Общественное объединение заинтересованных предприятий организаций и органов власти

Общественные объединения и необходимость их государственной регистрации

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5).

Действие рассматриваемого закона распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и созданных ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ч.1 ст.2). Применительно к данной правовой норме можно задавать вопросы о целесообразности или нецелесообразности указанных исключений, но первая проблема, возникающая в связи с исполнением данного закона, заключается, на наш взгляд, в том, что действие закона без всяких существенных исключений распространяется на деятельность всех созданных общественными объединениями на территории РФ их структурных подразделений: и организаций, и отделений, и филиалов, и представительств, включая представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений (ч.2 ст.2)».

Суть проблемы в том, что общественное объединение, пройдя все бюрократические препоны и препятствия своего создания на федеральном уровне, по сути дела должно проходить все эти бюрократические процедуры и придирки также и на региональном уровне в каждом субъекте федерации при создании там либо региональной организации, либо отделения, либо филиала, либо представительства. Закон не уточняет и не разграничивает все эти формы внутренних подразделений общественного объединения. Закон лишь определяет, что процедура регистрации для всех этих подразделений в регионах одна и та же, что и на федеральном уровне (с незначительными упрощениями, как будет отмечено ниже).

Учредителями и членами общественного объединения могут быть физические лица (не менее трех) и юридические лица — общественные объединения (иные юридические лица — государственные органы и учреждения, предприятия и другие коммерческие организации — учреждать общественные объединения не могут). Вновь созданное общественное объединение должно прежде всего созвать учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором следует принять решение о создании самого объединения и о регистрации его устава, сформировать его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Резолютивная часть постановления съезда (конференции) должна, следовательно, выглядеть примерно так:

«1. Создать общественную организацию «Общество любителей живой природы «Зеленая планета»;

2. Утвердить Устав общественного объединения «Общество любителей живой природы «Зеленая планета».

Постановления о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов общественного объединения разумнее принимать отдельно.

С момента принятия таких решений объединение считается созданным (ст.6, 18).

Определить организационно-правовую форму общественного объединения необходимо с учетом поставленных целей и задач. При выборе организационно-правовой формы необходимо учитывать, что действующее законодательство разрешает создавать общественные объединения — юридические лица только в тех формах, которые прямо предусмотрены законом. Для упрощения процедуры выбора необходимо ответить на два вопроса:

1. Будет ли ваше общественное объединение основываться на членстве, и если будет, то юридические или физические лица будут являться членами объединения, либо те и другие вместе.

2. Кто будет являться учредителем объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1. Общественная организация. Общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Членами организации могут быть физические и юридические лица (данное положение указывается в одном из пунктов устава). Высший руководящий орган — съезд (конференция). Постоянно действующий руководящий орган — выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции). Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член не имеет права собственности на долю этого имущества. Структурные подразделения (отделения) осуществляющие свою деятельность на основе единого устава организации имеет право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними. В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества является союз (ассоциация). Территориальные же организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.;

2. Общественное движение. Общественное объединение, массовое, состоящее из участников и не имеющее членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками движения. Высший руководящий орган — съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган — выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. От имени общественного движения права собственника имущества, поступающего в общественное движение, а также созданного и (или) приобретенного им за счет собственных средств, осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

3. Общественный фонд. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся формированием имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных поступлений и использованием его на общественно полезные цели. Такое имущество не является собственностью учредителя или управляющего имуществом такого фонда. Руководящий орган формируется учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. От имени общественного фонда права собственника имущества осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

4. Общественное учреждение. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся оказанием конкретного вида услуг, соответствующим уставным целям. Управление осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). Общественное учреждение, созданное и финансируемое собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право оперативного управления. Общественное учреждение получает имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении такого имущества общественное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с его уставными целями. Общественное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом без письменного разрешения собственника.;

5. Орган общественной самодеятельности. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся совместным решением различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей. Такое объединение формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов и организаций. Субъектом права собственности в органе общественной самодеятельности является сам орган общественной самодеятельности, за которым после его государственной регистрации закрепляются права юридического лица.

Указанный перечень организационно-правовых форм является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Но при этом в этой же статье закона вводятся понятия политических общественных объединений: политических организаций, политических партий и политических движений, организационно — правовыми формами которых закон определяет ту же общественную организацию (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения) (ч.2 ст.7). Возникает вопрос — зачем установлено такое смешение понятий?.

Практика отвечает на этот вопрос многочисленными придирками чиновников различного уровня в том плане, что произвольно устанавливаются различного рода запреты на названия тех или иных объединений как политической организации или политической партии, или политического движения, и обосновывается это тем, что закон предусматривает только такие организационно-правовые формы, как общественные организации или общественные движения. И такие придирки из формальных очень быстро превращаются в принципиальные, препятствующие регистрации таких политических объединений и их структурных подразделений, в частности, на региональном уровне, для которых государственная регистрация является обязательной.

Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности.

В зависимости от территориальной сферы деятельности российские общественные объединения делятся на:

общероссийские, которые имеют свои структурные подразделения (организации, филиалы, отделения и представительства) и таким образом осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации,

межрегиональные, имеющие свои подразделения и осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ,

региональные, деятельность которых осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ и

местные, действующие в пределах территории органа местного самоуправления (ст.14).

Общероссийское общественное объединение может без специального разрешения использовать в своем названии наименования «Россия» или «Российская Федерация», или соответствующие словосочетания. Личное имя гражданина может быть использовано в названии объединения только с письменного согласия его или его законных представителей.. Название не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Символика общественных объединений не должна совпадать с какой-либо государственной символикой и нарушать чьи-либо права на интеллектуальную собственность.

