Ограничение по возрасту на госслужбе

Предельный возраст нахождения на государственной, дипломатической службе и службе в органах местного самоуправления

Законом № 3668 внесены изменения в Закон № 2493, Закон о госслужбе, Закон о дипломатической службе, которыми предусматривалось, что предельный возраст нахождения на государственной службе составляет 62 года для мужчин и 60 лет для женщин. Эта норма действовала с 01.10.2011 г.

30.12.2011 г. вступил в силу Закон № 4161, которым внесены изменения в вышеуказанные законы относительно предельного возраста нахождения на государственной службе и установлено, что предельный возраст нахождения на государственной службе, на службе в органах местного самоуправления, на дипломатической службе составляет 65 лет.

Изменения относительно предельного возраста не касаются возраста, в котором государственные служащие, должностные лица органов местного самоуправления, работники дипломатической службы имеют право на назначение пенсии по указанным законам.

В соответствии со ст. 21 Закона № 2493 пенсионное обеспечение должностных лиц местного самоуправления, имеющих стаж службы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не меньше 10 лет, осуществляется в порядке, определенном законодательством Украины о государственной службе.

Согласно ст. 40 Закона о дипломатической службе пенсия работникам дипломатической службы назначается согласно Закону о госслужбе.

Статьей 37 Закона о госслужбе определены условия, при которых осуществляется назначение пенсий государственным служащим. Одним из таких условий является достижение пенсионного возраста.

Правом на пенсию государственного служащего пользуются мужчины, достигшие возраста 62 года, и женщины, достигшие пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании (60 лет).

До достижения возраста 62 года право на пенсию по возрасту имеют государственные служащиемужчины 1955 года рождения и старше по достижении ими такого возраста:

  • 60 лет — родившиеся по 31 декабря 1952 г.;
  • 60 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 января 1953 г. по 31 декабря 1953 г.;
  • 61 год — родившиеся с 1 января 1954 г. по 31 декабря 1954 г.;
  • 61 год 6 месяцев — родившиеся с 1 января 1955 г. по 31 декабря 1955 г.

То есть требования к возрасту, необходимому для назначения пенсии государственного служащего, изменились.

Следовательно, при достижении, например, мужчиной, родившимся 17.02.52 г., возраста 60 лет и при наличии необходимых условий для назначения пенсии государственного служащего, а именно: нахождение на время достижения пенсионного возраста на должности государственного служащего, наличие стажа государственной службы не меньше 10 лет и страхового стажа 35 лет, по его заявлению будет назначена пенсия по нормам Закона о госслужбе. При этом по нормам ст. 23 приведенного Закона указанное лицо имеет право продолжать работать на государственной службе до достижения 65-летнего возраста (до внесения изменений Законом № 4161 такой мужчина мог работать на государственной службе до 62 лет).

Необходимо отметить, что согласно ст. 37 Закона о госслужбе (в редакции Закона, действующей с 01.10.2011 г.) пенсия, назначенная в соответствии с этой статьей, в период работы на должностях, дающих право на назначение пенсии в порядке и на условиях, предусмотренных этим Законом, Законом № 2790, Законом о прокуратуре, Законом о научной деятельности, выплачивается в размере, исчисленном в соответствии с Законом о пенсионном страховании, а после увольнения с таких должностей — в размере, исчисленном в соответствии с этим Законом.

То есть в вышеуказанном примере, если лицо изъявит желание работать по достижении возраста 60 лет на должности государственного служащего, пенсия до увольнения с государственной службы будет выплачиваться ему на условиях, определенных Законом о пенсионном страховании, а после увольнения с государственной службыпо нормам Закона о госслужбе.

Следовательно, согласно изменениям к Закону о госслужбе, Закону о дипломатической службе, Закону № 2493 относительно предельного возраста нахождения на государственной службе государственные служащие, должностные лица местного самоуправления, дипломатические работники имеют возможность продолжать работать на государственной службе до достижения 65-летнего возраста, получая до увольнения с таких должностей пенсии, исчисленные на условиях, определенных Законом о пенсионном страховании.

