационной, информационной, «силовой» и других видах поддержки иных публичных органов (например, сотрудников органов внутренних дел), а также специализированных подразделений территориального органа ФССП России.

Следует отметить, что применение судебным приставом-исполнителем возложенных на него полномочий требует от него ответственного подхода к принимаемым решениям, соблюдению принципов исполнительного производства (ст. 4 Закона об исполнительном производстве).