Еще одна проблема, над которой необходимо подумать до государственной регистрации, — как будут описаны в уставе направления деятельности организации. В отличие от коммерческих структур, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, общественные объединения могут иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Крайне принципиальным для регистрирующих и других государственных чиновников, кроме всего прочего, является требование вновь введенной статьи 12.1. закона о том, что в уставе политического общественного объединения в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ч.1 ст.12.1.). При отсутствии такого указания в уставе политическая организация не будет допущена к участию в выборах: избирательная комиссия откажет в регистрации кандидатов на выборные должности, выдвинутых этой организацией, равно как и в регистрации самой организации (в случае голосования по спискам избирательных объединений, блоков и политических партий).

Граждане, желающие создать именно политическое общественное объединение и участвовать в дальнейшем в выборах очень рискуют, если осмелятся каким-либо образом изменить указанную выше формулировку закона или что-то из нее исключить.

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, закон гарантирует право граждан по своему выбору создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти, но, с другой стороны, ставит под условие государственной регистрации приобретение этим объединением права юридического лица (ч.ч.3,4 ст.3).

На практике указанная гарантия означает «чистой воды» фикцию, поскольку ни одно такое общественное объединение не сможет функционировать нормально, не будучи юридическим лицом: оно не сможет открыть свой счет в банке, не сможет арендовать помещение и т.д. и т.п., поэтому оно вынуждено добиваться государственной регистрации.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает только с момента государственной регистрации данного объединения (ч.4 ст.18).

Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке (ч.2 ст.21).

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации, межрегионального — органом юстиции по месту нахождения постоянно действующего его руководящего органа, регионального и местного — органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.ч.3,4,5 ст.21).

С момента возникновения правоспособности, государственной регистрации в качестве юридического лица, законом прямо указывается, что для осуществления своих уставных целей общественное объединение имеет право:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными действующим законодательством;

в) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

г) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

д) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

е) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

ж) участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;

з) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

Наравне с указанными выше правами общественное объединение несет определенные обязанности, среди которых:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

б) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

в) ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

г) представлять по запросу органа, регистрирующего, общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

д) допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

е) оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

Неисполнение вышеперечисленных обязанностей дает основание органу регистрирующему общественные объединения вынести руководящим органам общественного объединения письменное предупреждение с указанием конкретных оснований такого предупреждения.

Общий надзор за соблюдением законов общественными организациями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Вообще же контроль за соблюдением общественным объединением существующих норм и стандартов могут осуществлять различные органы государственного надзора и контроля (пожарные, экологические и иные).

Стандартизация. 1. Общественное объединение заинтересованных предприятий, организаций и органов власти (в том числе национальных органов по стандартизации);

1. Общественное объединение заинтересованных предприятий, организаций и органов власти (в том числе национальных органов по стандартизации), которое создано на добровольной основе для разработки государственных, региональных и международных стандартов, это — …
-технический комитет по стандартизации
2. Параметрические ряды в большинстве случаев получают на основе…
-чисел геометрической прогрессии
3. Целью унификации не является…
-увеличение и расширение числа разновидностей продукции
4. Методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов оказывает…
-СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации)
5. Наиболее распространенной и эффективной формой стандартизации является…
-унификация
6. Стандартизация, участие в которой открыто для национальных органов по стандартизации стран только одного географического, политического или экономического региона мира, — это _____________ стандартизация
-региональная
7. Высшим органом управления Международной организацией по стандартизации (ИСО) является…
-генеральная ассамблея
8. Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения, повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг, называется…
-стандартизацией
9. Целью унификации является…
-сокращение затрат на разработку и освоение производства продукции
-специализация и кооперация производства
-повышение эффективности производства и использования изделий
10. Цели и задачи стандартизации в Российской Федерации достигаются соблюдением основных принципов, установленных в…
-ГОСТ Р 1.0-2004
11. В Радиоэлектронике установлены предпочтительные числа по рядам…
-Е3, Е6, Е12, Е24
12. К основным направлениям работ по унификации НЕ относится…
-разработка принципиально новых изделий
13. К основным направлениям работ по унификации относится…
-разработка новых унифицированных составных элементов модернизируемых или вновь создаваемых изделиях
-разработка конструктивно-унифицированных рядов агрегатов, пригодных для многих типом машин, используемых в разных отраслях
-использование ранее спроектированных и освоенных в производстве составных элементов по вновь создаваемых изделиях
14. Стандарты серии ИСО 9000 разработала…
-международная организация по стандартизации


5. Сертификация

1. Форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениями стандартов или условиями договоров называется…
-сертификацией
2. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию и проведение работ по сертификации, является __________ по сертификации
-национальный орган
3. Этап решения по сертификации предусматривает…
-оформление сертификата соответствия
-отказ в выдаче сертификата соответствия
4. Механизмом определения беспристрастности, независимости и компетенции участников сертификации НЕ является…
-идентификация
-экспертная оценка
-стандартизация
5. Механизмом определения беспристрастности, независимости и компетенции участников сертификации является…
-аккредитация
6. Услуги нематериального характера при сертификации…
-оцениваются социологическим методом
-оцениваются экспертным методом
7. К основным принципам аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий относится…
-добровольность
-компетентность и независимость органов, осуществляющих аккредитацию
-обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации
8. Целями аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в соответствии с законом «О техническом регулировании» являются…
-обеспечение доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий
— подтверждение компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия
— создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий
9. Сертификация систем менеджмента качества включает этапы:
-проведения аудита и подготовка акта по результатам аудита
-анализ документов системы менеджмента качества организации-заявителя органом по сертификации
10. Информирование приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту осуществляется.
-знаком соответствия
11. Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, — это…
-сертификат соответствия
12. Знак соответствия DIN принадлежит национальной системе сертификации…
-германии
13. Какое обозначение имеет знак соответствия национальной системе сертификации США?
-в США отсутствует единый национальный орган по сертификации