Государственным служащим, пенсия которым по нормам Закона о госслужбе назначена до 01.10.2011 г., то есть до вступления в силу Закона № 3668, и которые трудоустроились на должности государственных служащих до указанной даты, в случае изъявления ими желания продолжать работать на государственной службе до 65-летнего возраста пенсия будет выплачиваться в полном объеме.

Елена Охрименко,начальник отдела специальных пенсий Пенсионного фонда Украины

Предельный возраст нахождения на государственной, дипломатической службе и службе в органах местного самоуправления

Законом № 3668 внесены изменения в Закон № 2493, Закон о госслужбе, Закон о дипломатической службе, которыми предусматривалось, что предельный возраст нахождения на государственной службе составляет 62 года для мужчин и 60 лет для женщин. Эта норма действовала с 01.10.2011 г.

30.12.2011 г. вступил в силу Закон № 4161, которым внесены изменения в вышеуказанные законы относительно предельного возраста нахождения на государственной службе и установлено, что предельный возраст нахождения на государственной службе, на службе в органах местного самоуправления, на дипломатической службе составляет 65 лет.

Изменения относительно предельного возраста не касаются возраста, в котором государственные служащие, должностные лица органов местного самоуправления, работники дипломатической службы имеют право на назначение пенсии по указанным законам.

В соответствии со ст. 21 Закона № 2493 пенсионное обеспечение должностных лиц местного самоуправления, имеющих стаж службы в органах местного самоуправления и/или государственной службы не меньше 10 лет, осуществляется в порядке, определенном законодательством Украины о государственной службе.

Согласно ст. 40 Закона о дипломатической службе пенсия работникам дипломатической службы назначается согласно Закону о госслужбе.

Статьей 37 Закона о госслужбе определены условия, при которых осуществляется назначение пенсий государственным служащим. Одним из таких условий является достижение пенсионного возраста.

Правом на пенсию государственного служащего пользуются мужчины, достигшие возраста 62 года, и женщины, достигшие пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании (60 лет).

До достижения возраста 62 года право на пенсию по возрасту имеют государственные служащиемужчины 1955 года рождения и старше по достижении ими такого возраста:

  • 60 лет — родившиеся по 31 декабря 1952 г.;
  • 60 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 января 1953 г. по 31 декабря 1953 г.;
  • 61 год — родившиеся с 1 января 1954 г. по 31 декабря 1954 г.;
  • 61 год 6 месяцев — родившиеся с 1 января 1955 г. по 31 декабря 1955 г.

То есть требования к возрасту, необходимому для назначения пенсии государственного служащего, изменились.

Следовательно, при достижении, например, мужчиной, родившимся 17.02.52 г., возраста 60 лет и при наличии необходимых условий для назначения пенсии государственного служащего, а именно: нахождение на время достижения пенсионного возраста на должности государственного служащего, наличие стажа государственной службы не меньше 10 лет и страхового стажа 35 лет, по его заявлению будет назначена пенсия по нормам Закона о госслужбе. При этом по нормам ст. 23 приведенного Закона указанное лицо имеет право продолжать работать на государственной службе до достижения 65-летнего возраста (до внесения изменений Законом № 4161 такой мужчина мог работать на государственной службе до 62 лет).

Необходимо отметить, что согласно ст. 37 Закона о госслужбе (в редакции Закона, действующей с 01.10.2011 г.) пенсия, назначенная в соответствии с этой статьей, в период работы на должностях, дающих право на назначение пенсии в порядке и на условиях, предусмотренных этим Законом, Законом № 2790, Законом о прокуратуре, Законом о научной деятельности, выплачивается в размере, исчисленном в соответствии с Законом о пенсионном страховании, а после увольнения с таких должностей — в размере, исчисленном в соответствии с этим Законом.

То есть в вышеуказанном примере, если лицо изъявит желание работать по достижении возраста 60 лет на должности государственного служащего, пенсия до увольнения с государственной службы будет выплачиваться ему на условиях, определенных Законом о пенсионном страховании, а после увольнения с государственной службыпо нормам Закона о госслужбе.