Технический комитет 465 «Строительство»

Технический комитет по стандартизации ТК 465 «Строительство» создан в октябре 2004 года и является объединением заинтересованных предприятий и организаций, представителей органов исполнительной власти, которое создано на добровольной основе в целях организации и проведения работ по национальной, региональной и международной стандартизации в области строительства. В настоящее время в состав ТК «Строительство» входит 191 организация-член, в том числе:

  • Федеральные органы исполнительной власти и органы власти и организации субъектов Федерации РФ ‒ 8;
  • научные общественные объединения и ассоциации ‒ 18;
  • ведущие фундаментальные научно-исследовательские институты ‒ 32;
  • ведущие учебные институты в области строительства ‒ 25;
  • производственные объединения, отдельные предприятия и организации ‒ 98;
  • органы по сертификации – 10.

Целью деятельности ТК 465 является реализация Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», смежных с ними законодательных актов, принятых технических регламентов, а также содействие повышению эффективности работ по стандартизации на национальном и международном уровнях. В своей работе ТК 465 «Строительство» руководствуется действующим законодательством, стандартами национальной системы стандартизации Российской Федерации, Административным регламентом исполнения национальным органом по стандартизации государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждению, другими нормативными документами, утвержденными национальным органом по стандартизации, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.

Основные задачи ТК 465 «Строительство»:

  • организация разработки национальных и межгосударственных стандартов в строительном комплексе и подготовка их к утверждению в Росстандарте.
  • организация экспертизы проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов, сводов правил, стандартов организаций, зарубежных стандартов и сводов правил и других документов в области стандартизации;
  • подготовка мотивированных предложений об утверждении или отклонении проектов национальных стандартов и сводов правил;
  • участие в формировании Программы разработки национальных стандартов, Программы разработки сводов правил и актуализации строительных норм и правил (СНиП) в закрепленной области деятельности;
  • осуществление сотрудничества с национальными и зарубежными техническими комитетами в смежных областях деятельности;
  • участие в установленном порядке в работе технических комитетов Международной организации по стандартизации ИСО, Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) и межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценки соответствия в строительстве (МНТКС), созданной при Межправительственном совете по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ, других технических комитетов международных и региональных и зарубежных организаций по стандартизации по профилю деятельности ТК;
  • подготовка предложений по разработке межгосударственных и международных стандартов и предложений относительно позиции Российской Федерации для голосования по проектам международных организаций по стандартизации;
  • подготовка заключений о возможности применения международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;
  • подготовка официальных переводов международных, региональных и зарубежных стандартов и сводов правил, а также других документов в области стандартизации для передачи их в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. ПОДКОМИТЕТЫ (см.Структура)

В настоящее время в структуре ТК 465 выделено 26подкомитетов по направлениям, охватывающих все области деятельности строительного комплекса:

  • организационно-методические и общетехнические вопросы строительного комплекса — 8 подкомитетов;
  • градостроительство, здания и сооружения — 5 подкомитетов;
  • наружные и внутренние инженерные сети и оборудование — 4 подкомитета;
  • строительные конструкции и основания — 9 подкомитетов и 9 рабочих групп по строительным материалам.

80% разрабатываемых стандартов являются межгосударственными, что позволяет решать задачи создания единого нормативного поля стран СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

технический комитет по стандартизации

1 технический комитет по стандартизации

  1. technical committee

технический комитет по стандартизации
Общественное объединение заинтересованных предприятий, организаций, органов власти, в том числе национальных органов по стандартизации, которое создано на добровольной основе для разработки государственных, межгосударственных, международных и региональных стандартов, а также для проведения подготовительных и вспомогательных работ в области государственной, межгосударственной, международной и региональной стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности.
[ГОСТ 1.1-2002]

  • стандартизация

Обобщающие термины

  • органы, ответственные за стандарты и регламенты
  • technical committee
  • comité techniques

2 технический комитет по стандартизации

  1. comité techniques

технический комитет по стандартизации
Общественное объединение заинтересованных предприятий, организаций, органов власти, в том числе национальных органов по стандартизации, которое создано на добровольной основе для разработки государственных, межгосударственных, международных и региональных стандартов, а также для проведения подготовительных и вспомогательных работ в области государственной, межгосударственной, международной и региональной стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности.
[ГОСТ 1.1-2002]

  • стандартизация

Обобщающие термины

  • органы, ответственные за стандарты и регламенты
  • technical committee
  • comité techniques

3 технический комитет по стандартизации

4 технический комитет по стандартизации

5 технический комитет международной организации по стандартизации

  1. international technical committee

технический комитет международной организации по стандартизации
Рабочий орган международной организации по стандартизации, созданный для разработки международных стандартов в закрепленных за ним областях деятельности.
[ГОСТ 1.1-2002]

  • стандартизация

Обобщающие термины

  • органы, ответственные за стандарты и регламенты
  • international technical committee
  • comité techniques internationale

6 технический комитет международной организации по стандартизации

  1. comité techniques internationale

технический комитет международной организации по стандартизации
Рабочий орган международной организации по стандартизации, созданный для разработки международных стандартов в закрепленных за ним областях деятельности.
[ГОСТ 1.1-2002]

  • стандартизация

Обобщающие термины

  • органы, ответственные за стандарты и регламенты
  • international technical committee
  • comité techniques internationale

7 технический комитет международной организации по стандартизации

8 технический комитет Международной организации по стандартизации

См. также в других словарях:

Технический комитет по стандартизации — Технический комитет (по стандартизации) ТК: установленная национальным органом по стандартизации форма сотрудничества юридических и физических лиц (предприятий, организаций, органов исполнительной власти, экспертов, других специалистов и т.д.),… … Официальная терминология

технический комитет по стандартизации — Общественное объединение заинтересованных предприятий, организаций, органов власти, в том числе национальных органов по стандартизации, которое создано на добровольной основе для разработки государственных, межгосударственных, международных и… … Справочник технического переводчика

технический комитет (по стандартизации) — 3.4 технический комитет (по стандартизации); ТК: Установленная национальным органом по стандартизации форма сотрудничества юридических и физических лиц (предприятий, организаций, органов исполнительной власти, экспертов, других специалистов и т.д … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

технический комитет по стандартизации — 22** технический комитет по стандартизации: ТК по стандартизации: Формирование специалистов, являющихся полномочными представителями заинтересованных предприятий или организаций, создаваемое на добровольной основе для разработки государственных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

технический комитет (по стандартизации); ТК — 3.1.1 технический комитет (по стандартизации); ТК: Установленная национальным органом по стандартизации форма сотрудничества юридических лиц, осуществляемого на добровольной основе в целях организации и проведения работ в области национальной,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

технический комитет по стандартизации — 3.1.4 технический комитет по стандартизации: Общественное объединение заинтересованных предприятий, организаций, органов власти, в том числе национальных органов по стандартизации, которое создано на добровольной основе для разработки… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

технический комитет по стандартизации; ТК — 3.1 технический комитет по стандартизации; ТК: Установленная настоящим стандартом и регулируемая национальным органом по стандартизации форма сотрудничества заинтересованных организаций, органов власти и физических лиц при проведении работ по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Технический комитет по стандартизации в области телекоммуникаций (входит в состав ANSI) — См. www.tl.org. [Л.М. Невдяев. Телекоммуникационные технологии. Англо русский толковый словарь справочник. Под редакцией Ю.М. Горностаева. Москва, 2002] Тематики электросвязь, основные понятия EN TC … Справочник технического переводчика

Технический комитет по стандартизации проектный — Проектный технический комитет (по стандартизации); ПТК: Технический комитет по стандартизации, образованный в целях организации и проведения работ в области национальной, региональной и международной стандартизации по разработке отдельных… … Официальная терминология

проектный технический комитет (по стандартизации) — 3.1.4 проектный технический комитет (по стандартизации); ПТК: Технический комитет по стандартизации, образованный в целях организации и проведения работ в области национальной, региональной и международной стандартизации по разработке отдельных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Зеркальный (технический) комитет по стандартизации — Зеркальный (технический) комитет: технический комитет по стандартизации страны члена ИСО или МЭК, область деятельности которого совпадает с областью деятельности соответствующего действующего или создаваемого технического комитета ИСО или МЭК или … Официальная терминология

Контроль регистрирующих органов за деятельностью общественных объединений, фондов

Как любые юридические лица, общественные объединения и фонды подвергаются контролю за соответствием их деятельности положениям действующего законодательства, а также уставу. Такой контроль называется внешним, т.к. осуществляется органом, организационно не связанным с общественным объединением либо фондом.

Внешний контроль за деятельностью общественных объединений, фондов можно разделить на несколько видов:

1. По статусу органа, осуществляющего контроль:

  • контроль со стороны регистрирующего органа;
  • контроль со стороны иных государственных органов.

2. По инициативе проведения контрольных мероприятий:

  • добровольный (например, внешним аудитором);
  • инициированный соответствующим государственным органом.

Внешний контроль может осуществляться в форме проверок и ревизий.

Проверка является способом контроля, в процессе которого устанавливается законность и достоверность проводимых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям деятельности проверяемого субъекта.

Ревизия – это наиболее глубокое и полное изучение деятельности (как правило, финансово-хозяйственной) субъекта, для установления соответствия требованиям законности, достоверности и экономической целесообразности совершаемых операций, а также ведения бухгалтерского учета во всех или избранных для проверки направлениях деятельности проверяемого субъекта.

Таким образом, основным отличием ревизии от проверки является более широкий круг рассматриваемых и подлежащих установлению вопросов, а также ее в основном финансово-хозяйственная направленность. В то же время следует отметить, что во многих актах законодательства данные понятия используются в качестве синонимов, а их правовые последствия – как негативные, так и позитивные – являются общими для обеих форм контроля.

Необходимо констатировать, что на сегодняшний день в соответствие с действующим законодательством контроль за различными видами деятельности общественных объединений, равно как и фондов, может осуществлять достаточно большой круг контролирующих субъектов, в том числе[1]:

1) Контроль за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законодательными актами и решениями Президента Республики Беларусь – Комитет государственного контроля (органы государственного контроля);

2) Контроль за соблюдением законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства – Государственная инспекция архивов и делопроизводства Республики Беларусь (Госархивнадзор);

3) Контроль за порядком регистрации проектов (программ) международной технической помощи в Республике Беларусь, а так же порядком их реализации – Министерство экономики Республики Беларусь;

4) Контроль за деятельностью при получении, распределении иностранной безвозмездной помощи, контроль за деятельностью, связанной с оздоровлением детей в местах их временного пребывания в зарубежных странах – Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь;

5) Контроль за соблюдением установленного порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи – Комитет государственной безопасности (территориальные органы государственной безопасности), Комитет государственного контроля, Министерство внутренних дел, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, их территориальные органы, Управление делами Президента Республики Беларусь, Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, банки, Национальный банк Республики Беларусь;

6) Надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда – Департамент государственной инспекции труда и его территориальные подразделения;

7) Контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании – Фонд социальной защиты населения и его территориальные органы;

8) Контроль (надзор) за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности – орган, выдавший лицензию;

9) Государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности – Министерство по чрезвычайным ситуациям, органы государственного пожарного надзора.