Следовательно, согласно изменениям к Закону о госслужбе, Закону о дипломатической службе, Закону № 2493 относительно предельного возраста нахождения на государственной службе государственные служащие, должностные лица местного самоуправления, дипломатические работники имеют возможность продолжать работать на государственной службе до достижения 65-летнего возраста, получая до увольнения с таких должностей пенсии, исчисленные на условиях, определенных Законом о пенсионном страховании.

Государственным служащим, пенсия которым по нормам Закона о госслужбе назначена до 01.10.2011 г., то есть до вступления в силу Закона № 3668, и которые трудоустроились на должности государственных служащих до указанной даты, в случае изъявления ими желания продолжать работать на государственной службе до 65-летнего возраста пенсия будет выплачиваться в полном объеме.

Ограничение по возрасту на госслужбе

На государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий).

Порядок поступления на госслужбу

Организация поступления граждан на гражданскую службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы», а также иными нормативными правовыми актами.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется в основном по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс проводится в два этапа:

1 этап. На официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе:

наименование вакантной должности гражданской службы;

требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности;

условия прохождения гражданской службы;

место и время приема документов, подлежащих представлению в государственный орган;

срок, до истечения которого принимаются указанные документы;

предполагаемая дата проведения конкурса; место и порядок проведения конкурса;

другие информационные материалы.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган соответствующие документы.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.

2 этап. Проведение непосредственно самого конкурса.

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, которая оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе.

Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Законодательством определены случаи, когда конкурс не проводится:

  1. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  2. при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
  3. при заключении срочного служебного контракта;
  4. при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  5. при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс также может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Ограничения при поступлении на госслужбу

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:

  1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  3. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  4. наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации;
  5. близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  6. выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  7. наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  8. представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  9. непредставления установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
  10. утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
  11. признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Испытание при поступлении на государственную гражданскую службу

При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если не предусмотрено иное.

Испытание может устанавливаться:

  1. при назначении гражданина или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, — на срок от одного месяца до одного года;
  2. при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу Российской Федерации, — на срок от одного до шести месяцев;
  3. при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — на срок от одного до шести месяцев.

Испытание не устанавливается:

  1. для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу;
  2. для гражданских служащих, назначенных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;
  3. для иных граждан и гражданских служащих, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин в соответствии с законодательством.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Часто задаваемые вопросы

Чем определены перечень и содержание требований к кандидатам на замещение должностей гражданской службы?

Для поступления на гражданскую службу необходимо соответствовать следующим требованиям:

  1. являться гражданином Российской Федерации;
  2. владеть государственным языком Российской Федерации;
  3. быть не моложе 18 лет, но и не старше 65 лет;
  4. иметь высшее образование (кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей, для замещения которых необходимо среднее профессиональное образование);
  5. иметь определенный стаж работы на государственной службе или в соответствующей профессиональной сфере;
  6. обладать профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей.

Требования наличия гражданства Российской Федерации и владения государственным языком Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Необходимость соответствия претендентов возрастным требованиям закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации – законом субъекта Российской Федерации.

Требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются локальными нормативными правовыми актами государственного органа, в который претендент поступает на службу, и призваны максимально отражать содержание и характер должностных обязанностей, предполагающихся к исполнению на данной должности государственной гражданской службы.

Имеют ли «молодые специалисты» преимущество перед специалистами старших поколений?

В соответствии с российским законодательством возраст не может являться преимуществом сам по себе. Если претендент попадает в установленный законодательством возрастной интервал, то он допускается к участию в конкурсе. При прохождении конкурсного отбора на гражданскую службу учитывается вся совокупность характеристик претендентов: образование, стаж, профессиональные знания и навыки.

Например, может сложиться ситуация, когда претендент старшего возраста будет иметь преимущество благодаря обширному профессиональному опыту и стажу. В иной ситуации молодой специалист может получить преимущество благодаря полученной профессиональной подготовке нового поколения.

У меня двойное гражданство. Могу ли я поступить на гражданскую службу?