Контроль за соответствием деятельности общественных объединений со стороны регистрирующих органов[2]

Контроль за соответствием деятельности общественных объединений Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам осуществляют органы, зарегистрировавшие данные общественные объединения. Такой контроль осуществляется в соответствии со ст. 24 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях». Данный контроль в зависимости от того, на каком этапе он осуществляется, может иметь форму предварительного или последующего.

Предварительный контроль регистрирующих органов осуществляется еще на стадии принятия от общественного объединения документов, необходимых для регистрации. На этом этапе проверяется соблюдение порядка создания общественного объединения, наличие полного перечня требуемых законодательством документов; соблюдение надлежащего порядка и правильности оформления документов; соответствие представленных документов законодательству Республики Беларусь, соответствие названия объединения требованиям законодательства.

Регистрирующие органы в необходимых случаях осуществляют проверку представленных документов, которая предполагает:

  • получение для ознакомления у обратившихся учредителей объединения подлинных экземпляров документов и иных материалов;
  • получение справок и объяснений от представителей объединений и других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с государственной регистрацией объединения;
  • направление запросов в государственные органы, учреждения и организации;
  • получение заключений государственных органов, а также специалистов по вопросам, возникающим в связи с государственной регистрацией объединения;
  • совершение иных действий, вытекающих из требований законодательства.

При необходимости регистрирующий орган направляет запросы в органы государственной власти и управления, на предприятия, в учреждения и организации, получает заключения специалистов по вопросам, связанным с государственной регистрацией объединения, выполняет иные действия в соответствии с требованиями законодательства. На практике поданные объединением на регистрацию документы систематически переадресовываются регистрирующими органами “для проверки на соответствие требованиям законодательства” на экспертизу в различные государственные органы в зависимости от характера заявленных целей деятельности объединения. Экспертные заключения носят рекомендательный характер, однако существенно влияют на принятие решения регистрирующим органом.

На недостатки, выявленные регистрирующим органом во время изучения документов, представленных для государственной регистрации, указывается руководящему органу объединения в решении о приостановлении регистрации или об отказе в государственной регистрации объединения.

В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения это решение может быть обжаловано в течение месяца в суд. Решения Министерства юстиции обжалуются в Верховный суд Республики Беларусь, решения управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома – соответственно в областные и Минский городской суды.

После регистрации общественных объединений осуществляется последующий контроль регистрирующими органами за соответствием деятельности организаций требованиям законодательства и своим уставам. Этот контроль может осуществляться путем направления представителей регистрирующих органов для участия в любых мероприятиях, проводимых общественными объединениями. В ходе осуществления контроля регистрирующие органы вправе запрашивать и получать у общественных объединений информацию, документы, материалы по вопросам уставной деятельности объединений.

Также контроль осуществляется на основании отчетов, предоставляемых общественными объединениями на основании ст. 24 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях». Согласно данной статье общественные объединения ежегодно до 1 марта представляют в соответствующий регистрирующий орган:

  • информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения руководящего органа;
  • списки членов выборных органов общественного объединения, в которых указаны фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения, гражданство, место жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, должность в этих выборных органах и дата избрания каждого из членов с приложением соответствующих протоколов. В случае изменений в составе выборных органов общественного объединения необходимые сведения представляются в соответствующий регистрирующий орган в десятидневный срок со дня принятия такого решения;
  • информацию о численности общественного объединения, его организационных структур;
  • сведения о мероприятиях, проведенных в уставных целях общественным объединением за год.

Общественные объединения обязаны также не менее чем за семь дней известить соответствующий регистрирующий орган о заседании (созыве) своего высшего органа.

Проверки общественных объединений могут проводиться как в плановом порядке, так и выборочно (в том числе по сигналам: в связи с поступлением жалоб и заявлений граждан, сообщениями в средствах массовой информации и т.д.).

Порядок проведения проверок общественных объединений регистрирующими органами законодательством Республики Беларусь не определен, что является существенным недостатком в правовом регулировании деятельности общественных объединений. Однако в ходе проведения проверки регистрирующим органом необходимо помнить следующее:

  1. О проведении проверки проверяемое общественное объединение, как правило, должно извещаться заранее. На сегодняшний момент Министерство юстиции предоставляет проверяемому общественному объединению «программу проверки деятельности объединения требованиям Устава и законодательства».
  2. Полномочия должностных лиц регистрирующих органов подтверждаются служебными удостоверениями.
  3. При проведении проверки представитель регистрирующего органа обязан внести в книгу учета проверок необходимые сведения и скрепить подписью.
  4. Должностное лицо регистрирующего органа, производящее проверку, не вправе препятствовать нормальной рабочей деятельности общественного объединения. Однако и представители общественного объединения не вправе препятствовать проведению проверки.
  5. При проведении проверки проверяющий может затребовать в пределах своей компетенции предоставление дополнительной информации, справок, пояснений, объяснений, в том числе письменных. Необходимость предоставления таких документов должны быть понятна. Однако и представители общественного объединения могут требовать приобщения своих письменных пояснений, объяснений, других документов к материалам проверки.
  6. При невозможности проведения проверки по месту нахождения общественного объединения, она может быть произведена в служебном помещении регистрирующего органа. В случае проведения проверки в служебном помещении регистрирующего органа прием и возврат документов, представленных общественным объединением для проверки, должен осуществляется только в систематизированном виде в папках. Документы нумеруются постранично. Факт приема документов на проверку рекомендуется оформлять путем составления акта приема-возврата документов, в котором указывается: кем и от кого приняты документы, название принятых папок с документами с указанием количества листов документов, содержащихся в каждой папке. Возврат документов общественному объединению должен проводится только после проверки последним сохранности документов. При получении документов представитель общественного объединения должен расписаться в их получении и сделать запись о наличии (отсутствии) претензий по сохранности представленных для проверки документов.
  7. Проверяющими учитывается наличие замечаний, сделанных общественному объединению другими государственными органами при предыдущих проверках.
  8. По результатам проверки должностное лицо регистрирующего органа составляет справку об ее итогах, в которой, в случае наличия, указываются выявленные нарушения. Представитель общественного объединения обязательно должен ознакомиться с результатами проверки.

При проведении проверок деятельности общественных объединений регистрирующими органами прежде всего обращается внимание на:

1. Наличие у общественного объединения помещения, в котором располагается руководящий орган объединения (наличие юридического адреса), условия работы в нем, фактическое размещение в нем руководящего органа.

После государственной регистрации общественные объединения часто забывают о необходимости заключения гражданско-правовых договоров (договора аренды, безвозмездного пользования), подтверждающих передачу во временное владение и пользование или во временное пользование здания либо сооружения (части здания либо сооружения), довольствуясь наличием гарантийного письма. Однако, как мы уже рассматривали, гарантийное письмо не является документом, подтверждающим наличие юридического адреса. Соответственно, при осуществлении проверки регистрирующий орган требует предоставления договора, подтверждающего наличие у общественного объединения помещения (рекомендуем в договоре в цели выделения помещения прописывать «для осуществления уставной деятельности и размещения юридического адреса общественного объединения).

Общественное объединение обязано в случае изменения юридического адреса внести соответствующее изменение в устав и в месячный срок представить в соответствующий регистрирующий орган все документы, необходимые для государственной регистрации изменений, внесенных в устав общественного объединения.

2. Наличие оригиналов правоустанавливающих документов (устава, свидетельств о государственной регистрации общественного объединения и его символики).

В случае утраты (хищения), а также механического повреждения подлинников свидетельства о государственной регистрации объединения и (или) его устава общественное объединение может обратиться в регистрирующих орган с заявлением о выдаче дубликатов таких документов. Регистрирующий орган вправе выдать объединению дубликаты свидетельства о регистрации объединения, его символики (галстука, вымпела, гимна, значка) и устава.

К заявлению, подписанному руководителем объединения, о выдаче дубликатов правоустанавливающих документов вместо утраченных (похищенных) документов в регистрирующий орган подаются следующие документы:

  • протокол заседания руководящего органа объединения по факту утраты (хищения) подлинников документов;
  • акты, справки и другие материалы, подтверждающие факт утраты (хищения) подлинников документов;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу дубликата утраченного документа (за каждый дубликат документа государственная пошлина уплачивается отдельно). От уплаты пошлины освобождаются местные и республиканские молодежные и детские общественные объединения, объединения ветеранов ВОВ.
  • документ, подтверждающий полномочия члена объединения представлять интересы объединения в процессе получения дубликата документов.

Для выдачи дубликатов документов взамен механически поврежденных подлинников документов в регистрирующий орган подаются следующие документы:

  • заявление, подписанное руководителем объединения;
  • протокол заседания руководящего органа объединения по факту замены подлинников документов;
  • подлинник механически поврежденного документа;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу дубликата утраченного документа (уплачивается также как и в случае утраты (хищения);
  • документ, подтверждающий полномочия члена объединения представлять интересы объединения в процессе получения дубликата документов.

Заявление о выдаче дубликата документа рассматривается в месячный срок со дня его поступления. Государственная пошлина за выдачу дубликата устава и дубликата свидетельства о регистрации устанавливается в размере 25% ставки, установленной за государственную регистрацию общественного объединения, за каждый документ. При необходимости проводится проверка достоверности факта утери (хищения) подлинника документа. По результатам рассмотрения заявления о выдаче дубликата документа принимается решение о выдаче дубликата либо отказе в его выдаче, о чем сообщается заявителю в письменной форме.

3. Наличие печати, штампов, бланков, их соответствие Уставу и законодательству.

Особое внимание общественным объединениям следует уделить разработке бланка для писем[3].

4. Организация делопроизводства в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами (в том числе, наличие протокола учредительного мероприятия и документов к нему).

При проверке организации делопроизводства в общественном объединении регистрирующие органы прежде всего обращают внимание на наличие документов о создании объединения, протоколов заседаний высшего и выборных органов, журналов регистрации входящей и исходящей корреспонденции. Проверяется также организация работы по обращениям граждан.

5. Соответствие численного состава общественного объединения его статус.

Напоминаем, что в соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь “Об общественных объединениях” для деятельности общественных объединений необходимо наличие:

  • для республиканских общественных объединений – не менее чем 50 членов от большинства областей Республики Беларусь, а также от города Минска;
  • для местных общественных объединений – не менее 10 от двух и более административно-территориальных единиц территории, на которую распространяется деятельность объединения;
  • для международных общественных объединений – не менее 10 членов от Республики Беларусь, а также не менее чем по три члена от одного или нескольких иностранных государств.