Наличие гражданства другого государства (других государств) является препятствием для поступления на государственную гражданскую службу, если иное не предусмотрено международным договором. То есть, если у Вас имеется российское гражданство и гражданство другого государства, то все будет зависеть от условий договора или соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства между Россией и таким государством.

В каких случаях может быть отказано в участии в конкурсе на замещение должности гражданской службы?

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Не допущенный к участию в конкурсе претендент, вправе обжаловать это решение в соответствии с российским законодательством.

Каковы требования к стажу при поступлении на гражданскую службу? Кто их устанавливает?

Требование о необходимости определенного стажа при поступлении на гражданскую службу закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а конкретные требования к продолжительности стажа установлены Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы».

Данным Указом установлены следующие квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:

  1. высших должностей федеральной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  2. главных должностей федеральной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  3. ведущих должностей федеральной гражданской службы — без предъявления требования к стажу;
  4. старших должностей федеральной гражданской службы — без предъявления требований к стажу;
  5. младших должностей федеральной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Служить государству до 70 лет

Сегодня президент Владимир Путин внес в Государственную думу законопроект, который предполагает продление рабочего возраста государственных служащих до 70 лет.

Законопроект вносит изменения в закон «О государственной гражданской службе» изменения, сообщила во вторник пресс-служба Кремля .

«В целях сохранения на гражданской службе высококвалифицированного руководящего кадрового состава законопроектом предусматривается, что федеральному государственному гражданскому служащему, замещающему должность категории «руководители», относящуюся к высшей группе должностей, срок гражданской службы может быть продлен по решению президента Российской Федерации до достижения возраста 70 лет», — говорится в комментарии к законопроекту.

«Реализация предлагаемого законопроектом подхода соответствовала бы общей тенденции, закрепленной законодательством Российской Федерации в отношении судей, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, п редельный возраст пребывания которых в занимаемых должностях составляет 70 лет», — отмечается в документе.

В нем напоминается, что в настоящее время федеральным законом от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе 60 лет.

При этом частью 1 статьи 251 федерального закона предусмотрено, что гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлён по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица.

Таким образом, в настоящее время лицам, замещающим должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, и являющимся наиболее опытными и высококвалифицированными работниками, срок гражданской службы не может быть продлен свыше 65 лет.

Напомним, в июне 2010 года Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост главы государства, зафиксировал предельный возраст госслужащего — 60 лет, разрешив в порядке исключения продлевать контракты с чиновниками до 65 лет.

Отметим, что новому президенту Владимиру Путину 7 октября текущего года исполнится 60 лет.

Между тем из 11 советников Путина пятерым уже за 60, а Вениамину Яковлеву 70 лет. Скоро за границей установленного Медведевым предельного возраста окажутся полпреды Виктор Ишаев, Виктор Толоконский, Владимир Устинов, помощники президента Андрей Фурсенко и Юрий Ушаков, предполагают СМИ.

Эксперты прокомментировали «Актуальным комментариям» законодательную инициативу Владимира Путина о расширении до 70 лет возрастных границ выхода на пенсию государственных служащих.

Возрастной ценз в контексте специфики госслужбы

Госслужба – это особая деятельность, поэтому не приходится удивляться, что имеет место особый подход к предельному возрасту работников госслужбы.

Возрастные ограничения, установление как нижнего, так и верхнего возрастного порога, характерны фактически для любой сферы деятельности. Профессионализм имеет одновременно тенденцию как к накоплению с годами, так и к постепенному угасанию. Точно так же и опыт приходит с возрастом, но никогда нельзя говорить о том, что этому нет предела.

Начиная с определенного возраста, человек почти всегда утрачивает некоторые свои способности, ранее бывшие его второй сущностью. Кроме того, с возрастом естественным образом замедляется скорость реакции, скорость мысли и скорость самих физических действий. Удивляться здесь нечему, и никто не пытается оспаривать существование вышеупомянутых возрастных цензов.