Молодежным и детским общественным объединениям необходимо следить за соответствием количества членов в объединении установленным законодательством критериям. В молодежном объединении граждан, находящихся в возрасте до тридцати одного года, должно быть не менее двух третей от общего числа членов. В детском объединении не менее двух третей от общего числа членов должны быть граждане, находящиеся в возрасте до восемнадцати лет.

Согласно ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» не соответствие численности и состава общественного объединения требованиям законодательства является основанием для ликвидации общественного объединения.

6. Соответствие осуществляемой деятельности общественного объединения (в том числе финансовой) уставным целям, задачам, предмету и методам деятельности.

7. Соблюдение порядка приема и условий членства, исключения из членов объединения его Уставу и законодательству.

Общественные объединения обязаны соблюдать процедуру приема и исключения из членов, предусмотренную уставом, вести учет своих членов. Учет членов осуществляется органом, к компетенции которого отнесено ведение данного учета уставом общественного объединения[4].

8. Периодичность проведения и правомочность заседаний высшего и выборных органов, их соответствие Уставу; соответствие порядка принятия ими решений, постановлений, составления актов, протоколов и т.д. Уставу и законодательству; соответствие формирования выборных органов и избрания должностных лиц Уставу и законодательству.

Общественные объединения в обязательном порядке должны проводить заседания высшего и выборных органов в строгом соответствии с Уставом: соблюдать сроки проведения заседаний, вносить в повестку дня вопросы, отнесенные к компетенции данных выборных органов. Периодичность проведения заседаний высшего и выборных органов подтверждаются протоколами этих заседаний, подписанными председательствующим на заседании и секретарем.

При составлении протоколов необходимо следить за тем, чтобы в протоколах отражался полный ход проводимого заседания, содержание выступлений соответствовало вопросу, заявленному в повестке дня. На практике регистрирующие органы выносят в адрес руководящих органов общественных объединений письменные предупреждения за нарушения так называемого «принципа гласности», когда в протоколах общественных объединений содержаться лишь краткие сведения об обсуждаемых вопросах.

Необходимо обратить внимание также на то, что контрольно-ревизионные органы должны оформлять результаты своих проверок актами (в случае, когда обнаружены нарушения в деятельности объединения) либо справками (в случае, когда нарушений в деятельности не обнаружено).

9. Соответствие организационной структуры, создания организационных структур общественного объединения Уставу; постановка на учет (регистрация) организационных структур.

В соответствии со ст. 26 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» за нарушение Конституции Республики Беларусь, актов законодательства и Устава в отношении общественного объединения могут быть применены следующие меры ответственности:

  • письменное предупреждение;
  • приостановление деятельности общественного объединения;
  • ликвидация общественного объединения.

В случае совершения общественным объединением действий, нарушающих Конституцию Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях», иные акты законодательства и (или) его устав, кроме случаев, когда нарушение влечет за собой ликвидацию общественного объединения по решению суда, соответствующий регистрирующий орган выносит общественному объединению письменное предупреждение.

Письменное предупреждение не позднее чем в трехдневный срок после его вынесения выдается либо направляется по почте руководящему органу общественного объединения с указанием допущенных нарушений и срока их устранения.

Общественное объединение обязано письменно сообщить в регистрирующий орган об устранении нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного предупреждения, и представить подтверждающие документы не позднее чем в трехдневный срок по истечении срока устранения нарушений, установленного в письменном предупреждении.

Письменное предупреждение, вынесенное международному или республиканскому общественному объединению, в месячный срок после его получения может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь. Письменное предупреждение, вынесенное местному общественному объединению, в месячный срок после его получения может быть обжаловано в областной, Минский городской суд по месту нахождения руководящего органа этого общественного объединения. К жалобам на письменное предупреждение, вынесенного в адрес руководящего органа общественного объединения, предъявляются те же требования, что и к жалобам на решение об отказе в регистрации объединения (Тема 3)

Деятельность общественного объединения может быть приостановлена на срок от одного до шести месяцев решением суда по заявлению соответствующего регистрирующего органа, если общественному объединению этим органом было вынесено письменное предупреждение и общественное объединение в установленные сроки не устранило нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного предупреждения, либо не сообщило в соответствующий регистрирующий орган об их устранении с представлением подтверждающих документов.

Соответствующий регистрирующий орган вправе подать в суд заявление о приостановлении деятельности общественного объединения, если письменное предупреждение в установленном порядке не было обжаловано в суд или было обжаловано и признано судом обоснованным.

Приостановление деятельности международных и республиканских общественных объединений производится по решению Верховного Суда Республики Беларусь по заявлению Министерства юстиции.

Приостановление деятельности местного общественного объединения производится по решению областного, Минского городского суда по месту нахождения руководящего органа этого общественного объединения по заявлению главного управления юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета.

В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда, общественному объединению запрещается осуществлять любую деятельность, за исключением деятельности, направленной на устранение нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности.

Общественному объединению запрещается в случае приостановления их деятельности пользоваться счетами в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, за исключением осуществления расчетов по гражданско-правовым и трудовым договорам, платежей в республиканский и (или) местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, в государственные внебюджетные фонды, а также расчетов, связанных с возмещением вреда, причиненного действиями общественного объединения.