Меду тем существуют некоторые случаи, когда профессиональная деятельность предусматривает большую, чем обычно, строгость отношения к возрастному цензу. Это, конечно, касается наиболее ответственной деятельности, работы в каких-то сферах, где внимание должно быть на самом высоком уровне. Кроме того, возрастной ценз учитывается более строго, если речь идет о работе с риском, о работе, основанной на тяжелом физическом труде, потенциально опасной для жизни и здоровья работе, и т.д.

Нельзя не отметить также и еще одно направление. Возрастной ценз касается не только способностей и возможностей работников, но также и актуальности их мировоззрения, и взглядов на жизнь. Здесь уместно упомянуть государственных служащих. Действительно, то, что делается в государстве, в той или иной мере является государственной политикой, реализуемой непосредственно руками госслужащих. Понятно, что на госслужбе не должно быть места консерватизму, косности и ограниченности. Госслужба обязательно должна двигаться в ногу со временем, быть актуальной во всех отношениях и во всех контекстах, улавливать основные современные тенденции и эффективно увязывать их с существующими традициями и классическими схемами. В противном случае результативность государственной службы рискует оказаться нулевой, что, по сути, будет означать, что госслужба и государственная машина в целом работает, не переставая, но при этом не приносит никаких плодов.

Итак, люди, занятые на государственной службе, должны соответствовать современности. Понятно, что преклонный возраст плохо соотносится с таким долженствованием. Плюс госслужащие также должны на любой должности сохранять ясный ум и быстроту реакции, немного болеть и в целом обладать крепким здоровьем, выносливостью эмоционального и физического свойства.

Конечно, можно предположить, и это предположение, несомненно, будет подтверждено практикой, что работник госслужбы и в весьма солидном возрасте будет по большинству критериев оставаться молодым и энергичным, будет вполне современен и т.д. Между тем подобных случаев единицы, и даже такие люди в силу возраста все равно естественным образом нуждаются в покое и отдыхе.

Именно поэтому государственная служба относится к числу видов профессиональной деятельности со строгим отношением к возрастному цензу. По меньшей мере, этот самый возрастной ценз на госслужбе есть, и он достаточно четко установлен для каждого типа и уровня должностей.

Имеет место как нижний, так и верхний возрастной ценз государственных служащих. Нижний возрастной ценз традиционно колеблется от совершеннолетия – для должностей низшего звена до 35 лет – для наиболее высоких и ответственных государственных должностей. В среднем принято полагать, что на госслужбу принимают с 25 лет.

Что же касается верхнего возрастного ценза на государственной службе, то здесь есть различия во мнениях, которые выливались в неоднократно имевшие место изменения законодательных положений. Речь идет о том, стоит ли относиться строго ко всем государственным должностям или только к определенным, рассматривать ли преклонный возраст как показатель опыта или как показатель угасания возможностей и перспектив госслужащего и т.д. Как мы указали, законодатели и иные представители власти в нашей стране не отличаются в данном вопросе особенным единодушием.

Последняя инновация, связанная с ним, объясняется попытками унификации подходов к госслужбе как к целостной многосторонней деятельности. Согласно поступившим предложениям, предельный возраст любого сотрудника государственной службы, вне зависимости от возраста, должен составлять 65 лет. При этом данное правило не относится к возрасту выхода госслужащего на пенсию, что регулируется в соответствующем порядке на общих основаниях.

Наряду с этим в рамках той же инновации указывается на ее полную увязку с существованием единой схемы оценки здоровья и профпригодности государственных служащих. Напоминаем, что с 2009 года в России введена медсправка 001-ГС/у, медсправка для госслужащих (взамен медсправки на профпригодность). Вместе с тем был сформирован и механизм выдачи такой медсправки для госслужащих.

Медсправка 001-ГС/у (медсправка для госслужащих) выдается сейчас терапевтом при наличии подписей и заключений, сделанных наркологом и психиатром. Как видно, суть оформления медсправки для госслужащих была сужена по отношению к особенностям медсправки на профпригодность обычного образца, которая предполагает заключении около семи врачей.

В данном контексте медицинская адекватность, как критерий профпригодности, прекрасно соотносится с возрастной адекватностью, как аналогичным же критерием.