Если в течение срока приостановления деятельности общественного объединения нарушения, послужившие основанием для приостановления их деятельности, будут устранены, то по окончании установленного срока общественное объединение возобновляют свою деятельность при условии письменного сообщения в соответствующий регистрирующий орган не позднее чем за десять дней до окончания срока приостановления деятельности общественного объединения об устранении указанных нарушений с представлением подтверждающих документов.

Ликвидация общественного объединения производится по решению суда в случаях:

  • осуществления общественным объединением пропаганды войны или экстремистской деятельности;
  • нарушения общественным объединением законодательства и (или) устава в течение одного года после вынесения письменного предупреждения;
  • если при государственной регистрации общественного объединения со стороны его учредителей были допущены нарушения Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер;
  • если численность и состав общественного объединения не соответствуют требованиям законодательства;
  • неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в срок, установленный решением суда;
  • непредставления общественным объединением в течение трех лет подряд в установленный срок обязательных ежегодных сведений (установленных ст. 24 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях»).

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях, а также за нарушение установленных законодательством требований, предъявляемых к использованию иностранной безвозмездной помощи. При этом общественное объединение может быть ликвидировано за нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случае, если ответственные лица общественного объединения не обеспечили надлежащего порядка организации и (или) проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, что повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам

.Под ущербом в крупном размере понимается ущерб на сумму, в десять тысяч и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения правонарушения.

Под существенным вредом, причиненным правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам, понимается срыв массового мероприятия, временное прекращение деятельности организации либо нарушение движения транспорта, гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким потерпевшим.

На практике суды при принятии решения о ликвидации общественных объединений часто применяют п. 2 ст. 57 Гражданского Кодекса Республики Беларусь. В соответствии с данной статьей юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными либо грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащим уставным целям юридического лица, или признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Контроль регистрирующих органов за деятельностью фондов

Деятельность фондов, также как и общественных объединений, подлежит проверке со стороны регистрирующих органов. Регистрирующие органы осуществляют контроль за соответствием деятельности фондов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам.

Должностные лица Министерства юстиции и управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома в пределах своих полномочий имеют право участвовать в мероприятиях, проводимых фондами в уставных целях, запрашивать и получать информацию по вопросам уставной деятельности фондов, знакомиться с их документами и решениями.

В случае если в фонде проводится проверка регистрирующим органом, необходимо руководствоваться теми же правилами, что и при проведении проверки общественного объединения.

Также как и общественное объединение фонд обязан представлять ежегодно до 1 марта отчет в регистрирующий орган, содержащий:

  • информацию о продолжении деятельности фонда с указанием места нахождения руководящего органа;
  • сведения о мероприятиях, проведенных фондом в уставных целях за год;
  • ежегодный отчет об использовании своего имущества с указанием сведений о его опубликовании в установленном порядке.

В десятидневный срок со дня принятия решения об изменении состава органов фонда или смене их руководителей фонд обязан представить в регистрирующий орган сведения о составе органов фонда и их руководителях.

Фонд должен не менее чем за семь дней известить регистрирующий орган о заседании правления (совета) фонда.

Регистрирующие органы при выявлении нарушения фондом законодательства или совершения им действий, противоречащих его уставу, а также уменьшения стоимости имущества фонда, в результате которого его размер становится менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, имеют право выносить письменное предупреждение с указанием конкретных оснований его вынесения.

Письменное предупреждение управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома может быть обжаловано местным фондом соответственно в областные и Минский городской суды.

Письменное предупреждение Министерства юстиции может быть обжаловано республиканским и международным фондами, созданными на территории Республики Беларусь, в Верховный Суд.

Порядок обжалования письменных предупреждений аналогичен порядку обжалования решения об отказе в регистрации фонда.

Фонд может быть ликвидирован:

  • в случае непредставления в регистрирующий орган в течение трех месяцев после государственной регистрации фонда документов о передаче имущества, указанного в обязательстве о передаче имущества в неденежной форме;
  • в случае неисполнения обязанности по созданию в установленный срок после государственной регистрации фонда представительств и (или) филиалов и непредставления для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с изменением его вида;
  • если по окончании календарного года стоимость имущества фонда станет меньше минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. В этом случае регистрирующим органом выносится письменное предупреждение с указанием срока, в течение которого стоимость имущества фонда должна быть доведена до минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. В этот период фонд должен принять меры по доведению стоимости имущества фонда до минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. Если по истечении указанного срока стоимость имущества фонда остается менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, считается, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, а вероятность получения необходимого имущества невозможна;
  • если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения этих целей не могут быть произведены;
  • в случае уклонения фонда в своей деятельности от целей, предусмотренных уставом;
  • в случае осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства и устава фонда;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, (ст. 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Ликвидация местных фондов, за исключением ликвидации вследствие экономической несостоятельности (банкротства), производится областными и Минским городским судами по месту государственной регистрации фонда по заявлению управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома и иных заинтересованных лиц, в том числе учредителей (учредителя) фонда.

Ликвидация республиканских и международных фондов, созданных на территории Республики Беларусь, за исключением ликвидации вследствие экономической несостоятельности (банкротства), производится Верховным Судом по заявлению Министерства юстиции и иных заинтересованных лиц, в том числе учредителей (учредителя) фонда.

[1] Более подробно смотрите в материале Перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.

[2] В таком же порядке осуществляется контроль за деятельность союзов (ассоциаций) общественных объединений.

[3] Требования к бланкам и другие аспекты ведения делопроизводства были изложены в материале «Основы ведения делопроизводства в некоммерческой организации» предыдущей темы, а также в Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях от 19 января 2009 г. № 4.

[4] Более подробно сморите в материале «Вступительные и членские взносы».